Научные и технические библиотеки №12 2009 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Медянкина И. П., Бобров Л. К. Вузовская библиотека в системе дистанционного образования: использование элементов логико-структурного анализа

Смолина С. Г. Самостоятельная работа как средство формирования информационной компетентности студентов университета

Переверзева Ю. А. Сравнительный анализ фандрейзинговой деятельности публичных и вузовских библиотек Республики Беларусь

КАЧЕСТВО РАБОТЫ: ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА

Коптяева М. В. Принципы менеджмента качества современной библиотеки: процессный подход

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДОВ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Нешитой В. В. Статистическое моделирование библиотечного фонда

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Сукиасян Э. Р. Новые условия оплаты труда и непрерывное образование библиотечных работников

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Чуприна Н. Т. О науке и практике библиотечной инноватики

Гусева Е. Н. Научно-популярная учебно-методическая монография

Бахтурина Т. А. Настольная книга библиотечного редактора и издателя

Бычкова Е. Ф., Крюкова А. В. Практическая экология. Пособие для читателей и библиотекарей

Сукиасян Э. Р. «Современная библиотека» – новый профессиональный журнал

ЮБИЛЕИ

Азроянц Э. А. Размышления читателя о судьбе библиотек в России и о людях, преданных своему Делу. (К юбилею НТБ Минпромторга России)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Земсков А. И. Юбилейная Конференция ИАТУЛ: в центре обсуждения – качество библиотечной работы

Общероссийский конкурс «Библиотеки – экологической науке и просвещению»

УКАЗАТЕЛЬ МАТЕРИАЛОВ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В 2009 Г.

Систематический указатель

Авторский указатель


БИБЛИОТЕЧНО

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

УДК 027.7+378.16

И. П. Медянкина, Л. К. Бобров

Вузовская библиотека
в системе дистанционного образования:
использование элементов логико-структурного анализа

Представлен логико-структурный подход к реализации проектов информационно-библиотечной поддержки процессов дистанционного образования.

Традиционные, базовые функции вузовской научной библиотеки со временем не претерпели значительных изменений. Актуальны они и в настоящее время: сопровождение образовательного процесса, обеспечение научно-исследовательской деятельности, культурно-просветительская и методическая работа. В общей государственной библиотечной системе деятельность вузовских библиотек подчинена задачам высшего образования.

Вузовская научная библиотека – центр, аккумулирующий информационные ресурсы и являющийся базой учебной и научной деятельности. В условиях, когда значительное количество часов в учебных планах вузов отведено самостоятельной работе студентов, возросла роль вузовской библиотеки как навигатора, ориентирующего читателя в информационных потоках (массивах), по мере возможности помогающего ему преодолевать сложности поиска и сбора информации [1].

С внедрением новых информационных технологий и появлением новых форм обучения значительно расширился перечень задач вузовских библиотек и определился новый подход к пользователям информационных ресурсов. Обслуживание различных категорий пользователей стало более дифференцированным. Использование веб-сайтов и электронных библиотек расширило возможности информационного обслуживания [2]. Тем не менее актуальной остается проблема доступности информации для удаленных пользователей – студентов, обучающихся заочно и дистанционно. Заочная форма обучения предполагает регулярное присутствие студента на сессии, во время которой он может получить необходимую информацию и подготовить материал для работы в межсессионный период.

Информационно-библиотечное сопровождение системы дистанционного обучения (СДО), существующей в условиях несформировавшихся подходов к организации системы обслуживания читателей этой категории и отсутствия выработанных стандартов, не способствует повышению качества учебного процесса. Особенность дистанционного обучения (ДО) – территориальная удаленность обучаемого от вуза и предоставление ему возможности самостоятельной работы для усвоения учебного материала. Ключевыми моментами такого обучения становятся электронные коммуникации и диалоги. В современной практике ДО диалоги делятся на три группы [3]: между преподавателем и студентом; между студентами; между студентом и обучающими ресурсами.

