Научные и технические библиотеки №2 2009 год
Содержание:

15-я Международная конференция "Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса" – «Крым–2008»

Секция «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Столяров Ю. Н. Секция «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» – год седьмой. (Аналитический обзор докладов)

Кургина Н. Н. Библиотека как система: обзор научных подходов4

Александрова Н. О. Соотношение документоведения и книговедения в государственных образовательных стандартах

Секция «Информационный рынок и формирование фондов библиотек»

Евстигнеева Г. А. Формирование фонда научно-технической библиотеки в условиях развития электронных информационных технологий

Аранс Дэвид. Книги русской эмиграции: библиографический контроль и возможности комплектования фондов библиотек

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ

Бахтурина Т. А. Библиографическая ссылка: достижения и проблемы. К выходу в свет национального стандарта Российской Федерации

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Кузьмина И. А. Справочно-библиографическое обслуживание глазами пользователей

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Линн Бриндли. Семь подходов к успеху: опыт и рекомендации Британской библиотеки

Каролин Бразье. Повышение качества поиска информации в Британской библиотеке: новые стратегические направления

К ЮБИЛЕЮ А. В. СОКОЛОВА

Столяров Ю. Н. Личность А. В. Соколова в статистическом измерении

Зверевич В. В. Еще пять лет из жизни профессора Аркадия Соколова


УДК 02(470)(092)

В. В. Зверевич

Британская высшая Школа дизайна, Москва

Еще пять лет
из жизни профессора Аркадия Соколова

Аркадию Васильевичу Соколову – 75 лет!

Кажется, совсем недавно мы поздравляли Аркадия Васильевича с 70-летием… Чествуя этого выдающегося ученого с мировым именем и блистательного педагога, любимого студентами разных поколений, мы приводили список всех его позиций в научной и академической табели о рангах, а также его регалий; пытались обозначить сферу его научных интересов; подводили промежуточные итоги его научно-педагогической деятельности в период между «Ретроспективой-60» и «Ретроспективой-70», держа в руках второй из названных сборников. (Составители «Ретроспективы» определили тип литературы, к которому принадлежит сборник, как биобиблиографический отчет[1], и отчет этот им вполне удался.)

Тем не менее уже вполне явственно просматривается «Ретроспектива-75» и заканчивается очередной «отчетный период», требующий подведения очередных промежуточных итогов. Что ж, так тому и быть. Следуя раз опробованной схеме [2], я попытаюсь проследить, как за истекшую пятилетку (не побоюсь этого слова!) развивалось сотрудничество юбиляра с журналом «Научные и технические библиотеки» («НТБ»).

В прошлый раз [2] я достаточно условно выделил два основных направления, в русле которых лежали публикации А. В. Соколова в «НТБ» (без учета рецензий, юбилейных и мемориальных материалов). Это: теория социальной коммуникации и философские основы библиотековедения и библиотечного дела и современное состояние и перспективы библиотек и библиотечной профессии в России XXI века. Цикл лекций профессора А. В. Соколова по теории социальной коммуникации обобщен в учебном пособии [3] еще до начала «отчетного периода». А работа над изучением философских основ библиотековедения и библиотечного дела продолжена юбиляром в рамках науки «интеллигентоведение».

За «отчетный период» профессор А. В. Соколов выпустил три монографии (одну в двух частях, т.е. фактически четыре!) по различным аспектам данной науки [4–6], рецензию на одну из них я имел удовольствие опубликовать на страницах «НТБ» [7].

В этот же период в жизни профессора Соколова продолжались его «покорения Крыма». Он принял участие в Международной конференции «Крым–2004», где выступил со специальной лекцией «Постсоветское поколение русской интеллигенции – спаситель или погубитель России?» [8] и с докладом «Интеллигенты и интеллектуалы в гуманитарной высшей школе постсоветской России» [9] в рамках секции «Библиотечные кадры, профессия, образование». Лекция и доклад напечатаны в «НТБ».

