Научные и технические библиотеки №8 2008 год
Содержание:

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП И ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ ИНФОРМАЦИИ

Шрайберг Я. Л., Земсков А. И.  Корпоративные и национальные проекты Открытого доступа

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Грибков Д. Н. Модель интеграции информационных ресурсов культурно-образовательной сферы

Шленова Е. А. Информационное обеспечение научной деятельности университета

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. Таблицы соответствия классификационных систем. Фантастические гипотезы и реальные предложения

НАША ПРОФЕССИЯ

Кушнаренко Н. Н., Соляник А. А. Социальные коммуникации – новая научная отрасль

Ли М. Г. Бакалавр и магистр: проектирование профессиональных компетенций

Леонтьев А. А. Русский versus английский: проблема адекватности перевода (на примере английской части сайта Отделения ГПНТБ СО РАН)

Сукиасян Э. Р. О точности перевода и культуре переводчика

К 50-ЛЕТИЮ ГПНТБ РОССИИ

Арзуханов А. С. Cистема повышения квалификации кадров ГПНТБ России: история и современное состояние

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Земсков А. И. Научные библиотеки в цифровую эпоху: пути перестройки.

Варганова Г. В. Лидерство как направление библиотековедческих исследований в США

Романов П. С. Оценка эффективности работы библиотеки методом анализа пакета данных. (Зарубежный опыт)

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Шапошников А. Е. Новый вклад в изучение проблем библиотечного обслуживания

Бездрабко В. В. Новое пособие для документоведа – настоящего и будущего

ЮБИЛЕИ

Радина Т. С., Дубова Н. Б. Библиотечно-информационное обеспечение врачей-фтизиаторов: взгляд через призму времени. (К 90-летию Научной медицинской библиотеки НИИ фтизиопульмонологии ММА им. И. М. Сеченова)

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Гутцайт Л. Э. AbOvo

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

Памяти Дмитрия Яковлевича Коготкова


УДК 023

Г. В. Варганова

Лидерство как направление
библиотековедческих исследований в США

Изложены положения основных теоретико-методологических подходов, в рамках которых проводится организуемая библиотечными школами, ассоциациями и библиотеками исследовательская работа, посвященная лидерству как наиболее актуальному направлению научных исследований в американском библиотековедении.

В зарубежном библиотековедении большое внимание уделяется проблеме лидерства, в частности рассмотрению таких его аспектов, как природа и сущность, функции лидера, модели и стили лидерского поведения, взаимоотношения лидера и менеджера в управлении библиотекой, этика и социальная ответственность лидеров, особенности формирования лидера в условиях библиотечных школ, в рамках тренинговых программ, проводимых в библиотеках, на курсах повышения квалификации, семинарах и «круглых столах», организуемых библиотечными и информационными ассоциациями.

Первые, весьма немногочисленные публикации по проблеме лидерства появились в американском библиотековедении в конце 1980-х гг. Однако осознание профессиональным сообществом значимости и неотложности решения этой проблемы приходится на 1990-е гг. и связано с изменениями в социальной, экономической и культурной структуре общества.

Важнейшей причиной стали переход к информационному обществу и необходимость динамичного и максимально полного использования преимуществ вновь разрабатываемых и постоянно усложняющихся компьютерных технологий в деятельности библиотек различных типов. Эффективное решение этих задач потребовало лидеров, способных возглавить новые направления в работе библиотек, обладающих умением принимать наиболее ответственные решения, мотивировать и вдохновлять сотрудников на их реализацию. Однако в те же годы наблюдаются снижение интереса к библиотечной профессии, сокращение количества желающих обучаться в библиотечных и информационных школах; массовый уход из профессии как отказ от первичного профессионального выбора и готовность к иному профессиональному самоопределению. Не менее значимыми стали и возрастные деформации профессиональной структуры, а именно: резкое увеличение доли библиотечных работников пенсионного возраста и др.

Эти причины привели к активизации интереса специалистов к проблеме лидерства: увеличивается количество публикаций в журналах научной и практической направленности «LibraryTrends», «LibraryQuarterly», «LibraryJournal», «CollegeandResearchLibraries», «LibraryAdministrationandManagement» и др., организуется все больше конференций на уровне страны, библиотечных школ и непосредственно самих библиотек.

