Научные и технические библиотеки №10 2009 год
Содержание:

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Тлюстен Ф. К. Размышления на тему: престижно ли работать в библиотеке, или Как мы решаем кадровый вопрос

Матвеев М. Ю. Изучение имиджа библиотек и библиотекарей в прессе: отечественный и зарубежный опыт

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Левченко О. И., Слащева Н. А. Информационное обеспечение пользователей научной библиотеки

Титович С. М., Гринкевич Т. В., Кочурова С. В. Мониторинг использования научных электронных ресурсов в информационном обслуживании пользователей

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. Классификационный (систематический) поиск в эпоху электронных каталогов (статья вторая)

Бахтурина Т. А. Эволюция общего обозначения материала – от элемента в области заглавия к самостоятельной области консолидированного ISBD

Брачковская Н. Б., Рубцов В. В. Моделирование формата хранения в специализированных базах данных

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП И ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ ИНФОРМАЦИИ

Харнад Ш. Пробуждение «спящего гиганта». Университетские мандаты на Открытый доступ

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Езова С. А. Приглашение в мир творчества

Авраева Ю. Б. Дидактическое ноу-хау библиотековедов-менеджеров МГУКИ

К ЮБИЛЕЮ Ю. А. ГРИХАНОВА

Столяров Ю. Н. В авангарде библиотечной науки и практики

Филиппенко Н. И. С восхищением, признательностью и благодарностью

ЮБИЛЕИ

Самсонова Н. Н., Крупник А. М. ЦНТБ нефтяной и газовой промышленности – 90 лет

Кочеткова О. Г., Бушнева А. Б. Этапы большого пути. К 65-летию Научной библиотеки Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Павлова Н. П. Международная конференция «Крым–2009»: вопреки глобальному кризису


УДК 655.552

Ю. Б. Авраева

Дидактическое ноу-хау библиотековедов-менеджеров МГУКИ

Рец. на кн.: Менеджер информационных ресурсов : учеб.-метод. пособие / В. К. Клюев, И. М. Суслова, А. И. Пашин, Н. Ю. Дементье-ва, И. И. Макарова ; под общ. ред. В. К. Клюе-ва. – Москва : Литера, 2009. – 328 с.

Учебно-методическое пособие «Менеджер информационных ресурсов», (Москва, 2009) вышло под эгидой издательства информационного центра сотрудничества «Литера», что безусловно является символичным. Творческое сотрудничество педагогов-профессионалов кафедры управления информационно-библиотечной деятельностью МГУКИ под руководством профессора В. К. Клюева следует рассматривать как перспективную форму создания фундаментальных трудов, особенно когда речь идет о вкладе в систему библиотечно-информационного образования, подготовке нового поколения управленческих кадров, составлении программно-методических комплексов, отражающих инновационный уровень научной разработки теории управления и новаторскую  практику управления в библиотечных учреждениях страны.

Среди авторов нового учебно-методического пособия известные педагоги-ученые В. К. Клюев, И. М. Суслова, А. И. Пашин. Такой тандем дорогого стоит. Ведь не секрет, чтобы создать творческую команду, нужно приложить много усилий и терпения, определить приоритеты в ее работе, обозначить конечный результат, опираясь на собственную концепцию подготовки менеджеров. Команда единомышленников выдала на-гора труд, который заслуженно можно квалифицировать как дидактическое ноу-хау.

Отметим, что учебно-методическое пособие «Менеджер информационных ресурсов» подготовлено в соответствии с требованиями ГОСВО ВПО в области культуры и искусства по специальности «Библиотечно-информационная деятельность», квалификация «Менеджер информационных ресурсов». Его значимость определяется повышением роли управленческих кадров, возросшей потребностью библиотек в новом поколении управленцев в условиях нестандартных экономических реалий, непростых взаимоотношений между органами власти и библиотеками и созданием информационной инфраструктуры территорий с более и менее развитым потенциалом библиотечных трудовых ресурсов.

Авторы выстроили четкую структуру пособия, наполнили многоаспектным содержанием и добились удивительного эффекта: очень сложный материал воспринимается как единый современный теоретический и практический комплекс, в котором все части отражают последние достижения в конкретной области знания (менеджменте, маркетинге, экономике, праве).

Знания, умения, навыки – главные индикаторы всех десяти учебных программ, вошедших в пособие. Они предметно ориентируют будущих менеджеров, нацеливают на креативное выполнение профессиональных обязанностей в производственно-практической (включая управленческую), экспертно-консультационной и научно-исследовательской деятельности. Получаемая студентами установка на конкурентоспособность открывает перед ними перспективы сделать успешную карьеру, стать настоящими специалистами. Благодаря инновационной составляющей содержания представленных в книге программно-методических комплексов, разработанных актуально мыслящими педагогами, перед выпускниками кафедры реально открываются новые профессиональные горизонты. Можно с полным основанием утверждать, что это уникальное и долгожданное учебно-методическое пособие представляет интерес не только для студентов, но и для педагогов отраслевых управленческих дисциплин.

Современный технологический уклад общественного производства, как отмечают многие ученые, повышает значимость информационных ресурсов библиотек, которые должны обеспечить взаимодействие между управленцем и информационными технологиями в процессе создания БД по управлению и прогнозированию дальнейшего развития библиотек – центров межпрофессиональных коммуникаций. Книгу «Менеджер информационных ресурсов», несомненно, можно квалифицировать как успех реализуемого издательского проекта «Современная библиотека».

