Научные и технические библиотеки №12 2009 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Медянкина И. П., Бобров Л. К. Вузовская библиотека в системе дистанционного образования: использование элементов логико-структурного анализа

Смолина С. Г. Самостоятельная работа как средство формирования информационной компетентности студентов университета

Переверзева Ю. А. Сравнительный анализ фандрейзинговой деятельности публичных и вузовских библиотек Республики Беларусь

КАЧЕСТВО РАБОТЫ: ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА

Коптяева М. В. Принципы менеджмента качества современной библиотеки: процессный подход

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДОВ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Нешитой В. В. Статистическое моделирование библиотечного фонда

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Сукиасян Э. Р. Новые условия оплаты труда и непрерывное образование библиотечных работников

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Чуприна Н. Т. О науке и практике библиотечной инноватики

Гусева Е. Н. Научно-популярная учебно-методическая монография

Бахтурина Т. А. Настольная книга библиотечного редактора и издателя

Бычкова Е. Ф., Крюкова А. В. Практическая экология. Пособие для читателей и библиотекарей

Сукиасян Э. Р. «Современная библиотека» – новый профессиональный журнал

ЮБИЛЕИ

Азроянц Э. А. Размышления читателя о судьбе библиотек в России и о людях, преданных своему Делу. (К юбилею НТБ Минпромторга России)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Земсков А. И. Юбилейная Конференция ИАТУЛ: в центре обсуждения – качество библиотечной работы

Общероссийский конкурс «Библиотеки – экологической науке и просвещению»

УКАЗАТЕЛЬ МАТЕРИАЛОВ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В 2009 Г.

Систематический указатель

Авторский указатель


БИБЛИОТЕЧНО

УДК 655.552

Е. Н. Гусева 

Научно-популярная учебно-методическая монография

Рец. на кн.: Степанов В. К. Применение Интернета в профессиональной информационной деятельности / В. К. Степанов. – Москва : Издательство «ФАИР», 2009. – 304 с. : ил. – (Специальный издательский проект для библиотек).

В начале лета мне попала в руки книга В. К. Степанова «Применение Интернета в профессиональной информационной деятельности» (Москва : Издательство «ФАИР», 2009. – 304 с.), которая показалась мне оригинальной и заслуживающей внимания. Не претендуя ни в коей мере на всеохватность суждения и даже на беспристрастность, считаю необходимым поделиться своими мыслями по поводу этой работы В. К. Степанова.

Вышедшие в первой половине 2009 г. монография М. Я. Дворкиной «Библиотечно-информационная деятельность» и рецензируемое издание, на мой взгляд, являются безусловными удачами издательства «ФАИР». Оно продолжает радовать библиотекарей страны интересными и полезными новинками в рамках «Специального издательского проекта для библиотек».

Уже само название книги «Применение Интернета в профессиональной информационной деятельности» должно вызвать интерес у всех представителей библиотечно-информационной сферы, так или иначе использующих Интернет в своей повседневной работе. Он (хотим мы этого или нет) прочно и, видимо, навсегда вошел в нашу жизнь. Библиотекари поняли (или поймут в самое ближайшее время), что Интернет не друг и не враг, не конкурент библиотеке и библиотекарю, а инструмент, один из способов и одно из условий сделать профессиональную деятельность современного библиотекаря «профессиональной» и максимально эффективной.

Небольшая по объему книга насыщена огромным количеством хорошо структурированной информации. Автор – Вадим Константинович Степанов – вузовский преподаватель с двадцатилетним стажем, начинает свое повествование с азов: с истории зарождения и развития, основ построения Интернета как системы. Нельзя сказать, что никто в библиотечном мире не знает, как и когда появился Интернет, но изложение в одной главе его истории, принципов построения и технических характеристик дает читателю представление о нем именно как о системе.

Главу 1 можно было бы назвать лапидарной, если бы автору не удалось изящно и убедительно совершить переход от характеристики интернета к вопросам применимости его в профессиональной деятельности библиотекарей и, особенно, библиографов. Можно сказать, что вся первая глава «История и принципы организации глобальных компьютерных сетей. Программное обеспечение для работы в Интернете» представляет собой развернутую «вводную» лекцию, какой она могла, должна была бы быть, если бы соответствующий курс читался студентам-гуманитариям.

