УДК 655.552
Ю. Б. Авраева
Дидактическое ноу-хау библиотековедов-менеджеров МГУКИ
Рец. на кн.: Менеджер информационных ресурсов : учеб.-метод.
пособие / В. К. Клюев, И. М. Суслова,
А. И. Пашин, Н. Ю. Дементье-ва, И. И. Макарова ;
под общ. ред. В. К. Клюе-ва. – Москва : Литера, 2009. – 328 с.
Учебно-методическое пособие «Менеджер информационных ресурсов»,
(Москва, 2009) вышло под эгидой издательства информационного центра
сотрудничества «Литера», что безусловно является символичным. Творческое
сотрудничество педагогов-профессионалов кафедры управления
информационно-библиотечной деятельностью МГУКИ под руководством профессора
В. К. Клюева следует рассматривать как перспективную форму создания
фундаментальных трудов, особенно когда речь идет о вкладе в систему
библиотечно-информационного образования, подготовке нового поколения
управленческих кадров, составлении программно-методических комплексов,
отражающих инновационный уровень научной разработки теории управления и
новаторскую практику управления в библиотечных
учреждениях страны.
Среди авторов нового учебно-методического пособия известные педагоги-ученые
В. К. Клюев, И. М. Суслова, А. И. Пашин. Такой
тандем дорогого стоит. Ведь не секрет, чтобы создать творческую команду, нужно
приложить много усилий и терпения, определить приоритеты в ее работе, обозначить
конечный результат, опираясь на собственную концепцию подготовки менеджеров.
Команда единомышленников выдала на-гора труд, который заслуженно можно
квалифицировать как дидактическое ноу-хау.
Отметим, что учебно-методическое пособие «Менеджер информационных
ресурсов» подготовлено в соответствии с требованиями ГОСВО ВПО в области
культуры и искусства по специальности «Библиотечно-информационная
деятельность», квалификация «Менеджер информационных ресурсов». Его значимость
определяется повышением роли управленческих кадров, возросшей потребностью
библиотек в новом поколении управленцев в условиях нестандартных экономических
реалий, непростых взаимоотношений между органами власти и библиотеками и созданием
информационной инфраструктуры территорий с более и менее развитым потенциалом
библиотечных трудовых ресурсов.
Авторы выстроили четкую структуру пособия, наполнили многоаспектным
содержанием и добились удивительного эффекта: очень сложный материал
воспринимается как единый современный теоретический и практический комплекс, в
котором все части отражают последние достижения в конкретной области знания
(менеджменте, маркетинге, экономике, праве).
Знания, умения, навыки – главные индикаторы всех десяти учебных
программ, вошедших в пособие. Они предметно ориентируют будущих менеджеров,
нацеливают на креативное выполнение профессиональных обязанностей в
производственно-практической (включая управленческую),
экспертно-консультационной и научно-исследовательской деятельности. Получаемая
студентами установка на конкурентоспособность открывает перед ними перспективы
сделать успешную карьеру, стать настоящими специалистами. Благодаря
инновационной составляющей содержания представленных в книге
программно-методических комплексов, разработанных актуально мыслящими
педагогами, перед выпускниками кафедры реально открываются новые
профессиональные горизонты. Можно с полным основанием утверждать, что это
уникальное и долгожданное учебно-методическое пособие представляет интерес не
только для студентов, но и для педагогов отраслевых управленческих дисциплин.
Современный технологический уклад общественного производства, как
отмечают многие ученые, повышает значимость информационных ресурсов библиотек,
которые должны обеспечить взаимодействие между управленцем и информационными
технологиями в процессе создания БД по управлению и прогнозированию дальнейшего
развития библиотек – центров межпрофессиональных коммуникаций. Книгу «Менеджер
информационных ресурсов», несомненно, можно квалифицировать как успех реализуемого
издательского проекта «Современная библиотека».
Заслуга авторов и в том, что они выстроили четкую траекторию подготовки
будущих менеджеров, что является принципиально важным, и серьезно обновили
содержание всех трех компонентов цикла специальных дисциплин – федерального, регионального (вузовского) и
дисциплин (курсов) по выбору. Таким
образом обеспечена взаимосвязь и преемственность между всеми компонентами,
раскрыта особенность каждого из них.
