Научные и технические библиотеки №5 2009 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Кубряк Е. Н. Развитие научно-исследовательской деятельности: предложения центральных региональных библиотек

Кукатова Г. И. Областная универсальная научная библиотека: поиск новых решений в формировании информационных ресурсов региона

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ. ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ

Бойченко Е. Н. Периодические издания по техническим наукам в Интернете: доступность электронных ресурсов

Зибарева И. В. Опыт использования баз данных сети STN International в библиотечно-информационной работе

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

Дановски П. Библиотека 2.0 и документы, созданные пользователями. Что пользователи могут сделать для нас?

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Казанцева В. П. Информационная культура личности и образовательный процесс университета

НАША ПРОФЕССИЯ

Езова С. А. Библиотечное общение: возможные пути моделирования

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Сукиасян Э. Р. Стандартизация терминологии. Направление, у которого нет будущего

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Чечикова Ю. С. Финские библиотечно-информационные сети и проекты: обзор современного состояния

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Березюк Н. М. К. И. Рубинский и Л. Б. Хавкина – основоположники Харьковской библиотечной школы: фрагменты истории

ЮБИЛЕИ

Фенелонов Е. А. Авторитетный специалист и высоконравственный человек. (К 80-летию А. И. Пашина)

Стрельникова А. Г., Котёлкина И. В. Научная сельскохозяйственная библиотека Всероссийского института растениеводства: страницы истории

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

С любезного разрешения Патрика Дановски (PatrickDanowski), сотрудника Немецкой государственной библиотеки (Staatsbibliothek zu Berlin), публикуем перевод его выступления  на совместном заседании Секции национальных библиотек, Альянса библиографических стандартов (IFLA-CDNL Alliance for Bibliographic Standards, ICABS) и Секции информационных технологий на 73-й Генеральной конференции ИФЛА (Дурбан, ЮАР, 19–23 авг. 2007 г.).

В этом материале П. Дановски рассматривает  возможный вклад пользователей в работу библиотек. Подобные работы ведутся и в российских библиотеках и вообще в российском обществе (достаточно напомнить об интернет-библиотеке Максима Мошкова и многих других добровольных  проектах), поэтому обмен опытом и взглядами может оказаться полезным.

При переводе я постарался сохранить стиль изложения и передать увлеченность молодого библиотечного специалиста (так называет себя П. Дановски).

Как мы уже сообщили ранее в предисловии к переводу доклада Каролин Бразье (№ 2 2009 г.), и ее выступление, и доклад П. Дановски опубликованы также в журнале «Новости Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений» – № 3 (72), 2008 (С. 13–17), издаваемом РГБ. Однако, учитывая, что оба доклада бесспорно интересны, а также наше желание познакомить с ними как можно более широкую аудиторию читателей, мы, по согласованию с редколлегией журнала РГБ, решили не снимать упомянутые доклады из номеров «НТБ» (здесь нужно отметить, что переводы, т.е. трактовка и подача материала в журналах различны).

А. И. Земсков

УДК 025:65.011.56

Патрик Дановски

Библиотека 2.0 и документы, созданные пользователями.
Что пользователи могут сделать для нас?

«Библиотека 2.0» и «документы (контент), созданные пользователями» – это тесно связанные понятия. Суть их в том, что созданные пользователями материалы могут быть интересны и полезны для библиотек, а чтобы показать, как работать с такими материалами, расскажу о нескольких коллективных проектах.

Партнерство сетевой энциклопедии «Wikipedia» с немецкой кооперативной системой авторитетных файлов Personennamendatei (Персональные имена) – это сотрудничество между Немецкой национальной библиотекой и немецкоязычной частью сетевой энциклопедии «Wikipedia», в которой используются авторитетные файлы персональных имен.

Второй пример – это проект «Wikisource» (коллективная бесплатная сетевая библиотека) точнее его немецкоязычная часть. Я покажу, как проект работает, и каким образом библиотеки могут создавать более удобные условия, чем сегодня.

Еще одну заметную область сотрудничества читателей с библиотекой представляет так называемая коллективная разметка, или социальные теги – (socialtagging,ST), т.е. разного рода смысловые пометки (индивидуальная реакция на информацию, рекомендации), которые делают пользователи в ходе работы с документом.

