Научные и технические библиотеки №10 2009 год
Содержание:

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Тлюстен Ф. К. Размышления на тему: престижно ли работать в библиотеке, или Как мы решаем кадровый вопрос

Матвеев М. Ю. Изучение имиджа библиотек и библиотекарей в прессе: отечественный и зарубежный опыт

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Левченко О. И., Слащева Н. А. Информационное обеспечение пользователей научной библиотеки

Титович С. М., Гринкевич Т. В., Кочурова С. В. Мониторинг использования научных электронных ресурсов в информационном обслуживании пользователей

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. Классификационный (систематический) поиск в эпоху электронных каталогов (статья вторая)

Бахтурина Т. А. Эволюция общего обозначения материала – от элемента в области заглавия к самостоятельной области консолидированного ISBD

Брачковская Н. Б., Рубцов В. В. Моделирование формата хранения в специализированных базах данных

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП И ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ ИНФОРМАЦИИ

Харнад Ш. Пробуждение «спящего гиганта». Университетские мандаты на Открытый доступ

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Езова С. А. Приглашение в мир творчества

Авраева Ю. Б. Дидактическое ноу-хау библиотековедов-менеджеров МГУКИ

К ЮБИЛЕЮ Ю. А. ГРИХАНОВА

Столяров Ю. Н. В авангарде библиотечной науки и практики

Филиппенко Н. И. С восхищением, признательностью и благодарностью

ЮБИЛЕИ

Самсонова Н. Н., Крупник А. М. ЦНТБ нефтяной и газовой промышленности – 90 лет

Кочеткова О. Г., Бушнева А. Б. Этапы большого пути. К 65-летию Научной библиотеки Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Павлова Н. П. Международная конференция «Крым–2009»: вопреки глобальному кризису


Наша профессия. Кадры. Образование

УДК 023

Ф. К. Тлюстен

Размышления на тему:
престижно ли работать в библиотеке,
или Как мы решаем кадровый вопрос

Опыт работы библиотеки Адыгейского государственного университета по привлечению молодых специалистов.

Долгое время в художественной литературе и средствах массовой информации формировался весьма отрицательный образ библиотекаря: невзрачная внешность, старомодная прическа, тихая, забитая женщина... И что удивительно, библиотекари даже не пытались изменить сложившееся представление о себе и, как часто это бывает, соизмеряли свои желания и потребности с нищенской заработной платой.

К сожалению, стереотипное представление о библиотеках до сих пор бытует в нашем сознании. Относиться к этому можно по-разному – или не обращать внимания на негативные высказывания в адрес библиотек, или пытаться изменить ситуацию.

Особенно острое желание хоть как-то повлиять на создавшееся положение возникает после прочтения статьи М. Ю. Матвеева «Проблемы имиджа библиотечной науки, образования и профессии» (аналитический обзор публикаций отечественных и зарубежных специалистов), опубликованной в журнале «Научные и технические библиотеки», 2008, № 5. Статья вызвала бурю противоречивых эмоций, причем не только у меня, но и у моих коллег. Со многими авторами, работы которых стали предметом анализа, можно согласиться, хотя с некоторыми хотелось бы поспорить. Процитирую одного из авторов: «Некоторые зарубежные специалисты в качестве курьеза отмечают «главное достоинство негативного имиджа профессии»: как раз именно он и способствует уменьшению текучести кадров, поскольку библиотекари, находясь под впечатлением от оценки своей работы обществом, просто не рискуют попробовать себя в других сферах знания» [3. С. 89].

В этой связи М. Ю. Матвеев делает следующий вывод: «…имидж библиотечной профессии невозможно улучшить быстрыми и решительными мерами. Причина этого заключается в том, что на имидж профессии влияют все сопутствующие имиджи – и библиотек, и библиотекарей, и библиотечного образования. К сожалению, на вопрос о том, хватит ли библиотекарям времени для изменения существующего положения или же в библиотеках станет некому работать, четкого и однозначного ответа не существует» [Там же].

Попытаюсь дать ответ на этот вопрос, опираясь на собственный опыт. Считаю, что пришло время для смены стереотипов, и, наконец, хочется верить, что появляется интерес к библиотечной профессии, да и в самом библиотечном сообществе произошли коренные изменения. Сегодня библиотекари выходят на международный уровень, общаются с коллегами из разных стран. Всемирная паутина дала возможность включиться в глобальные процессы, происходящие в мировом информационном пространстве, даже самым маленьким, находящимся в отдаленных районах, библиотекам.

