Научные и технические библиотеки №12 2009 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Медянкина И. П., Бобров Л. К. Вузовская библиотека в системе дистанционного образования: использование элементов логико-структурного анализа

Смолина С. Г. Самостоятельная работа как средство формирования информационной компетентности студентов университета

Переверзева Ю. А. Сравнительный анализ фандрейзинговой деятельности публичных и вузовских библиотек Республики Беларусь

КАЧЕСТВО РАБОТЫ: ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА

Коптяева М. В. Принципы менеджмента качества современной библиотеки: процессный подход

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДОВ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Нешитой В. В. Статистическое моделирование библиотечного фонда

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Сукиасян Э. Р. Новые условия оплаты труда и непрерывное образование библиотечных работников

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Чуприна Н. Т. О науке и практике библиотечной инноватики

Гусева Е. Н. Научно-популярная учебно-методическая монография

Бахтурина Т. А. Настольная книга библиотечного редактора и издателя

Бычкова Е. Ф., Крюкова А. В. Практическая экология. Пособие для читателей и библиотекарей

Сукиасян Э. Р. «Современная библиотека» – новый профессиональный журнал

ЮБИЛЕИ

Азроянц Э. А. Размышления читателя о судьбе библиотек в России и о людях, преданных своему Делу. (К юбилею НТБ Минпромторга России)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Земсков А. И. Юбилейная Конференция ИАТУЛ: в центре обсуждения – качество библиотечной работы

Общероссийский конкурс «Библиотеки – экологической науке и просвещению»

УКАЗАТЕЛЬ МАТЕРИАЛОВ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В 2009 Г.

Систематический указатель

Авторский указатель


БИБЛИОТЕЧНО

Информационные сообщения

А. И. Земсков

Юбилейная конференция ИАТУЛ:
в центре обсуждения – качество библиотечной работы

Юбилейная 30-я конференция Международной ассоциации библиотек технических университетов ИАТУЛ (IATUL) работала с 1 по 4 июня 2009 г. в Лувене (Бельгия) – старинном университетском городе – на базе библиотеки Католического университета.

Девиз конференции – «Именно для вас: повышение качества работы путем инноваций» (Just for you: quality through innovations). В центре обсуждения был анализ способов повышения эффективности работы библиотек в первую очередь за счет использования технологий web 2.0.

В этом году конференция была очень компактной: 140 делегатов из 40 стран; 66 докладчиков. Помимо хорошо известных старейшин библиотечного дела – таких как Арья-Рита Хаарла и Ирма Паасинен (Финляндия), Том Кохрейн (Австралия), Майкл Брейкс и Тони Эванс (Великобритания), Марта Кириллиду и Джеймс Маллинс (США), Юри Йарс (Эстония), Хелле Лауридсен (Дания), Мэл Коллиер (Бельгия), Марианна Хэльгрен (Швеция) – было много молодых специалистов, приехавших по грантам.

Структура программы конференции была такой же, как и в предыдущие годы: с утра 1 – 3 пленарных лекции, затем – параллельные сессии, причем в этом году некоторые из них велись на французском языке (видимо, дань двуязычию страны-хозяйки), но большинство заседаний – на английском. Неожиданно неплохо с точки зрения организации прошел доклад иранцев М. Эльтемази (Mahshid Eltemasi) и Н. Нагшинеха (Nader Naghshineh) «Использование эффекта улья: фольксономия в технических библиотеках» (Benefiting from the hive: Folksonomy in technical libraries)через веб-камеры  (они не смогли приехать), даже обсуждение шло в режиме реального времени, и в целом все оказалось достаточно удобно.

Выставка была совсем небольшой – примерно с десяток компаний.

В этом кратком обзоре представлены сгруппированные по тематике рефераты отдельных докладов и материалы сайта конференции http://wbib. kuleuven.be/iatul2009/.

