Научные и технические библиотеки №3 2009 год
Содержание:

15-я Международная конференция «Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» – «Крым–2008»

Секция «Библиотечные кадры. Профессия. Образование»

Кузнецова Т. Я. Библиотечные кадры сегодня и завтра: пути решения проблемы кадров, которые «решают все»

Гришина С. М. Психосоматические проблемы библиотечной профессии

Секция «Информационно-лингвистическое обеспечение библиотечно-информационных систем»

Москаленко Т. А., Мякова Н. А. Информационно-поисковый тезаурус Парламентской библиотеки: этапы разработки, ведение, применение и дальнейшие перспективы

Лавренова О. А. Методы формирования многоязычного нормативного/авторитетного файла географических названий

Секция «Экологическая информация и экологическая культура»

Бычкова Е. Ф. Работа Экологической секции на Крымском форуме 2008 года.

Басинюк Т. К. Электронные информационные ресурсы ЦНБ им. Я. Коласа НАН Беларуси в области охраны окружающей среды

Дунаева Н. В. Новый информационный ресурс из раздела биоэтики – база данных «Благополучие животных»

Очолла Д., Очолла Л. Результаты изучения эффективности научных исследований по проблеме глобального потепления: литература 1980–2007 гг. Информетрический анализ

Семинар «Менеджмент и маркетинг в библиотеках и ассоциациях»

Суслова И. М. Социально-этический маркетинг: технология управления информационно-библиотечной деятельностью

Комарова Г. Менеджмент организации работы в библиотеке колледжа

Ступкин В. В. Прогнозирование информационно-потребительской ситуации и качество функционирования систем библиотечно-информационного обеспечения

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Николова С. Г. Роль научных библиотек и информационных центров в предупреждении кризисных ситуаций

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Сванепоэль М. Проекты оцифровки: изучение состояния дел в мире

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ

НАША ПРОФЕССИЯ

Мазурицкий А. М. Еще раз об эволюции библиотечной школы. (Разговор с мэтром)

ЮБИЛЕИ

Леонов В. П., Соколов А. В. Люблю… А как же иначе? (Юбилейный диалог о Гертруде Васильевне Гедримович)

Квочкина О. И., Садыкова В. Ф. Признание в призвании. (К юбилею К. Г. Урмурзиной)

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Савкина Е. А. Двенадцатая Международная конференция и выставка «LIВCOM»


УДК 02(063)

С. М. Гришина

Березовская ЦБС, Свердловская обл.

Психосоматические проблемы библиотечной профессии

Рассмотрены проблемы, связанные с человеческой и личностной составляющей профессии в свете кадрового кризиса в библиотеках, предложены некоторые пути развития профессии.

В последние годы все чаще и громче профессиональное библиотечное сообщество выражает беспокойство, связанное с нарастанием кризиса в профессии, который в определенной мере можно считать системным. Речь идет о кадрах библиотек. Несомненно, это проблема актуальна для всех видов библиотек и проявляется во всех направлениях их деятельности. И дело даже не в физическом отсутствии специалистов – все гораздо сложнее. Мне хотелось бы рассмотреть один из аспектов этой проблемы прежде всего с точки зрения муниципальных библиотек.

Сначала определимся с понятиями, заложенными в названии моего сообщения.

Психосоматика (от греч. psyche – душа, soma – тело) – направление в медицине и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических заболеваний. В рамках психосоматики исследуются связи между характеристиками личности (конституциональные особенности, черты характера и личности, стили поведения, типы эмоциональных конфликтов) и тем или иным соматическим заболеванием. Альтернативная медицина считает, что все болезни человека возникают, как правило, по причине психологических несоответствий и расстройств, возникающих в его душе, подсознании, мыслях.

Согласно основному постулату этой науки в основе психосоматического заболевания лежит реакция на эмоциональное переживание, сопровождающаяся функциональными изменениями и патологическими нарушениями в органах.