Заслуга авторов и в том, что они выстроили четкую траекторию подготовки будущих менеджеров, что является принципиально важным, и серьезно обновили содержание всех трех компонентов цикла специальных дисциплин – федерального, регионального (вузовского) и дисциплин (курсов) по выбору. Таким образом обеспечена взаимосвязь и преемственность между всеми компонентами, раскрыта особенность каждого из них.

Федеральный компонент цикла специальных дисциплин включает в себя шесть учебных курсов, которые составляют основу классического подхода к специальному обучению библиотечных кадров и обеспечивают инновационный характер отраслевой управленческой подготовки:

1. «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности» (И. М. Су­слова, В. К. Клюев);

2. «Библиотечный менеджмент» (унифицированный вариант) (И. М. Су­слова, В. К. Клюев);

3. «Маркетинг библиотечно-информационной деятельности» (В. К. Клюев, И. М. Суслова);

4. «Экономика библиотечно-информационной деятельности» (В. К. Клюев);

5. «Управление библиотечным делом» (А. И. Пашин);

6. «Инновационно-методическая работа библиотеки» (Н. Ю. Дементьева).

Региональный компонент включает в себя четыре учебные дисциплины:

1. «Библиотечное право» (В. К. Клюев);

2. «Стратегическое управление библиотечно-информационной деятельностью» (И. М. Суслова);

3. «Управление персоналом библиотеки» (И. М. Суслова);

4. «Библиотечная статистика» (Н. Ю. Дементьева).

Все учебные курсы федерального и регионального компонентов отражают уровень научной разработки каждой учебной дисциплины.

Особое место в структуре данного комплекса занимают дисциплины (курсы) по выбору:

1. «Коммуникации в менеджменте» (Н. Ю. Дементьева);

2. «Фандрейзинг в практике библиотеки» (В. К. Клюев);

3. «Формирование и развитие профессионального сознания библиотечно-информационного специалиста» (И. И. Макарова).

В этом комплексе, на наш взгляд, четко обозначились профессиональные пристрастия педагогов, их научно-практический и творческий потенциал, обеспечивающие эксклюзивную подготовку будущих менеджеров.

Впервые в пособии представлен дидактический комплекс, конкретизирующий методические материалы в помощь организации учебного процесса и освоению цикла специальных дисциплин образовательной программы подготовки высококвалифицированных менеджеров информационных ресурсов. В то же время следует отметить, что авторы остались верны принципу преемственности, сохранив проблематику семинаров, практических заданий, ситуационных задач и деловых игр, которые были представлены в первом издании аналогичной по задачам книги (Библиотечный менеджмент : дидактическое пособие для вузов и колледжей культуры и искусств / под общ. ред. В. К. Клюева и И. М. Сусловой. – Москва : Профиздат : Изд-во МГУКИ, 2001. – 208 с.).

Через восемь лет, использовав результаты апробации в учебном процессе и учтя пожелания коллег из регионов, те же авторы подготовили новое учебно-методическое пособие, аналогов которому нет в профессиональной литературе.

Нельзя не отметить, что авторы тщательно подошли к формулировке тем семинаров, практических заданий и ситуационных задач, к отбору справочных материалов. Например, существенно пополнился «Перечень практических заданий». В него вошли новые темы: «Анализ блока законодательных документов, определяющих гражданско-правовые отношения и защиту интеллектуальной собственности в условиях библиотеки»; «Анализ федерального законодательства и нормативно-правовых документов в контексте защиты интересов пользователей библиотеки»; «Обоснование перечня услуг и продукции для библиотек различных видов»; «Составление проекта и определение оптимального алгоритма заключения одного из видов хозяйственного договора библиотеки с партнерами»; «Выделение и расчет деловых функциональных показателей оценки работы библиотеки» и др. Увеличение числа практических заданий оправдано – это как раз тот случай, когда количество и качество отождествляются, придают содержанию более современный и точный аспект.

Авторы явились новаторами в создании программно-методического комплекса специальной управленческой подготовки. Обновление коснулось прежде всего федерального компонента: в нем, в частности, нашли отражение такие новые темы, как «Сущность и задачи информационного менеджмента в контексте библиотечно-информационной деятельности»; «Особенности и виды организационных коммуникаций в условиях библиотеки»; «Формирование информационного потока библиотеки» и др. В свою очередь, содержание регионального компонента и дисциплин (курсов) по выбору является логическим продолжением главного компонента и обеспечивает взаимосвязь, логичность и репрезентативность учебного материала.

Коллективный труд педагогов кафедры управления информационно-библиотечной деятельностью МГУКИ оказался плодотворным, и у авторов есть все основания получить самую высокую оценку и благодарность коллег из других профильных учебных заведений. Отрадно, что после успешной профессиональной экспертизы пособию присвоен федеральный рекомендательный гриф Учебно-методического объединения по образованию в области народного художественного творчества, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов. Такое официальное признание справедливо. Книга поможет педагогам периферийных вузов в решении профессиональных проблем, связанных с подготовкой специалистов в области управления библиотечно-информационной деятельностью.

  
На главную