В настоящей статье – попытка проанализировать проблемы, препятствующие установлению полноценного диалога между студентами и обучающими ресурсами, при этом особое внимание уделено проблемам информационно-библиотечного сопровождения учебного процесса СДО и роли, отведенной в нем научным вузовским библиотекам. В качестве методологической основы проведенного анализа авторы использовали логико-структурный подход, хорошо зарекомендовавший себя при подготовке и реализации многих крупных международных проектов [4, 5].

Логико-структурный подход

Логико-структурный подход органично объединяет анализ проблем и формулирование целей, которые необходимо достичь для решения этих проблем, а также определяет действия, направленные на достижение целей. Применяемая методика состоит из двух этапов.

Этап 1 – этап анализа, включающий в себя три стадии: анализ проблем, дающий представление о сложившейся ситуации; анализ целей – представление желаемой ситуации в будущем; анализ стратегий достижения целей. Итогом этапа 1 является набор взаимосвязанных целей, которые будут разрабатываться далее в рамках этапа 2.

Этап 2 – планирование в целях создания детального рабочего проекта. Этот этап включает: разработку логической структуры проекта, проверку его внутренней логики, а также формулирование цели в измеримых величинах и оценку требуемых средств и затрат; плана деятельности, определяющего последовательность и взаимозависимость действий, оценку их продолжительности, разбиение работ на этапы и распределение ответственности; ресурсного плана, вырабатываемого на основе плана действий и предполагающего детальный анализ расходования ресурсов и бюджета проекта.

Анализ проблем

«Дерево проблем», построенное в соответствии с логико-структурным подходом [5], позволяет наглядно представить существующие проблемы, характеризующие сложившуюся ситуацию, и проследить их причинно-следственные связи. «Дерево проблем» – это многоуровневая структура, в которой выявленные проблемы выстроены в иерархическом порядке.

Сложившаяся ситуация в информационно-библиотечном сопровождении СДО характеризуется следующим образом:

1. Слабое техническое и программное обеспечение вузовских библиотек, дефицит персонала для обслуживания студентов ДО, ограниченность площадей для размещения структур обслуживания СДО. Причиной в данном случае может быть слабое финансирование вузов (хотя возможно и неэффективное использование персонала и площадей), следствием – ограниченные возможности вузовских библиотек в информационно-библио­течном сопровождении ДО.

2. Отсутствие надежно апробированных подходов к информационно-библиотечному сопровождению ДО и формированию электронной библиотеки. Причин здесь может быть несколько: недостаточная координация между структурными подразделениями вуза при создании ЭБ, слабое взаимодействие кафедр с библиотекой при формировании фонда электронных ресурсов и др.

3. Недостаток у студентов ДО навыков работы на компьютере и слабые навыки поиска информации. Причина – ограниченные возможности регулярного доступа к информационно-коммуникационным технологиям. Следствие – ограниченные возможности получения студентами ДО необходимой информации.

4. Несовершенная законодательная база в области ДО и правовые ограничения на использование и распространение информации оказывают влияние на все «ветви дерева», поэтому данный правовой аспект может быть предметом рассмотрения отдельного проекта.

Ключевая проблема – низкий уровень информационно-библиотечного сопровождения учебного процесса СДО.

Возможно, мы рассмотрели не все проблемы (и не все причины тех или иных проблем), влияющие на информационно-библиотечное сопровождение учебного процесса СДО, и не для всех вузов эти проблемы актуальны. Например, слабое техническое и программное обеспечение можно объяснить не только слабым финансированием, но и неготовностью администрации вуза выделять серьезные средства на переоборудование научных библиотек. Между тем в некоторых вузах прекрасно налажен процесс взаимодействия кафедр с библиотекой, мы же относим это к проблемам. Тем не менее рассмотрены наиболее вероятные, по нашему мнению, факторы, оказывающие влияние на информационно-библиотечное сопровождение учебного процесса СДО и препятствующие удовлетворению информационных потребностей студентов, обучающихся дистанционно.

