УДК 023
Т. Д. Жукова
Профессиональное сознание библиотекаря:
подходы к определению понятия
Приведены основные этапы рассмотрения российским библиотечным
сообществом проблемы профессионального сознания библиотекаря на рубеже ХХ-ХХ1
вв. Даны различные подходы к определению понятия профессиональное сознание библиотекаря.
Проблема профессионального сознания библиотекаря начала занимать
умы библиотековедов России и активно обсуждаться в среде профессионалов в
последнем десятилетии ХХ века. Глобальные изменения в мире, связанные с
переходом от постиндустриального общества к обществу знаний, а также глобальные
изменения в самой России, усугублённые распадом СССР, сменой идеологии,
приходом в жизнь демократических свобод, рыночной экономики, новой модели
образования, кардинально отразились на профессиональном сознании библиотекарей.
Библиотеки оказались перед необходимостью поиска новой для себя
миссии. Кризис общественного сознания к началу 1990-х гг., стереотипы,
бытующие в библиотечной среде, остро поставили вопрос о корректировке функций
библиотек, о приближении их к нуждам читателей, содействии адаптации их к новым
социальным условиям. Потребовалась качественно новая библиотека, соответствующая
обществу переходного периода.
Самоопределение стало главной заботой библиотечного сообщества.
Глобалистская перспектива вступала в противоречие с традиционным для России
национальным самосознанием; процессы информатизации и внедрения ИКТ противоречили исконному для России
литературоцентризму, демократические свободы не стыковались с привычными для
отечественных библиотек задачами руководства чтением. От
сделанного выбора, формирования нового профессионального сознания библиотекаря
зависел облик библиотечной профессии наступившего ХХIвека.
Что же такое – профессиональное
сознание? Определение этого понятия отсутствует и в философской, и в
социологической, и в психологической литературе. Оно включено лишь как
составная часть в понятие сознание
групповое.
Под групповым сознанием
понимается совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений,
волеизъявлений, присущих данной социальной группе. Групповое
сознание – это тип общественного сознания; совокупность групповых чувств, ценностных
ориентаций и идеалов, представлений о групповых целях, путях и средствах их
достижения [1].
Профессия – это род
занятий, который требует специальной подготовки, практикуется человеком
регулярно и служит источником средств существования. Профессия, как определяет
её Е. А. Климов, это исторически сложившаяся форма трудовой деятельности,
для выполнения которой человек должен обладать определенными знаниями и
навыками, иметь специальные способности и развитые профессиональные качества [2].
Профессия носит интеллектуальный характер и предполагает наличие
персональной ответственности за выбор методов, действий и суждений. Она
основана на научных знаниях, требует умений, которыми можно овладеть. Профессия
предполагает: наличие определенной теоретической модели; системы
профессиональной подготовки; специальной печати; кодекса этики, которым работники
руководствуются в конкретных ситуациях; а также самоидентификацию специалистов,
определенный уровень профессионального сознания и самосознания.
Среди множества профессий значится и профессия библиотекаря. Это
одна из немногих групп специалистов, которых целенаправленно обучают выявлять,
оценивать, систематизировать, упорядоченно накапливать и использовать
информацию и ретранслировать её посетителям библиотеки. Этот род занятий
относят к гуманитарной, творческой сфере.
Для совершенствования своей профессиональной деятельности библиотекарю
необходимо осознавать её цели, задачи, функции, понимать её общественную
ценность. Библиотечная профессия в ХХI в. становится ведущим компонентом системы «Библиотека» [3–5].
Профессиональное сознание включает в себя систему норм, сознательных
и бессознательных установок, представлений, определяющих позицию специалиста по
отношению к деятельности определённого рода. Это явление духовной культуры,
поиска смысла своей профессии, показатель социальной и профессиональной
зрелости специалиста.
Для понимания профессионального
сознания важны координаты самосознания, или Я-концепции.