Издание, как указано в аннотации, предназначено, помимо библиотекарей-практиков, и для студентов библиотечных факультетов вузов культуры. Поэтому автор излагает технические основы и параметры Интернета
(§ 1.1.) предельно просто, с явной ориентацией на гуманитарный тип мышления потенциальной читательской аудитории.

Параграф 1.2. «Основные приложения Интернета» написан в той же «вводно-лекционной», «гуманитарной» стилистике. У меня его прочтение вызвало двоякое чувство: с одной стороны, современные студенты отлично знают приложения Интернета и их пользовательские возможности; но, с другой – эта книга предназначена и для библиотекарей-практиков, которые во многих случаях самостоятельно осваивают «океан информации», и такая детальная информация об интернетовских приложениях им будет действительно полезна.

Заявленный читательский адрес – обучающиеся и практики – поставил перед автором сложнейшую задачу: слишком разнородна читательская аудитория, которая предполагает разную глубину и форму подачи материала. В. К. Степанов не без изящества справился с поставленной задачей, и во многих случаях ему удалось найти золотую середину.

К безусловно удачным следует отнести параграф 1.5. «Программное обеспечение для работы в Интернете». Анализ развития браузеров, их сравнительная характеристика, указание на имеющиеся возможности и недостатки, принципиальные основы их работы интересны и полезны.

Ознакомительную функцию, заявленную во всей первой главе, выполняют параграфы 1.6. и 1.7. Первый из них знакомит с Web 2.0, который определяется как «концепция наполнения содержания Всемирной паутины совокупными усилиями пользователей» (с. 32). Автор дает емкую характеристику этого сетевого явления, в последние годы набирающего обороты, и свое понимание этой проблемы. Вряд ли можно согласиться с утверждением, что Web 2.0 представляет собой еще один сетевой маркетинговый инструмент (как сказано на с. 32). Полагаю, что возможности его гораздо шире и разнообразнее, и описание тех форм, которые Web 2.0 имеет сейчас (блоги, wiki-пространство, социальные сети), указание на опасности и недостатки этих веб-явлениий помогут читателю составить адекватное представление о возможном использовании их в профессиональной библиотечной деятельности.

Естественно, говоря о «плюсах» Интернета, нельзя не указать и на его «минусы». Этому вопросу посвящен параграф «Меры безопасности при работе в Интернете» (§ 1.7.), который можно обозначить как «пособие по сетевой безопасности для «ламера» («ламер» на компьютерном сленге – «чайник», т.е. не очень опытный, начинающий пользователь). Но проблема сетевой безопасности настолько остра и актуальна (и эта тенденция усиливается), что не будет лишним еще раз указать на разновидности «несанкционированных» вторжений и последствия этих действий.

Глава 2 «Профессиональный поиск информации в Интернете» и все последующие главы книги имеют более специализированный характер и написаны в стиле методического пособия для начинающего библиотекаря. Казалось бы, мы все в той или иной мере умеем искать нужную нам информацию в Интернете, но автор, на мой взгляд, блестяще доказывает, что дело это отнюдь не простое и требует, кроме наличия некоторых навыков, понимания специфики разнообразных и разнородных инструментов информационного поиска.

Параграфы 2.1. и 2.2. посвящены детальной и многоаспектной характеристике справочников и поисковых систем Интернета. Причем автор сначала дает общее описание разновидностей поисковых инструментов, а затем – их развернутую характеристику, группируя по разделам: «Глобальные справочники ресурсов и поисковые системы (§ 2.1.1., с. 60), куда включены подразделы «Глобальные поисковые системы» и «Метапоисковые системы»; «Российские справочные и поисковые системы» (§ 2.1.2., с. 76), куда вошли подразделы «Российские справочники ресурсов Интернета» и «Российские поисковые системы».

