Научные и технические библиотеки №3 2009 год
Содержание:

15-я Международная конференция «Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» – «Крым–2008»

Секция «Библиотечные кадры. Профессия. Образование»

Кузнецова Т. Я. Библиотечные кадры сегодня и завтра: пути решения проблемы кадров, которые «решают все»

Гришина С. М. Психосоматические проблемы библиотечной профессии

Секция «Информационно-лингвистическое обеспечение библиотечно-информационных систем»

Москаленко Т. А., Мякова Н. А. Информационно-поисковый тезаурус Парламентской библиотеки: этапы разработки, ведение, применение и дальнейшие перспективы

Лавренова О. А. Методы формирования многоязычного нормативного/авторитетного файла географических названий

Секция «Экологическая информация и экологическая культура»

Бычкова Е. Ф. Работа Экологической секции на Крымском форуме 2008 года.

Басинюк Т. К. Электронные информационные ресурсы ЦНБ им. Я. Коласа НАН Беларуси в области охраны окружающей среды

Дунаева Н. В. Новый информационный ресурс из раздела биоэтики – база данных «Благополучие животных»

Очолла Д., Очолла Л. Результаты изучения эффективности научных исследований по проблеме глобального потепления: литература 1980–2007 гг. Информетрический анализ

Семинар «Менеджмент и маркетинг в библиотеках и ассоциациях»

Суслова И. М. Социально-этический маркетинг: технология управления информационно-библиотечной деятельностью

Комарова Г. Менеджмент организации работы в библиотеке колледжа

Ступкин В. В. Прогнозирование информационно-потребительской ситуации и качество функционирования систем библиотечно-информационного обеспечения

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Николова С. Г. Роль научных библиотек и информационных центров в предупреждении кризисных ситуаций

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Сванепоэль М. Проекты оцифровки: изучение состояния дел в мире

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ

НАША ПРОФЕССИЯ

Мазурицкий А. М. Еще раз об эволюции библиотечной школы. (Разговор с мэтром)

ЮБИЛЕИ

Леонов В. П., Соколов А. В. Люблю… А как же иначе? (Юбилейный диалог о Гертруде Васильевне Гедримович)

Квочкина О. И., Садыкова В. Ф. Признание в призвании. (К юбилею К. Г. Урмурзиной)

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Савкина Е. А. Двенадцатая Международная конференция и выставка «LIВCOM»


Н. В. Дунаева

ЦНБ им. Н. И. Железнова РГАУ–МСХА
им. К. А. Тимирязева, Москва

Новый информационный ресурс из раздела биоэтики –
БД «Благополучие животных»

Центральная научная библиотека им. Н. И. Железнова Российского государственного аграрного университета им. К. А. Тимирязева – библиотека инновационного вуза, главной задачей которой является оперативное обеспечение научного и образовательного процессов актуальной и достоверной информацией, в том числе в области агроэкологии как наиболее востребованной в настоящее время.

С 1998 г. специалисты отдела «Экология: наука и мировоззрение» приступили к созданию баз данных «Органическое сельское хозяйство», «Применение стволовых клеток в биологии», «Применение нанотехнологий в сельском хозяйстве», «Благополучие животных» и других, с которыми можно познакомиться на сайте ЦНБ (www.library.timacad.ru) в разделе «Научно-информационный экологический центр».

Большой интерес не только специалистов, но и самого широкого круга пользователей вызвала БД раздела биоэтики – «Благополучие животных». Сейчас трудно сказать, чем это вызвано – интересом к самой проблеме или к непривычному словосочетанию.

Термин благополучие животных является дословным переводом с английского animalwelfare. Благополучие животных – это раздел знаний, относящийся одновременно и к биологии поведения животных (этологии) и к морально-нравственной проблематике.

Понятие биоэтика введено в научный оборот в 1972 г. американским биологом В. Поттером, назвавшим так новую научную дисциплину, объединяющую биологическое знание и человеческие ценности.

На формирование этой области знаний как самостоятельной науки ушло более 400 лет, в течение которых наука физиология совместно с наукой психология получила инструментальные методы изучения функций мозга и установила наличие примитивного разума у животных, а также выявила физиологические и психические страдания у них; затем на смену философии антропоцентризма (превосходства человека над животным миром), которая господствовала с эпохи Возрождения, пришла философия биоцентризма (биологического равенства всех видов животных на Земле).

Признание мировым научным сообществом несостоятельности философии антропоцентризма стало возможным после того, как философия антропоцентризма и научно-технический прогресс, ориентированный на покорение природы, привели к тому, что среда обитания человека изменилась не в лучшую сторону.

Человеческое сообщество пришло к пониманию и осознанию того, что оптимальной средой обитания человека является такая среда, в которой представлено гармоничное растительно-животное сообщество. Между отдельными видами животных и растений существуют сложные связи. Уничтожение одного или нескольких видов приводит к необратимым экологическим изменениям, которые могут иметь драматические последствия не только для растительно-животного сообщества, но и для самого человека. Человек получил разум не для покорения и как следствие уничтожения природы, а для ее сохранения и восстановления. Обладающий разумом человек обязан не только выполнять историческую миссию физического сохранения видового разнообразия растительно-животного сообщества, но и обеспечить высокий уровень благополучия всего живого, в частности и тем животным, которых он приручил.

