УДК 002.55
Е. Н. Протопопова, Н. С. Телепнева
Результаты анкетирования предпринимателей как инструмент совершенствования
информационного обслуживания
Итоги опроса предпринимателей Брянской области в рамках целевой
программы «Государственная поддержка малого предпринимательства …».
На протяжении семи лет библиотеки Брянской области активно
участвуют в реализации целевой программы «Государственная поддержка малого
предпринимательства…». За это время они сумели зарекомендовать себя как
информационные центры, дополняющие инфраструктуру поддержки малого бизнеса
региона.
В рамках Программы в 2003 г. библиотеки области
провели опрос предпринимателей районных центров, который позволил подвести итог
первых трех лет работы по информационному обеспечению малого бизнеса региона и
наметить перспективы развития. Результаты исследования в обобщенном виде
представлены в статье «Информационное обеспечение предпринимательской
деятельности в малых городах» (Науч. и техн. б-ки. – 2004. – № 7. – С. 53–58).
В 2007 г. проведено повторное исследование, объектом
которого вновь стало мнение предпринимателей теперь уже не только о состоянии
информационного обеспечения в регионе, но и – по просьбе респондентов – о
наиболее важных для них проблемах, решаемых в рамках Программы поддержки предпринимательства
Брянщины.
Исследование, не претендуя на научную строгость и
завершенность, преследовало следующие цели:
- определение роли, места, приоритетов библиотеки в
информационном обеспечении предпринимательства региона;
- доведение обобщенных результатов исследования, а также
предложений, рекомендаций и просьб предпринимателей малых городов до руководителей Программы, что может оказаться полезным в
принятии управленческих решений в сфере развития и поддержки малого
предпринимательства.
В опросе приняли участие около 200 предпринимателей из 17
районов области, занятых в промышленном производстве (36%), строительстве
(3,5%), сфере услуг (17,5%), торговле (11%), фермеры (32%).
Рис. 1. Количество постоянных
сотрудников на предприятиях, представленных участниками исследования.
Основную часть респондентов представляют предприятия,
имеющие до 10 постоянных сотрудников. В то же время в опросе приняли участие
крупные для малых городов фирмы, в которых численность сотрудников достигает
100 и более (рис. 1).
Рис. 2. Состав респондентов,
участвовавших в опросах 2003 и 2007 гг.
(Примечание: число
респондентов в 2003 г. превышает в сумме 100%, так как около 9% из них
совмещали работу в сферах торговли и предоставления услуг населению.)
Сравнение состава респондентов (рис. 2) показало, что в
2003 г. деятельность значительной части респондентов (85%) была связана с
торговлей и сферой услуг; в 2007 г. 72% респондентов были заняты в
производстве и фермерстве, 28% – в торговле и оказании услуг. Это позволяет
утверждать, что в ходе опроса учтено мнение всех основных категорий представителей
малого бизнеса небольших городов.
Более 80% участников опроса имеют многолетний деловой опыт,
связанный с предпринимательством, – 5 и более лет.
55% респондентов планируют расширение деятельности своих предприятий.
Большинство из них не ждут никакой помощи со стороны и надеются только на себя;
остальные нуждаются в льготном кредитовании, снижении налогов. Фермеры просят
помощи в организации сбыта продукции и приобретении новой техники.
Второй блок вопросов позволил выяснить основные источники
получения информации.
Как показали
результаты опроса, предприятиям малого бизнеса необходима информационная
поддержка для более эффективного ведения дел – об этом заявили почти 90%
руководителей предприятий (в 2003 г. – только 73%).
Мнение предпринимателей по поводу предпочтительных
источников получения информации в сравнении с 2003 г. мало изменилось.
Более половины – 57% (в 2003 г. – 54%) – считают, что информационную
поддержку малому предпринимательству в первую очередь должны оказывать налоговые
службы; 41% (40% в 2003 г.) отдают предпочтение местным органам власти;
около 30% (в 2003 г. – 28%) считают, что информационную поддержку могут
оказывать и библиотеки.
В 2007 г. 75% предпринимателей получали информацию для
ведения дел в налоговых службах; почти 40% – в администрации, 30% – в библиотеке,
31% – в СМИ. В отличие от предыдущего опроса респонденты называли Интернет,
электронные БД, периодические издания; более 50% получают информацию из нескольких
источников.
Около половины предпринимателей пользуются ресурсами своей
районной (городской) библиотеки (на 2% больше, чем в 2003 г.). Количество
постоянных читателей, как и в 2003 г., – 13%, остальные пользуются библиотекой
«от случая к случаю».
Ответы на вопрос «Удовлетворены
ли вы информационным обслуживанием в библиотеке?» распределились следующим
образом:
|
Удовлетворены (в %)
|
Не удовлетворены (в %)
|
|
2003
|
2007
|
2003
|
2007
|
Каталоги, картотеки
|
54
|
50
|
13
|
15
|
Книжный фонд
|
26
|
25
|
50
|
50
|
Фонд периодических изданий
|
35
|
30
|
45
|
50
|
Использование современных
технологий
|
21
|
40
|
50
|
40
|
Фонд нетрадиционных
носителей информации (дискеты, CD и др.)
|
12
|
15
|
61
|
60
|
Культура обслуживания
|
76
|
79
|
-
|
-
|
Результаты опроса показали, что почти 80% респондентов
полностью удовлетворены культурой обслуживания в библиотеке (остальные не дали
ответа на этот вопрос).
