Научные и технические библиотеки №3 2009 год
Содержание:

15-я Международная конференция «Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» – «Крым–2008»

Секция «Библиотечные кадры. Профессия. Образование»

Кузнецова Т. Я. Библиотечные кадры сегодня и завтра: пути решения проблемы кадров, которые «решают все»

Гришина С. М. Психосоматические проблемы библиотечной профессии

Секция «Информационно-лингвистическое обеспечение библиотечно-информационных систем»

Москаленко Т. А., Мякова Н. А. Информационно-поисковый тезаурус Парламентской библиотеки: этапы разработки, ведение, применение и дальнейшие перспективы

Лавренова О. А. Методы формирования многоязычного нормативного/авторитетного файла географических названий

Секция «Экологическая информация и экологическая культура»

Бычкова Е. Ф. Работа Экологической секции на Крымском форуме 2008 года.

Басинюк Т. К. Электронные информационные ресурсы ЦНБ им. Я. Коласа НАН Беларуси в области охраны окружающей среды

Дунаева Н. В. Новый информационный ресурс из раздела биоэтики – база данных «Благополучие животных»

Очолла Д., Очолла Л. Результаты изучения эффективности научных исследований по проблеме глобального потепления: литература 1980–2007 гг. Информетрический анализ

Семинар «Менеджмент и маркетинг в библиотеках и ассоциациях»

Суслова И. М. Социально-этический маркетинг: технология управления информационно-библиотечной деятельностью

Комарова Г. Менеджмент организации работы в библиотеке колледжа

Ступкин В. В. Прогнозирование информационно-потребительской ситуации и качество функционирования систем библиотечно-информационного обеспечения

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Николова С. Г. Роль научных библиотек и информационных центров в предупреждении кризисных ситуаций

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Сванепоэль М. Проекты оцифровки: изучение состояния дел в мире

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ

НАША ПРОФЕССИЯ

Мазурицкий А. М. Еще раз об эволюции библиотечной школы. (Разговор с мэтром)

ЮБИЛЕИ

Леонов В. П., Соколов А. В. Люблю… А как же иначе? (Юбилейный диалог о Гертруде Васильевне Гедримович)

Квочкина О. И., Садыкова В. Ф. Признание в призвании. (К юбилею К. Г. Урмурзиной)

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Савкина Е. А. Двенадцатая Международная конференция и выставка «LIВCOM»


УДК 02(063)

15-я Международная конференция
«Библиотечные и информационные ресурсы
в современном мире науки, культуры,
образования и бизнеса» – «Крым–2008»

(7 – 15 июня 2008, Автономная Республика Крым, Украина)

Т. Я. Кузнецова

Академия переподготовки работников искусства,
культуры и туризма, Москва

Библиотечные кадры сегодня и завтра:
пути решения проблемы кадров, которые «решают все»

Рассмотрена ситуация в области обеспечения библиотек кадрами, определены стратегические задачи по сохранению и преумножению кадрового потенциала отрасли и пути их решения в русле Концепции программы развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2015 года.

Решение задач по инновационному развитию библиотек России как информационно-аналитических, культурных, образовательных и досуговых центров в первую очередь зависит от их кадрового обеспечения и профессиональной готовности библиотекарей осуществить коренную модернизацию отрасли.

Работник современной библиотеки должен обладать принципиально новыми знаниями, умениями и навыками, адекватными вызовам информационного общества и задачам социально-экономического развития страны. Ему необходимо быть широко образованным специалистом, владеющим, кроме своей профессии, навыками смежных отраслей знания и сфер деятельности: информатики, педагогики, психологии, социологии, правоведения, культурологии, коммуникативистики и многих других.

Библиотекарь новой формации – это не только хранитель документного культурного наследия, аккумулированного в фондах библиотек, служитель Книги как культурного феномена, знаток художественной, научной и научно-популярной литературы, воспитатель культуры чтения, организатор культурно-досуговой деятельности. Современный библиотекарь это также аналитик-синтезатор, умеющий осуществлять поиск и оценивать качество информационных ресурсов с учетом потребностей и запросов пользователей, информационный навигатор и посредник в системе документных коммуникаций, в том числе электронных, инструктор по освоению информационной культуры, специалист в области социальных коммуникативных технологий. Однако разрыв между требованиями, предъявляемыми современным обществом к библиотечным работникам, и их профессиональными компетенциями в последние годы заметно увеличивается.

