Научные и технические библиотеки №4 2009 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Куликова О. Ю. Взаимодействие библиотек приграничных территорий независимых государств Содружества

Ахметзянова Р. Н. Библиотека как часть современной образовательной среды вуза

Бутакова Т. А., Доценко О. Ф. Научная библиотека ПГСХА как методический центр научных и учебных сельскохозяйственных библиотек Дальневосточного региона

Протопопова Е. Н. Дистанционное обучение библиотекарей основам патентной грамотности

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Земсков А. И. Будущее электронных библиотек

Агаева Х. Т., Рустамов А. М., Мамедова Е. А. Разработка и эксплуатация электронного каталога в Национальной библиотеке Азербайджанской Республики

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ В БИБЛИОТЕКЕ

Бычкова Е. Ф. Создание Межбиблиотечного центра экологической информации: анализ состояния и новые идеи

НАША ПРОФЕССИЯ

Сукиасян Э. Р. Как правильно называется наша специальность?

Жукова Т. Д. Профессиональное сознание библиотекаря: подходы к определению понятия

Ойвенталь А. В. Реализация кадровой стратегии

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Соколов А. В. Незыблемость фундамента и модернизация фасада

Столяров Ю. Н. Поэтическое книговедение В. П. Леонова

Коломейчук Е. М. Слагаемые успеха общественно-профессионального объединения

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Свергунова Н. М. Формирование электронного информационного пространства

Прозоров И. Е. Лингвистическое обеспечение информационных ресурсов: итоги IV семинара «Электронные ресурсы библиотек»


УДК 027.7

Р. Н. Ахметзянова

Библиотека как часть современной образовательной среды вуза

Опыт работы библиотеки филиала Казанского государственного университета в г. Набережные Челны.

Изложены принципы новых подходов к технологии библиотечного обслуживания, обеспечивающей качество образовательных услуг.

Современные требования, предъявляемые к информации, повлекли за собой совершенствование методов и способов показа потенциальным пользователям её высокой ценности, критериями которой являются своевременность, точность, надежность, беспристрастность и в определенной степени конфиденциальность. Этому способствуют прежде всего компьютеризация библиотек, внедрение новых информационных технологий и возрастающая активность использования электронных ресурсов. Основная цель внедрения новых технологий заключается в обеспечении свободного доступа читателей ко всем видам открытой информации, расширению информационных услуг.

Реальные шаги по информатизации библиотеки филиала Казанского государственного университета (КГУ) начались в 1998 г. и связаны с созданием электронного каталога на базе локального варианта АБИС «МАРК». В течение восьми лет автоматизирован лишь процесс каталогизации.

Несмотря на то, что библиотека является структурным подразделением учебного заведения, ощущалась ее оторванность от технологических процессов других структурных подразделений, таких, как учебно-методический отдел, отдел кадров, деканаты, кафедры и т. д. Происходило дублирование информации, трата времени на неоднократный ввод идентичной информации, и в то же время отсутствовала возможность получения объективной и полной информации.

Функциональные возможности программы не позволяли приступить к комплексной автоматизации всех библиотечных процессов, поэтому стал актуальным вопрос о выборе полноценного многофункционального программного продукта. Из предлагаемых отечественных систем библиотека остановила свой выбор на АБИС “Руслан”, разработанной Центром “Открытые библиотечные системы” Санкт-Петербургского государственного технического университета.

"Руслан" – российская библиотечная система, учитывающая специфику технологий российских библиотек и в то же время отвечающая мировым требованиям и спецификациям. В системе поддерживаются и постоянно развиваются новейшие библиотечные технологии, внедряемые в ведущих мировых библиотечных организациях (корпоративная каталогизация, ведение каталогов электронных ресурсов, открытый доступ к электронным каталогам и полнотекстовым коллекциям, штрих-кодирование единиц хранения и читателей, электронный заказ и доставка документов, автоматическое распознавание элементов описания и т.д.).

Основной особенностью функционирования АБИС в настоящее время является корпоративность. Библиотеки объединяются для решения одной из главных задач – корпоративной каталогизации, так как только совместными усилиями можно добиться сокращения затрат на каталогизацию, унифицировать библиографические записи, обеспечить совместимость электронных каталогов и баз данных. Все это ведет к повышению качества обслуживания пользователей, в том числе и в режиме онлайнового удаленного доступа.