Приведя ряд цитат эсхатологического характера, А. В. Соколов начал лекцию с констатации глубокого кризиса, в котором пребывает постсоветская Россия и ее интеллигенция. Некоторые авторитетные ученые, на которых ссылается профессор, предрекают скорый конец русской интеллигенции. А «… утрата интеллигенции означает утрату русской культуры, потому что создание, хранение и распространение культурных ценностей всегда были социальной функцией именно интеллигенции» [8]. Поэтому интеллигенцию ни в коем случае нельзя терять, а напротив, необходимо воспроизводить и поддерживать, ибо духовное возрождение России (в этом А. В. Соколов солидарен с другой группой крупных ученых, не предрекающих русской интеллигенции конца в обозримом будущем) – единственный путь выхода из кризиса. Как следствие «… подобную социально-педагогическую задачу может выполнить единственный субъект – гуманитарная интеллигенция. Стало быть, благополучный исход возможен только в том случае, если сформируется молодая русская интеллигенция и если она захочет, сумеет и сможет (курсив мой – В. З.) преодолеть глобальный кризис, унаследованный от отцов и дедов» [8]. Далее А. В. Соколов утверждает, что «… в качестве спасителя России может выступить только постсоветское поколение гуманитарной русской интеллигенции, находящееся сейчас на студенческой скамье» [Там же].

В 2000–2004 гг. А. В. Соколов проводил среди гуманитарного студенчества Санкт-Петербурга социологическое исследование «Постсоветское поколение русской интеллигенции» (об этом исследовании см. также [9] и более подробный комментарий ниже). Главной задачей исследования был ответ на вопрос: сможет ли постсоветское поколение русской интеллигенции вывести страну из кризиса? А. В. Соколов говорит, что «… для этого необходимы три условия: А. Хотеть, Б. Уметь, В. Мочь» (курсив А. С.) [8]. Посмотрим, какие ответы получены по результатам исследования.

А. Хотят ли? Как оказалось, не более 15% респондентов лишены патриотизма. Остальные 75%, «… хотя и по разным мотивам: кто-то ради спокойствия семьи, кто-то ради успешности делового предпринимательства, кто-то из бескорыстного патриотизма – искренно желают преодоления затяжного кризиса, переживаемого нашей страной» [Там же]. Первое условие выполнено, однако, как утверждает А. В. Соколов, нужно еще уметь и мочь.

Б. Сумеют ли? На основании полученных данных и по результатам их анализа А. В. Соколов приходит к выводу: «… современные молодые люди знают и умеют многое, их интеллектуального и нравственного потенциала, абстрактно говоря, достаточно, чтобы обеспечить выход России из кризисной ситуации» [Там же]. Значит, сумеют, но…

В. Смогут ли? Ведь нынешним студентам, составляющим «интеллектуальный авангард» современного поколения, принадлежит будущее России. На прямой вопрос в рамках исследования: «Выведет ли ваше поколение Россию из кризиса?» – ответы распределились следующим образом: 10% респондентов уклонились от ответа вообще, 40% ответили отрицательно, а оставшаяся половина – утвердительно. Общее настроение этой половины вполне характеризует приводимое ниже высказывание: «Наше поколение обязательно выведет страну из кризиса, оно не боится изменений, не боится делать ошибки, не боится критики. Постсоветское поколение выбирает жизнь в свободной стране и сделает все, чтобы эта жизнь была счастливой» (ответ респондента цит. по [8]).

Из этого и других ответов представителей упомянутой второй половины А. В. Соколов делает вывод, что студенты «… не только идут по этому пути [духовного возрождения страны], но и формируются как Личность (с большой буквы)». Свою «крымскую» специальную лекцию профессор заканчивает оптимистически утвердительно: «Думаю, что они смогут стать спасителями России» [Там же].

В названном выше докладе А. В. Соколов представил результаты проведенного им в последние пять лет социально-психологического исследования современного студенчества гуманитарной высшей школы в Санкт-Петербурге как носителя интеллигентности и интеллектуальности. Целью этого исследования было дать социально-психологический портрет современного гуманитарного студенчества, изучить культурно-нравственные характеристики и ценностные ориентации студентов и попытаться понять, какую роль они могут сыграть в развитии российского общества. В исследовании использовались различные социологические методы: «… от массовых и групповых опросов (по закрытым вопросам) до интервью (по открытым вопросам), ведения дневников [самофотография], мысленных экспериментов [например «письма из будущего»] и мозговых атак» [9].

