Научные и технические библиотеки №2 2009 год
Содержание:

15-я Международная конференция "Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса" – «Крым–2008»

Секция «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Столяров Ю. Н. Секция «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» – год седьмой. (Аналитический обзор докладов)

Кургина Н. Н. Библиотека как система: обзор научных подходов4

Александрова Н. О. Соотношение документоведения и книговедения в государственных образовательных стандартах

Секция «Информационный рынок и формирование фондов библиотек»

Евстигнеева Г. А. Формирование фонда научно-технической библиотеки в условиях развития электронных информационных технологий

Аранс Дэвид. Книги русской эмиграции: библиографический контроль и возможности комплектования фондов библиотек

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ

Бахтурина Т. А. Библиографическая ссылка: достижения и проблемы. К выходу в свет национального стандарта Российской Федерации

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Кузьмина И. А. Справочно-библиографическое обслуживание глазами пользователей

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Линн Бриндли. Семь подходов к успеху: опыт и рекомендации Британской библиотеки

Каролин Бразье. Повышение качества поиска информации в Британской библиотеке: новые стратегические направления

К ЮБИЛЕЮ А. В. СОКОЛОВА

Столяров Ю. Н. Личность А. В. Соколова в статистическом измерении

Зверевич В. В. Еще пять лет из жизни профессора Аркадия Соколова


УДК 02(410)

Каролин Бразье

Британская библиотека, Лондон

Повышение качества поиска документов
в Британской библиотеке: новые стратегические направления

Среди путей улучшения качества информации, предлагаемой нашим пользователям, мы видим развитие системы каталогов и других сервисов. Нынешний акцент на оптимизацию поиска ресурсов не является чем-то новым, однако новой стала та среда, в которой мы работаем.

Высокий темп происходящих перемен, внедрение инновационных сетевых сервисов поражают воображение и рождают надежды на то, что все-все можно будет получить одним нажатием клавиши. Эти надежды ставят перед нами серьезные проблемы. Мы находимся в центре того процесса, который можно было бы назвать кризисом доверия к нашим каталогам, т. е. к их возможностям раскрыть содержание наших фондов и быстро адаптироваться к требованиям пользователей.

Как большинство других библиотек, Британская библиотека подготовила фундаментальный обзор своих поисковых сервисов, о чем я и хочу рассказать.

 Что пользователи хотели бы получить от поиска?

Все мы интересуемся тем, чего желают наши пользователи и как мы можем это им дать? В Британской библиотеке мы понимаем, что наша стратегия должна быть нацелена на удовлетворение потребностей нынешнего и будущего поколения ученых.

В недавнем исследовании, проведенном Сетью научной информации (ResearchInformationNetwork) среди вузовских ученых Великобритании, выявлены некоторые достаточно нам знакомые аспекты поведения пользователей.

1. Книги и журнальные статьи остаются важными источниками. Журнальные статьи – наиболее востребованный источник по мнению 71% опрошенных. Монографии – на втором по важности месте, но их упомянули только 32%.

2. Пользователи хотели бы иметь единый доступ ко всем ресурсам, располагать полнотой документного охвата, а также избегать многократного повторения одной и той же поисковой процедуры. Отсюда популярность Google, (GoogleSearch) и других поисковых машин – несмотря на то, что выдаваемый ими результат зачастую неточен, и ответы, которые они выдают, могут быть нерелевантными. При этом для ученых полнота охвата является более важной категорией, чем точность выданных результатов. Большинство готово самостоятельно просматривать весь объем полученных ответов, лишь бы не упустить важную для них информацию, и на эту работу им не жаль времени.

3. Наибольшее огорчение вызывают даже не ошибки поиска и сложность навигации, а невозможность получить полный текст найденного документа – печатного или электронного.

Если сравнивать сегодняшние сложности с тем, что ожидает далее ученых так называемого поколения Гугл – Googlegeneration, то можно выделить основное:

  • необходимость мгновенного доступа считается само собой разумеющимся (из обзоров OCLC мы знаем, что студенты полагают, что все должно быть в Интернете, и для них мгновенный доступ – естественное состояние; если чего-либо нет в Сети, то, по их мнению, этого не существует вообще);
  • использование методов, принятых в так называемых социальных сетях, выработка и размещение различных рекомендаций, оценок, комментариев. Предполагается, что будет востребован и обеспечен уровень широкого общения – как часть информационного сервиса;
  • мультимедийный подход к подаче материала в Сети считается сам собой разумеющимся;
  • среда, в которой работают пользователи, должна быть интересной и будить воображение.

