Научные и технические библиотеки №9 2008 год
Содержание:

Ивлиев Г. П. Российские библиотеки в правовом поле нового законодательства

Сукиасян Э. Р. Организация работы систематизатора

Солошенко Н. С, Кириллова О. В., Соколова И. С. Малотиражные российские издания в документном потоке ВИНИТИ РАН: основные характеристики

Захарова Г. Н. Краеведческий аспект деятельности региональной библиотеки

Мелентьева Ю. П. Аудиочтение: исторические истоки и современная ситуация

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

Юрик И. В. Состояние и перспективы развития информационных технологий в Президентской библиотеке Республики Беларусь

Хорунжий В. П., Талызина Е. Ю. Создание и использование современных мультимедийных средств для повышения информационной культуры пользователей

ЭЛЕМЕНТЫ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Воройский Ф. С. Развитие видов памяти ЭВМ

НАША ПРОФЕССИЯ

Дударева Е. Б. Переподготовка библиотечных кадров: организационно-функциональная структура

К ЮБИЛЕЮ Ю. Н . СТОЛЯРОВА

Леонов В. П., Соколов А. В. Без устали, без фальши, без корысти. (К 70-летию Ю. Н. Столярова)

Кушнаренко Н. Н., Соляник А. А. Завидуем тем, кто будет у него учиться

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Столяров Ю. Н. Книга по электронному фондоведению

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Павлова Н. П. Библиотеки мира – своими глазами

Каратыгина Т. Ф. Впечатления участника юбилейных мероприятий, посвященных 90-летию С. А. Сбитнева (г. Кемерово, март 2008 г.)


УДК 025.4.025

Э. Р. Сукиасян

Организация работы систематизатора

Рекомендации специалиста.

Вопросы, связанные с организацией работы систематизатора в библиотеке, редко освещаются в профессиональной литературе. Сами систематизаторы (каталогизаторы) не любят или не умеют рассказывать об особенностях своей работы. Многие считают, что она слишком специфична, связана с конкретной практикой и традициями определенного учреждения и потому не представляет интереса для посторонних. С этим нельзя не согласиться. Однако без изучения опыта невозможно выявить общие закономерности, сформулировать правила, принципы, построить общую теорию и на этой основе дать единые для всех или многих библиотек практические рекомендации.

Приходится изучать процесс иначе – с помощью наблюдения, направленного интервью, анализа документации. Примерно с 1976 г., т. е. на протяжении более тридцати лет, я пользуюсь каждой возможностью изучить технологию систематизации. За эти годы удалось посетить сотни библиотек в нашей стране и десятки – за рубежом. Там, между прочим, среди систематизаторов тоже не принято писать о своей работе.

Сразу же хочу просить прощения за то, что некоторые положения покажутся изложенными поверхностно или фрагментарно. Многие аспекты темы нуждаются в глубоком исследовании.

Несколько слов о месте систематизации
как технологического процесса

В современном мире ручная обработка последовательно уступает место компьютерной, а оригинальная (т.е. первичная) каталогизация заменяется заимствованием. В США, например, сегодня штатными сотрудниками библиотек обрабатывается не более восьмой части потока новых поступлений. Вся остальная информация либо уже находится в сводном каталоге, к которому подключена библиотека, либо воспроизводится из доступных электронных каталогов или баз данных.

Практически нигде за рубежом не сохранилась самостоятельная функция систематизации. Как и повсюду в мире, в Библиотеке Конгресса США технологический процесс совмещен – один каталогизатор производит полную обработку документа: составляет библиографическое описание, дополняет его заголовком, классификационным индексом по таблицам Классификации Библиотеки Конгресса, предметной рубрикой. Работа выполняется в формате, потому формированием записи каталогизатор не занимается (это функция формата). Но систематизацию по таблицам Десятичной классификации М. Дьюи (ДКД) осуществляет специальное подразделение, в котором «приписывают» в формат индексы ДКД, имея перед глазами книги (примерно 100 тыс. названий в год).

В нашей стране совмещенный технологический процесс пока еще встречается редко. Даже если мы переходим к компьютерной обработке, традиции и привычки менять не хотим: одни сотрудники занимаются составлением библиографического описания, другие – индексированием. При этом пропадает довольно значительное время (достаточно провести пооперационный анализ, чтобы в этом убедиться).

Во многих своих публикациях я активно выступал за совмещенный процесс каталогизации. Считаю, что всем российским библиотекам давно пора объединить соответствующие подразделения, технику и процессы. Надеюсь, что такая работа ведется, во всяком случае – планируется. Систематизация, как и другие виды индексирования, тысячами нитей взаимосвязана с составлением библиографического описания, с формированием заголовка библиографической записи, являющегося одной из точек доступа. Классификационные индексы, предметные рубрики, ключевые слова, дескрипторы – тоже точки доступа. Рано или поздно мы поймем, что процессы описательной каталогизации (калька англоязычного термина descriptivecataloguing) и индексирования нельзя разделять. Чем раньше мы их объединим, тем качественнее станут наши каталоги – как карточные, так и электронные.

Планирование

Ниже рассмотрены два аспекта планирования. Первый связан с планированием работы подразделения в целом, второй – с личным планированием. За основу взят зарубежный опыт. (Надо учиться работать грамотно, ничего сложного нет, нужна лишь наша воля.)