Взаимоотношения человека и животных складывались на протяжении столетий и имеют несколько сфер взаимодействия: продуктивное животноводство, спортивное, декоративное, медико-биологическое и др. Во всех этих сферах взаимодействия всегда учитывались только интересы человека в ущерб интересам животного. Практически никогда не учитывалось, что в любой сфере животноводства страдающее животное, животное с низким уровнем благополучия не может в полном объеме реализовать свой генетический, продуктивный, биологический, спортивный, декоративный или иной потенциал. Поэтому знание стереотипов поведения животных полезно для многих отраслей народного хозяйства. Последствия неблагополучного содержания животных еще недостаточно изучены, но даже те результаты, которые находятся в распоряжении современной науки, заставляют серьезно задуматься над этими проблемами.

Современные достижения науки и технологий позволяют качественно и количественно определить степень, в которой животному удается (или не удается) приспособиться к условиям содержания в любой момент времени, т.е. благополучие животных поддается объективной оценке. Однако измерение благополучия должно осуществляться научным образом, объективную оценку уровня благополучия животного могут дать лишь квалифицированные специалисты – этологи и ветеринарные работники.

Большинство людей, потребляющих продукцию животноводства, далеки от практики выращивания животных. Социологические опросы показывают, что люди подсознательно считают, что эта продукция – результат гуманного использования и убоя животных. Потребитель уверен, что животные на фермах ведут естественный для них образ жизни, не испытывая при этом никаких страданий. На самом деле ситуация с благополучием животных несколько иная.

На вопрос, в какой мере понятие благополучие животных соотносится с правом человека эксплуатировать и убивать животное, наука биоэтика дает ответ: в той мере, при которой животное содержится в привычных для него комфортных условиях и умирает мгновенно, без предварительного оповещения и без боли. Если же животное умирает медленно, испытывая при этом физическую боль, страдание и нервное истощение, то речь идет о крайнем неблагополучии, которое имеет различные негативные изменения организма, что приводит к качественным изменениям продукции животноводства, не ощутимым на первый взгляд для потребителя. Поэтому в последние годы потребители сельскохозяйственной продукции стали обращать внимание не только на химические показатели продукции животноводства (содержание жира, холестерина, витаминов и т.д.), но и на то, в каких экологических и этологических условиях содержалось животное.

В европейских странах, США, Австралии продукты, полученные от благополучных во всех отношениях животных, популярны и реализуются по более высокой цене. В этих странах зародилась самостоятельная отрасль сельскохозяйственного производства – органическое сельское хозяйство, которое базируется на собственных принципах ведения хозяйства (севообороты и научно обоснованные приемы обработки почвы без применения химических средств, минимизация стрессов в животноводстве, щадящие технологии, гуманное обращение с животными, безболезненная эвтаназия). Вот почему благополучие животных является категорией экономической и морально этической одновременно. И в повышении уровня благополучия животных заинтересовано прямо или косвенно все общество – от производителя до потребителя и защитника прав животных.

Следовательно, предметом изучения дисциплины «Благополучие животных» является состояние индивидуума, которое определяется степенью удовлетворенности потребностей животного и отсутствием дискомфортных состояний.

Благополучием животных занимаются специализированные подразделения научных институтов и высших учебных заведений. В мировом научном обществе сформировались научные школы, международные научные общества; издаются специализированные научные журналы, сборники, учебники и проводятся международные и региональные научные конференции. Наибольших успехов на этом поприще добились англичане, где впервые были приняты соответствующие законы. В России роль общественных организаций, работающих в сфере защиты животных и обеспечения их благополучия, не столь заметна и ограничена акциями местного значения.

Необходимо подчеркнуть, что наука биоэтика занимается благополучием не только домашних животных. Это и пушное звероводство, и содержание животных в зоопарках, цирках, в научных лабораториях и т.д. Поэтому мировой общественностью принят целый ряд соглашений, конвенций о гуманном отношении к животным. В частности, Всемирная ассоциация зоопарков и аквариумов приняла «Этический кодекс и обязательства членов WAZA в отношении благополучия животных».

Биоэтика – это не только вопросы благополучия животных. Стали появляться новые течения, например экоцетризм и «глубинная экология». Зачастую представители этих течений используют факты борьбы за права животных в политических и экономических целях – либо для оказания политического давления на ряд стран – производителей пушнины, мясомолочной и фармакологической продукции, либо для уничтожения конкурентов. Подобные документы и факты в БД «Благополучие животных» не вошли.

Тематическая БД «Благополучие животных» начинается с введения, где кратко описана представленная проблема, что позволяет пользователю составить поисковый образ предмета изыскания, правильно подобрать ключевые слова и словосочетания, так как в классификационных системах и различных тезаурусах вышеуказанная проблематика пока отсутствует. Далее дан перечень разделов БД:

История возникновения и становления науки. Ученые-основопо­ложники.

Законодательство в области благополучия науки.

Общественные организации.

Предмет и методы изучения науки.

Благополучие домашних животных.

Благополучие диких животных.

Современные технологии животноводства и благополучие животных.

Искусственное осеменение и благополучие животных.

Трансплантация эмбрионов и благополучие животных.

Этика клонирование и благополучие животных.

Использование органов животных для трансплантации (ксенотрансплантология).

Эксперименты на животных и их благополучие.

Библиография (общий список).

Затем следуют полные тексты, представляющие собой выдержки из книг, учебников, статей, докладов, а также комментарии, ссылки, программы дисциплин и т.д.

  
На главную