Анализ целей

Анализ целей позволяет представить позитивные аспекты ситуации, желаемой в будущем [4, 5]. На этом этапе анализа осуществляется переформатирование проблем в цели, и «дерево целей» может быть представлено как позитивное зеркальное отражение «дерева проблем». Отношения «причина – следствие» превращаются в отношения «средство – цель». «Дерево целей» дает полную картину желаемой ситуации в будущем.

Главное достоинство «дерева целей» – обеспечение строгого соответствия основных целей приоритетным проблемам, выявленным на предыдущем этапе. Также построение «дерева целей» позволяет оценить реалистичность достижения некоторых из них.

Анализ стратегий (путей решения проблем)

Для достижения желаемых целей необходим выбор стратегии (или стратегий). Под стратегией в данном случае понимается достижение цели через решение промежуточных задач – так называемых цепочек целей. В зависимости от масштаба, объема предполагаемых работ и уровня рассмотрения проблемы результатом выбранных стратегий может стать отдельный проект либо программа, состоящая из нескольких проектов [4, 5]. На уровне анализа стратегий принимается решение о том, какие цели могут быть включены в проект, а какие – оставлены за его рамками, а также определяются конкретная и общие цели проекта, рассматривается выполнимость различных способов улучшения ситуации. В данном случае можно выделить три стратегических направления улучшения информационно-библиотечного сопровождения: на государственном уровне, на уровне вуза и на уровне вузовской библиотеки.

Стратегия государства, нацеленная на повышение качества образования, а значит и повышение уровня информационно-библиотечного сопровождения, предполагает «расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования», развитие системы библиотечных фондов на основе применения информационных и телекоммуникационных технологий [6], совершенствование нормативной базы системы ДО.

Стратегия вуза должна включать в себя формирование подходов к организации информационно-библиотечного сопровождения процесса ДО в вузе; координацию действий структурных подразделений в целях создания и функционирования электронной библиотеки; поддержку процесса взаимодействия кафедр с библиотекой при формировании фонда электронных ресурсов; содействие стремлениям вузовской библиотеки в организации информационно-библиотечного сопровождения учебного процесса ДО.

Стратегия научной вузовской библиотеки неотделима от стратегии вуза и является ее составляющей. Соответственно, существуют цели и задачи, которые вузовская библиотека может и должна перед собой ставить. Среди них: увеличение числа электронных документов в общем массиве фондов; создание единого подхода в их приобретении; взаимодействие и консультации с кафедрами не только при комплектовании фонда и выборе информационных ресурсов, но и в целях координации усилий по повышению уровня компьютерной грамотности студентов при использовании библиотечных программ и средств эффективного информационногопоиска [7].

В частности, необходимо выработать комплекс мер, который позволял бы студентам ДО не только самостоятельно осваивать поисковые инструменты автоматизированной библиотечной информационной системы и интернета, но и повысить эффективность поиска необходимой им достоверной информации в других источниках [8]. Можно сказать, что речь идет об участии вузовской библиотеки в формировании информационной компетентности у студентов, обучающихся дистанционно.

Логико-структурная матрица

Логико-структурная матрица – главный продукт логико-структурного подхода – показывает логику вмешательства проекта в существующую негативную ситуацию и описывает важные допущения и риски, лежащие в основе этой логики [5, 9]. Логическая матрица представляет собой таблицу, имеющую четыре колонки и четыре строки. В них определены перечень мероприятий, которые необходимо провести, требуемые ресурсы и распределение ответственности по управлению проектом. «Вертикальная» логика устанавливает, что команда проекта намеревается делать, проясняет причинно-следственные связи, выявляет важные допущения и неопределенности. «Горизонтальная» логика связана с измерением эффективности проекта и затраченных на него ресурсов.