Сейчас с уверенностью можно сказать, что с появлением новых технологий зародилась новая информационная инфраструктура, в которой библиотеки заняли свое достойное место. В современных вузовских библиотеках произошли такие радикальные изменения, которые можно сравнить разве что с революцией, и, главное – изменились приоритеты деятельности библиотек. К традиционным задачам сохранности и приумножения книжных собраний добавились функции, присущие мобильным информационным центрам. Использование электронных ресурсов повлекло за собой изменение библиотечной технологии – появилась необходимость существенной корректировки требований к знаниям и умениям сотрудников библиотек.

Сегодня работники вузовской библиотеки должны быть не просто библиотекарями в традиционном понимании этой профессии, а информационными менеджерами, ассистирующими пользователю, сопровождающими его на всех этапах учебно-научной деятельности. Они должны быть профессионалами, способными грамотно осуществлять поиск, создавать собственный информационный продукт и достойно представлять результаты вузовской науки в мировом информационном пространстве. В настоящее время деятельность сотрудников библиотек требует участия в коллективных корпоративных проектах, установления партнерских контактов с производителями и продавцами информационных ресурсов. Кроме того, им надо уметь поддерживать программное, библиотечное оборудование и сети в работоспособном состоянии.

Да, опытных и перспективных специалистов, к сожалению, недостаточно. Известно, что многие увольняются и уходят в другую сферу, получив гораздо более выгодное предложение. А на вакансии в библиотеках претендуют люди без специального библиотечного образования. Основная причина такого бедственного положения, на мой взгляд, – низкая заработная плата. Кстати сказать, в статье М. Ю. Матвеева тоже затрагивается этот вопрос, но главной причиной «непрестижности» профессии библиотекаря, по мнению автора, является то, что библиотека не относится к организациям, которые заслуживают профессионального внимания высокообразованных людей, особенно молодых специалистов. Непрестижно и все! Но если так рассуждать, получается, что и другие профессии непрестижны – учитель  воспитатель, музработник, медсестра, – разве на эти профессии есть спрос? На самом же деле малооплачиваемая профессия всегда будет непрестижной.

Действительно, за все время моей работы в должности директора (а это более 12 лет) ко мне не обратился ни один из новоиспеченных выпускников библиотечного вуза. Этот факт заставил меня искать новые решения кадрового вопроса. В 1999 г. группа только что принятых в штат сотрудников, в числе которых оказались историки, филологи, картограф, биолог, инженер-гидротехник, была направлена для получения второго высшего – библиотечного – образования; оплату обучения и командировочные расходы взял на себя вуз. Спустя несколько лет я убедилась в том, что выбранный в условиях дефицита библиотечных кадров путь был не самым неправильным: знания тех сотрудников в различных областях науки и техники в сочетании со специализацией библиотековедения и библиографии помогли им стать настоящими профессиональными сотрудниками вузовской библиотеки. Теперь, имея по два высших образования, они успешно работают в нашем «книжном собрании», и свою дальнейшую судьбу связывают именно с библиотекой.

Э. Р. Сукиасян считает: «Если мы не можем получать профессионалов после вуза, их надо воспитывать самим: принимать на работу, отбирать, проверять способности и возможности и только после этого направлять на учебу без отрыва от производства…» [5. С. 58]. Согласен с подобной практикой и А. В. Соколов: «Предложенная Эдуардом Рубеновичем схема «выращивания профессионалов всем библиотечным миром» казалась в недавнем прошлом утопией темпераментного мечтателя, но в условиях ликвидации очного библиотечного образования и перепрофилирования библиотечных факультетов эта схема становится практически приемлемой и разумной» [4.С. 106].

С откровенным негодованием выразил свое отношение к такой схеме подготовки библиотечных профессионалов представитель библиотечной школы А. М. Мазурицкий: «Извините, неприемлема и неразумна данная схема. Очное библиотечное образование пусть в непростых условиях конкуренции на рынке образовательных услуг, как бы Вы ни пророчили ему скорую гибель, еще живо и умирать не собирается» [2. С. 121]. И этот факт не может не радовать всех тех, кто так или иначе причастен к библиотечной отрасли.

