Научные и технические библиотеки №7 2008 год
Содержание:

Манифест ИФЛА о поликультурной библиотеке

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Захарова Г. М. Законодательство об авторском праве и библиотеки

Протопопова Е. Н., Телепнева Н. С. Результаты анкетирования предпринимателей как инструмент совершенствования информационного обслуживания

Стрелкова Е. В. Авторитетные файлы в нормализации тематических баз данных Фундаментальной библиотеки Санкт-Петербургского государственного политехнического университета

Ахремчик Р. В., Титович С. М. Обслуживание удаленных пользователей

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП И ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ ИНФОРМАЦИИ

Земсков А. И., Шрайберг Я. Л. Конкретные модели и проекты открытого доступа

ЭЛЕМЕНТЫ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Воройский Ф. С. Новейшие концепции, технологии и разработки в области информационной безопасности

НАША ПРОФЕССИЯ

Пилко И. С. Научное обоснование разработки образовательных стандартов

Сукиасян Э. Р. Повышение квалификации в библиотеке. Рекомендации руководителю

Корниенко В. А. Система повышения квалификации в помощь самообразованию персонала

ЮБИЛЕИ

К юбилею И. А. Андреевой

Юсупова Г. Н. Творческий путь во благо развития культуры, образования и общества. (К 60-летию Р. А. Турдукеевой, директора Научной библиотеки Бишкекского гуманитарного университета им. К. Карасаева)

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ


УДК 002.55

Е. Н. Протопопова, Н. С. Телепнева

Результаты анкетирования предпринимателей
как инструмент совершенствования
информационного обслуживания

Итоги опроса предпринимателей Брянской области в рамках целевой программы «Государственная поддержка малого предпринимательства …».

На протяжении семи лет библиотеки Брянской области активно участвуют в реализации целевой программы «Государственная поддержка малого предпринимательства…». За это время они сумели зарекомендовать себя как информационные центры, дополняющие инфраструктуру поддержки малого бизнеса региона.

В рамках Программы в 2003  г. библиотеки области провели опрос предпринимателей районных центров, который позволил подвести итог первых трех лет работы по информационному обеспечению малого бизнеса региона и наметить перспективы развития. Результаты исследования в обобщенном виде представлены в статье «Информационное обеспечение предпринимательской деятельности в малых городах» (Науч. и техн. б-ки. – 2004. – № 7. – С. 53–58).

В 2007 г. проведено повторное исследование, объектом которого вновь стало мнение предпринимателей теперь уже не только о состоянии информационного обеспечения в регионе, но и – по просьбе респондентов – о наиболее важных для них проблемах, решаемых в рамках Программы поддержки предпринимательства Брянщины.

Исследование, не претендуя на научную строгость и завершенность, преследовало следующие цели:

  • определение роли, места, приоритетов библиотеки в информационном обеспечении предпринимательства региона;
  • доведение обобщенных результатов исследования, а также предложений, рекомендаций и просьб предпринимателей малых городов до руководителей Программы, что может оказаться полезным в принятии управленческих решений в сфере развития и поддержки малого предпринимательства.

В опросе приняли участие около 200 предпринимателей из 17 районов области, занятых в промышленном производстве (36%), строительстве (3,5%), сфере услуг (17,5%), торговле (11%), фермеры (32%).

Рис. 1. Количество постоянных сотрудников на предприятиях, представленных участниками исследования.

Основную часть респондентов представляют предприятия, имеющие до 10 постоянных сотрудников. В то же время в опросе приняли участие крупные для малых городов фирмы, в которых численность сотрудников достигает 100 и более (рис. 1).

 

Рис. 2. Состав респондентов, участвовавших в опросах 2003 и 2007 гг.

(Примечание: число респондентов в 2003 г. превышает в сумме 100%, так как около 9% из них совмещали работу в сферах торговли и предоставления услуг населению.)

Сравнение состава респондентов (рис. 2) показало, что в 2003 г. деятельность значительной части респондентов (85%) была связана с торговлей и сферой услуг; в 2007 г. 72% респондентов были заняты в производстве и фермерстве, 28% – в торговле и оказании услуг. Это позволяет утверждать, что в ходе опроса учтено мнение всех основных категорий представителей малого бизнеса небольших городов.

Более 80% участников опроса имеют многолетний деловой опыт, связанный с предпринимательством, – 5 и более лет.

55% респондентов планируют расширение деятельности своих предприятий. Большинство из них не ждут никакой помощи со стороны и надеются только на себя; остальные нуждаются в льготном кредитовании, снижении налогов. Фермеры просят помощи в организации сбыта продукции и приобретении новой техники.

Второй блок вопросов позволил выяснить основные источники получения информации.

Как показали результаты опроса, предприятиям малого бизнеса необходима информационная поддержка для более эффективного ведения дел – об этом заявили почти 90% руководителей предприятий (в 2003 г. – только 73%).

Мнение предпринимателей по поводу предпочтительных источников получения информации в сравнении с 2003 г. мало изменилось. Более половины – 57% (в 2003 г. – 54%) – считают, что информационную поддержку малому предпринимательству в первую очередь должны оказывать налоговые службы; 41% (40% в 2003 г.) отдают предпочтение местным органам власти; около 30% (в 2003 г. – 28%) считают, что информационную поддержку могут оказывать и библиотеки.

В 2007 г. 75% предпринимателей получали информацию для ведения дел в налоговых службах; почти 40% – в администрации, 30% – в библиотеке, 31% – в СМИ. В отличие от предыдущего опроса респонденты называли Интернет, электронные БД, периодические издания; более 50% получают информацию из нескольких источников.

