К 50-летию ГПНТБ России
УДК 02: 37. 018
А. С. Арзуханов
Cистема
повышения квалификации кадров ГПНТБ России:
история и современное состояние
Динамика зарождения, развития и стабилизации системы повышения
квалификации, подготовки и переподготовки кадров библиотеки.
На фоне активных инновационных процессов в сфере
библиотечно-информационной деятельности общества усиление внимания к проблемам
образования библиотечных работников, развитию их культуры и творчества является
одной из ведущих тенденций современной образовательной ситуации.
Оптимальность, эффективность, качество и глубина внедрения в
учебный процесс информационных и телекоммуникационных технологий в библиотечной
системе и других отраслях деятельности зависят от уровня подготовленности,
степени осознания важности этого дела и желания работать по-новому со стороны
администрации, специалистов и преподавателей. В этом смысле ГПНТБ России уже давно
перешла от компьютеризации к информатизации учебного процесса, обновила
сопровождение аппаратного и программного обеспечения информационной библиотечно-образовательной
среды.
Полагаю, что нет необходимости перечислять все преимущества
информатизации образовательного процесса. Они очевидны, так как для оптимизации
системы повышения квалификации кадров нужно в первую очередь объединение усилий
всего библиотечного и педагогического коллектива по повышению библиотечной и
информационной культуры, компьютерной грамотности, гибкому сочетанию
традиционных форм и методов обучения с новейшими библиотечно-информационными
технологиями, способствующими повышению качества подготовки и переподготовки специалистов,
эффективности их труда, уровня их конкурентоспособности.
Информационно-аналитическая составляющая
развития системы повышения квалификации кадров библиотеки
История зарождения института (функции) повышения
квалификации работников ГПНТБ СССР берет свое начало с момента создания библиотеки,
которая приняла на себя библиотечные, библиографические, справочно-информационные и научно-методические функции своей
предшественницы – Государственной научной библиотеки (ГНБ) Министерства
высшего образования СССР, естественно, значительно их расширив и
усовершенствовав. В ее обязанности вошло полное и оперативное обслуживание
абонентов, читателей и потребителей научно-технической информации естественнонаучной,
научно-технической литературой и другой производственно-технической
документацией (промышленными каталогами, переводами зарубежных публикаций,
стандартами промышленных предприятий и т.п.), а также методическое руководство
сетью республиканских научно-технических библиотек и огромной в то время сетью
ведомственных технических и научных библиотек разного уровня. Трудной, но очень
важной проблемой стала механизация и автоматизация функционально-производственной
деятельности библиотеки.
Необходимость в короткие сроки сформировать эффективный
коллектив, готовый и способный решать поставленные правительством задачи в
непростых ситуациях, требовала четко расставить кадры и не только организовать
работу сотрудников из числа ранее служивших ГНБ, но и принять срочные меры по
привлечению в библиотеку специалистов со средним и высшим как библиотечным, так
и другим специальным образованием.
С того периода обновление кадрового состава библиотеки
наряду с его подготовкой, повышением квалификации и переподготовкой, становится
одним из основных показателей внутреннего развития деятельности библиотеки.
Среди целого ряда мер по обучению работников библиотеки на различных курсах по
повышению квалификации следует в первую очередь отметить курсы по подготовке
библиотекарей-информаторов, а также специализированные курсы для работников
читальных залов и межбиблиотечного абонемента, научно-методического отдела,
производственной мастерской и информационно-вычислительного центра. К
организации учебного процесса на этих курсах привлекались
высококвалифицированные библиотекари и библиографы-практики, работавшие в
ГПНТБ, ученые и педагоги Московского государственного института культуры,
Института повышения квалификации информационных работников, а также преподававшие
на специализированных курсах по дополнительному профессиональному образованию в
других, в том числе инженерно-технических учебных заведениях.