Любое психосоматическое заболевание является свойством человеческого организма как системы. Оно не выводится по отдельности ни из психических, ни из физиологических (включая наследственные) свойств индивида, его невозможно объяснить путем исследования свойств какой-то одной подсистемы – психической или соматической. Только взаимодействие между этими подсистемами и окружающей средой может привести к новому состоянию организма, определяемому как психосоматическое заболевание. И только понимание этих связей может дать возможность эффективно воздействовать на возникшее заболевание.

Конечно, рассмотрение с точки зрения психосоматики проблем не личности, а профессии не может считаться корректным с научной точки зрения и достаточно условно. Но коль скоро душой профессии всегда считались люди – носители этой профессии, то рассмотрение роли профессионала в развитии профессии как психического или скорее психологического фактора вполне допустимо.

Сначала небольшое историческое отступление.

В момент массового появления публичных библиотек в конце XIX – начале XX в. их основной задачей было просвещение народа – миссия общественно значимая и дающая ощущение психологического комфорта библиотекарям того времени. Просвещение осталось основной задачей практически до Великой Отечественной войны.

Во второй половине ХХ в. до середины 1980-х гг. библиотеки считались идеологическим инструментом и помощником Коммунистической партии. Как бы мы ни относились к этой роли сегодня, в те времена она была достаточно почетна и не создавала какого-либо дискомфорта у большинства специалистов того времени.

В период перестройки библиотечные специалисты пережили определенный подъем в своем мироощущении, так как это было время, когда именно в библиотеках можно было получить неизвестную ранее и возвращенную из спецхранов литературу, а также актуальную, прежде всего политическую информацию о жизни новой России.

С начала 1990-х гг. начинается время выживания. Сложная ситуация в стране привела и к настоящему системному кризису в библиотечном деле. Библиотечным специалистам потребовалось практически ежедневно доказывать свою нужность обществу. Привычное положение просветителей, т. е. несущих свет, пошатнулось. И это после определенного эмоционального подъема предыдущего пятилетия. Именно в этот период значительное количество профессиональных библиотекарей ушло из профессии, а те, кто остался, оказались в растерянности, столкнувшись с коренным изменением привычной картины мира (причем не только профессиональной). При этом общеизвестно, что все механизмы психологической защиты человеческой личности направлены на защиту от нововведений. Ведь каждое нововведение – это риск, а риск – опасность для выживания. Так, как есть сейчас – благополучно и эффективно, раз мы до сих пор живы. Значит, не надо ничего менять – как бы не стало хуже. Именно в те годы и образовалась психологическая предпосылка для возникновения современного кадрового кризиса.

XXI в. внес свои перемены. Определенная стабилизация экономики привела и к улучшению экономического положения библиотек. Сегодня в большинстве субъектов Федерации и муниципальных образований существуют те или иные программы, направленные на улучшение ресурсного обеспечения библиотек – материальных, информационных.

В Свердловской области действует программа Регионального компонента национальных проектов, по которой практически все библиотеки дотационных муниципалитетов получили довольно значительные средства на комплектование фондов, приобретение компьютерной техники и подключение к Интернету. Только за 2007 г. количество компьютеризованных библиотек возросло с 204 до 316 (это 32% всех библиотек области), подключенных к Интернету – с 121 до 158 (16%).

Привело ли это к улучшению психологического состояния специалистов? В большинстве случаев – нет. Устав от борьбы за прошедшие 15 лет, библиотекари заработали психосоматические заболевания – синдром профессионального выгорания и синдром хронической усталости. Привыкнув за те же 15 лет к отсутствию фондов, техники и наблюдая со стороны бурное развитие библиотек крупных городов, а в последние годы и библиотек вузов, специалисты муниципальных библиотек в большинстве своем потеряли надежду догнать их. Получив же определенные ресурсы, иногда довольно значительные, они часто не могут решить, как их использовать. И компьютеры лежат в коробках, а книги обрабатываются годами. Все это накладывается на старение кадров и психологические барьеры перед техникой у гуманитариев.