Методика оценок качества библиотечного обслуживания

Суть ключевого доклада президента Ассоциации специальных библиотек 2008 г. Стефана Абрама (Stephen Abram) «Инновации в библиотеках» (Innovations in libraries) в «телеграфном» изложении: все люди разные, библиотекарю нужно четко понимать, для кого именно он работает. Существуют более 300 методик и показателей оценки воздействия библиотечного обслуживания. Веление времени – реконструкция библиотечных помещений с учетом изменения поведения пользователей: уменьшение площадей, занятых фондами, и увеличение свободного пространства, выделение помещений для групповой работы. Совет С. Абрама: чаще наблюдайте за детьми и за их игрой, особенно с техническими игрушками, – в недалеком будущем они станут вашими посетителями, и нужно знать, к чему они уже привыкли.

Бурный рост технологий: за время жизни последних поколений появились и исчезли (или исчезают) виниловые диски, фотопленки «Полароид», магнитные ленты – кассеты и картриджи, гибкие диски 125 кб и 1,44 Мб, видеокассеты и CD-ROM. Сейчас 35% студентов вузов пользуются электронной книгой Киндл (Kindle). Поисковая система Гугл за 10 минут выполняет работу, на которую обычно библиотекарь тратил 10 месяцев. С. Абрам привел мнение Джеффри О’Брайена: «Сеть перестает служить только средством поиска и становится местом, где делаются открытия. В чем разница? Вы ведете поиск тогда, когда что-либо ищете. Открытие происходит тогда, когда  вы обнаруживаете что-то замечательное, о чем ранее не подозревали либо не знали, как следует об этом спросить» (Jeffrrey O’Brien. “The Race to Create a Smart Google”).

Довольно неожиданным оказалось сообщение, что наибольшим успехом дистанционное обучение пользуется у матерей-одиночек (!).

С. Абрам назвал 13, по его мнению, наиболее важных для библиотекаря бесплатных сетевых сервисов (систем) : 1. Google Docs Suite, 2. Meebo, 3. Wikipedia, 4. Worldcat.org, 5. Amazon.com, 6. Del.icio.us, 7. Bloglines, 8. Zotero, 9. Facebook, 10. WordPress, 11. MediaWiki, 12. Ning, 13. Twitter. (Наши читатели могут сравнить выбор президента Ассоциации специальных библиотек с собственным выбором и написать нам, это будет интересно!)

Бернард Миттермайер (Bernhard Mittermaier), представитель библиотеки Атомного центра Юлих, рассказал об усовершенствованной системе библиометрических показателей(Bibliometric Analysis of the output of German Technological Universities by means of the J factor). Уровень цитирования определенным образом нормируется, что позволяет проводить достаточно широкое сравнительное изучение качества научной работы организаций (а не отдельных ученых). В настоящее время коллеги из Юлиха берут за основу статистические данные Института научной информации США (ISI), но готовятся добавить статистику библиотечной системы Scopus; относительно статистики системы Google Scholar Б. Миттермайер  высказался негативно.

Джон Лэнгтон (John Langton), представитель холдинга Thomson Reuters, отметил, что не существует универсального средства измерения, которое можно было бы применять для любых типов библиотек.

Тему выступления Марты Кириллиду (Martha Kyrillidou), руководителя программ статистики и оценок качества Ассоциации научных библиотек (Association of Research Libraries, ARL), легко было предугадать – конечно, это LibQUAL+®, очередная версия фирменного продукта ARL.

В качестве эпиграфа к своему выступлению М. Кириллиду выбрала высказывание Франсуа Ларошфуко: «Намного важнее изучать человека, а не книги». Поэтому в любом обслуживании, в том числе и библиотечном, ощущения, мнения пользователя должны быть фундаментом оценок: только пользователь может судить о качестве – все иные суждения по сути своей нерелевантны. Методика может быть самой разной: анализ транзакций, модельные закупки, интервью с фокус-группами, обзоры обслуживания, анализ жалоб и предложений, доклады и записки служащих и др.