Цель проекта – «Улучшение возможностей получения необходимой информации студентами СДО». В это положение переформулированы три составные части цели проекта: «Расширение возможностей вузовских библиотек в информационно-библиотечном сопровождении СДО», «Наличие в вузах надежно апробированных подходов к информационно-библиотеч­ному сопровождению ДО и формированию ЭБ» и «Возможность поиска и получения студентами необходимой информации», поскольку для исключения чрезмерной сложности и возможных проблем управления цель проекта должна быть только одна.

Предполагается, что получение результатов, предоставленных целевой группе, в данном случае студентам СДО, ведет к достижению цели проекта. Мероприятия, необходимые для получения результатов, кратко описывают действия, предпринимаемые в рамках проекта. Очевидно, что всех целей, выявленных в процессе анализа, невозможно достичь в одном проекте [4]. На выполнение проекта будут влиять находящиеся вне его контроля различные внешние факторы и цели, не вошедшие в логическую структуру. Эти факторы формулируются как условия успешного выполнения проекта и включаются в качестве допущений в четвертую колонку логической матрицы.

Улучшение законодательной базы в области ДО, преодоление правовых ограничений на использование и распространение информации должны быть представлены в отдельном проекте и включены в логическую структуру как допущение.

Таким образом, завершенная логическая структура представляет собой краткое изложение не только целей проекта и показателей, по которым будет оцениваться прогресс, но и допущений, влияющих на достижение целей. В ряде случаев в логической матрице отсутствуют конкретные цифры в графе «Объективно проверяемые показатели», поскольку они определяются исходя из условий конкретной библиотеки. Соответственно, и длительность проекта может быть иной.

Вузовская библиотека должна не просто обеспечивать участников учебного процесса необходимой информацией, но и стать центром, способствующим формированию у студентов информационных компетентностей и повышению интеллектуального уровня обучающихся. Создание такого центра – сложный и объемный проект, требующий детальной системной проработки.

Список источников

1. Борцова Н. Н. Библиотека в информационном обеспечении учебной и научной деятельности вуза / Н. Н. Борцова // Библиотековедение. – 2007. – № 2. – С. 50–53.

2. Гусев Ю. В. Вузовская библиотека как генератор новых информационных продуктов и услуг / Ю. В. Гусев, Л. К. Бобров // 8-я Междунар. конф. «Крым–2001. Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире : новые технологии и новые формы сотрудничества», Судак, 9–17 июня 2001 г. : тр. конф.: Т. 2. – Москва : Изд-во ГПНТБ России. – 2001. – С. 1004–1005.

3. Дригайло В. Г. Основы организации работы библиотеки вуза : науч.-практ. пособие / В. Г. Дригайло. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2007. – 624 с. – (Библиотекарь и время. XXI век : 100 вып.; вып. 64).

4. Управление проектным циклом : учеб. пособие / [Европ. комис.]. – Москва, 2005. – 35 с. – (Программы Европейского Союза для Рос. Федерации).

5. Анализ потребностей и разработка проектного предложения. Глоссарий терминов и определений : прил. к пособию по УПЦ / [Европ. комис.]. – Москва, 2005. – 19 с. – (Программы Европейского Союза для Рос. Федерации).

6. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. От 7 февраля 2008 г. № пр-212 // Открытое образование. – 2008. – № 2. – С. 4–8.

7. Бургер И. П. Организационная структура вузовской библиотеки в условиях формирования информационного общества : автореф. дис. .. канд. пед. наук: 05.25.03 / И. П. Бургер. – Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2001. – 20 с.

8. Мировые информационные ресурсы : учеб. пособие / Л. К. Бобров [и др.]. Новосибирск : НГУЭУ, 2007. – 216 с.

9. Оценка проектных предложений. Руководство : приложение к пособию по УПЦ / [Европ. комис.]. – Москва, 2005. – 25 с. – (Программы Европейского Союза для Рос. Федерации).

  
На главную