Научные и технические библиотеки №4 2009 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Куликова О. Ю. Взаимодействие библиотек приграничных территорий независимых государств Содружества

Ахметзянова Р. Н. Библиотека как часть современной образовательной среды вуза

Бутакова Т. А., Доценко О. Ф. Научная библиотека ПГСХА как методический центр научных и учебных сельскохозяйственных библиотек Дальневосточного региона

Протопопова Е. Н. Дистанционное обучение библиотекарей основам патентной грамотности

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Земсков А. И. Будущее электронных библиотек

Агаева Х. Т., Рустамов А. М., Мамедова Е. А. Разработка и эксплуатация электронного каталога в Национальной библиотеке Азербайджанской Республики

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ В БИБЛИОТЕКЕ

Бычкова Е. Ф. Создание Межбиблиотечного центра экологической информации: анализ состояния и новые идеи

НАША ПРОФЕССИЯ

Сукиасян Э. Р. Как правильно называется наша специальность?

Жукова Т. Д. Профессиональное сознание библиотекаря: подходы к определению понятия

Ойвенталь А. В. Реализация кадровой стратегии

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Соколов А. В. Незыблемость фундамента и модернизация фасада

Столяров Ю. Н. Поэтическое книговедение В. П. Леонова

Коломейчук Е. М. Слагаемые успеха общественно-профессионального объединения

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Свергунова Н. М. Формирование электронного информационного пространства

Прозоров И. Е. Лингвистическое обеспечение информационных ресурсов: итоги IV семинара «Электронные ресурсы библиотек»


Информационные сообщения

Н. М. Свергунова

Формирование электронного информационного пространства

Обзор Всероссийской интернет-конфе­ренции и Региональной научно-практической конференции «Электронное образовательное пространство для науки, образования, культуры» (14–15 окт. 2008 г.), организованной кафедрой информатики и документоведения Орловского государственного института искусств и культуры и Научной библиотекой Орловского государственного технического университета.

Мировые тенденции построения информационного общества расширяют функции современных библиотек, переводя их в ранг высокотехнологичных информационных центров, объединенных электронными ресурсами, доступными из любой точки земного шара.

Для перехода библиотек на новый уровень, соответствующий целям и задачам информационного общества, должны быть решены такие вопросы, как создание и накопление электронных массивов информации, в том числе полнотекстовых; создание и поддержка централизованных либо распределенных информационных ресурсов общего пользования; реализация процедур взаимодействия библиотек между собой и с другими субъектами информационного пространства.

В настоящее время электронные библиотеки являются областью научных исследований и практических разработок, направленных на развитие теории и практики накопления, обработки, хранения, анализа, поиска и распространения данных в цифровой форме. При их создании и использовании требуется решать различные научные, технологические, методологические, экономические, правовые и другие вопросы. Проблемы семантики, интеграции информации, восприятия и предоставления разнообразных видов данных требуют все более совершенных решений.

Формирование электронного информационного пространства происходит практически стихийно, что порождает большое количество проблем, таких, как повсеместное нарушение авторских прав; отсутствие гарантии стабильности и сохранности электронных документов и целых коллекций, разнообразные технические решения в представлении документов, существенные расхождения в источниках, описании, качестве, многократное дублирование при оцифровывании идентичных материалов.

Для преодоления этих трудностей необходимо объединение усилий теоретиков и практиков библиотечного дела, поскольку сохранение и предоставление электронных документов является неотложной задачей, в решении которой первостепенную роль должны сыграть библиотеки как социальные институты, имеющие опыт организации и структурирования больших объемов информации.

С целью распространения опыта создания электронных библиотек различных видов 14-15 окт. 2008 г. в г. Орле состоялась Всероссийская интернет-конференция и региональная научно-практическая конференция «Электронное информационное пространство для науки, образования, культуры», организаторами выступили кафедра информатики и документоведения Орловского государственного института искусств и культуры (ОГИИК) и Научная библиотека Орловского государственного технического университета (ОрелГТУ).

В конференции приняли участие более 100 представителей учебных заведений, библиотек министерств и ведомств, издательских организаций, информационных учреждений, учреждений науки и культуры Орла, Москвы, Белгорода, Тюмени, Сыктывкара и других городов России, а также Республики Молдова.