В целом формы повышения квалификации кадров библиотеки строились
на основе опыта ГНБ, устоявшихся методов обучения библиотекарей и библиографов
и тесно переплетались с методами организации функционально-производственных
библиотечно-технологических процессов: комплектования и научной обработки
фонда, систематизации и классификации отечественных и иностранных источников,
справочно-библиографической работы, обслуживания читателей и абонентов МБА.
Библиотека самостоятельно определяла потребность в кадрах, необходимость их
обучения исходя из целей и задач по стабилизации обслуживания читателей.
В 1967 г. библиотеке по праву присвоен статус
специализированного научно-исследовательского учреждения по изучению проблем
теории и практики библиотечного дела. К тому времени ГПНТБ СССР сложилась как
главная научно-техническая библиотека страны, один из всесоюзных органов
научно-технической информации, научно-методический центр для специальных,
научных и технических библиотек, центр координации библиографической работы в
области техники.
В соответствии с этим библиотека проводит научно-исследовательские
работы и проектно-конструкторские разработки по механизации и автоматизации
библиотечных и библиографических процессов, активизирует работу с
подведомственной сетью научно-технических библиотек, направленную на повышение
эффективности их деятельности и качества библиотечного и информационного
обслуживания специалистов народного хозяйства; развивает международные связи с
органами научно-технической информации, техническими и научными библиотеками
зарубежных стран.
Внедрение достижений науки и техники, новых информационных
технологий, разработка и эксплуатация Автоматизированной системы ГПНТБ, а
впоследствии комплексной Системы автоматизации библиотек ИРБИС – все это требовало
создания четкой системы повышения квалификации кадров библиотеки с учетом
различных направлений учебной работы со специалистами библиотечных
подразделений, информационно-вычислительного центра и производственной
мастерской.
В библиотеке разрабатывается и утверждается на Ученом совете
«Положение о системе подготовки, повышения квалификации и переподготовки
кадров», создается общебиблиотечный Совет, впоследствии преобразованный в
Учебно-методический центр.
Предпринимаются усилия по совершенствованию системы повышения
квалификации кадров в соответствии с современными требованиями к квалификации
работников библиотеки, уровню их профессионального, интеллектуального и
культурного развития. Задачей Совета становится обеспечение организационного
единства социального и экономического развития коллектива в части подготовки,
повышения квалификации и переподготовки персонала. Совет осуществляет
организационно-методическое руководство и информационное обеспечение,
координацию деятельности всех звеньев системы повышения квалификации кадров
ГПНТБ как одной из крупнейших публичных библиотек страны, создает условия для
перехода от периодического к непрерывному производственно-профессиональному
обучению сотрудников как своих, так и других библиотек, в том числе в области развития
автоматизированных библиотечных процессов и систем, внедрения новых
информационных технологий и персональных ЭВМ в учебный процесс.
В целом в библиотечной системе сложились определенные
направления повышения квалификации кадров: расширение общетеоретического уровня
и углубление теоретико-прикладных знаний в области библиотековедения,
библиографоведения и книговедения; функционально-производственная специализация
в области библиотечного дела, конкретных участков библиотечной,
библиографической и информационной работы; изучение и внедрение основ научной
организации труда и управления в библиотеке; овладение средствами механизации и
автоматизации библиотечно-информационных процессов; обновление знаний в области
отдельных отраслей науки и техники в связи со структурой и содержанием фондов и
специализированным обслуживанием различных категорий читателей и абонентов
библиотеки с использованием новых библиотечно-информационных технологий.
Эффективность применения библиотечно-информационных технологий
во многом определяется уровнем квалификации субъектов процессов информатизации
в библиотеке, что в свою очередь, требует постоянного совершенствования
подготовки кадров, создающих и использующих эти технологии в своей
профессиональной деятельности.
