Научные и технические библиотеки №4 2009 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Куликова О. Ю. Взаимодействие библиотек приграничных территорий независимых государств Содружества

Ахметзянова Р. Н. Библиотека как часть современной образовательной среды вуза

Бутакова Т. А., Доценко О. Ф. Научная библиотека ПГСХА как методический центр научных и учебных сельскохозяйственных библиотек Дальневосточного региона

Протопопова Е. Н. Дистанционное обучение библиотекарей основам патентной грамотности

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Земсков А. И. Будущее электронных библиотек

Агаева Х. Т., Рустамов А. М., Мамедова Е. А. Разработка и эксплуатация электронного каталога в Национальной библиотеке Азербайджанской Республики

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ В БИБЛИОТЕКЕ

Бычкова Е. Ф. Создание Межбиблиотечного центра экологической информации: анализ состояния и новые идеи

НАША ПРОФЕССИЯ

Сукиасян Э. Р. Как правильно называется наша специальность?

Жукова Т. Д. Профессиональное сознание библиотекаря: подходы к определению понятия

Ойвенталь А. В. Реализация кадровой стратегии

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Соколов А. В. Незыблемость фундамента и модернизация фасада

Столяров Ю. Н. Поэтическое книговедение В. П. Леонова

Коломейчук Е. М. Слагаемые успеха общественно-профессионального объединения

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Свергунова Н. М. Формирование электронного информационного пространства

Прозоров И. Е. Лингвистическое обеспечение информационных ресурсов: итоги IV семинара «Электронные ресурсы библиотек»


УДК 023

Т. Д. Жукова

Профессиональное сознание библиотекаря:
подходы к определению понятия

Приведены основные этапы рассмотрения российским библиотечным сообществом проблемы профессионального сознания библиотекаря на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Даны различные подходы к определению понятия профессиональное сознание библиотекаря.

Проблема профессионального сознания библиотекаря начала занимать умы библиотековедов России и активно обсуждаться в среде профессионалов в последнем десятилетии ХХ века. Глобальные изменения в мире, связанные с переходом от постиндустриального общества к обществу знаний, а также глобальные изменения в самой России, усугублённые распадом СССР, сменой идеологии, приходом в жизнь демократических свобод, рыночной экономики, новой модели образования, кардинально отразились на профессиональном сознании библиотекарей.

Библиотеки оказались перед необходимостью поиска новой для себя миссии. Кризис общественного сознания к началу 1990-х гг., стереотипы, бытующие в библиотечной среде, остро поставили вопрос о корректировке функций библиотек, о приближении их к нуждам читателей, содействии адаптации их к новым социальным условиям. Потребовалась качественно новая библиотека, соответствующая обществу переходного периода.

Самоопределение стало главной заботой библиотечного сообщества. Глобалистская перспектива вступала в противоречие с традиционным для России национальным самосознанием; процессы информатизации и  внедрения ИКТ противоречили исконному для России литературоцентризму, демократические свободы не стыковались с привычными для отечественных библиотек задачами руководства чтением. От сделанного выбора, формирования нового профессионального сознания библиотекаря зависел облик библиотечной профессии наступившего ХХIвека.

Что же такое – профессиональное сознание? Определение этого понятия отсутствует и в философской, и в социологической, и в психологической литературе. Оно включено лишь как составная часть в понятие сознание групповое.

Под групповым сознанием понимается совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, волеизъявлений, присущих данной социальной группе. Групповое сознание – это тип общественного сознания; совокупность групповых чувств, ценностных ориентаций и идеалов, представлений о групповых целях, путях и средствах их достижения [1].

Профессия – это род занятий, который требует специальной подготовки, практикуется человеком регулярно и служит источником средств существования. Профессия, как определяет её Е. А. Климов, это исторически сложившаяся форма трудовой деятельности, для выполнения которой человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессиональные качества [2].