Если пользователи окажутся столь активными, то останется ли место для библиотекаря? Я уверен, что в будущем пользователи и библиотекари будут партнерами, а Библиотека 2.0 – платформой для их сотрудничества.

Библиотека 2.0

Термин Библиотека 2.0 введен Майклом Кейзи[1]. Точного определения термина не существует, обсуждение его еще продолжается. Но всем понятно, что он происходит от термина web 2.0; заимствует принципы и элементы технологии, которые могли бы быть полезны библиотекам – это системы сетевых блогов (weblog), консолидированное формирование тематических подборок информации (RSS), системы подборок и подачи аудио- или видеоматериалов по заказу (Podcasts), системы коллективной работы с сетевыми документами Wiki и др.

Все эти технологии имеют общую черту, состоящую в том, что пользователь может очень быстро публиковать текстовые, звуковые или другие файлы (в более новых системах, таких, как YouTube), и делать это быстро и дешево.

Еще один очень интересный для библиотек сервис – это уже упомянутые ST: пользователи размечают материалы с помощью неконтролируемых, или неформальных ключевых слов. Несколько первых сетевых каталогов уже используют эту методику.

Очень важной чертой web 2.0 является то, что эта технология не только объединяет разнородную информацию – она также соединяет людей. Один из наиболее известных примеров – сайт MySpace. Возможно, было бы интересно использовать эти технологии и для профессиональной библиотечной системы ИФЛАНЕТ.

Принципы web 2.0, которые можно использовать и в библиотеках – интерактивность и возможность внесения пользователем своего вклада. Кроме того, обратная связь с пользователем должна играть свою роль в формировании новых сервисов и совершенствовании имеющихся. Сервисы должны быть основаны на открытых стандартах.

Известный специалист в области авторского права Лоуренс Лессиг говорит оRemix-Culture[2]. Необходимосделать так, чтобы сгенерированные библиотекой документы или ее сервисы могли быть объединены с пользовательскими продуктами в комбинированном совместном документе или в совместных технологиях обслуживания.

Для Библиотеки 2.0 это значит, что следует заново обдумать сервисы электронных библиотек. Мы вовсе не должны все изобретать сами. Библиотекам нужно понять, какие сервисы web 2.0 популярны у пользователей, и подумать, как можно применить эти сервисы  для оказания помощи пользователям или для привлечения их в библиотеку. Библиотеки должны создавать инструменты (widgets), которые можно было бы использовать в портале – подобно тому, как это сделано на стартовой странице iGoogle.

Еще один пример – использование системы SecondLife, на основе которой американские библиотеки построили виртуальный «Информационный остров» (InfoIsland) для библиотек и поставщиков информации.

Библиотеки могут сыграть свою роль и в таких сервисах, как del.icio.us, например, импортировать руководства по предметному индексированию или перечни ссылок и размечать их ключевыми словами, обычно используемыми в библиотечной практике. Пользователь, работающий в данной предметной сфере, обнаружит подобные руководства намного легче, поскольку в них присутсвуют неформальные термины, и сможет подписаться на этот библиотечный ресурс.

Широко распространенный в настоящее время способ поработать коллективно – поделиться знаниями в сетевой энциклопедии Википедия (Wikipedia). Обмен знаниями, информацией с коллегами по сообществу пользователей – важный компонент Библиотеки 2.0.

Совместное пользование и обмен документами и метаданными станет основой новых библиотечных сервисов, которые отвечают принципам web 2.0.

Документы, созданные пользователями

Второй термин, о котором пойдет речь, – это документы (контент), созданные пользователями (usergeneratedcontent). Новые инструменты web 2.0, такие, как wiki и blogs дают возможность пользователю очень быстро превратиться в издателя. Сетевой книжный магазин Amazon и  примыкающая к нему система коллективной (общественной) каталогизации «LibraryThing» дают возможность пользователю создавать и публиковать обзоры прочитанных книг.

Хорошо известным и, быть может, наиболее крупным информационным ресурсом, созданным пользователями, является уже упомянутая выше сетевая энциклопедия Wikipedia – бесплатная онлайновая энциклопедия, доступная более чем на 100 языках.

С 2005 г. немецкоязычная часть Wikipedia стала полем для совместного проекта с Немецкой национальной библиотекой, а точнее, с национальным немецким авторитетным файлом персональных имен.