С замечательной инновацией, отраженной в докладе «Использование данных о поведении читателей электронных журналов для формирования рекомендательных списков по научным статьям» (Utilizing article usage patterns to build the scholarly article recommender service bX) выступил представитель компании «ExLibris» Филипп Хесс (Philipp Hess).

Как известно, пока что большинство аналитических инструментов библиометрии относится скорее к печатным технологиям.

Коммерческая книготорговая система Amazon приступила к анализу сетевой активности своих покупателей: на основе сбора и анализа предпочтений формируются рекомендательные списки.

Компания «ExLibris» разработала схожую систему bX по агрегированию данных, поступивших от различных определителей ссылок (link resolvers). Помимо упоминавшегося опыта компании «Amazon», новый проект напрямую использует результаты проекта MESURE (Великобритания) и, конечно, собственный опыт разработки программного приложения SFX по использованию систем открытых URL (SFX насчитывает более 1 700 инсталляций). Имея доступ к лог-файлам (файлам регистрации) многочисленных определителей ссылок, нельзя не воспользоваться этим богатейшим материалом. Инновационная компания «ExLibris» именно так и поступила. (Некий аналог системы bX – системы Library Thing и BibTip.) Как результат, программа формирует нечто вроде списков рекомендованной литературы, построенных по традиционному принципу (если вам понравилась эта книга, то, возможно, и схожая с ней окажется полезной). Конечно, в данном случае речь идет об электронных документах и их сетевом использовании.

Вопросы экономики библиотечного дела

Проблемы экономики библиотечного дела, а значит, и методики оценок качества работы библиотек и их воздействия на общество, обсуждаются сейчас фактически на каждой серьезной конференции. Связано ли это с разразившимся мировым экономическим кризисом или такой интерес отражает более глубинные течения – стоит поразмышлять.

Доказательства своей значимости сначала пришлось искать корпоративным и публичным библиотекам, но процесс со временем дошел и до вузовских и даже до национальных библиотек. Вот и на этой конференции Уил Ростенбург (Will M.M. Roestenburg) выступил с докладом «За пределами обзора «Они заслуживают этого»: значимость библиотек и защита библиотечного дела в Нидерландах» (Beyond “Worth their weight”: Valuing libraries and library advocacy in The Netherlands). (Обзор «Они заслуживают этого» – «Worth their weight», выпущенный в 2007 г. Советом «Американцы за библиотеки» – Americans for Libraries Council, – содержит 17 примеров того, как библиотеки оправдывают расходы на их содержание.) У. Ростенбург напомнил предыдущие результаты.

В 2004 г. исследование Британской библиотеки показало, что на 1 фунт государственных вложений  в библиотеку отдача для экономики составляет 4,40 фунта. Если государственное финансирование Британской библиотеки прекратить, то страна потеряет 280 млн фунтов ежегодно.

Система публичных библиотек штата Флорида (США) обеспечивает отдачу 6,54 доллара на каждый доллар, инвестированный в библиотеки из различных источников. Каждые 6 448 доллара, вложенных в публичные библиотеки из государственных ассигнований, создают одно рабочее место.

Обследование библиотек университета Урбана-Шампэйн, выполненное в 2008 г. Паулой Кауфман (Paula T. Kaufman), показало: 95% опрошенных считают цитирование весьма важным элементом грантовой заявки, 94% пользуются цитированием при работе над заявкой, и подавляющее большинство цитированной литературы – 94% поступает из фондов университетской библиотеки. С учетом принятой модели, П. Кауфман утверждает, что каждый доллар, вложенный в библиотеку, приносит 4,38 доллара в грантовых поступлениях.

Представитель библиотеки – организатора конференции Людо Холанс (Ludo Holans) рассказал, как использование в библиотечной работе радиочастотных идентификаторов (RFID) позволяет решить, казалось бы, неразрешимую задачу. Библиотечная система объединяет 18 библиотек; часть из них – вообще без персонала; общий фонд – около 1 млн томов, огромные коллекции – в открытом доступе; библиотеки работают с 8.30 до 20.00 в будние дни и с 9.00 до 13.00 в субботу. И все это выполняется силами, 21 сотрудника! Ключ к успеху – автоматизация повторяющихся процессов, внедрение новых технологий и активное использование самообслуживания.