Важно отметить, что в этом исследовании А. В. Соколов применил разработанную им ранее формулу интеллигентности. Она выглядит так: интеллигентность = образованность + креативность + антимещанское этическое самоопределение (курсив А. С.) [Там же]. Эта формула в дальнейшем неоднократно проанализирована и оценена. А. В. Соколов использовал её для оценки гуманитарного студенчества по следующим вопросам: отношение к советской интеллигенции предыдущих поколений, предпочтительный род занятий, отношение к идеологии утилитаризма, отношение к семье. В этой же связи рассматривалось соотношение альтруизм-эгоизм (курсив А. С.). Какие же получились результаты исследования?

Отношение современного гуманитарного студенчества к предыдущим поколениям советской интеллигенции в принципе положительное. Примерно 23% студентов достигают духовного контакта с родителями. 15% уважают поколение «дедов» (шестидесятников) больше, чем поколение родителей (восьмидесятников). Таким образом, делает вывод А. В. Соколов, в постсоветском обществе проблема «отцов и детей» существует, но это не плохо, потому что «… отсутствие ее свидетельствовало бы о культурном застое» [9].

Предпочтительным родом занятий, как показывают результаты исследования, для 50–75% студентов является частное предпринимательство. Большинство респондентов в этом случае чувствуют себя хозяевами собственного положения. 60–70% респондентов надеются приобщиться к среднему классу капиталистического общества. Из этих результатов А. В. Соколов делает вывод, что «… приверженность идеологии утилитаризма – яркая черта постсоветского студенчества, отличающая его от студенчества советского…» [Там же].

В отношении к семье наиболее распространенная точка зрения (65–70% респондентов) приняла выражение «паритет семьи и работы (курсив А. С.) согласно формуле: «счастье = хорошая семья + хорошая работа + хорошие друзья. Выпадение семьи (как, впрочем, и любой другой составляющей – В. З.) означает дестабилизацию личности», т.е. семейное благополучие кажется современным молодым интеллектуалам приоритетной ценностью.

Ответы в рамках дилеммы альтруизм-эгоизм распределились следующим образом. 54,3% студентов-гуманитариев свойственна эгоистическая направленность личности. Чистых альтруистов оказалось не более 20% в крупных городах и 45% в провинции. Причем, как отмечает А. В. Соколов, «… выяснилось, что как эгоистическое, так и альтруистическое самоопределение размыты и обладают общими чертами» [Там же], т.е. налицо раскол поколения современного гуманитарного студенчества, но раскол неявный, размытый.

А. В. Соколов считает, что такое положение вещей следует считать «… естественным следствием технократического мышления – одной из примет наступающей информационно-компьютерной цивилизации» [Там же], ибо подавляющее большинство современных студентов владеют компьютерной грамотой, а Интернет стал обычным средством коммуникации и поиска информации для 75% студентов. А. В. Соколов констатирует: «…с одной стороны, укорененность гуманитарного студенчества в русской книжной культуре, наличие воспитанного с детства навыка общения с книгой, с другой – постепенное отмирание этих корней, пренебрежение книгой как культурной ценностью» [9].

Какие же выводы делает из своего исследования А. В. Соколов? А вот какие: «Постсоветскому студенчеству в равной мере присущи и технократические, и гуманистические установки, хотя имеются и компромиссные суждения. … Большинство постсоветского студенчества – это молодые люди, сознательно и целенаправленно стремящиеся к полноценной самореализации» [Там же]. При этом одни «… идут по пути мещанской интеллектуализации, другие не отказываются от традиционных этических ценностей русской интеллигенции». Следовательно, постсоветская интеллигенция существует и происходит «… закономерная смена советского поколения интеллигенции новым, постсоветским поколением русской интеллигенции. … Доля интеллектуалов – эгоистически ориентированных технократов – в настоящее время возрастает, и это представляет опасность для России в XXI веке» [Там же]. Поэтому для современной российской высшей школы очень важно всемерно способствовать формированию интеллигентов, ибо именно от них зависит прогрессивное будущее России.

Поговорим теперь о современном состоянии и перспективах библиотек и библиотечной профессии в России XXI века.