В библиотечном мире эту проблему применительно к профессиональному сознанию
библиотекаря изучала С. А. Езова [6].
В библиотековедении одним из первых исследователей профессионального
сознания библиотекарей ХХ века стал профессор А. В. Соколов. Ещё в
1986–1990 гг. под его руководством проведено исследование на тему
«Библиотечная профессия сегодня и завтра»: методом контент-анализа публикаций в
специальных библиотечных изданиях прослежено изменение профессионального сознания
библиотекарей разных поколений на протяжении почти целого века.
Изучались разные параметры профессионального сознания. Среди них:
миссия библиотеки, профессиональная этика, самопознание и самоорганизация,
отношения с властью, библиотечные идеалы. В профессиональное сознание
А. В. Соколов включил также библиотечную мифологию (легендарные библиотекари
и идеальные библиотеки), социально-психологические портреты и ценностные
ориентации библиотечных работников. Профессиональное сознание библиотекаря
рассмотрено в этом исследовании, как и в последующих исследованиях этого
направления, в концепции профессиологии. От неё зависит структура библиотечного
образования. Ученый выстраивает следующую цепочку: функции библиотеки –
профессиология библиотекаря – библиотечное образование, полагая, что цепочка
может действовать и в обратном направлении [7].
В 1990-е гг. в
библиотековедении произошла своеобразная научная революция. Монографии
О. П. Коршунова и Ю. Н. Столярова [8, 9], по словам
А. В. Соколова, вызвали прямо-таки переворот научной мысли. В
библиотечную лексику вошли новые термины: менеджмент,
маркетинг, паблик рилейшенз. Стремительно менялась языковая структура
профессии, которую надо было осмысливать. По стране прокатилась волна
научно-практических конференций; ключевое слово их тематики – информация. Будущее библиотек стало
связываться преимущественно с новыми
технологиями.
Необходимость в изучении профессионального сознания в новых условиях
с учётом новых тенденций заметно обострялась. Об этом начали говорить, думать,
спорить на конференциях и семинарах. Один из них, прошедший в Москве 3–4 июня
1993 г., так и назывался «Профессиональное сознание библиотекарей.
Необходимость перемен в переходный период». В вышедшем в 1994 г. одноименном
сборнике статей, подготовленных на основе докладов этого семинара, обращают на
себя внимание две публикации: Ю. П. Мелентьевой «Необходимые
изменения в профессиональном самосознании» [10] и М. Я. Дворкиной «Некоторые стереотипы библиотечного
сознания» [11].
Ю. П. Мелентьева рассматривает осознание библиотекарем
себя, своего места и роли в обслуживании читателя как главную составную часть
профессионального сознания библиотекаря. Автор считает, что библиотекарь должен
стать организатором приобретения знаний
читателем, быть способным в условиях информационно насыщенного общества
«создать условия, организовать информационную среду библиотеки» [10. С. 13].
М. Я. Дворкина основное внимание сосредоточила на
просветительской функции библиотеки, которая сохранилась за ней еще с ХVIIIв.
Просветительство оказало значительное влияние на профессиональное сознание
библиотекаря. Идеи эти были включены в систему библиотечных ценностей,
сформулировали идеал библиотекаря. Они передавались из поколения в поколение,
стали традицией и философией библиотечного дела.
К новой философии М. Я. Дворкина отнесла доступность
информации, знания для всех. Эта философия нашла отражение в ряде программ
ИФЛА. В новой парадигме библиотекарь – не источник знания, а организатор
доступа к информации пользователей библиотек. Обеспечивая доступ к информации,
знаниям, организуя информационную комфортность библиотечной среды, библиотекарь
тем самым содействует просвещению.
В другой своей статье «От идеологии к философии библиотечного дела»
[12] М. Я. Дворкина
сосредоточивает своё внимание на проблеме философии библиотечного дела. Она
полагает, что в условиях, когда мир становится особенно сложным, когда формируется
новая культура – информационно-аудиовизуальная, электронная, синтезированная,
встают вопросы: какой должна быть библиотека, какое место она должна занять в
обществе, каково её значение? Эти вопросы носят методологический характер.
