Научные и технические библиотеки №2 2009 год
Содержание:

15-я Международная конференция "Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса" – «Крым–2008»

Секция «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Столяров Ю. Н. Секция «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» – год седьмой. (Аналитический обзор докладов)

Кургина Н. Н. Библиотека как система: обзор научных подходов4

Александрова Н. О. Соотношение документоведения и книговедения в государственных образовательных стандартах

Секция «Информационный рынок и формирование фондов библиотек»

Евстигнеева Г. А. Формирование фонда научно-технической библиотеки в условиях развития электронных информационных технологий

Аранс Дэвид. Книги русской эмиграции: библиографический контроль и возможности комплектования фондов библиотек

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ

Бахтурина Т. А. Библиографическая ссылка: достижения и проблемы. К выходу в свет национального стандарта Российской Федерации

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Кузьмина И. А. Справочно-библиографическое обслуживание глазами пользователей

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Линн Бриндли. Семь подходов к успеху: опыт и рекомендации Британской библиотеки

Каролин Бразье. Повышение качества поиска информации в Британской библиотеке: новые стратегические направления

К ЮБИЛЕЮ А. В. СОКОЛОВА

Столяров Ю. Н. Личность А. В. Соколова в статистическом измерении

Зверевич В. В. Еще пять лет из жизни профессора Аркадия Соколова


Н. О. Александрова

Челябинская государственная академия культуры и искусств

Соотношение документоведения и книговедения
в государственных образовательных стандартах

Название науки и учебной дисциплины – документоведение или документология, – ее состав и структура, объект и предмет, соотношение и взаимодействие с родственными науками (информатикой, книговедением, библиотековедением, библиографоведением, архивоведением и пр.) как научные проблемы активно обсуждаются второе десятилетие. Внимание к ним еще более обострилось с включением документоведения в проекты ФГОС ВПО III поколения по нескольким образовательным направлениям. Дискуссии о содержании документоведения и соотношении его со смежными научными дисциплинами проходят и на Международной конференции «Крым». Их история, без претензий на исчерпывающую полноту отражения всех точек зрения из-за недоступности некоторых материалов, кратко изложена в следующем обзоре.

Документоведение как наука и учебная дисциплина
на Крымских форумах (1999–2005).
Суть предложения

1999

Столяров Ю. Н.

Предложение выделить документологию как специальную научную и учебную дисциплину для специальностей, связанных с документоведением, информатикой, библиотековедением, книговедением, памятниковедением, музееведением, архивоведением…

При этом для специальности «Документоведение и ДОУ» должны преподаваться обе дисциплины: документология (общепрофессиональная) и документоведение (специальная).

Для специальности «Библиотековедение и библиография» документология дополняется специальными библиотековедческими и библиографоведческими дисциплинами, для специальности «Книговедение» – специальными книговедческими, начиная с книговедения и истории книги.

2002

Столяров Ю. Н.

Обоснование правомерности включения документоведения в блок общепрофессиональных дисциплин (ОПД) в отличие от библиотековедения и библиографоведения. Обоснование необходимости переименования документоведения, так как термин «занят» другим содержанием: в федеральных законах, высшей школе, ГОСах документом считается только административный, делопроизводственный документ, а кроме того, термин документоведение полисемичен.

Предложение: общепрофессиональную дисциплину, имеющую предметом документ в самом широком значении этого слова, именовать документологией (термин поддержан УМО по документоведению и ДОУ при РГГУ).

Добровольский В. В.

Выступление с аргументами против замены документоведения документологией:

1) часть слова логия более характерна для теоретических дисциплин, в то время как курс построен на описании свойств конкретных видов документов и здесь более уместен термин документография;

2) в сравнении с объемом термина документоведение документология более узка и воспринимается как теоретическая часть учебного курса, каковой она не является;

3) морфологическое построение термина документология нарушает общую традицию, сложившуюся в библиотечном деле: библиотековедение, библиографоведение…;

4) нельзя допускать излишней теоретизации учебных курсов.

Демчина Л. И.

Предложение в качестве главного основания комплексирования дисциплин документально-коммуникационного цикла использовать компонентную структуру жизненного цикла традиционного и электронного документа. Тогда в номенклатуру этих дисциплин войдут курсы, предметом изучения которых является как документ в целом и закономерности его функционирования (обобщающая базовая учебная дисциплина «Документология»), так и отдельные процессы жизненного цикла документа – создание, распространение, библиографирование…, отбор, комплектование, учет и т. п.

2003

Столяров Ю. Н.

Развертывает высказанные в 2002 г. соображения в пользу новой структуры блоков ОПД и СД по специальности «Библиотечно-информационная деятельность», а также более полно аргументирует правомерность введения названия общепрофессионального курса «Документология» в противовес «Документоведению». Курс представляет собой высший уровень обобщения всего, что связано с документом.