В приветственном слове профессор С. Ю. Радченко, проректор ОрелГТУ по учебно-методической работе и международным связям, доктор технических наук, акцентировал внимание на том, что человечество вступило в новую стадию своего развития, которую принято называть информационным обществом. Это ведет к существенным трансформациям, связанным с внедрением новых технологий, в том числе нанотехнологий, в различные сферы человеческой деятельности, что открывает новые возможности в формировании международного информационного пространства.

Профессор А. В. Коськин, проректор ОрелГТУ по информатизации и дистанционному обучению, доктор технических наук, отметил, что в сфере образования более широкое распространение получает технология электронного образования (e-learning), учебно-методического обеспечения педагогического процесса информацией на электронных носителях, делающих возможным аудио- и видеосопровождение. Активно разрабатываются и внедряются электронные учебно-методические комплексы, учебно-методические интернет-ресурсы.

Актуальность решения поднятых вопросов для удовлетворения информационных потребностей ученых подчеркнул профессор Ю. С. Сте­панов, проректор по научной работе ОрелГТУ, доктор технических наук.

Проректор по научной работе ОГИИК И. А. Ивашова выразила уверенность, что в результате активного обсуждения поднятых на конференции проблем ее участники примут решения, которые позволят в дальнейшем вести активную работу по преобразованию библиотек региона в современные библиотечно-информационные, досуговые, образовательные центры.

Ключевым мероприятием в рамках конференции стал методический семинар «Электронные библиотеки: теория и методика». Доктор технических наук, академик РАЕН А. Б. Антопольский, директор некоммерческого партнерства «Электронные библиотеки» Российской ассоциации электронных библиотек, в докладе «Правовое обеспечение электронных библиотек» осветил современное состояние развития электронных библиотек, отметив, что государственный сектор ЭБ находится в тисках противоречия между желанием повысить эффективность своей деятельности и невозможностью это сделать в рамках существующего законодательства. В большинстве случаев оцифровка произведений в государственных библиотеках, которая осуществляется нарастающими темпами, ведется незаконно. Докладчик акцентировал внимание на правовых вопросах создания и использования электронных библиотек, разъяснив участникам семинара основные положения Части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей вопросы представления информации в электронной форме, репродуцирования, создания и использования цифровых копий.

Директор Научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского РАО, кандидат филологических наук Т. С. Маркарова продолжила тему докладом «Концепция развития электронных образовательных ресурсов». Решение задач, стоящих перед современными библиотеками, позволяет создать интегрированную информационную систему педагогической информации, которая аккумулирует в себе электронные образовательные ресурсы отечественного и зарубежного информационно-образовательного пространства и специализированные базы данных персонифицированной научной информации для корпоративного пользователя.

В области образовательных ресурсов достаточно объемным и информативным национальным электронным образовательным ресурсом является сайт НПБ им. К. Д. Ушинского (www.gnpbu.ru). Помимо общих сведений о библиотеке (исторической справки, режима работы, правил пользования) и методических материалов на сайте расположены образовательные информационно-электронные ресурсы: электронный каталог, полнотекстовая база авторефератов по педагогике; аннотированный каталог «Образовательные ресурсы Интернета», электронный журнал «Образование: исследовано в мире»; русско-английский тезаурус по педагогике НПБ им. К. Д. Ушин­ского, БД "Труды РАО", "Новые поступления".

Живой интерес вызвало выступление преподавателя кафедры информатики и документоведения ОГИИК Д. Н. Грибкова «Интеграция информационных ресурсов региона в культурно-образовательной сфере: объекты, цели, задачи, современные направления». Докладчик отметил, что проблемы интеграции научно-образовательных и культурных информационных ресурсов в регионах уже достаточно давно обсуждаются на различных научных форумах и конференциях. Перспективной идеей для интеграции культурно-образовательных ресурсов региона, с точки зрения докладчика, служит проект Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина. Основополагающим направлением этого проекта является создание филиалов во всех субъектах РФ.

На секции «Электронные коллекции в образовании и дистанционном обучении. Управление учебным процессом» обсуждались: характер современного образования, информационное обеспечение образовательного процесса, особенности подготовки электронных учебно-методических комплексов.

А. А. Аксюхин, доцент кафедры информатики и документоведения ОГИИК, кандидат физико-математических наук, в докладе «Особенности подготовки и использования электронно-методических комплексов» раскрыл достоинства и недостатки современных электронных учебно-методических комплексов по различным учебным дисциплинам и курсам. Как правило, они представлены на сайтах учебных заведений в Интернете и в локальных сетях учреждений, а также распространяются на электронных носителях (в основном на компакт-дисках). На кафедре информатики и документоведения ОГИИК в течение трёх лет разрабатываются и внедряются в учебный процесс электронные учебно-методические комплексы по различным дисциплинам. Только за 2007/2008 учебный год преподаватели кафедры создали пять электронных учебно-методических комплексов, которые в настоящее время успешно используются студентами и преподавателями вуза. Три из них прошли регистрацию в Депозитарии электронных изданий НТЦ «Информрегистр», имеют сертификаты и тиражируются на CD.

