Научные и технические библиотеки №4 2009 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Куликова О. Ю. Взаимодействие библиотек приграничных территорий независимых государств Содружества

Ахметзянова Р. Н. Библиотека как часть современной образовательной среды вуза

Бутакова Т. А., Доценко О. Ф. Научная библиотека ПГСХА как методический центр научных и учебных сельскохозяйственных библиотек Дальневосточного региона

Протопопова Е. Н. Дистанционное обучение библиотекарей основам патентной грамотности

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Земсков А. И. Будущее электронных библиотек

Агаева Х. Т., Рустамов А. М., Мамедова Е. А. Разработка и эксплуатация электронного каталога в Национальной библиотеке Азербайджанской Республики

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ В БИБЛИОТЕКЕ

Бычкова Е. Ф. Создание Межбиблиотечного центра экологической информации: анализ состояния и новые идеи

НАША ПРОФЕССИЯ

Сукиасян Э. Р. Как правильно называется наша специальность?

Жукова Т. Д. Профессиональное сознание библиотекаря: подходы к определению понятия

Ойвенталь А. В. Реализация кадровой стратегии

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Соколов А. В. Незыблемость фундамента и модернизация фасада

Столяров Ю. Н. Поэтическое книговедение В. П. Леонова

Коломейчук Е. М. Слагаемые успеха общественно-профессионального объединения

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Свергунова Н. М. Формирование электронного информационного пространства

Прозоров И. Е. Лингвистическое обеспечение информационных ресурсов: итоги IV семинара «Электронные ресурсы библиотек»


УДК 023

А. В. Ойвенталь

Реализация кадровой стратегии

Размышления о выборе генеральной линии в работе с персоналом.

Для любой организации, учреждения и предприятия понятие стратегия – это генеральная линия развития предприятия, которая формируется в ответ на изменения во внешней среде с учетом характеристик внутренней среды учреждения и является, по сути, замыслом организации своего будущего.

Состояние персонала предприятия, уровень его квалификации и профессионализма, способность наемных сотрудников оптимально решать стоящие перед ними производственные задачи и приносить прибыль предприятию напрямую зависят от тех теоретических подходов и практических методов работы с людьми, которые используют в своей повседневной работе менеджеры компании. Иными словами, они сопряжены с реализуемой предприятием кадровой стратегией.

Кадровая стратегия – это прежде всего концепция работы с персоналом, концепция формирования, использования и развития человеческого ресурса, производная от бизнес-стратегии организации. Это генеральная линия в работе с персоналом, которая предполагает разработку состава и последовательности принимаемых решений для достижения системой управления персоналом поставленных целей, это замысел организации своего будущего в области управления персоналом.

Проблема совершенствования мотивации к труду в современных организациях России в большинстве случаев решается на основе превращения каждого работника в собственника своей рабочей силы. Это не противоречит процессу формирования социально ориентированной рыночной экономики и является одним из ее самых существенных элементов.

Усиление трудовой мотивации – один из основных элементов деятельности менеджера любого уровня в любой организации, а значит – и в библиотеке. Сложность проблемы заключается в том, что она касается всего библиотечного персонала, т.е. динамичных, постоянно меняющихся, подверженных влиянию настроения и обстоятельств сотрудников.

Функция мотивации в работе управленца состоит в том, что оказывает воздействие на трудовой коллектив библиотеки в форме закрепления положительных побудительных мотивов к эффективному труду. Управленец также должен уметь реализовывать коллективные и индивидуальные поощрительные меры, которые распространяются и на деятельность самих органов управления и естественным образом повышают результативность функционирования всей системы управления организацией.

Поставленные перед библиотеками государством или ведомством (правильнее – учредителем) задачи постоянного роста и совершенствования обслуживания пользователей не могут быть эффективно осуществлены без создания действенных стимулов к труду и разумной предприимчивости в сочетании с дисциплиной и организованностью библиотечного персонала. Реальная польза любых экономических и социальных мероприятий – библиотеки это касается наравне с другими предприятиями и организациями – определяется отношением людей к труду.

Изменить отношение сотрудников к работе декретами и указами нельзя. Однако этот длительный эволюционный процесс можно ускорить, если трезво оценивать и улучшать конкретную ситуацию в конкретной организации. К сожалению, руководители (в том числе и директора библиотек) все еще редко просчитывают социальные последствия принимаемых ими решений по трудовым вопросам или принижают их значение. Сами решения часто носят не комплексный, а сугубо экономический или технократический характер.

При этом почти все руководители более или менее четко осознают, что людей необходимо побуждать активнее работать на организацию, но на практике все-таки придерживаются мнения, что для этого достаточно простого материального вознаграждения. В некоторых случаях на определенном этапе подобная политика бывает успешной, хотя по существу она неверна.