Профессия носит интеллектуальный характер и предполагает наличие персональной ответственности за выбор методов, действий и суждений. Она основана на научных знаниях, требует умений, которыми можно овладеть. Профессия предполагает: наличие определенной теоретической модели; системы профессиональной подготовки; специальной печати; кодекса этики, которым работники руководствуются в конкретных ситуациях; а также самоидентификацию специалистов, определенный уровень профессионального сознания и самосознания.

Среди множества профессий значится и профессия библиотекаря. Это одна из немногих групп специалистов, которых целенаправленно обучают выявлять, оценивать, систематизировать, упорядоченно накапливать и использовать информацию и ретранслировать её посетителям библиотеки. Этот род занятий относят к гуманитарной, творческой сфере.

Для совершенствования своей профессиональной деятельности библиотекарю необходимо осознавать её цели, задачи, функции, понимать её общественную ценность. Библиотечная профессия в ХХI в. становится ведущим компонентом системы «Библиотека» [35].

Профессиональное сознание включает в себя систему норм, сознательных и бессознательных установок, представлений, определяющих позицию специалиста по отношению к деятельности определённого рода. Это явление духовной культуры, поиска смысла своей профессии, показатель социальной и профессиональной зрелости специалиста.

Для понимания профессионального сознания важны координаты самосознания, или Я-концепции. В библиотечном мире эту проблему применительно к профессиональному сознанию библиотекаря изучала С. А. Езова [6].

В библиотековедении одним из первых исследователей профессионального сознания библиотекарей ХХ века стал профессор А. В. Соколов. Ещё в 1986–1990 гг. под его руководством проведено исследование на тему «Библиотечная профессия сегодня и завтра»: методом контент-анализа публикаций в специальных библиотечных изданиях прослежено изменение профессионального сознания библиотекарей разных поколений на протяжении почти целого века.

Изучались разные параметры профессионального сознания. Среди них: миссия библиотеки, профессиональная этика, самопознание и самоорганизация, отношения с властью, библиотечные идеалы. В профессиональное сознание А. В. Соколов включил также библиотечную мифологию (легендарные библиотекари и идеальные библиотеки), социально-психологические портреты и ценностные ориентации библиотечных работников. Профессиональное сознание библиотекаря рассмотрено в этом исследовании, как и в последующих исследованиях этого направления, в концепции профессиологии. От неё зависит структура библиотечного образования. Ученый выстраивает следующую цепочку: функции библиотеки – профессиология библиотекаря – библиотечное образование, полагая, что цепочка может действовать и в обратном направлении [7].

В 1990-е гг. в библиотековедении произошла своеобразная научная революция. Монографии О. П. Коршунова и Ю. Н. Столярова [8, 9], по словам А. В. Соколова, вызвали прямо-таки переворот научной мысли. В библиотечную лексику вошли новые термины: менеджмент, маркетинг, паблик рилейшенз. Стремительно менялась языковая структура профессии, которую надо было осмысливать. По стране прокатилась волна научно-практических конференций; ключевое слово их тематики – информация. Будущее библиотек стало связываться  преимущественно с новыми технологиями.

Необходимость в изучении профессионального сознания в новых условиях с учётом новых тенденций заметно обострялась. Об этом начали говорить, думать, спорить на конференциях и семинарах. Один из них, прошедший в Москве 3–4 июня 1993 г., так и назывался «Профессиональное сознание библиотекарей. Необходимость перемен в переходный период». В вышедшем в 1994 г. одноименном сборнике статей, подготовленных на основе докладов этого семинара, обращают на себя внимание две публикации: Ю. П. Мелентьевой «Необходимые изменения в профессиональном самосознании» [10] и М. Я. Дворкиной «Некоторые стереотипы библиотечного сознания» [11].

Ю. П. Мелентьева рассматривает осознание библиотекарем себя, своего места и роли в обслуживании читателя как главную составную часть профессионального сознания библиотекаря. Автор считает, что библиотекарь должен стать организатором  приобретения знаний читателем, быть способным в условиях информационно насыщенного общества «создать условия, организовать информационную среду библиотеки» [10. С. 13].

