Научные и технические библиотеки №8 2008 год
Содержание:

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП И ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ ИНФОРМАЦИИ

Шрайберг Я. Л., Земсков А. И.  Корпоративные и национальные проекты Открытого доступа

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Грибков Д. Н. Модель интеграции информационных ресурсов культурно-образовательной сферы

Шленова Е. А. Информационное обеспечение научной деятельности университета

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. Таблицы соответствия классификационных систем. Фантастические гипотезы и реальные предложения

НАША ПРОФЕССИЯ

Кушнаренко Н. Н., Соляник А. А. Социальные коммуникации – новая научная отрасль

Ли М. Г. Бакалавр и магистр: проектирование профессиональных компетенций

Леонтьев А. А. Русский versus английский: проблема адекватности перевода (на примере английской части сайта Отделения ГПНТБ СО РАН)

Сукиасян Э. Р. О точности перевода и культуре переводчика

К 50-ЛЕТИЮ ГПНТБ РОССИИ

Арзуханов А. С. Cистема повышения квалификации кадров ГПНТБ России: история и современное состояние

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Земсков А. И. Научные библиотеки в цифровую эпоху: пути перестройки.

Варганова Г. В. Лидерство как направление библиотековедческих исследований в США

Романов П. С. Оценка эффективности работы библиотеки методом анализа пакета данных. (Зарубежный опыт)

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Шапошников А. Е. Новый вклад в изучение проблем библиотечного обслуживания

Бездрабко В. В. Новое пособие для документоведа – настоящего и будущего

ЮБИЛЕИ

Радина Т. С., Дубова Н. Б. Библиотечно-информационное обеспечение врачей-фтизиаторов: взгляд через призму времени. (К 90-летию Научной медицинской библиотеки НИИ фтизиопульмонологии ММА им. И. М. Сеченова)

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Гутцайт Л. Э. AbOvo

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

Памяти Дмитрия Яковлевича Коготкова


К 50-летию ГПНТБ России

УДК 02: 37. 018

А. С. Арзуханов

Cистема повышения квалификации кадров ГПНТБ России:
история и современное состояние

Динамика зарождения, развития и стабилизации системы повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров библиотеки.

На фоне активных инновационных процессов в сфере библиотечно-информационной деятельности общества усиление внимания к проблемам образования библиотечных работников, развитию их культуры и творчества является одной из ведущих тенденций современной образовательной ситуации.

Оптимальность, эффективность, качество и глубина внедрения в учебный процесс информационных и телекоммуникационных технологий в библиотечной системе и других отраслях деятельности зависят от уровня подготовленности, степени осознания важности этого дела и желания работать по-новому со стороны администрации, специалистов и преподавателей. В этом смысле ГПНТБ России уже давно перешла от компьютеризации к информатизации учебного процесса, обновила сопровождение аппаратного и программного обеспечения информационной библиотечно-образовательной среды.

Полагаю, что нет необходимости перечислять все преимущества информатизации образовательного процесса. Они очевидны, так как для оптимизации системы повышения квалификации кадров нужно в первую очередь объединение усилий всего библиотечного и педагогического коллектива по повышению библиотечной и информационной культуры, компьютерной грамотности, гибкому сочетанию традиционных форм и методов обучения с новейшими библиотечно-информационными технологиями, способствующими повышению качества подготовки и переподготовки специалистов, эффективности их труда, уровня их конкурентоспособности.

Информационно-аналитическая составляющая
развития системы повышения квалификации кадров библиотеки

История зарождения института (функции) повышения квалификации работников ГПНТБ СССР берет свое начало с момента создания библиотеки, которая приняла на себя библиотечные, библиографические, справочно-информационные и научно-методические функции своей предшественницы – Государственной научной библиотеки (ГНБ) Министерства высшего образования СССР, естественно, значительно их расширив и усовершенствовав. В ее обязанности вошло полное и оперативное обслуживание абонентов, читателей и потребителей научно-технической информации естественнонаучной, научно-технической литературой и другой производственно-технической документацией (промышленными каталогами, переводами зарубежных публикаций, стандартами промышленных предприятий и т.п.), а также методическое руководство сетью республиканских научно-технических библиотек и огромной в то время сетью ведомственных технических и научных библиотек разного уровня. Трудной, но очень важной проблемой стала механизация и автоматизация функционально-производ­ственной деятельности библиотеки.

