БИБЛИОТЕЧНО
УДК 027.7(476)+027.023(476)
Ю. А. Переверзева
Сравнительный анализ фандрейзинговой деятельности
публичных и вузовских библиотек Республики Беларусь
Проанализированы результаты комплексного социологического
исследования, свидетельствующие о наличии социально-педагогического потенциала
библиотечного фандрейзинга. Показаны особенности фандрейзинговых процессов на
примере библиотек – участниц исследования.
Функционирование библиотек в Республике Беларусь соответствует
социально ориентированным принципам развития государства. Сегодня библиотеки
являются ведущим звеном информационной инфраструктуры, обеспечивающим
удовлетворение массовых и индивидуальных запросов пользователей при соблюдении
требований оперативности, полноты и качества библиотечного обслуживания.
Приоритеты деятельности
библиотек республики определяются их социальной и экономической
востребованностью обществом, эволюционным развитием сущности библиотеки как
информационного центра и как учреждения, содействующего сохранению общечеловеческих
духовных ценностей, национальной памяти белорусского народа, традиций
культурного разнообразия.
Вместе с тем библиотечное сообщество осознаёт значимость и неотложность
решения проблем финансового обеспечения отрасли. Перспективным направлением
библиотечной деятельности становится формирование системы библиотечного
фандрейзинга, которая бы решала не только экономические задачи, но и
способствовала развитию культурно-просветительских, воспитательных,
образовательных компонентов библиотечного пространства.
Белорусские библиотечные специалисты подчеркивают роль государственных
органов в целевой поддержке библиотек. Именно государственные целевые программы
оказывают значительное содействие в развитии важнейших направлений библиотечной
работы: формирования единого информационного пространства и информационных
ресурсов, осуществления корпоративной каталогизации, подключения к сети
интернет, улучшения условий сохранения ценных и редких изданий и др. [1, 2].
Весьма перспективно участие библиотек республики в международных,
межгосударственных, межрегиональных библиотечных проектах и программах –
«Память мира», «Публичные библиотеки в век информации», «Информация для всех»,
«Сокровища славянской культуры», «Геральдика
Беларуси», «История
книжной культуры Подляшья» и др. [3].
Так взаимодействие открывает перспективы интеграции отечественных библиотек в
мировое информационное пространство и способствует установлению долгосрочных
партнёрских отношений.
Библиотеки Беларуси ведут
внебюджетную деятельность по оказанию сверхнормативных
библиотечно-информационных услуг, выполнению социально-творческих заказов,
привлечению благотворительной помощи, участвуют в конкурсах на получение
грантов в целях развития качественно новой системы библиотечного обслуживания,
повышения квалификации и профессионализма библиотечных специалистов.
В республике существует определённый опыт фандрейзингой деятельности.
Рассмотрим его на примере вузовской сети Республики Беларусь и системы
публичных библиотек Минской области.
Анализ состояния, потребностей и особенностей использования внебюджетных
источников финансирования в сфере общедоступных публичных библиотек и
специальных библиотечных учреждений, обеспечивающих учебно-воспитательный
процесс в вузах, показал, что при наличии типологических различий есть общие
характеристики фандрейзинговых процессов. Специфические черты обусловлены как
правило субъективными параметрами: социально-экономическим и культурным
профилем региона, особенностями контингента абонентов в каждой конкретной
библиотеке.
Приоритетными направлениями внебюджетного финансирования вузовских
библиотек 44,4% респондентов считают приобретение электронных документов, 42,2%
– комплектование библиотечного фонда традиционными документами и развитие
автоматизации библиотечно-информационных технологий. Лишь 2,2% респондентов
полагают, что организация целевого обслуживания и образовательные технологии –
направления, требующие дополнительной
ресурсной поддержки. Отмечена и необходимость внебюджетного финансирования
образовательных мероприятий (2,2%) и приобретения библиотечного оборудования и
мебели для читательских зон (2,2%).
Представители публичных библиотек Минской области отметили, что
основными направлениями, которым нужна финансовая поддержка из внебюджетных
источников, они считают комплектование библиотечного фонда традиционными
документами (60%), автоматизацию библиотечно-информационных процессов (52%),
приобретение электронных ресурсов (40%), развитие образовательных технологий
(24%), организацию целевого обслуживания пользователей (12%).