Большой вклад в разработку концепции профессионального сознания
библиотекарей внес А. И. Каптерев. В статье «Культурологические проблемы
профессионального сознания библиотечных специалистов» он рассмотрел функции
профессионального сознания библиотекарей, выделив в них интегрирующую,
коммуникативную, адаптивную, регулятивную, когнитивную, прогностическую функции
[13].
Свой подход к проблеме профессионального сознания библиотекарей
А. И. Каптерев базировал на принципе единства сознания и
деятельности. В деятельности библиотекаря он выделил уровни, соответствующие
разной степени рефлексивности. Этих уровней четыре: технологический, управленческий,
теоретический и методологический. Каждый следующий уровень заставляет человека
оперировать с более широким фрагментом профессионального пространства и потому
требует большей абстрактности мышления, большей рефлексии. Чем более долгую
историю имеет та или иная профессиональная деятельность, тем ярче выражена
специфика профессионального сознания на всех четырех уровнях.
Позже, уже в 2001 г., А. И. Каптерев представил
результаты социологического исследования, в течение ряда лет проводимого им
лично и в составе проблемных групп), в книге «Виртуальный мир российского библиотекаря:
опыт конкретно-социологического исследования профессионального сознания
библиотечных специалистов». Обращает на себя внимание его вывод из результатов
исследования: «В сознании библиотечного специалиста превалируют элементы
обыденного, а не профессионального сознания» [14].
Для понимания сущности профессионального сознания библиотекаря
методологическое значение имеет состоявшийся 5 дек. 1997 г. в РНБ 2-й
философский «круглый стол» по теме «Профессиональное сознание библиотекарей как
предмет философских, культурологических и социологических исследований».
Ведущая «круглого стола» – Л. Н. Гусева во вступительном
слове посетовала на то, что библиотечная наука в новых социальных условиях оказалась
невостребованной, библиотекари предпочитают решать свои проблемы опытным путем, чаще всего копируя чужой
опыт, преимущественно западный. Падение престижа библиотековедения привело к
снижению научного уровня публикаций в профессиональной печати, что отрицательно
сказалось на самой практике и вызвало снижение самосознания библиотекарей.
«Круглый стол», собравший людей разных специальностей, поставил
своей задачей помочь практикам реконструировать идеологические смыслы
деятельности библиотек на основе научных культурологических, социологических и
философских исследований, построить новые модели взаимодействия в изменившихся социальных отношениях. Решение
вопроса о миссии библиотек в современных условиях оказалось очень сложным из-за
отсутствия исследований профессионального сознания библиотекарей, его структуры
и способов формирования [15 ].
Обмен мнениями по этому вопросу дал богатую пищу для размышления о
сущности профессионального сознания библиотекарей, создания новых творческих
идей и определённой преемственности. Так, в 1992 г. Московская
библиотечная ассоциация провела «круглый стол» «Профессиональные ценности
библиотекаря», благодаря которому в рамках Российской библиотечной ассоциации
возникла секция этики и профессионального общения. В результате создан «Кодекс
профессиональной этики».
В выступлении
Е. В. Смолиной подчеркивалось, что поднятая тема носит не
академический характер: от нее зависит будущее развитие библиотек вместе со
всей гуманитарной сферой. Элементами профессионального сознания она назвала
язык, ценности, нормы, социальные и гуманитарные знания. Кроме того,
Е. В. Смолина обозначила сложную систему факторов, влияющих на формирование
и развитие профессионального сознания, т.е. систему образования, идеологию,
философию, опыт, науку. В её выступлении поднят острый вопрос о «колонизации»
западного образа библиотеки на отечественную почву: о внедрении в сознание
библиотекарей современных зарубежных теорий, которые заведомо признаются
передовыми. Она считает механическое заимствование недопустимым.