Необходимость в короткие сроки сформировать эффективный коллектив, готовый и способный решать поставленные правительством задачи в непростых ситуациях, требовала четко расставить кадры и не только организовать работу сотрудников из числа ранее служивших ГНБ, но и принять срочные меры по привлечению в библиотеку специалистов со средним и высшим как библиотечным, так и другим специальным образованием.

С того периода обновление кадрового состава библиотеки наряду с его подготовкой, повышением квалификации и переподготовкой, становится одним из основных показателей внутреннего развития деятельности библиотеки. Среди целого ряда мер по обучению работников библиотеки на различных курсах по повышению квалификации следует в первую очередь отметить курсы по подготовке библиотекарей-информаторов, а также специализированные курсы для работников читальных залов и межбиблиотечного абонемента, научно-методического отдела, производственной мастерской и информационно-вычислительного центра. К организации учебного процесса на этих курсах привлекались высококвалифицированные библиотекари и библиографы-практики, работавшие в ГПНТБ, ученые и педагоги Московского государственного института культуры, Института повышения квалификации информационных работников, а также преподававшие на специализированных курсах по дополнительному профессиональному образованию в других, в том числе инженерно-технических учебных заведениях.

В целом формы повышения квалификации кадров библиотеки строились на основе опыта ГНБ, устоявшихся методов обучения библиотекарей и библиографов и тесно переплетались с методами организации функционально-производственных библиотечно-технологических процессов: комплектования и научной обработки фонда, систематизации и классификации отечественных и иностранных источников, справочно-библиографической работы, обслуживания читателей и абонентов МБА. Библиотека самостоятельно определяла потребность в кадрах, необходимость их обучения исходя из целей и задач по стабилизации обслуживания читателей.

В 1967 г. библиотеке по праву присвоен статус специализированного научно-исследовательского учреждения по изучению проблем теории и практики библиотечного дела. К тому времени ГПНТБ СССР сложилась как главная научно-техническая библиотека страны, один из всесоюзных органов научно-технической информации, научно-методический центр для специальных, научных и технических библиотек, центр координации библиографической работы в области техники.

В соответствии с этим библиотека проводит научно-исследователь­ские работы и проектно-конструкторские разработки по механизации и автоматизации библиотечных и библиографических процессов, активизирует работу с подведомственной сетью научно-технических библиотек, направленную на повышение эффективности их деятельности и качества библиотечного и информационного обслуживания специалистов народного хозяйства; развивает международные связи с органами научно-технической информации, техническими и научными библиотеками зарубежных стран.

Внедрение достижений науки и техники, новых информационных технологий, разработка и эксплуатация Автоматизированной системы ГПНТБ, а впоследствии комплексной Системы автоматизации библиотек ИРБИС – все это требовало создания четкой системы повышения квалификации кадров библиотеки с учетом различных направлений учебной работы со специалистами библиотечных подразделений, информационно-вычислительного центра и производственной мастерской.

В библиотеке разрабатывается и утверждается на Ученом совете «Положение о системе подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров», создается общебиблиотечный Совет, впоследствии преобразованный в Учебно-методический центр.

Предпринимаются усилия по совершенствованию системы повышения квалификации кадров в соответствии с современными требованиями к квалификации работников библиотеки, уровню их профессионального, интеллектуального и культурного развития. Задачей Совета становится обеспечение организационного единства социального и экономического развития коллектива в части подготовки, повышения квалификации и переподготовки персонала. Совет осуществляет организационно-методическое руководство и информационное обеспечение, координацию деятельности всех звеньев системы повышения квалификации кадров ГПНТБ как одной из крупнейших публичных библиотек страны, создает условия для перехода от периодического к непрерывному производственно-профессиональному обучению сотрудников как своих, так и других библиотек, в том числе в области развития автоматизированных библиотечных процессов и систем, внедрения новых информационных технологий и персональных ЭВМ в учебный процесс.