М. Я. Дворкина основное внимание сосредоточила на просветительской функции библиотеки, которая сохранилась за ней еще с ХVIIIв. Просветительство оказало значительное влияние на профессиональное сознание библиотекаря. Идеи эти были включены в систему библиотечных ценностей, сформулировали идеал библиотекаря. Они передавались из поколения в поколение, стали традицией и философией библиотечного дела.

К новой философии М. Я. Дворкина отнесла доступность информации, знания для всех. Эта философия нашла отражение в ряде программ ИФЛА. В новой парадигме библиотекарь – не источник знания, а организатор доступа к информации пользователей библиотек. Обеспечивая доступ к информации, знаниям, организуя информационную комфортность библиотечной среды, библиотекарь тем самым содействует просвещению.

В другой своей статье «От идеологии к философии библиотечного дела» [12] М. Я. Дворкина сосредоточивает своё внимание на проблеме философии библиотечного дела. Она полагает, что в условиях, когда мир становится особенно сложным, когда формируется новая культура – информационно-аудиовизуальная, электронная, синтезированная, встают вопросы: какой должна быть библиотека, какое место она должна занять в обществе, каково её значение? Эти вопросы носят методологический характер.

Большой вклад в разработку концепции профессионального сознания библиотекарей внес А. И. Каптерев. В статье «Культурологические проблемы профессионального сознания библиотечных специалистов» он рассмотрел функции профессионального сознания библиотекарей, выделив в них интегрирующую, коммуникативную, адаптивную, регулятивную, когнитивную, прогностическую функции [13].

Свой подход к проблеме профессионального сознания библиотекарей А. И. Каптерев базировал на принципе единства сознания и деятельности. В деятельности библиотекаря он выделил уровни, соответствующие разной степени рефлексивности. Этих уровней четыре: технологический, управленческий, теоретический и методологический. Каждый следующий уровень заставляет человека оперировать с более широким фрагментом профессионального пространства и потому требует большей абстрактности мышления, большей рефлексии. Чем более долгую историю имеет та или иная профессиональная деятельность, тем ярче выражена специфика профессионального сознания на всех четырех уровнях.

Позже, уже в 2001 г., А. И. Каптерев представил результаты социологического исследования, в течение ряда лет проводимого им лично и в составе проблемных групп), в книге «Виртуальный мир российского библиотекаря: опыт конкретно-социологического исследования профессионального сознания библиотечных специалистов». Обращает на себя внимание  его вывод из результатов исследования: «В сознании библиотечного специалиста превалируют элементы обыденного, а не профессионального сознания» [14].

Для понимания сущности профессионального сознания библиотекаря методологическое значение имеет состоявшийся 5 дек. 1997 г. в РНБ 2-й философский «круглый стол» по теме «Профессиональное сознание библиотекарей как предмет философских, культурологических и социологических исследований».

Ведущая «круглого стола» – Л. Н. Гусева во вступительном слове посетовала на то, что библиотечная наука в новых социальных условиях оказалась невостребованной, библиотекари предпочитают решать свои проблемы опытным путем, чаще всего копируя чужой опыт, преимущественно западный. Падение престижа библиотековедения привело к снижению научного уровня публикаций в профессиональной печати, что отрицательно сказалось на самой практике и вызвало снижение самосознания библиотекарей.

«Круглый стол», собравший людей разных специальностей, поставил своей задачей помочь практикам реконструировать идеологические смыслы деятельности библиотек на основе научных культурологических, социологических и философских исследований, построить новые модели взаимодействия в  изменившихся социальных отношениях. Решение вопроса о миссии библиотек в современных условиях оказалось очень сложным из-за отсутствия исследований профессионального сознания библиотекарей, его структуры и способов формирования [15 ].

Обмен мнениями по этому вопросу дал богатую пищу для размышления о сущности профессионального сознания библиотекарей, создания новых творческих идей и определённой преемственности. Так, в 1992 г. Московская библиотечная ассоциация провела «круглый стол» «Профессиональные ценности библиотекаря», благодаря которому в рамках Российской библиотечной ассоциации возникла секция этики и профессионального общения. В результате создан «Кодекс профессиональной этики».