Первая публикация в русле этого направления в «отчетный период» появилась буквально во время празднования 70-летия Аркадия Васильевича [10]. В этой статье А. В. Соколов с присущими ему нестандартностью мышления и образностью выражений охарактеризовал общее состояние российского библиотечного социального института и самосознание российских библиотекарей как «библиотечный кретинизм» (курсив А. С.); причем в употреблении этого на первый взгляд ругательного слова я вижу боль профессора за своих коллег и конкретные предложения по улучшению ситуации и отнюдь не усматриваю намерения как-то задеть библиотечное сообщество и/или отдельных его представителей.

Смотрите и судите сами, дамы и господа, как определяет библиотечный кретинизм А. В. Соколов: «Библиотечный кретинизм – профессиональная духовная деформация, состоящая в замене экономических стимулов этическими предписаниями и апологетическими мифами» (курсив А. С.) [Там же]. Для улучшения ситуации он предлагает российским библиотекарям изжить в себе «блаженный кретинизм» и начать «…добиваться в социально-экономической структуре постсоветской России того места, которое им принадлежит по праву, а именно: библиотечная профессия должна относиться к среднему классу, а не к пролетариям умственного труда, как сейчас» (курсив А. С.) [10].

К большому сожалению, за «отчетный период» ситуация изменилась мало, выводы и призывы А. В. Соколова актуальны по сей день и неизвестно, сколько еще будут оставаться таковыми.

В той же статье А. В. Соколов написал: «…кретинизм – опознавательный знак постсоветского библиотечного дела, может быть, даже центральная научная проблема нынешнего библиотековедения, а понятие библиотечный кретинизм… употребляется в специальной литературе для обозначения некоторых характерных явлений нашего времени, и поэтому его нужно зарегистрировать в профессиональных библиотечных лексиконах». Так с присущим ему изяществом А. В. Соколов пригласил коллег к дискуссии «на заданную тему». Жаль (по-настоящему жаль!), что такая дискуссия не состоялась. Однако еще не поздно…

Второе направление публикаций А. В. Соколова в «НТБ» – состояние и перспективы библиотек и библиотечной профессии – характеризует также степень развития демократического движения в отрасли и положение дел в профессиональном образовании и подготовке кадров. Этим аспектам А. В. Соколов посвятил в «отчетный период» по основополагающей статье. В статье [11] он дает определение демократического движения, анализирует его современное состояние и историю, извлекая конкретные уроки из каждого исторического периода его развития и предлагая сделать то же читателям. Появление этой статьи именно в это время весьма важно и до некоторой степени символично еще и потому, что в ближайшие год-два библиотечные общественные объединения России одно за другим будут отмечать 20-летия своей деятельности.

Собственно демократическое движение в библиотечном деле А. В. Соколов понимает как «… единство идей относительно самоуправления библиотечного сообщества и практических действий по реализации самоуправления». На практике так и получается: сначала инициативная группа обращается к широким слоям профессионального сообщества с призывами создать общество (ассоциацию, кружок и т.д.), призывы инициативной группы находят поддержку, а потом начинается работа по созданию конкретной профессиональной общественной организации, она возникает в той или иной форме и начинает функционировать. Библиотечные общества представляют собой добровольные профессиональные объединения, которые «… озабочены повышением социального статуса профессии, способствуют самореализации своих членов, повышению их квалификации, деловому общению, развивают профессиональный патриотизм и укрепляют профессиональную этику» [11].

В истории библиотечного демократического движения в России А. В. Соколов выделяет три этапа: досоветский, советский и постсоветский (курсив А. С.). Нет смысла приводить хронологические рамки каждого периода, они известны всем. Посмотрим, какие результаты функционирования библиотечного демократического движения в каждом историческом периоде выводит А. В. Соколов.

В досоветский период библиотечно-библиографических объединений в разных городах Российской империи было много, и работали они весьма активно. Поэтому главным результатом этого периода А. В. Соколов справедливо считает то обстоятельство, что они наглядно показали, что «… демократическое движение способно приносить профессиональному сообществу реальные плоды: общественное признание и авторитет, внимание со стороны государственной власти, выпуск профессиональных изданий, инициирование подготовки кадров для библиотек, осмысление научных основ библиотечно-книговедческого комплекса» [Там же].Из этого А. В. Соколов выводит два первых урока:

Урок 1. Прогресс библиотечного социального института зависит от степени демократизации библиотечного дела. Отсутствие демократического движения означает застой и стагнацию.