Особое значение библиотечно-информационные технологии приобретают
как учебные дисциплины в подготовке как специалистов библиотеки, так и
студентов, которым приходится или придется работать как конечному пользователю
на персональном компьютере в условиях электронного офиса, интегрированной
библиотечно-информационной системы, в локальных и глобальных
телекоммуникационных сетях; совершенствовать технологические и управленческие
процессы на своем рабочем месте с использованием новейших программных и
технических средств.
Комплекс этих условий отражает по сути дела социальный заказ
на современного специалиста библиотеки и диктует требования к его профессиональному
образованию и библиотечно-информационной культуре.
Но если в теоретическом плане по подготовке и переподготовке
библиотечных кадров имеются серьезные рекомендации, то практическая организация
обучения специалистов в сфере библиотечной деятельности все еще требует
конкретного развития.
Сегодня актуальным остается вопрос о том, как сделать
систему непрерывного образования более динамичной и гибкой. Перед нашей экономикой
стоит проблема рационального использования потенциала каждого работающего,
обеспечения полного соответствия квалификации работников требованиям рабочих
мест. В этих условиях профессиональное обучение становится одним из звеньев
непрерывного образования. И один из путей решения вопроса заключается в
развитии партнерства между образовательным сектором экономики, библиотекой и
системами высшего и дополнительного профессионального образования.
Исходя из потребностей библиотеки, требований ее руководства
(как работодателей), с учетом индивидуальных интересов, профессиональных
навыков и склонностей специалистов им предоставляются в библиотеке
разнообразные возможности – от профессиональной подготовки до повышения
квалификации по самым различным библиотечно-информационным профилям, от
стажировки на автоматизированных рабочих местах, обучения компьютерной
грамотности, поступления в колледжи и вузы до подготовки в аспирантуре.
Например, сотрудничество ГПНТБ России с кафедрой информационных технологий и
электронных библиотек МГУКИ, осуществляемое через Учебный центр библиотеки на
технологической и технической базе ГПНТБ России, дает возможность выпускникам
университета впоследствии работать в библиотеке на различных участках
функционально-технологической и научно-исследовательской деятельности. Такой
путь трудоустройства молодых специалистов выгоден не только университету, но и
библиотеке, так как выпускники подтверждают свою профильную профессиональную
пригодность.
Учебно-методический комплекс библиотеки имеет современную
учебно-производственную базу, гибко реагирует на изменения ситуации на
образовательном рынке труда, применяет прогрессивные технологии и методики,
располагает квалифицированными специалистами и педагогическими кадрами,
способными не только дать своим работникам и студентам вуза прочные
профессиональные знания и навыки, но и сориентировать их, адаптировать к новым
требованиям, выработать у них психологическую устойчивость.
В библиотеке постоянно идет разработка новых учебных пособий
и учебных программ. Вносятся изменения и дополнения в действующие. Учебный
материал по профессиям и специальностям конструируется по блочно-модульному
принципу, что соответствует требованиям времени. Процесс обучения обеспечивается
также методическим, профориентационным и психологическим сопровождением.
Перспективной формой работы системы повышения квалификации кадров становится
профессиональное обучение специалистов, приближенное к месту их работы, что
приобретает особое социальное значение. Все это способствует качеству и
эффективности обучения.
Таким образом, систему непрерывного образования специалистов
с ее девизом «Учиться всю жизнь» можно рассматривать как часть социальной
программы стабилизации и устойчивого развития ГПНТБ России.
Организационные и методологические основания
совершенствования системы повышения квалификации
кадров библиотеки
Одним из важнейших направлений деятельности ГПНТБ России сегодня
является разработка и реализация инновационных подходов к организации и
методике проведения учебной и научной работы в системе повышения квалификации,
подготовки и переподготовки кадров, связанных с применением новейших
информационных, коммуникационных и педагогических технологий.
Преобразования, осуществляемые с внедрением «Концепции модернизации
российского образования на период до 2010 года», дали возможность сделать
новые шаги в организации дополнительного профессионального образования в
библиотеке. В соответствии со своим Уставом наряду с основными видами
деятельности ГПНТБ России осуществляет повышение квалификации и
профессиональную подготовку своих работников и работников других организаций;
участвует в системе непрерывного профессионального образования и иной
образовательной деятельности в установленном порядке.