При таких ожиданиях пользователей нам следует отойти от традиционной каталожной системы и подумать, каким образом по-новому раскрывать наши фонды и реализовать обслуживание.

Анализ имеющихся средств поиска

В 2006 г. мы проанализировали комплекс проблем, стоящих перед библиотекой и теми организациями и сообществами, с которыми она работает в плотной кооперации. На основе этого мы определили пять базовых направлений, по которым нам нужно добиваться стратегических продвижений:

1. Основные каталоги и данные,

2. Функциональность и сервисы в духе web 2.0,

3. Новые технологические решения,

4. Поиск электронных документов,

5. Прямой переход от поиска к доставке документа.

Рассмотрим каждое из них.

Направление 1.

Основные каталоги и данные

Несмотря на звучащие в настоящее время критические замечания в адрес системы каталогов, они отнюдь не мертвы. Но мы обязаны заново продумать наши подходы к этому инструменту. Ученые все еще пользуются библиотечными карточными каталогами, и мы должны обеспечить большую чем прежде интеграцию каталогов с другими сервисами. Мы также должны убедиться в том, что метаданные нашего каталога максимально представлены в том наборе сервисов поиска ресурсов, который мы предлагаем пользователям.

Для обеспечения высокого уровня интеграции мы предполагаем продолжить работу по снижению числа независимых каталогов. В 2004 г. мы сделали большой шаг в этом направлении, объединив 23 отдельных базы данных в единый сетевой каталог. Работа еще не завершена. Предстоит интеграция нашего всемирно известного Каталога рукописей и коллекции звуковых архивов.

Важная часть нашей стратегии – укрепление сотрудничества с научными сообществами на национальном и международном уровнях и улучшение качества наших научных ресурсов. Хорошим примером может быть наша недавняя работа с Каталогом английских сокращенных названий. Обеспечив доступность этого Каталога в рамках инфраструктуры Британской библиотеки, мы открыли его для ученых всего мира.

Если у исследователей есть дополнительная информация (помимо основных библиографических данных), это поможет в отборе ресурсов. Сейчас мы ведем переговоры с поставщиками информации по обогащению и пополнению библиографических записей изображениями, рецензиями и другими сведениями.

Однако мы не теряем из виду большинство фундаментальных улучшений, которые можно сделать для удовлетворения потребностей ученых. В первую очередь, это обеспечение сетевой доступности всех наших метаданных. С этой целью мы продолжаем нашу программу систематической конверсии карточных и печатных каталогов и указателей в электронный формат. Эта конверсия важна также для обеспечения метаданными будущих проектов по оцифровке.

В основе всей работы лежит контроль и проверка качества данных. Мы хотим быть уверены в том, что описание наших фондов удовлетворяет современным потребностям ученых, а используемые стандарты поиска обеспечивают взаимодействие с другими сервисами на национальном и международном уровнях.

Направление 2.
Функциональность и сервисы в духе web 2.0

Пользователи предполагают, что библиотечные сетевые сервисы соответствуют тем сетевым услугам, к которым они привыкли. Они также считают, что они сами и их сообщество могут участвовать в развитии и формировании сервисов.

Мы изучаем способы обогащения библиографических записей дополнительной сетевой информацией о нашем фонде. Основная цель – повысить качество процессов поиска путем вовлечения в нашу работу более широкого сообщества. Хорошим примером такого подхода могут служить текущие проекты по созданию web 2.0-сервисов для средневековых рукописей и архивных аудиозаписей. Над средневековыми рукописями мы планируем работать с университетскими учеными, позволяя им давать дополнения и комментарии к библиографическим записям, сделанным нашими специалистами.

Проект «Архивные аудиоколлекции» стартовал в 2006 г., и сейчас широкие круги специалистов системы высшего образования могут дополнять имеющиеся звуковые записи разного рода комментариями.

Британская библиотека стала партнером новой службы PubMedCentral, начав с размещения у себя ее «зеркального» сайта, и сейчас выступает в качестве репозитария для опубликованных результатов исследований в области здравоохранения, выполненных за государственный счет. Мы изучаем возможности пополнения материалов посредством внесения дополнительных описаний и оценок, подготовленных авторами к моменту передачи материалов в репозитарий. Кроме того, мы работаем над тем, чтобы сформировать сообщество специалистов, готовых проводить сверку авторитетных файлов «Имена авторов», что обогатит традиционную библиотечную систему авторитетных файлов дополнительными полезными качествами.

Ключевая проблема состоит в том, чтобы обеспечивать пользователей авторитетными и проверенными источниками информации. Сейчас рассматривается возможность модернизации способов проверки аутентичности документа или его комментирования с привлечением широкого круга лиц – пока что на уровне пилотного, экспериментального проекта.