Инновации

Для сообщества научно-технических библиотек может оказаться полезным сообщение Эвелинды Хутцлер (Evelinde Hutzler) о библиотеке электронных журналов EZB (Elektronische Zeitschrift Bibliothek). Система, достаточно схожая с шведским (библиотека Университета г. Лунд) сводным каталогом полнотекстовых электронных журналов DOAJ. EZBсоздана в 1997 г. библиотекарями Университета г. Регенсбург при поддержке Минобрнауки Германии (BMBF) и сейчас объединяет 500 библиотек в Германии и 9 библиотек в других странах.

Сводный каталог EZB дает гиперссылки к 40 тыс. наименований полнотекстовых электронных журналов на разных языках, из них 20 тыс. бесплатных журналов. Удобна и наглядна «светофорная» система обозначения доступности документа, например, зеленый – доступен бесплатно, красный – по подписке и т.п., а также подсказка на возможность перехода от подписного журнала к журналам открытого доступа по той же тематике (как это делается в системе Journal Info). В 2008 г. к EZB было 22,4 млн запросов. (Динамика запросов к электронным журналам показана на рис. 1.)

 Рис. 1. Динамика запросов к электронным журналам

В настоящее время участие в EZB бесплатное, и имеется возможность организовать российское участие в этом государственно поддержанном кооперативе. Базой сотрудничества может быть опыт по формированию и поддержке Российского Сводного каталога НТЛ, каталогизация российских электронных журналов и накопленный опыт сотрудничества под эгидой BMBF с Национальной научно-технической библиотекой (TIB/UB) в Ганновере, с системой доставки документов Субито, с Электронной Математической библиотекой и т.д. (Предварительные предложения по этому направлению встречены вполне доброжелательно.)

Полезным с практической точки зрения было выступление Кэрол Томпсон (Carole Thompson), сотрудницы филиала библиотеки Университета A & M (штат Техас в Катаре). На опыте очень маленькой вузовской библиотеки представлены результаты экспериментирования с различными моделями электронных книг. Идеологическая основа доклада: «Чтение отнюдь не вышло из моды. Именно поэтому мы наблюдаем взрыв интереса к таким устройствам, которые совмещают удобство чтения с простотой смены или замены текста, т.е. к электронным книгам (иногда их называют считывателями, чтобы не перепутать с термином, обозначающим оцифрованные книги), наладонникам, подкастам и т.п.».

Краткие результаты эксперимента: первая версия Kindle слишком проста и выглядит скорее как игрушка; различные модификации Sony Digital Reader – просты и удобны, хотя медленно загружаются; iREx iLiad – немного сложен для работы гуманитария, но открывает великолепные возможности; iPod – чудесная машинка для простого чтения; Palm – хорош, но опирается на использование BlackBerry, и т.д.

Вывод:  все устройства имеют возможность увеличения  текста (до 15-кратного изменения размера шрифта); многие дают возможность оформлять книжные закладки; все обеспечивают достаточную защиту авторских прав, и их использование воспринято позитивно (вплоть до готовности студента немедленно купить понравившийся образец).

Практические рекомендация К. Томпсон: iREx iLiad или второе поколение Kindle. При этом в целом предпочтительнее оказались устройства, использующие в дисплеях так называемые электронные чернила (e-ink, digitalink), технология которых, грубо говоря, использует черно-белые микросферы, плавающие в вязкой жидкости. Такой дисплей потребляет энергию только при смене страницы (или текста в целом), поэтому нет утомительного мерцания и прочих негативных эффектов, связанных с обычной технологией формирования изображения на дисплее путем построчной развертки кадров, сменяющих друг друга десятки раз в секунду.