Главные проблемы, которые решаются при планировании работы подразделения, связаны с оценкой имеющихся штатных ресурсов (по штатному расписанию) и кадровых возможностей (реально работающих сотрудников). Руководитель обязан знать, какие задачи ему необходимо решить в течение года. Не вдаваясь в подробности, скажу о главном: подразделение должно обработать поток новых поступлений и отразить его в системе каталогов. Все остальные дела – как бы «надстройка». Исходные цифры даёт отдел комплектования в названиях и экземплярах. Для работы с карточными каталогами надо также знать повышающие коэффициенты, они легко выводятся из годовых показателей (прошлых лет), а не «берутся с потолка». Если на каждые сто названий для каталога было подготовлено к расстановке в среднем 1,3 карточки, то, зная количество названий, мы заранее получаем число карточек. Для каталогов разных видов повышающий коэффициент может быть различным.

Основные показатели высчитываются по нормам, которые имеются на все процессы традиционной каталогизации. Если речь идет об автоматизированной технологии, могу лишь сказать: уверен, что рано или поздно мы придем к принятым в мире нормативам для полной обработки одного документа (все процессы выполняются на компьютере, в формате, одним сотрудником). Норма очень простая: в среднем – 1 документ в час, за рабочий день – 8 и более документов.

В большинстве библиотек США мои коллеги рассчитывают план на 240 рабочих дней в год. Эта цифра только сначала нам кажется удивительной: но, если вычесть из 365 дней 104 выходных, еще 10 дней отпуска (у библиотекарей США отпуск – две недели) и 10 оплачиваемых дней, когда сотрудник сообщает о своем невыходе на работу (причина никого не интересует, но начиная с 11-го дня зарплата уже не идет), то эта цифра станет понятной.

Получается, что один каталогизатор (при наличии очень высокой квалификации) может «пропустить» 2 400 названий в год? Да, если он ничем другим не занимается… Но так ведь бывает не всегда. В большинстве случаев у него есть обязанности, связанные с повышением своей квалификации или обучением других сотрудников, ведением справочного и методического аппарата.

Скажу сразу, чего не бывает никогда: постоянного давления той актовой системы, которая так широко распространена в российских библиотеках. Книги обрабатываются, как кажется стороннему наблюдателю, слишком спокойно. Многие лежат неделями, другие же «пролетают» мгновенно. Оказывается, здесь все понимают: дублеты, переиздания могут ждать, в то время как новые монографии, справочники, книги, которые «на слуху» и спрашивались читателями еще вчера, обрабатываются сразу же, без промедления. «Зеленый свет» дается изданиям, которые библиотека вводит в сводный каталог впервые (такая операция оплачивается особо).

Очень важна роль технолога, осуществляющего диспетчерские функции. Понятно, что издания, которые получает от него каталогизатор, должны различаться по степени сложности (имеются в виду критерии, относящиеся как к описательной каталогизации, так и к индексированию). В интересах сотрудника сдать работу до окончания рабочего дня и взять еще несколько изданий – «статистика знает всё» (её ведет автоматизированная система), в конце года объемные показатели будут учтены при обсуждении вопроса о динамике оплаты труда.

У каждого сотрудника должен быть свой личный план. Еще раз опишу идеологию личного планирования, которую пропагандирую уже несколько лет. В конце календарного года сотрудник на листочке бумаги в произвольной форме записывает свои пожелания самому себе. Как правило, большая их часть бывает связана с повышением квалификации, саморазвитием: планируются освоение нового участка, поступление на курсы, написание статьи, переработка инструкции, изучение стандарта, монографии, пособия. План вкладывается в конверт и сдается непосредственному руководителю. Конверт вскрывается однажды: через год, когда сотрудник придет к руководителю с личным отчетом. Объективные (статистические показатели) работы покажет машина на экране компьютера. План и отчет будут внимательно проанализированы. Что сделано – то сделано, оценка отразится на заработной плате. Очередной план в конверте будет спрятан в сейф.

Очень хитрая механика: запланировать себе всегда хочется много, но не сразу понимаешь, что через год придется отвечать по каждому пункту. А если ничего не планировать, то и рост остановится. У нас, к сожалению, пока нельзя предупредить сотрудника о неполном служебном соответствии и сообщить ему (под расписку), что через два месяца в его услугах библиотека нуждаться не будет. Отсюда состояние собственной самоуспокоенности, в котором пребывают тысячи российских библиотекарей.

Вопросы оперативного управления персоналом

Поскольку эта группа вопросов не связана конкретно с работой систематизаторов, рассмотрим их в самом общем виде, тезисно.

При приеме на работу учитывается большой объем знаний и умений, требуемых от каталогизатора (систематизатора). Как минимум принимаются во внимание: (1) общая культура, начитанность, грамотность, образованность; (2) степень профессиональной, библиотечной подготовки – образование (часто среднее специальное выгоднее высшего библиотечного!), опыт работы с каталогами, стаж библиотечной работы; (3) при наличии отраслевого образования – уровень специальных знаний, возможности использования в качестве специалиста по соответствующим отраслям; (4) языковая подготовка – степень владения одним из иностранных языков, стремление углублять свои языковые знания; если библиотека работает с конкретным контингентом читателей, владеющих национальным языком – знание языка или желание им овладеть; (5) степень компьютерной грамотности (WinWoird, Excell, PowerPoint, другие программы), умение работать в Интернете, навыки поиска в русском и англоязычном (даже без знания языка!) сегментах Интернета, желание освоить работающую в библиотеке автоматизированную систему, технику и технологию; (6) психологические (в первую очередь – коммуникативные) свойства личности, состояние здоровья (слух, зрение, память) и др.

Сразу принимать новых сотрудников на постоянную работу не рекомендуется. Нужна проверка в работе. Если есть понимание сущности непрерывного образования (чтобы стать хорошим специалистом, придется учиться всю жизнь), стоит тратить время на обучение.

Вопросы обучения (повышения квалификации) входят в компетенцию руководителя. Он выявляет потребности, согласовывает с администрацией подходящие формы и методы, представляет своих сотрудников для направления на курсы, семинары, стажировки, при необходимости ставит вопрос об оплате их обучения в вузах и учреждениях дополнительного образования.