Сегодня можно утверждать, что американские специалисты в области библиотечной и информационной науки одними из первых начали систематические академические исследования по данному научному направлению. Объем НИР по проблеме лидерства в американской библиотечной школе значительно выше, чем в Европе.

Важной проблемой, находящейся в поле зрения исследователей, является определение понятия лидерство.

Сегодня в американском библиотековедении не существует общепринятого и общепризнанного определения лидерства Так, предлагается понимание лидерства как «способности влиять, мотивировать и направлять других на достижение поставленной цели», как «оценки вклада подчиненных в достижении задачи … и оказание им помощи в раскрытии их потенциала» и др.

Нельзя не согласиться с мнением американских исследователей, утверждающих, что ни одно из предложенных определений не поясняет, какими качествами должен обладать человек, чтобы стать лидером, и тем более не дает ответа на вопрос, как становятся лидерами в различных сферах профессиональной деятельности.

Исследователи подразделяют лидеров на транзакционных, трансформационных и харизматических.

Транзакционные (transactionalleaders) – это лидеры, имеющие развитые способности по управлению подчиненными и мотивированию их на достижение поставленной цели. Этот тип лидеров умеет очень четко и ясно представить объем, содержание и процедуры работы, которую должен выполнить подчиненный, умеет пояснить требования к нему.

Трансформационные лидеры (transformationalleaders) – люди, обладающие яркими личными качествами, невероятно сильной способностью воздействовать на подчиненных, инновационным складом мышления. Их основными чертами являются индивидуальный подход к подчиненным, умение их интеллектуально мотивировать, вдохновить и стимулировать, стремление постоянно вводить обоснованные и нужные библиотеке инновации. Постоянно работая над собственным личностным и профессиональным развитием, такой лидер ставит все более высокие цели, пренебрегает личными интересами, приобретает все большее доверие и уважение и становится образцом для подражания. Вдохновляя подчиненных на выполнение поставленной цели, трансформационные лидеры непременно показывают значимость этой цели и важность участия конкретного человека в ее достижении в социальном, профессиональном и личностном аспекте. Морально-нравственное воздействие такого лидера приводит к тому, что подчиненные готовы жертвовать своими индивидуальными интересами и потребностями в пользу коллективных с тем, чтобы идентифицировать себя с лидером и группой коллег, которая поставила и способна достичь столь значимых для библиотеки целей. Трансформационные лидеры умеют создавать долговременные отношения с подчиненными, пытаются преобразовывать (трансформировать) их так, чтобы они ставили перед собой все более сложные задачи и старались их выполнить.

В американском библиотековедении достаточно много публикаций, где важным качеством личности лидера называется его харизма. Неслучайно теория харизматического лидерства, отраженная в работах J. Conger и
R.Kanungo
, нашла сторонников и среди представителей нашей профессии.

К харизматическим лидерам относят специалистов, обладающих необыкновенно яркими уникальными индивидуально-психологическими и социально-психологическими особенностями, которые оцениваются окружающими как сверхособенности, отсутствующие у других людей.

Важнейшие черты этого типа лидеров – умение определять стратегические цели библиотеки, прогнозировать достаточно отдаленные перспективы ее развития, оказывать очень сильное влияние на подчиненных и вдохновлять их на выполнение поставленных задач; невероятные способности в области управления; предвидение потенциально возможных кризисных ситуаций; готовность идти на оправданный риск; ощущение особенностей внешней среды; знание потребностей подчиненных, их чувств, эмоций, переживаний и умения их учитывать, выстраивая логику взаимоотношений с ними; проявление различных стилей поведения, часто неожиданных для окружающих, но необходимых во вновь возникающих ситуациях и др. Для таких лидеров характерно огромное стремление к власти, вера в собственную правоту, убежденность в том, что только он может справиться с возникшими проблемами. Социализированное харизматическое лидерство заключается в сдерживании стремления к использованию власти, к стимулированию подчиненных при выполнении задачи и оказанию им поддержки. Персонализированное харизматическое лидерство предполагает всеобъемлющее применение власти при решении задачи любой степени трудности.