Среди наиболее распространённых источников внебюджетного обеспечения
специалисты вузовских и публичных библиотек назвали гранты благотворительных
фондов и общественных организаций, социальное партнёрство, библиотечные целевые
программы, библиотечные проекты, инициативную хозяйственную деятельность.
Процент использования грантов практически одинаков, что даёт возможность
отметить незначительное влияние типологических характеристик вузовских и
публичных библиотек на взаимодействие с благотворительными и общественными
структурами. Ситуация с внедрением библиотечных проектов и целевых программ рассматривается
как стабильная, что вполне объяснимо использованием в библиотеках
соответствующих форм и методов их реализации.
Более широкое распространение социального партнёрства в публичных
библиотеках свидетельствует, на наш взгляд, о сложившихся общественных связях и
заинтересованности местных структур в их поддержке. Социальное партнёрство
вузовских библиотек несколько ограничено их несамостоятельностью в принятии
управленческих решений, уровнем сотрудничества библиотеки со структурными
подразделениями вузов, сферой функционирования в подготовке кадров (рис. 1).
Рис. 1. Источники внебюджетного обеспечения вузовских библиотек
Республики Беларусь и публичных библиотек Минской области
Согласно данным, полученным в ходе исследования, в библиотеках
сформировался определённый набор форм социально-экономического взаимодействия с
благотворительными и общественными структурами. Причём, несмотря на
типологические различия библиотек, показатели в целом аналогичны и подтверждают
общую тенденцию (табл. 1).
Таблица 1
Формы сотрудничества библиотек
с благотворительными фондами и общественными организациями, %
Форма сотрудничества
|
Вузовские
библиотеки
|
Публичные
библиотеки
|
Безвозмездная благотворительная помощь
|
35,5
|
38
|
Волонтёрская помощь
|
22,2
|
19
|
Подготовка заявок на гранты
|
17,7
|
9,5
|
Разработка комплексных целевых программ
|
13,3
|
19
|
Довольно широк спектр направлений финансовой поддержки. Это
комплектование фондов традиционными и электронными документами (вузовская сеть
– 26,4%, публичные библиотеки – 52,3%); приобретение оборудования и
компьютерной техники, специальных библиотечных программ (вузовская сеть –
18,7%, публичные библиотеки – 33,3%); организация научных, образовательных и
воспитательных мероприятий в библиотеке (вузовская сеть – 28,6%, публичные
библиотеки –28,5%). Характерно также использование ресурсной помощи для издания
трудов конференций, оцифровки редких изданий (2,3%), работы с социально
незащищёнными категориями пользователей
и ремонта библиотечных помещений (4,7%).
Показатели спонсорского взаимодействия публичных библиотек значительно
выше, чем вузовских (48 и 28,8% соответственно). Возможно, это объясняется
более развитой социализирующей функцией публичной библиотеки и более активной
коммуникационной политикой, что подтверждено результатами социологических
исследований Национальной библиотеки Беларуси «Публичная библиотека в
социокультурной среде региона» [4] и
«Информационные потребности населения агрогородков» [5].
Уровень использования вузовскими и публичными библиотеками
спонсорской помощи определяется также рядом особенностей. Во-первых,
объективно-субъективным отношением к феномену спонсорства. Во-вторых, неточным
разделением границ благотворительной помощи и спонсорского взаимодействия,
вызванным недостатком теоретических и организационно-методических знаний. И
в-третьих, необходимостью реализации коммуникативной функции на уровне внешнего
взаимодействия библиотеки. Здесь особое значение приобретают
информационно-рекламные аспекты сотрудничества, психология отношений.
Библиотека должна рассматриваться в роли организатора коммуникации, способного
оказать информационную поддержку деятельности пользователя и спонсора.
Виды спонсорской помощи библиотекам вузов достаточно ограничены. Они
представлены ресурсной поддержкой (20%), информационной поддержкой (11,1%),
технической помощью (4,4%), разовой помощью на проведение конкретных
мероприятий (4,4%), оплатой участия в образовательном мероприятии зарубежного
тренера и лектора (2,2%). В публичных библиотеках также сохраняется тенденция
использования ресурсной, информационной (28 и 20% соответственно) и технической
помощи (8%). Имеется и такой канал оказания спонсорской поддержки, как
финансирование физическими и юридическими лицами закупки документов в фонды
библиотек.
