Научные и технические библиотеки №11 2009 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Гусева Е.Н. Инновационное развитие библиотечно-информационной сферы

Ратманова С.Б., Ахметова О.Д. Научно-методическое обеспечение подготовки и выпуска библиографических серий: теория, методика, инновационный опыт

Джафаров Д.А. Автоматизированные технологии в библиотеках Азербайджана

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП И ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ ИНФОРМАЦИИ

Шрайберг Я.Л. Состояние открытого доступа на библиотечно-информационном пространстве России и СНГ

КНИЖНЫЙ РЫНОК. ФОРМИРОВАНИЕ И СОХРАННОСТЬ ФОНДОВ

Догадина Т.М. Сохранение книжных памятников: Белгородский вариант

Соколова И.С. Выпуск изданий по естественным наукам в контексте современной издательской системы России

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э.Р. Классификационный (систематический) поиск в эпоху электронных каталогов. (Статья третья)

КНИГОВЕДЕНИЕ

Серебрякова З.А. Книга как величайшая ценность (на примере национальной бурятской литературы 1950-1970-х гг.)

НАША ИСТОРИЯ: БИОГРАФИИ, ВОСПОМИНАНИЯ

Гедримович Г.В. Нина Григорьевна Старобинская (1899–1990)

ЮБИЛЕИ

Харыбина Т.Н., Мохначева Ю.В., Слащева Н.А. Центральной библиотеке Пущинского научного центра РАН – 45 лет

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Пашин А.И. Фундаментальный учебник для менеджеров библиотек

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Земсков А.И. Девятая Международная Билефельдская конференция

ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ЭБНИТ. (Выпуск 10)

Ежегодная конференция Ассоциации ЭБНИТ. (Обзор работы)

Надпорожская Е.В., Яковишина Л.А., Егоров С.К. Базы данных Корпоративной сети общедоступных библиотек Санкт-Петербурга в среде ИРБИС: программные и технологические решения

Баженов С.Р., Паршиков Р.М. Внедрение АРМ МБА системы ИРБИС в ГПНТБ СО РАН

Воронович С.И. ИРБИС – инструмент ускоренного развития Белорусской сельскохозяйственной библиотеки

Игнатюк М.В. Внедрение Системы автоматизации библиотек ИРБИС64 в работу ОУНБ им. Олега Ольжича города Житомира

Березная Т.И, Пекур Е.В. Мультимедийные технологии обучения работе с системой ИРБИС

Шихова Х.И. Совершенствование деятельности Информационно-ресурсного центра Ургенчского государственного университета путём внедрения системы ИРБИС

Сергиенко Т.В. Опыт внедрения ИРБИС64 в Библиотеке по техническим наукам Сибирского федерального университета

Подписка на «НТБ»


Книговедение

УДК 002.2

З. А. Серебрякова

Книга как величайшая ценность
(на примере национальной бурятской литературы 1950-1970-х гг.)

Показана роль книги для героев бурятского романа 1950-1970-х гг., где стремление к знаниям проявляется как черта национального характера.

В национальном романе коренных народов Сибири значительное внимание уделяется процессу приобщения представителей этих народов к российской, а через нее – к европейской и мировой культуре. Главными проводниками  этого процесса были и во многом остаются книга – как феномен культуры – и библиотека – как важнейший социальный институт. «Книга – величайшее творение человеческого гения. Изобретение печатного станка явилось поворотным пунктом в истории мировой цивилизации, и за пять с небольшим столетий, прошедших с тех пор, произведения печати заняли такое место в духовной жизни людей, что по силе влияния их, пожалуй, нельзя сравнить ни с какими другими средствами культуры и просвещения» [1. С. 5]. Трудно переоценить роль книги в развитии культуры, образования и других сфер жизни народов Сибири, особенно в XIX–XX вв.

Библиотека как социальный институт выполняла и выполняет ряд важнейших социально-культурных функций: книгохранилища, просветительскую, образовательную, социализирующую, мемориальную и др. Значимость этих функций особенно велика в условиях огромных малонаселенных пространств, какими были и в определенной мере остаются территории Сибири и Дальнего Востока. В. Н. Волкова справедливо отмечает огромную роль библиотек в провинции, «где на большом пространстве, наряду с начальными училищами, они нередко оказывались единственными очагами культуры. В этих условиях деятельность библиотек поневоле обретала комплексный характер, была направлена на решение самых разных социокультурных задач» [2. С. 29–30].