В выступлении Е. В. Смолиной подчеркивалось, что поднятая тема носит не академический характер: от нее зависит будущее развитие библиотек вместе со всей гуманитарной сферой. Элементами профессионального сознания она назвала язык, ценности, нормы, социальные и гуманитарные знания. Кроме того, Е. В. Смолина обозначила сложную систему факторов, влияющих на формирование и развитие профессионального сознания, т.е. систему образования, идеологию, философию, опыт, науку. В её выступлении поднят острый вопрос о «колонизации» западного образа библиотеки на отечественную почву: о внедрении в сознание библиотекарей современных зарубежных теорий, которые заведомо признаются передовыми. Она считает механическое заимствование недопустимым.

Как выбраться библиотекарю из рутинной жизни? Этот вопрос увязал с проблемой профессионального сознания библиотекарей профессор Санкт-Петербургского государственного университета Ю. М. Шилков. В профессиональном сознании он выделил регулятивно-волевое начало: способность библиотекарей влиять на власть, что в нашей отечественной традиции является слабым звеном. Он обратил внимание на такой универсальный способ жизни профессионального сознания библиотекаря, как диалог, несущий в себе идею взаимопонимания.

В содержательный аспект профессионального сознания библиотекарей много внесло выступление заведующей кафедрой общебиблиотечных дисциплин Тюменского государственного института искусств и культуры Е. Н. Бережковой. Она выделила в этом феномене профессиональные идеалы, профессиональные ценности, профессиональные ориентиры библиотекаря и потребностное состояние общества применительно к библиотеке. Включила в него и читательское сознание самого библиотекаря, т.е. его собственный читательский багаж и отношение к чтению в целом.

Вопрос о профессиональном образовании библиотекарей также активно обсуждался участниками «круглого стола». По их мнению, нет единого библиотекаря и единого профессионального библиотечного сознания. Есть разные библиотекари в зависимости от типа библиотеки и состава читателей. Так, библиотекарь детской библиотеки и библиотекарь научной библиотеки – это разные специальности и должны готовиться в учебных заведениях по-разному [15].

Своё мнение по этому вопросу высказал Е. Ю. Солонин – заведующий кафедрой философии СПбГУ. Он считает, что библиотекарь независимо от специализаций должен обладать воображением, т.е. способностью создавать образ библиотеки. Набор знаний – вторичный момент. Конструкция образования должна строиться так, чтобы будила профессиональное воображение будущего специалиста, устремляла его к творчеству. Без этого библиотекарь способен выполнять лишь рутинные операции, входящие в разработанные кем-то нормативы.

Заслуживает внимания подход к профессиональному сознанию библиотекаря в контексте культуры, высказанный заведующей кафедрой теории культуры СПбГУКИ С. Н. Иконниковой. Она вычленила просветительскую функцию библиотекаря, которая, как она считает, целиком подпадает под термин культурология и подсказывает библиотекарю, где, что, как, когда и куда надо двигаться, ориентируясь на тот спрос, который есть в настоящем [15].

Если обобщить идеи, высказанные в рамках «круглого стола», то в содержание профессионального сознания библиотекарей можно включить:

  • профессиональную рефлексию – осознание библиотекарем социальной роли, возможностей и отличительных признаков своей профессии, встраивание своих профессиональных интересов в социокультурный контекст общественного развития;
  • стратегическое мышление – целевые установки, формулирование задач и осознанность методов их решения, предвидение результатов. В целом – направленность на создание образа (модели, концепции) библиотеки, на программное обеспечение своей деятельности;
  • осознание возникающих проблем и противоречий, поиски способов их разрешения;
  • исследовательскую и инновационную направленность профессионального сознания;
  • овладение смыслами базовых категорий, этических норм, ценностей, сущности традиционных и вновь возникающих профессиональных терминов;
  • осознание мотивации своей деятельности, самоопределение;
  • регуляцию взаимоотношений с партнерами, властью, читателями, использование возможностей паблик рилейшенз для поднятия статуса своей профессии [15].