В контексте библиотечного фандрейзинга изучалась проектная деятельность
вузовских и публичных библиотек. Наиболее распространённая тематика
библиотечных проектов и программ вузовских библиотек – краеведение,
морально-эстетическое воспитание пользователей, пропаганда здорового образа
жизни. Наименее распространённая тематическая направленность проектной
деятельности – сохранение культурного наследия и обеспечение широкого доступа к
нему, поддержка программ вуза, издательские проекты (рис. 2).
Рис. 2. Тематика проектов и программ библиотек вузовской сети Республики
Беларусь
В столичном регионе наиболее распространённая тематика проектов и
целевых программ публичных библиотек – культурно-просветительская деятельность,
экологическое образование и воспитание, обслуживание социально незащищённых
категорий пользователей, пропаганда здорового образа жизни, краеведение и др.
(рис. 3).
Рис. 3. Тематика библиотечных проектов и программ публичных библиотек
Минской области
В структуре проектной деятельности публичных библиотек преобладают
целевые программы. Это можно объяснить стремлением к целостному и многоаспектному
раскрытию определенной проблематики, необходимостью концентрации ресурсов
библиотечного обслуживания, развитием партнёрских отношений (рис. 4).
Рис. 4. Динамика количественных изменений проектов
и целевых программ публичных библиотек Минской области, %
Довольно велик потенциал социального партнёрства. Среди его основных
направлений, получающих поступательное развитие в вузовских библиотеках,
выделяются целевое обслуживание различных категорий пользователей (22,2%), социальная защита библиотечного коллектива
(20%), оказание консультационной помощи по социально значимым вопросам
общественной жизни (6,6%).
Несколько иная ситуация с
развитием социального партнёрства в публичных библиотеках. 56% библиотечных
специалистов отмечают разработанность социального партнёрства в своей
библиотеке, что свидетельствует об оптимальном контакте публичных библиотек с
общественностью, выявлении наиболее проблемных точек взаимодействия.
Органическое взаимодействие элементов библиотечной среды с пользователями способствует более активному, по сравнению с
вузовской сетью, развитию таких направлений социального партнёрства, как
целевое обслуживание пользователей (40%), реализация программ социализации и
адаптации населения (24%). В пределах социального партнёрства развивается также
консультационная поддержка пользователей (12%) и социальная защита библиотечных
коллективов (4%).
Кадровое обеспечение фандрейзинговой деятельности – также актуальный
аспект исследования. Количественный состав сотрудников, участвующих в разработке
направления привлечения внебюджетного финансирования, как в вузовских, так и в
публичных библиотеках, неоднороден (табл. 2). Не существует и специального
структурного подразделения. Фандрейзинговая деятельность рассредоточена
преимущественно по содержательно-тематическим признакам библиотечных проектов и
программ.
Таблица 2
Количественный состав
библиотечных специалистов, занимающихся фандрейзингом, %
Отдел
|
Вузовские
библиотеки
|
Публичные
библиотеки
|
Комплектования
|
29
|
–
|
Библиотечного маркетинга
|
22,2
|
52,3
|
Обслуживания
|
20
|
42,8
|
Научно-методический
|
20
|
–
|
Справочно-библиографический
|
4,4
|
4,7
|
Автоматизации
|
4,4
|
–
|
Фандрейзинговая деятельность требует профессиональной адаптации
библиотекарей. Это отметили 90,4% сотрудников публичных библиотек Минской области
и 68,8% представителей вузовской сети. Развивая фандрейзинговую деятельность по
разным направлениям и в разных объёмах, библиотекари понимают недостаточность
своей квалификации и фактически допускают возможность подготовки в сфере
внебюджетного финансирования. Следовательно, существует объективная потребность
поствузовского обучения библиотечных кадров через ведомственные институты переподготовки
и повышения квалификации, активизации самообразования, обучения персонала на
местах. Актуальна также разъяснительная работа с позиций социальной значимости
и эффективности использования фандрейзинга, расширения компетенций и
сотрудничества.
Выводы:
1. Социально-экономическое положение вузовских и публичных библиотек
оказывает существенное влияние на формирование фандрейзинга как инициативного
направления библиотечной работы.