Кадровая стратегия создает условия для принятия решений, удовлетворяющих и предприятие, и персонал организации. С ее помощью определяется, насколько реализуема общая стратегия организации и что необходимо изменить в работе с персоналом.

В настоящее время можно выделить три варианта стратегии в отношении персонала: стратегия инвестирования; стратегия стимулирования; стратегия вовлеченности. Конкретный вид эффективной стратегии зависит от экономического развития общества, его культуры, а также от отрасли и величины предприятия. Представляется, что со временем наибольшее распространение получит стратегия вовлеченности, поскольку будет востребован творческий труд высококвалифицированных сотрудников, отождествляющих себя с работой и фирмой.

Реализация кадровой стратегии – важная стадия процесса стратегического управления. Целью процесса реализации стратегии является обеспечение скоординированной разработки и осуществления стратегических планов структурных подразделений организации в целом и системы управления персоналом. Инструментами реализации кадровой стратегии является кадровое планирование, планы развития персонала, в том числе его обучения и служебного продвижения, решение социальных проблем, мотивирование и вознаграждение. Реализация кадровой стратегии включает два этапа: внедрение стратегии и стратегический контроль за ее воплощением с координацией всех действий по результатам контроля.

Этап внедрения стратегии включает: разработку плана внедрения стратегии управления персоналом, разработку стратегических планов подразделений системы управления персоналом в целом, активизацию стартовых мероприятий по внедрению стратегии.

Цель этапа стратегического контроля – определить соответствие реализуемой стратегии управления персоналом состоянию внешней и внутренней среды; наметить направления изменений в стратегическом планировании, в выборе альтернативных стратегий.

Реализация кадровой стратегии, как и любой другой, связана с оценкой ее эффективности. Правильно выбранная кадровая стратегия обеспечивает:

1) своевременное укомплектование кадрами в целях обеспечения бесперебойной деятельности организации, своевременного освоения новых услуг, форм и методов работы;

2) формирование необходимого уровня трудового потенциала коллектива при минимизации затрат;

3) стабилизацию коллектива благодаря учету интересов работников, предоставлению возможностей для квалификационного роста и получению других льгот;

4) формирование более высокой мотивации к высокопроизводительному труду;

5) рациональное использование сотрудников в соответствии с их квалификацией и специальной подготовкой и т.д.

Однако достижение этих результатов возможно лишь при правильной оценке осуществимости кадровой стратегии в конкретных организационно-технических и социальных условиях. Такая оценка необходима уже на стадии выбора кадровой стратегии.

Риск не реализовать выбранную кадровую стратегию либо реализовать со значительно меньшим эффектом может быть связан:

а) с изменением общей стратегии и производственной деятельности организации;

б) с изменением ситуации на территориальном (или отраслевом) рынке труда;

в) с трудностями быстрой окупаемости средств, вкладываемых в рабочую силу;

г) с нежеланием работников реагировать и действовать в нужном для организации направлении и т.д.

При оценке кадровой стратегии нужно учитывать возможность интегральных эффектов, когда итоговый результат деятельности выше, чем простая сумма частных результатов: проигрывая в одном, можно существенно выиграть в другом. Например, реализация стратегии развития предприятия, основанная на различного вида интеграции и диверсификации, позволит получить эффект, который сможет перекрыть дополнительные издержки на рабочую силу, в то время как традиционный подход в сопоставлении затрат и результата даст отрицательный ответ.

Выигрыш может быть получен за счет многократного использования одних и тех же ресурсов или экономии на условно-постоянных расходах, а также благодаря обеспечению большего соответствия новой продукции и услуг потребительскому спросу и получению большего дохода за счет высоких цен при реализации. При диверсификации возможная убыточность одного производства может успешно компенсироваться прибыльностью другого, что нельзя не учитывать при выборе ориентиров в кадровой стратегии.

В завершение хотелось бы сказать, что необходима проверка кадровой стратегии на ее соответствие сложившимся в организации традициям в работе с кадрами, привычным коллективом и принимаемым. Следует учитывать психологический климат, потенциальные возможности коллектива, изменения во внешнем окружении. Поэтому целесообразно проводить социологические исследования в целях изучения реакции коллектива на выбранную кадровую стратегию, а на материалах территориальной службы занятости проводить анализ ситуации на рынке труда в отношении конъюнктуры спроса на разные профессии, уровни квалификации, профили подготовки.

Список источников

Ижбулатова О. В. Формирование и реализация кадровой стратегии предприятия // Управление персоналом. – 2007. – № 1. – С. 70–72.

Управление персоналом библиотеки: новые подходы / Гос. публ. науч.-техн. б-ка России. – Москва, 2004. – 53 с.

  
На главную