К такой группировке можно придраться, но, как известно, идеальных классификаций не существует. Свою задачу эта группировка выполняет – дает представление о разновидностях имеющихся поисковых систем Интернета. В целом § 2.1. — это справочник поисковых ресурсов, объективно характеризующий их. Поэтому он жизненно необходим любому, кто занимается поиском информации в Интернете. Если § 2.1. – это справочник, то § 2.2. – методические рекомендации по ведению этого поиска в зависимости от уровня сложности запроса.

Глава 3 «Справочные и библиографические ресурсы Интернета», в особенности § 3.1. «Справочные ресурсы Интернета» (с. 94), содержит перечисление сетевых энциклопедий, справочников и словарей, которые, по мнению автора, могут и должны использоваться в профессиональной информационной деятельности. Выбранная в этом параграфе форма подачи материала (хотя она такая же, как и в предыдущих) выглядит менее убедительной: если человек профессионально ищет информацию в Сети, он уже знает об этих справочниках, энциклопедиях, словарях, а если только начинает это делать, неминуемо выйдет на эти справочные ресурсы, используя инструменты поиска, освещенные во второй главе.

Второй параграф третьей главы посвящен библиографическим ресурсам Интернета, в нем исследуются электронные каталоги библиотек и библиографические БД. Представленные В. К. Степановым данные, адреса и краткие характеристики электронных каталогов зарубежных и российских библиотек (§ 3.2.1, с. 105), на мой взгляд, необходимо знать любому специалисту библиотечно-информационной сферы. Но, как указывает и сам автор, Интернет мобилен и изменчив, и поэтому некоторые данные могут оказаться устаревшими или изменившимися уже на момент выхода книги в свет и уж тем более, когда ее прочтут.

Следующий параграф главы 3 «Библиографические базы данных» (§ 3.2.2., с. 134) по информативности, на мой взгляд, один из самых насыщенных и полезных для сотрудников библиотек. Картина бесплатных (что важно) общедоступных библиографических ресурсов, кроме ориентации в них, способна подсказать библиотекарям-профессионалам множество идей для дальнейшего развития информационно-библиографической деятельности, а библиотекам – новации в сфере представления своих библиографических продуктов.

Представляя информацию о справочных и библиографических ресурсах Интернета, нельзя обойти вниманием «Особенности библиографических разысканий в Интернете» (§ 3.3., с. 142). Четкие рекомендации по транслитерации русскоязычных данных, особенностям поиска дореволюционных российских изданий, использованию гиперссылок при тематическом поиске превратили этот небольшой по объему раздел в полноценную «методичку» по библиографическому поиску в Интернете.

Глава 4 «Электронные библиотеки и полнотекстовые базы данных в Интернете» – одна из наиболее интересных и неоднозначных. Автор предлагает свое определение электронной библиотеки и, основываясь на том, что это «упорядоченные коллекции разнородных электронных документов, снабженные средствами навигации и поиска» (с. 150), представляет читателю историю создания и развития этого интернет-явления, дает обзор имеющихся разновидностей сетевых библиотек и коллекций текстов.

На мой взгляд, с предлагаемым определением электронной библиотеки можно поспорить, так как оно предельно технологично, и из него неясно, чем сайт, который можно также определить как упорядоченную коллекцию некоторых документов, имеющий некую систему навигации, отличается от собственно электронной библиотеки. (В «Кратком словаре Интернет-терминов», завершающем рецензируемую книгу, В. К. Степанов дает следующее определение термину сайт: совокупность логически связанных web-страниц, размещенных, как правило, на одном компьютере.) Однако данная формулировка может быть признана удачной (например для целей обучения), так как позволяет отграничить электронные библиотеки от других, во многом аналогичных, явлений.

Дальнейшая градация идет по признаку «оплаты доступа» либо «получения или неполучения прибыли от создания» (признак группировки автором не указан), в соответствии с которым В. К. Степанов выделяет «бесплатные электронные коллекции текстов» и «коммерческие полнотекстовые базы данных» (с. 152). Следует отметить, что если придерживаться такой группировки, то само название главы 4 становится некорректным: полнотекстовые БД со страницы 152 отнесены к разновидности ЭБ, а в заголовке главы 4 они поставлены как равнозначные электронным библиотекам.