Представляет интерес художественная интерпретация значимости книги и библиотеки в романе одного из крупных аборигенных этносов Сибири – бурятского народа, до приобщения к российской культуре имевшего богатую литературу самых разных  жанров на старомонгольском языке.

В романе Ч. Цыдендамбаева «Доржи, сын Банзара» (1950) особенно глубоко и полно раскрывается такая черта национального менталитета, как упорное стремление к знаниям, почитание мудрости и образованности. Знакомство с романом помогает понять истоки выдающихся качеств Доржи Банзарова, первого бурятского ученого с европейским образованием. Он с раннего детства проявлял пытливость ума, любознательность и незаурядные интеллектуальные задатки; упорно пытался понять причины и проникнуть в суть окружающих его предметов и явлений, увлеченно осваивал монгольскую и русскую письменность. Открыв для себя радость познания мира, главный герой романа щедро делится сокровищами знаний со своими друзьями и земляками. Взрослые соседи уважительно просят его о помощи, искренне сожалея о собственной неграмотности и незнании русского языка, необходимого им в общении.

Доржи – истинный сын народа, издревле высоко ценящего интеллектуальное богатство (ещё его дед отдавал за книги коней и коров).

Автор показывает присущую бурятам любознательность, восприимчивость и искренний интерес к достижениям других народов. Доржи и его товарищи по учебе восхищаются даже скромным собранием книг библиотеки кяхтинского училища, увлеченно читают русскую литературу, находя параллели между персонажами пушкинских сказок и образами родного фольклора. При первом посещении библиотеки Доржи поражается огромному количеству книг. Некоторые из них, толстые и важные, одетые в яркие одежды,  с золотыми буквами и узорами, кажутся ему похожими на богатых господ, другие книги выглядят попроще, но все они интересны для будущего ученого. С грустью, словно расстался с близким товарищем, сдал Доржи в библиотеку первую прочитанную им на русском языке книгу.

Действие романа относится к тому периоду истории библиотечного дела, когда во многих регионах России, в том числе в Забайкалье, активно работали созданные в первой половине XIX в. библиотеки гимназий и уездных училищ, среди которых была и библиотека кяхтинского училища, где учился Банзаров.

Действие второго романа-дилогии о Банзарове «Вдали от родных степей», вышедшего отдельной книгой в 1962 г., разворачивается в Казани и нескольких окрестных имениях. В этом произведении также красной нитью проходит тема ценности книги для главного героя – Доржи Банзарова, студента, а затем соискателя ученой степени Казанского университета, работавшего над диссертацией о шаманстве у монголов и защитившего ее, и для другого персонажа – учителя монгольского языка казанской гимназии Хэшэгтэ Никтуева.

Для главного героя потерян день, когда не удается прочесть нужную книгу. Доржи жадно впитывает знания, ему интересны достижения разных культур, при этом он отдает должное каждому народу. Среди множества прочитанных им книг – «Мертвые души» Н. Гоголя, стихи С. Аксакова, а также номера журнала «Современник». Он наизусть знает стихи Гейне, Байрона, Шекспира и других европейских поэтов (некоторые на языке оригинала), многих русских авторов, в числе которых Сумароков, Ломоносов, Пушкин.

В романе другого бурятского писателя А. Бальбурова «Поющие стрелы» (1963) тема книги и ее хранилища – библиотеки – раскрывается благодаря колоритному характеру учителя, члена Восточно-Сибирского отделения Русского географического общества Михаила Дорондоева, широко образованного и интеллигентного человека. После окончания учительской семинарии он прослушал трехлетний курс в Петербургском университете. У него огромная библиотека, которая свидетельствует о его широком кругозоре и свободном владении немецким языком.