Урок 2. Демократическое движение инициируется не декретами власти, а свободной инициативой библиотечной интеллигенции. Цивилизованная демократия требует определенного уровня культуры от библиотечного сообщества.

Справедливость именно таких уроков проявилась на практике уже в советский период. Как пишет А. В. Соколов, большевики одной из своих главных задач поставили осуществление антропологической революции(курсив А. С.), результатом которой стало появление человека нового типа – хомо советикус (курсив А. С.), отличительными чертами которого А. В. Соколов называет простоту, инфантилизм, коллективизм, непритязательность и самоотверженность. Хомо советикус, пишет А. В. Соколов, «… может быть прекрасным исполнителем и стойким солдатом, но он неспособен на вольный полет мысли и фантазии. … Демократическое самоуправление представляется ему опасным соблазном или еще одним бесполезным мероприятием» [Там же]. Было бы странно, пишет далее А. В. Соколов, «… если бы советское поколение библиотечной интеллигенции, воспитанное Н. К. Крупской и Главполитпросветом, не обладало отличительными чертами хомо советикус. И хотя интеллигентов-книжников в советских библиотеках было очень много (если не большинство), о свободной инициативе библиотечной интеллигенции, без которой немыслимо библиотечное демократическое движение, вести речь просто не имело смысла. В полном соответствии с Уроком 1 в развитии библиотечного демократического движения в России советского периода наблюдались стагнация и застой. Тем не менее А. В. Соколов извлекает из советского этапа такие уроки:

Урок 3. Героическому хомо советикус не нужна и даже противопоказана цивилизованная демократия; для него привычной и питательной средой является военизированная административно-командная система.

Урок 4. Административно-командное управление – главная причина глобального кризиса советского строя, в том числе и кризиса советских библиотек, обострившегося в 1980-е гг.

Отсчет постсоветского этапа развития библиотечного демократического движения в России А. В. Соколов начинает с периода горбачевской перестройки, когда наблюдался всплеск демократической активности во всех без исключения сферах жизни страны, в том числе в библиотечной. Библиотечное дело находилось в глубоком кризисе, который нужно было как-то преодолевать. Был выбран «… путь возрождения полузабытых демократических традиций Серебряного века. Идея создания библиотечных обществ овладевала массами» [11].

Ленинградское (Петербургское) библиотечное общество (ЛБО) создано в мае 1989 г. (19 мая 1989 г. состоялось учредительная конференция ЛБО. На ней были представлены все типы библиотек города и области, а А. В. Соколов избран президентом ЛБО «методом прямой вечевой демократии». Московская библиотечная ассоциация образована в ноябре 1989 г., Российская федерация библиотечных обществ и ассоциаций (позднее Российская библиотечная ассоциация) – в 1990 г.) Описывая библиотечную жизнь Ленинграда того времени, А. В. Соколов рассказывает об активной деятельности секций и правления ЛБО и о первом в истории города Библиотечном съезде. Однако по мере деятельности ЛБО, реализуемой «идеалистами-энтузиастами на общественных началах», выявился ряд проблем, которые А. В. Соколов обозначил так:

«Во-первых, … Общество не имело никаких официальных полномочий и могло рассчитывать лишь на личные связи и добрую волю своих членов…

Во-вторых, выяснилось, что активными членами Общества могут быть руководители библиотек, преподаватели, методисты, т.е. профессиональная аристократия (курсив А. С.)… Оказалось, что основная масса библиотечных работников не заинтересована в деятельности Общества, а Общество не располагает средствами и ресурсами, чтобы стать им полезным. Стало быть… реально получается демократия для аристократии (курсив А. С.).

В-третьих, являясь юридическим лицом, Общество должно иметь надежные источники доходов, чтобы финансировать свои мероприятия, содержать бухгалтерию и штаб-квартиру… Практика показала, что в качестве спонсоров библиотечных демократических объединений успешно выступают администраторы крупных библиотек. Таким образом, аристократический характер этих объединений становится вполне явным и легитимным» [11].