Руководитель подразделения организует работу по графику, предусматривающему при необходимости работу в вечернее время, выходные дни. Опыт показывает позитивные результаты введения скользящего графика в подразделениях, занимающихся обработкой литературы. Исключается спешка, снимается нервное напряжение. Необходимо рационально использовать потенциал сотрудников с учетом квалификационного, функционального, отраслевого разделения их обязанностей.

В структуре рабочего времени каталогизатора, систематизатора должны быть предусмотрены кратковременные перерывы, так как на всем его протяжении невозможно сохранять один и тот же уровень внимания. Перерыв необходим для того, чтобы встать, расслабиться, снять эмоциональное и мышечное напряжение. Очень полезно выпить чашку чая или кофе (только не надо это делать непосредственно на рабочем месте!). Такой перерыв не требует больше 7–10 мин и предусмотрен трудовым законодательством.

Документационное обеспечение

Характеристика рабочего места. В отечественной литературе об этом документе говорится уже более двух десятков лет, но во многих библиотеках система таких документов отсутствует. Характеристика рабочего места – полное описание функций, технологических процессов и связей каждой штатной единицы в библиотеке, дополненное квалификационными требованиями. Чтобы разработать комплект таких характеристик, приходится абстрагироваться от реальной кадровой ситуации, складывающейся в библиотеке в определенный момент. К примеру, имеются 12 штатных единиц. Чем они должны заниматься, каждая в отдельности и во взаимосвязи с другими, чтобы обеспечить выполнение всего комплекса задач, стоящих перед библиотекой? Не надо сразу же привязывать характеристику рабочего места к должности, тем более – к конкретному сотруднику библиотеки, не надо ограничивать требования, задавая себе вопрос: «Где я возьму такие кадры?». Характеристика рабочего места – документ стабильный, можно сказать, гораздо более постоянный, нежели персонал библиотеки.

Если комплект характеристик разработан, то становится гораздо проще решать организационно-кадровые вопросы – от приема на работу до продвижения сотрудников по должностным категориям. Принимая на работу, указываем в должностной инструкции функции в соответствии с характеристикой рабочего места. Цель должностной инструкции – «напрягать» сотрудника: тут-то и выясняется, что он этого не умеет, не знает, да и образование не очень соответствует указанному… Значит, он занимает должность с учетом того, что ему многое предстоит сделать. У нас же чаще получается, что сотрудник не только «вполне удовлетворяет», но и порой далеко опережает требования должностной инструкции. Зачем же ему повышать квалификацию?

Технологические инструкции, государственные стандарты, положения, памятки, которые обязан знать и выполнять каталогизатор (систематизатор), должны находиться вместе с должностной инструкцией и характеристикой рабочего места в ящике письменного стола сотрудника. Мне очень понравилась система, принятая в большинстве библиотек США: после завершения обучения все документы складываются в именную папку (она называется «Manual» – «Руководство») и вручаются сотруднику. На первой странице, под списком документов, сотрудник расписывается. Теперь он уже не может сказать, что не знал своих обязанностей или требований, изложенных в тех или иных документах.

Учетно-отчетные документы следует свести к минимуму. Статистический учет реальных показателей должна вести машина (для этого в структуре автоматизированной системы существует специальный модуль). Каждому сотруднику присваивается персональный номер, который вместе с датой и временем фиксируется системой на всех этапах, в ходе выполнения каждого процесса или операции. Нормы времени и выработки для каталогизатора (систематизатора) не существуют: он работает так, как может. Нормативами занимаются руководители, а не исполнители.

Учетная единица – объект каталогизации (название, но не экземпляр). Если работа по индексированию разделена между несколькими специалистами-отраслевиками, ведется раздельный учет времени. К обработке документа можно (а часто и просто необходимо) привлечь в качестве консультанта специалиста, углубленно владеющего отраслевыми знаниями или иностранным языком. Учет его работы ведется отдельно. В конце отчетного года все показатели анализируются. Если подразделение постоянно пользуется услугами специалистов, например по немецкому языку, это сигнал: надо принять на работу знающего язык или направить своего сотрудника на курсы иностранных языков.

Справочный аппарат систематизатора

Далеко не всегда систематизатор может найти всю информацию, необходимую для принятия классификационного решения, непосредственно в издании. Приходится уточнять сведения об авторе, термины, аббревиатуры, географическое расположение и многое другое. Оказывается, что в Интернете можно найти далеко не все. И, добавлю, не так быстро, как в энциклопедиях, словарях и справочниках, географических атласах, Если, конечно, они находятся в непосредственной близости от рабочего места.

К формированию справочного фонда надо подходить внимательно. Конечно, самое последнее издание энциклопедического словаря будет направлено в отдел справочно-библиографического обслуживания. Но это – повод для того, чтобы переставить в свой рабочий фонд предыдущее издание этого словаря. То же относится ко всем справочным изданиям. Можно в кармашек (в тот самый, куда вкладывается формуляр) положить справочную карточку для себя с указанием отдела или шифра хранения последнего издания, так как иногда может потребоваться самая актуальная информация.

В некоторых случаях каталогизаторам и систематизаторам очень хочется оставить у себя книгу, но делать это нельзя. Приведу элементарный пример: издание в нескольких томах заканчивается томом, в который вошла полезнейшая справочная информация. Сейчас книга не нужна, но всем ясно: необходимость справиться может возникнуть в будущем. Надо поступить очень просто: оставить у себя копию каталожной карточки с данными, позволяющими при необходимости оперативно разыскать книгу. «Проходит» обработку стандарт, который не входит в систему СИБИД, но так часто бывает нужен… Надо записать. Встретилось определение понятия, термина, который вы не знали? Надо его выписать. Так формируется справочная картотека, которую систематизатор может вести исключительно для себя.

