Научные и технические библиотеки №1 2009 год
Содержание:

15-я Международная конференция "Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» – «Крым–2008»

Шрайберг Я. Л. Библиотеки в условиях правовой и технологической эволюции процессов общественного развития. Ежегодный доклад Международной конференции «Крым». Год 2008

Секция «Автоматизированные и корпоративные библиотечные системы и технологии»

Воройский Ф. С. Организационно-технологическое обеспечение работ по созданию контента ЭБ в АБИС

Жижимов О. Л., Мазов Н. А. Об использовании географических координат при поиске библиографической информации

Анохин А. А. Новые формы сетевого взаимодействия библиотек Республики Беларусь по созданию и использованию электронных ресурсов

Халабия Р. Ф., Аксянов Р. Р. Технология Bluetooth в библиотеках – система информирования пользователей

Секция «Использование Интернета и интернет-технологий в библиотечно-информационной практике»

Соколина О. В. Социальные, правовые и культурные задачи библиотечных интернет-проектов. Технологии решений

Соколинский К. Е. Создание современного сайта библиотеки с помощью модуля J?ИРБИС

Конференция «Крым» глазами участников

Коновалова М. П. Тринадцать лет с «Крымом»

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Котляров И. Д. Электронные библиотеки как инструмент контроля качества результатов диссертационных исследований

НАША ПРОФЕССИЯ

Матвеев М. Ю. Психологические проблемы совершенствования имиджа библиотек

Петровский В. Б. Воспоминания библиографа. (Диалог с другом)

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ


О. В. Соколина

ООО «Интегратор авторского права, Москва

Социальные, правовые и культурные задачи
библиотечных интернет-проектов.
Технологии решений

Общедоступные электронные библиотеки и проблемы, с которыми сталкиваются их разработчики. Подходы и технология решения комплекса этих проблем на примере образовательной интернет-библиотеки IQlib.

Значение библиотечных интернет-проектов
и проблемы их создателей

В последние годы в развитии мировой электронной сети отчетливо проявились две встречные тенденции. С одной стороны, информационная перегруженность сети и формальное «равноправие» компетентных и некомпетентных авторов, авторитетных и любительских интернет-источников ведут к хаотизации и снижению качества интернет-контента. С другой – наблюдается все более активное использование передовых информационных технологий в области образования и просвещения. И это позволяет надеяться на то, что будущее принадлежит проектам, работающим на решение культурных, социальных, правовых и других значимых задач общественного развития.

Бум «информационных проектов будущего» (в первую очередь это касается общедоступных электронных библиотек) возник в 2005 г., когда они начали повсеместно получать поддержку со стороны национальных правительств и частного бизнеса. Достаточно назвать наиболее успешные проекты: GoogleScholar – оцифровка фондов и создание единой электронной библиотеки университетов Гарвард, Стэнфорд, Оксфорд и др.; EuropeanDigitalLibrary – создание единой общеевропейской электронной библиотеки под эгидой Европейского Союза; HighBeamResearch – объединение функций электронной библиотеки с глобальным сетевым поиском и персонифицированными пользовательскими сервисами.

Проблемы, стоящие перед разработчиками подобных проектов, носят общемировой характер. Речь идет о необходимости обеспечить:

  • качество контента, его представительность и непрерывное пополнение;
  • использование передовых технологий, позволяющих объединить подходы традиционных библиотек с прогрессивными инструментами поиска, подачи и хранения информации;
  • равный доступ к достоверной и актуальной информации;
  • соблюдение прав авторов и издателей.

В целом можно сказать, что полноценные проекты электронных библиотек должны представлять собой симбиоз традиционных библиотек и развитых электронных баз данных и быть безупречными в культурном, социальном и правовом плане.

Следование этим универсальным правилам сопряжено с определенными трудностями, хорошо известными всем создателям электронных библиотек.

1. Обеспечение качества и актуальности контента напрямую зависит от владельцев авторских прав и влечет за собой существенные расходы.

2. Создание технологической базы и эксплуатация подобных проектов подразумевает наличие оцифровочной базы, программного и аппаратного обеспечения, подготовки персонала, что также требует ощутимых финансовых вложений и – что не менее важно – квалифицированной команды разработчиков.

3. Равный доступ граждан к фондам электронных библиотек подразумевает их полную открытость или достаточно низкую плату за услуги. Если учитывать расходы на покупку права на показ текстов и поддержание проектов, это практически невозможно без спонсорской поддержки.

4. Неукоснительное соблюдение закона об авторских правах не позволяет размещать в фондах электронных библиотек новые, пользующиеся популярностью книги из-за запрета издателей, чей доход зависит от продаж.

Эти объективные проблемы вынуждают создателей электронных библиотек либо пренебрегать авторскими правами и вступать в противоречие с законом, либо отказываться от новых изданий. Другой подход, продемонстрированный, например, электронной библиотекой диссертаций, состоит в принципиальном ограничении контента и относительно высокой плате за предоставление услуг.