В целом в библиотечной системе сложились определенные направления повышения квалификации кадров: расширение общетеоретического уровня и углубление теоретико-прикладных знаний в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения; функционально-производственная специализация в области библиотечного дела, конкретных участков библиотечной, библиографической и информационной работы; изучение и внедрение основ научной организации труда и управления в библиотеке; овладение средствами механизации и автоматизации библиотечно-информационных процессов; обновление знаний в области отдельных отраслей науки и техники в связи со структурой и содержанием фондов и специализированным обслуживанием различных категорий читателей и абонентов библиотеки с использованием новых библиотечно-информа­ционных технологий.

Эффективность применения библиотечно-информационных технологий во многом определяется уровнем квалификации субъектов процессов информатизации в библиотеке, что в свою очередь, требует постоянного совершенствования подготовки кадров, создающих и использующих эти технологии в своей профессиональной деятельности.

Особое значение библиотечно-информационные технологии приобретают как учебные дисциплины в подготовке как специалистов библиотеки, так и студентов, которым приходится или придется работать как конечному пользователю на персональном компьютере в условиях электронного офиса, интегрированной библиотечно-информационной системы, в локальных и глобальных телекоммуникационных сетях; совершенствовать технологические и управленческие процессы на своем рабочем месте с использованием новейших программных и технических средств.

Комплекс этих условий отражает по сути дела социальный заказ на современного специалиста библиотеки и диктует требования к его профессиональному образованию и библиотечно-информационной культуре.

Но если в теоретическом плане по подготовке и переподготовке библиотечных кадров имеются серьезные рекомендации, то практическая организация обучения специалистов в сфере библиотечной деятельности все еще требует конкретного развития.

Сегодня актуальным остается вопрос о том, как сделать систему непрерывного образования более динамичной и гибкой. Перед нашей экономикой стоит проблема рационального использования потенциала каждого работающего, обеспечения полного соответствия квалификации работников требованиям рабочих мест. В этих условиях профессиональное обучение становится одним из звеньев непрерывного образования. И один из путей решения вопроса заключается в развитии партнерства между образовательным сектором экономики, библиотекой и системами высшего и дополнительного профессионального образования.

Исходя из потребностей библиотеки, требований ее руководства (как работодателей), с учетом индивидуальных интересов, профессиональных навыков и склонностей специалистов им предоставляются в библиотеке разнообразные возможности – от профессиональной подготовки до повышения квалификации по самым различным библиотечно-информационным профилям, от стажировки на автоматизированных рабочих местах, обучения компьютерной грамотности, поступления в колледжи и вузы до подготовки в аспирантуре. Например, сотрудничество ГПНТБ России с кафедрой информационных технологий и электронных библиотек МГУКИ, осуществляемое через Учебный центр библиотеки на технологической и технической базе ГПНТБ России, дает возможность выпускникам университета впоследствии работать в библиотеке на различных участках функционально-технологической и научно-исследовательской деятельности. Такой путь трудоустройства молодых специалистов выгоден не только университету, но и библиотеке, так как выпускники подтверждают свою профильную профессиональную пригодность.

Учебно-методический комплекс библиотеки имеет современную учебно-производственную базу, гибко реагирует на изменения ситуации на образовательном рынке труда, применяет прогрессивные технологии и методики, располагает квалифицированными специалистами и педагогическими кадрами, способными не только дать своим работникам и студентам вуза прочные профессиональные знания и навыки, но и сориентировать их, адаптировать к новым требованиям, выработать у них психологическую устойчивость.