Очень рекомендую выписать, например, такое определение нанотехнологий, которое, во-первых, будет вам понятно и, во-вторых, не будет связано ни с конструкциями, ни с организмами, ни с веществами. Пока, к сожалению, такого определения этого модного сегодня термина я не нашел. Определений много, но в каждом из них «сквозит» специальность автора. Однобокое понимание нанотехнологий проявилось в недавно установленном в УДК индексе. Пройдет, наверное, немало лет, прежде чем будет найдено не только основное место, но и определитель.

Методический аппарат систематизатора

Под методическим аппаратом в литературе понимается совокупность пособий, картотек и указателей, обеспечивающих единообразие методов систематизации, качество классификационных решений.

Книжные издания. В состав методического аппарата входят: практические пособия, учебники и учебные пособия, методические рекомендации, пособия по общей и частной методике систематизации. Задача систематизатора – выявить, собрать и учесть все пособия по методике систематизации из фонда библиотеки. Ранее давалась рекомендация ограничиться лишь изданиями по той системе классификации, которой пользуется библиотека. Практики подсказали: это не совсем правильно. Во многих пособиях содержатся рекомендации, «перевести» которые на свой информационно-поисковый язык (ИПЯ) не так уж сложно.

В последние годы появилось несколько учебных изданий, о которых, как правило, не знают библиотекари-практики. Так, учебник для вузов Аналитико-синтетическая переработка информации (Л. Б. Зупарова, Т. А. Зай­цева; под ред. Ю. Н. Столярова. – Москва : Изд-во ФАИР, 2007. – 399 с. – Специальный издательский проект для библиотек) – полностью отвечает современным программам. Его недостатком является некоторая конспективность. Авторского текста здесь почти нет, многие положения не объясняются, а излагаются. Стандарты пересказываются.

Несколько лет назад вышло учебно-методическое пособие Библиотечная обработка документа (Л. Б. Зупарова, Т. А. Зайцева, Л. И. Сазо­нова; под науч. ред. Ю. Н. Столярова. – Москва : Либерея, 2003. – 208 с.), к сожалению, не лишенное недостатков, отмеченных в рецензии (Пособие по библиотечной обработке документов / Э. Р. Сукиасян // Науч. и техн. б-ки. – 2005. – № 1. – С. 126–132).

Судя по письмам практических работников, пока еще используется пособие, сочетающее учебные и справочные функции, подготовленное на основе курса лекций для слушателей Высших библиотечных курсов, т.е. для системы дополнительного образования: Библиотечные каталоги : метод. материалы / Э. Р. Сукиасян. – Москва : Профиздат, 2001 – 191 с. – (Серия "Современная библиотека"; Вып. 19). Сегодня материал книги требует серьезного дополнения. За прошедшие годы ситуация в классификационном мире существенно изменилась: фактические сведения о классификационных системах устарели, переиздан ГОСТ 7.59–2003, появилось много новых изданий. Однако в части индексирования материал не устарел.

С практическими пособиями дело обстоит плохо. Последнее (Систематический каталог : практ. пособие / ГБЛ; сост. Э. Р. Сукиасян. – Москва : Кн. палата, 1990. – 182 с.) найти в библиотеках уже сложно, а предыдущие – два издания прекрасной книги Е. И. Шамурина «Систематический каталог и его организация» – вышли в 1930-х гг. Стандарт 7.59 подробно прокомментирован в 1991 г. (Индексирование документов. Общие требования к систематизации и предметизации : инструктив.-метод. указания / ГБЛ. СПК; сост. Э. Р. Сукиасян. – Москва, 1991. – 61 с.), переиздание в 2003 г. сопровождалось статьей (Индексирование документов. Общие требования к систематизации и предметизации. Переиздание ГОСТ 7.59–90 с изменениями / Э. Р. Сукиасян // Науч. и техн. б-ки. – 2002. – № 7. – С. 43–48).

Все издания по вопросам индексирования (пособия и методические рекомендации по вопросам общей и частной методики систематизации) стоит собирать в рабочем фонде, на полках или в шкафу в непосредственной близости от своего рабочего места. Как их организовать, расставить – решите сами (варианты: по году издания, по авторам и названиям, по тематике). На другой полке полезно хранить таблицы классификации, списки предметных рубрик, тезаурусы – те издания, с которыми вы повседневно не работаете (в том числе – тех классификационных систем, которые не применяете).

Методические материалы, полезные и нужные систематизаторам, часто публикуются в периодической печати, продолжающихся изданиях, сборниках статей. Надо помнить: «встреча» с ними – дело случайное, однажды увидели, прочитали, источник «растворился» в фондах библиотеки. Материалы надо брать на учет – достаточно вести свою рабочую картотеку, указывая в записях место хранения источника. Многие опытные систематизаторы ведут досье – собирают копии таких материалов.

Фонд книжных изданий, тем более собранные в папке ксерокопии и другие материалы, надо регулярно просматривать, чтобы не тратить время на поиск при возникновении потребности.

Методический аппарат в таблицах классификации оказывает систематизатору повседневную помощь. Здесь он может быть представлен как в виде самостоятельной части издания (введения, приложения), так и непосредственно в таблицах, в составе классификационного деления (записи класса). Наименование деления может быть дополнено одним или несколькими предложениями. Затем в таблицы вводятся методические указания различного характера, ссылки (см.) и отсылки (см. также). В таблицах УДК ссылки обозначаются одним и тем же знаком → , однако не составляет труда (по месту размещения ссылки) понять, что именно имеется в виду.

