Научные и технические библиотеки №12 2009 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Медянкина И. П., Бобров Л. К. Вузовская библиотека в системе дистанционного образования: использование элементов логико-структурного анализа

Смолина С. Г. Самостоятельная работа как средство формирования информационной компетентности студентов университета

Переверзева Ю. А. Сравнительный анализ фандрейзинговой деятельности публичных и вузовских библиотек Республики Беларусь

КАЧЕСТВО РАБОТЫ: ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА

Коптяева М. В. Принципы менеджмента качества современной библиотеки: процессный подход

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДОВ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Нешитой В. В. Статистическое моделирование библиотечного фонда

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Сукиасян Э. Р. Новые условия оплаты труда и непрерывное образование библиотечных работников

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Чуприна Н. Т. О науке и практике библиотечной инноватики

Гусева Е. Н. Научно-популярная учебно-методическая монография

Бахтурина Т. А. Настольная книга библиотечного редактора и издателя

Бычкова Е. Ф., Крюкова А. В. Практическая экология. Пособие для читателей и библиотекарей

Сукиасян Э. Р. «Современная библиотека» – новый профессиональный журнал

ЮБИЛЕИ

Азроянц Э. А. Размышления читателя о судьбе библиотек в России и о людях, преданных своему Делу. (К юбилею НТБ Минпромторга России)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Земсков А. И. Юбилейная Конференция ИАТУЛ: в центре обсуждения – качество библиотечной работы

Общероссийский конкурс «Библиотеки – экологической науке и просвещению»

УКАЗАТЕЛЬ МАТЕРИАЛОВ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В 2009 Г.

Систематический указатель

Авторский указатель


БИБЛИОТЕЧНО

Наша профессия. Кадры. Образование

УДК 025.11:658.14+02:37.018

Э. Р. Сукиасян

Новые условия оплаты труда
и непрерывное образование библиотечных работников

Статья подготовлена по материалам доклада, представленного на заседании Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования на XIV Ежегодной конференции РБА (Вологда, 17–22 мая 2009).

В конце 2008 г. в библиотеках страны, финансируемых из соответствующих бюджетов на федеральном, региональном и муниципальном уровне, введена новая система оплаты труда. В её основе – единые принципы, в частности:

  • обеспечение зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером;
  • обеспечение равной оплаты за труд равной ценности при установлении размеров должностных окладов, ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации – различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников.

Размеры должностных окладов, ставок заработной платы теперь определяются на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимых для осуществления профессиональной деятельности по квалификационным группам, с учетом их дифференциации в зависимости от сложности и объема выполняемой работы. В систему оплаты труда включены различные виды выплат компенсационного и стимулирующего характера.

С учетом уровня профессиональной подготовки работника, сложности и важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач и других факторов может быть установлен персональный повышающий коэффициент к окладу. С целью стимулирования работников может быть также установлен повышающий коэффициент к окладу за профессиональное мастерство.

Впервые за многие десятилетия в документах по оплате труда библиотечных работников в основу деления на профессиональные квалификационные группы положен такой критерий, как профессиональное образование. Многие годы мы мирились с тем, что профессиональное образование в нашей среде нивелируется, если говорить прямо – не признается в качестве показателя даже в статистике, где не всегда выделялось высшее или среднее библиотечное образование, а если и выделялось, то это никак не отражалось на оплате труда. Трудно представить аналогичную ситуацию в смежных сферах бюджетного финансирования, например в системе образования или здравоохранения.

В тех библиотеках, где внимательно проработали новые документы, нашли возможность отразить в оплате труда стаж работника, ученые степени и почетные звания, знание и применение иностранного языка и многие другие качественные кадровые критерии.

Итак, мы получили новые, совершенно уникальные возможности для модернизации управления персоналом с помощью наиболее действенного инструмента – материального стимулирования.

Что получилось на деле? Стимулирует ли новая система оплаты труда сотрудников? В какой мере, в каком отношении?

Не надо, наверное, проводить представительных социологических исследований, чтобы увидеть: подавляющее большинство библиотечных работников во всей этой «механике» разбираться не стало. Интересовал лишь конечный результат: «Раньше я получала столько, теперь столько. В абсолютном выражении – больше на такую-то сумму. В относительном – на 27,3%. А обещали поднять на 30%. Значит, недодали». Последнее объясняет, между прочим, недовольство «массы».  Виноваты мы сами: многие годы зарплата повышалась на проценты и их доли, но всем! И без всякой мотивации. Поэтому очень многие говорят: лучше бы подняли всем и на 30%.

Самое интересное в этой истории то, что абсолютно все уверены: заработная плата определена, т.е. меньше уже не будет, а вот больше – возможно. Но зависит это уж во всяком случае не от меня, всем повышать будут – и мне повысят. Хорошие слова (сложность выполняемой работы, количество и качество затраченного труда, профессиональная подготовка, уровень квалификации, самостоятельность, ответственность, профессиональное мастерство) остались в инструкциях. Скажем откровенно: после того, как все мы еле-еле справились в обозначенные сроки с лавиной бумаг, вызванной новой сметой, уже ничего не хочется. Ни начальники, ни, тем более, рядовые сотрудники не готовы к рутинной работе. Между тем работать придется ежегодно.