В библиотеке постоянно идет разработка новых учебных пособий и учебных программ. Вносятся изменения и дополнения в действующие. Учебный материал по профессиям и специальностям конструируется по блочно-модульному принципу, что соответствует требованиям времени. Процесс обучения обеспечивается также методическим, профориентационным и психологическим сопровождением. Перспективной формой работы системы повышения квалификации кадров становится профессиональное обучение специалистов, приближенное к месту их работы, что приобретает особое социальное значение. Все это способствует качеству и эффективности обучения.

Таким образом, систему непрерывного образования специалистов с ее девизом «Учиться всю жизнь» можно рассматривать как часть социальной программы стабилизации и устойчивого развития ГПНТБ России.

Организационные и методологические основания
совершенствования системы повышения квалификации
кадров библиотеки

Одним из важнейших направлений деятельности ГПНТБ России сегодня является разработка и реализация инновационных подходов к организации и методике проведения учебной и научной работы в системе повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров, связанных с применением новейших информационных, коммуникационных и педагогических технологий.

Преобразования, осуществляемые с внедрением «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», дали возможность сделать новые шаги в организации дополнительного профессионального образования в библиотеке. В соответствии со своим Уставом наряду с основными видами деятельности ГПНТБ России осуществляет повышение квалификации и профессиональную подготовку своих работников и работников других организаций; участвует в системе непрерывного профессионального образования и иной образовательной деятельности в установленном порядке.

Потребность в профессиональном обучении в ГПНТБ России, как правило, возникает в трех основных случаях. Во-первых, когда работник поступает в библиотеку; во-вторых, когда работника назначают на новую должность или вменяют ему новые трудовые функции; в-третьих, когда выявляется несоответствие между профессиональными знаниями и навыками, которыми должен обладать сотрудник на конкретном рабочем месте, и теми знаниями, умениями и навыками, которыми он обладает в действительности.

Таким образом, организация системы дополнительного профессионального обучения в ГПНТБ России – одна из основных функций управления персоналом. При этом под подготовкой кадров (довузовской и послевузовской) понимается процесс приобретения работниками библиотеки специальных профессиональных знаний в специализированных областях деятельности.

Цель этапа довузовской подготовки работников со средним образованием заключается в формировании интереса к профессии библиотекаря, библиографа, информационного и научного работника, с формированием интереса и приобретения первоначального опыта работы по профессии на соответствующем рабочем месте.

Послевузовская подготовка предполагает повышение эффективности производственно-профессиональной адаптации дипломированных специалистов на новом рабочем месте с целью устранения разрыва между ранее полученной ими профессиональной квалификацией и новыми требованиями, предъявляемыми к ним специализированными автоматизированными библиотечно-информационными технологиями.

Повышение квалификации – это обновление и углубление специализированных знаний в области профессиональной библиотечно-информа­ционной деятельности, создания автоматизированных продуктов и услуг для потребителей информации, связанное непосредственно со спецификой рабочего места.

Профессиональная переподготовка – получение новой или смежной специальности путем освоения дополнительных профессиональных программ.

Таким образом, дополнительное обучение библиотечных производственно-технологических и научных кадров включает в себя:

  • систематическое самостоятельное обучение на рабочем месте или в компьютерном зале Учебно-методического центра (самообразование);
  • повышение квалификации (краткосрочное или длительное периодическое обучение, стажировку);
  • переподготовку (получение нового специализированного образования и квалификации через магистратуру, аспирантуру и докторантуру), т.е. постдипломное образование.

Исследования показали, что мотивами активного участия библиотечных кадров в программе дополнительного образования являются: стремление сохранить работу в библиотеке; остаться в занимаемой должности; желание получить повышение в должности или занять новую должность; заинтересованность в повышении квалификационного разряда и заработной платы; интерес к самому процессу овладения новыми знаниями и умениями в условиях автоматизации библиотечных и информационных процессов; а также научно-исследовательская работа; желание установить более тесные производственно-технологические контакты с другими участниками программы образования.