Систематизатор должен знать принципиальную разницу между ссылками см. (ранее она называлась полной ссылкой или отсылкой) и см. также (ранее – частная ссылка). Терминологическим стандартом 7.76–96 (п. 5.5) допускается применение форм см. и см. также. Их семантику надо разъяснять читателям: если сказано см., то надо посмотреть туда, куда рекомендовано, в то время как см. также означает – посмотреть и здесь, и в рекомендованном делении. Между прочим, следует помнить, что правилами общей методики систематизации повторное отражение в двух делениях, связанных ссылками, не рекомендуется.

Особое внимание нужно обращать на методические указания, которые адресованы не только систематизатору, но и пользователям (например о порядке детализации материала). Такие указания в карточном каталоге выносятся на каталожные разделители и помогают пользователю при поиске.

Игнорирование методического аппарата в таблицах классификации приводит к грубым ошибкам, которые порой не могут быть сразу обнаружены. Например, литература по одной и той же теме не собирается вместе, а расходится по разным индексам. Опытный систематизатор не только увидит ошибку, но и определит причину: систематизатор торопился, увидел индекс в указателе и поставил его, не открывая таблиц, не читая методических указаний и ссылок. В старых библиотечных учебниках мне встретилась фраза: «Ставить индекс по указателю – тяжкий грех!». Жаль, что сегодня мы не называем вещи своими именами.

Систематическая контрольная картотека (СКК) к АПУ – полезный методический аппарат. Она находится на столе систематизатора. К каждому индексу, имеющемуся в рабочих таблицах, приписаны предметные рубрики АПУ. Прежде чем ставить индекс, посмотрите в СКК и решите: будет ли книга, которую вы систематизируете, на месте? Есть ли для её содержания предметная рубрика?

Пособия по общей методике систематизации. Общая методика систематизации – совокупность принципов, правил и приемов систематизации, изложенных безотносительно к какой-либо определенной отрасли знания или к определенным разделам конкретной системы классификации. Изучению общей методики должно предшествовать изучение системы – её основных частей, общей структуры, типизации (применительно к УДК – системы общих определителей), индексации (системы обозначений), правил комбинирования индексов (построения сложных и составных индексов).

Нередко то, что называется «общей методикой», подменяется на 70% описанием системы и её правил. Но правила системы далеко не всегда согласуются с правилами общей методики. Поясню: у них разные цели. Правила классификационной системы создаются и развиваются (в переизданиях) прежде всего в целях сохранения её стабильности, её своеобразия, всего того единичного, чем характеризуется система. Правила общей методики функционально, по своему назначению должны обеспечить создание поискового аппарата.

Анализ классификационных признаков документа, выявление основных (сущностных, содержательных) и, наряду с ними, дополнительных (например отражающих общие категории места, времени, языка, типа издания и прочих) меньше связаны с той или иной классификационной системой. Условно можно считать, что в пособиях по общей методике 5/8 будет посвящено общей методике и 3/8 – системе классификации. В наши дни пока никому не удалось написать универсальное пособие по общей методике (с примерами из нескольких систем классификации). Последние такие монографии принадлежат Ш. Р. Ранганатану (1892–1972) и созданы к середине прошлого века.

Есть вопросы, которые относятся исключительно к общей методике. Назову некоторые из них. Проблема основного места для «широкой» темы, как правило, выраженной «предметным», многоаспектным понятием (глобализация, экология, космические исследования). Проблема многократного отражения (применение терминов дублирование, повторное отражение не рекомендуется) и выбора последовательности индексов, особенно при систематической расстановке, когда первый индекс автоматически решает вопрос о месте книги на полке. Проблемы размежевания, рассматриваемые в меньшей степени в рамках общей, в большей – в рамках частной методики систематизации. Проблемы систематизации многотомных изданий – в тех случаях, когда каждый том имеет «своё» содержание. Проблемы использования методов одной дисциплины в других дисциплинах. Проблемы систематизации литературы персонального характера: лицо и область деятельности; лицо и время, эпоха, окружение; лицо и место: от рождения до смерти; лицо и язык. Этот перечень можно продолжить. Скажем так: только потому, что мы в большом долгу перед общей методикой, на которую обращаем меньше внимания, чем она заслуживает, постоянно возникают вопросы, которые мы пытаемся решить «ремесленническими» способами.

Пособия по частной методике систематизации в большей степени приближены к структуре конкретной системы классификации (объем материала в обратной пропорции: 3/8 – на анализ классификационных признаков в пределах отрасли, 5/8 – на специфику отражения выявленных проблем в системе). Безотносительно к системе можно говорить, например, что в экономической географии таких признаков два: отраслевой и региональный. Но дальше я вынужден говорить о конкретных таблицах.

Какой может быть структура таких пособий? Чаще авторы повторяют структуру таблиц, иначе говоря, публикуют развернутые методические указания как бы «по индексам». Автор, по сути дела, пишет такое пособие на основе собственной картотеки методических решений (КМР). Для тех случаев, когда вопрос трудно решить сразу, организуется и другая картотека – картотека наблюдений. Надо понимать её временный характер: любое наблюдение рано или поздно должно завершиться решением и получить отражение в постоянной картотеке методических решений.

Несколько практических советов по их ведению. Ссылка на принятое решение дается как в таблицах («на индексе»), так и в указателе. Лет 10–15 шла дискуссия: в каком порядке организовывать материал в этих служебных картотеках?

Традиционно считалось, что КМР строится в алфавите ключевых слов. В пособиях приводился пример записи на карточке: «Учебники. Учебники для средней школы – с определителем, для высшей школы – без определителя». Одни практики посчитали, что удобнее вести КМР по индексам основных и вспомогательных таблиц, другие – предложили вписать ссылку на КМР в текст указателя. Небольшое сравнительное исследование дало интересный результат: выгоднее вести КМР в хронологическом порядке, проставляя на карточке порядковый номер и дату записи. Как в таблицах, так и в указателе в соответствующие места (на индекс и на предметную рубрику) вносится запись «КМР 142». Такую «КМР» можно превратить из картотеки в файл и вести его в своем компьютере.