Главное, чем мы руководствовались, приобретая программу, – АБИС «Руслан» активно внедряется в крупнейших библиотеках республики. В Казани создана корпоративная сеть вузовских библиотек, куда входит и Научная библиотека им. Н. В. Лобачевского КГУ. Поскольку мы являемся филиалом этого университета и в своей деятельности руководствуемся его политикой и методикой преподавания, приоритет в выборе АБИС был на стороне «Руслана».

Для успешного внедрения новой программы в библиотеке имеются организационно-технические предпосылки и условия:

  • место и роль библиотеки в вузе, характер и объем ее деятельности, степень внедрения новых технологий;
  • расширение видового состава фондов документальных и других источников, разнообразие информационных услуг библиотеки;
  • расширение номенклатуры услуг и увеличение объемов информационно-библиотечной и другой деятельности, благодаря чему появляются новые рабочие места и подразделения (изменения в структуре библиотеки);
  • изменение технологии и последовательности трудовых процессов, вызванное внедрением средств автоматизации и механизации;
  • наличие локальной сети.

С ноября 2007 г. начался переход на АБИС “Руслан”. Первым внедрялся АРМ “Комплектование/каталогизация”. Библиотека совместно с сотрудниками Центра информационных технологий филиала КГУ провела большую подготовительную работу по конвертированию всех своих информационных ресурсов, настройке шаблонов записей, и выходных документов, разработке технологических процессов комплектования и обработки литературы.

Конвертирование имеющейся БД, созданной на основе АБИС «МАРК 4.5» (формат USMARC) на формат RUSMARC, поддерживаемый АБИС «Руслан», прошло достаточно успешно. В результате библиотека перешла на новое программное обеспечение без значительных потерь данных.

Начат процесс штрих-кодирования фонда. Первый этап предполагает штрих-кодовое маркирование поступающих изданий. Одновременно штрих-коды присваиваются уже находящимся в фонде документам. Для этого процесса заказаны готовые самоклеящиеся пропиленовые этикетки (достаточно защищенные от механического повреждения со стороны читателей – затирания, вырывания, зачеркивания). Разработан дизайн этикетки – размер 43 х 5 мм с указанием названия библиотеки. Штрих-коды напечатаны в кодировке Code 128 (как в КГУ).

Штрих-кодирование – подготовительный этап к электронной выдаче литературы, преимущества которой безусловны: быстрая процедура обслуживания, надежная защита информации в электронном формуляре читателя. У студентов и преподавателей появится возможность получить в электронном каталоге все сведения об издании в режиме реального времени: местонахождении, доступности, дате возврата, сроке и месте выдачи. Таким образом, штрих-кодовая маркировка позволяет повысить оперативность процессов, связанных с выдачей и возвратом документов, отслеживанием их перемещения, проверкой книжного фонда; улучшает качество и эффективность работы библиотеки в целом.

Накопленный, хоть и небольшой, опыт работы по внедрению АБИС “Руслан” нам позволяет говорить о достоинствах этой системы: модульный характер программы обеспечивает возможность поэтапного внедрения системы; качество библиографических записей, безусловно, будет улучшено.

Внедрение следующих компонентов системы – АРМов «Читатель» и «Книговыдача» – предоставит пользователям полный сервис услуг: от широкого по своим возможностям поиска литературы до оперативного выполнения заказа.

Интенсивное развитие компьютерных технологий и активное использование читателями электронных носителей информации требуют от библиотеки решения вопросов формирования фонда электронных носителей информации, создания электронной коллекции учебников, учебных пособий повышенного спроса, полнотекстовых баз данных, библиографических указателей. Надеемся, что в скором будущем начнем осуществлять оцифровку традиционных печатных изданий (авторефератов диссертаций, диссертаций, учебной и учебно-методической литературы).

Компьютерные технологии позволили нам не только автоматизировать многие библиотечные процессы, но и расширить спектр информационных услуг библиотеки, приблизить пользователя к фондам. Студенты, аспиранты и преподаватели уже оценили преимущества работы с электронным каталогом и базами данных.