Уроки, которые А. В. Соколов предлагает извлечь из 20 лет постсоветского этапа развития библиотечного демократического движения в России, выглядят так:

Урок 5. Библиотечное сообщество 1990-х гг., отягощенное духовными деформациями тоталитаризма, не было готово к возрождению цивилизованного демократического движения. Героический хомо советикус – выносливый и исполнительный, но антидемократический тип личности. Поэтому инициированное советскими интеллигентами-книжниками библиотечное демократическое движение приняло облик аристократической демократии.

Урок 6. Аристократическая демократия – временная, переходная форма библиотечных объединений, потому что перед библиотечной профессией стоят жизненно важные и сложные задачи, которые нельзя решить на административно-аристократическом уровне. Но именно современные библиотечные общества и ассоциации могут и должны пробудить творческую активность библиотечных работников и целесообразно направить их энергию. В противном случае они не оправдают своего демократического призвания.

Постсоветский этап развития демократического библиотечного движения в России только начинается. Его перспективы выглядят благоприятными. Надо только всем вместе работать на выполнение социальной миссии российских библиотек, которая, по мнению А. В. Соколова, должна заключаться «… не в информационном обеспечении или глобальной культурно-просветительной деятельности, а в сохранении особой русской (православной, евразийской) цивилизации, которая может служить гарантом независимости и целостности России в XXI в.» [11].

Понятно, что необходимо как можно скорее перейти от демократии аристократической к демократии всеобщей. Для этого, как отмечает А. В. Соколов, нужна мобилизация всего библиотечного сообщества нашей страны и «… излечение его от синдрома библиотечного хомо советикус» [Там же]. Читая эту статью, почему-то веришь, что у нас как членов библиотечного сообщества России есть будущее.

Пять лет назад в беседе с научным редактором сборника «Ретроспектива-70» Аркадий Васильевич сказал: «Сам я предпочел бы сосредоточиться … на библиотечной профессиологии и перспективах библиотечного образования. Как приятно неторопливо и обстоятельно оттачивать формулировки любимых лекций, иногда вспоминая героические подвиги нашего поколения перед восхищенными взорами наивных первокурсниц!» [1. С. 9]. Реализовать эту идею ему удалось в статье [12]. В этой, несомненно, основополагающей статье А. В. Соколов детально проанализировал историю и современное состояние библиотечного (и информационно-библиотечного) образования в нашей стране и, оценив с разных сторон его нынешнее состояние, с использованием метода экстраполяции сделал предварительный прогноз возможных путей его развития.

Не скрою, с особым удовольствием я прочитал первую часть этой статьи, посвященную библиотечной школе восьмидесятых годов, которую А. В. Соколов определил началом экстраполяционной кривой (сам я поступил на библиотечный факультет ЛГИК в 1981 г. и закончил его в 1985).

Пока читал эту часть, постоянно вспоминал, как ходил в аудитории по мраморной лестнице дворца графа Салтыкова и соседнего дворца на Дворцовой набережной, какой был вид из окон аудиторий на Неву, Троицкий (в то время Кировский) мост и Петропавловскую крепость, как запястье левой руки инстинктивно поворачивалось в сторону глаз при полуденном пушечном залпе с Петропавловской крепости и т.д. И упомянутая Аркадием Васильевичем студенческая шутка «институт культуры и отдыха» действительно появилась именно в то время, я ее часто слышал (сколько раз употреблял сам, уже не помню, хотя она мне не особо нравилась).

Библиотечная школа в 1980-е гг. уже находилась в глубоком кризисе. Основываясь на результатах опросов студентов очного и заочного отделений библиотечных факультетов вузов культуры, проведенных в то время, А. В. Соколов пишет, что « … процесс обучения оказался для многих студентов разочаровывающим» (курсив А. С.), что специальные дисциплины в плане преподавания были явно неконкурентоспособны по сравнению с гуманитарными общенаучными (это действительно имело место во многих случаях); что преподаватели вели образ жизни самоотверженной суеты (курсив А. С.) и нередко находились «на грани интеллектуального истощения», а практики, которые «получали по распределению не тех специалистов, которых ожидали», были также весьма недовольны библиотечной школой [12].