Другая, на мой взгляд, более правильная структура пособия по частной методике, строится по проблемам, когда рассматриваются сначала связи и разграничения, затем место литературы общего содержания («в целом»), применение метода многократного отражения, использование типизации (системы общих и специальных определителей), особенности комбинирования и т.д. В современных пособиях уместно будет выделить раздел о принципах построения классификационных формул.

В одном из пособий, подготовленных в Государственной библиотеке СССР им. В. И. Ленина, приведен перечень категорий, который, как мне кажется, идеально подходит для содержания частной методики систематизации. Приведу его с некоторыми сокращениями:

  • Объекты неживой природы
  • Объекты живой природы
  • Материалы, вещества, сырье, изделия
  • Устройства, оборудование. Здания и сооружение
  • Явления, процессы. Операции, действия
  • Условия, отношения, связи между предметами
  • Свойства, качества, признаки предмета
  • Пространственные и временные понятия
  • Региональные понятия
  • Национальные, этнические, языковые понятия
  • Персоналия (индивидуальная, собирательная)
  • Коллективы (учреждения и организации)
  • Группы населения
  • Отрасли знания, науки. Отрасли хозяйства
  • Отдельные теории. Методы исследования
  • Комплексные темы и проблемы

Многие, наверное, узнали: приведен фрагмент из содержания к пособию для библиотекарей «Алфавитно-предметный указатель к систематическому каталогу» (ГБЛ; отв. ред. Э. Р. Сукиасян. – Москва : Книга, 1981. – 147 с.). Это единственное пособие, где сделана попытка применить положения категориального анализа Ш. Р. Ранганатана к решению задачи редактирования алфавитно-предметного указателя к систематическому каталогу (АПУ). Обратите внимание: я не применяю аббревиатуру АПУ в отношении указателя в таблицах, так как она стандартизована в ГОСТ 7.76–96, п. 8.10 только в этом значении, относящемся к систематическому каталогу).

Есть еще специальные методики систематизации. Каково их назначение? При централизованной систематизации, когда классификационный индекс публикуется для массового использования за пределами той библиотеки, в которой он проставляется, используется специальная методика, с некоторыми ограничениями и отступлениями от методики, принятой внутри своей организации. Жаль, что многие библиотеки этого не знают.

Специальная методика используется в тех случаях, когда объектом каталогизации (индексирования) является периодическое или продолжающееся издание в целом.

Еще один аспект: индексирование для библиографических указателей в печатной форме или в библиографических базах данных. В любом случае эта работа непосредственного отношения к систематизаторам не имеет. Хотите возложить на них дополнительную функцию? Надо подсчитать трудоемкость и оплатить работу. Сначала следует решить две сопутствующие проблемы. Первая: какой будет система классификации? У любого указателя есть собственная схема группировки материала, заранее оговоренные принципы (например детализация). Вторая: систематизаторы должны сказать, что они работают по принципу de visu, имея документ перед глазами. Что мы будем систематизировать: документ (как технологически будет обеспечена его доставка?) или его реферат, аннотацию – либо должны ограничиться данными библиографической записи?

Мы еще не очень ясно представляем себе особенности индексирования электронных ресурсов. В отношении каталогов существует общая закономерность, которую можно сформулировать так: сначала библиографическая обработка (описательная каталогизация), потом индексирование. Каталоги ресурсов Интернета – задача больше (если не целиком) библиографическая, чем каталогизационная. Предоставим библиографам право готовить соответствующие справочники. Электронные ресурсы можно индексировать, если они переведены в форму документа, т.е. сохранены на диске или ином носителе информации, а затем получили библиографическое описание. Это положение носит общий характер.

Меня иногда спрашивают: «Должны ли мы систематизировать «всякие бумаги», например, машинописные подборки документов, материалы конференций?». Отвечаю на этот вопрос вопросом: «Есть ли на этих документах штемпель библиотеки, инвентарный номер? Если есть – индексируете по общим правилам. Если нет – требуете сначала провести через инвентаризацию». То же с электронными ресурсами: есть на ресурсе инвентарный номер или нет? Стал ли ресурс документом (диском, распечаткой, дискетой)? Почему же возникает вопрос об индексировании, ведь это – как бы вторичный процесс. Сначала должно быть подготовлено библиографическое описание.

Всё сказанное относится и ко всем другим видам документов (ресурсов). Многие из них (например стандарты, картографические произведения) имеют те или иные особенности, но инвентаризация обязательна для всех.

Алгоритм работы систематизатора

В том, что работа систематизатора должна быть максимально формализована, сомнений нет. Я не хочу говорить о том, что она должна быть «доведена до автоматизма» – это было бы неправильно. Автоматизировать интеллектуальные функции невозможно. Поэтому лично я не верю в возможности «автоматической классификации» (правильнее было бы говорить о систематизации). Докажите – поверю. Пока это лишь посылки, не оправдывающие те средства, которые тратятся на их разработку. Почему никому не приходит в голову автоматизировать процесс питания? Засунуть в рот человеку трубку намного проще, чем разобраться в том, как работает мозг. Так ведь до сих пор нет «автоматизированного приема пищи». Неинтересно этим заниматься. А заниматься автоматизацией индексирования интересно…

Попытки четко, в заданной последовательности, с учетом всех связей и отношений построить алгоритм процессов систематизации предпринимались и раньше. Несколько раз публиковался рисунок, иллюстрирующий процессы систематизации по ГОСТ 7.59 (впервые он помещен в практическом пособии «Систематический каталог» на с. 48, рис. 6). Подчеркнем: алгоритм строился с учетом «ручного исполнения» всех процессов. В то время (книга писалась в 1988–1989 гг.) у нас не было возможности изучить и алгоритмизировать процессы автоматизированного индексирования. Нет таких возможностей и сегодня: слишком отличаются используемые в библиотеках страны автоматизированные системы. У каждой свой собственный «механизм», часто придуманный разработчиками в отрыве от практиков, к которым они не привыкли обращаться. У некоторых этот механизм вроде тоже разработан в нашей стране, но как две капли похож на известные зарубежные системы. Здесь разобраться трудно. Иногда международная и бесплатная система в процессе модернизации приобретает имя собственное и становится платной.

