Научные и технические библиотеки №4 2009 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Куликова О. Ю. Взаимодействие библиотек приграничных территорий независимых государств Содружества

Ахметзянова Р. Н. Библиотека как часть современной образовательной среды вуза

Бутакова Т. А., Доценко О. Ф. Научная библиотека ПГСХА как методический центр научных и учебных сельскохозяйственных библиотек Дальневосточного региона

Протопопова Е. Н. Дистанционное обучение библиотекарей основам патентной грамотности

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Земсков А. И. Будущее электронных библиотек

Агаева Х. Т., Рустамов А. М., Мамедова Е. А. Разработка и эксплуатация электронного каталога в Национальной библиотеке Азербайджанской Республики

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ В БИБЛИОТЕКЕ

Бычкова Е. Ф. Создание Межбиблиотечного центра экологической информации: анализ состояния и новые идеи

НАША ПРОФЕССИЯ

Сукиасян Э. Р. Как правильно называется наша специальность?

Жукова Т. Д. Профессиональное сознание библиотекаря: подходы к определению понятия

Ойвенталь А. В. Реализация кадровой стратегии

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Соколов А. В. Незыблемость фундамента и модернизация фасада

Столяров Ю. Н. Поэтическое книговедение В. П. Леонова

Коломейчук Е. М. Слагаемые успеха общественно-профессионального объединения

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Свергунова Н. М. Формирование электронного информационного пространства

Прозоров И. Е. Лингвистическое обеспечение информационных ресурсов: итоги IV семинара «Электронные ресурсы библиотек»


ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ В БИБЛИОТЕКЕ

УДК 027.008.3+504

Е. Ф. Бычкова

Создание Межбиблиотечного центра
экологической информации:анализ состояния и новые идеи

Центры экологической информации (ЭИ) начали активно создаваться в последнее десятилетие и сегодня существуют во многих библиотеках, в том числе в ГПНТБ России и целом ряде областных научных универсальных библиотек.

Цель их создания – обеспечение оперативного и полного предоставления информации по проблемам экологии, природопользования и устойчивого развития всем специалистам и заинтересованным лицам, а также участие в формировании экологической культуры населения.

Однако в работе центров ЭИ существует ряд проблем. Прежде всего, это сложный политематический характер ЭИ, которую очень трудно (и нужно ли?!) выделить из общего фонда библиотеки. Можно отметить также и невысокий спрос на научные публикации по экологии со стороны населения, часто готового удовлетвориться случайными источниками. Все это снижает эффективность работы центров ЭИ. Тем не менее экологическая информация остается важной социально значимой информацией, доступность которой гарантируется Конституцией Российской Федерации.

Эффективности работы центров ЭИ безусловно способствует их тесное взаимодействие, обмен опытом работы, возможность доступа к удаленным информационным ресурсам. Если координация и обмен опытом работы библиотек в области формирования экологической культуры и экологического информирования населения до последнего времени во многом осуществлялась Всероссийским научно-методическим центром экологической культуры, который на протяжении многих лет регулярно проводил смотры-конкурсы библиотек, ведущих работу по экологическому просвещению населения, то информационные ресурсы библиотек по экологии практически никогда не были объектом серьезного исследования.

Стало очевидно, что для большей координации работы библиотек в этой области целесообразно создание единого межбиблиотечного центра.

В марте 2008 г. по инициативе РГБ, ГПНТБ России и РГЮБ состоялся «круглый стол» «Возможности создания объединенного межведомственного информационного ресурса по теме “Экология и устойчивое развитие”: к постановке проблемы», где были выяснены принципиальные позиции организаторов по этому вопросу; обсуждение решено было продолжить в рамках очередной Международной конференции «Либком».

В итоге на Конференции «Либком-2008» (18 ноября 2008 г., Ершово, Моск. обл.) состоялся «круглый стол» «Концепция создания межбиблиотечного центра экологической информации: анализ состояния и новые идеи».

Само название «круглого стола» очень показательно. Хотя разговоры о необходимости создания Центра ведутся давно, концепция его еще до конца не разработана. Очевидно, что такой Центр нужен. Основной его целью должно стать обеспечение доступности информации по экологии, содействие созданию федеральной библиотечной информационной системы по экологии, направленной на формирование у населения России экологической культуры.

Для достижения поставленной цели работа Центра должна строиться по следующим направлениям.

1. Осуществление мониторинга доступных источников ЭИ на традиционных и электронных носителях.

2. Проведение смотров–конкурсов как деятельности библиотек по формированию экологической культуры, так и собственно ресурсов ЭИ.