В связи с разработкой новой «Концепции развития ГПНТБ России» на следующий длительный период деятельности библиотеки необходима четкая увязка системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров с системой мотиваций и планированием карьеры и научного уровня сотрудников. Речь здесь идет о комплексе следующих действий: освоение работниками новых уровней профессионального мастерства; предоставление им возможности на деле применять полученные в результате обучения знания, умения и навыки; развитие и внедрение различных дистанционных образовательных моделей и технологий; соответствующее достойное поощрение и вознаграждение членов коллектива, повышающих свою квалификацию.

Конечная цель подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров – обеспечение ГПНТБ России нужным количеством специалистов, обладающих навыками и способностями, необходимыми для достижения главной цели и основных задач деятельности библиотеки – эффективного и качественного обслуживания потребителей НТИ.

Поскольку затраты на обучение кадров рассматриваются как капитальные вложения в квалификацию сотрудников, ГПНТБ России ожидает от них отдачи в виде высокой эффективности работы.

Развитие кадровой политики библиотеки связано и с подготовкой научных кадров через целевую аспирантуру и соискательство в вузах культуры и искусства. К настоящему времени около сорока специалистов, работающих в ГПНТБ России с 1958 г., защитили диссертации на соискание ученой степени, несомненно, имеющие важное научное и практическое значение для решения библиотечных, библиографических и информационных проблем библиотечного дела и НТИ.

Научный и профессиональный уровень сотрудников библиотеки постоянно апробируется на различных отечественных и международных научных конференциях и семинарах по ключевым проблемам развития новых библиотечно-информационных технологий и ресурсов, новых форм сотрудничества библиотек, учебных заведений, издательских систем, различных структур бизнеса и т.д.

Деятельность Учебно-методического центра ГПНТБ России тесно связана с деятельностью МГУКИ на основе договора с кафедрой информационных технологий и электронных библиотек, которая проводит учебную, лабораторную и производственно-практическую работу со студентами по дисциплинам специализации «Компьютерные технологии в библиотечных и информационных системах» на профессионально-технологической, научно-исследовательской и материально-технической базе ГПНТБ России. УМЦ ГПНТБ России создает основные условия качественной подготовки будущего специалиста – технолога автоматизированных информационных ресурсов, дает студентам возможность выбрать учебные программы, образовательные технологии, организует обучение студентов по общим и индивидуальным программам, приобщает к практической и научной работе в библиотечных производственно-технологических и научно-исследователь­ских подразделениях, а также к разработке реальных проектов в курсовых и дипломных работах.

Способность библиотеки постоянно повышать квалификацию своих сотрудников и готовить студентов в условиях быстрого устаревания профессиональных знаний и навыков в связи с внедрением новых библиотечно-информационных технологий, информационно-коммуникативных и технических средств является одним из важнейших факторов успеха деятельности ГПНТБ России.

Таким образом, на всех этапах организации, развития и совершенствования системы повышения квалификации кадров, их подготовки и переподготовки на протяжении пятидесяти лет существования ГПНТБ России просматривается преемственность, т.е. последовательность и непрерывность, в целом определяющие оптимизацию внутрибиблиотечного учебного процесса. Это является серьезным аргументом для того, чтобы взглянуть на крупную современную библиотеку с развитыми информационными, технологическими и техническими ресурсами как на библиотеку со свойствами нового учебного социального института дополнительного профессионального образования.

По справедливому замечанию Я. Л. Шрайберга, доктора технических наук, профессора, генерального директора ГПНТБ России, в наше время неуклонно возрастает роль библиотеки как центра образовательной информации и образовательных технологий. Он отмечает: «Эта функция библиотек еще только развивается, несмотря на отдельные глобальные проекты, так как замыкает в себе такие важные компоненты, как:

  • библиотека как информационный центр по подготовке абитуриентов, аспирантов, соискателей и кандидатов на обучение в зарубежных университетах;
  • библиотека как информационно-образовательный институт, непосредственно реализующий на своей базе учебный процесс по различным формам обучения;
  • библиотека как площадка дистанционного обучения;
  • библиотека как информационно-справочная система по различным образовательным мероприятиям как в стране, так и в мире;
  • и, наконец, традиционно библиотека выступает как информационно-документальный центр по учебным пособиям в традиционной и электронной форме»