При этом продолжает развиваться и еще одно противоречие, имеющее свои корни также в 1990-х гг. Несоответствие между самооценкой библиотекарей и существующей оценкой их в обществе. По результатам небольшого исследования, проведенного среди директоров муниципальных библиотек Свердловской области, около 50% опрошенных считают, что муниципальные власти недооценивают роль библиотек в обществе. И только один человек высказал опасения, что библиотека реально не дотягивает до ее оценки властями.

Завышенная самооценка – это характерно для библиотечных специалистов нашей страны. В 1990-е гг. Свердловская областная библиотека для детей и юношества провела несколько психологических тренингов для библиотекарей детских библиотек. На них выполнены и определенные исследования, связанные с профессиональной самооценкой, выявившие начало формирования такой проблемы. Не случайно с энтузиазмом подхвачено сказанное в конце прошлого года: библиотекари – последние святые на Руси. (А ведь от святых на равном расстоянии и боги, и блаженные.)

Какой оценки мы захотим в будущем? Гораздо правильнее, объективнее и полезнее для психологического комфорта личности была бы оценка нас как специалистов своего дела, выбор в качестве критерия такой оценки не того факта, что мы приходим на работу за минимальную зарплату (утверждение – не всегда верное), а того, как мы выполняем наши социальные функции, хотя бы те, которые определены нам Законом о библиотечном деле.

Еще один аспект рассматриваемой проблемы, тоже влияющий на развитие профессии, – это изменение профессиональной подготовки кадров. Сложное положение, в котором оказались профессиональные учебные заведения культуры, привело к тому, что специалистов с библиотечным образованием в муниципальных библиотеках становится все меньше. В Свердловской области этот показатель менее 50% и постоянно уменьшается.

В библиотеки пришли специалисты с другим образованием, большей частью смежным. Прежде всего это педагоги. Хорошо это или плохо для профессии сказать однозначно нельзя; но наводит на мысль, не является ли это причиной (или одной из причин) уменьшения количества взрослых среди пользователей муниципальных библиотек. Ведь педагоги, при всех плюсах их профессиональной подготовки, психологически направлены на работу с детьми.

Еще один момент, как кажется, связанный с отсутствием профессионально подготовленных кадров – это превращение муниципальной библиотеки из массовой в публичную. Мы теперь в большинстве своем работаем с публикой – людьми, имеющими общие интересы. И, как правило, это те пользователи, которые сами пришли в библиотеку. Их мы изучаем и строим свои картины окружающего мира. В объективности такой картины приходится сомневаться. Между тем формы работы с населением в целом, с потенциальными пользователями практически не получают развития.

Изменение кадрового состава привело и к размыванию профессионального самосознания. Сегодня у нас нет единого представления о нашей профессии. Какова наша роль в обществе? Чем мы должны заниматься?

Муниципальная библиотека сегодня должна быть центром информации, досуговым центром, центром социальной адаптации и реабилитации, центром чтения, поддержки образования, институтом патриотического, правого, экологического, эстетического и т. д. просвещения. Она должна всем этим быть сразу или можно по частям? Все муниципальные библиотеки должны заниматься всеми этими направлениями по определению либо должны ориентироваться на своих пользователей или на свое население? Ответы на эти вопросы и требования как правило руководитель муниципальной библиотеки ищет сам, в меру своих возможностей и способностей. Кто может определить правильность его решения в том или ином случае?

Процесс размывания профессионального самосознания усиливается и расслоением библиотек, появлением огромного разрыва между «продвинутыми» и «отстающими». А это еще один шаг к исчезновению корпоративной солидарности. Кажется, что у нас нет общих проблем, а следовательно, общих интересов. Может быть, у нас уже и профессии разные? Косвенным доказательством этого положения может служить и тот факт, что в нашей стране не развиваются региональные библиотечные ассоциации, в отличие от мирового библиотечного сообщества. В свое время в США меня поразило, что библиотека маленького городка в штате Вирджиния является членом шести (!) библиотечных ассоциаций. В том числе ассоциации библиотек, расположенных вдоль реки, протекающей через город. А на вопрос: «Для чего вам это нужно?» – был дан ответ: «Мы, библиотекари, должны поддерживать друг друга. И при этом от членства в каждой ассоциации мы получаем свое особенное». И это связано не с финансовыми и юридическими вопросами, как может показаться, а именно с человеческим фактором.

