БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
УДК 001.004.14
И. А. Кузьмина
Библиографическое обслуживание
глазами пользователей
Результаты социологического исследования организации
библиографического обслуживания в Национальной библиотеке им. Р. Гамзатова
Республики Дагестан.
Справочно-библиографическая
служба играет большую роль в системе информационного обслуживания и занимает
одно из ведущих мест в структуре любой библиотеки. Эта служба – посредник между
читателем и книгой.
Именно поэтому Национальная библиотека им. Расула Гамзатова Республики
Дагестан решила провести социологическое исследование «Организация
библиографического обслуживания пользователей в Национальной библиотеке». Его
цель – выявление уровня библиографического обслуживания в библиотеке. Анализ
результатов и выводы должны послужить улучшению условий работы пользователей.
Анкетирование проводилось 1 апреля 2008 г. среди пользователей
НБ. В нем приняли участие 254 респондента. Анкета состояла из 24 вопросов (Приложение). Всего распространены 258
анкет, сданы 254 (98,4%).
Анализ результатов выявил положительное отношение пользователей к
организации библиографического обслуживания в Национальной библиотеке им.
Р. Гамзатова Республики Дагестан.
Большинство пользователей посещают библиотеку довольно часто
(ежедневно – 18%, один-два раза в неделю – 38%) и работают достаточно
длительное время (свыше одного часа – 60%, более трех часов – 33%), что
свидетельствует о созданных благоприятных условиях для работы.
Библиографическая работа библиотеки в целом оценена на «хорошо» –
81% опрошенных, столь же положительно оценена работа дежурных библиографов:
хорошо – 63%, очень хорошо – 23%.
Подавляющее большинство респондентов (свыше 80%) удовлетворены
качеством ведения и расположением каталогов и картотек. Очень многие (62%)
уделяют внимание информационным стендам и надписям при работе с каталогами и
картотеками. Наибольшей популярностью пользуются традиционные каталоги и
картотеки, в особенности алфавитный каталог. Молодые пользователи предпочитают
электронные каталоги и картотеки.
Неутешительные результаты дали ответы на вопрос об удовлетворении
запросов на материалы, необходимые для работы – 60% пользователей не всегда
находят нужную литературу. Комментируя это, хочется сказать, что в фонде
библиотеки зачастую нет последних изданий книг, что связано с недостаточным
финансированием комплектования.
В ходе социологического исследования пользователи высказали конструктивные
мысли и пожелания, которые по мере возможности библиотека учтёт в процессе
организации своей дальнейшей работы.
Недочёты в библиографическом обслуживании, отмеченные пользователями
(долгий поиск, слабая актуальность рубрик, несоответствие каталога фонду),
будут проанализированы и устранены.
Приложение
Уважаемый
пользователь!
Приглашаем
Вас принять участие в социологическом исследовании «Организация
библиографического обслуживания пользователей в Национальной библиотеке».
Его цель –
выявить Ваше мнение об обслуживании в Национальной библиотеке.
Улучшим работу
библиотеки вместе!
1.
Являетесь ли Вы пользователем Национальной библиотеки? (нужное подчеркнуть)
да
нет
2. Как
давно Вы записаны в библиотеку?
в текущем
году
1-5 лет
тому назад
более 5
лет назад
3. Как
часто Вы посещаете библиотеку?
практически
ежедневно
1-2 раза в
неделю
1-2 раза в
месяц
от случая
к случаю
4. Сколько
времени обычно проводите в библиотеке?
свыше 1
часа
свыше 3
часов
5.
Стремитесь ли Вы быть обслуженным конкретным библиотекарем или личность
библиотекаря не имеет для Вас значения?
да, я
стремлюсь попасть к конкретному библиотекарю
личность
библиотекаря не имеет для меня значения
затрудняюсь
ответить
6. Какие
дополнительные платные услуги Вы хотели бы получить, кроме имеющихся?
7. На Ваш
взгляд, за последние 5 лет работа библиотеки стала:
лучше
хуже
не
изменилась
8. Как Вы
оцениваете качество предоставляемых библиотекой библиографических услуг?
очень
хорошо
хорошо
удовлетворительно
плохо
очень
плохо
9. Оцените
результативность Вашей работы в библиотеке:
работаю
достаточно результативно
не слишком
результативно
мало
успеваю сделать
другое
10. Устраивает ли Вас расположение каталогов и картотек в библиотеке?
да
нет
не имеет
значения
11. Как Вы
оцениваете работу дежурных библиографов библиотеки?
очень
хорошо
хорошо
удовлетворительно
плохо
очень
плохо
12. Просто
ли Вам самостоятельно разобраться в каталогах и картотеках библиотеки?
да
нет
никогда
этого не делаю самостоятельно
13.
Облегчают ли Вашу работу с каталогами и картотеками информационные стенды и
надписи?
да
нет
не обращаю
на них внимание
14. Как Вы
выбираете литературу?
пользуюсь
книжными выставками
пользуюсь
каталогами и картотеками
обращаюсь
к библиотекарю с просьбой подобрать литературу
другое
15.
Оцените библиографическую работу библиотеки в целом:
очень
хорошо
хорошо
удовлетворительно
неудовлетворительно
16. Всегда
ли Вы находите в библиотеке материалы, необходимые для Вашей деятельности?
да
нет
17. Назовите, пожалуйста, по каким темам Вы не
смогли получить литературу?
18. Как Вы
оцениваете качество ведения традиционных карточных каталогов и картотек
(заполняемость рубрик, актуальность рубрик, расположение материала,
аккуратность и т.д.)?
отлично
хорошо
удовлетворительно
неудовлетворительно
затрудняюсь
ответить
19.
Уточните, что именно Вас не устраивает в качестве ведения конкретных каталогов
и картотек?
20. Что Вы
предпримите, если у Вас возникнут трудности в работе с каталогами и картотеками?
постараюсь
разобраться самостоятельно
изучу
схемы пользования каталогами и картотеками
обращусь
за помощью к другому читателю
обращусь
за помощью к дежурному библиографу
затрудняюсь
ответить
21. Что
для Вас предпочтительнее во время поиска литературы?
традиционные
карточные каталоги и картотеки
электронные
каталоги и картотеки
затрудняюсь
ответить
22. С
какими каталогами и картотеками Вы работаете чаще?
алфавитный
каталог
систематический
каталог
электронный
каталог
алфавитно-предметный
указатель
сводный
систематический краеведческий каталог
систематическая
краеведческая картотека статей
23.
Сведения о себе (нужное подчеркнуть):
возраст:
до 15 лет, 15-21, 21-35, 35-50, старше 50
пол:
женский, мужской
образование:
среднее неоконченное, среднее, среднее специальное, высшее неоконченное,
высшее, учёная степень
Ваша
профессиональная деятельность
24. Ваши пожелания
Благодарим Вас за участие в исследовании!
|