В ряде случаев любительский подход к проектированию электронных библиотек приводит к ограничению их инструментов и отсутствию единого формата подачи информации. Так, многие общедоступные библиотечные ресурсы ограничиваются произвольной каталогизацией изданий и не имеют инструментов контекстного поиска.

С другой стороны, многие электронные проекты, создаваемые на базе традиционных библиотек, ограничивают доступ к своей информации, предоставляя его только посетителям своих залов.

Тем не менее сегодня в Интернете представлено и развивается множество электронных библиотек, таких, как НЭБ РАН, ЭБ РГБ, Арбикон, Аудиториум, РБК, Библиотека Мошкова, LitPortal и др., а также библиотечных ресурсов, созданных при высших учебных заведениях. И каждый из них по-своему решает все эти проблемы.

Особое место в сети занимают информационно-просветительские и информационно-образовательные ресурсы, на практике выполняющие культурно-просветительскую и образовательную миссию, обеспечивая гражданское право широких кругов населения на свободный доступ к знаниям. Помимо этих общезначимых социальных функций, характерных практически для всех развитых сетевых ресурсов, каждый из них несет специфическую социальную нагрузку, определяемую его профилем или сферой ориентации.

Перспективы развития и успешного функционирования подобных проектов напрямую связаны с отношением общества к образованию и самообразованию, с положением этих ценностей в системе социальных приоритетов.

Сегодня социальный запрос на информационные услуги в сфере образования фактически сформирован: с конца 1990-х гг. образование превратилось в образ жизни для наиболее активной и динамичной части общества, в первую очередь для молодежи – студентов и молодых специалистов.

Технологии решений
на примере образовательного ресурса IQlib

В ноябре 2007 г. завершен этап подготовительных работ по созданию информационного ресурса нового поколения, получившего название IQlib. В настоящий момент ресурс работает в тестовом режиме, активно наращивая пользовательскую и контентную базы.

Что такое IQlib. IQlib профильно ориентируется на сферу высшего специального образования, предлагая пользователям постоянно растущий единый библиотечный фонд электронных учебных и просветительских изданий, единый оперативный поиск по библиотечному фонду и единую форму доступа к полным текстам материалов учебного назначения, а также набор программно-технологических сервисов, которые призваны сделать максимально удобной работу пользователя с источниками информации.

Библиотечный фонд IQlib. Решая задачу обеспечения качества контента, его сбалансированности и представительности, создатели ресурса выработали и применяют жесткие критерии отбора материалов в библиотечный фонд.

В первую очередь библиотека наполняется за счет изданий (учебников и учебных пособий), отвечающих требованиям системы высшего специального образования РФ. Помимо этого в фонде IQlib представлена научная литература, выпускаемая профильными издательствами, научными институтами и аналитическими центрами. Еще одним направлением комплектования библиотеки IQlib являются научные и просветительские издания, относящиеся к категории «Общественное достояние». В перспективе предполагается включить в библиотечный фонд научную и специализированную периодику.

На начало апреля 2008 г. в фонде IQlib представлено более 3 тыс. изданий (рис. 1). Средняя скорость пополнения – 150–200 изданий ежемесячно.

Еще одним требованием, предъявляемым к фонду IQlib, является сбалансированность, достигаемая за счет равномерного наполнения фонда изданиями по разным областям знаний. Эта проблема – предмет пристального внимания создателей проекта.


Рис. 1. Состав фонда IQlib (на 11.04.08)

Поисковая система IQlib. Разрыв между прогрессирующими информационными технологиями и практикой традиционных библиотек обострил проблему эффективности поиска необходимых источников. Решая задачу повышения эффективности поиска, разработчики ресурса создали систему, позволяющую использовать несколько видов поиска по различным наборам параметров. Одновременно сохранена возможность традиционного библиотечного поиска в соответствии со стандартными классификаторами ББК и УДК.

Инструменты сервиса IQlib. Используемая в рамках ресурса система регистрации и авторизации пользователя позволяет придать информационным сервисам персонифицированный характер: каждый пользователь имеет возможность индивидуально отбирать, систематизировать удобным для него образом и сохранять в индивидуальных папках как найденную информацию, так и поисковые запросы.

Фактически создан прототип «индивидуального рабочего кабинета», в который пользователь попадает при авторизации. Находясь в этом «личном кабинете», пользователь IQlib имеет возможность работать как с фондом и инструментами ресурса, так и с личной информацией, а также взаимодействовать с другими пользователями (получает уведомления, обменивается ссылками и т. д.).

Целевая аудитория IQlib. Целевой аудиторией проекта являются студенты российских вузов.

На начало апреля 2008 г. пользовательская база IQlib насчитывала более 11 тыс. зарегистрированных пользователей при общем количестве посетителей 54 тыс. – т. е. каждый 5-й посетитель регистрируется на ресурсе и открывает свой «индивидуальный рабочий кабинет» (рис. 2).