В результате эксперимента библиотека, исходя из очень благоприятных отзывов своих пользователей, сформировала электронную коллекцию бестселлеров вместо комплектования соответствующего печатного фонда.

В определенном смысле доклад Яна Энгелена (Jan Engelen) «Электронные средства обеспечения доступности для слабовидящих и слепых студентов» (E-accessibility for visually impaired students) перекликается с докладом Кэрол Томпсон. Учитывая всевозможные недостатки зрения (вплоть до полной слепоты), автор представил разнообразные средства помощи инвалидам – от замкнутой системы телевидения (которая может выдать увеличенную картинку), электронной лупы и до компьютеров с выработкой брайлевских документов (которыми могут пользоваться не более 10% полностью слепых с детства).

Альтернативные методы чтения – аудиокниги, поставляемые как в платном, так и в бесплатном варианте. Коммерческие книги выпускаются на оптических дисках CD; до 50% книг – в сокращенном варианте. Аудиокниги не имеют поисковых средств, не используют открытых форматов (для обеспечения авторских прав) и различаются по использованию либо «человеческой» речи (текст читает артист, автор), либо компьютерного синтезатора речи (таких устройств менее 10%).

Консорциум «Daisy» с 1996 г. выпускает тексты на CD, SD или поставляет документы напрямую из сети. Защита авторских прав осуществляется посредством применения специальных форматов «аа» или mp4 (для iTunes).

Для решения проблем каталогизации аудиокниг может быть использован опыт крупных специальных библиотек России, например, в следующих операциях: разметка сокращенной версии, поле с указанием длительности прочтения, поле для технической спецификации, поле «человеческая речь/синтезатор речи», детали языка (английский, американский английский и т.п.), переход от текста к чтению и т.п.

Использованию средств web 2.0 в справочных службах библиотек и для развития информационной грамотности были посвящены доклады Манорамы Трипати (Manorama Tripathi; национальный Открытый университет им. Индиры Ганди, Нью Дели) «Использование инструментов web 2.0 в библиотеках: обзор положения в мире» (Use of Web2.0 toolsbylibraries: a reconnaissance of the international landscape), Эльвиры Лапуз (Elvira Basibas Lapuz; Университет Филиппин) «Обучение использованию средств web в программах повышения информационной грамотности библиотекарей и специалистов по информации» (Teaching Web 2.0 applications in the planning and development of information literacy programs: Reaching out to librarians and information professionals) и Сесилии Пенцхорн (Cecilia Penzhorn; Университет Претории, ЮАР) «Повышение качества за счет улучшения обслуживания: применение инструментов социальных сетей в библиотеках» (Quality through improvedservice: the implementation of social networking tools in anacademic library). Поэтапное освоение навыков включает в себя: изучение  библиотекарями тех профессиональных и функциональных возможностей справочной работы, которые открываются при использовании сетевых средств – блогов, RSS, мгновенных сообщений, wiki, Google, FaceBook, YouTube, Flickr, Skype, SecondLife и т.п.

Представлены результаты интервьюирования профессорско-препода­вательского состава и библиотекарей относительно полезности тех или иных средств web 2.0. (Полагаю, что даже перечисление указанных инструментов поможет нашим библиотекарям лучше понять, что такое технологии web 2.0, и затем принять решение об их использовании. – А. З.).

Блоги (сетевые дневники) помогают студентам развивать писательские навыки, инициируют формирование сообществ по интересам; могут использоваться в обучении (например, когда преподаватель собирает студенческие работы), для сбора различных мнений, отзывов от коллег или учителей. Ведение блога удобно для регистрации прогресса в делах и контроля времени исполнения проектов.

Библиотекари справочного отдела могут формировать тематические блоги с целью проведения научных дискуссий и комментирования результатов научных исследований.

В целом отзывы об этих инструментах положительные, и развитие им обеспечено.