Как тут не вспомнить Виктора Степановича Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Поскольку новая система оплаты труда уж очень напоминает американские традиции и нормы определения заработной платы, хочется сказать, о чем забыли у нас. Рано или поздно, наверное, дойдем до всего сами. А сейчас непонятно, почему, копируя «передовой капиталистический опыт», мы выхватываем из практики (между прочим, проверенной на деле в течение многих лет) одно лишь звено, забывая о системе? Ведь система оплаты труда не может восприниматься отдельно и функционировать изолированно от системы оценки труда конкретного сотрудника. Она лишь часть общей системы управления персоналом, тесно связанная с другим звеном, смежным, но многое определяющим, с системой налаженной отчетности. Я пишу о методикеselfevaluation (самооценки) уже многие годы. Есть в нашей стране и в ближнем зарубежье библиотеки, которые её приняли, внедрили, используют.

Думаю, у них будет гораздо меньше проблем при очередном определении составляющих оплаты труда. Считаю, что эта сложная операция должна проводиться ежегодно. Многие, наверное, возразят: зачем? Можно просто переутвердить документы на очередной срок. Так у нас было всегда: к достижениям готовы присоединиться многие («Мы пахали!»), и только единицы, обладающие критическим мышлением, позволят себе признаться: «Мы ленивы и нелюбопытны» (А. С. Пушкин).

Что такое самооценка (или самоотчет)?  Это документ в произвольной форме, который сотрудник составляет самостоятельно и в котором подводит собственные, личные итоги работы в течение календарного года. Никаких количественных, статистических данных не требуется, так как непосредственный руководитель может получить их из служебных документов. Ограничение лишь одно: нельзя писать о работе библиотеки, отдела, коллектива, о проектах и мероприятиях, – обо всем, что не относится лично к тебе.

Когда я выступал перед большой аудиторией и говорил об этом, поднялось сразу несколько рук. Спрашивали: «Что же я могу написать, если я только сижу на выдаче?». Пришлось ответить: у вас никогда не повысится зарплата – ведь вы не растете профессионально, не повышаете свою квалификацию, не беретесь за разработку нужных в работе документов (памяток, положений, инструкций), не стараетесь поучаствовать в делах библиотеки. Разговор продолжился после моего выступления. Оказалось, что все читатели этой библиотеки для ее сотрудников «на одно лицо» (средняя посещаемость – 7,3 в год), те, кто приходят по 25–30 раз, не выявлены, как и потенциальные должники…  В фонде масса книг, которые никто не брал за последние 7-10 лет. Одним словом, работы много. Надо ли ждать указаний сверху? Может быть, пора посмотреть на работу своего отдела по-хозяйски, что-то предложить самим?

Самоотчет составляется в присутствии непосредственного руководителя. Если сотрудник собирается продолжить работу в библиотеке, он может дать несколько советов на перспективу. В заключительной части отчета каждый пишет о своих планах, намерениях на следующий год. В библиотеках США, например, у каждого сотрудника в должностной инструкции записано, чьи обязанности он должен выполнять при необходимости (отпуск, болезнь другого специалиста), обязательно нужно освоить работу на смежном участке.

Желания сотрудников порой бывают фантастическими (мне рассказывали о таких самоотчетах в США). Многие предполагают, что решение о повышении зарплаты будет принято сразу же, поэтому всеми способами стараются обратить на себя внимание. Через год, когда будет написан очередной отчет, руководитель откроет папку и положит перед сотрудником прошлогодний документ. Попросит сравнить планы, намерения с реально выполненной за год работой. Если они не совпадут, придется объяснять, почему. Понятными станут намерения руководителя в отношении динамики оплаты труда.

Обидно, что я слишком поздно узнал об этой системе. Насколько проще мне было бы работать заведующим отделом два десятка лет, если бы 120 с лишним моих сотрудников писали ежегодные «Self evaluation».

Основная задача, которую решает новая система оплаты труда, – разбудить активность сотрудника (в английском языке слово activity означает в равной степени и деятельность, и активность). Путь известен – получение образования, повышение квалификации. В США, в отличие от нашей страны, каждой кадровой категории – клерк, помощник библиотекаря, сотрудник (с трудом переводимое associate), профессиональный библиотекарь – соответствует определенный уровень образования, а переход от категории к категории не зависит от стажа. Выдающийся ученый Джеймс Биллингтон, с 1987 г. занимающий пост директора Библиотеки Конгресса США, как-то раз с горечью сказал мне: «В двухсотлетней истории Библиотеки Конгресса было всего 13 директоров, но лишь несколько из них имели право называть себя профессиональными библиотекарями. Мне не довелось…».

На мой взгляд, мы в очередной раз проигнорировали требование о библиотечном образовании для тех, кто занимает должности на высших «этажах» библиотечной иерархии. В ряде регионов (где нет ни специальных учебных заведений, ни их филиалов) профессионалов можно по пальцам пересчитать. К сожалению, столько же или еще меньше – молодежи с профильным образованием. (Могла ли Н. К. Крупская подумать, что через 90 лет её идея о женщинах-библиотекарях, окончивших «учительские институты», столь блестяще будет реализована в просвещенной России?)

У нас есть возможность в полной мере использовать новую систему оплаты труда в интересах серьезной образовательной перестройки. Сделать это возможно лишь в том случае, если мы сможем изменить общественное мнение. Своё слово должны сказать и вузы.

  
На главную