Анализ современной ситуации в библиотеке показывает, что для реализации предложений Я. Л. Шрайберга от системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров ГПНТБ России в настоящее время требуется выполнение следующих функций:

  • образовательной – обучение различных категорий работников, до настоящего времени не получивших библиотечной, библиографической и информационной подготовки по выполняемой ими деятельности;
  • учебной – повышение квалификации и профессиональная переподготовка различных категорий работников библиотеки всех уровней квалификации в условиях действующих и разрабатываемых библиотечно-информационных компьютерных технологий;
  • информационной – создание эффективно действующей информационной инфраструктуры, включая компьютерные системы и сети, издательскую базу, обеспечение работников библиотеки всех уровней актуальной профессиональной и образовательной информацией;
  • консультативной – обеспечение консультаций специалистам и пользователям с помощью разработчиков автоматизированных библиотечно-информационных процессов, систем и сетей и работников обучающей системы по конкретным профессиональным проблемам;
  • исследовательской – прогнозирование развития образовательных потребностей и мотиваций работников в библиотеке, разработка и сопровождение учебных программ; изучение процесса обучения и его непосредственных результатов в системе подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;
  • проектировочной – разработка местных программ развития дополнительного профессионального образования, новых моделей обучения в области компьютерных технологий, в том числе дистанционного обучения;
  • экспертной – экспертиза образовательной деятельности ГПНТБ России; местная квалификационная экспертиза (аттестация) профессионального уровня кадров библиотеки, в том числе на автоматизированных рабочих местах.

Как показывает опыт, использование перечисленных функций управления в ГПНТБ России, система принципов и активных методов и форм обучения обеспечивают эффективную и качественную подготовку специалистов в условиях внедрения и эксплуатации компьютерных библиотечно-информационных и других технологий.

Основные выводы, сделанные в рамках исследования этапов оптимизации системы повышения квалификации кадров ГПНТБ России, состоят в следующем:

Формирование устойчивого состояния системы повышения квалификации кадров в настоящее время подготовлено предшествующим развитием системы в 1960–1980 гг. и отразило тенденции и направления производственно-технологической, научно-методической и научно-исследовательской деятельности, создания, развития и внедрения автоматизированных библиотечно-информационных систем, их совершенствования.

Все это привело к оптимизации внутрибиблиотечной системы образования и педагогического процесса как целостной, относительно завершенной системы, охватывающей широкий круг обучающих программ и курсов обучения. Контингент обучающихся и преподавательский состав – из числа специалистов и ученых библиотеки.

Новым содержанием наполнялись принципы и подходы к обучению работников библиотеки в 1981–2000 гг. Сформирован ряд важнейших теоретических и практических положений об обучении на местном уровне специалистов библиотечных производственно-технологических, научно-исследовательских и хозяйственных подразделений библиотеки; об оптимальном функционировании обозначенной системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров. Разработан комплекс мер по достижению необходимого уровня результатов обучения и созданию системы дополнительного профессионального образования.

В этот период обобщался передовой опыт и достижения предшествующего этапа деятельности как по традиционным библиотечным и библиографическим направлениям, так и в области информатики, информационных технологий, освоении программно-математических, лингвистических и технических средств автоматизации библиотеки в целом и ее отдельных подсистем.

Новый этап характеризовался также использованием основных аспектов оптимизации в исследованиях и разработках по совершенствованию системы повышения квалификации кадров, концепции создания системы дополнительного профессионального образования библиотечных работников в свете требований, предъявляемых обществом к образованию специалистов на местном уровне, предписанных постановлениями правительства.

Решение задач оптимизации дополнительного профессионального обучения специалистов библиотеки в 2001 г. началось с выбора критерия оптимальности – показателя, на основе которого производилась оценка возможных вариантов (альтернатив) развития процесса обучения и выбор наилучшего из них.