Таковы симптомы, на мой взгляд, свидетельствующие о наличии психосоматических проблем в библиотечной профессии. Насколько эти заболевания опасны и имеются ли способы их лечения?

Мир таков, какими глазами мы на него смотрим. Наше отношение к тому или иному явлению не определяется нашим желанием: хочу – отношусь хорошо, хочу – плохо. Наше отношение продиктовано нашим внутренним состоянием, общим фоном. Мы все живем по программе выживания. Это заложено инстинктом самосохранения. Сегодня у нас нет корпоративной солидарности – каждый выживает в одиночку. Мы не привыкли делиться проблемами, привыкли свои результаты отвоевывать, а не вместе достигать. Лень, безответственность, безразличие, неверие в себя, страх, нежелание отвечать за результат – все как всегда. В психологических тренингах это состояние называется культурный дрейф. Надо начать изменения с себя. Каждому и сейчас. А начать, как мне кажется, необходимо с воспитания в самом себе чувства гордости за профессию, тем более что нам есть чем гордиться и в прошлом, и сегодня.

В этом процессе изменения жизненно необходимо участие нашей профессиональной периодики, которой надо перестать быть просто зеркалом, отражающим проходящие мимо события, а стать чем-то иным, определенным двигателем – ведь сегодня профессиональная пресса – самый доступный канал профессиональной коммуникации для муниципальных библиотек.

Может быть, вспомнить опыт прошлых лет и развернуть на страницах наших журналов дискуссии не только о том, какой научный термин следует применять в том или ином случае, но и о том, как изменить нашу жизнь к лучшему. Рассказывать не только об успешном опыте, но и о неудачах и уроках, из них извлеченных. Специалисты разных библиотек, в том числе и муниципальных, могли бы все эти материалы готовить и не бояться показаться неудачниками. Надо перестать ждать мгновенного результата от своей работы, а настраиваться на многолетний труд без видимых на первый взгляд результатов.

Сегодня снова поднимается вопрос о необходимости создания региональных ассоциаций. Российская библиотечная ассоциация, при всем уважении к ее заслугам, не может заниматься решениями проблем всех регионов. А региональные организации могли бы дойти до каждой библиотеки.

Профессиональным учебным заведениям культуры тоже необходимо полноценно влиться в профессиональное сообщество, а не находиться в стороне. Мы можем помочь друг другу. Например, в Челябинской государственной академии культуры и искусств произошла очередная реформа, в результате которой все кафедры библиотечных специальностей слиты в одну. Специалисты библиотек Свердловской области узнали об этом, как о свершившемся факте. Между тем неизвестно, как бы сложилась ситуация, если бы руководство академии получило, например, аргументированное письмо (и не одно) от специалистов регионов, для которых академия готовит своих выпускников. Наша сила в профессиональном единстве.

Ответственность за сложившуюся в нашей профессии ситуацию несет вовсе не окружающий мир, а мы сами. Самая большая степень ответственности лежит именно на муниципальных библиотеках, как самых многочисленных и близких к населению. А мы слишком привыкли перекладывать этот груз на «старших» товарищей: на областные библиотеки, а то и на федеральные. Пришло время осознать себя. Изменения возможны лишь тогда, когда в обществе накапливается критическая масса людей, умеющих мыслить по-новому, тех, кто готов рисковать и выходить за рамки привычной жизненной рутины, готов совершать безумные поступки, вести себя нелогично, на взгляд большинства – глупо, и по большому счету отказаться от выживания. Просто для того, чтобы жить и работать в удовольствие.

  
На главную