Т. И. Березная
Фирма «Матрикс Пресс», Киев, Украина
Е. В. Пекур
Национальный педагогический университет им. М. П. Драгоманова, Киев, Украина
Мультимедийные технологии обучения работе
с системой ИРБИС
Раскрыты цель и содержание мультимедийных уроков по работе с
системой ИРБИС, созданных фирмой «Матрикс Пресс».
Фирма «Матрикс Пресс» уже семь лет является дистрибьютором системы
ИРБИС в Украине. Занимаясь внедрением системы и консультируя пользователей, мы
столкнулись с двумя основными проблемами: первая – не все библиотекари,
приступающие к освоению ИРБИС, готовы воспринять сразу весь объем информации;
вторая – текучесть кадров.
Для более эффективного внедрения ИРБИС в библиотеках в таких условиях
мы разработали четыре методических пособия:
1. «Настольная книга каталогизатора». Пособие содержит 22 пошаговые
технологические инструкции по заполнению основных полей при каталогизации
разных видов документов. Инструкции являются рекомендательными, а не
нормативными. Пособие предназначено для облегчения освоения методики
каталогизации, а также для унификации создаваемых записей.
2. «Получение выходных форм». Сборник включает 48 инструкций,
помогающих выбрать нужную в том или ином случае выходную форму, подсказывает, какие
поля принимают участие в их формировании.
3. «Ищу то, не знаю что» – сборник примеров по выполнению всех видов поиска в электронном каталоге. Пособие
предназначено для облегчения освоения методики поиска как сотрудниками
библиотеки, так и читателями.
4. АРМ «Комплектатор». До сих пор нами распространялась только
первая часть – «Подписка периодических изданий», которая включает в себя 12
пошаговых инструкций от подготовки БД к подписке до получения выходных форм, а
также примеры табличных выходных форм. В этом году мы подготовили вторую часть,
относящуюся к функциям заказа и поступления документов.
Все названные пособия распространяются бесплатно среди наших
клиентов.
Мультимедийные технологии как одно из наиболее бурно развивающихся
направлений новых информационных технологий с успехом используются в процессе
обучения, позволяя программно соединить слайды текстового, графического,
анимационного характера с результатами моделирования изучаемых процессов. Это
дает возможность воплотить на новом качественно более высоком уровне
классический принцип дидактики – принцип наглядности.
Это подтолкнуло нас к созданию мультимедийных уроков, основой для
которых стали представленные выше методические пособия – «Настольная книга
каталогизатора» и «Ищу то, не знаю что». Версия мультимедийных уроков служит
для обучения пользователей работе в среде
ИРБИС64 на основе программы «uvSoftiumSupport»
и состоит из двух разделов: «Поиск» и «Каталогизация».
Раздел «Поиск» включает в себя 15 примеров разных видов поиска:
- по одному заданному элементу (Автор),
- по одному заданному элементу (Ключевое слово) с применением усечения
и дополнительного ограничения,
- по нескольким элементам одного
вида (ключевые слова) с применением логики и усечения,
- по элементам разных видов с применением для поиска выполненных
запросов,
- уточнение выполненного запроса с применением дополнительного ограничения,
- по «Тематическому рубрикатору»,
- комплексный поиск,
- последовательный поиск с
применением режима «Наличие/ Отсутствие»,
- последовательный поиск с применением режима «Содержит»,
- последовательный поиск с применением режима «Больше/Меньше»,
- поиск по связи,
- поиск периодических изданий,
- поиск по связи для периодических изданий (журнал – номера),
- поиск по связи для периодических изданий (номер журнала – статьи),
- поиск «связных документов» для периодических изданий (журнал –
номер журнала-статьи) без применения кнопки «Поиск по связи».
Преимущества использования мультимедийных уроков для обучения
молодежной читательской аудитории очевидны. Школьники и студенты имеют
возможность самостоятельно (без участия библиотекаря) овладевать навыками
поиска в ЭК библиотеки.
Раздел «Каталогизатор» предназначен для приобретения или закрепления
навыков создания записей в электронных БД. Он включает в себя пошаговые уроки
заполнения основных полей при описании различных видов документов, в том числе:
издание с одним индивидуальным автором; под коллективом авторов; с двумя или
тремя индивидуальными авторами; под названием (более трех авторов); сборник
произведений одного автора без общего названия; сборник произведений нескольких
авторов без общего названия; продолжающееся издание или том многотомника;
периодическое издание в целом; диссертация и автореферат; патент, авторское
свидетельство и другая НТД под номером; патент, авторское свидетельство и
другая НТД под названием; звукозаписи (аудио) документов; основной документ на
электронном носителе (CD-ROM, дискета, компьютерный файл); стандарты.
Шесть уроков раздела посвящены регистрации периодических изданий и
созданию аналитических описаний с применением различных методов ввода. В
разделе предусмотрены и два урока по регистрации читателей.
Эксперимент по освоению системы ИРБИС с помощью предложенных
мультимедийных уроков проведен в Научной библиотеке Национального педагогического
университета им. М. П. Драгоманова. Он показал, что уроки
способствуют быстрой адаптации, лучшему и более глубокому изучению и внедрению
программного продукта, поскольку каждый библиотекарь или читатель может
просмотреть видеоурок несколько раз, остановить и заново запустить его в любой
момент, сосредоточить свое внимание на интересующем аспекте.
В ближайшее время совместно с этой библиотекой мы планируем работу
по созданию таких уроков для АРМ «Комплектование».
Использование подобных мультимедийных технологий способствует не
только освоению информационных библиотечных систем, но и обеспечивает
непрерывность повышения профессионального уровня библиотекарей и информационной
грамотности читателей.
|