Научные и технические библиотеки №3 2009 год
Содержание:

15-я Международная конференция «Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» – «Крым–2008»

Секция «Библиотечные кадры. Профессия. Образование»

Кузнецова Т. Я. Библиотечные кадры сегодня и завтра: пути решения проблемы кадров, которые «решают все»

Гришина С. М. Психосоматические проблемы библиотечной профессии

Секция «Информационно-лингвистическое обеспечение библиотечно-информационных систем»

Москаленко Т. А., Мякова Н. А. Информационно-поисковый тезаурус Парламентской библиотеки: этапы разработки, ведение, применение и дальнейшие перспективы

Лавренова О. А. Методы формирования многоязычного нормативного/авторитетного файла географических названий

Секция «Экологическая информация и экологическая культура»

Бычкова Е. Ф. Работа Экологической секции на Крымском форуме 2008 года.

Басинюк Т. К. Электронные информационные ресурсы ЦНБ им. Я. Коласа НАН Беларуси в области охраны окружающей среды

Дунаева Н. В. Новый информационный ресурс из раздела биоэтики – база данных «Благополучие животных»

Очолла Д., Очолла Л. Результаты изучения эффективности научных исследований по проблеме глобального потепления: литература 1980–2007 гг. Информетрический анализ

Семинар «Менеджмент и маркетинг в библиотеках и ассоциациях»

Суслова И. М. Социально-этический маркетинг: технология управления информационно-библиотечной деятельностью

Комарова Г. Менеджмент организации работы в библиотеке колледжа

Ступкин В. В. Прогнозирование информационно-потребительской ситуации и качество функционирования систем библиотечно-информационного обеспечения

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Николова С. Г. Роль научных библиотек и информационных центров в предупреждении кризисных ситуаций

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Сванепоэль М. Проекты оцифровки: изучение состояния дел в мире

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ

НАША ПРОФЕССИЯ

Мазурицкий А. М. Еще раз об эволюции библиотечной школы. (Разговор с мэтром)

ЮБИЛЕИ

Леонов В. П., Соколов А. В. Люблю… А как же иначе? (Юбилейный диалог о Гертруде Васильевне Гедримович)

Квочкина О. И., Садыкова В. Ф. Признание в призвании. (К юбилею К. Г. Урмурзиной)

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Савкина Е. А. Двенадцатая Международная конференция и выставка «LIВCOM»


В. В. Ступкин

ГПНТБ России

Прогнозирование информационно-потребительской ситуации
и качество функционирования систем
библиотечно-информационного обеспечения

Рассмотрены основные причины, значительно снижающие уровень библиотечно-информационного обслуживания специалистов. Изложены результаты анализа влияния избытка информации на уровень деловой активности пользователей. Сформулированы основные подходы к решению проблем, связанных с прогнозированием информационно-потребительской ситуации и снижением уровня удовлетворения информационных потребностей пользователей.

В общем комплексе работ по улучшению качества функционирования интегрированных систем библиотечно-информационного обеспечения (ИСБИО) различных сфер деятельности значительное место должны занимать изучение информационных потребностей пользователей и развитие спектра информационной продукции и услуг, ориентированных на удовлетворение их профессиональных интересов.

На первый взгляд может показаться, что современный спектр услуг и продукции, предлагаемый в рамках систем библиотечно-информационного обеспечения, весьма широк и позволит при его реализации удовлетворить необходимые информационные потребности или определенный круг профессиональных интересов различных групп пользователей с достаточно высокой полнотой и точностью.

Однако проблема удовлетворения необходимых информационных потребностей пользователей до сих пор не имеет положительного решения. Неудачи исследователей можно объяснить рядом обстоятельств.

1. Информационная потребность (это вытекает из ее определения) представляет собой психосоциальный и психический феномен и трудно поддается отображению, а тем более измерению. Часто сами пользователи затрудняются сформулировать свои потребности или определяют их недостаточно корректно.

2. Информационная потребность пользователей характеризуется многоаспектностью и изменчивостью. Как правило, информационные потребности ученых и специалистов, выполняющих научно-инновационные программы и проекты, разнообразны по тематике и объемам.

3. Трудности в получении достоверных сведений об информационных потребностях пользователей связаны и с их прогностическим характером. Чаще всего проблема состоит в подготовке пользователю необходимой информации в условиях неопределенности уровня его информированности.

