Научные и технические библиотеки №8 2008 год
Содержание:

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП И ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ ИНФОРМАЦИИ

Шрайберг Я. Л., Земсков А. И.  Корпоративные и национальные проекты Открытого доступа

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Грибков Д. Н. Модель интеграции информационных ресурсов культурно-образовательной сферы

Шленова Е. А. Информационное обеспечение научной деятельности университета

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. Таблицы соответствия классификационных систем. Фантастические гипотезы и реальные предложения

НАША ПРОФЕССИЯ

Кушнаренко Н. Н., Соляник А. А. Социальные коммуникации – новая научная отрасль

Ли М. Г. Бакалавр и магистр: проектирование профессиональных компетенций

Леонтьев А. А. Русский versus английский: проблема адекватности перевода (на примере английской части сайта Отделения ГПНТБ СО РАН)

Сукиасян Э. Р. О точности перевода и культуре переводчика

К 50-ЛЕТИЮ ГПНТБ РОССИИ

Арзуханов А. С. Cистема повышения квалификации кадров ГПНТБ России: история и современное состояние

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Земсков А. И. Научные библиотеки в цифровую эпоху: пути перестройки.

Варганова Г. В. Лидерство как направление библиотековедческих исследований в США

Романов П. С. Оценка эффективности работы библиотеки методом анализа пакета данных. (Зарубежный опыт)

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Шапошников А. Е. Новый вклад в изучение проблем библиотечного обслуживания

Бездрабко В. В. Новое пособие для документоведа – настоящего и будущего

ЮБИЛЕИ

Радина Т. С., Дубова Н. Б. Библиотечно-информационное обеспечение врачей-фтизиаторов: взгляд через призму времени. (К 90-летию Научной медицинской библиотеки НИИ фтизиопульмонологии ММА им. И. М. Сеченова)

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Гутцайт Л. Э. AbOvo

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

Памяти Дмитрия Яковлевича Коготкова


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

УДК 02.5/.6

А. Е. Шапошников

Новый вклад
в изучение проблем библиотечного обслуживания

Рец. на кн.: Езова С. А. Библиотечное общение как феномен исследования. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2007. – 160 с.

В книжной серии «Библиотека и время. XXI век» издательства «Либерея-Бибинформ» вышла в свет научно-практическая монография Светланы Андреевны Езовой «Библиотечное общение как феномен исследования».

Целью монографии явилось обобщение сделанного библиотековедами в плане разработки проблем библиотечного общения, а также выявление и восполнение автором некоторых лакун в его изучении в 1980–1990-е гг. и в начале нынешнего столетия. По своему содержанию эта книга может привлечь внимание широкого круга профессионалов, в том числе и тех из них, кто работает в научных и технических библиотеках.

Компактно, информационно насыщенно представлены методологические основы библиотечного общения (глава 1), теоретическая база библиотечного общения (глава 2), его этические аспекты (глава 3). Заключительная часть монографии посвящена коммуникативным аспектам библиотечного образования (глава 4). Список использованных автором публикаций включает 304 названия.

Изучением проблем библиотечного общения занимались многие библиотековеды. Согласимся с тем, что в 1990-е гг. в библиотековедении сформировалось научное направление, занимающееся разработкой этого феномена на методологическом, теоретическом, методическом и практическом уровнях.

Осознанию значимости общения для оптимизации библиотечно-информационного обслуживания в немалой степени способствовали учебные пособия С. А. Езовой: «Библиотечное общение» (Улан-Удэ, 1990); «Формирование и развитие положительной Я-концепции библиотекаря» (Улан-Удэ, 1995); «Грани библиотечного общения» (Москва, 2002); «Культура общения библиотекаря» (Москва, 2004). В 2005 г. вышел указатель «Читатель. Этика. Общение», в котором представлено около 150 публикаций С. А. Езовой по проблемам библиотечного общения.

Таким образом, рецензируемая монография появилась в результате многолетнего изучения автором различных сторон и актуальных проблем библиотечного общения. В то же время это не резюме уже опубликованных материалов, а нечто новое, позволяющее рассматривать монографию как вполне самостоятельное произведение.

Научная новизна монографии состоит в попытке концептуально подойти к феномену библиотечного общения, «рассмотреть терминосистему, выявить объект, предмет, функции, виды, специфику библиотечного общения, методологические подходы к его изучению, основываясь на многочисленных источниках теоретического и прикладного характера» (с. 142).

Насущную задачу психологии библиотечного общения С. А. Езова видит в экстраполяции в эту сферу всего ценного, что выработано в различных областях знания. Она провела продуктивный анализ использования диалогического, личностного, ситуационного подходов к взаимодействию библиотекаря и читателя в процессе библиотечно-информационного обслуживания.

Монография содержит целостную характеристику теоретических основ библиотечного общения. Библиотека рассматривается как центр человеческого общения, а библиотекарь – как коммуникативный человек, обладающий высоким уровнем культуры общения (Библиотекарь Общающийся). Должное внимание уделяется характеристике библиотечного пространства и социальным отношениям библиотекаря.

Значительное место в монографии занимают вопросы нравственности, профессиональной этики библиотекаря. Рассуждения автора касаются целого ряда дискуссионных проблем: соблюдения этических норм, защиты авторского права и др.

Определенный акцент сделан на этико-психологическую подготовку библиотечных специалистов. Впервые обобщен опыт нескольких вузов культуры, в которых осуществляется подготовка библиопсихологов (среди них – Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств и др.). Для студентов различных специализаций в них разрабатываются авторские курсы по проблемам библиотечного общения, внедряются коммуникативные технологии.

В монографии сопоставляются различные точки зрения, передается содержание дискуссий (о Кодексе профессиональной этики российского библиотекаря и др.). Стиль изложения материала рационалистичен – преимущественно рассчитан на левое полушарие мозга, которое связано с вербально-символическими функциями. Однако и люди, тяготеющие к образно-эмоциональному восприятию (т.е. те, у кого развито правое полушарие мозга), могут найти в монографии страницы, способные вызвать у них живую реакцию. Таковы, например, студенческие проекты «Кодекса профессиональной этики библиотекаря» (с. 125–127), кейс «Книга. Ау!» (с. 120–122) и др. Далеко не все из этих материалов бесспорны по своему содержанию (так, вызывает сомнение необходимость принесения «этической клятвы библиотекаря»), но они безусловно вносят стилевое разнообразие, способствующее заинтересованному чтению.

Излюбленный автором способ изложения материала, его организации заключается в использовании прямоугольной декартовой системы координат, позволяющей исследовать различные взаимозависимости, определяющие типы поведения библиотечных специалистов. При всей условности, умозрительности этой системы координат (в педагогике и психологии она используется крайне редко) следует признать, что С. А. Езова все же доказала возможность её применения в прикладном научном исследовании.

Аналитический обзор документного потока по проблемам библиотечного общения, проведенный С. А. Езовой, позволяет составить представление об общих закономерностях библиотечного общения, его специфике. Нет сомнения в том, что результаты этого многоаспектного исследования будут востребованы в системе высшего, среднего специального и непрерывного библиотечного образования.

  
На главную