Нельзя не отметить, что в работах американских специалистов существует и точка зрения, согласно которой эффективность воздействия харизматического лидера на персонал не всегда высока. Трансформационные лидеры, стремящиеся к позитивным изменениям в образовательном, профессиональном уровне подчиненных, могут быть значительно более эффективными. Однако в условиях неопределенности цели и задач организации, неясности путей и средств ее достижения, разобщенности персонала библиотеки, напряженности во взаимоотношениях между сотрудниками, харизматический лидер также может иметь успех.

В своих исследованиях библиотечные специалисты пытаются выяснить особенности процесса влияния транзакционных, трансформационных и харизматических лидеров на окружающих, найти зависимость между лидерством каждого типа и повышением эффективности труда библиотекарей.

Ученые рассматривают и функции лидера, подразделяя их на социальные (умение откликаться на проблемы, возникающие как в обществе в целом, так и в его отдельных подсистемах, в частности в коллективе библиотеки) и профессиональные, реализация которых предполагает наличие базовых знаний в профессиональной сфере, а также способностей к мотивированию персонала, прогнозированию, планированию, организации, координации, регулированию и контролю деятельности подчиненных. Понимая всю сложность проблемы выявления содержания функций лидера, тем не менее замечу, что предложенное американскими коллегами разделение вызывает вопросы, в частности, зависят ли функции лидера от его положения в иерархической структуре библиотеки; каково отличие функций лидера от функций менеджера, возможны ли «пересечения», какова логика взаимоотношений сильного лидера и сильного менеджера в библиотеке и др.

В методологическом плане публикации в специальной печати о выявлении отличий лидера от менеджера в библиотеке весьма уязвимы. В библиотечной среде наиболее распространена точка зрения, согласно которой «лидер делает правильные вещи, а менеджер делает вещи правильно», «лидерство отвечает на вопросы, что и почему нужно делать, а менеджмент – на вопрос, как это делать», «лидерство более сконцентрировано на людях, а менеджмент на системах, структурах, процедурах…».

При изучении проблемы лидерства в библиотековедческой литературе используются несколько теоретико-методологических подходов. Наибольшее распространение получили личностный, поведенческий и ситуационный. Именно эти подходы лежат в основе большей части научных исследований, а их изучение является обязательным разделом учебной программы многих библиотечных школ.

Большая часть библиотековедческих исследований носит дескриптивный (описательный) характер. А качества лидера выявлялись на основе использования, главным образом, таких методов, как анкетирование, интервьюирование, опрос, беседа, метод фокус-групп, анализ документов (дневников, мемуаров), метод Дельфи и метод кейс-стадис.

В качестве респондентов выступали деканы и профессора библиотечных школ, директора библиотек различных типов, президенты библиотечных ассоциаций, которые в профессиональной среде оцениваются как лидеры. Масштабы исследований различны: в некоторых исследованиях изучались лидеры одной отдельно взятой библиотеки, в других – все директора, входящие в Ассоциацию исследовательских библиотек. Соответственно и количество респондентов варьируется от одного до ста и более человек.

Первоначально изучение лидерства проводилось в рамках личностного подхода. Его сторонники исходят из того, что лидеры обладают совокупностью общих для них личных качеств, которые и предопределяют их лидирующее положение в библиотеке.

Ранние исследования ставили своей целью выявить спектр личных качеств лидеров, ранжировать их по интенсивности проявления и разработать тесты, позволяющие среди большого количества специалистов выявить тех, кто обладает задатками лидера.

Американское библиотековедение стоит на принципиальном положении – лидерами не рождаются, лидерами становятся. Поскольку задатки являются психологической основой способностей, то в ходе реализации соответствующей деятельности специалист может приобрести необходимые качества и развить лидерские способности. В связи с этим тесты на определение задатков планировалось дополнить методическими/тренин­говыми материалами по формированию лидерских способностей.

К значимым личным качествам лидера в различных исследованиях отнесены: гибкость, энергичность, умение сочувствовать, благоразумие, креативность, смелость, принципиальность, общительность, решительность, чувство юмора, напористость, информированность, инновационный характер мышления, профессиональная компетентность, доверие к персоналу, умение ценить людей и др. В исследовании, проведенном Ассоциацией исследовательских библиотек указано более ста качеств, которые, по мнению респондентов, необходимы лидеру.