Далеко не все системы способны искать по индексу, единичные предоставляют те возможности поиска, которые традиционно имеет карточный систематический каталог. Их всего две: (1) поиск по иерархии, с просмотром сверху вниз, и (2) поиск по алфавитно-предметному указателю с выходом на просмотр по типу (1). Кто-то сказал (но это нигде никем не доказано), что поиск по ключевым словам как бы исключает необходимость ведения указателя. И этого оказалось достаточно для того, чтобы АПУ, который мы вели десятки лет, «сгорел» вместе со всем своим служебным аппаратом (речь идет о систематической контрольной картотеке). А многие поверили, что можно найти «всё по любому слову записи».

Поэтому нет возможности привести единый алгоритм индексирования в автоматизированном режиме. Постройте его самостоятельно, используя всё то, что было сделано для «ручной работы», но с учетом специфики и условий вашей библиотеки.

Рассмотрим начальные «ступеньки». Возьмите в руки документ и убедитесь, что перед вами самостоятельный объект систематизации, что придется проводить классификационный анализ впервые, что это – не отдельный выпуск (том, номер) сериального или многотомного издания. Раньше этого издания в библиотеке не было? Может быть, оно выходило под другим названием? На другом языке? А если перед вами перевод, посмотрите, есть ли в вашей библиотеке оригинал. Всё это вы делаете с одной целью – обеспечить единство систематизации (принцип: одна и та же книга – в одном месте, под одним индексом). Сколько ошибок мы могли бы предупредить, если бы помнили об этом всегда!

Классификационный анализ. Вспомним рекомендации пособия «Систематический каталог»: «Чтобы обеспечить всестороннее ознакомление с документом, его полезно проводить по отработанной единой программе, превратив эти действия в навык. Профессиональные навыки систематизатора вырабатываются достаточно быстро, но только в том случае, если с самого начала он старается действовать последовательно, не пропуская ни одной важной детали. Для каждого вида документа программа анализа должна быть специфической, учитывающей те или иные его особенности, требующие отражения в классификационном решении. Например, для книг и брошюр она должна включать изучение данных, приведенных на титульном листе (сведений об авторах, составителях, редакторах; наименования учреждения (организации), от имени или при участии которого опубликована книга; сведений, раскрывающих или поясняющих основное заглавие), издательской аннотации, макета аннотированной каталожной карточки, оглавления или содержания книги, вступительной статьи, предисловия, послесловия, указателей (в особенности терминологических и предметных), приложений, списка литературы, иллюстративного материала» (с. 89).

Надо помнить, что по результатам анализа должно быть сформулировано решение. Поэтому, цитирую: «…при анализе систематизатор должен выявить предмет как основную тему произведения, аспект рассмотрения предмета, форму, целевое и читательское назначение документа. Поэтому все элементы объекта систематизации анализируются с определенной целевой направленностью.

Можно говорить о том, что анализ книги в процессе систематизации представляет собой разновидность библиографического просмотра, но весьма специфическую и уж во всяком случае не имеющую ничего общего с аналогичным по внешним признакам процессом, который совершает читатель при выборе книги или покупатель при просмотре книжных новинок. Систематизатор еще до того, как берет в руки книгу, задает себе определенные вопросы, а в ней уже ищет ответы.

Анализ объекта систематизации – совокупность сложных мыслительных операций. Даже в тех случаях, когда ответы лежат на поверхности, систематизатор обязан проверить свои рабочие гипотезы. Некоторые элементы издания оказывают неоценимую помощь именно при этом. Так, помещенные в списке литературы источники могут подтвердить правильность вывода об отрасли знания. Многое скажут и публикуемые в книге классификационные индексы, в которых систематизатор должен хорошо ориентироваться с помощью соответствующих таблиц из своего рабочего фонда» (с. 89–90).

Что может понадобиться систематизатору? Каталоги библиотеки (как алфавитный, так и систематический). Придется обращаться (может быть, не один раз) к справочному фонду. А если понадобится – искать консультанта, который поможет в содержательном плане или с переводом (если систематизатор не знает язык). Опытным путем выяснено: всегда лучше сначала искать специалиста по отрасли, а затем – по языку. Систематизатор должен умело работать с переводными словарями, накапливать терминологические знания. Не сразу будут видны результаты. Но через 5–6 лет работы трудности исчезнут (это происходит тогда, когда систематизатор не может сразу ответить на вопрос, на скольких языках читает, понимает литературу по отрасли).

Результат работы: предварительное классификационное решение в произвольной словесной форме, выраженное одним предложением (или цепочкой слов, словосочетаний). Все «лишние» слова отбрасываются.