Из исследований профессионального сознания библиотекарей в целом в 1980–1990-х гг. выделилось изучение профессионального сознаниядетских библиотекарей. Самым крупным исследователем в этой области является О. Л. Кабачек – профессиональный психолог, сотрудник Российской государственной детской библиотеки. Исследование, проведенное под её руководством в течение 1989–1993 гг., выявило стремление детских библиотекарей осмыслить новые реалии. На новом витке развития их профессионального сознания постепенно созрело понимание, что следует искать такие формы и методы своего влияния на читателей, которые им близки и которые они готовы принять внутренне.

О. Л. Кабачек сделала вывод, что детский библиотекарь кроме информационной выполняет педагогическую функцию, в основе которой лежит личностно-ориентированное общение. Оно предусматривает взаимодополнение инициатив взрослого и ребенка, органическое сочетание элементов исследовательской, учебной, игровой и творческой деятельности [16].

Говоря о специфике профессионального сознания детских библиотекарей, исследователь высказала мнение, что  библиотечная педагогика – это уникальная лаборатория, оперирующая всем лучшим в педагогике, достояние отечественной и мировой педагогики. Она базируется не на принуждении, а лишь на интересе ребёнка. Идя именно от интересов ребёнка, библиотекарь выполняет свою задачу – приобщение детей к культуре через общение с книгой [17].

Проблемы профессионального сознания детского библиотекаря коснулось и проведенное в начале 1990-х гг. кафедрой детской литературы Санкт-Петербургского государственного университета культуры исследование «Библиотечная профессия: современное состояние и перспективы» (научный руководитель – А. В. Соколов). В контексте педагогики изучалось профессиональное сознание детских библиотекарей С.-Петербурга. Главной задачей исследования был ответ на вопрос: «В какой мере педагогическая сущность своей профессии осознается детским библиотекарем, как она реализуется в практике работы с детьми?».

Исследователи (доцент И. И. Тихомирова и аспирант Т. А. Авидон) в рабочем порядке наметили основные составляющие элементы педагогической функции детского библиотекаря. К ним отнесены: образовательная функция (информационная, просветительская деятельность); обучающая функция (библиотечные уроки, привитие умений и навыков в пользовании библиотекой, справочным аппаратом и др.); воспитательная функция (формирование средствами книги и чтения отношений, мотивов, потребностей, ценностных ориентаций детей); развивающая функция (литературное развитие, совершенствование читательской деятельности, повышение культуры чтения) [18].

Исследование выявило инертность библиотекарей, стремление к непротивлению сложившимся стереотипам, безразличие к теории библиотечного дела, отсутствие размышлений по поводу своей деятельности, своих профессиональных проблем. Появившиеся в тот период термины: обслуживание читателей, отделы обслуживания, библиотечная услуга, технология обслуживания и т.п. снизили в сознании библиотекарей их принадлежность к педагогической деятельности, которую они понимали как руководство детским чтением, т.е. активное влияние на выбор детьми литературы. Каждый третий детский библиотекарь в ту пору не признавал за собой реальной возможности воспитания читателя. Ценности демократии обернулись против воспитательной роли библиотекаря. 90% реципиентов – библиотекарей с высшим образованием – признались в нереализованных своих возможностях как педагогов детского чтения [18].

Проведенные в стране исследования и размышления по поводу профессионального сознания библиотекарей, в том числе детских библиотек в 1990-е гг. – переходный период жизни общества, опосредованно отразили и состояние профессионального сознания школьных библиотекарей. Можно было предполагать, что оно на исходе века оказалось не менее противоречивым и неоднозначным, чем на всём его протяжении.

В начале ХХI в. проблема профессионального сознания вновь вызывает интерес и жаркие споры в профессиональной среде.

