Научные и технические библиотеки №12 2009 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Медянкина И. П., Бобров Л. К. Вузовская библиотека в системе дистанционного образования: использование элементов логико-структурного анализа

Смолина С. Г. Самостоятельная работа как средство формирования информационной компетентности студентов университета

Переверзева Ю. А. Сравнительный анализ фандрейзинговой деятельности публичных и вузовских библиотек Республики Беларусь

КАЧЕСТВО РАБОТЫ: ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА

Коптяева М. В. Принципы менеджмента качества современной библиотеки: процессный подход

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДОВ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Нешитой В. В. Статистическое моделирование библиотечного фонда

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Сукиасян Э. Р. Новые условия оплаты труда и непрерывное образование библиотечных работников

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Чуприна Н. Т. О науке и практике библиотечной инноватики

Гусева Е. Н. Научно-популярная учебно-методическая монография

Бахтурина Т. А. Настольная книга библиотечного редактора и издателя

Бычкова Е. Ф., Крюкова А. В. Практическая экология. Пособие для читателей и библиотекарей

Сукиасян Э. Р. «Современная библиотека» – новый профессиональный журнал

ЮБИЛЕИ

Азроянц Э. А. Размышления читателя о судьбе библиотек в России и о людях, преданных своему Делу. (К юбилею НТБ Минпромторга России)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Земсков А. И. Юбилейная Конференция ИАТУЛ: в центре обсуждения – качество библиотечной работы

Общероссийский конкурс «Библиотеки – экологической науке и просвещению»

УКАЗАТЕЛЬ МАТЕРИАЛОВ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В 2009 Г.

Систематический указатель

Авторский указатель


БИБЛИОТЕЧНО

УДК 027.7(476)+027.023(476)

Ю. А. Переверзева

Сравнительный анализ фандрейзинговой деятельности
публичных и вузовских библиотек Республики Беларусь

Проанализированы результаты комплексного социологического исследования, свидетельствующие о наличии социально-педагогического потенциала библиотечного фандрейзинга. Показаны особенности фандрейзинговых процессов на примере библиотек – участниц исследования.

Функционирование библиотек в Республике Беларусь соответствует социально ориентированным принципам развития государства. Сегодня библиотеки являются ведущим звеном информационной инфраструктуры, обеспечивающим удовлетворение массовых и индивидуальных запросов пользователей при соблюдении требований оперативности, полноты и качества библиотечного обслуживания.

Приоритеты деятельности библиотек республики определяются их социальной и экономической востребованностью обществом, эволюционным развитием сущности библиотеки как информационного центра и как учреждения, содействующего сохранению общечеловеческих духовных ценностей, национальной памяти белорусского народа, традиций культурного разнообразия.

Вместе с тем библиотечное сообщество осознаёт значимость и неотложность решения проблем финансового обеспечения отрасли. Перспективным направлением библиотечной деятельности становится формирование системы библиотечного фандрейзинга, которая бы решала не только экономические задачи, но и способствовала развитию культурно-просветительских, воспитательных, образовательных компонентов библиотечного пространства.

Белорусские библиотечные специалисты подчеркивают роль государственных органов в целевой поддержке библиотек. Именно государственные целевые программы оказывают значительное содействие в развитии важнейших направлений библиотечной работы: формирования единого информационного пространства и информационных ресурсов, осуществления корпоративной каталогизации, подключения к сети интернет, улучшения условий сохранения ценных и редких изданий и др. [1, 2].

Весьма перспективно участие библиотек республики в международных, межгосударственных, межрегиональных библиотечных проектах и программах – «Память мира», «Публичные библиотеки в век информации», «Информация для всех», «Сокровища славянской культуры», «Геральдика Беларуси», «История книжной культуры Подляшья» и др. [3]. Так взаимодействие открывает перспективы интеграции отечественных библиотек в мировое информационное пространство и способствует установлению долгосрочных партнёрских отношений.

Библиотеки Беларуси ведут внебюджетную деятельность по оказанию сверхнормативных библиотечно-информационных услуг, выполнению социально-творческих заказов, привлечению благотворительной помощи, участвуют в конкурсах на получение грантов в целях развития качественно новой системы библиотечного обслуживания, повышения квалификации и профессионализма библиотечных специалистов.

В республике существует определённый опыт фандрейзингой деятельности. Рассмотрим его на примере вузовской сети Республики Беларусь и системы публичных библиотек Минской области.