В ситуации с кадрами назрели следующие проблемы:

  • совокупные знания, умения и навыки работников библиотек сегодня явно отстают от динамично меняющегося мира информационных коммуникаций и далеко не всегда отвечают новым социальным задачам реформирования отрасли. Определенные успехи, достигнутые библиотеками страны в последнее десятилетие, в основном – результат энтузиазма ее лучших представителей и профессиональной элиты;
  • низкий уровень заработной платы библиотечных работников (в 2,5 раза ниже средней по стране и в большинстве регионов ниже прожиточного минимума) и их социальная незащищенность ведут к уходу наиболее перспективных библиотечных специалистов в другие сферы с более высокой оплатой труда. Необходимость их срочной замены снижает уровень требований к заполняющим вакансии и приводит к заметно выраженной кадровой стагнации: число работающих пенсионеров в некоторых регионах достигает 70%. Вакансии в библиотеках заполняются в основном специалистами без библиотечного образования либо выпускниками средних школ, что увеличивает разрыв между образовательным уровнем читателей и библиотекарей, снижающий общественный престиж библиотечной профессии и библиотеки как социального института;
  • сокращение в 12 раз приема на библиотечно-информационные факультеты высших и средних учебных заведений за последнее десятилетие. После их окончания в среднем не более 10–15% выпускников идут работать по специальности, но вследствие низкой зарплаты большинство из них вскоре покидают библиотеки;
  • отсутствие системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров. Библиотечные работники, как правило, не имеют возможности регулярно повышать квалификацию либо получить профессиональное образование (сельские библиотекари). В среднем по стране более 40% библиотекарей за последние пять лет не повышали свою квалификацию. В профессиональной переподготовке нуждаются сегодня около 20 тыс. работников библиотек, не имеющих библиотечного образования, но большинство из них не могут пройти эту форму обучения из-за отсутствия необходимой образовательной инфраструктуры и финансовых средств.

Приведу некоторые статистические данные, подтверждающие высказанные положения (по госстатистике 2006 г.).

Количество работников общедоступных библиотек достигло 128,7 тыс. человек, что на 5,5 тыс. больше по сравнению с 2000 г. Из этого числа 12,2 тыс. работают в центральных универсальных библиотеках, включая библиотеки федерального ведения, в муниципальных библиотеках – 107,3 тыс., в том числе в сельской местности – 50,9 тыс.

Общее количество специалистов с высшим образованием составляет 52,4 тыс. (40,7% от общего числа работников библиотек); со средним специальным образованием – 60,5 тыс. (соответственно 47,8%). Остальные 11,5 тыс. – имеют лишь общее среднее образование. При этом большая часть последних приходится на сельские библиотеки (около 7 тыс.).

Наибольшее число лиц без какого-либо профессионального образования работает в Чеченской Республике (21,8%), Читинской (14%), Тверской (11,9%) и Московской областях (10,1%), а также, как ни странно, в библиотеках Москвы (14,3%). Очень настораживает крайне низкий образовательный уровень библиотечных кадров в Таймырском, Усть-Ордынском и Эвенкийском автономных округах – около 30% работников библиотек имеют только общее среднее образование.

Низкие показатели числа специалистов с высшим образованием отмечаются в Чеченской Республике (17,5%), а также в республиках Дагестан (27,7%) и Башкортостан (29,6%). В Брянской, Вологодской, Костромской, Курской, Оренбургской, Рязанской, Тверской, Ульяновской и Читинской областях их число колеблется от 23 до 29%. В этих регионах наименьшая доля лиц с высшим образованием работает и в сельских библиотеках (от 8,8 до 11,9%).

Примечательно также, что в субъектах РФ, имеющих профильные вузы, кадровая ситуация принципиально не отличается от сложившейся в целом по стране. Число специалистов с высшим образованием среди работников библиотек этих регионов колеблется от 37% (Республика Татарстан, Пермский край) до 55% (Республика Бурятия, Кемеровская область). Причем из них далеко не все имеют профессиональное библиотечное образование. Так, в Самарской области, где находится широко известная в стране Самарская государственная Академия культуры и искусств, число специалистов с библиотечным образованием (со стажем до 6 лет) в библиотеках не превышает 13%. И подобное положение типично для многих регионов России.

