Научные и технические библиотеки №8 2008 год
Содержание:

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП И ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ ИНФОРМАЦИИ

Шрайберг Я. Л., Земсков А. И.  Корпоративные и национальные проекты Открытого доступа

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Грибков Д. Н. Модель интеграции информационных ресурсов культурно-образовательной сферы

Шленова Е. А. Информационное обеспечение научной деятельности университета

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. Таблицы соответствия классификационных систем. Фантастические гипотезы и реальные предложения

НАША ПРОФЕССИЯ

Кушнаренко Н. Н., Соляник А. А. Социальные коммуникации – новая научная отрасль

Ли М. Г. Бакалавр и магистр: проектирование профессиональных компетенций

Леонтьев А. А. Русский versus английский: проблема адекватности перевода (на примере английской части сайта Отделения ГПНТБ СО РАН)

Сукиасян Э. Р. О точности перевода и культуре переводчика

К 50-ЛЕТИЮ ГПНТБ РОССИИ

Арзуханов А. С. Cистема повышения квалификации кадров ГПНТБ России: история и современное состояние

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Земсков А. И. Научные библиотеки в цифровую эпоху: пути перестройки.

Варганова Г. В. Лидерство как направление библиотековедческих исследований в США

Романов П. С. Оценка эффективности работы библиотеки методом анализа пакета данных. (Зарубежный опыт)

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Шапошников А. Е. Новый вклад в изучение проблем библиотечного обслуживания

Бездрабко В. В. Новое пособие для документоведа – настоящего и будущего

ЮБИЛЕИ

Радина Т. С., Дубова Н. Б. Библиотечно-информационное обеспечение врачей-фтизиаторов: взгляд через призму времени. (К 90-летию Научной медицинской библиотеки НИИ фтизиопульмонологии ММА им. И. М. Сеченова)

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Гутцайт Л. Э. AbOvo

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

Памяти Дмитрия Яковлевича Коготкова


БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

УДК 008:044+371.6

Д. Н. Грибков

Модель интеграции информационных ресурсов
культурно-образовательной сферы

Предложен подход к созданию регионального информационного ресурсного центра, обоснованный результатами изучения потребностей ученых и специалистов Орловской области.

Для интеграции информационных ресурсов (ИР), относящихся к культурно-образовательной сфере, в единое информационное пространство, обеспечения возможности открытого и удобного доступа к ним, а также поддержки их целостности необходимо создание регионального информационного ресурсного центра (РИРЦ). Однако единых методов и технологий для проведения соответствующей работы пока нет. Следовательно, от правильной организации и технологии взаимодействия партнеров зависит не только эффективность процесса интеграции, но и жизнеспособность РИРЦ.

Предлагаемый подход к созданию модели интеграции региональных ИР можно обосновать следующим:

  • научный, культурный и исторический потенциал Орловского региона сосредоточен в различных учреждениях культурно-образовательной сферы: областных информационных центрах (ЦНТИ, Орловской областной публичной библиотеке им. И. А. Бунина); научных библиотеках орловских вузов; музеях: Орловском краеведческом музее, Орловском объединенном государственном литературном музее И. С. Тургенева, Орловском музее изобразительных искусств; Государственном архиве Орловской области (табл. 1), а также на порталах и веб-сайтах области;
  • по своему статусу РИРЦ могут играть роль координаторов организаций региона, относящихся к различным ведомственным службам, формирующих публичные электронные ресурсы культурно-образовательной сферы. Это в свою очередь позволит преодолеть ведомственную разобщенность учреждений науки, культуры и образования – одну из сложнейших проблем интеграции и создания единого электронного документного пространства;
  • создание и ведение электронных БД в учреждениях культурно-образовательной сферы финансируется по остаточному принципу, что в свою очередь накладывает отпечаток на объемы и качество БД. Данный проект позволит привлечь дополнительное финансирование из федерального бюджета;
  • информационные потребности населения возрастают с развитием информационных технологий и требований, предъявляемых информационным обществом. Современным пользователям нужен многоаспектный поиск для получения исчерпывающей информации об ИР учреждений культурно-образовательной сферы;
  • использование Интернет-технологий для онлайнового доступа к РИРЦ позволит ориентироваться в региональном информационном пространстве и экономить время пользователей;
  • создание РИРЦ обеспечит формирование информационного образа региона с помощью сетевых коммуникаций;
  • интегрированные ИР в отличие от автономных повысят качество обучения в образовательных учреждениях при изучении учебных дисциплин: краеведения, истории, литературы, культурологии, регионоведения и др.

Таблица 1

Количественные показатели электронных БД
учреждений культурно-образовательной сферы Орловской области

Наименование учреждения

Количество БД

Объем БД в записях

Объем
БД в Мб (без правовых)

всего

Собственные

приобретенные

правовые

полнотекстовые

библиографические

Орловская областная публичная библиотека

8

5

3

3

3

5

1 515 993

370,6

НБ ОГИИК

6

6

6

29 914

15,35

НБ ГТУ

7

7

5

2

48 855

985,88

НБ ОРАГС

1

1

1

54 537

59,2

Научная б-ка ОГАУ

1

1

1

142 226

20,7

НБ ОГУ

5

5

5

62 707

7,4

НБ ОГИЭиТ

1

1

1

2 213

5488

ЦНТИ

4

4

4

43 864

-

Орловский краеведческий музей

1

1

1

22 976

4,1

Орловский объединенный государственный литературный музей И. С. Тургенева

1

1

1

33 000

100

Орловский музей изобразительных искусств

1

1

1

3 240

1,6

Государственный архив Орловской области

3

3

3

32 141

26,18

Итого:

39

36

3

3

13

26

1 991 666

6979,01

Важность этих направлений деятельности подтвердило анкетирование, проведенное с целью изучения информационных потребностей и обеспеченности основными видами информации ученых и специалистов культурно-образовательной сферы региона. Распространены 200 анкет среди аспирантов и студентов выпускных курсов Орловского государственного университета и Орловского государственного института искусств и культуры, готовящих специалистов в области образования и культуры. Основные направления будущей профессиональной деятельности опрошенных: библиотечно-информационная деятельность, музейное дело и охрана памятников, документоведение и документационное обеспечение управления, социально-культурная деятельность, социальная педагогика, история, краеведение, регионоведение и др.

С развитием информационно-коммуникационных технологий и переходом к информационному обществу пользователю нужна полная, достоверная и оперативная информация. Анкетирование показало: 68% респондентов хотят получать информацию регулярно (по постоянному запросу), 32% – по мере необходимости (по разовому запросу).

Пользователи выбирают следующие способы получения интересующей их информации:

  • адресную рассылку по электронной почте – 64%;
  • размещение на веб-портале РИРЦ – 51%;
  • консультации с экспертами – 3%;
  • участие в учебных семинарах, конференциях, круглых столах – 10%.

Следовательно, пользователи нуждаются в РИРЦ как инструменте, который обеспечит им доступ к региональным ИР библиотек, музеев и архивов. РИРЦ сможет удовлетворять как регулярные потребности пользователей в информации, так и разовые (по мере необходимости) перечисленными способами.

Региональные пользователи назвали разнообразные каналы и источники информации (табл. 2).

Таблица 2

Источники и каналы информации, отмеченные в анкетах

Источники информации  (в %)

Реферативные журналы

12

Библиографические указатели и списки

10

Электронные каталоги фондов библиотек

45

Автоматизированные БД музеев, архивов и др. информационных учреждений

15

Интернет

85

Рекомендации коллег

14

Каналы информации  (в %)

Библиотеки

75

ЦНТИ

4

Архивы

12

Музеи

25

Компьютерные сети

82

Из таблицы видно, что с развитием сетевых технологий 85% пользователей предпочитают Интернет для получения информации в своей профессиональной деятельности. Однако использование сетевой информации сопряжено с определенными проблемами, которые вызваны отсутствием структурированности и должного уровня взаимосвязей между ресурсами, в том числе и региональными, поэтому пользователь не может найти достоверную и релевантную информацию.

Одним из основных видов источников информации 60% пользователей назвали электронные каталоги библиотек и автоматизированные БД музеев, архивов и других учреждений. Этот показатель также свидетельствует о необходимости интеграции данных объектов ИР, но сложность в том, что перечисленные объекты практически не доступны в онлайновом режиме (рис.).

Схема доступа к региональным ИР культурно-образовательной сферы

Предложенная схема подтверждает, что интернет-пользователи практически не имеют доступа к накопленным ИР, которыми располагают учреждения культурно-образовательной сферы Орловской области. А таких пользователей сегодня становится все больше в связи с повышением образовательного уровня, усложнением информационных потребностей, изменениями научной и профессиональной деятельности и информатизацией общества.

Пользователи выделяют следующие трудности в эффективном использовании информационного потенциала региона: отсутствие сводного каталога метаданных библиотек, архивов, музеев и других информационных учреждений региона (61%); низкая оперативность получения информации по запросу (41%); отсутствие исчерпывающей информации о местонахождении документов по искомому признаку (38%); недостаточное оснащение учреждений культурно-образовательной сферы современной вычислительной техникой, программными продуктами и средствами коммуникаций (35%).

Преодоление этих проблем возможно только с созданием информационной системы, интегрирующей объекты ИР библиотек, музеев, архивов и других учреждений культурно-образовательной сферы для различных областей профессиональной деятельности с гарантированным качеством подбора информации. За такой системой – будущее развития единого документного пространства в рамках РИРЦ.

Все респонденты единогласно высказали мнение о том, что в Орловской области необходим РИРЦ, который будет выполнять следующие функции:

1. Хранение электронных документов. Документы могут быть размещены во внутренней базе данных, в файловой системе на сервере, во внешней реляционной базе данных, на удаленных веб- и FTP-серверах. Таким образом, каждое учреждение культурно-образовательной сферы сможет выбрать наиболее удобный для себя способ хранения документов.

2. Поиск по метаданным и полному тексту документа. Набор метаданных документов соответствует формату DublinCore (автор, заглавие, аннотация, тематика, ключевые слова и т.д.). Для организации поиска по полному тексту документа могут быть использованы различные модули лингвистической обработки. Например, возможен поиск без выделения словоформ, поиск с учетом морфологии, с обеспечением семантического анализа.

3. Поддержка различных форматов документов. РИРЦ должен поддерживать вариативность форматов представления электронных ресурсов – djvu, pdf, doc, html, ppt, rtf, txt, xls и др. По документу в любом из этих форматов создается полнотекстовый поисковый индекс (образ). В дальнейшем количество поддерживаемых форматов будет постоянно расти.

4. Доступность электронного документа в зависимости от его статуса. Обеспечивается поддержка набора состояний документа, связанных с его жизненным циклом. В каждом конкретном состоянии определен круг пользователей, которые могут выполнять просмотр документа, его редактирование и изменения статуса.

  
На главную