Научные и технические библиотеки №4 2009 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Куликова О. Ю. Взаимодействие библиотек приграничных территорий независимых государств Содружества

Ахметзянова Р. Н. Библиотека как часть современной образовательной среды вуза

Бутакова Т. А., Доценко О. Ф. Научная библиотека ПГСХА как методический центр научных и учебных сельскохозяйственных библиотек Дальневосточного региона

Протопопова Е. Н. Дистанционное обучение библиотекарей основам патентной грамотности

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Земсков А. И. Будущее электронных библиотек

Агаева Х. Т., Рустамов А. М., Мамедова Е. А. Разработка и эксплуатация электронного каталога в Национальной библиотеке Азербайджанской Республики

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ В БИБЛИОТЕКЕ

Бычкова Е. Ф. Создание Межбиблиотечного центра экологической информации: анализ состояния и новые идеи

НАША ПРОФЕССИЯ

Сукиасян Э. Р. Как правильно называется наша специальность?

Жукова Т. Д. Профессиональное сознание библиотекаря: подходы к определению понятия

Ойвенталь А. В. Реализация кадровой стратегии

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Соколов А. В. Незыблемость фундамента и модернизация фасада

Столяров Ю. Н. Поэтическое книговедение В. П. Леонова

Коломейчук Е. М. Слагаемые успеха общественно-профессионального объединения

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Свергунова Н. М. Формирование электронного информационного пространства

Прозоров И. Е. Лингвистическое обеспечение информационных ресурсов: итоги IV семинара «Электронные ресурсы библиотек»


УДК 025.17:62(088.8):37

Е. Н. Протопопова

Дистанционное обучение библиотекарей
основам патентной грамотности

Опыт Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф. И. Тютчева.

Брянская областная научная универсальная библиотека (БОНУБ) – региональный центр патентной информации – отслеживает потребности в патентной информации специалистов, научных работников, студентов, планомерно увеличивает объем услуг, предоставляемых пользователям, совершенствует формы и методы информационного обеспечения потребителей патентной информации, расширяет методическую и справочно-консультативную помощь.

Отделом патентной и технической литературы БОНУБ накоплен значительный опыт по формированию, изучению и предоставлению пользователям патентного фонда; результаты работы представлены в статьях «Брянская областная библиотека как патентно-информационный центр региона» (Науч. и техн. б-ки. – 2002. – № 12), «От изучения пользователей к оптимизации качества обслуживания» (Там же. – 2007. – № 8).

Как ресурсный центр для библиотек области БОНУБ всегда уделяла большое внимание запросам специалистов отдаленных городов и поселков региона. В последние годы число запросов увеличивается. Еще в 1970–1980-е гг. совместно с Брянским межрегиональным ЦНТИ, где была традиционно сильная полиграфическая база, библиотека комплектовала тематические подборки описаний изобретений по заявленным проблемам для постоянного безвозмездного использования специалистами области.

Повсеместное внедрение новых технологий сделало возможным обеспечить простой и удобный доступ к патентному фонду всех категорий пользователей, в том числе в отдаленных муниципальных образованиях. Проведение патентно-информационного поиска в удаленных электронных базах данных требует значительно меньших трудозатрат и выше по качеству и скорости по сравнению с традиционным поиском в бумажном фонде, хотя для этого требуется и более сложная подготовка.

Идея дистанционного обучения библиотекарей основам патентной грамотности возникла после прохождения сотрудником отдела патентной и технической литературы БОНУБ курса дистанционного обучения по программе Всемирной Академии ВОИС DL 101 "Основы интеллектуальной собственности" (с выдачей Сертификата ВОИС). Программа ВОИС не только дала возможность получить основополагающие знания, относящиеся к интеллектуальной собственности, но и помогла библиотеке создать собственный курс дистанционного обучения для библиотекарей области.

Мы сразу определили для себя, что в отличие от Программы Всемирной Академии ВОИС, которая «может быть использована для обучения с целью систематизации знаний и расширения кругозора», наш курс дает только первичные элементарные, в основном, практические знания по поиску патентной информации в Интернете.

Библиотеки малых городов – подчас единственные информационные центры на местах – могут содействовать тому, чтобы потребители патентной информации получали ее оперативно и в достаточном объеме. Но для этого сами библиотекари должны обладать определенными знаниями и умениями. В связи с этим в целях повышения квалификации сотрудников муниципальных библиотек разработан курс дистанционного обучения «Патентная информация – важнейший ресурс инновационного развития. Современные средства доступа к патентной информации».

Перед разработчиками курса стояли следующие задачи:

1.    Дать представление о том, что такое интеллектуальная собственность, каково ее значение в процессах инновационного развития.

2.    Пояснить, что представляет собой охрана интеллектуальной собственности в Российской Федерации на современном этапе.

3.    Познакомить с важнейшим информационным ресурсом – патентной информацией.

4.    Научить пользоваться современными средствами доступа к патентной информации.

Курс построен следующим образом. Вначале в библиотеки было выслано руководство по изучению курса, где излагались цели обучения, структура курса, а также график с датами отправления информации областной библиотекой и датами отправления ответов обучающихся на проверочные вопросы. В дальнейшем, в соответствии с графиком, были высланы три части курса: «Авторское право и смежные права», «Патентное право», «Патентный поиск в Интернете».

В конце каждой части предлагались проверочные вопросы. Ответы на вопросы к первым двум частям (теоретическим) следовало отправить на следующий день после получения задания. Для ответов на вопросы к третьей части (практической) давалось семь дней.

Обучавшиеся подошли к учебе ответственно и неформально. Теоретические части курса были освоены всеми, присланы правильные и полные ответы на вопросы.

Далее было предложено провести несколько видов патентного поиска на сайте Федерального института промышленной собственности: по названию изобретения, ключевым словам из рефератов, классификационным индексам, фамилии автора, а также поиск изобретений, запатентованных брянскими предприятиями. Для этого разработана и разослана подробнейшая инструкция.

Особенно важным здесь было умение конструировать запросы с использованием ключевых слов (поисковых терминов) – этот вид поиска используется чаще всего. Следовательно, от умения пользоваться ключевыми словами зависит практически 90% успеха поиска.

При выполнении практического задания возникали определенные сложности, что вполне закономерно. Ведь ранее никому из обучавшихся не приходилось работать с таким специфическим видом документов.

Наиболее сложным оказался поиск по индексам Международной патентной классификации. У обучавшихся возникали дополнительные вопросы, но после полученных разъяснений они справились со всеми заданиями.

По окончании курса обучения было предложено прислать информационные отчеты и пожелания по продвижению этой информации. Анализ отчетов показал, что материал был изложен в понятной, доступной форме, что в ходе обучения получены новые знания, которые позволят более профессионально, качественно, оперативно удовлетворять запросы пользователей. Кроме того, умение пользоваться этим ресурсом позволит библиотекарям частично заполнить лакуны в фонде технической литературы.

Дистанционное обучение прошли 12 сотрудников муниципальных библиотек.

Форма дистанционного обучения, предложенная нами, получила одобрение коллег. По нашему мнению, это должно способствовать превращению библиотекарей, прошедших курс дистанционного обучения, в информационных посредников между патентным фондом БОНУБ и пользователями патентной информации на местах.

Предложения по проведению дистанционных курсов обучения по другим темам и активного использования дистанционного консультирования включены в областную целевую программу сохранения культуры на Брянщине на 2011–2015 гг.

  
На главную