В немецкой части Wikipedia более 600 тыс. статей, около 20% из них касается отдельных персон. Метаданные для этих персональных статей также создавались в 2005 г. в ходе реализации еще одного проекта. Издатель выпускал оффлайновую версию Wikipedia на оптическом диске CD-ROM, и проблема состояла в том, что потребовалось изменить порядок следования имен в целях облегчения поиска. В Wikipedia обычно используется форма «имя, фамилия», но для диска издатели хотели заменить этот порядок на обычный для энциклопедий – «фамилия, имя». Издатель работал совместно с сообществом добровольцев, и в итоге создали метаданные для персональных статей.

Это была исходная позиция для начала сотрудничества, и некоторые активисты из сообщества друзей Wikipedia посчитали, что было бы полезно соединить контент этой энциклопедии с профессионально созданным авторитетным файлом персональных имен. Мы располагали легко сравнимой информацией, содержащейся в БД: имя, альтернативные имена, даты жизни, место, определенного рода представление лица или его профессия (футболист, бизнесмен и т.п.).

Немецкая национальная библиотека согласилась выполнить проект по связыванию своего авторитетного файла персональных имен с именами лиц, указанных в Wikipedia. Для этого пришлось сделать некоторые изменения в базе данных библиотеки, а разработчик из сообщества создал инструмент, позволяющий сопоставить записи в авторитетном файле с метаданными в Wikipedia.

Технологический процесс состоял в том, что поисковая машина Wikipedia осуществляла поиск через специально созданный сетевой адрес URL в той части сетевого каталога Немецкой национальной библиотеки, где находятся авторитетные файлы. Полные метаданные для одной или нескольких персон, которые соответствовали поисковому запросу, извлекались из сетевого каталога. Этот инструмент направляет метаданные из Wikipedia пользователю в сопоставлении с записями из БД библиотеки. Пользователь сам решает, имеются ли совпадения, и следует ли идентификационный номер Немецкой национальной библиотеки добавить в статью.

С помощью специального шаблона создавалась связь между статьей в энциклопедии и библиотечным каталогом. Следуя по этой связи, можно найти все публикации того или иного автора, либо литературу о нем, отраженную в каталоге Немецкой национальной библиотеки. Это стало возможным потому, что механизм поиска позволял выявить только дифференцированные, специально отобранные «вручную» персональные имена.

Эта операция оказалась очень успешной. За короткий срок (около двух недель) были проставлены связи более чем к 22 тыс. статей. Еще раз напомню, что все связи и ссылки были сделаны пользователями сетевой энциклопедии.

В ходе этого проекта сформирован длинный перечень пожеланий о корректировке авторитетных файлов. Это были предложения участников проекта, которые посчитали ошибочными те или иные записи в авторитетном файле. Теперь читатели энциклопедии могут очень легко найти литературу для углубленного знакомства с какой-либо персоной. Путь от электронного ресурса к оффлайновому стал очень коротким, и пользователь сетевой энциклопедии может стать библиотечным пользователем.

Проект Wikisource

Еще один пример, о котором я хочу рассказать, – это проект Wikisource[3]. Здесь я также рассматриваю только немецкоязычную часть проекта, который имеет довольно специфический характер.

Цель Wikisource – представление оригинальных текстов. Понятно, что речь идет только о материалах, не защищенных авторским правом (находящихся в общественном достоянии). Технической основой для этого проекта также является сетевая коллективная работа – wiki. Чтение представленных для размещения в системе гранок с небольшим расширением становится очень простым, поскольку картинка расположена над редакторским окном.

Библиотеки могут также воспользоваться этой службой.

Пользователи сделали то, что библиотеки не могут себе позволить. Конечно, и на этот раз продукт будет бесплатным, следовательно его могут повторно использовать библиотеки.

В настоящий момент метаданные Wikisource далеки от совершенства. Они представляют собой простой текст в таблице на каждой стороне обложки. Но пока что невозможно выгрузить только метаданные, чтобы использовать их в других базах данных, например в библиотечных каталогах. Мы уже говорили о том, как  можно было бы трансформировать метаданные, но времени на такую работу у нас нет. Все участники проекта работают в нем на добровольных началах. Но даже если мы это сделаем, возникнет другая проблема: формат записи будет не стандартным. Мы продолжим поиск решения этих проблем.