Действительно, получается безрадостная картина, и все это, к огромному сожалению, имело место. Однако не стоит оставлять библиотечную школу 1980-х гг. во мраке хотя бы потому, что благодаря общению с рядом преподавателей (большинство из которых были интеллигентами-шестидесят­никами) студенты получали (и у некоторых закреплялись) заряды книжной и библиотечной интеллигентности. Как здорово подметил А. В. Соколов, «Перед советской библиотечной школой никогда не ставилась задача воспроизводить интеллигентов-книжников, но она их воспроизводила!» [Там же]. И кто знает, может быть, то, что я учился у Аркадия Васильевича помогло мне сохранить себя в профессии, несмотря на рыночные, финансовые, электронные и иные катаклизмы последующих лет, и чего-то в ней добиться.

Как отмечено выше, А. В. Соколов определил библиотечную школу 1980-х гг. начальным пунктом своей экстраполяционной кривой. В этом качестве она обладала двумя особенностями: «во-первых, она находилась в состоянии кризиса, который осознавали и студенты, и преподаватели, и библиотекари-практики; во-вторых, вопреки официальной ориентации на модель библиотечного homo soveticus , библиотечная школа ухитрялась сохранять традиции русской интеллигентности» [12].

В следующей части статьи с подзаголовком «Библиотечная школа 2000 года. Радикальная информатизация и дегуманитаризация», ставшей второй точкой экстраполяционной кривой, А. В. Соколов говорит о действиях по выводу российской библиотечной школы из кризиса, получивших выражение в разработке Государственного образовательного стандарта по специальности «библиотечно-информационная деятельность» (далее по тексту – Образовательный стандарт) силами группы педагогов Московского, Петербургского и Кемеровского университетов культуры, и анализирует положения Образовательного стандарта, по которому в настоящее время готовятся кадры для библиотечных учреждений.

А. В. Соколов вывел ряд особенностей, которые, по его мнению, характеризуют состояние высшей библиотечной школы в 2000-х гг. Вот эти особенности:

1. Соответствие Образовательного стандарта государственной политике в сфере образования и дидактическим требованиям, предъявляемым Министерством образования РФ к организации учебного процесса.

2. В рамках квалификации «библиотекарь-библиограф, преподаватель» представлен блок программ, которые А. В. Соколов назвал «Вершиной библиотечной педагогики».

3. Радикальная информатизация (курсив А. С.) библиотечного образования заключается, по его мнению, во включении в состав общепрофессиональных дисциплин, неадаптированных к библиотечно-библиографи­ческой сфере курсов «Информатика» и «Информационные технологии», в которых термин библиотека не употребляется вообще. Помимо этого, А. В. Соколов недоумевает по поводу того, почему не был включен в состав библиотечно-информационного стандарта курс «Информационная культура».

4. Имеет место дегуманитаризация (курсив А. С.) высшей библиотечной школы, выражающаяся «… в вытеснении гуманитарного содержания информационно-технократическими новациями». Действительно, как иначе объяснить, что «… в федеральном компоненте гуманитарных и социально-экономических дисциплин отсутствует курс «Литература (литературоведение)»?

Как следствие отмечает А. В. Соколов, «…налицо явный вектор движения библиотечной школы от книжной культуры к культуре информационной, от библиотечно-библиографических фондов и справочных аппаратов к информационным ресурсам и информационному обществу». Этот вывод А. В. Соколов сделал на основании анализа материалов международного симпозиума «Вузы культуры и искусств в едином мировом образовательном пространстве», состоявшемся в мае 2007 г. в МГУКИ. Это оказалась третья точка экстраполяционной кривой. Экстраполяция этого движения, как пишет далее А. В. Соколов, «… приводит к выводу, что в информационном обществе библиотечная школа должна перейти в новое качество и превратиться в информационную школу, естественным образом закончив свой жизненный цикл» [12]. Эту точку зрения, по мнению А. В. Соко­лова, разделяют некоторые (не все) руководители университетов культуры в России. Но, как ранее отметил А. В. Соколов, «… еще в XX веке в системе государственного образования не осталось ни одного библиотечного факультета, все они поменяли вывески» [Там же].