У нас нет сомнений в том, что web 2.0-сервисы имеют значительный потенциал для совершенствования наших традиционных методов поиска.

Направление 3.

Новые технологические решения

Конечно, значительная часть потенциала развития библиотеки зависит от наличия соответствующего программного обеспечения и системных инструментов. На нашем веб-сайте мы недавно установили программу «единой точки доступа». Это поисковая машина типа Google, которая работает «перекрестно» по основным нашим сетевым материалам (онлайновый каталог, содержание журнальных статей, сетевые страницы и оцифрованные изображения). Таким образом достигается необходимый уровень интеграции сервисов. При этом мы понимаем, что все сделанное – лишь первый шаг, и нам необходимо существенно наращивать функциональность.

Перечень наших потребностей во многом тот же, что и у других коллег, однако объем и сложность наших фондов вынуждают разбить работу на два этапа.

На первом этапе мы добавим функциональные возможности, внеся определенные улучшения в разработанные средства поиска ресурсов, с опорой на использование уже имеющихся библиографических и других описательных метаданных. Мы изучаем возможность использованиясистемы Primo компании «ExLibris» для повышения функциональности существующего сетевого каталога (производства той же компании).

На следующем этапе мы займемся изучением ряда коммерческих технологий поиска. Это поможет организовать сервисы по поиску и доставке всего быстро растущего массива электронных документов, которые к нам поступают.

Направление 4.
Поиск электронных документов

У нас быстро растет коллекция полнотекстовых электронных документов, которая со временем станет основным объектом нашей поисковой стратегии. Эта коллекция прирастает различными путями: в результате проектов оцифровки библиотечного фонда, сбора информации в Сети, депонирования работ и лицензирования доступа. В настоящее время большая часть содержания доступна через независимые поисковые средства, такие, как UKwebarchive иUKPubMedCentral.

Для работы с электронными документами выбраны два стратегических направления.

Во-первых, мы намереваемся интегрировать процесс обнаружения электронных документов с поиском в широком наборе печатных коллекций библиотеки. В дальнейшем можем добиться интеграции на национальном или международном уровне.

Во-вторых, мы понимаем, что масштаб и богатство библиотечных фондов электронных документов означает превращение их в уникальный ресурс, для работы с которым понадобится специализированный поисковый сервис.

Мы работаем над проектом обеспечения немедленного доступа к содержанию электронных журналов и электронных книг через наш сетевой каталог. Сотрудничаем с другими национальными библиотеками в Международном консорциуме по обеспечению сохранности документов Интернета (InternationalInternetPreservationConsortium) с целью изучения средств доступа к растущему массиву открытых материалов всего мира.

При этом мы понимаем, что наличие массива электронных документов дает нам потенциальную возможность разработки совершенно новых библиотечных сервисов поиска ресурсов.

Наши планы развития включают в себя три направления:

1. Продвигать документы к исследователю – интегрировать их непосредственно в его профессиональную среду, т.е. на рабочий стол. Сюда же относится организация связей (отсылок) между библиографическими и другими материалами, например статистическими данными или химическими базами данных. Для этого требуется тесная кооперация с соответствующими научными сообществами.

2. Использовать преимущества Интерфейса программирования приложений (ApplicationProgrammingInterface, API) для создания сервисов совместно с другими организациями.

3. Обеспечивать доступность наших ресурсов другим организациям посредством использования API, с тем чтобы они могли создать интересные и творчески насыщенные сервисы, которые пока отсутствуют у нас.

Ключ к успешному построению систем поиска и обнаружения ресурсов лежит не только в использовании традиционной модели.

Направление 5.
Прямой путь от поиска к доставке документа

В начале я упоминала о наиболее сильном разочаровании, которое (согласно недавнему опросу) испытывают британские ученые в процессе поиска ресурсов: это не сложности поиска или навигации, а невозможность получить копию тех материалов, которые они нашли. Это относится как к печатным, так и к электронным документам.

Фундаментальным элементом стратегии Британской библиотеки является совместная с другими национальными организациями, в том числе с Объединенным комитетом по информационным системам (Joint Information Systems Committee,JISC) и Консорциумом научных университетских библиотек (ConsortiumofUniversityResearchLibraries, CURL), работа по созданию интегрированной сети обнаружения ресурсов и организации доставки документов учреждениям высшей школы Великобритании.