Но как же практика, которая подтверждает, что такая схема вполне жизнеспособна? Полагаю, могут быть разные варианты выращивания библиотечных кадров, однако, главное – конечный результат.

Несколько лет назад нам посчастливилось принять на работу бывшего преподавателя вуза – в результате в библиотеке появился «Центр исследователя», где наши пользователи, помимо доступа к огромному массиву диссертационных работ, получают квалифицированную помощь, весьма необходимую в их научно-исследовательской работе. Такой подход к организации деятельности библиотеки диктует новые потребности: в Центре правовой информации хотелось бы видеть дипломированного юриста, способного дать грамотный комментарий к тому или иному документу; в отделе художественной литературы, очевидно, должны работать сотрудники с филологическим образованием.

В правоте своих суждений я убедилась, изучив материалы доклада Т. Я. Кузнецовой; она, в частности, пишет: «Работник современной библиотеки должен обладать принципиально новыми знаниями, умениями и навыками, адекватными вызовам информационного общества… Ему необходимо быть широко образованным специалистом, владеющим, кроме своей профессии, навыками смежных отраслей знаний и сфер деятельности: информатики, педагогики, психологии, социологии, правоведения, культурологии, коммуникативистики и многих других» [1. С. 7].

Ситуация такова, что многим сотрудникам отраслевых отделов часто приходится совмещать знания, полученные по первой специальности и в библиотечном вузе. С уверенностью могу сказать, что опыт привлечения к работе в библиотеке представителей других профессий, имеющих второе высшее – библиотечное – образование,  оказался достаточно плодотворным, а в условиях дефицита библиотечных кадров, пожалуй, и самым результативным.

Действительно, потенциальные кадры можно найти в собственном вузе. Например, наш вуз выпускает специалистов по всем направлениям классического университета. Единственное условие, которое мы выдвигаем при приеме на работу, – это второе высшее – библиотечное – образование, для получения которого ректор Р. Д. Хунагов всегда оказывает финансовую поддержку. Хочется надеяться, что в обеспечении библиотеки кадрами в нашем вузе не будет проблем и в дальнейшем. Опрос студентов, проходивших у нас учебную практику, подтвердил интерес к библиотеке как к потенциальному месту работы, конечно, при условии достойной заработной платы.

Таким образом, объективные перемены в технологии библиотечной работы соответствуют объективным тенденциям, происходящим на рынке труда, что не должно давать оснований для пессимизма. Но понимание огромной роли, которую играет сотрудник вузовской библиотеки в современной науке и образовании, должно присутствовать и на государственном уровне. Только в этом случае возможно изменение отношения общества к «непрестижной» профессии. А самое главное – это привлечет в библиотеки молодых специалистов, способных творчески мыслить. На мой взгляд, именно в современной библиотеке молодежь может получить возможность реализовать свои познания в области прикладных наук, совершенствуя, например, методику библиографического поиска или аналитико-синтетич­ескую обработку документа. И создавать необходимую мотивацию у этой категории наших потенциальных сотрудников нужно  еще с момента их пребывания в вузе в качестве студентов – пользователей университетской библиотеки.

Мы провели эксперимент, пригласив на стажировку студентов математического факультета (отделение «Прикладная математика»), которых привлекли к работе по формированию библиографических записей в программе МАРК SQL (НПО «Информсистема»). По окончании стажировки практически все студенты изъявили желание параллельно с учебой продолжать работу в библиотеке. Специально для этой группы были выделены ставки и определен вечерний график работы. Таким образом мы решили еще одну задачу – за счет увеличения рабочего дня продлили время использования компьютерной техники. Студенты же наряду с более глубоким изучением автоматизированных библиотечных систем получили возможность заработать в свободное от учебы время. Сегодня одна из студенток, окончив обучение, возглавляет отдел автоматизации нашей библиотеки.

Мы приняли на работу несколько студентов, закончивших стажировку, которые обучались на отделении АСОИУ (автоматизированные системы обработки информации и управления). Они оказывали нам большую помощь в организации технологически сложных процессов: сетевого администрирования, технической поддержки компьютерного парка и т.п.

Значительным событием в жизни вузовской библиотеки стала разработка веб-дизайна сайта библиотеки нашими молодыми сотрудниками. Чтобы привлечь к работе в библиотеке как можно больше молодежи, принято решение об организации специальной студенческой группы. Эта группа участвовала в проекте «Ретроконверсия библиотечного фонда», который осуществляется уже третий год. Безусловно, наши молодые сотрудники получают квалифицированную помощь, а их участие в этом проекте находится под контролем.