Необходимо отметить, что терминологическая сложность, отсутствие минимально приемлемой группировки (типологии или классификации) электронных библиотек, вопрос о том, какие разновидности электронных ресурсов относятся к понятию электронная библиотека, в задачу автора книги не входили и заслуживают отдельного рассмотрения.

В параграфах четвертой главы приводятся характеристики наиболее значимых на взгляд автора электронных библиотек первой разновидности – бесплатных электронных коллекций текстов («Проект Гутенберг», библиотека Максима Мошкова, Сетевая образовательная библиотека «VivosVoco!» и др.). Отдельный подраздел главы посвящен правовым вопросам функционирования этих библиотек с учетом сложившейся в России законодательной ситуации (§ 4.1.1, с. 160). Не претендуя на всеохватность, автор на реальных примерах показывает юридическую специфику деятельности бесплатных электронных библиотек. Это позволяет ему сделать вполне реальный прогноз: «классические труды прошлого, прошедшие самую надежную проверку – проверку временем, будут постоянно находиться в распоряжении всех пользователей Всемирной паутины» (с. 163). То, что мировая научная и литературная классика доступна всем желающим без каких-либо юридических ограничений, естественно, хорошо. Но в дальнейшем может возникнуть опасность: новейшие научные данные, результаты исследований, новинки литературы будут неизвестны или недоступны широким слоям возможных потребителей этой информации в силу юридических и (или) финансовых ограничений.

Вторая часть главы 4 характеризует коммерческие полнотекстовые БД. Автор убедительно обосновывает тезис: эти базы данных не «библиотека» (в «традиционном» понимании и «цифровом» исполнении), а форма бизнеса по продвижению разнообразных информационных продуктов. В параграфе 4.2. «Коммерческие полнотекстовые базы данных» подробно исследован механизм формирования этих коллекций и дана обширная справочная информация по крупнейшим зарубежным и российским проектам.

Крайне полезными, на мой взгляд, являются подразделы 4.2.1. и 4.2.2. «Возможности бесплатного использования коммерческих полнотекстовых баз данных» (с. 182) и «Библиотечные консорциумы» (с. 184), так как в условиях хронически недостаточного финансирования возможность пусть частичного доступа к платным (и весьма недешевым) ресурсам для многих библиотек – реальная возможность улучшить качество своей деятельности.

Глава 5 «Создание, поддержка и продвижение web-сайта библиотеки» (с. 189) предсталяет собой пошаговую инструкцию для желающих создать и грамотно поддерживать сайт своей библиотеки. Впрочем, рекомендации, собранные в этой главе, будут полезны любой организации (учреждению), пожелавшей иметь достойное представительство в Интернете. Прочитав § 5.1. «Требования к web-сайту библиотеки» (С. 192) каждый грамотный специалист сможет составить план действий и техническое задание на разработку сайта, а ознакомившись с § 5.2. «Методы продвижения web-сайта библиотеки» узнает, какие необходимы действия, чтобы сайт библиотеки в Сети стал «заметен» для максимально широкой аудитории.

Автор книги, убежденный в способности Интернета интенсифицировать все процессы информационной деятельности, последовательно продвигает мысль о богатейших возможностях использования интернет-технологий для, если так можно выразиться, традиционной библиотечной деятельности.

В главе 6 подробно рассмотрены возможности комплектования, каталогизации, информационно-библиографической работы и обслуживания читателей. В частности, представлена характеристика проекта МАРС (Межрегиональная аналитическая роспись статей) и виртуальных справочных служб (так называемое виртуальное СБО). Несмотря на то, что и проект МАРС, и виртуальные справки уже не являются новшествами в деятельности библиотек, представленные в таком контексте они могут поспособствовать переосмыслению возможностей и способов современной библиографической деятельности библиотек.

