Научные и технические библиотеки №12 2009 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Медянкина И. П., Бобров Л. К. Вузовская библиотека в системе дистанционного образования: использование элементов логико-структурного анализа

Смолина С. Г. Самостоятельная работа как средство формирования информационной компетентности студентов университета

Переверзева Ю. А. Сравнительный анализ фандрейзинговой деятельности публичных и вузовских библиотек Республики Беларусь

КАЧЕСТВО РАБОТЫ: ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА

Коптяева М. В. Принципы менеджмента качества современной библиотеки: процессный подход

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДОВ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Нешитой В. В. Статистическое моделирование библиотечного фонда

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Сукиасян Э. Р. Новые условия оплаты труда и непрерывное образование библиотечных работников

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Чуприна Н. Т. О науке и практике библиотечной инноватики

Гусева Е. Н. Научно-популярная учебно-методическая монография

Бахтурина Т. А. Настольная книга библиотечного редактора и издателя

Бычкова Е. Ф., Крюкова А. В. Практическая экология. Пособие для читателей и библиотекарей

Сукиасян Э. Р. «Современная библиотека» – новый профессиональный журнал

ЮБИЛЕИ

Азроянц Э. А. Размышления читателя о судьбе библиотек в России и о людях, преданных своему Делу. (К юбилею НТБ Минпромторга России)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Земсков А. И. Юбилейная Конференция ИАТУЛ: в центре обсуждения – качество библиотечной работы

Общероссийский конкурс «Библиотеки – экологической науке и просвещению»

УКАЗАТЕЛЬ МАТЕРИАЛОВ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В 2009 Г.

Систематический указатель

Авторский указатель


БИБЛИОТЕЧНО

УДК 027.7

С. Г. Смолина

Самостоятельная работа как средство формирования
информационной компетентности студентов университета

Рассмотрена роль Научной библиотеки Южно-Уральского государственного университета в формировании информационной компетентности студентов.

Сегодня обществом востребованы специалисты, способные самостоятельно и быстро ориентироваться в постоянно меняющихся экономических условиях и информационных потоках, когда помимо знаний важны такие качества личности, как самостоятельность в принятии решений, оперативность и нестандартность действий. Нужны специалисты, способные к непрерывному самообразованию. Поэтому одной из важнейших задач высшей школы становится формирование готовности студентов к самообразованию, что обеспечит их будущий личностный и профессиональный рост.

В вузовской теории и практике особое значение придается смещению акцента с обучающей деятельности преподавателя на самостоятельную познавательную деятельность студента. Если раньше преподаватель давал знания, то теперь он управляет освоением знаний.

Изучение специальной литературы показало, что в педагогике хорошо разработаны вопросы самовоспитания и самообразования личности (А. Я. Айзенберг, Г. Н. Сериков), раскрыты проблемы учебы и самостоятельной работы обучаемых (Б. П. Есипов, М. А. Данилов, А. К. Громцева, П. И. Пидкасистый). Однако вопросы, касающиеся технологии самообучения личности, а именно, развития навыков самообучения у студентов вузов, проработаны недостаточно. При этом важно отметить, что навыки самообучения необходимы студентам уже с первых дней учёбы в вузе, поскольку из-за огромного прироста научной информации и связанного с этим быстрого устаревания знаний значение самостоятельной работы постоянно растет. Однако в системе высшего образования должного внимания развитию навыков самообучения не уделяется, поскольку для этого требуется пересмотреть устоявшиеся подходы к обучению.

Главный аспект самообразования – умение не только самостоятельно мыслить, но и действовать в нестандартных ситуациях или изобретать новые способы действий, которыми человек до сих пор не владел [1].

Содержание самообразования многогранно. К числу его компонентов А. Я. Айзенберг относит «свободный выбор круга проблем, самостоятельную работу с источниками информации, подвижный объем знаний, ограниченный степенью насыщения интереса к избранному предмету» [2. С. 116]

Самостоятельная работа должна быть неразрывно связана с учебным процессом и носить систематический и непрерывный характер на протяжении всего периода обучения в вузе. Зачастую решение поставленной учебной задачи требует дополнительных знаний и умений, и именно в процессе их поиска заложены возможности подготовки учащихся к самообразованию.

С появлением и распространением информационных технологий возможности организации самостоятельной работы студентов расширяются [3]. Актуальной становится самостоятельная работа с обучающими программами, тестирующими системами, информационными базами данных.

