Научные и технические библиотеки №11 2009 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Гусева Е.Н. Инновационное развитие библиотечно-информационной сферы

Ратманова С.Б., Ахметова О.Д. Научно-методическое обеспечение подготовки и выпуска библиографических серий: теория, методика, инновационный опыт

Джафаров Д.А. Автоматизированные технологии в библиотеках Азербайджана

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП И ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ ИНФОРМАЦИИ

Шрайберг Я.Л. Состояние открытого доступа на библиотечно-информационном пространстве России и СНГ

КНИЖНЫЙ РЫНОК. ФОРМИРОВАНИЕ И СОХРАННОСТЬ ФОНДОВ

Догадина Т.М. Сохранение книжных памятников: Белгородский вариант

Соколова И.С. Выпуск изданий по естественным наукам в контексте современной издательской системы России

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э.Р. Классификационный (систематический) поиск в эпоху электронных каталогов. (Статья третья)

КНИГОВЕДЕНИЕ

Серебрякова З.А. Книга как величайшая ценность (на примере национальной бурятской литературы 1950-1970-х гг.)

НАША ИСТОРИЯ: БИОГРАФИИ, ВОСПОМИНАНИЯ

Гедримович Г.В. Нина Григорьевна Старобинская (1899–1990)

ЮБИЛЕИ

Харыбина Т.Н., Мохначева Ю.В., Слащева Н.А. Центральной библиотеке Пущинского научного центра РАН – 45 лет

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Пашин А.И. Фундаментальный учебник для менеджеров библиотек

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Земсков А.И. Девятая Международная Билефельдская конференция

ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ЭБНИТ. (Выпуск 10)

Ежегодная конференция Ассоциации ЭБНИТ. (Обзор работы)

Надпорожская Е.В., Яковишина Л.А., Егоров С.К. Базы данных Корпоративной сети общедоступных библиотек Санкт-Петербурга в среде ИРБИС: программные и технологические решения

Баженов С.Р., Паршиков Р.М. Внедрение АРМ МБА системы ИРБИС в ГПНТБ СО РАН

Воронович С.И. ИРБИС – инструмент ускоренного развития Белорусской сельскохозяйственной библиотеки

Игнатюк М.В. Внедрение Системы автоматизации библиотек ИРБИС64 в работу ОУНБ им. Олега Ольжича города Житомира

Березная Т.И, Пекур Е.В. Мультимедийные технологии обучения работе с системой ИРБИС

Шихова Х.И. Совершенствование деятельности Информационно-ресурсного центра Ургенчского государственного университета путём внедрения системы ИРБИС

Сергиенко Т.В. Опыт внедрения ИРБИС64 в Библиотеке по техническим наукам Сибирского федерального университета

Подписка на «НТБ»


Т. И. Березная

Фирма «Матрикс Пресс», Киев, Украина

Е. В. Пекур

Национальный педагогический университет им. М. П. Драгоманова, Киев, Украина

Мультимедийные технологии обучения работе
с системой ИРБИС

Раскрыты цель и содержание мультимедийных уроков по работе с системой ИРБИС, созданных фирмой «Матрикс Пресс».

Фирма «Матрикс Пресс» уже семь лет является дистрибьютором системы ИРБИС в Украине. Занимаясь внедрением системы и консультируя пользователей, мы столкнулись с двумя основными проблемами: первая – не все библиотекари, приступающие к освоению ИРБИС, готовы воспринять сразу весь объем информации; вторая – текучесть кадров.

Для более эффективного внедрения ИРБИС в библиотеках в таких условиях мы разработали четыре методических пособия:

1. «Настольная книга каталогизатора». Пособие содержит 22 пошаговые технологические инструкции по заполнению основных полей при каталогизации разных видов документов. Инструкции являются рекомендательными, а не нормативными. Пособие предназначено для облегчения освоения методики каталогизации, а также для унификации создаваемых записей.

2. «Получение выходных форм». Сборник включает 48 инструкций, помогающих выбрать нужную в том или ином случае выходную форму, подсказывает, какие поля принимают участие в их формировании.