Внедрение современных информационных технологий в практику библиотечного и информационно-библиографического обслуживания выдвинуло в число первоочередных задач обучение пользователей самостоятельному библиографическому поиску информации, умению ориентироваться в справочно-поисковом аппарате библиотеки, информационных системах и базах данных.

В библиотеке филиала КГУ созданы необходимые комфортные условия для обучения пользователей основам информационной культуры. Групповые занятия по программе курса «Основы библиотечно-библиогра­фических и информационных знаний» проводятся в начале учебного года для студентов первого курса дневного отделения и включают освоение рациональных приемов и способов самостоятельного поиска информации; овладение методами ее переработки; изучение и практическое использование технологий подготовки и оформления результатов самостоятельной работы. Возросло количество индивидуальных консультаций обучающего характера, помогающих потребителям самостоятельно работать с источниками информации.

Студенты активно используют информационно-правовые поисковые системы «Консультант Плюс» и «Гарант», которые систематически обновляются и содержат колоссальный объем правовых документов. Умению работать с этими поисковыми системами обучают сотрудники библиотеки совместно с фирмой «Мартин».

Для профессорско-преподавательского состава разработаны методические рекомендации «Подготовка рукописи к изданию», а для студентов – «Оформление библиографического аппарата курсовой и дипломной работы», где дается подробная информация по составлению библиографического описания документов согласно ГОСТ 7.1–2003, правила оформления библиографических ссылок и списка использованной литературы.

Не исчезает и традиционная форма библиотечной деятельности – выставочная работа. Постоянно действующие выставки «Филиал КГУ на службе образования и науки», «В помощь студенту», «Казанский университет – светоч истины и разума» и др. раскрывают пользователям возможности библиотеки в обеспечении учебного процесса и позволяют более эффективно организовать самостоятельную работу во внеаудиторное время.

Вовлечение библиотечных работников в деятельность по управлению качеством дает возможность использовать их способности для достижения максимальной эффективности работы библиотеки. Персонал рассматривается как самое большое богатство организации. Поэтому создаются необходимые условия для того, чтобы цели отдельных сотрудников были максимально приближены к целям как структурного подразделения, так и библиотеки в целом. Огромную роль здесь играет материальное и моральное поощрение. Предусмотрены надбавки за сложность и расширение зоны обслуживания. Часть прибыли от предоставляемых библиотекой платных услуг идёт на ежемесячное премирование отличившихся работников. Многие сотрудники библиотеки имеют почетные грамоты, благодарственные письма не только от администрации учебного заведения, но и от города, министерств образования Республики Татарстан и Российской Федерации.

Сегодня в библиотеке филиала КГУ работают 14 сотрудников: 9 имеют высшее библиотечное образование, 5 – среднее специальное. Средний возраст сотрудников – 39 лет.

Руководство филиала обеспечивает возможность повышения квалификации каждому сотруднику. В коллективе действует принцип взаимозаменяемости и взаимопомощи (например: при поступлении большого количества литературы по госконтрактам работники отдела обслуживания помогают обрабатывать документы отделу комплектования и обработки, и наоборот, при коллективных выдачах и приемах учебной литературы в начале и в конце семестра коллеги спешат на помощь отделу обслуживания и хранения фондов). Работники специально подготовлены для принятия новой ответственности. Увеличение ответственности рядовых сотрудников приводит к возрастанию роли обратной связи, которая становится основной составляющей информационной системы библиотеки. Самоконтроль и контроль со стороны коллег работают эффективнее, чем формальный контроль сверху.

Квалификация сотрудников библиотеки позволяет им выполнять функции не только посредников и консультантов, но и в какой-то степени организаторов в области управления знанием.

Важную роль в повышении эффективности взаимодействия с читателями играет система коммуникации с ними. Выявляются потребности пользователей и принимаются меры по их удовлетворению. Индивидуальные беседы с читателями, встречи с кураторами групп и тесная взаимосвязь со старостами – основные формы повседневной работы библиотеки.