В концепции модернизации российского образования и в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования в комплексе профессиональных компетенций информационная компетентность выделяется как важнейшая часть профессионализма в современном информационном обществе. В процессе профессиональной подготовки студенты должны иметь представление об информационных ресурсах, уметь вести поиск в электронных каталогах и базах данных, правильно определять сферу своих информационных потребностей.

В свете современных требований к организации образовательной деятельности можно говорить об изменении традиционных функций библиотеки. Одной из основных становится информационно-образовательная, так как именно библиотека не только обеспечивает информационную поддержку учебного и научного процессов, доступ к информационным ресурсам, но и проводит обучение основам информационной культуры.

Об информационной направленности библиотечной среды современной вузовской библиотеки и ее образовательной функции свидетельствуют результаты анкетирования Министерства культуры РФ и Российской государственной библиотеки. Отвечая на один из вопросов анкеты – «Что вы понимаете под образовательной функцией библиотек?», – специалисты выделяют следующие направления деятельности:

  • информационное обеспечение образования, включающее эффективное использование справочно-поискового аппарата, разработку и внедрение долгосрочных программ в помощь учебному процессу, наиболее полное раскрытие фондов в соответствии с различными программами;
  • формирование информационных ресурсов с учетом требований современных образовательных учреждений;
  • гарантию всеобщей доступности информации на высоком техническом уровне, формирование и развитие познавательных потребностей;
  • создание условий для самостоятельной учебной и самообразовательной деятельности;
  • воспитание информационной культуры;
  • внедрение новых информационных технологий и формирование информационно-образовательной среды библиотеки [4. С. 49].

Данные анкетного опроса подтверждают вывод о том, что информационно-образовательную среду библиотеки вуза можно рассматривать как основную базу для формирования информационной компетентности студентов.

Необходимо иметь продуманную систему поддерживающего обучения, которая позволит студентам овладеть способами самостоятельного приобретения знаний. С этой целью в Научной библиотеке Южно-Уральского государственного университета (НБ ЮУрГУ) разработан проект «Курс «Информационная культура пользователей» для дистанционного обучения студентов заочной формы обучения и студентов филиалов ЮУрГУ».

В настоящее время в ЮУрГУ курс «Информационная культура» преподается сотрудниками библиотеки только студентам дневной формы обучения, аспирантам и преподавателям базового университета. Форма обучения – лекционная. Специфика университета – наличие крупного Заочного инженерно-экономического факультета (подготовка по 31 специальности) и 14 филиалов, расположенных в городах Челябинской области. Поэтому есть потребность в создании специального варианта курса «Информационная культура пользователей» для обучения студентов заочной формы и студентов филиалов ЮУрГУ. Это должен быть курс, предназначенный для удаленного обучения, с доступом к учебным и методическим материалам по интернету.

При разработке этого курса сотрудники библиотеки активно сотрудничают с подразделением ЮУрГУ – Институтом открытого дистанционного образования (ИОДО). Так, ИОДО совместно с методическим отделом университета разработана типовая структура курса. Закуплено программное обеспечение для создания электронных учебников, внедрено ПО «Прометей» для поддержки дистанционного учебного процесса. Курс рассчитан на 72 часа.

Кроме учебного материала курс будет содержать методические указания, тесты для самоконтроля, контрольные вопросы, практические задания.

В ходе реализации проекта будут решены следующие задачи:

  • разработка методической и содержательной части курса;
  • включение разработанного курса в текущий образовательный процесс университета;
  • повышение квалификации персонала библиотеки, ответственного за обучение пользователей, подготовку учебных и методических материалов.

Современные информационные технологии предполагают унификацию способов работы с разнообразными программами. Учебные курсы, созданные для традиционного обучения, относительно легко переносятся на дистанционное обучение. Все технологии ДО построены на увеличении доли самостоятельной работы, что предъявляет высокие требования к самоорганизации и самодисциплине студентов [5. С. 60].

К достоинствам этого интерактивного курса можно отнести:

1. Формирование умения правильно определять сферу своих информационных потребностей; знать, как и где находить информационные ресурсы; разбираться в типах и форматах представленной информации; выбирать и оценивать информацию, найденную в результате поиска.