Говоря о библиотечно-информационной деятельности, нельзя было не рассмотреть вопрос обслуживания читателей (пользователей) библиотеки (§ 6.4., с. 247). Вся деятельность библиотеки, как в традиционной, так и в цифровой среде, в конечном счете направлена на качественное обслуживание читателей, предоставление им качественных продуктов и услуг, в том числе платных (§ 6.5., с. 252). Поэтому небольшой обзор форм обслуживания пользователей библиотек при помощи интернет-ресурсов и технологий выглядит очень уместным.

Последовательно изложив свое видение влияния Интернета на все сферы сегодняшней жизни библиотеки, автор не мог не остановиться на явлении, которое можно обозначить как «информационный продукт Сети». В главе 7 «Электронные документы Интернета: описание и цитирование» (с. 263) речь идет о документах (текстовых и мультимедийных), находящихся в Сети, и трудностях их использования и описания. Сетевые документы часто плохо структурированы и организованы, они мобильны и изменчивы, склонны к дублированию (копированию) и перенесению, имеют короткий срок существования, поэтому трудностей при работе с ними предостаточно. Автор убедительно демонстрирует плюсы и минусы различных концепций библиографического описания ресурсов в Интернете.

Интересна и очень полезна авторская разработка неких «правил» описания электронных ресурсов, не регламентированных ГОСТ 7.82 – 2001.

Последний параграф главы 7 «Правила использования электронных ресурсов в научных трудах» можно назвать шпаргалкой для желающих включить ссылки на электронные документы в свои научные работы.

Таким образом, книга В. К. Степанова – комплексное исследование Интернета как инструмента профессионала информационной сферы. Многоаспектное раскрытие возможностей глобальной сети для улучшения качества деятельности библиотеки своевременно и актуально. Предвижу вопрос: «А какое отношение имеет ко всему изложенному заголовок этой рецензии?» Постараюсь объяснить.

Представленная на суд читателей книга, на мой взгляд, – первая ласточка» нового направления в научной библиотековедческой литературе. Несмотря на некоторые недостатки (размытость читательского адреса, явно просматриваемое желание «охватить все и вся» в необъятном море Интернета), автору удалось почти невозможное: на 300 страницах (включая интереснейший Краткий словарь Интернет-терминов) так изложить и сложные, и лежащие на поверхности вопросы профессионального взаимодействия с Интернетом, что книга читается на едином дыхании.

При этом В. К. Степанов намеренно не упрощает изложение, постоянно предлагая читателю проверить себя с помощью заданий-вопросов, помещенных после соответствующего раздела. (Скажу честно, я не на все вопросы ответила правильно и не сразу справилась с некоторыми заданиями.)

Примечательно, что у этой книги есть сайт поддержки, который является дополнительным «бонусом» читателю (http://www.grand-fair.ru/stepanov). Этот сайт, призванный поддерживать актуальность издания, будет вести и обновлять автор. Такой симбиоз – книга плюс сайт – представляется очень удачной и оригинальной инновацией, которая позволит книге увеличить свою востребованность и «раздвинуть» свои границы.

Справедливо полагая, что материал книги, посвященной такому изменчивому явлению как Интернет, будет устаревать довольно быстро, автор посредством сайта любезно предоставляет своим читателям возможность получать актуальную информацию о состоянии описываемых в печатном издании ресурсов и иметь представление о вновь возникших материалах по тематике книги. На сайте реализована возможность самопроверки – можно выполнить тестовые задания и получить заключение о степени своего понимания и усвоения представленной информации.

«Применение Интернета в профессиональной информационной деятельности» – книга многоцелевая. Ее можно использовать и как вводный курс при повышении квалификации сотрудников библиотечно-информационных учреждений, и как справочник, учебник, методичку. При этом в ней представлен авторский подход к проблеме использования Интернета в профессиональной библиотечно-библиографической деятельности.

Существует выражение: нет ничего практичнее, чем хорошая теория. В отношении книги В. К. Степанова уместно и обратное утверждение: нет ничего более теоретически обоснованного, чем хорошо преподнесенная практика. Эту книгу, которая неизбежно потребует продолжения, я с полной уверенностью могу назвать научно-популярной учебно-методической монографией и рекомендую держать под рукой каждому сотруднику библиотеки, независимо от его непосредственной области профессиональной деятельности.

  
На главную