Анализ исследований американских специалистов в рамках личностного подхода позволяет сделать вывод о том, что совокупность качеств, характерная для всех лидеров, не выявлена. Практически каждое новое исследование добавляло в список ранее обнаруженных качеств новые; установлено, что интенсивность проявления личных качеств у разных лидеров различна, а в условиях достижения различных целей лидеры не всегда демонстрируют одни и те же качества; наличие лидерских качеств не всегда означает, что человек непременно проявит себя как лидер или что его лидерство будет эффективным и др.

На основании этого большинство американских ученых сделали справедливый вывод о том, что лидерство не может быть сведено к наличию у человека каких-либо определенных качеств. Очевидная методологическая слабость личностного подхода к изучению лидерства заставила библиотечных специалистов при проведении научных исследований обратиться к основным положениям поведенческого подхода, который достаточно широко используется в социальных науках (Р. Лайкерт и его коллеги из Мичиганского университета, исследователи из Университета Огайо – Р. Блейк и Д. Моутон).

Согласно этому подходу успех лидера в наибольшей степени определяется выбранным им стилем поведения по отношению к подчиненным.

В библиотековедческих исследованиях, программа которых была основана на использовании поведенческого подхода, ученые пытались вывить, описать и проанализировать стили поведения, характерные для успешных лидеров, и на этой основе разработать классификацию практикуемых лидерами стилей управления.

Нельзя не отметить, что эти исследования значительно расширили представление о сущности лидерства в библиотеках и об особенностях стилей поведения, которые лидеры выбирают по отношению к подчиненным как наиболее эффективные.

Однако методологическая слабость исследований с использованием поведенческого подхода заключается прежде всего в настроенности исследователей на доказательство того, что поведение лидера и его личные качества – самые главные факторы, определяющие успех любой работы. Как правило исследователи настроены на стремление выявить один наиболее эффективный стиль поведения для каждого лидера и пренебрегают внутренними и внешними факторами, характерными для той или иной ситуации, в рамках которой действует лидер. Эти факторы не всегда статичны: например, приоритетные для выполнения библиотекой программы; тип задания, который должен выполнить персонал в определенный период времени; финансовые возможности библиотеки; качество профессиональной подготовки сотрудников; количество проектов, реализуемых в библиотеке; перспективные направления развития ее отдельных подразделений; необходимость координации деятельности с издательскими и книгораспространительскими организациями.

В результате проведенные библиотечными специалистами исследования не позволили выявить обоснованной зависимости между выбранным лидером стилем поведения и успехом группы подчиненных, которую он возглавляет.

Отсутствие в проведенных исследованиях весомых результатов, которые могли бы решить столь важную для библиотечной профессии проблему подготовки лидеров, заставили ученых расширить используемые в исследованиях методологические подходы.

Достаточно перспективным для библиотечной науки оказался ситуационный подход, который нашел отражение в работах таких ученых, как Ф. Фидлер, Т. Митчелл и Р. Хаус и другие. Ситуационный подход уделяет большое внимание особенностям ситуации, в рамках которой действует лидер, а также факторам, воздействующим на ситуацию и придающим ей динамизм.

Библиотековедческие исследования, использующие подход Ф. Фид­лера, убедительно показали, что в эффективности лидерства решающую роль могут играть не только личные качества лидера и стиль его поведения, но и факторы, которые включают в себя особенности сложившихся отношений между лидером и подчиненными; структуру задачи, которую ставят перед подчиненными (ее лаконичность, точность, ясность формулировки), а также характер должностных полномочий лидера, и соответственно те возможности, которые дает его должность, например, возможность дифференцированно поощрять сотрудников за качественно сделанную работу и др. Примечательно, что некоторые библиотечные специалисты признают, что разные ситуации требуют разного стиля поведения, а другие исходят из предположения, что стиль поведения любого лидера остается неизменным.