Потребность в профессиональном обучении в ГПНТБ России, как
правило, возникает в трех основных случаях. Во-первых, когда работник поступает
в библиотеку; во-вторых, когда работника назначают на новую должность или
вменяют ему новые трудовые функции; в-третьих, когда выявляется несоответствие
между профессиональными знаниями и навыками, которыми должен обладать сотрудник
на конкретном рабочем месте, и теми знаниями, умениями и навыками, которыми он
обладает в действительности.
Таким образом, организация системы дополнительного профессионального
обучения в ГПНТБ России – одна из основных функций управления персоналом. При
этом под подготовкой кадров (довузовской и послевузовской) понимается процесс
приобретения работниками библиотеки специальных профессиональных знаний в
специализированных областях деятельности.
Цель этапа довузовской подготовки работников со средним
образованием заключается в формировании интереса к профессии библиотекаря,
библиографа, информационного и научного работника, с формированием интереса и
приобретения первоначального опыта работы по профессии на соответствующем
рабочем месте.
Послевузовская подготовка предполагает повышение
эффективности производственно-профессиональной адаптации дипломированных специалистов
на новом рабочем месте с целью устранения разрыва между ранее полученной ими
профессиональной квалификацией и новыми требованиями, предъявляемыми к ним
специализированными автоматизированными библиотечно-информационными
технологиями.
Повышение квалификации – это обновление и углубление специализированных
знаний в области профессиональной библиотечно-информационной деятельности,
создания автоматизированных продуктов и услуг для потребителей информации,
связанное непосредственно со спецификой рабочего места.
Профессиональная переподготовка – получение новой или
смежной специальности путем освоения дополнительных профессиональных программ.
Таким образом, дополнительное обучение библиотечных
производственно-технологических и научных кадров включает в себя:
- систематическое самостоятельное обучение на рабочем месте
или в компьютерном зале Учебно-методического центра (самообразование);
- повышение квалификации (краткосрочное или длительное
периодическое обучение, стажировку);
- переподготовку (получение нового специализированного
образования и квалификации через магистратуру, аспирантуру и докторантуру),
т.е. постдипломное образование.
Исследования показали, что мотивами активного участия
библиотечных кадров в программе дополнительного образования являются: стремление
сохранить работу в библиотеке; остаться в занимаемой должности; желание
получить повышение в должности или занять новую должность; заинтересованность в
повышении квалификационного разряда и заработной платы; интерес к самому
процессу овладения новыми знаниями и умениями в условиях автоматизации
библиотечных и информационных процессов; а также научно-исследовательская
работа; желание установить более тесные производственно-технологические
контакты с другими участниками программы образования.
В связи с разработкой новой «Концепции развития ГПНТБ
России» на следующий длительный период деятельности библиотеки необходима четкая
увязка системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров с
системой мотиваций и планированием карьеры и научного уровня сотрудников. Речь
здесь идет о комплексе следующих действий: освоение работниками новых уровней
профессионального мастерства; предоставление им возможности на деле применять
полученные в результате обучения знания, умения и навыки; развитие и внедрение
различных дистанционных образовательных моделей и технологий; соответствующее
достойное поощрение и вознаграждение членов коллектива, повышающих свою
квалификацию.
Конечная цель подготовки, повышения квалификации и переподготовки
кадров – обеспечение ГПНТБ России нужным количеством специалистов, обладающих
навыками и способностями, необходимыми для достижения главной цели и основных
задач деятельности библиотеки – эффективного и качественного обслуживания
потребителей НТИ.
Поскольку затраты на обучение кадров рассматриваются как капитальные
вложения в квалификацию сотрудников, ГПНТБ России ожидает от них отдачи в виде
высокой эффективности работы.