Как выбраться библиотекарю из рутинной жизни? Этот вопрос увязал с
проблемой профессионального сознания библиотекарей профессор
Санкт-Петербургского государственного университета Ю. М. Шилков. В
профессиональном сознании он выделил регулятивно-волевое начало: способность
библиотекарей влиять на власть, что в нашей отечественной традиции является
слабым звеном. Он обратил внимание на такой универсальный способ жизни
профессионального сознания библиотекаря, как диалог, несущий в себе идею
взаимопонимания.
В содержательный аспект профессионального сознания библиотекарей
много внесло выступление заведующей кафедрой общебиблиотечных дисциплин
Тюменского государственного института искусств и культуры
Е. Н. Бережковой. Она выделила в этом феномене профессиональные идеалы,
профессиональные ценности, профессиональные ориентиры библиотекаря и
потребностное состояние общества применительно к библиотеке. Включила в него и
читательское сознание самого библиотекаря, т.е. его собственный читательский
багаж и отношение к чтению в целом.
Вопрос о профессиональном образовании библиотекарей также активно
обсуждался участниками «круглого стола». По их мнению, нет единого библиотекаря
и единого профессионального библиотечного сознания. Есть разные библиотекари в
зависимости от типа библиотеки и состава читателей. Так, библиотекарь детской
библиотеки и библиотекарь научной библиотеки – это разные специальности и
должны готовиться в учебных заведениях по-разному [15].
Своё мнение по этому вопросу высказал Е. Ю. Солонин –
заведующий кафедрой философии СПбГУ. Он считает, что библиотекарь независимо от
специализаций должен обладать воображением, т.е. способностью создавать образ
библиотеки. Набор знаний – вторичный момент. Конструкция образования должна
строиться так, чтобы будила профессиональное воображение будущего специалиста,
устремляла его к творчеству. Без этого библиотекарь способен выполнять лишь
рутинные операции, входящие в разработанные кем-то нормативы.
Заслуживает внимания подход к
профессиональному сознанию библиотекаря в контексте культуры, высказанный
заведующей кафедрой теории культуры СПбГУКИ С. Н. Иконниковой. Она
вычленила просветительскую функцию
библиотекаря, которая, как она считает, целиком подпадает под термин культурология и подсказывает
библиотекарю, где, что, как, когда и куда надо двигаться, ориентируясь на тот
спрос, который есть в настоящем [15].
Если обобщить идеи, высказанные
в рамках «круглого стола», то в содержание профессионального сознания
библиотекарей можно включить:
- профессиональную рефлексию – осознание библиотекарем социальной
роли, возможностей и отличительных признаков своей профессии, встраивание своих
профессиональных интересов в социокультурный контекст общественного развития;
- стратегическое мышление – целевые установки, формулирование задач и осознанность методов их решения,
предвидение результатов. В целом – направленность на создание образа
(модели, концепции) библиотеки, на программное обеспечение своей деятельности;
- осознание возникающих проблем и противоречий, поиски способов их
разрешения;
- исследовательскую и инновационную направленность профессионального
сознания;
- овладение смыслами базовых
категорий, этических норм, ценностей, сущности традиционных и вновь возникающих
профессиональных терминов;
- осознание мотивации своей деятельности, самоопределение;
- регуляцию взаимоотношений с партнерами, властью, читателями, использование
возможностей паблик рилейшенз для поднятия статуса своей профессии [15].
Из исследований профессионального сознания библиотекарей в целом в
1980–1990-х гг. выделилось изучение профессионального сознаниядетских библиотекарей. Самым крупным
исследователем в этой области является О. Л. Кабачек –
профессиональный психолог, сотрудник Российской государственной детской
библиотеки. Исследование, проведенное под её руководством в течение
1989–1993 гг., выявило стремление детских библиотекарей осмыслить новые
реалии. На новом витке развития их профессионального сознания постепенно
созрело понимание, что следует искать такие формы и методы своего влияния на
читателей, которые им близки и которые они готовы принять внутренне.