Спасение от всех этих бед и напастей современной библиотечной школы А. В. Соколов видит в сохранении в ней библиотечной интеллигентности, а гарантию воспроизводства библиотечной интеллигентности – «… в трансляции из поколения в поколение интеллигентского этического самоопределения: альтруизм + толерантность + благоговение перед Книгой» (курсив А. С.) [Там же].И пока не иссякнет Море книжности (курсив А. С.) (и не исчезнут как класс библиотеки – В. З.) такие библиотечные интеллигенты сохранятся. «Библиотекарь-библиограф будущего, – как оптимистически утверждает А. В. Соколов, – будет оцениваться не по степени информационной грамотности, ибо этой грамотностью будут обладать все, а по приобщенности к миру книг, доступной не всем обитателям информационного общества… Именно Море книжности, присущая человечеству книжная культура гарантируют воспроизводство библиотечной интеллигенции, независимо от трансформаций, переживаемых государственной библиотечной школой» [Там же].Я полностью разделяю оптимизм Аркадия Васильевича в данном вопросе.

Читать и разбирать работы профессора А. В. Соколова можно без конца. Лично мне это просто доставляет удовольствие (не говоря уже о научной и практической значимости его работ).

Подытоживая сказанное, остается лишь констатировать, что в «отчетную пятилетку» профессор Соколов опубликовал на страницах «НТБ» пять этапных работ [8-12],взбудораживших библиотечную общественность нашей страны и побудивших к их внимательному прочтению и анализу, – по одной публикации на каждый год «пятилетки», как и «было задумано». Не могу не отметить, что профессор А. В. Соколов выдержал этот полученный как пожелание график. И поэтому я с удовольствием повторю еще раз: «Так держать, Аркадий Васильевич! И дальше!». Ну а мы будем читать Ваши работы, анализировать их и спорить о них.

С днем рождения, Аркадий Васильевич!

Список источников

1. Соколов А. В. Ретроспектива-70 : Биобиблиографический отчет / науч. ред. С. А. Басов. – С.-Петербург : БАН , 2004. – 380 с.

2. Зверевич В. В. Десять лет из жизни профессора Аркадия Соколова // Науч. и техн. б-ки. – 2004. – № 2. – С. 135–143.

3. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации : учеб. пособие. – С.-Петербург : Изд-во Михайлова В. А., 2002. – 461 с.

4. Соколов А. В. Диалоги с постсоветской гуманитарной интеллигенцией. – С.-Петербург : БАН , 2006. – 584 с.

5. Соколов А. В. Интеллигенты и интеллектуалы в российской истории. – С.-Петербург : Изд-во СПбГУП , 2007. – 344 с. (Новое в гуманитарных науках ; Вып. 22).

6. Соколов А. В. Библиотечная интеллигенция в России. Исторические очерки. В 2 частях. – Москва : Либерея.

Ч. 1. XI–XIX века. – 2007. – 192 с. (Вып. № 72).

Ч. 2. XX век – начало XXI века. – 2008. – 304 с. (Вып. № 87).

7. Зверевич В. В. Интеллигенты и интеллектуалы. Кто они? Рец. на кн.: Соколов А. В. Интеллигенты и интеллектуалы в российской истории. – С.-Петербург : Изд-во СПбГУП , 2007. – 344 с. (Новое в гуманитарных науках ; Вып. 22) // Науч. и техн. б-ки. – 2007. – № 12. – С. 54–71.

8. Соколов А. В. Постсоветское поколение русской интеллигенции – спаситель или погубитель России? // Там же. – 2005. – № 1. – С. 58–71.

9. Соколов А. В. Интеллигенты и интеллектуалы в гуманитарной высшей школе постсоветской России // Там же. – № 2. – С. 12–26.

10. Соколов А. В. К вопросу о библиотечном кретинизме // Там же. – 2004. – № 2. –
С. 144–160.

11. Соколов А. В. Уроки библиотечного демократического движения в России // Там же. – 2006. – № 4. – С. 5–17.

12. Соколов А. В. Эволюция библиотечной школы // Там же. – 2008. – № 1. – С. 89–109.

  
На главную