Небольшой процент респондентов, не удовлетворенных
каталогами и картотеками, говорит не о качестве СБА, а скорее, о нежелании и
неумении читателей пользоваться библиотечными каталогами и картотеками, их
предпочтении работать по рекомендации библиотекаря.
Книжным фондом не удовлетворена половина
пользователей библиотеки.
Фонд периодических изданий в 2007 г. удовлетворял
интересы только 30% респондентов (в 2003 г. было на 5% больше); не
удовлетворял уже 50% (45% – в 2003 г.). Это говорит о том, что требования
пользователей возросли, а возможности библиотек остались на прежнем уровне.
Респонденты по-прежнему невысоко оценили фонд на нетрадиционных
носителях. Но число тех, кто удовлетворен использованием в библиотеке новых
информационных технологий, по сравнению с 2003 г. значительно выросло – с
21% до 40%. Это, конечно, радует и подтверждает тот факт, что мы сделали еще
один шаг на пути к единому информационному пространству.
Результаты опроса говорят о том, что наиболее активно
используемым источником информации предпринимателей малых городов остаются газеты
(в 2003 г. – 57%, в 2007 г. – 55%).
В 2007 г. уже 45% предпринимателей обратились к
Интернету для получения необходимой информации (в 2003 г. – 23%), причем
число пользователей Интернета в библиотеке выросло почти на 8% по сравнению с
2003 г. Можно говорить о том, что предприниматели стали активнее использовать
новые информационные технологии. В этом есть и заслуга библиотек, внедривших в
практику своей работы и широко рекламирующих новые возможности и электронные
информационные ресурсы.
Для
качественного и оперативного обеспечения всех заинтересованных лиц официальной
правовой информацией в 28 муниципальных библиотеках созданы центры правовой
информации, располагающие системами «Консультант +», программными продуктами,
предоставленными Центром спецсвязи и информации ФСО России в Брянской области.
Наличие правовых систем даёт возможность частным предпринимателям и юристам
малых предприятий обращаться в библиотеку за необходимой им правовой информацией;
выбранные ими документы копируются на бумагу или дискету.
В 13 районных библиотеках, имеющих
доступ в Интернет, предприниматели могут познакомиться с важнейшими ресурсами
сети.
Одно из новых направлений в работе
Клетнянской библиотеки – оказание помощи предпринимателям в поисках рынка сбыта
их продукции. Это направление считается перспективным.
Ряд библиотек осуществляет визуальное информирование населения о
социально-экономическом развитии района (города), о принятых администрацией
постановлениях. Пользователь библиотеки может не только получить бесплатную
библиографическую, аналитическую и документальную информацию, но и скопировать
необходимые документы.
В библиотеках организуются
выставки, готовятся библиографические списки литературы по темам
«Предпринимательство: региональный аспект», «Малый бизнес: информация для
предпринимателей», «Налоги и право», «В помощь малому бизнесу» и др.
Наряду с традиционными осваиваются
и предлагаются пользователям новые услуги: подготовка тематических дайджестов,
деловых досье, консультирование по ведению информационного поиска.
В 2007 г., как и в 2003 г., в рейтинге основных
видов информации, необходимой предпринимателям, лидирует информация о
налогообложении. Далее респондентами отмечены (в порядке убывания): официальная
информация, документы органов власти, нормативно-правовая информация,
информация об оборудовании и технологиях, информация о кредитах и инвестициях,
ценовая и коммерческая информация, информация о проведении проверок.
Показательно, что информация об оборудовании и технологиях
поднялась в рейтинге довольно высоко. Это связано с составом респондентов
2007 г. – в производственной сфере и фермерстве заняты 72% опрошенных.
Напомним, что респондентами 2003 г. были в основном предприниматели,
занятые в торговле, для них эта информация не представляет интереса.
В 2007 г. в сферу интересов предпринимателей шире вошла
обучающая и даже научная информация, которая никого не интересовала в предыдущем
опросе.
Сравнивая результаты опросов, можно сделать вывод, что
информационные запросы предпринимателей региона постепенно меняются, как
меняются их деловые интересы – с сиюминутных («купил – продал») на долгосрочные
и основательные.
При этом роль библиотек как главных информационных центров малых
городов возрастает, а объективное мнение предпринимателей о наших
информационных ресурсах должно стать отправной точкой для изменения ситуации не
только в комплектовании фондов, но и для постановки проблемы информационного
обслуживания этой категории пользователей.
Результаты анкетирования позволят каждой муниципальной библиотеке
определить приоритеты в поддержке малого предпринимательства, а также сделать
работу в этом направлении более эффективной.
В обобщенном виде результаты опроса будут представлены руководству
Программы, что, по нашему мнению, поможет диагностировать проблемы,
препятствующие развитию малого бизнеса в регионе, повысить эффективность
реализуемых программ.
|