Оптимальным считается такой процесс обучения работников, который соответствует следующим положениям:

а) направление – структура, содержание и логика функционирования дополнительного обучения обеспечивают эффективное и качественное решение задач надежного библиотечно-информационного обслуживания специалистов народного хозяйства и ученых в соответствии с уставными требованиями библиотеки в выполнении государственных задач, определенных федеральными законами «О библиотечном деле» и «Об информации, информатизации и защите информации», с требованиями развития информационных технологий в образовательном процессе на основе «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», утвержденного Правительством России;

б) достижение поставленных целей в системе подготовки, повышения квалификации кадров библиотеки обеспечивается качественной разработкой учебных программ для внутреннего использования и внебиблиотечного обеспечения без превышения расхода времени и финансов, отведенных для учебных занятий в библиотеке как без отрыва от основной библиотечной производственно-технологической и научно-исследовательской работы, так и с отрывом, в связи с обучением на территории других образовательных учреждений.

К основным методологическим положениям оптимизации системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров библиотеки отнесены: целостный охват процедуры оптимизации всей системы дополнительного профессионального образования; рассмотрение оптимизации как постоянно текущего инновационного процесса со все более сложными задачами и совершенными технологиями их разрешения.

Для обеспечения оптимальности учебного процесса использованы следующие основные способы:

1) комплексный подход как общее требование предотвращения односторонности в проектировании и планировании учебного процесса дополнительного профессионального образования специалистов библиотеки;

2) конкретизация задач обучения с учетом особенностей профессиональной и педагогической системы по отношению к библиотечно-информационной деятельности специалистов библиотеки;

3) выбор оптимального варианта содержания, форм и методов учебного процесса, позволяющего наиболее успешно решить поставленные библиотечно-технологические задачи в установленное время;

4) дифференцированный план индивидуальных подходов как к подготовленным, так и ко всем другим обучаемым;

5) постоянное продолжение профессионального обучения специалистов библиотеки путем самообразования;

6) анализ результатов учебного процесса по установленным требованиям.

Результаты исследования показали, что умелое сочетание методов и форм дополнительного профессионального обучения в библиотеке, их разнообразие позволили находить верный путь (подход) к каждому специалисту или группе специалистов различных подразделений библиотеки. Итоговый контроль результатов учебной работы осуществлялся непосредственно на автоматизированном рабочем месте специалиста, выявлял качественные изменения в умениях и навыках обученного. Одновременно определялась группа нерешенных задач, которые впоследствии вносились в «Сводный план мероприятий по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров ГПНТБ России» для реализации в будущем.

В целом оптимизация учебного процесса в ГПНТБ России за прошедшие годы:

1) способствовала успешной выработке навыков совместной познавательной деятельности различных групп специалистов, причем более интенсивно проходило восприятие и накопление информации по учебной дисциплине, быстрее происходило преодоление учебных затруднений слушателей курсов;

2) помогала соблюдению принципов целенаправленности, целостности комплексных организационных мер, последовательности, преемственности, массовости и непрерывности учебного процесса;

3) обеспечивала соответствие достигнутых результатов социально заданным целям, поставленным руководством библиотеки в области повышения квалификации кадров.

В целях дальнейшего повышения эффективности деятельности ГПНТБ России, по моему мнению, целесообразно активизировать процесс профессионального самосовершенствования специалистов, под которым понимается сознательная, целенаправленная работа над повышением уровня своей компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с существующими требованиями библиотечно-информа­ционной деятельности и личной программой профессионального развития.

Список источников

Становление и развитие системы повышения квалификации кадров ГПНТБ России / Арзуханов А. С. // Науч. и техн. б-ки. – 1998. – № 9. – С. 21–27.

Обеспечение системы подготовки и повышения квалификации кадров : метод. материалы / А. С. Арзуханов, С. П. Меньщикова. – Москва : ГПНТБ России, 2003. – 56 с.

Развитие дополнительного профессионального образования библиотечных работников в Учебно-методическом центре ГПНТБ России / Арзуханов А. С. // Науч. и техн. б-ки. – 2006. – № 2. – С. 102–108.

  
На главную