Методист лаборатории дистанционного обучения ФПК Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина (Москва) Т. В. Шутова в выступлении «Социологический портрет и описание потребностей слушателя дистанционного курса повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина» представила социологический портрет слушателя, рассмотрела его учебные и профессиональные потребности при изучении данного курса.

Кандидат экономических наук С. В. Терентьев, доцент кафедры «Информационные системы» ОрелГТУ, заместитель директора по учебной работе Орловского регионального центра интернет-образования, в докладе «Опыт использования учебно-методического интернет-ресурса в преподавании дисциплины «Экономико-математические методы» изложил опыт использования специально разработанного интернет-ресурса в преподавании этой дисциплины, проанализировал особенности создания и применения электронных материалов, размещенных в сети; преимущества используемого метода ведения учебного процесса; перечислил наблюдаемые эффекты, а также трудности, возникающие в ходе реализации предлагаемого подхода.

Ключевыми проблемами секции «Формирование электронного информационного пространства Орловской области. Электронные ресурсы библиотек» стали правовые и технологические аспекты создания электронных библиотек, проблемы социальной реабилитации инвалидов в обществе посредством современных библиотек.

Специалист отдела автоматизации и множительных средств Орловской областной публичной библиотеки им. И. А. Бунина Д. Н. Грибков в докладе «Система ИРБИС в формировании электронного документного пространства Орловской области» представил один из этапов процесса построения единого электронного документного пространства региона – внедрение в библиотеке системы ИРБИС, создание на ее основе библиографических и полнотекстовых БД.

Л. Е. Михеева, заведующая информационно-краеведческим сектором Орловской областной детской библиотеки им. М. М. Пришвина в докладе «Электронные базы данных областной детской библиотеки по краеведению» рассказала о создании краеведческих БД, в их числе:

электронная фотоколлекция, гдесобраны виды города, портреты выдающихся деятелей науки, культуры, образования – уроженцев Орловской области и тех, чьи биографии связаны с Орловщиной;

«Мы и о нас», включающая статьи из периодических изданий, опубликованные сотрудниками библиотеки, а также статьи о библиотеке;

«Топонимика географических названий Орловской области», представляющая собой алфавитный перечень наиболее важных и интересных в географическом отношении населённых пунктов и географических объектов Орловской области, а также типовые словарные статьи;

электронный путеводитель «Улицы нашего города», цель которого – оказать помощь детям в изучении истории улиц, площадей, переулков Орла.

Д. А. Григорьев, заведующий отделом автоматизации Орловской специальной библиотеки для слепых (ОСБС), в докладе «Свободный доступ к информационным ресурсам – важнейшее условие социальной реабилитации и адаптации в обществе инвалидов по зрению» отметил, что ОСБС обладает большой информационно-технологической базой. Оборудован компьютерный класс, гордость которого – АРМы для незрячих пользователей, обеспечивающие им самостоятельный доступ к электронному каталогу, базе данных центра правовой информации на основе электронных поисковых систем "Консультант Плюс" и "Гарант", краеведческой базе, медиатеке, насчитывающей более 900 CD–дисков. Минитипография при тифлоинформационном центре позволяет выпускать литературу специальных форматов (рельефно-точечным и укрупненным шрифтами) ограниченным тиражом по заказу читателей. Студия звукозаписи обеспечивает библиотеке самостоятельное издание аудиокниг на кассетах и CD–дисках. Кроме привычных принтеров и сканеров в распоряжении сотрудников и пользователей библиотеки имеются три брайлевских принтера и дисплей рельефно-точечного шрифта, электронная лупа.

Н. Ю. Горлина, заведующая отделом комплексного обслуживания НБ ОрелГТУ, в докладе «Использование справочных правовых систем в Научной библиотеке ОрелГТУ» отметила, что развитие справочных правовых систем наглядно показывает, насколько современные технологии вошли в повседневную жизнь студентов, ускорили многие процессы в обществе и экономике. Справочные правовые системы дали возможность огромному количеству специалистов эффективно работать и грамотно применять законодательство на практике.