О. Л. Кабачек сделала вывод, что детский библиотекарь
кроме информационной выполняет педагогическую функцию, в основе которой лежит
личностно-ориентированное общение. Оно предусматривает взаимодополнение
инициатив взрослого и ребенка, органическое сочетание элементов исследовательской,
учебной, игровой и творческой деятельности [16].
Говоря о специфике профессионального сознания детских библиотекарей,
исследователь высказала мнение, что
библиотечная педагогика – это уникальная лаборатория, оперирующая всем
лучшим в педагогике, достояние отечественной и мировой педагогики. Она
базируется не на принуждении, а лишь на интересе ребёнка. Идя именно от
интересов ребёнка, библиотекарь выполняет свою задачу – приобщение детей к
культуре через общение с книгой [17].
Проблемы профессионального сознания детского библиотекаря коснулось
и проведенное в начале 1990-х гг. кафедрой детской литературы
Санкт-Петербургского государственного университета культуры исследование
«Библиотечная профессия: современное состояние и перспективы» (научный
руководитель – А. В. Соколов). В контексте педагогики изучалось
профессиональное сознание детских библиотекарей С.-Петербурга. Главной задачей
исследования был ответ на вопрос: «В какой мере педагогическая сущность своей
профессии осознается детским библиотекарем, как она реализуется в практике работы
с детьми?».
Исследователи (доцент И. И. Тихомирова и аспирант
Т. А. Авидон) в рабочем порядке наметили основные составляющие элементы
педагогической функции детского библиотекаря. К ним отнесены: образовательная функция (информационная,
просветительская деятельность); обучающая
функция (библиотечные уроки, привитие умений и навыков в пользовании
библиотекой, справочным аппаратом и др.); воспитательная
функция (формирование средствами книги и чтения отношений, мотивов, потребностей,
ценностных ориентаций детей); развивающая
функция (литературное развитие, совершенствование читательской деятельности, повышение
культуры чтения) [18].
Исследование выявило инертность библиотекарей, стремление к непротивлению
сложившимся стереотипам, безразличие к теории библиотечного дела, отсутствие
размышлений по поводу своей деятельности, своих профессиональных проблем. Появившиеся в тот период термины: обслуживание
читателей, отделы обслуживания, библиотечная услуга, технология обслуживания и
т.п. снизили в сознании библиотекарей их принадлежность к педагогической
деятельности, которую они понимали как руководство детским чтением, т.е.
активное влияние на выбор детьми литературы. Каждый третий детский библиотекарь
в ту пору не признавал за собой реальной возможности воспитания читателя.
Ценности демократии обернулись против воспитательной роли библиотекаря. 90%
реципиентов – библиотекарей с высшим образованием – признались в
нереализованных своих возможностях как педагогов детского чтения [18].
Проведенные в стране исследования и размышления по поводу профессионального
сознания библиотекарей, в том числе детских библиотек в 1990-е гг. –
переходный период жизни общества, опосредованно отразили и состояние
профессионального сознания школьных библиотекарей. Можно было предполагать, что
оно на исходе века оказалось не менее противоречивым и неоднозначным, чем на
всём его протяжении.
В начале ХХI
в. проблема профессионального сознания вновь вызывает интерес и жаркие споры в
профессиональной среде.
С. Г. Матлина в статье «И это всё о нём. Попытка
самоидентификации», опубликованной в 2008 г., отмечает, что неутихающий
интерес к проблеме связан с тем, что в
ней сфокусированы все «болевые точки». Начиная от взаимоотношений библиотеки с
властью и читателями до вопросов подготовки и переподготовки кадров,
организации библиотечного сообщества, само существование которого как «системы
устойчивых связей, основанных на солидарности, взаимных ценностях, чувстве
сопричастности и взаимных интересах», ставится автором под сомнение. Там же, в
самом общем виде С. Г. Матлина определяет «профессиональное библиотечное
сознание как совокупность знаний норм и ценностей, отражающих и направляющих
профессиональную деятельность библиотекаря» [19].