3. Организация школ-семинаров, стажировок для повышения квалификации библиотекарей, научно-практических конференций и «круглых столов» с выдачей их участникам соответствующих сертификатов.

4. Создание тематических интернет-сайтов, в разделах которых будут отражаться:

  • информационные ресурсы по экологии;
  • опыт библиотек по работе с ЭИ и их собственные электронные библиотеки по экологии;
  • опыт массовой работы библиотек по формированию экологической культуры;
  • материалы, необходимые для повышения квалификации библиотекарей-экологов.

5. Оказание информационной и методической помощи библиотекам.

6. Пропаганда экологических знаний через СМИ, общественные экологические организации, Интернет, работу с читателями и другими доступными методами.

Реализуя свою деятельность по этим направлениям, Центр сможет оказывать следующие услуги:

  • сбор и размещение на интернет-сайтах информации о фондах и методах работы библиотек по формированию экологической культуры;
  • регулярное обновление интернет-сайтов, на которых размещается информация о ресурсах библиотек-партнеров, электронная библиотека по экологии, ссылки на ресурсы Интернета, в том числе на сайты организаций, работающих в этой области;
  • поиск ЭИ в фондах библиотек-учредителей и участников проекта, и предоставление сведений о найденной информации заказчику;
  • проведение семинаров по повышению экологической грамотности библиотекарей.

В основе деятельности Центра должен лежать принцип корпоративного взаимодействия библиотек, имеющих опыт работы с ЭИ и просветительской деятельности. Возможно, например, следующее разделение сфер деятельности: ГПНТБ России – предоставление экологической информации по запросам, РГЮБ – деятельность, направленная на формирование экологической культуры населения, АПРИКТ – работа в области повышения квалификации библиотекарей-экологов и др.

Эти соображения подготовлены организаторами «круглого стола» и представлены его участникам для обсуждения.

Были заслушаны предложения библиотек, СМИ, общественных и научных организаций.

В. А. Грачев, председатель Комиссии по государственному экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в своем выступлении подчеркнул, что в настоящее время речь идет не просто о необходимости информирования населения, но о ликвидации экологической безграмотности, не позволяющей гражданам адекватно реагировать на экологические проблемы.

Я. Л. Шрайберг, генеральный директор ГПНТБ России, отметил, что ГПНТБ России готова создать такой центр на базе отдела экологической информации и в своей работе сделать основной акцент на формировании электронного информационного ресурса, доступного в Интернете. Этот ресурс может быть как распределенным, поскольку особенности ЭИ требуют ее постоянной актуализации, так и централизованным и генерируемым на интернет-сервере ГПНТБ России.

В. А. Цветкова, представитель ВИНИТИ, обратила внимание на то, что для решения поставленных проблем необходимо генерировать не только традиционную для библиотек библиографическую информацию, но и фактографическую.

Позицию АПРИКТ сформулировал Э. Р. Сукиасян, профессор кафедры библиотековедения и информатики: необходимо проводить школы библиотекаря-эколога, где слушатели будут не только получать теоретические знания по экологии и практические навыки работы с ЭИ, но и учиться вырабатывать стратегию работы библиотеки в этой области.

Позицию СМИ представил главный редактор журнала "Экология и жизнь" А. Л. Самсонов: роль библиотек не только в предоставлении ЭИ, но и в популяризации научных знаний.

Специальный корреспондент газеты «Библиотека в школе» Е. В. Иванова отметила, что учить людей работать с ЭИ необходимо со школьной скамьи. Центр ЭИ должен действовать в тесном контакте со школьными библиотеками, оказывая им информационную поддержку в разработке школьных экологических проектов. Для этого необходимо заниматься менеджментом информации, пытаться сделать ЭИ привлекательной для потребителя.

В выступлении М. Н. Синицына, исполнительного директораМежуниверситетского центра экологических инновационных проектов Подмосковья, рассматривался вариант создания полнотекстовой тематической БД с возможностью поиска и различными степенями доступности этого ресурса для пользователей.

В целом на «круглом столе» определены основные направления работы создаваемого Центра, однако для достижения результата необходимо решить еще много организационных и финансовых проблем.

Следует еще раз подчеркнуть, что библиотеки ведут работу по всем направлениям, о которых говорилось как в установочных материалах, так и в выступлениях участников. Речь в данном случае идет о качественно новой форме взаимодействия библиотек, позволяющей лучше и с меньшими затратами решать поставленные задачи.

  
На главную