Библиотечные специалисты – сторонники подхода Т. Митчелла и Р. Хауса большое внимание уделяют целям, которые ставит перед собой лидер, и путям их достижения. При этом отмечают, что важным является владение лидера приемами воздействия на подчиненных, которые могут повысить эффективность их труда. К подобным приемам отнесены такие, как четкое объяснение требований, которым подчиненные должны соответствовать, оказание им поддержки в выполнении работы, устранение преград, мешающих достижению цели, удовлетворение потребностей подчиненных в случае достижения цели и др. В итоге выделены четыре стиля поведения лидера: стиль поддержки подчиненных, директивный стиль, стиль поощрения участия подчиненных в принятии решений и стиль, ориентированный на достижение цели.

В последние годы в социальных науках большой популярностью пользуется теория жизненного цикла П. Херси и К. Бланшара, которая по своей сути также относится к ситуационному подходу. Основная мысль этой теории в том, что стиль лидерства во многом определяется зрелостью подчиненных. К значимым признакам зрелости исследователи относят уровень образования, опыт профессиональной деятельности, наличие опыта в выполнении определенного задания, стремление к достижению поставленной цели, способность принимать решения, связанные с заданием, и нести за них ответственность и др.

Представляется, что достоинства этой теории позволят библиотековедам провести репрезентативные исследования и получить результаты, которые смогут существенно дополнить знания о лидерстве в библиотеках.

Несмотря на преимущественное использование в американских библиотековедческих исследованиях положений личностного, поведенческого и ситуационного подходов, очевидны попытки применения элементов других концепций. Среди них следует назвать теорию первичного лидерства Б. Гольмана, где принимается во внимание и оценивается влияние эмоционального состояния лидера на персонал библиотеки.

Наблюдается и стремление использовать элементы теоретического подхода такого ученого, как Д. Липман-Блюмен, который полагает, что лидер – это человек, умеющий рационально сопрягать личные цели и мотивы, к ней побуждающие, с целями и мотивами сотрудников библиотеки.

Нельзя не отметить, что американские коллеги восприняли и концепцию так называемого распределенного лидерства, согласно которой при выполнении какой-либо сложной работы (например при проведении крупномасштабного библиотековедческого исследования) на каждом этапе могут выявляться разные лидеры.

Постоянно изменяющиеся условия внешней среды, ведущие к существенным трансформациям в деятельности такого социального института, как библиотека, требуют не только менеджеров, но и лидеров, обладающих уникальными качествами и умеющих нацелить и вдохновить сотрудников библиотеки на решение возникающих проблем; поэтому объем научных исследований по проблеме лидерства в библиотеках будет возрастать.

Список источников

Edwards G., Ward P. Leadership basics for libraries and information professionals. – Lanham Md.: Scarecrow, 2007. – 246 p.

Hernon P., Powell R., Young F. Academic library directors: what do they do // College and research libraries. – 2004. – Vol. 65, № 6. – Р. 537–563.

Hernon P., Powell R., Young A. Academic library directors in the Association of Research libraries // Jbidem. – 2001. – Vol. 62, № 2. – P. 116–145.

Hernon P., Powell R., Young A. The next library leadership: attributes of academic and public library directors. – Westport, Conn., Libraries Unlimited. – 2003. – 208 p.

Human resources management in academic library: meeting challenges and creating opportunities. – Westport CT.: Libraries Unlimited. – 2004. – 181 p.

Leadership in library and information science professions: theory and practice. – Winston, Binghampton, Haworth information Press. – 2001. – 198 p.

Mason F., Wetherbee L. Learning to lead: an analysis of current training programs for library leadership // Library trends. – 2004. – Summer. – P. 187–217.

Mech T., McCabe G. Leadership and academic libraries. – Westport Conn.: Greenwood Press. – 1998. – 276 p.

Riggs D. Academic Library leadership: observations and questions // College and research libraries. – 1999. – Vol. 60, № 1. – P. 6–9.

Wilson P., Lyders J. Leadership for today’s school library: a handbook for the library media specialist and the school principal. – Westport Conn. and London, Greenwood Press. – 2001. – 160 p.

Winston M., Li H. Leadership diversity: a study of urban public libraries // Library Quarterly. – 2007. – Vol. 77, № 1. – P. 61–82.

  
На главную