При планировании библиотечной работы учитываются постоянно меняющиеся и увеличивающиеся потребности и ожидания как профессорско-преподавательского состава, так и студентов не только нашего филиала, но и города. В сферу оказываемых библиотекой услуг введены такие ещё недавно отсутствовавшие услуги, как сканирование, составление и корректировка библиографических списков согласно ГОСТ 7.1–2003 и др.

Библиотека готовит к выпуску «Биобиблиографический указатель», посвященный деятельности ученых филиала КГУ в г. Набережные Челны. Основная цель издания – упорядочить информацию библиографического характера и продемонстрировать направления научной деятельности профессорско-преподавательского состава.

В последние годы широко используется реклама библиотеки через маркетинг личности, т. е. через наиболее квалифицированных сотрудников. Учитывая, что рейтинг организации возрастает вместе с рейтингом ее специалистов, библиотека предоставляет возможность сотрудникам проявлять свои способности в качестве консультантов, докладчиков, экспертов. Например, положительно повлияли на имидж библиотеки выступления на республиканских семинарах главного библиографа Ю. В. Усановой «Штрих-кодирование в АБИС «Руслан»», «Электронные издания: комплектование и учет данного вида документов. Варианты создания электронных библиотек» и др.

Подобные мероприятия повышают авторитет библиотеки и являются формой продвижения ее информационных продуктов и услуг. Библиотека, открывающая читателю доступ к накопленным ресурсам и предлагающая удобные именно для него пути получения нужной информации, – это тот идеальный образ, к которому мы стремимся.

Действенным инструментом повышения качества и улучшения предоставляемых услуг является использование лучшего опыта других библиотек. Филиал КГУ уже много лет сотрудничает с Гиссенским университетом в Германии, где создана прекрасная библиотека: гибкая, ориентированная на читателей, с  максимальным использованием информационных технологий и электронной информации, предоставляющая своим пользователям автоматизированные рабочие места. При оснащении нового здания нашей библиотеки (2002 г.) мы старались перенять у зарубежных коллег интересный дизайн библиотечной мебели, организацию фонда документов.

Руководство нашего вуза разделяет наше мнение и не стремится создать полностью электронную библиотеку, поскольку убеждено, что использование технических нововведений и получение информации в интерактивном режиме следует сочетать с непосредственной работой с книгами и другими печатными материалами.

Мы тесно сотрудничаем с Научной библиотекой им. Н. В. Лобачев­ского КГУ, муниципальным учреждением «Централизованная библиотечная система» г. Набережные Челны, библиотеками КамАЗа и учебных заведений, среди которых библиотека Набережночелнинского педагогического института, библиотека педагогического колледжа и др.

В последнее время библиотекари с беспокойством наблюдают процесс отчуждения читателей от библиотек и их электронных каталогов в пользу простых интернет-поисковиков, которые индексируют веб-сайты вне зависимости от их качества и авторитетности. Улучшение и повышение привлекательности для читателей электронного каталога путем добавления (или линкования) дополнительной информации к традиционным кратким библиографическим описаниям является одной из первоочередных задач нашей библиотеки после полного внедрения АБИС «Руслан». Можно добавлять, например, гиперссылки на аннотации, содержание, изображения обложек, рецензии, полные тексты документов, рекомендуемую литературу и даже комментарии читателей.

Внедрение электронной доставки документов на рабочее место, использование электронных библиотек и  каталогов, Интернета и возможностей сайта библиотеки, сканирование и оцифровка изданий, освоение менеджмента, маркетинга, лизинга – это лишь некоторые меры, необходимые для того, чтобы сделать библиотеку главной лабораторией вуза, активной составляющей образовательной системы.

Актуальная задача библиотеки на современном этапе – более тесная интеграция информационно-библиотечного обслуживания с образовательным, научным и управленческим процессами университета. Усиление роли библиотеки как основного поставщика информационных ресурсов для студентов, преподавателей и сотрудников университета, дальнейшее расширение спектра информационных ресурсов по направлениям его научно-образовательной деятельности позволят библиотеке филиала КГУ в г. Набережные Челны стать активной составляющей информационно-образовательного пространства вуза.

Дальнейшее развитие библиотеки как части единой информационной образовательной среды зависит от развития общества, распространения новых идей в педагогических и смежных науках и того внимания, которое государство уделит вопросам образования.

  
На главную