УДК 02(063)
15-я Международная конференция
«Библиотечные и информационные ресурсы
в современном мире науки, культуры,
образования и бизнеса» – «Крым–2008»
(7 –
15 июня 2008, Автономная Республика Крым, Украина)
Т. Я. Кузнецова
Академия переподготовки работников искусства,
культуры и туризма, Москва
Библиотечные кадры сегодня и завтра:
пути решения проблемы кадров, которые «решают все»
Рассмотрена ситуация в области обеспечения библиотек кадрами,
определены стратегические задачи по сохранению и преумножению кадрового
потенциала отрасли и пути их решения в русле Концепции программы развития
библиотечного дела в Российской Федерации до 2015 года.
Решение задач по инновационному развитию библиотек России как
информационно-аналитических, культурных, образовательных и досуговых центров в
первую очередь зависит от их кадрового обеспечения и профессиональной
готовности библиотекарей осуществить коренную модернизацию отрасли.
Работник современной библиотеки должен обладать принципиально новыми
знаниями, умениями и навыками, адекватными вызовам информационного общества и
задачам социально-экономического развития страны. Ему необходимо быть широко
образованным специалистом, владеющим, кроме своей профессии, навыками смежных
отраслей знания и сфер деятельности: информатики, педагогики, психологии,
социологии, правоведения, культурологии, коммуникативистики и многих других.
Библиотекарь новой формации – это не только хранитель документного культурного наследия, аккумулированного в
фондах библиотек, служитель Книги как
культурного феномена, знаток
художественной, научной и научно-популярной литературы, воспитатель культуры чтения, организатор
культурно-досуговой деятельности. Современный библиотекарь это также аналитик-синтезатор, умеющий осуществлять
поиск и оценивать качество информационных ресурсов с учетом потребностей и
запросов пользователей, информационный
навигатор и посредник в системе
документных коммуникаций, в том числе электронных, инструктор по освоению информационной культуры, специалист в области социальных коммуникативных
технологий. Однако разрыв между требованиями, предъявляемыми современным
обществом к библиотечным работникам, и их профессиональными компетенциями в
последние годы заметно увеличивается.
В ситуации с кадрами назрели следующие проблемы:
- совокупные знания, умения и навыки работников библиотек сегодня
явно отстают от динамично меняющегося мира информационных коммуникаций и далеко
не всегда отвечают новым социальным задачам реформирования отрасли.
Определенные успехи, достигнутые библиотеками страны в последнее десятилетие, в
основном – результат энтузиазма ее лучших представителей и профессиональной
элиты;
- низкий уровень заработной платы библиотечных работников (в 2,5
раза ниже средней по стране и в большинстве регионов ниже прожиточного
минимума) и их социальная незащищенность ведут к уходу наиболее перспективных
библиотечных специалистов в другие сферы с более высокой оплатой труда.
Необходимость их срочной замены снижает уровень требований к заполняющим вакансии
и приводит к заметно выраженной кадровой стагнации: число работающих
пенсионеров в некоторых регионах достигает 70%. Вакансии в библиотеках
заполняются в основном специалистами без библиотечного образования либо
выпускниками средних школ, что увеличивает разрыв между образовательным уровнем
читателей и библиотекарей, снижающий общественный престиж библиотечной
профессии и библиотеки как социального института;
- сокращение в 12 раз приема на библиотечно-информационные факультеты
высших и средних учебных заведений за последнее десятилетие. После их окончания
в среднем не более 10–15% выпускников идут работать по специальности, но
вследствие низкой зарплаты большинство из них вскоре покидают библиотеки;
- отсутствие системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации
кадров. Библиотечные работники, как правило, не имеют возможности регулярно
повышать квалификацию либо получить профессиональное образование (сельские
библиотекари). В среднем по стране более 40% библиотекарей за последние пять
лет не повышали свою квалификацию. В профессиональной переподготовке нуждаются
сегодня около 20 тыс. работников библиотек, не имеющих библиотечного
образования, но большинство из них не могут пройти эту форму обучения из-за
отсутствия необходимой образовательной инфраструктуры и финансовых средств.
Приведу некоторые статистические данные, подтверждающие высказанные
положения (по госстатистике 2006 г.).
Количество работников общедоступных библиотек достигло 128,7 тыс.
человек, что на 5,5 тыс. больше по сравнению с 2000 г. Из этого числа 12,2
тыс. работают в центральных универсальных библиотеках, включая библиотеки
федерального ведения, в муниципальных библиотеках – 107,3 тыс., в том числе в
сельской местности – 50,9 тыс.
Общее количество специалистов с высшим образованием составляет
52,4 тыс. (40,7% от общего числа работников библиотек); со средним специальным
образованием – 60,5 тыс. (соответственно 47,8%). Остальные 11,5 тыс. – имеют
лишь общее среднее образование. При этом большая часть последних приходится на
сельские библиотеки (около 7 тыс.).
Наибольшее число лиц без
какого-либо профессионального образования работает в Чеченской Республике
(21,8%), Читинской (14%), Тверской (11,9%) и Московской областях (10,1%), а
также, как ни странно, в библиотеках Москвы (14,3%). Очень настораживает крайне
низкий образовательный уровень библиотечных кадров в Таймырском, Усть-Ордынском
и Эвенкийском автономных округах – около 30% работников библиотек имеют только
общее среднее образование.