Федеральный компонент цикла специальных дисциплин включает в себя
шесть учебных курсов, которые составляют основу классического подхода к
специальному обучению библиотечных кадров и обеспечивают инновационный характер
отраслевой управленческой подготовки:
1. «Менеджмент библиотечно-информационной
деятельности» (И. М. Суслова, В. К. Клюев);
2. «Библиотечный менеджмент» (унифицированный
вариант) (И. М. Суслова, В. К. Клюев);
3. «Маркетинг библиотечно-информационной
деятельности» (В. К. Клюев, И. М. Суслова);
4. «Экономика библиотечно-информационной деятельности» (В. К. Клюев);
5. «Управление
библиотечным делом» (А. И. Пашин);
6. «Инновационно-методическая
работа библиотеки» (Н. Ю. Дементьева).
Региональный компонент включает
в себя четыре учебные дисциплины:
1. «Библиотечное право» (В. К. Клюев);
2. «Стратегическое управление библиотечно-информационной деятельностью»
(И. М. Суслова);
3. «Управление персоналом библиотеки» (И. М. Суслова);
4. «Библиотечная статистика» (Н. Ю. Дементьева).
Все учебные курсы федерального и регионального компонентов отражают
уровень научной разработки каждой учебной дисциплины.
Особое место в структуре данного комплекса занимают дисциплины
(курсы) по выбору:
1. «Коммуникации в менеджменте» (Н. Ю. Дементьева);
2. «Фандрейзинг в практике библиотеки» (В. К. Клюев);
3. «Формирование и развитие профессионального сознания библиотечно-информационного
специалиста» (И. И. Макарова).
В этом комплексе, на наш взгляд, четко обозначились профессиональные
пристрастия педагогов, их научно-практический и творческий потенциал,
обеспечивающие эксклюзивную подготовку будущих менеджеров.
Впервые в пособии представлен дидактический комплекс, конкретизирующий
методические материалы в помощь организации учебного процесса и освоению цикла
специальных дисциплин образовательной программы подготовки
высококвалифицированных менеджеров информационных ресурсов. В то же время
следует отметить, что авторы остались верны принципу преемственности, сохранив
проблематику семинаров, практических заданий, ситуационных задач и деловых игр,
которые были представлены в первом издании аналогичной по задачам книги
(Библиотечный менеджмент : дидактическое пособие для вузов и колледжей культуры
и искусств / под общ. ред. В. К. Клюева и И. М. Сусловой. –
Москва : Профиздат : Изд-во МГУКИ, 2001. – 208 с.).
Через восемь лет, использовав результаты апробации в учебном процессе
и учтя пожелания коллег из регионов, те же авторы подготовили новое
учебно-методическое пособие, аналогов которому нет в профессиональной
литературе.
Нельзя не отметить, что авторы тщательно подошли к формулировке
тем семинаров, практических заданий и ситуационных задач, к отбору справочных
материалов. Например, существенно пополнился «Перечень практических заданий». В
него вошли новые темы: «Анализ блока законодательных документов, определяющих
гражданско-правовые отношения и защиту интеллектуальной собственности в
условиях библиотеки»; «Анализ федерального законодательства и
нормативно-правовых документов в контексте защиты интересов пользователей
библиотеки»; «Обоснование перечня услуг и продукции для библиотек различных
видов»; «Составление проекта и определение оптимального алгоритма заключения
одного из видов хозяйственного договора библиотеки с партнерами»; «Выделение и
расчет деловых функциональных показателей оценки работы библиотеки» и др.
Увеличение числа практических заданий оправдано – это как раз тот случай, когда
количество и качество отождествляются, придают содержанию более современный и
точный аспект.
Авторы явились новаторами в создании программно-методического
комплекса специальной управленческой подготовки. Обновление коснулось прежде
всего федерального компонента: в нем, в частности, нашли отражение такие новые
темы, как «Сущность и задачи информационного менеджмента в контексте
библиотечно-информационной деятельности»; «Особенности и виды организационных
коммуникаций в условиях библиотеки»; «Формирование информационного потока
библиотеки» и др. В свою очередь, содержание регионального компонента и
дисциплин (курсов) по выбору является логическим продолжением главного
компонента и обеспечивает взаимосвязь, логичность и репрезентативность учебного
материала.
Коллективный труд педагогов кафедры управления
информационно-библиотечной деятельностью МГУКИ оказался плодотворным, и у
авторов есть все основания получить самую высокую оценку и благодарность коллег
из других профильных учебных заведений. Отрадно, что после успешной
профессиональной экспертизы пособию присвоен федеральный рекомендательный гриф
Учебно-методического объединения по образованию в области народного
художественного творчества, социально-культурной деятельности и информационных
ресурсов. Такое официальное признание справедливо. Книга поможет педагогам
периферийных вузов в решении профессиональных проблем, связанных с подготовкой
специалистов в области управления библиотечно-информационной деятельностью.
|