На заседании секции «Электронные информационные ресурсы Научных библиотек высших учебных заведений» прозвучали доклады, посвященные информационным потребностям ученых, использованию электронных ресурсов в информационном обеспечении студентов; представлен опыт успешного функционирования библиотек вузов Орла.

Цикл докладов был посвящен деятельности НБ ОрелГТУ, где процессу создания электронных коллекций уделяется пристальное внимание.

Директор НБ ОрелГТУ Н. М. Свергунова отметила, что Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. № 133 «О внесении изменений в минимальные нормативы обеспеченности высших учебных заведений учебной базой в части, касающейся библиотечно-информационных ресурсов», определено: фонды «основной и дополнительной литературы формируются как за счет учебной и учебно-методической литературы, методических пособий на бумажных носителях, так и за счет учебной и учебно-методической литературы, методических пособий, включенных в электронно-библиотечные системы, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы, методических пособий». (Бюллетень Минобразования. – 2008. – № 7. – С. 62). Это значит, что вузы обязаны обеспечить образовательный процесс доступом к электронно-библиотечным системам, электронным библиотекам. В докладе «Электронные коллекции в вузовской библиотеке» Н. М. Свергунова рассказала об опыте создания полнотекстовых баз данных, активное использование которых стало привычным для пользователей библиотеки.

Заведующая отделом электронной информации НБ ОрелГТУ А. Л. Кузьмичева представила доклад «Создание библиотеки электронных ресурсов в НБ ОрелГТУ», где отметила особенности формирования и ведения электронной библиотеки образовательных ресурсов; дала краткий обзор возможностей данного электронного ресурса, обозначила проблемы, связанные с предоставлением доступа к полнотекстовым документам, а также определила планы и перспективы дальнейшего развития электронной библиотеки образовательных ресурсов.

В настоящий момент не решен вопрос о библиотечном учете документов, не имеющих индивидуального материального носителя, т. е. хранящихся на жестком диске компьютера. Этой проблеме посвятила свое выступление Т. М. Ртищева, заместитель директора по автоматизации НБ ОрелГТУ. В докладе «Организация учета электронных документов в Научной библиотеке ОрелГТУ» она предложила электронную форму индивидуального учета электронных документов, включенных в полнотекстовые базы данных библиотеки, разработанную на основе программы MSOfficeExcel.

Современные пользователи ресурсов Интернета испытывают потребность в постоянном круглосуточном доступе к онлайновым базам данных, в квалифицированной помощи библиографов, в предоставлении подробных сведений об имеющихся в библиотеках ресурсах, что обусловило участие НБ ОрелГТУ в корпоративном проекте «Виртуальная справочно-информационная служба публичных библиотек». О работе в этом проекте рассказала О. В. Самедова, заведующая научно-библиографическим отделом НБ ОрелГТУ, в докладе «Корпоративное виртуальное справочное обслуживание в университете».

Научная библиотека ОГИИК приступила к внедрению информационных технологий во все сферы своей деятельности в конце 1990-х гг. В настоящее время разработана и утверждена "Концепция создания и развития электронной библиотеки", на основе которой ведется активное формирование ЭБ. Эту работу осветила Л. В. Есипова, библиотекарь зала электронных ресурсов НБ ОГИИК, в докладе «Библиотека как электронный информационный центр высшего учебного заведения».

Т. В. Воронкова, заведующая отделом комплектования Научной библиотеки Орловского аграрного университета, в выступлении «Инновационная политика перемен в Научной библиотеке ОрелГАУ» рассказала о внедрении проекта «Электронная библиотека», на выполнение которого НБ выделены значительные финансовые средства в рамках инновационной образовательной программы «Развитие региональной системы трансферта инновационных технологий в животноводстве».

Библиотекарь НБ Орловского государственного университета Н. В. Агошкова в докладе «Электронные библиотеки: понятие, основы организации» затронула вопросы состояния современного информационного общества, раскрыла понятие электронная библиотека, рассмотрела компоненты вузовской ЭБ, критерии отбора литературы для создания полнотекстовых баз данных.

Региональная научно-практическая конференция «Электронное информационное пространство для науки, образования, культуры», прошедшая в конструктивной и творческой атмосфере, позволила выявить новые проблемы, требующие оперативного решения. Участники конференции выразили уверенность, что этот форум послужит хорошей основой для проведения цикла мероприятий, посвященных интеграции деятельности различных социальных институтов с целью формирования единого информационного пространства.

  
На главную