Заслуживает внимания и деятельность студентов-дипломников, которые в своих квалификационных работах делают попытки внедрить результаты исследований в технологические процессы. Так, благодаря сотрудничеству с кафедрой прикладной математики разработан основанный на использовании SMS-технологий программный комплекс «SMS-library», обеспечивающий информационно-библиографическое обслуживание пользователей в дистанционном режиме. Тестирование проекта проведено студентом, отразившим специфику этой разработки в своем научном исследовании. После переезда библиотеки в новое здание этот проект будет использован в нашей работе.

Другой студент-дипломник, работающий программистом в отделе автоматизации библиотеки, в целях совершенствования этого сервиса темой своего исследования выбрал разработку морфологического анализатора текстов русского языка. Основная функция анализатора – выделение предположительных ключевых слов и выдача их отдельно от текста. Это исследование носит пока сугубо теоретический характер, но рассматривается как основа для дальнейшего совершенствования библиотечных процессов.

Кроме этого, планируется использовать студенческую науку в организации оперативного доступа к электронным словарям. Здесь также будут использоваться SMS-технологии мобильной связи. Особенности физической реализации SMS-технологий позволяют передавать объемы сообщений до 70 символов, что дает возможность организовать доступ к орфографическим, толковым и другим словарям и справочникам.

Общаясь в течение нескольких лет со студентами, я сформулировала для себя принципы, которые должны быть положены в основу работы любого руководителя библиотеки:

  • предоставлять молодым специалистам творческую свободу, способствующую научным исследованиям;
  • объединять молодых специалистов в одну возрастную группу;
  • пересматривать библиотечную терминологию; вводить в штатное расписание новые, современные должности, отражающие значительно изменившуюся в течение последних лет суть библиотечной профессии;
  • предоставлять молодым специалистам возможность повышать свою профессиональную квалификацию.

Благодаря следованию этим принципам со стороны руководства уже теперь многие студенты воспринимают библиотеку как организацию, заслуживающую профессионального и личностного внимания специалистов из разных областей науки и техники.

Воодушевляет тот факт, что наконец началась разработка нового образовательного стандарта, и скоро в нашей библиотечной школе обучение специалистов будет проводиться с учетом технологических изменений, которые сегодня происходят в библиотеках. Тогда, быть может, к нам выстроится долгожданная очередь из молодых специалистов новой формации.

Мне трудно согласиться с мнением М. Ю. Матвеева, что «имидж библиотечной профессии – одна из самых болезненных и нуждающихся в тщательном осмыслении проблем библиотечного дела. Отсутствие позитивного имиджа ведет к самому худшему сценарию из всех возможных: кадровому оскудению и подтверждению стереотипа «вымирающей профессии» (3. С. 86). Имидж как нашей профессии в целом, так и каждой библиотеки в частности мы создаем сами. Реанимировать «вымирающую профессию» – значит идти в ногу со временем, а идти в ногу со временем – значит иметь поддержку государства. Пожалуй, я соглашусь лишь с тем, что необходимо «тщательное осмысление проблем библиотечного дела». Однако это высказывание следует дополнить одной важной фразой:  «осмысление проблем библиотечного дела – задача государства». И делать это нужно именно сегодня, в настоящий момент!

Список источников

1. Кузнецова Т. Я. Библиотечные кадры сегодня и завтра: пути решения проблемы кадров, которые «решают все» / Т. Я. Кузнецова // Науч. и техн. б-ки. – 2009. – № 3. – С. 7–12.

2. Мазурицкий А. М. Еще раз об эволюции библиотечной школы / А. М. Мазурицкий // Там же. – С. 113–123.

3. Матвеев М. Ю. Проблемы имиджа библиотечной науки, образования и профессии / М. Ю. Матвеев // Там же. – 2008. – № 5. – С. 80–91.

4. Соколов А. В. Эволюция библиотечной школы / А. В. Соколов // Там же. – № 1. –
С. 89–109.

5. Сукиасян Э. Р. Библиотечная профессия. Кадры. Непрерывное образование : сб. ст. и докл. / Э. Р. Сукиасян. – Москва : ФАИР-Пресс, 2004. – 448 с.

  
На главную