Главное дело его жизни, ради которого он отказался от женитьбы и собственности, – собирание бурятского фольклора, свидетельства творческого гения его создателей. За тридцать лет герой романа собрал девятнадцать вариантов героического эпоса «Гэсэр». Михаил, беззаветно преданный своему маленькому народу, уверен, что тот обречен на исчезновение, и собранные им материалы – своего рода памятник родному народу.

Стремление бурятского народа к знаниям показано и в романе «Горные орлы» (1976) одного из классиков бурятской литературы Д. Батожабая. Это качество присуще одному из главных героев романа – Бата Наве, о первых шагах которого в освоении грамоты Батожабай пишет: «Добрая женщина, жена политкаторжанина, научившая его читать по слогам, может быть, сама не знала, какую тягу к свету пробудила она в бурятском парне…» С таким же упорством он занимается в Москве на курсах пулеметчиков, где научился бегло читать и писать. «Что за великое благо – учиться! Даже в разруху, в холоде, в голоде, когда то и дело мерещится корочка хлеба сверх скудного пайка, или картофелина, или кружка горячего чая».

В этом романе выведены и реальные исторические персонажи, в том числе видные деятели периода Октябрьской революции и Гражданской войны в Бурятии П. С. Балтахинов и М. Н. Ербанов.

Михей Ербанов говорит Бата Наве: «Книги тебе дороже хлеба окажутся, дивиться будешь – как раньше без них жить мог. С книгой человек поднимается выше небес, опускается в глубины моря, в глубины души, не выходя из дома весь свет объехать может, понять свою жизнь и жизнь народа, с книгой человек без оружия вооружен – вот как! …Когда победим… будет много других радостей… Но книги – такой хлеб, что сколько ни ешь, не наешься. Такой аршан (целебная вода. – З. С.), что сколько ни пьешь – не напьешься, не заскучаешь. Такого аршана будет у нас море».

Жажда познания была хорошо знакома самому М. Н. Ербанову. Авторы книги о его жизни и деятельности пишут: «В Балаганском городском училище Михей Ербанов учился с большим желанием и настойчивостью. Его родные рассказывают, что Михей настолько увлекался учебой, что не хотел на каникулы уезжать домой» [3. С. 13).

Приведу еще один фрагмент из упомянутого издания: «Учеба в Балаганске зародила в Михее неутолимый интерес к знаниям, к наукам…По окончании училища он решил во что бы то ни стало продолжить образование. Но его решение не встретило поддержки со стороны родителей и старшего брата… Только через год, летом 1908 года, уступив в конце концов настойчивым требованиям Михея, родители согласились отпустить его на учебу» [Там же. С. 171].

Таким образом, в ряде бурятских романов 1950–1970-х гг. книга предстает как величайшая культурная ценность, а многие герои относятся к ней с пиететом, высоко оценивая ее огромное значение как важнейшей составляющей науки, средства просвещения, образования и воспитания, обязательного условия  полноценного развития и отдельной личности, и народа в целом.

Библиотека показана прежде всего в своей функции хранения и передачи знаний, т.е. как книгохранилище. Вместе с тем, передавая восприятие книг героями библиотеки,  описывая их восхищение количеством самых разных книг, выражая их глубокое уважение к сокровищам знаний, заключенным в этих книгах, бурятские писатели раскрывают огромное воспитательное  и социализирующее воздействие библиотеки как социального института, подчеркивая тем самым духовную миссию библиотеки, которая, по мнению А. Н. Ванеева, состоит в сохранении и передаче «памяти человечества» [4. С. 126].

Список источников

1. Книговедение : энцикл. слов. – Москва : Сов. энцикл., 1982. – 664 с.

2. Волкова В. Н. Гуманистические традиции провинциальных библиотек (из опыта дореволюционной Сибири) / В. Н. Волкова // Библитека и духовная культура нации : материалы регион. науч.-практ. конф., Новосибирск, 23–27 сент. 2002 г. – Новосибирск, 2002. – С. 29–33.

3. Ербанова С. Я., Басаев Г. Д. М. Н. Ербанов. – Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1974. – 212 с.

4. Ванеев А. Н. Библиотечное дело. Теория. Методика. Практика / А. Н. Ванеев. – С.-Петербург : Профессия, 2006. – 368 с.

  
На главную