2. Основными факторами, влияющими на необходимость разработки
системы фандрейзинга в вузовских и публичных библиотеках, являются ускоряющаяся
информатизация общества, трансформация функций библиотечных учреждений,
усиление их образовательно-воспитательного потенциала, эффективность
использования информационно-ресурсной базы, необходимость повышения
образовательного уровня библиотечных специалистов.
3. Внебюджетная деятельность как вузовских, так и публичных библиотек
содействует развитию системы «библиотекарь–пользователь» посредством
дополнительного ресурсного обеспечения основных направлений библиотечной
работы, а именно: обслуживания читателей, комплектования фонда, модернизации
материально-технической базы, организации научных, образовательных,
воспитательных мероприятий.
4. Изучение распространённости элементов системы библиотечного
фандрейзинга позволило определить потребности во внебюджетном финансировании в
соответствии с возможностями библиотеки по оказанию информационных услуг и с
формами библиотечного обслуживания, нуждающимися в целевой и социальной
поддержке.
5. Анализ внедрения в практику работы вузовских и публичных библиотек
Республики Беларусь элементов системы библиотечного фандрейзинга (социального
партнёрства, проектной деятельности и благотворительности) позволил выявить
зависимость развития каждого элемента от объективно-субъективных факторов
(внедрения новых информационных технологий, организационных условий, знаний и
умений, подготовленности к осуществлению внебюджетной деятельности,
направленности и целевой ориентации каждого элемента системы, реализации
коммуникативной функции библиотек, востребованности библиотечных проектов и
программ, их адекватности действительности).
6. Результаты фандрейзинговой деятельности способствуют совершенствованию
компонентов – материальных и духовных – библиотечной среды и, следовательно,
влияют на состояние информационно-культурной среды общества.
7. Функционирование и совершенствование библиотечного фандрейзинга
возможно при наличии библиотечных специалистов, специально подготовленных на
базе вузов культуры и искусств, а также через систему повышения квалификации и
переподготовки. Необходимо обучение специалистов и студентов на теоретическом и
практическом уровнях; выполнение научно-исследовательской работы в области
фандрейзинга; создание учебно-методических пособий и комплексов по изучаемой
проблеме.
8. Обучение основам библиотечного фандрейзинга должно быть построено
исходя из понимания необходимости профессиональной адаптации к выполнению
соответствующих учебных задач; условий учебно-практической деятельности,
возможности применять на практике полученные знания; закономерностей развития
библиотечной отрасли; использования проблемного и продуктивного обучения;
соотношения традиционных и активных форм построения учебного процесса,
самостоятельной работы; возможностей оценки качества обучения, диалогичности в
процессе преподавания.
Список источников
1. Кірухіна Л.
Дзяржаўная праграма «Памяць Беларусі»: узаемадзеянне бібліятэк,
архіваў, музеяў [Тэкст] / Л. Кірухіна // Бібліятэчны свет. – 2007. – № 2.
– С. 14–17.
2. Черник В. Государственное
регулирование корпоративного взаимодействия библиотек Беларуси [Текст] /
В. Черник // Бібліятэчны свет. – 2007. – № 3. – С. 8–11.
3. Кірухіна Л. Г. Самабытная спадчына нацыі: публічная бібліятэка як захавальніца народных
традыцый: тэарэтыка-метадычны аспект [Тэкст] /
Л. Г. Кірухіна; Нац. б-ка Беларусі. – Мн., 2005. – С. 8–20.
4. Кірухіна Л. Г.
Публічная бібліятэка як сацыякультурны інстытут у кантэксце рэгіёна [Тэкст]
/ Л. Г. Кірухіна // Сучасныя інфармацыйныя тэхналогіі і сацыяльная
значнасць бібліятэ: матэрыялы Міжнар.
навук.-практ. канф., Мінск, 29–30 кастр. 2003 г. – Мінск, 2004. –
С. 24–30.
5. Липень С. В.
Библиотека в информационной структуре агрогородка: по результатам
социологического исследования [Текст] / С. В. Липень // Библиотеки в
информационном пространстве: синтез традиций и инноваций : материалы Междунар.
науч.-практ. конф. молодых учёных и специалистов, Минск, 12 сент. 2007 г.
– Минск, 2007. – С. 92–95.
|