Развитие кадровой политики библиотеки связано и с
подготовкой научных кадров через целевую аспирантуру и соискательство в вузах
культуры и искусства. К настоящему времени около сорока специалистов, работающих
в ГПНТБ России с 1958 г., защитили диссертации на соискание ученой
степени, несомненно, имеющие важное научное и практическое значение для решения
библиотечных, библиографических и информационных проблем библиотечного дела и
НТИ.
Научный и профессиональный уровень сотрудников библиотеки постоянно
апробируется на различных отечественных и международных научных конференциях и
семинарах по ключевым проблемам развития новых библиотечно-информационных
технологий и ресурсов, новых форм сотрудничества библиотек, учебных заведений,
издательских систем, различных структур бизнеса и т.д.
Деятельность Учебно-методического центра ГПНТБ России тесно
связана с деятельностью МГУКИ на основе договора с кафедрой информационных
технологий и электронных библиотек, которая проводит учебную, лабораторную и
производственно-практическую работу со студентами по дисциплинам специализации
«Компьютерные технологии в библиотечных и информационных системах» на
профессионально-технологической, научно-исследовательской и
материально-технической базе ГПНТБ России. УМЦ ГПНТБ России создает основные
условия качественной подготовки будущего специалиста – технолога
автоматизированных информационных ресурсов, дает студентам возможность выбрать
учебные программы, образовательные технологии, организует обучение студентов по
общим и индивидуальным программам, приобщает к практической и научной работе в
библиотечных производственно-технологических и научно-исследовательских
подразделениях, а также к разработке реальных проектов в курсовых и дипломных
работах.
Способность библиотеки постоянно повышать квалификацию своих
сотрудников и готовить студентов в условиях быстрого устаревания профессиональных
знаний и навыков в связи с внедрением новых библиотечно-информационных
технологий, информационно-коммуникативных и технических средств является одним
из важнейших факторов успеха деятельности ГПНТБ России.
Таким образом, на всех этапах организации, развития и
совершенствования системы повышения квалификации кадров, их подготовки и переподготовки
на протяжении пятидесяти лет существования ГПНТБ России просматривается
преемственность, т.е. последовательность и непрерывность, в целом определяющие
оптимизацию внутрибиблиотечного учебного процесса. Это является серьезным
аргументом для того, чтобы взглянуть на крупную современную библиотеку с
развитыми информационными, технологическими и техническими ресурсами как на
библиотеку со свойствами нового учебного социального института дополнительного
профессионального образования.
По справедливому замечанию Я. Л. Шрайберга,
доктора технических наук, профессора, генерального директора ГПНТБ России, в
наше время неуклонно возрастает роль библиотеки как центра образовательной информации
и образовательных технологий. Он отмечает: «Эта функция библиотек еще только
развивается, несмотря на отдельные глобальные проекты, так как замыкает в себе
такие важные компоненты, как:
- библиотека как информационный центр по подготовке
абитуриентов, аспирантов, соискателей и кандидатов на обучение в зарубежных
университетах;
- библиотека как информационно-образовательный институт, непосредственно
реализующий на своей базе учебный процесс по различным формам обучения;
- библиотека как площадка дистанционного обучения;
- библиотека как информационно-справочная система по
различным образовательным мероприятиям как в стране, так и в мире;
- и, наконец, традиционно библиотека выступает как
информационно-документальный центр по учебным пособиям в традиционной и электронной
форме»
Анализ современной ситуации в библиотеке показывает, что для
реализации предложений Я. Л. Шрайберга от системы подготовки,
повышения квалификации и переподготовки кадров ГПНТБ России в настоящее время
требуется выполнение следующих функций:
- образовательной – обучение различных категорий работников,
до настоящего времени не получивших библиотечной, библиографической и
информационной подготовки по выполняемой ими деятельности;
- учебной – повышение квалификации и профессиональная переподготовка
различных категорий работников библиотеки всех уровней квалификации в условиях
действующих и разрабатываемых библиотечно-информационных компьютерных
технологий;
- информационной – создание эффективно действующей информационной
инфраструктуры, включая компьютерные системы и сети, издательскую базу,
обеспечение работников библиотеки всех уровней актуальной профессиональной и
образовательной информацией;
- консультативной – обеспечение консультаций специалистам и
пользователям с помощью разработчиков автоматизированных библиотечно-информационных
процессов, систем и сетей и работников обучающей системы по конкретным профессиональным
проблемам;
- исследовательской – прогнозирование развития образовательных
потребностей и мотиваций работников в библиотеке, разработка и сопровождение
учебных программ; изучение процесса обучения и его непосредственных результатов
в системе подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;
- проектировочной – разработка местных программ развития
дополнительного профессионального образования, новых моделей обучения в области
компьютерных технологий, в том числе дистанционного обучения;
- экспертной – экспертиза образовательной деятельности ГПНТБ
России; местная квалификационная экспертиза (аттестация) профессионального
уровня кадров библиотеки, в том числе на автоматизированных рабочих местах.