2. Формирование коммуникативных навыков:

  • освоение рациональных приемов и способов самостоятельного поиска информации в соответствии с потребностями, возникающими в ходе обучения;
  • изучение и практическое использование правил подготовки и оформления результатов учебной и научно-исследовательской работы (подготовка рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ);
  • умение корректно формулировать свои информационные запросы;
  • умение вести результативный поиск информации, обрабатывать и использовать её в соответствии с учебными и научно-исследовательскими задачами, применять современные информационные технологии;
  • умение работать с электронными ресурсами Научной библиотеки ЮУрГУ, как генерируемыми библиотекой, так и приобретаемыми университетом по лицензионным соглашениям.

3. Предоставление доступа к большому количеству информационных ресурсов, отечественных и зарубежных баз данных. (В настоящее время в НБ ЮУрГУ открыт доступ к следующим БД: Электронная библиотека диссертаций РГБ, Кодекс, Elibrary, Sciencedirect (издательства Elsevier), Taylor&Francis, Oxford Univerisity Press, Sage HSS, Science/AAAS, Association of Computing Machinery, American Chemical Society, Springerlink и др. Сумма подписки на 2009 г. составила 13 млн р.)

4. Самостоятельность студентов в процессе приобретения знаний и умений. Курс создаст благоприятные условия для индивидуального обучения каждого, так как он доступен по интернету в любое удобное для студента время. Кроме того, приказом Министерства образования и науки РФ ЮУрГУ включен в перечень образовательных учреждений, участвующих в инновационной деятельности по переходу к двухступенчатой системе образования (бакалавриат, магистратура) и системе зачетных единиц (Болонский процесс). Руководство Учебного отдела университета высказало заинтересованность в разработке Научной библиотекой типового обучающего модуля «Информационная культура пользователя» для бакалавров и магистров, удовлетворяющего всем требованиям системы ECTS.

5. Решение проблемы учебных аудиторий. Эта проблема актуальна для ЮУрГУ, так как в состав университета входит 37 факультетов, обучаются свыше 55 тыс. человек.

Включение разработанного курса в текущий образовательный процесс ЮУрГУ будет проходить в несколько этапов. На завершающем этапе доступ к курсу будет организован на веб-сайте Научной библиотеки (http://www.lib.susu.ac.ru). В дальнейшем, по завершении проекта, планируется включить курс в систему дистанционного образования университета.

Присоединение России на Берлинском саммите (2003 г.) к Болонскому процессу определило кардинальные изменения в системе отечественного высшего образования. Библиотеки вузов России призваны принимать непосредственное участие в решении задач, определяемых Болонским процессом. Они должны помочь вузу адаптироваться к единой европейской системе высшего образования и науки для формирования общего образовательного и научного пространства с наименьшими потерями качества обучения и научно-исследовательских разработок. Библиотека должна содействовать факультетам и кафедрам во внедрении кредитно-модульной системы обучения. [6. С. 23]

В заключение нужно отметить, что в современных условиях библиотеки вузов, сохраняя традиционные функции хранения и распространения знаний, выступают как субъекты образовательного процесса, принимая непосредственное участие в формировании информационной компетентности будущих специалистов.

Список источников

1. Юденко Т. А. Сущность и содержание понятия «самообразование» / Т. А. Юденко // Университет. чтения. – 2006. – Симпозиум 2. – Сек. № 5, 6. – Режим доступа: http://pn.pglu.ru/index.php

2. Айзенберг А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. библиотековедение и библиогр. / Айзенберг А. Я. – Москва : Высш. шк., 1986. – 128 с.

3. Темербекова А. А. Формирование профессиональных компетенций будущего педагога с помощью информационно-коммуникационных технологий в обучении / А. А. Темербекова // Новые информационные технологии в науке и образовании. – 2005. –
№ 3. – Горно-Алтайский государственный университет. – Режим доступа:  http://e-lib.gasu.ru/konf/nit/archiv/2005/3/2.html

4. Базаева А. П. Формирование информационно-профессиональной компетентности будущего учителя средствами информационных технологий библиотеки : дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / А. П. Базаева. – Челябинск, 2005 – 192 с. ил.

5. Козлова А. В. Адаптация студентов к информационно-коммуникационной образовательной среде вуза / А. В. Козлова // Инновации в образовании. – 2009. – № 5. – С. 56–65.

6. Дригайло В. Г. Основы организации работы библиотеки вуза : науч.-практ. пособие / В. Г. Дригайло. – Москва : Либерея-Бибинформ , 2007. – 619 с.

  
На главную