Проблемная ситуация с кадровым составом российских библиотек – один из главных тормозов на пути их инновационного развития. Она крайне отрицательно влияет на возможности решения таких важнейших задач отрасли, как повышение качества библиотечных фондов и ресурсно-информационного потенциала библиотек страны, создание благоприятных условий для обеспечения беспрепятственного доступа всем гражданам России к социально значимой информации и знаниям, культурным ценностям и мировым информационным ресурсам, повышение социальной востребованности библиотек и их статуса общедоступных информационных, образовательных и культурно-досуговых центров.

Исходя из вышесказанного, можно определить следующие стратегические задачи развития кадрового состава российских библиотек:

  • повышение оплаты труда работников библиотек адекватно их вкладу в увеличение культурного, образовательного и интеллектуального потенциала России, что будет способствовать росту социального престижа библиотечной профессии и качества библиотечных услуг;
  • приоритетное развитие непрерывного библиотечно-информа­ционного образования, обеспечивающего комплексное обновление профессиональных знаний, умений и навыков библиотечных кадров посредством регулярного повышения их квалификации и переподготовки по актуальным направлениям модернизации библиотечного дела;
  • построение новой модели высшего и среднего профессионального библиотечно-информационного образования, предусматривающей переход на бакалавриат и магистратуру в соответствии с положениями Болонской конвенции и обеспечение качества профессионального образования.

Для решения обозначенных стратегических задач предстоит:

  • разработать социально-экономическое обоснование необходимости повышения заработной платы работникам библиотек, обеспечить его нормативно-правовое закрепление и скорейшее проведение в жизнь. При переходе на отраслевую систему оплаты труда необходимо максимально использовать возможности компенсационных и стимулирующих доплат и надбавок, для того чтобы уровень заработной платы библиотекарей был не ниже среднего по региону. Следует предусмотреть также ежегодную дополнительную государственную поддержку проектов, направленных на инновационное развитие библиотечного дела, с учетом материального стимулирования их разработчиков и участников;
  • пересмотреть тарифно-квалификационные характеристики работников библиотек, отразив в них новые требования к профессиональным компетенциям библиотечных кадров. Расширить номенклатуру должностей библиотечных учреждений, приведя ее в соответствие с их современными потребностями на основе Единого всероссийского классификатора должностей;
  • разработать государственные образовательные стандарты нового поколения по высшему и среднему профессиональному библиотечно-инфор­мационному образованию, обеспечивающие значительное повышение качества профессионального образования, его многоступенчатость (бакалавриат, специалитет, магистратура) и большую ориентацию на профессию с учетом ее значимости и перспективности в информационную эпоху;
  • создать нормативно-правовой механизм обязательного и гарантированного получения работниками библиотек с небиблиотечным образованием профессиональных знаний, необходимых им для выполнения нового вида деятельности (профессиональная переподготовка);
  • сформировать систему государственного заказа на профессиональную переподготовку и регулярное повышение квалификации библиотечных кадров по ключевым направлениям реформирования и модернизации отрасли, в том числе развития национальной компьютерной библиотечно-информа­ционной сети, сохранения документных ресурсов российских библиотек и обеспечения широкого доступа граждан к социально значимой информации;
  • создать Всероссийский координационный центр непрерывного профессионального библиотечно-информационного образования в целях согласованного взаимодействия всех образовательных структур отрасли и консолидации их деятельности; предусмотреть создание учебно-методи­ческих центров непрерывного образования в федеральных округах;
  • разработать нормативно-правовой механизм целевого финансирования системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации библиотечных кадров на федеральном и региональном уровнях, предусматривающий выделение из консолидированного бюджета в части расходов на библиотеки не менее 5% средств на профессиональное развитие их работников;
  • в целях повышения качества непрерывного библиотечно-информацион­ного образования ввести практику общественной профессиональной сертификации программ дополнительного библиотечного образования, реализуемых библиотеками и другими альтернативными структурами;
  • сформировать новую систему управления кадровым потенциалом библиотек на основе инновационного менеджмента и персонал-стратегий, стимулирующих мотивацию труда библиотечных работников; создавать на рабочих местах необходимые условия для их профессиональной социализации, продуктивной деятельности и творческого развития.

В заключение еще раз подчеркну: от решения кадровых проблем отрасли в первую очередь зависит будущее библиотек и их социальная востребованность в век электронных коммуникаций и общества знаний.

Долг нашего профессионального сообщества –сосредоточить усилия именно на этом участке деятельностис целью минимизации негативных последствий кадрового кризиса последнего десятилетия.

  
На главную