Как показывает опыт, использование перечисленных функций
управления в ГПНТБ России, система принципов и активных методов и форм обучения
обеспечивают эффективную и качественную подготовку специалистов в условиях
внедрения и эксплуатации компьютерных библиотечно-информационных и других
технологий.
Основные выводы, сделанные в рамках исследования этапов
оптимизации системы повышения квалификации кадров ГПНТБ России, состоят в следующем:
Формирование устойчивого состояния системы повышения квалификации
кадров в настоящее время подготовлено предшествующим развитием системы в
1960–1980 гг. и отразило тенденции и направления производственно-технологической,
научно-методической и научно-исследовательской деятельности, создания, развития
и внедрения автоматизированных библиотечно-информационных систем, их совершенствования.
Все это привело к оптимизации внутрибиблиотечной системы
образования и педагогического процесса как целостной, относительно завершенной
системы, охватывающей широкий круг обучающих программ и курсов обучения.
Контингент обучающихся и преподавательский состав – из числа специалистов и
ученых библиотеки.
Новым содержанием наполнялись принципы и подходы к обучению
работников библиотеки в 1981–2000 гг. Сформирован ряд важнейших теоретических
и практических положений об обучении на местном уровне специалистов
библиотечных производственно-технологических, научно-исследовательских и
хозяйственных подразделений библиотеки; об оптимальном функционировании
обозначенной системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки
кадров. Разработан комплекс мер по достижению необходимого уровня результатов
обучения и созданию системы дополнительного профессионального образования.
В этот период обобщался передовой опыт и достижения предшествующего
этапа деятельности как по традиционным библиотечным и библиографическим
направлениям, так и в области информатики, информационных технологий, освоении
программно-математических, лингвистических и технических средств автоматизации
библиотеки в целом и ее отдельных подсистем.
Новый этап характеризовался также использованием основных
аспектов оптимизации в исследованиях и разработках по совершенствованию системы
повышения квалификации кадров, концепции создания системы дополнительного
профессионального образования библиотечных работников в свете требований,
предъявляемых обществом к образованию специалистов на местном уровне,
предписанных постановлениями правительства.
Решение задач оптимизации дополнительного профессионального
обучения специалистов библиотеки в 2001 г. началось с выбора критерия
оптимальности – показателя, на основе которого производилась оценка возможных
вариантов (альтернатив) развития процесса обучения и выбор наилучшего из них.