Предложение флексию -логия использовать для устранения полисемии в дисциплине, которая только начала осмысливать свой научный статус.

Кушнаренко Н. Н.

Основная идея доклада – интеграция дисциплин документоведческого цикла. Одним из основных путей совершенствования подготовки документоведов в вузах должна стать дидактическая интеграция предметов, которая может осуществляться на уровнях межпредметных связей, синтеза взаимодействующих наук на основе одной из них (базовой). Необходимо формирование новой учебной дисциплины, имеющей интеграционный характер и собственный предмет изучения.

2004

Добровольский В. В.

Считает необоснованным включение курса «Книговедение и история книги» в курс «Документоведение» в ГОС ВПО II поколения. С появлением новой дисциплины «Документология» книга стала рассматриваться лишь как часть документа.

Отмечает, что документология необоснованно (и в разрез с ГОС ВПО) вошла в учебные планы разных специальностей, в программу новой объединенной научной специальности 052503 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение», в которой книга представлена как вид документа.

2005

Столяров Ю. Н.

Книговедение названо самой авторитетной составной частью документологии как собирательной дисциплины.

Обогащение книговедческой теорией и практикой остальных разделов документологии делает честь книговедению и подтверждает его лидирующее положение среди других документологических дисциплин.

Слободяник М. С.

Отмечает активное развитие трех концепций документоведения – управленческой, расширенной, информационной. Высказывает недоумение по поводу предложения Ю. Н. Столярова и Н. Н. Кушнаренко «переименовать науку о документе в широком понимании этого термина в документологию, а за наукой, объектом которой является управленческий документ, оставить название документоведение».

Предложение: ставить вопрос о документоведении как комплексе научных дисциплин, изучающих документ и документообразование, которые формируют документную инфраструктуру общества.

Считает необходимым обсудить предложения Ю. Н. Столярова о стратегическом развитии науки: от делопроизводства к документоведению – от документоведения к документологии.

Стратегия (по мысли автора): от комплекса научных дисциплин к прикладной науке документоведению – от документоведения к фундаментальной науке документологии.

Швецова-Водка Г. Н.

Отмечает пройденный за 10 лет путь от включения документоведения в число обязательных ОПД до замены его документологией. Рассматривает место документоведения среди смежных научных дисциплин.

Дает следующую классификацию.

Информология: теория информации, социальная информатика, прикладная информатика. Социальная информатика совпадает с теорией социальной информационной коммуникации (ноокоммуникологией).

Ноокоммуникология: теория социальной информации, документология, научная информатика. Документология в таком понимании означает комплекс наук о документе, который рассматривается как средство передачи социальной информации.

Документология: наука о подготовке информации, наука о подготовке документа (документоведение), наука об архивном деле (архивоведение), наука о книжном деле (книговедение).

Документология – это циклнаук о документе, а не отдельная научная дисциплина.

Краткий обзор позволяет выявить как минимум три основные проблемы, волнующие большинство ученых и педагогов и нерешенные по сей день:

1. Соотношение документоведения со смежными научными дисциплинами, в частности с книговедением.

2. Место документоведения и книговедения в ГОС ВПО по различным образовательным направлениям.

3. Наименование науки и учебной дисциплины о документе в широком значении (документоведение или документология).

Трудно судить, как будет решена проблема соотношения документоведения со смежными научными дисциплинами, в частности с книговедением, поскольку проекты ФГОС ВПО III поколения сейчас находятся в разработке. Доступные для ознакомления или внесения поправок проекты пока, как правило, не дают возможности судить о составе, соотношении дидактических единиц внутри учебных дисциплин.

В действующем ныне ГОС ВПО по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» (2003), документоведение сменило книговедение и историю книги. Замена в середине 1990-х гг. книговедения на документоведение в основной образовательной программе (ООП) подготовки библиотекаря-библиографа, преподавателя (не говоря уже о новых, появившихся позже квалификациях) была вполне оправданной и объяснялась расширением объекта профессиональной деятельности выпускника. Если ранее для выпускника библиотечного факультета главным объектом профессиональной деятельности была книга, печатная продукция, то теперь им, наряду с другими, стали самые разнообразные документные ресурсы общества.

Действующий ГОС по специальности 071201 «Библиотечно-информа­ционная деятельность», не регламентируя объема часов, определяет содержание учебной дисциплины «Документоведение». По сравнению с первым стандартом оно значительно расширилось: появились новые дидактические единицы, такие, как текст документа, классификация текстов и их свойства, восприятие, информативность текстов и т. д. Книговедение же в составе этой учебной дисциплины представлено лишь двумя базовыми дидактическими единицами – «Книговедение в структуре документоведения. История и современное состояние книжного дела в России и за рубежом». Недостаточная разработанность книговедения в составе документоведения в ГОС и приведение содержания «Документоведения» в соответствие базовым дидактическим единицам, на мой взгляд, значительно сужает книговедческую подготовку библиотекаря-библиографа.