Коллективная разметка – социальные теги
(socialtagging)

Как я уже упоминал в начале доклада, пользователи вносят собственные пометки в различные элементы информации: гиперссылки, картинки, видео и текст. В итоге все эти материалы содержат дополнительную информацию, в том числе неформальные ключевые слова, а также разного рода пометки, имеющие функциональное значение, например, «нужно прочитать» (have2read), важное только для конкретного пользователя. Или пометка типа “ifla2007PD”, которая описывает ресурсы данной презентации («работа Патрика Дановски на Генеральной конференции ИФЛА–2007») и имеет значение лишь для небольшой группы.

В web 2.0 возникает все больше сервисов, использующих процедуру разметки. Наиболее известные примеры – сайты LibraryThing, Connotea, CiteUlike, Flickr, YouTube. Как пользователь перечисленных сервисов, вы можете самостоятельно размечать эти ресурсы, но можете также увидеть, как другие пометили этот ресурс, и кто его сохранил для себя. Вы можете осуществлять поиск других ресурсов, которые отмечены ключевым словом по вашему выбору. Это поможет найти тех, кто интересуется тем же, что и вы. Это именно то, что я подразумевал в начале доклада, утверждая, что web 2.0 не только объединяет ресурсы, но помогает объединению людей.

Приведу пример одного из сервисов – CiteUlike. Это сервис по работе с литературой, в особенности с журнальными статьями; имеет несколько очень полезных особенностей, например, можно видеть оглавления некоторых печатных журналов и импортировать метаданные интересующих вас статей в ваш список. Можно пометить каждую статью и увидеть, сколько людей уже работали с этой статьей и сохранили ее для себя. Можно также ввести новый рукописный текст статьи или импортировать файл из формата языка библиографии BibTex.

Для того чтобы видеть картину разметки в целом, используется процедура построения «облака разметок» (tagclouds). В этих «облаках» находятся чаще всего используемые пометки, причем наиболее релевантных разметок будет больше. Сетевой каталог библиотеки Кельнского университета (KUGOPAC) применяет эту технологию для визуализации использования нормированных ключевых слов.

А что библиотекари будут делать в будущем?

Итак, пользователи могут сделать для библиотеки очень много – от создания дополнительной информации до улучшения доступа к оцифрованным объектам (за счет внесения дополнительной информации в описание ресурсов). В этой связи, может быть, уместно спросить, а что библиотекари будут делать в будущем? Мы видим, какое количество совершенно различного материала имеется в сети. Пользователи очень легко могут его публиковать. Это означает, что создаются как высококачественные материалы, которые можно было бы использовать в процессе обучения, так и сугубо личные материалы (например, фильмы или фото последнего семейного
отдыха).

Технология общественной, или коллективной разметки (socialtagging) обладает огромной мощью, но и ставит ряд определенных вопросов. Например, слишком часто используются затертые, малозначащие слова. Библиотекари могут фильтровать и структурировать материал за счет использования нормированных ключевых слов и великолепно отработанных схем классификации. Эта классификация, выполненная библиотекарем, вовсе не является конечным результатом. Скорее совсем наоборот: подобное упорядочение может быть основой формирования семантической сети (semantic web, web 3.0). Но такие системы будут восприняты более широко, если они будут открытыми и бесплатными для пользования.

Сейчас мы выходим на нашу исходную позицию и  видим, что термин Библиотека 2.0 означает не только использование технологии, принятой в web 2.0. Библиотека 2.0 означает также, что библиотека становится важным участником мира web 2.0. Потенциал развития этой технологии колоссальный, поэтому будьте готовы – превращайтесь в библиотекаря 2.0, будьте готовы воспринять интеллектуальную помощь и содействие ваших читателей.

Надеюсь, я показал, каким образом читатели могут поддержать работу библиотекарей. Для этой поддержки мы должны создать платформу, которая станет важной частью Библиотеки 2.0. Читатели могут стать нашими новыми партнерами, они могут помочь нам улучшить обслуживание.

Надеюсь, я пробудил ваше любопытство, а поскольку любопытство – это начальная точка для чего-либо нового, то давайте попытаемся его воспринять.

  
На главную