Научные и технические библиотеки №2 2009 год
Содержание:

15-я Международная конференция "Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса" – «Крым–2008»

Секция «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Столяров Ю. Н. Секция «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» – год седьмой. (Аналитический обзор докладов)

Кургина Н. Н. Библиотека как система: обзор научных подходов4

Александрова Н. О. Соотношение документоведения и книговедения в государственных образовательных стандартах

Секция «Информационный рынок и формирование фондов библиотек»

Евстигнеева Г. А. Формирование фонда научно-технической библиотеки в условиях развития электронных информационных технологий

Аранс Дэвид. Книги русской эмиграции: библиографический контроль и возможности комплектования фондов библиотек

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ

Бахтурина Т. А. Библиографическая ссылка: достижения и проблемы. К выходу в свет национального стандарта Российской Федерации

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Кузьмина И. А. Справочно-библиографическое обслуживание глазами пользователей

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Линн Бриндли. Семь подходов к успеху: опыт и рекомендации Британской библиотеки

Каролин Бразье. Повышение качества поиска информации в Британской библиотеке: новые стратегические направления

К ЮБИЛЕЮ А. В. СОКОЛОВА

Столяров Ю. Н. Личность А. В. Соколова в статистическом измерении

Зверевич В. В. Еще пять лет из жизни профессора Аркадия Соколова


Н. Н. Кургина

Централизованная библиотечная система, г. Шахты

Библиотека как система: обзор научных подходов

Краткий обзор теоретических подходов в области системных исследований в библиотечной сфере. Рассмотрены формы взаимодействия управленческой деятельности библиотеки как системы. Освещен новый подход Эрика Триста к рассмотрению библиотеки в качестве социотехнической системы.

Прогресс экономических и социальных систем сегодня все больше определяется передовыми информационными технологиями.

В связи с этим возрастает значимость теоретических подходов, прикладных экономических и технических разработок в исследовании функционирования современной библиотеки как системы. В условиях новой экономики организационные системы начала XXI века все чаще носят открытый и распределенный, гибкий и автономный характер, что отражает растущую сложность и динамику среды, развитие сетевых (виртуальных) структур [1. С. 10].

Существует множество подходов к исследованию библиотеки как системы. Тридцать лет назад основоположник системного подхода в библиотечной сфере, доктор пед. наук, профессор Ю. Н. Столяров выдвинул концепцию сущностной модели библиотеки как системы, состоящей из четырех основных элементов: библиотечного фонда, контингента пользователей, материально-технической базы и библиотечного персонала, каждый их которых выполняет равнозначную с другими сущностную роль, или функцию [2. С. 21].

Для отражения сущности библиотеки как сложной социальной системы Ю. Н. Столяров развивает эту концепцию до трехконтурной системы. В качестве второго контура системы он видит модели названных четырех элементов и библиотеки в целом. А третий контур просматривается в виде модели регламентирующей и учетной документации библиотеки, например паспорта фонда и каталогов, описи дел, перечень личных дел в отделе кадров и т. д. [3.C. 5, 11]. Оспорив данную концепцию, многие авторы (И. Г. Моргенштерн, М. Ф. Меняев, С. В. Мамонтов, Н. И. Тюлина и другие) пытались внести свои коррективы или выстроить собственную сущностную модель библиотеки, добавляя новые элементы, такие, как СБА, информационно-поисковый язык, информационные системы и др. Однако несмотря на возникающие споры о пятиэлементной системе или доминировании отдельных элементов системы, концепция Ю. Н. Столярова продолжает оставаться классической.

В 2005 г. вышла в свет книга А. И. Пашина «Библиотека как социально-культурная система: вопросы управления», где, ссылаясь на Федеральный закон «О библиотечном деле», автор говорит о том, что библиотечное дело является сложной социально-культурной системой, состоящей из целого ряда тесно связанных между собой подсистем и имеющей свои специфические черты и закономерности развития [4. С. 3]. Однако на какой именно концепции построено определение социально-культурная система, остается неясным.