Принятие классификационного решения. В зарубежных учебниках мне встретилось утверждение: хорош тот систематизатор, который всё подвергает сомнению. Иногда можно услышать в студенческой среде: зачем выражать результаты анализа на естественном языке? У нас есть свой искусственный язык, например, язык индексов УДК. Дело в том, что преобразование словесного решения в индексационное проходит через этапы методического контроля. Надо убедиться, что данный конкретный случай вполне укладывается в общие методические закономерности. Хороший систематизатор всегда видит за одной книгой десятки ей подобных – с тем же или подобным названием, с одинаковыми дополнительными признаками. Книга должна быть отражена в «семье себе подобных», оказаться рядом, в том же делении. Вот, как интересно: кажется, что речь идет о систематизации конкретной книги, а на самом деле мы говорим (или представляем себе) каталог.

Классификационное решение выражается уже не словами, а терминами классификационного индексирования – индексами. А это значит, что мы должны знать правила комбинирования индексов. От нас зависит, будет ли выражено классификационное решение одним или несколькими индексами (со знаком плюс между ними), будут ли составные части такого индекса простыми или сложными. Нам надо, особенно при систематической расстановке фондов, решить вопрос о первом, ведущем индексе, так как он определит место книги на полке (фактор, достаточно много значащий в ряде случаев).

Здесь придется остановиться, так как дальше сегодня трудно что-то рекомендовать. Если у вас сохранился карточный систематический каталог с АПУ (надеюсь, с систематической контрольной картотекой), то можно пользоваться упомянутым практическим пособием. Во всех других случаях оформление, редактирование и другие процессы будут отражать вашу специфику. Придется думать. Мне же хотелось показать, как много нужно учесть и как осторожно следует работать. Спешить и торопиться нельзя. Скорость придет вместе с опытом. Напротив: надо бояться, чтобы осторожность не исчезла раньше времени…

Рабочее место систематизатора

Жизненное пространство, в котором проходит значительная часть рабочего времени систематизатора, должно быть определенным образом оснащено и оборудовано, обеспечивать максимальные удобства, экономию времени и творческих сил. В крупной библиотеке огромное значение имеет планировка рабочего помещения, при которой пути потоков документов не пересекаются, минимальны по протяженности, а сотрудники могут без особых физических усилий передавать друг другу те или иные издания, использовать общий справочный и методический аппарат.

Все сотрудники библиотеки, занимающиеся каталогизацией (в том числе и систематизаторы), должны располагаться по возможности вблизи от читательских каталогов и фонда справочных изданий. Если в библиотеке сохранилась и ведется служебная часть систематического каталога, надо предусмотреть стол для читателей, которых придется обслуживать непосредственно в служебном помещении (именно поэтому в часы работы библиотеки в вечернее время и в общевыходные дни здесь должен работать по графику дежурный сотрудник).

При решении вопроса о размещении рабочих мест систематизаторов надо учитывать современные эргономические требования к мебели и оборудованию, температурному и влажностному режиму, границам воздействия шума и вибрации, освещенности и цветовому оформлению помещения в целом, санитарно-гигиеническому режиму.

Систематизатор нуждается в дополнительных площадях (рабочих поверхностях) для размещения обрабатываемых документов, а в непосредственной близости от него должны находиться не только справочные и методические издания, но и рабочие картотеки. Удобнее всего организовать такое рабочее место в виде функционального углового письменного стола со вращающимся креслом, стулом. Перед систематизатором на поверхности стола с одной стороны находится компьютер с клавиатурой, с другой – рабочий стол с таблицами классификации и письменными принадлежностями. Документы, поступившие на обработку, желательно держать отдельно (на разных полках) от документов, прошедших обработку. Каталожный шкаф с рабочим аппаратом находится за спиной систематизатора, рядом на стеллаже – справочный и методический аппарат.

Для хранения изданий, которые требуются чаще других, целесообразно использовать книжные полки, установленные перед письменным столом или прямо на нем, если позволяет его ширина. На столе у систематизатора должно находиться только одно издание, обработкой которого он занят. Все справочные и методические пособия, взятые с полок, сразу после использования возвращают на место. Принцип «каждой книге – ее постоянное место» очень важен, поскольку тратить время на поиски того или иного словаря, справочника, методического пособия нельзя.

После окончания рабочего дня систематизатор убирает личные вещи и принадлежности для работы в ящики своего стола, таблицы классификации и другие издания – в шкаф или на полки, ящики с картотеками – в каталожный шкаф. Ни в коем случае не допускается уборка со стола в личные ящики изданий, находящихся на обработке. Если невозможно их сдать обратно диспетчеру (что должно было бы быть нормой), они складываются на открытые полки. Случайное отсутствие сотрудника (причин может быть много) не должно приводить к технологическому сбою.

За рубежом сейчас активно внедряется модульная система рабочего места каталогизатора (систематизатора). Модуль – стандартная «коробка» без потолка, размером 2 х 2 м (т.е. всего 4 кв м), высотой 180 см, без окон. Вдоль двух сторон модуля – рабочий стол с креслом, над ним – книжные полки. Оборудование – один, иногда два компьютера. Очень удобное, достаточно яркое освещение. Шкаф для одежды и личных вещей. Телефон, переговорное устройство для связи с диспетчером. Открытый шкаф с тремя отсеками: «Получено», «В работе», «Обработано». Там, где проектировали конвейерные системы, пришли к выводу, что они занимают много места. Книги развозят и собирают на удобных бесшумных тележках. Поскольку модули стоят в ряд, к каждому из них удобно подъехать. Почему два компьютера? На одном ведется работа в системе, одно нажатие и вы оказываетесь в «своем» ЭК (как правило, сетевом, сводном). А другая машина – обычный персональный компьютер, подключенный к Интернету. На одном экране можно формировать запись в формате, на другом – видеть запись на ту же книгу в ЭК БК или в OCLC. Или получить справку в www.Google.com.

Обо всем не рассказать. Это только кажется, что в нашем «хозяйстве» всё давно остановилось.

  
На главную