Поскольку журнальные статьи и книги остаются наиболее востребованным видом документов, мы создали прочную основу, на которой можно работать с национальными сервисами, – Сводным каталогом вузовских и национальной библиотек (COPAC), Сводным каталогом периодики (SUNCAT), Службой оглавлений журнальных статей (ZETOC). Необходима дальнейшая интеграция, в частности, ввиду увеличения объема материала, доступного в электронном формате. Частью этой стратегии является изучение того, что может быть сделано доступным на локальном, региональном или национальном уровне и что наилучшим образом может проявиться на мировом уровне. Какова наиболее оптимальная форма интеграции национальных служб с мировыми лидерами, такими, как OCLCWorldCat, GoogleScholar, GoogleBooks?

Несовместимость сервисов, используемых для поиска электронных и печатных документов, затрудняет работу ученых. Следовательно, мы должны обеспечить согласованный и простой в использовании механизм доступа – платный или бесплатный. Чтобы сделать это эффективно, следует построить системы, в которых не только доступность самого документа, но и права доступа учреждений, взаимоотношения отдельных ученых с институтами и т.п. четко определены и реализуемы.

Понадобится также надежная совместная работа наших поисковых систем с растущим объемом материалов открытого доступа, с институциональными репозитариями, а также с системами дистанционного образования и научных исследований.

Два примера реализации стратегии уходят далеко за пределы самих служб поиска. Во-первых, эффективная национальная система обнаружения документов и их доставки ставит на повестку дня вопросы возможности организации коллективного формирования фондов и управления ими. Во-вторых, по мере развития доступа к электронным документам, исследователи будут все реже посещать библиотеки и центры информации. Уменьшится потребность в личном, «на месте», обслуживании в самой библиотеке или центре информации. Поэтому нужно учесть развитие новых функций и обязанностей, особенно тех, что помогут библиотекам и службам информации работать с привлечением сетевых технологий.

Следующие шаги

По каждому из пяти обозначенных направлений мы продвигаемся в рамках общей корпоративной стратегии. Но особенно мы всматриваемся в три связанные области.

Необходимо ясно понимать сегодняшние и завтрашние устремления и ожидания сообщества ученых. Наряду с использованием результатов внешних (по отношению к Британской библиотеке) исследований, мы проводим и собственное изучение того, что ждет от нас «поколение Гугла».

Существенно важно, что стратегия поиска ресурсов развивается одновременно с другими нашими системами обслуживания, в их числе справочная служба, поддержка научных исследований, совершенствование систем доставки документов, а также стратегия оцифровки фондов. Все они оказывают взаимное влияние и формируют друг друга.

И наконец, наши отношения с другими ключевыми организациями в Великобритании и за рубежом необходимы для того, чтобы создаваемые нами сервисы работали в интегрированном окружении дружественных сообществ. Пытаться делать все самим – значит проиграть.

В заключение можно сказать: в глобальной сетевой среде каждая библиотека должна тщательно продумать то, что она может предложить нового, уникального и качественного, поскольку ответ на этот вопрос определит направление инвестирования, выбор партнеров и восприятие ваших усилий в грядущие годы.

Источники и ссылки

Researchers and discovery services. Behaviour, perceptions and needs. A study commissioned by the Research Information Network. – November 2006. – [Научные исследования и службы поиска. Поведение, восприятие и потребности. Анализ, заказанный Сетью научной информации.] – http://www.rin.ac.uk/researchers-discovery-services

Perceptions of Libraries and Information Resources: A Report to the OCLC Membership. – OCLC, 2005. – ISBN 1556533640. – [Восприятие библиотеки и нформационных ресурсов : доклад для участников OCLC]; The companion report College Students’ Perceptions of Libraries and Information Resources : A Report to the OCLC Membership. – OCLC, 2006. – ISBN 1556533659. – [Смежный доклад «Восприятие библиотеки информационных ресурсов студентами колледжей»].

The English Short Title catalogue (ESTC). – [Английский каталог старопечатных книг]. – http://estc.bl.uk/F/?func=file&file_name=login-bl-list

British Library Sound Archive. – [Архив звукозаписей Британской библиотеки]. – http://www.bl.uk/nsa; Archival Sound Project. – http://sounds.bl.uk/

UK Pubmed Central. – http://ukpmc.ac.uk/

The “SingleEntryPoint”. – [«Единая точка входа» в фонды Британской библиотеки]. – http://www.bl.uk/

The UK Web Archive Consortium is at. – http://www.webarchive.org.uk/

COPAC (CURL OPAC). – www.copac.ac.uk; SUNCAT (Serials Union Catalogue). – www.suncat.ac.uk; Zetoc. – [Z39.50 электронные таблицы содержания]. – www.zetoc.mimas.ac.uk

  
На главную