Низкие показатели числа
специалистов с высшим образованием отмечаются в Чеченской Республике (17,5%), а
также в республиках Дагестан (27,7%) и Башкортостан (29,6%). В Брянской,
Вологодской, Костромской, Курской, Оренбургской, Рязанской, Тверской,
Ульяновской и Читинской областях их число колеблется от 23 до 29%. В этих
регионах наименьшая доля лиц с высшим образованием работает и в сельских
библиотеках (от 8,8 до 11,9%).
Примечательно также, что в
субъектах РФ, имеющих профильные вузы, кадровая ситуация принципиально не
отличается от сложившейся в целом по стране. Число специалистов с высшим
образованием среди работников библиотек этих регионов колеблется от 37%
(Республика Татарстан, Пермский край) до 55% (Республика Бурятия, Кемеровская
область). Причем из них далеко не все имеют профессиональное библиотечное
образование. Так, в Самарской области, где находится широко известная в стране
Самарская государственная Академия культуры и искусств, число специалистов с
библиотечным образованием (со стажем до 6 лет) в библиотеках не превышает 13%.
И подобное положение типично для многих регионов России.
Проблемная ситуация с кадровым составом российских библиотек –
один из главных тормозов на пути их инновационного развития. Она крайне
отрицательно влияет на возможности решения таких важнейших задач отрасли, как
повышение качества библиотечных фондов и ресурсно-информационного потенциала
библиотек страны, создание благоприятных условий для обеспечения беспрепятственного
доступа всем гражданам России к социально значимой информации и знаниям,
культурным ценностям и мировым информационным ресурсам, повышение социальной
востребованности библиотек и их статуса общедоступных информационных, образовательных
и культурно-досуговых центров.
Исходя из вышесказанного, можно определить следующие стратегические
задачи развития кадрового состава российских библиотек:
- повышение оплаты труда
работников библиотек адекватно их вкладу в увеличение культурного,
образовательного и интеллектуального потенциала России, что будет
способствовать росту социального престижа библиотечной профессии и качества
библиотечных услуг;
- приоритетное развитие
непрерывного библиотечно-информационного образования, обеспечивающего
комплексное обновление профессиональных знаний, умений и навыков библиотечных
кадров посредством регулярного повышения их квалификации и переподготовки по
актуальным направлениям модернизации библиотечного дела;
- построение новой модели
высшего и среднего профессионального библиотечно-информационного образования,
предусматривающей
переход на бакалавриат и магистратуру в соответствии с положениями Болонской
конвенции и обеспечение качества профессионального образования.
Для решения обозначенных стратегических задач предстоит:
- разработать социально-экономическое обоснование необходимости
повышения заработной платы работникам библиотек, обеспечить его нормативно-правовое
закрепление и скорейшее проведение в жизнь. При переходе на отраслевую систему
оплаты труда необходимо максимально использовать возможности компенсационных и
стимулирующих доплат и надбавок, для того чтобы уровень заработной платы
библиотекарей был не ниже среднего по региону. Следует предусмотреть также
ежегодную дополнительную государственную поддержку проектов, направленных на инновационное
развитие библиотечного дела, с учетом материального стимулирования их разработчиков
и участников;
- пересмотреть
тарифно-квалификационные характеристики работников библиотек, отразив в них
новые требования к профессиональным компетенциям библиотечных кадров. Расширить
номенклатуру должностей библиотечных учреждений, приведя ее в соответствие с их
современными потребностями на основе Единого всероссийского классификатора
должностей;
- разработать государственные образовательные стандарты нового поколения
по высшему и среднему профессиональному библиотечно-информационному образованию, обеспечивающие
значительное повышение качества профессионального образования, его
многоступенчатость (бакалавриат, специалитет, магистратура) и большую
ориентацию на профессию с учетом ее значимости и перспективности в информационную
эпоху;
- создать нормативно-правовой механизм обязательного и гарантированного
получения работниками библиотек с небиблиотечным образованием профессиональных
знаний, необходимых им для выполнения нового вида деятельности
(профессиональная переподготовка);
- сформировать систему государственного заказа на профессиональную
переподготовку и регулярное повышение квалификации библиотечных кадров по
ключевым направлениям реформирования и модернизации отрасли, в том числе развития национальной компьютерной
библиотечно-информационной сети, сохранения документных ресурсов российских
библиотек и обеспечения широкого доступа граждан к социально значимой информации;
- создать Всероссийский координационный центр непрерывного профессионального
библиотечно-информационного образования в целях согласованного взаимодействия
всех образовательных структур отрасли и консолидации их деятельности; предусмотреть
создание учебно-методических центров
непрерывного образования в федеральных округах;
- разработать нормативно-правовой механизм целевого финансирования
системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации библиотечных
кадров на федеральном и региональном уровнях, предусматривающий выделение из
консолидированного бюджета в части расходов на библиотеки не менее 5% средств
на профессиональное развитие их работников;
- в целях повышения качества
непрерывного библиотечно-информационного образования ввести практику
общественной профессиональной сертификации программ дополнительного
библиотечного образования, реализуемых библиотеками и другими альтернативными
структурами;
- сформировать новую систему управления кадровым потенциалом
библиотек на основе инновационного менеджмента и персонал-стратегий,
стимулирующих мотивацию труда библиотечных работников; создавать на рабочих
местах необходимые условия для их профессиональной социализации, продуктивной
деятельности и творческого развития.
В заключение еще раз подчеркну: от решения кадровых проблем отрасли в первую очередь зависит будущее
библиотек и их социальная востребованность в век электронных коммуникаций и
общества знаний.
Долг нашего профессионального сообщества –сосредоточить усилия именно на этом участке деятельностис целью минимизации негативных
последствий кадрового кризиса последнего десятилетия.
|