Анализ состояния, потребностей и особенностей использования внебюджетных источников финансирования в сфере общедоступных публичных библиотек и специальных библиотечных учреждений, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс в вузах, показал, что при наличии типологических различий есть общие характеристики фандрейзинговых процессов. Специфические черты обусловлены как правило субъективными параметрами: социально-экономическим и культурным профилем региона, особенностями контингента абонентов в каждой конкретной библиотеке.

Приоритетными направлениями внебюджетного финансирования вузовских библиотек 44,4% респондентов считают приобретение электронных документов, 42,2% – комплектование библиотечного фонда традиционными документами и развитие автоматизации библиотечно-информационных технологий. Лишь 2,2% респондентов полагают, что организация целевого обслуживания и образовательные технологии – направления, требующие дополнительной ресурсной поддержки. Отмечена и необходимость внебюджетного финансирования образовательных мероприятий (2,2%) и приобретения библиотечного оборудования и мебели для читательских зон (2,2%).

Представители публичных библиотек Минской области отметили, что основными направлениями, которым нужна финансовая поддержка из внебюджетных источников, они считают комплектование библиотечного фонда традиционными документами (60%), автоматизацию библиотечно-информационных процессов (52%), приобретение электронных ресурсов (40%), развитие образовательных технологий (24%), организацию целевого обслуживания пользователей (12%).

Среди наиболее распространённых источников внебюджетного обеспечения специалисты вузовских и публичных библиотек назвали гранты благотворительных фондов и общественных организаций, социальное партнёрство, библиотечные целевые программы, библиотечные проекты, инициативную хозяйственную деятельность. Процент использования грантов практически одинаков, что даёт возможность отметить незначительное влияние типологических характеристик вузовских и публичных библиотек на взаимодействие с благотворительными и общественными структурами. Ситуация с внедрением библиотечных проектов и целевых программ рассматривается как стабильная, что вполне объяснимо использованием в библиотеках соответствующих форм и методов их реализации.

Более широкое распространение социального партнёрства в публичных библиотеках свидетельствует, на наш взгляд, о сложившихся общественных связях и заинтересованности местных структур в их поддержке. Социальное партнёрство вузовских библиотек несколько ограничено их несамостоятельностью в принятии управленческих решений, уровнем сотрудничества библиотеки со структурными подразделениями вузов, сферой функционирования в подготовке кадров (рис. 1).

Рис. 1. Источники внебюджетного обеспечения вузовских библиотек
Республики Беларусь и публичных библиотек Минской области

Согласно данным, полученным в ходе исследования, в библиотеках сформировался определённый набор форм социально-экономического взаимодействия с благотворительными и общественными структурами. Причём, несмотря на типологические различия библиотек, показатели в целом аналогичны и подтверждают общую тенденцию (табл. 1).

Таблица 1

Формы сотрудничества библиотек

с благотворительными фондами и общественными организациями, %

Форма сотрудничества

Вузовские
библиотеки

Публичные
библиотеки

Безвозмездная благотворительная помощь

35,5

38

Волонтёрская помощь

22,2

19

Подготовка заявок на гранты

17,7

9,5

Разработка комплексных целевых программ

13,3

19

Довольно широк спектр направлений финансовой поддержки. Это комплектование фондов традиционными и электронными документами (вузовская сеть – 26,4%, публичные библиотеки – 52,3%); приобретение оборудования и компьютерной техники, специальных библиотечных программ (вузовская сеть – 18,7%, публичные библиотеки – 33,3%); организация научных, образовательных и воспитательных мероприятий в библиотеке (вузовская сеть – 28,6%, публичные библиотеки –28,5%). Характерно также использование ресурсной помощи для издания трудов конференций, оцифровки редких изданий (2,3%), работы с социально незащищёнными категориями  пользователей и ремонта библиотечных помещений (4,7%).

Показатели спонсорского взаимодействия публичных библиотек значительно выше, чем вузовских (48 и 28,8% соответственно). Возможно, это объясняется более развитой социализирующей функцией публичной библиотеки и более активной коммуникационной политикой, что подтверждено результатами социологических исследований Национальной библиотеки Беларуси «Публичная библиотека в социокультурной среде региона» [4] и «Информационные потребности населения агрогородков» [5].

Уровень использования вузовскими и публичными библиотеками спонсорской помощи определяется также рядом особенностей. Во-первых, объективно-субъективным отношением к феномену спонсорства. Во-вторых, неточным разделением границ благотворительной помощи и спонсорского взаимодействия, вызванным недостатком теоретических и организационно-методических знаний. И в-третьих, необходимостью реализации коммуникативной функции на уровне внешнего взаимодействия библиотеки. Здесь особое значение приобретают информационно-рекламные аспекты сотрудничества, психология отношений. Библиотека должна рассматриваться в роли организатора коммуникации, способного оказать информационную поддержку деятельности пользователя и спонсора.