4. Особенности представления (кодирования или индексирования) информации в различных поисковых системах класса «пользователь – коммуникационная среда – информационные ресурсы» и способов выражения пользователем своих информационных потребностей в виде информационных запросов значительно снижают точность поиска, поскольку возникают объективные трудности в снятии лексической (неоднозначность терминов), семантической (неточность выражения на информационно-поисковом языке смысла темы, предмета) и метаинформационной неопределенностей.

5. Непрерывно возрастающий объем информации и практически неограниченные возможности прямого обращения пользователей к искомой информации на основе современных информационно-телекоммуника­ционных технологий добавили к существующим еще ряд новых проблем, связанных с достаточно сложной современной эколого-информационной ситуацией.

Удовлетворение информационных потребностей, а следовательно, и повышение уровня информированности пользователя реализуются за счет как его обращения к субъектам интегрированной системы и оказания ими различных видов услуг, так и проведения самостоятельной работы по поиску необходимой информации. В соответствии с целями и решаемыми проблемами пользователь может сформулировать свой запрос (поисковое предписание) на естественном языке либо на специализированном искусственном языке (информационно-поисковом).

В общем виде запросы, сформулированные потребителем, могут частично или полностью совпадать с его информационной потребностью. При обращении к различным электронным ресурсам наличие лексической или семантической неопределенностив поисковых предписаниях пользователя и индексированных документах поисковой системы значительно снижает полноту и точность выдачи требуемых сведений. Наличие метаинформационной неопределенности, связанной с отсутствием необходимой информации о функционировании конкретных библиотечно-информационных систем и методах обработки и поиска информации, повышает уровень информационных перегрузок.

Выбор соотношения показателей полноты и точности выдачи документов должен определяться теми проблемами, которые будут решаться различными категориями пользователей. Для удовлетворения информационных потребностей ученых и специалистов полнота поиска едва ли должна превышать 60–70%.

Необходимо отметить, что при определении полноты и точности поиска не учитывается величина поискового массива. Между тем средний объем выдачи находится в прямой зависимости от количества документов в поисковом массиве. Следовательно, с увеличением поискового массива может значительно вырасти поисковый «шум». Проведенный анализ свидетельствует о своевременности и важности решения этой проблемы, поскольку огромный рост объемов информационных потоков в различных сферах деятельности приводит к дальнейшемуухудшению современной эколого-информационной ситуации.

Подсчитано, что количество информации, доступной для населения мира, удваивается каждые пять лет. Основные причины роста информационных потоков:

  • глобализация экономики, науки, информационной сферы и коммуникаций;
  • значительный рост деловых связей внутри компаний, а также с поставщиками и потребителями;
  • многообразие средств коммуникации (Интернет, электронная почта, факс, телеконференции и др.).

Появилось значительное число зарубежных публикаций, отражающих осмысление таких явлений, как информационная перегрузка (information overload) и перепроизводство информации (information overproduction), синдром информационной усталости (information fatigue syndrome).

В отчете «Гибель от информации» ведущий британский специалист в области психологии стресса Д. Льюис доказал, что избыток информации значительно снижает уровень деловой активности и вызывает психические расстройства. По его мнению, эта проблема будет усугубляться по мере дальнейшего развития Интернета и модернизации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Не случайно в одной из работ Д. Шенка появился термин аналитический паралич, связанный с бесконечным стремлением получить больше информации о конкретной ситуации или проблемой принятия наиболее рационального решения. Общий вывод, сформулированный автором, заключался в необходимости разумного использования «информационной лавины» для избежания подобных явлений.

Характер рассмотренных проблем, снижающих уровень удовлетворения информационных потребностей пользователей, позволил выделить основные направления их решения:

1. Структура методологии управления качеством функционирования ИСБИО должна содержать элементы, ориентированные на изучение и прогнозирование информационно-потребительской ситуации, анализ возможностей подобных систем удовлетворить информационные потребности пользователей.

2. Для более точного выражения пользователем своих потребностей и проведения качественных информационных поисков, прежде всего в полнотекстовых базах данных, целесообразно использовать тематические информационно-поисковые тезаурусы.

3. Сокращение времени поиска сайтов по научно-технической, деловой или социальной тематике тесно связано с реализацией концепции навигации в информационных потоках Интернета. Важно предусмотреть разработку электронного каталога-навигатора, обеспечивающего пользователям непосредственный выход через Интернет к отечественным и зарубежным информационным ресурсам.

  
На главную