При исследовании библиотеки как системы можно выделить ряд форм взаимодействия в управленческой деятельности [5.C. 51]. К ним относятся:

  • экономические – кругооборот управленческих ресурсов библиотеки (материальных, трудовых, финансовых);
  • организационные (подготовка, выработка и принятие управленческих решений, оценка результатов);
  • информационно-технологические (например оказание информационных услуг);
  • социально-психологические (микроклимат в коллективе библиотеки, межличностные отношения);
  • правовые (взаимоотношение библиотеки с органами власти, распоряжения вышестоящих ведомств и т. д.).

Любой сложный объект является по сути полисистемой, иначе говоря, может рассматриваться как система в различных аспектах. Так, библиотека может рассматриваться как социально-экономическая, информационная, технологическая система и др. Функционирование библиотеки как системы напрямую зависит от финансовых ресурсов, уровня квалификации её сотрудников, ассортимента закупаемой литературы, конкуренции на издательском рынке, поставщиков и т. д., т. е. от факторов её внешней среды. Как производственно-технологический процесс создания библиотечного продукта можно рассмотреть, например, совокупность средств обработки книг, связанных заданной функцией.

Миссия технологического процесса – создание библиотечного продукта – заключается в преобразовании исходных материалов в готовые изделия. Для книг – это процесс обработки, начиная с индексации, инвентарных номеров и заканчивая штрих-кодированием и занесением информации в электронный каталог. Так же поэтапно можно рассмотреть технологическую цепочку библиотечных процессов комплектования, обслуживания пользователей, создание и обмен библиографическими базами данных и т. д.

Общеизвестно, что любая социально-экономическая система функционирует в условиях, определенных организационной формой производства и управления (это может быть объединение, организация, предприятие, фирма, концерн) [6. С. 6]. Сегодня существует ряд мнений, рассматривающих симбиоз двух взаимопроникающих систем: социально-экономической системы и системы «библиотека». Например, доктор техн. наук Л. К. Боб­ров считает современные крупные библиотеки и информационные центры сложными социально-экономическими и производственно-техническими системами, функционирующими в непрерывно меняющейся среде [7.
С. 37]. Элементы этой системы: люди (человек–группа–социум) и природа – могут быть сопоставимы с элементами социально-экономической системы. И в той, и в другой системе взаимодействие этих элементов измеряется трудовой активностью людей. Характер взаимосвязей в социально-экономической системе определяется характером взаимосвязей в системе «библиотека», однако причинно-следственные отношения в этих взаимодействиях достаточно сложные.

М. Ю. Лермонтов, доктор культурологических наук, вводит в сферу культуры еще одно понятие макроконтентная система. И говорит, что развитие макроконтентных систем и происходящих в них процессов осуществляется под влиянием условий, в которых они возникли. Среди последних мы различаем техносоциальные, экономические и культурные, которые в совокупности обеспечивают возможность возникновения системно-структурного образования макроконтентных систем, а затем – структур более высокого уровня – электронных информационных межсистемных образований. Важность техносоциальных условий функционирования экономических и социокультурных систем обусловлена их значительным влиянием на процессы, протекающие в сфере применения гуманитарных технологий [8.
С. 71]. Таким образом, в этом подходе техносоциальные условия являются важнейшим фактором функционирования социокультурных систем.

Эрик Трист, социальный психолог Тэвистокского института человеческих отношений (Лондон) совместно со своими коллегами (Ф. Е. Эмери и А. К. Райсом) исследовал структуру и функционирование организаций с «системной» точки зрения. Сейчас он сотрудничает с Вартонской школой Университета Пенсильвании, где является председателем Центра по исследованию менеджмента и науки о поведении [9. С. 243]. Подход Э. Триста основывается на том, что вся производственная деятельность определяется только техническими и социальными (точнее – социально-психологичес­кими) факторами [10. С. 111]. Исследования эффектов технологических изменений организации привели Э. Триста к созданию концепции предприятия как «открытой социотехнической системы».