Около половины предпринимателей пользуются ресурсами своей районной (городской) библиотеки (на 2% больше, чем в 2003 г.). Количество постоянных читателей, как и в 2003 г., – 13%, остальные пользуются библиотекой «от случая к случаю».

Ответы на вопрос «Удовлетворены ли вы информационным обслуживанием в библиотеке?» распределились следующим образом:

 

Удовлетворены
(в %)

Не удовлетворены
(в %)

 

2003

2007

2003

2007

Каталоги, картотеки

54

50

13

15

Книжный фонд

26

25

50

50

Фонд периодических изданий

35

30

45

50

Использование современных технологий

21

40

50

40

Фонд нетрадиционных носителей информации (дискеты, CD и др.)

12

15

61

60

Культура обслуживания

76

79

-

-

Результаты опроса показали, что почти 80% респондентов полностью удовлетворены культурой обслуживания в библиотеке (остальные не дали ответа на этот вопрос).

Небольшой процент респондентов, не удовлетворенных каталогами и картотеками, говорит не о качестве СБА, а скорее, о нежелании и неумении читателей пользоваться библиотечными каталогами и картотеками, их предпочтении работать по рекомендации библиотекаря.

Книжным фондом не удовлетворена половина пользователей библиотеки.

Фонд периодических изданий в 2007 г. удовлетворял интересы только 30% респондентов (в 2003 г. было на 5% больше); не удовлетворял уже 50% (45% – в 2003 г.). Это говорит о том, что требования пользователей возросли, а возможности библиотек остались на прежнем уровне.

Респонденты по-прежнему невысоко оценили фонд на нетрадиционных носителях. Но число тех, кто удовлетворен использованием в библиотеке новых информационных технологий, по сравнению с 2003 г. значительно выросло – с 21% до 40%. Это, конечно, радует и подтверждает тот факт, что мы сделали еще один шаг на пути к единому информационному пространству.

Результаты опроса говорят о том, что наиболее активно используемым источником информации предпринимателей малых городов остаются газеты (в 2003 г. – 57%, в 2007 г. – 55%).

В 2007 г. уже 45% предпринимателей обратились к Интернету для получения необходимой информации (в 2003 г. – 23%), причем число пользователей Интернета в библиотеке выросло почти на 8% по сравнению с 2003 г. Можно говорить о том, что предприниматели стали активнее использовать новые информационные технологии. В этом есть и заслуга библиотек, внедривших в практику своей работы и широко рекламирующих новые возможности и электронные информационные ресурсы.

Для качественного и оперативного обеспечения всех заинтересованных лиц официальной правовой информацией в 28 муниципальных библиотеках созданы центры правовой информации, располагающие системами «Консультант +», программными продуктами, предоставленными Центром спецсвязи и информации ФСО России в Брянской области. Наличие правовых систем даёт возможность частным предпринимателям и юристам малых предприятий обращаться в библиотеку за необходимой им правовой информацией; выбранные ими документы копируются на бумагу или дискету.

В 13 районных библиотеках, имеющих доступ в Интернет, предприниматели могут познакомиться с важнейшими ресурсами сети.

Одно из новых направлений в работе Клетнянской библиотеки – оказание помощи предпринимателям в поисках рынка сбыта их продукции. Это направление считается перспективным.

Ряд библиотек осуществляет визуальное информирование населения о социально-экономическом развитии района (города), о принятых администрацией постановлениях. Пользователь библиотеки может не только получить бесплатную библиографическую, аналитическую и документальную информацию, но и скопировать необходимые документы.

В библиотеках организуются выставки, готовятся библиографические списки литературы по темам «Предпринимательство: региональный аспект», «Малый бизнес: информация для предпринимателей», «Налоги и право», «В помощь малому бизнесу» и др.

Наряду с традиционными осваиваются и предлагаются пользователям новые услуги: подготовка тематических дайджестов, деловых досье, консультирование по ведению информационного поиска.

В 2007 г., как и в 2003 г., в рейтинге основных видов информации, необходимой предпринимателям, лидирует информация о налогообложении. Далее респондентами отмечены (в порядке убывания): официальная информация, документы органов власти, нормативно-правовая информация, информация об оборудовании и технологиях, информация о кредитах и инвестициях, ценовая и коммерческая информация, информация о проведении проверок.

Показательно, что информация об оборудовании и технологиях поднялась в рейтинге довольно высоко. Это связано с составом респондентов 2007 г. – в производственной сфере и фермерстве заняты 72% опрошенных. Напомним, что респондентами 2003 г. были в основном предприниматели, занятые в торговле, для них эта информация не представляет интереса.

В 2007 г. в сферу интересов предпринимателей шире вошла обучающая и даже научная информация, которая никого не интересовала в предыдущем опросе.

Сравнивая результаты опросов, можно сделать вывод, что информационные запросы предпринимателей региона постепенно меняются, как меняются их деловые интересы – с сиюминутных («купил – продал») на долгосрочные и основательные.

При этом роль библиотек как главных информационных центров малых городов возрастает, а объективное мнение предпринимателей о наших информационных ресурсах должно стать отправной точкой для изменения ситуации не только в комплектовании фондов, но и для постановки проблемы информационного обслуживания этой категории пользователей.

Результаты анкетирования позволят каждой муниципальной библиотеке определить приоритеты в поддержке малого предпринимательства, а также сделать работу в этом направлении более эффективной.

В обобщенном виде результаты опроса будут представлены руководству Программы, что, по нашему мнению, поможет диагностировать проблемы, препятствующие развитию малого бизнеса в регионе, повысить эффективность реализуемых программ.

  
На главную