3. «Ищу то, не знаю что» – сборник примеров по выполнению всех видов поиска в электронном каталоге. Пособие предназначено для облегчения освоения методики поиска как сотрудниками библиотеки, так и читателями.

4. АРМ «Комплектатор». До сих пор нами распространялась только первая часть – «Подписка периодических изданий», которая включает в себя 12 пошаговых инструкций от подготовки БД к подписке до получения выходных форм, а также примеры табличных выходных форм. В этом году мы подготовили вторую часть, относящуюся к функциям заказа и поступления документов.

Все названные пособия распространяются бесплатно среди наших клиентов.

Мультимедийные технологии как одно из наиболее бурно развивающихся направлений новых информационных технологий с успехом используются в процессе обучения, позволяя программно соединить слайды текстового, графического, анимационного характера с результатами моделирования изучаемых процессов. Это дает возможность воплотить на новом качественно более высоком уровне классический принцип дидактики – принцип наглядности.

Это подтолкнуло нас к созданию мультимедийных уроков, основой для которых стали представленные выше методические пособия – «Настольная книга каталогизатора» и «Ищу то, не знаю что». Версия мультимедийных уроков служит для обучения пользователей работе в среде ИРБИС64 на основе программы «uvSoftiumSupport» и состоит из двух разделов: «Поиск» и «Каталогизация».

Раздел «Поиск» включает в себя 15 примеров разных видов поиска:

  • по одному заданному элементу (Автор),
  • по одному заданному элементу (Ключевое слово) с применением усечения и дополнительного ограничения,
  • по нескольким элементам одного вида (ключевые слова) с применением логики и усечения,
  • по элементам разных видов с применением для поиска выполненных запросов,
  • уточнение выполненного запроса с применением дополнительного ограничения,
  • по «Тематическому рубрикатору»,
  • комплексный поиск,
  • последовательный поиск с применением режима «Наличие/ Отсутствие»,
  • последовательный поиск с применением режима «Содержит»,
  • последовательный поиск с применением режима «Больше/Меньше»,
  • поиск по связи,
  • поиск периодических изданий,
  • поиск по связи для периодических изданий (журнал – номера),
  • поиск по связи для периодических изданий (номер журнала – статьи),
  • поиск «связных документов» для периодических изданий (журнал – номер журнала-статьи) без применения кнопки «Поиск по связи».

Преимущества использования мультимедийных уроков для обучения молодежной читательской аудитории очевидны. Школьники и студенты имеют возможность самостоятельно (без участия библиотекаря) овладевать навыками поиска в ЭК библиотеки.

Раздел «Каталогизатор» предназначен для приобретения или закрепления навыков создания записей в электронных БД. Он включает в себя пошаговые уроки заполнения основных полей при описании различных видов документов, в том числе: издание с одним индивидуальным автором; под коллективом авторов; с двумя или тремя индивидуальными авторами; под названием (более трех авторов); сборник произведений одного автора без общего названия; сборник произведений нескольких авторов без общего названия; продолжающееся издание или том многотомника; периодическое издание в целом; диссертация и автореферат; патент, авторское свидетельство и другая НТД под номером; патент, авторское свидетельство и другая НТД под названием; звукозаписи (аудио) документов; основной документ на электронном носителе (CD-ROM, дискета, компьютерный файл); стандарты.

Шесть уроков раздела посвящены регистрации периодических изданий и созданию аналитических описаний с применением различных методов ввода. В разделе предусмотрены и два урока по регистрации читателей.

Эксперимент по освоению системы ИРБИС с помощью предложенных мультимедийных уроков проведен в Научной библиотеке Национального педагогического университета им. М. П. Драгоманова. Он показал, что уроки способствуют быстрой адаптации, лучшему и более глубокому изучению и внедрению программного продукта, поскольку каждый библиотекарь или читатель может просмотреть видеоурок несколько раз, остановить и заново запустить его в любой момент, сосредоточить свое внимание на интересующем аспекте.

В ближайшее время совместно с этой библиотекой мы планируем работу по созданию таких уроков для АРМ «Комплектование».

Использование подобных мультимедийных технологий способствует не только освоению информационных библиотечных систем, но и обеспечивает непрерывность повышения профессионального уровня библиотекарей и информационной грамотности читателей.

  
На главную