Оптимальным считается такой процесс обучения работников,
который соответствует следующим положениям:
а) направление – структура, содержание и логика
функционирования дополнительного обучения обеспечивают эффективное и
качественное решение задач надежного библиотечно-информационного обслуживания
специалистов народного хозяйства и ученых в соответствии с уставными требованиями
библиотеки в выполнении государственных задач, определенных федеральными
законами «О библиотечном деле» и «Об информации, информатизации и защите
информации», с требованиями развития информационных технологий в
образовательном процессе на основе «Концепции модернизации российского
образования на период до 2010 года», утвержденного Правительством России;
б) достижение поставленных целей в системе подготовки,
повышения квалификации кадров библиотеки обеспечивается качественной разработкой
учебных программ для внутреннего использования и внебиблиотечного обеспечения
без превышения расхода времени и финансов, отведенных для учебных занятий в
библиотеке как без отрыва от основной библиотечной
производственно-технологической и научно-исследовательской работы, так и с
отрывом, в связи с обучением на территории других образовательных учреждений.
К основным методологическим положениям оптимизации системы
подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров библиотеки отнесены:
целостный охват процедуры оптимизации всей системы дополнительного
профессионального образования; рассмотрение оптимизации как постоянно текущего
инновационного процесса со все более сложными задачами и совершенными
технологиями их разрешения.
Для обеспечения оптимальности учебного процесса использованы
следующие основные способы:
1) комплексный подход как общее требование предотвращения
односторонности в проектировании и планировании учебного процесса дополнительного
профессионального образования специалистов библиотеки;
2) конкретизация задач обучения с учетом особенностей
профессиональной и педагогической системы по отношению к
библиотечно-информационной деятельности специалистов библиотеки;
3) выбор оптимального варианта содержания, форм и методов
учебного процесса, позволяющего наиболее успешно решить поставленные библиотечно-технологические
задачи в установленное время;
4) дифференцированный план индивидуальных подходов как к
подготовленным, так и ко всем другим обучаемым;
5) постоянное продолжение профессионального обучения специалистов
библиотеки путем самообразования;
6) анализ
результатов учебного процесса по установленным требованиям.
Результаты исследования показали, что умелое сочетание
методов и форм дополнительного профессионального обучения в библиотеке, их разнообразие
позволили находить верный путь (подход) к каждому специалисту или группе
специалистов различных подразделений библиотеки. Итоговый контроль результатов
учебной работы осуществлялся непосредственно на автоматизированном рабочем
месте специалиста, выявлял качественные изменения в умениях и навыках
обученного. Одновременно определялась группа нерешенных задач, которые
впоследствии вносились в «Сводный план мероприятий по подготовке, повышению
квалификации и переподготовке кадров ГПНТБ России» для реализации в будущем.
В целом оптимизация учебного процесса в ГПНТБ России за
прошедшие годы:
1) способствовала успешной выработке навыков совместной
познавательной деятельности различных групп специалистов, причем более интенсивно
проходило восприятие и накопление информации по учебной дисциплине, быстрее
происходило преодоление учебных затруднений слушателей курсов;
2) помогала соблюдению принципов целенаправленности, целостности
комплексных организационных мер, последовательности, преемственности,
массовости и непрерывности учебного процесса;
3) обеспечивала соответствие достигнутых результатов
социально заданным целям, поставленным руководством библиотеки в области повышения
квалификации кадров.
В целях дальнейшего повышения эффективности деятельности
ГПНТБ России, по моему мнению, целесообразно активизировать процесс
профессионального самосовершенствования специалистов, под которым понимается
сознательная, целенаправленная работа над повышением уровня своей
компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с
существующими требованиями библиотечно-информационной деятельности и личной
программой профессионального развития.
Список источников
Становление и развитие системы повышения
квалификации кадров ГПНТБ России / Арзуханов А. С. // Науч. и техн.
б-ки. – 1998. – № 9. – С. 21–27.
Обеспечение системы подготовки и
повышения квалификации кадров : метод. материалы / А. С. Арзуханов,
С. П. Меньщикова. – Москва : ГПНТБ России, 2003. – 56 с.
Развитие дополнительного
профессионального образования библиотечных работников в Учебно-методическом
центре ГПНТБ России / Арзуханов А. С. // Науч. и техн. б-ки. – 2006.
– № 2. – С. 102–108.
|