Виды спонсорской помощи библиотекам вузов достаточно ограничены. Они представлены ресурсной поддержкой (20%), информационной поддержкой (11,1%), технической помощью (4,4%), разовой помощью на проведение конкретных мероприятий (4,4%), оплатой участия в образовательном мероприятии зарубежного тренера и лектора (2,2%). В публичных библиотеках также сохраняется тенденция использования ресурсной, информационной (28 и 20% соответственно) и технической помощи (8%). Имеется и такой канал оказания спонсорской поддержки, как финансирование физическими и юридическими лицами закупки документов в фонды библиотек.

В контексте библиотечного фандрейзинга изучалась проектная деятельность вузовских и публичных библиотек. Наиболее распространённая тематика библиотечных проектов и программ вузовских библиотек – краеведение, морально-эстетическое воспитание пользователей, пропаганда здорового образа жизни. Наименее распространённая тематическая направленность проектной деятельности – сохранение культурного наследия и обеспечение широкого доступа к нему, поддержка программ вуза, издательские проекты (рис. 2).

Рис. 2. Тематика проектов и программ библиотек вузовской сети Республики Беларусь

В столичном регионе наиболее распространённая тематика проектов и целевых программ публичных библиотек – культурно-просветительская деятельность, экологическое образование и воспитание, обслуживание социально незащищённых категорий пользователей, пропаганда здорового образа жизни, краеведение и др. (рис. 3).

Рис. 3. Тематика библиотечных проектов и программ публичных библиотек
Минской области

В структуре проектной деятельности публичных библиотек преобладают целевые программы. Это можно объяснить стремлением к целостному и многоаспектному раскрытию определенной проблематики, необходимостью концентрации ресурсов библиотечного обслуживания, развитием партнёрских отношений (рис. 4).

Рис. 4. Динамика количественных изменений проектов
и целевых программ публичных библиотек Минской области, %

Довольно велик потенциал социального партнёрства. Среди его основных направлений, получающих поступательное развитие в вузовских библиотеках, выделяются целевое обслуживание различных категорий пользователей (22,2%),  социальная защита библиотечного коллектива (20%), оказание консультационной помощи по социально значимым вопросам общественной жизни (6,6%).

Несколько иная ситуация с развитием социального партнёрства в публичных библиотеках. 56% библиотечных специалистов отмечают разработанность социального партнёрства в своей библиотеке, что свидетельствует об оптимальном контакте публичных библиотек с общественностью, выявлении наиболее проблемных точек взаимодействия. Органическое взаимодействие элементов библиотечной среды с пользователями  способствует более активному, по сравнению с вузовской сетью, развитию таких направлений социального партнёрства, как целевое обслуживание пользователей (40%), реализация программ социализации и адаптации населения (24%). В пределах социального партнёрства развивается также консультационная поддержка пользователей (12%) и социальная защита библиотечных коллективов (4%).

Кадровое обеспечение фандрейзинговой деятельности – также актуальный аспект исследования. Количественный состав сотрудников, участвующих в разработке направления привлечения внебюджетного финансирования, как в вузовских, так и в публичных библиотеках, неоднороден (табл. 2). Не существует и специального структурного подразделения. Фандрейзинговая деятельность рассредоточена преимущественно по содержательно-тематическим признакам библиотечных проектов и программ.

Таблица 2

Количественный состав

библиотечных специалистов, занимающихся фандрейзингом, %

Отдел

Вузовские
библиотеки

Публичные
библиотеки

Комплектования

29

Библиотечного маркетинга

22,2

52,3

Обслуживания

20

42,8

Научно-методический

20

Справочно-библиографический

4,4

4,7

Автоматизации

4,4

Фандрейзинговая деятельность требует профессиональной адаптации библиотекарей. Это отметили 90,4% сотрудников публичных библиотек Минской области и 68,8% представителей вузовской сети. Развивая фандрейзинговую деятельность по разным направлениям и в разных объёмах, библиотекари понимают недостаточность своей квалификации и фактически допускают возможность подготовки в сфере внебюджетного финансирования. Следовательно, существует объективная потребность поствузовского обучения библиотечных кадров через ведомственные институты переподготовки и повышения квалификации, активизации самообразования, обучения персонала на местах. Актуальна также разъяснительная работа с позиций социальной значимости и эффективности использования фандрейзинга, расширения компетенций и сотрудничества.