Wiki (продукты – тексты, словари, энциклопедии, комментарии и т.п. – свободного коллективного творчества, причем состав коллектива произвольный и непостоянный) – мощный инструмент научного общения в профессорской среде. Персонал библиотек весьма позитивно воспринимает эту технологию – она развивает навыки кооперативной работы и реферирования; отличный метод демонстрации того, как несложно размещать свои документы в сети.

С помощью этой технологии библиотекари справочного отдела могут совместно формировать корпоративную базу знаний.

Отзывы о технологии положительные.

Skype – программа, обеспечивающая режим видеотелефона посредством интернета. В настоящее время проходит период тестирования в зоне справочно-библиографического обслуживания; изучается возможность использования этой технологии в системах виртуальных справок.

Подкасты – система формирования и выгрузки на портативные устройства аудио- иногда и видеоинформации. Этот инновационный метод подачи библиотечного и учебно-методического материала может использоваться для передачи инструкций, в частности для систем дистанционного обучения, для развития служб тематического оповещения, продвижения передового опыта. Очень удобен благодаря отсутствию привязки к времени и часовым поясам – подкастом можно пользоваться, когда удобно именно вам.

Second Life (Вторая жизнь) – виртуальная трехмерная интернет-система, в которой можно моделировать свой образ, свою (или чужую) жизнь, пристрастия и т.п. в рамках так называемых собственных островов. В составе Second Life имеется «информационный остров» (Info Island), на котором «живут» библиотекари и специалисты по информации. Игра во «второе я» активно используется в библиотеках в качестве средства обучения.

Social networking (формирование групп по интересам) – очень полезный инструмент, развивающий чувство команды, умение совместно работать; применяется для организации и презентации содержания курса. Эта технология охотно используется многими преподавателями и библиотекарями.

FaceBook (прообраз «Одноклассников») – многие считают эту технологию «слишком молодежной».

Flickr (коллекция фотографий) – удобен для организации маркетинга и подачи общей информации.

YouTube (коллекция видеоизображений) – может оказаться полезной для переподготовки студентов.

Tagging, social bookmarking (разметка материалов кооперативными усилиями) – используется для оказания помощи студентам в поиске и организации источников ресурсов, новых связей между документами, что ведет к обнаружению нужных ресурсов; способствует развитию критического мышления, навыков оценки, выбора ключевых слов.

RSS (формирование потоков научно-технической или тематической информации либо новостей под конкретные интересы пользователей) – путь к созданию собственного мира информации. Этой технологией воспользовались библиотекари Университета Хэриотт для организации автоматизированного распространения содержаний журналов.

Сообщение Хелле Лауридсен (Lauridsen) «Как вы пользуетесь Гуглом? Практика высококачественного поиска в вузовской библиотеке» (HowdoyoufollowGoogle? Providingahigh-qualityacademiclibrarysearchexperience)содержало любопытные наблюдения: как люди воспринимают библиотеку и как они в действительности себя ведут, т.е. «как говорят» и «что делают» (рис. 2 – 4).

Рис. 2. Оценка пользователями содержания библиотечных ресурсов


Рис. 3. Мнение пользователей относительно предпочтений получения информации
при проведении научных исследований


Рис. 4. Реальное поведение пользователей: выбор
наиболее удобной стартовой позиция для начала исследований

Такое расхождение слова и дела встречается иногда и в практике выборных кампаний, когда люди при ответах в ходе анкетирования говорят то, что «принято», считается «приличным», а голосуют совсем иначе (например, за более сомнительных и брутальных кандидатов).

Другие темы (коллаж)

Чарльз Таунли (Charles Townley; Университет Нью-Мексико) сосредоточился на теоретических аспектах инноваций, базируясь в том числе на результатах собственной работы 10-летней давности. По его мнению, нужно собирать (объединять) самые разные ресурсы и формировать Information Commons, т. е. временный коллектив, готовый к совместному пользованию информацией.