С. Г. Матлина в статье «И это всё о нём. Попытка самоидентификации», опубликованной в 2008 г., отмечает, что неутихающий интерес к проблеме связан  с тем, что в ней сфокусированы все «болевые точки». Начиная от взаимоотношений библиотеки с властью и читателями до вопросов подготовки и переподготовки кадров, организации библиотечного сообщества, само существование которого как «системы устойчивых связей, основанных на солидарности, взаимных ценностях, чувстве сопричастности и взаимных интересах», ставится автором под сомнение. Там же, в самом общем виде С. Г. Матлина определяет «профессиональное библиотечное сознание как совокупность знаний норм и ценностей, отражающих и направляющих профессиональную деятельность библиотекаря» [19].

Под профессиональным сознанием мы понимаем разновидность группового сознания, связанного с пониманием специалистом сущности своей профессии, со способностью не только принимать профессиональные нормы и ценности, понимать круг существующих проблем и возможные пути их решения, но и прогнозировать вектор развития профессиональных задач, консолидируя собственные усилия с другими представителями профессионального сообщества.

Список источников

1. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. акад. РАН Г. В. Осипова. – Москва, 1998. – 672 с.

2. Климов Е. А. Путь в профессию: пособие для старших классов общеобразовательной школы / Е. А. Климов. – Ленинград : Лениздат, 1974. – 190 с.

3. Столяров Ю. Н. Профессия библиотекаря: почему ее выбирают?» // Науч. и техн. б-ки СССР. – 1977. – № 1. – С.13-27.

4. Чачко А. С. Библиотекарь – актуальная профессия информационного общества // Вестник БАЕ. – 2003. – № 1. – С. 70–73.

5. Иванова Г. А. Библиотекарь-педагог: проблемы специализации // Вестник БАЕ. – 2003. – №1. – С. 74–76.

6. Езова С. А. Формирование и развитие положительной «Я-концепции» библиотекаря: Социально-психологический тренинг / С. А. Езова. – Улан-Удэ, 1995. – 102 с.

7. Библиотечная профессиология: проблемы становления и развития : сб. – С.-Петербург : СПбГИК, 1992.

8. Коршунов О. П. Библиографоведение: общий курс / О. П. Коршунов. – Москва : Кн. палата, 1990. – 232 с.

9. Столяров Ю. Н. Как сохранить библиотечные фонды / Ю. Н. Столяров – Москва : Либерея, 1995 . – 127 с.

10. Мелентьева Ю. П. Необходимые изменения в профессиональном самосознании библиотекарей / Ю. П. Мелентьева // Профессиональное сознание библиотекарей. – Москва,1994. – С.11–13.

11. Дворкина М. Я. Некоторые стереотипы библиотечного сознания / М. Я. Дворкина // Там же. – С. 14–17.

12. Дворкина М. Я. От идеологии к философии библиотечного дела / М. Я. Дворкина // Библиотековедение. – 1994. – № 2. – С. 51–53.

13. Каптерев А. И. Культурологические проблемы профессионального сознания библиотечных специалистов / А. И. Каптерев // Книга: исслед. материалы / РКП. – Москва, 1994. – Вып. 69. – С. 69–78.

14. Каптерев А. И. Виртуальный мир российского библиотекаря : опыт конкрет.-социолог. исслед. проф. сознания библ. специалистов / А. И. Каптерев. – Москва : Профиздат. – 2001. – 255 с.

15. Профессиональное сознание библиотекарей как предмет философских, культурологических и социологических исследований. Материалы круглого стола. // Петербургская библиотечная школа. –1995. – № 2. – С. 4–12.

16. Кабачек О. Л. Исследование педагогических возможностей детского библиотекаря / О. Л. Кабачек // Сов. библиотековедение. –1990. – № 5. – С. 38–42.

17. Кабачек О. Л. Новый уровень библиотечного сознания / О. Л. Кабачек // Библиотековедение. – 1995. – № 2. – С. 34–43.

18. Тихомирова И. И., Авидон Т. А. Об особенностях профессионального образования детского библиотекаря // Библиотечная профессиология : сб. трудов. Т. 136. – С.-Петербург : СПбГИК, 1992. – С. 93–101.

19. Матлина С. Г. И это всё о нём. Попытка самоидентификации / С. Г. Матлина // Библиотечное дело. –2008. – № 20. – С. 3.

  
На главную