Выводы:

1. Социально-экономическое положение вузовских и публичных библиотек оказывает существенное влияние на формирование фандрейзинга как инициативного направления библиотечной работы.

2. Основными факторами, влияющими на необходимость разработки системы фандрейзинга в вузовских и публичных библиотеках, являются ускоряющаяся информатизация общества, трансформация функций библиотечных учреждений, усиление их образовательно-воспитательного потенциала, эффективность использования информационно-ресурсной базы, необходимость повышения образовательного уровня библиотечных специалистов.

3. Внебюджетная деятельность как вузовских, так и публичных библиотек содействует развитию системы «библиотекарь–пользователь» посредством дополнительного ресурсного обеспечения основных направлений библиотечной работы, а именно: обслуживания читателей, комплектования фонда, модернизации материально-технической базы, организации научных, образовательных, воспитательных мероприятий.

4. Изучение распространённости элементов системы библиотечного фандрейзинга позволило определить потребности во внебюджетном финансировании в соответствии с возможностями библиотеки по оказанию информационных услуг и с формами библиотечного обслуживания, нуждающимися в целевой и социальной поддержке.

5. Анализ внедрения в практику работы вузовских и публичных библиотек Республики Беларусь элементов системы библиотечного фандрейзинга (социального партнёрства, проектной деятельности и благотворительности) позволил выявить зависимость развития каждого элемента от объективно-субъективных факторов (внедрения новых информационных технологий, организационных условий, знаний и умений, подготовленности к осуществлению внебюджетной деятельности, направленности и целевой ориентации каждого элемента системы, реализации коммуникативной функции библиотек, востребованности библиотечных проектов и программ, их адекватности действительности).

6. Результаты фандрейзинговой деятельности способствуют совершенствованию компонентов – материальных и духовных – библиотечной среды и, следовательно, влияют на состояние информационно-культурной среды общества.

7. Функционирование и совершенствование библиотечного фандрейзинга возможно при наличии библиотечных специалистов, специально подготовленных на базе вузов культуры и искусств, а также через систему повышения квалификации и переподготовки. Необходимо обучение специалистов и студентов на теоретическом и практическом уровнях; выполнение научно-исследовательской работы в области фандрейзинга; создание учебно-методических пособий и комплексов по изучаемой проблеме.

8. Обучение основам библиотечного фандрейзинга должно быть построено исходя из понимания необходимости профессиональной адаптации к выполнению соответствующих учебных задач; условий учебно-практической деятельности, возможности применять на практике полученные знания; закономерностей развития библиотечной отрасли; использования проблемного и продуктивного обучения; соотношения традиционных и активных форм построения учебного процесса, самостоятельной работы; возможностей оценки качества обучения, диалогичности в процессе преподавания.

Список источников

1. Кірухіна Л. Дзяржаўная праграма «Памяць Беларусі»: узаемадзеянне бібліятэк, архіваў, музеяў [Тэкст] / Л. Кірухіна // Бібліятэчны свет. – 2007. – № 2. – С. 14–17.

2. Черник В. Государственное регулирование корпоративного взаимодействия библиотек Беларуси [Текст] / В. Черник // Бібліятэчны свет. – 2007. – № 3. – С. 8–11.

3. Кірухіна Л. Г. Самабытная спадчына нацыі: публічная бібліятэка як захавальніца народных традыцый: тэарэтыка-метадычны аспект [Тэкст] / Л. Г. Кірухіна; Нац. б-ка Беларусі. – Мн., 2005. – С. 8–20.

4. Кірухіна Л. Г. Публічная бібліятэка як сацыякультурны інстытут у кантэксце рэгіёна [Тэкст] / Л. Г. Кірухіна // Сучасныя інфармацыйныя тэхналогіі і сацыяльная значнасць бібліятэ: матэрыялы Міжнар. навук.-практ. канф., Мінск, 29–30 кастр. 2003 г. – Мінск, 2004. –
С. 24–30.

5. Липень С. В. Библиотека в информационной структуре агрогородка: по результатам социологического исследования [Текст] / С. В. Липень // Библиотеки в информационном пространстве: синтез традиций и инноваций : материалы Междунар. науч.-практ. конф. молодых учёных и специалистов, Минск, 12 сент. 2007 г. – Минск, 2007. – С. 92–95.

  
На главную