Рейтинг IQlib в систематическом каталоге внешнего статистического ресурса SPYLOG в разделе «Наука/Научные сообщества» поднялся с 115-й позиции (декабрь 2007 г.) до 9-й позиции (апрель 2008 г.).

Первые месяцы эксплуатации ресурса подтвердили его востребованность среди целевой аудитории, что позволяет говорить об IQlib как о своевременном «ответе» на «актуальный социальный вызов».

Рис. 2. Динамика активности пользователей IQlib

Внутренняя статистика IQlib свидетельствует о том, что более 60% зарегистрированных пользователей ресурса не просто «посещали» ресурс и «знакомились» с источником, но активно и содержательно работали с контентом, пользовались информационными сервисами. В среднем каждый из активных пользователей сделал по 22 запроса и просмотрел по 80 документов (рис. 3).

Рис. 3. Содержательная активность пользователей IQlib

«География» пользовательского интереса к проекту позволяет говорить о его востребованности не только по всей стране, но и в государствах ближнего и дальнего зарубежья (рис. 4).


 

Рис. 4. Распределение интереса к IQlib

Важно подчеркнуть, что эти результаты достигнуты в ходе тестовой эксплуатации, без проведения широкомасштабной рекламной кампании.

Правовые аспекты. Библиотечный фонд IQlib формируется на основании прямых договоров с правообладателями – авторами книг, издательствами, научными институтами и вузами – о приобретении прав на неэксклюзивное использование каждого произведения (перевод книги в цифровой формат и размещение ее на сайте электронной библиотеки).

Стратегия пополнения фонда IQlib ориентирована на углубленное партнерство с московскими и региональными вузами, что подразумевает выплату авторских гонораров издательским подразделениям учебных заведений или отдельным авторам.

Социальная и культурная значимость проекта IQlib. Уникальность проекта IQlib определяется тем, что он не ограничивается виртуальной сетью, но активно работает в направлении связывания образовательного пространства.

На начало апреля 2008 г. IQlib установил прямые партнерские отношения с 26 учебными заведениями, в том числе с 19 московскими институтами и университетами – ведущими по тем или иным направлениям высшего образования и занимающимися издательской деятельностью.

Налажены контакты с 400 специализированными библиотеками.

IQlib напрямую сотрудничает и с профильными издательствами, научными институтами и аналитическими центрами. Среди партнеров проекта такие организации, как фонд «Общественное мнение», «Институт экономических стратегий», издательства «Юнити-Дана», «Логос», «Европа» и др.

Стратегия прямого партнерства IQlib с вузами, научными институтами, аналитическими центрами, библиотеками и издательствами позволяет оперативно знакомить пользователей с актуальными новинками, малотиражными изданиями и авторскими разработками научных коллективов вузов, которые практически недоступны массовому читателю.

Технологическое обеспечение проекта IQlib. Проект располагает аппаратной базой, необходимой для его функционирования, и мощностями по переводу печатных текстов в цифровые форматы. Методология, а также программный, технологический и сервисный комплексы прошли тестовые испытания и успешно функционируют.

С точки зрения используемых технологий и программного обеспечения проект IQlib инвариантен относительно форм представления и содержания контента, что позволяет создавать на его базе аналогичные клон-ресурсы, ориентированные на ту или иную целевую аудиторию. Правила и условия доступа к ним будет определять их непосредственный оператор/владелец, например тот или иной вуз или профильная библиотека.

Перспективы развития IQlib. Помимо стоящих на повестке дня задач по наращиванию библиотечного фонда, пользовательской базы и совершенствования пользовательских сервисов, IQlib делает акцент на дальнейшее развитие социальной составляющей свой деятельности, а именно:

  • организацию сети информационного обмена с профильными партнерскими учреждениями: обмен ссылками, обмен каталогами, взаимная популяризация и т. д.;
  • создание единой издательской площадки для представления, рецензирования и рейтингования новых печатных изданий;
  • формирование системы обратной связи ресурса и пользователей, авторов и потребителей учебной литературы, преподавателей и слушателей и т. д.;
  • разработку собственных учебных продуктов, в частности сводных образовательных пакетов из изданий различных вузов страны, исчерпывающе освещающих конкретную проблему;
  • подготовку к самостоятельному изданию/переизданию уникальных и редких трудов в печатном виде и на мультимедийных носителях.

Дальнейшее технологическое развитие IQlib предполагает наращивание функционала за счет разработки новых инструментов доступа и сервиса, в том числе:

  • создание системы обработки и анализа статистической информации;
  • разработку пользовательской системы «пометки на полях», которая позволит работать прямо в тексте издания, размещенного на ресурсе, а также открывать эти тексты другим пользователям сети;
  • внедрение программного обеспечения, облегчающего работу с ресурсом с мобильного телефона.
  
На главную