Под профессиональным
сознанием мы понимаем разновидность группового сознания, связанного с
пониманием специалистом сущности своей профессии, со способностью не только
принимать профессиональные нормы и ценности, понимать круг существующих проблем
и возможные пути их решения, но и прогнозировать вектор развития
профессиональных задач, консолидируя собственные усилия с другими
представителями профессионального сообщества.
Список источников
1. Российская социологическая энциклопедия
/ под общ. ред. акад. РАН Г. В. Осипова. – Москва, 1998. – 672 с.
2. Климов Е. А. Путь в
профессию: пособие для старших классов общеобразовательной школы / Е. А.
Климов. – Ленинград : Лениздат, 1974. – 190 с.
3. Столяров Ю. Н. Профессия
библиотекаря: почему ее выбирают?» // Науч. и техн. б-ки СССР. – 1977. – № 1. –
С.13-27.
4. Чачко А. С. Библиотекарь –
актуальная профессия информационного общества // Вестник БАЕ. – 2003. – № 1. –
С. 70–73.
5. Иванова Г. А. Библиотекарь-педагог:
проблемы специализации // Вестник БАЕ. – 2003. – №1. – С. 74–76.
6. Езова С. А. Формирование и
развитие положительной «Я-концепции» библиотекаря: Социально-психологический
тренинг / С. А. Езова. – Улан-Удэ, 1995. – 102 с.
7. Библиотечная профессиология: проблемы
становления и развития : сб. – С.-Петербург : СПбГИК, 1992.
8. Коршунов О. П. Библиографоведение:
общий курс / О. П. Коршунов. – Москва : Кн. палата, 1990. – 232 с.
9. Столяров Ю. Н.
Как сохранить библиотечные фонды / Ю. Н. Столяров – Москва : Либерея,
1995 . – 127 с.
10. Мелентьева Ю. П. Необходимые
изменения в профессиональном самосознании библиотекарей /
Ю. П. Мелентьева // Профессиональное сознание библиотекарей. – Москва,1994.
– С.11–13.
11. Дворкина М. Я. Некоторые
стереотипы библиотечного сознания / М. Я. Дворкина // Там же. – С.
14–17.
12. Дворкина М. Я. От идеологии к
философии библиотечного дела / М. Я. Дворкина // Библиотековедение. –
1994. – № 2. – С. 51–53.
13. Каптерев А. И.
Культурологические проблемы профессионального сознания библиотечных
специалистов / А. И. Каптерев // Книга: исслед. материалы / РКП. –
Москва, 1994. – Вып. 69. – С. 69–78.
14. Каптерев А. И. Виртуальный
мир российского библиотекаря : опыт конкрет.-социолог. исслед. проф. сознания
библ. специалистов / А. И. Каптерев. – Москва : Профиздат. – 2001. –
255 с.
15. Профессиональное сознание библиотекарей
как предмет философских, культурологических и социологических исследований.
Материалы круглого стола. // Петербургская библиотечная школа. –1995. – № 2. –
С. 4–12.
16. Кабачек О. Л. Исследование
педагогических возможностей детского библиотекаря / О. Л. Кабачек //
Сов. библиотековедение. –1990. – № 5. – С. 38–42.
17. Кабачек О. Л. Новый уровень
библиотечного сознания / О. Л. Кабачек // Библиотековедение. – 1995.
– № 2. – С. 34–43.
18. Тихомирова И. И.,
Авидон Т. А. Об особенностях профессионального образования
детского библиотекаря // Библиотечная профессиология : сб. трудов. Т. 136. –
С.-Петербург : СПбГИК, 1992. – С. 93–101.
19. Матлина С. Г. И это всё о
нём. Попытка самоидентификации / С. Г. Матлина // Библиотечное дело.
–2008. – № 20. – С. 3.
|