Довольно бледно выглядел на конференции один из лидеров ИАТУЛ, австралиец Том Кохрэйн (Cohrane): он рассуждал на тему доклада, заказанного Национальным научным фондом США (так называемый Доклад Аткинса, 2003 г.) «Киберинфраструктура» и изложил планы правительства Австралии по развитию в этом направлении (4 проекта, каждый по 40–80 млн австралийских долларов, на формирование инфраструктуры до 2011 г.). Напомним, что под киберинфраструктурой понимается сформировавшаяся сеть компьютерных центров, крупные библиотеки цифровых объектов, заботливо сохраняемые коллекции научных данных, сетевые инструменты и приложения, удобные компьютерные программы.

Нашего читателя могут заинтересовать приведенные Т. Кохрэйном данные из доклада «The Expanding Digital Universe»: в 2006 г. объем цифровой информации, созданной и записанной во всем мире, составил 161 млрд гигабайт. Это примерно в 3 млн раз больше, чем суммарная информация, содержащаяся во всех написанных когда-либо книгах.

Сильное впечатление оставил доклад Сьюзен Кларк (Suzanne Clarke) и Эндрю Харрисона (Andrew Harrison) из австралийского Университета Монаш (Monash University): в университете обучаются 60 тыс. студентов; библиотечный персонал 300 сотрудников; в библиотечном каталоге отражены 319 тыс. электронных книг, 59 тыс. наименований электронной  периодики. На 2005–2011 гг. предполагается выделить 542 млн австралийских долларов для изучения проблемы обнаружения и повторного использования результатов научных исследований, выполненных за счет госбюджета – все это в рамках национальной программы Открытого доступа – Australian Code of Responsible Conduit 2007. В рамках проекта университетского репозитария ARROW в год добавляется 3–4 тыс. документов; самоархивируются около 40 документов в месяц. Часть печатных публикаций становится доступной в сети через 2 года.

Выступление Дерека Уайтхэда из Университета Свинбэрн (Derek Whitehead; Swinburne Unwersity) «Инновации и копирайт: больше не друзья?» (Innovationand Copyright: Not Friends any More?) представляло собой комментирование доклада Venturous Australia (Доклад Катлера – the Cutler Report; Sept. 2008) по проблемам открытого доступа и авторского права. Общепризнано, что авторское право в нынешнем его формулировании – это барьер на пути образования и творчества. Доклад изобиловал красивыми сентенциями: «Излишнее укрепление копирайта повышает стоимость знания для страны», «Свободный поток информации подпитывает инновации».

Джо Радемакерс (Jo Rademakers) из Католического университета Лувена в докладе «Привлекая пользователя к участию: проблемы и угрозы развитию» (Involving the user: challenges and threats of recent development) использовал материалы так называемого Форума Тайга (Taiga Forum) – Ассоциации заместителей помощников и советников директоров. Последнее демонстративно провоцирующее заявление этого форума называется «Provocative Statements (after the meeting) February 20, 2009»; оно содержит 10 утверждений (одно из них, касающееся всеобъемлющей роли Гугла в будущих библиотеках, перечеркнуто) – http://www.taigaforum.org/documents/Taiga%204%20Statements%20After.pdf.

Каждый абзац начинается со слов «В течение последующих 5 лет (Within the next 5 years…)»:

..…(2) прекратит существование традиционная система библиотечного комплектования и формирования фондов, поскольку отбор и приобретение библиотечных материалов будет полностью инициироваться  читателем. Этот же процесс прогнозируется и для проведения оцифровки – она будет полностью выполняться только по заказу пользователя (userdriven).

..…(7) библиотеки перейдут от гибридной технологической модели к чисто электронной технологии.

..…(8) помещения вузовских библиотек трансформируются из подобия книжного склада в центр совместной работы студентов.

Поколение студентов, которые с детства росли в среде  web 2.0 и Google, ждут от библиотек применения подобных технологий в обслуживании. Разработанная компанией «ExLibris» система Primoпозволяет осуществлять интегрированный поиск из самых разных информационных источников.

Следующая конференция ИАТУЛ состоится в США на базе Университета Пэрдью (штат Индиана).

  
На главную