Надеюсь, такую оценку разделяют многие преподаватели документоведения. Не случайно, в учебнике Н. Н. Кушнаренко «Документоведение» (Киев, 2001–2005), активно используемом российскими вузами, в разделе, характеризующем отдельные виды и типы документов, из 12 глав ровно половина посвящена характеристике издания как виду документа, основным видам изданий, их классификации, элементам и аппарату книги.

В разрабатываемом в настоящее время ФГОС ВПО по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» «Документоведение» вошло в профессиональный цикл (ПЦ), но требования к содержанию курса, а также к знаниям, умениям и навыкам еще недостаточно структурированы и не позволяют судить о последовательности, взаимосвязи и содержательном его наполнении. Остается надеяться, что неизбежное сокращение учебной дисциплины с принятием нового стандарта не приведет к «вымыванию» в ней книговедческой составляющей.

Действующий ГОС ВПО по специальности 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления», составленный УМО по образованию в области историко-архивоведения при РГГУ (2000), равно как и разрабатываемый проект ФГОС ВПО по направлению подготовки «Документоведение и архивоведение», в составе «Документоведения» как дисциплины ПЦ, не предусматривают изучения книговедения, книги как одного из видов документа. Направленность ООП подготовки документоведа (будущего руководителя службы делопроизводства, офис-менеджера, секретаря-референта и т. п.), требования к его знаниям, умениям и навыкам диктуют иное содержание учебной дисциплины «Документоведение». Однако, если объектом профессиональной деятельности бакалавра-документоведа является документ, полученный любым способом документирования (в том числе, разумеется, и способом тиснения, печати, т. е. документ опубликованный, изданный), ФГОС должен учитывать это, определяя ожидаемые знания, умения, навыки выпускника.

Переименования документоведения в проектах стандартов не состоялось, но осознание статуса науки и, соответственно, учебной дисциплины как комплексной, включающей изучение документа во всех его проявлениях и видах, или как комплекса наук о документе, чрезвычайно важно. На нынешнем этапе развития документоведения значимы оптимальное его отражение в ФГОС ВПО III поколения всех ООП, включающих данную дисциплину (содержательно, количественно, в соотношении с родственными учебными дисциплинами), терминологическая и дидактическая унификация.

По родственным специальностям – 030901 «Издательское дело и редактирование», 030903 «Книгораспространение» и направлению бакалавриата 030900 «Книжное дело», объединенным и сферой профессиональной деятельности выпускников и, естественно, разработчиком ГОС – УМО по образованию в области полиграфии и книжного дела, «Книговедение» изучается как одна из ведущих общепрофессиональных дисциплин. Кроме того, по всем трем ООП она дополняется дисциплиной «История книжного дела». И хотя время, отводимое стандартами на изучение «Книговедения», колеблется от 600 часов (у бакалавров книжного дела) до 100 часов («Издательское дело и редактирование»), во всех трех ГОС содержание дисциплины разработано весьма дробно.

Это вполне обосновано, поскольку объектом профессиональной деятельности специалиста и бакалавра книжного дела является книга как способ отражения и средство формирования общественного сознания, а также формы ее проявления, а именно – издательский репертуар, книготорговый ассортимент и т. п. ООП подготовки бакалавра книжного дела включает изучение «Книговедения» в объеме, в 4–6 раз превышающем изучение этой дисциплины издателями или книгораспространителями. На ее освоение бакалаврам отводится на 100 часов больше, чем на все СД, вместе взятые. Широкая общепрофессиональная подготовка бакалавра, заметно превалирующая над специальной, обеспечивает вариативность профессиональной деятельности в области книжного дела, мобильность на рынке труда. Это подтверждает анализ трудоустройства бакалавров книжного дела, которых уже 12 лет готовит и 8 лет выпускает ЧГАКИ.

Разработка ФГОС ВПО III поколения ставит вопросы если не унификации, то согласования по содержанию одной и той же учебной дисциплины в ГОСах близких и родственных образовательных направлений (а таковыми являются первые четыре из пяти рассмотренных выше), поиска путей взаимодействия УМО вузов. Институциональная база для этого имеется, поскольку все три федеральных агентства (по культуре и кинематографии, по печати и массовым коммуникациям, а также архивное) – участники разработки ФГОС ВПО, задающие требования к компетенциям и определяющие задачи профессиональной деятельности выпускника, принадлежат одному Министерству культуры и массовых коммуникаций РФ.

  
На главную