Принципиальным в этом подходе является то, что исследователь рассматривает производство не просто как технологию, а как сложный многогранный процесс, который сопровождается рядом ситуативных факторов. Причем эти социальные и психологические факторы характерны не только для производственной, но и для непроизводственной сферы. Например, тот факт, что люди пользуются мелкими обманами относительно учета времени и отчетности о работе, ни для кого не секрет. Или тот факт, что люди соревнуются за лучшие места работы и могут обвинить друг друга в несоответствии качества работы, также является общеизвестным. Социальные и технические факторы взаимодействуют и должны быть экономически обоснованы. Целью существования такой социотехнической системы должна стать оптимизация этих требований.

Согласно новому подходу библиотеку, как и любую организацию (или предприятие), в современных условиях необходимо рассматривать как сложную, открытую, неравновесную, самоорганизующуюся социо­техническую систему, непрерывно адаптирующуюся к изменениям внешней среды. Открытую, потому что это система, связанная с получением исходных материальных и нематериальных ресурсов из внешней среды и передачей результатов своей деятельности – библиотечных продуктов и услуг – внешней среде. Важной особенностью при этом следует считать преобразование продукта библиотечной деятельности между входом и выходом системы. Динамика, или другими словами, неравновесность системы «библиотека» должна рассматриваться как движение, которое учитывает преемственность развития, так как нельзя правильно спрогнозировать деятельность организации без изучения того, что происходило на предыдущих стадиях её развития.

За теоретическую основу рассматриваемой системы необходимо взять разработанную унифицированную модель Ю. Н. Столярова [3. С. 16], сделав акцент на исследовании системы человеческих ресурсов – библиотечного персонала и пользователей, моделей библиотечного фонда, а также технических коммуникаций библиотеки.

Таким образом, необходимо констатировать появление в XXI веке качественно нового техносоциального феномена – социотехнической системы как своего рода доминанты общественных отношений в сфере гуманитарных технологий. Однако до сих пор не сформулировано само понятие и не определены существенные характеристики и категории техносоциальных систем.

Список источников

1. Слепокуров В. С. Интеллектуальные ресурсы и технологии как механизм интеграции культуры организаций // Науч. и техн. б-ки. – 2007. – № 5. – С. 10–17.

2. Столяров Ю. Н. Справочно-библиографический аппарат в структуре библиотеки как системы // Там же. – № 3. – С. 21–28.

3. Столяров Ю. Н. Библиотека – двухконтурная система // Там же. – 2002. – № 11. –
С. 5–24.

4. Пашин А. И. Библиотека как социально-культурная система: вопросы управления. – Москва : Либерея, 2005. – 96 с.

5. Исаев В. В. Общая теория социально-экономических систем. – С.-Петербург : Бизнес-пресса, 2002. – 176 с.

6. Макашева З. М.Исследование систем управления. – Москва : КНОРУС, 2008. – 176 с.

7. Бобров Л. К. Организация стратегического управления информационной деятельностью библиотек и информационных центров в условиях рынка : дис…. д-ра техн. наук: 05.25.05. – Новосибирск, 2004. – 365 с.

8. Лермонтов М. Ю. Управление культурой как макроконтентной системой в условиях информационной глобализации : дис. …д-ра культурологич. наук: 24.00.01. – Москва, 2006. – 302 с.

9. Исследователи об организациях / под ред. Д. С. Пью и Д. Дж. Хиксона. – Жуковский : МИМ ЛИНК, 2001. – 240 с.

10. Колбачев Е. Б. Управление производственными системами на основе совершенствования и развития информационно-экономических ресурсов. – Ростов-на-Дону : Изд-во СКНЦ ВШ, 2003. – 496 с.

  
На главную