Научные и технические библиотеки №5 2009 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Кубряк Е. Н. Развитие научно-исследовательской деятельности: предложения центральных региональных библиотек

Кукатова Г. И. Областная универсальная научная библиотека: поиск новых решений в формировании информационных ресурсов региона

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ. ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ

Бойченко Е. Н. Периодические издания по техническим наукам в Интернете: доступность электронных ресурсов

Зибарева И. В. Опыт использования баз данных сети STN International в библиотечно-информационной работе

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

Дановски П. Библиотека 2.0 и документы, созданные пользователями. Что пользователи могут сделать для нас?

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Казанцева В. П. Информационная культура личности и образовательный процесс университета

НАША ПРОФЕССИЯ

Езова С. А. Библиотечное общение: возможные пути моделирования

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Сукиасян Э. Р. Стандартизация терминологии. Направление, у которого нет будущего

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Чечикова Ю. С. Финские библиотечно-информационные сети и проекты: обзор современного состояния

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Березюк Н. М. К. И. Рубинский и Л. Б. Хавкина – основоположники Харьковской библиотечной школы: фрагменты истории

ЮБИЛЕИ

Фенелонов Е. А. Авторитетный специалист и высоконравственный человек. (К 80-летию А. И. Пашина)

Стрельникова А. Г., Котёлкина И. В. Научная сельскохозяйственная библиотека Всероссийского института растениеводства: страницы истории

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ


НАША ПРОФЕССИЯ

УДК 02

С. А. Езова

Библиотечное общение: возможные пути моделирования

Попытка представить ряд моделей библиотечного общения.

Общеизвестна роль общения как основы развития личности и общества, фундамента жизнедеятельности человека во всех сферах: экономической, политической, социальной, культурной, семейной и др.

По мнению ряда специалистов, «проблемы исследования коммуникативных процессов входят в число наиболее актуальных, глобальных проблем для человечества» [1. С. 9].

Коммуникационные процессы (взаимосвязь коммуникативных актов) представляют сложность в изучении, поэтому целесообразно формулировать, использовать коммуникационные модели, представляющие «упрощение, отбрасывание нежелательных (неважных) свойств коммуникативного процесса» [Там же. С. 13].

Модель (в широком понимании) – «упрощенный мысленный или знаковый образ какого-либо объекта или системы объектов, используемый в качестве их «заместителя» и средство оперирования» [2. С. 300].

А. Б. Бессонов проанализировал ряд коммуникационных моделей: Г. Лассвелла, К. Шеннона, Т. Ньюкома, Р. Якобсона и других в ракурсе двух подходов к моделированию – механистического (коммуникация рассматривается как процесс передачи и приема информации) и деятельностного (коммуникативный процесс рассматривается как совместная деятельность с выработкой общего взгляда на вещи, события [1].

Выделю ряд ключевых слов, используемых в приведенных А. Б. Бес­соновым коммуникационных моделях: социальный контакт, адресант, адресат, сообщение, код, контекст, процесс и др. Можно продолжить этот ряд: смысл, символы, шум, отношения, поведение, понимание и т.д.

Г. Н. Швецова-Водка отмечает, что в процессе социальной коммуникации чаще выделяют три главных элемента: коммуникант (кто передает информацию), реципиент (получатель информации) и канал, обеспечивающий связь между ними и обмен сообщениями. Коммуникант и реципиент называются коммуникантами, а сообщение – коммуникатом[3. С. 48].

На мой взгляд, наиболее полно коммуникационный процесс представлен в учебном пособии по психологии Р. и К. Вердерберов (рис. 1) [4. С. 16–19].

 

Рис. 1. Модель коммуникационного процесса с двумя участниками.

Пояснения к модели.

Под коммуникацией понимается процесс создания и передачи значимых сообщений в неформальной беседе или публичном выступлении. Составляющие процесса: участники, контекст, сообщения, каналы, присутствие или отсутствие шумов и обратная связь.

Канал – это маршрут сообщения и средство его передачи.

Шум – любой раздражитель, который мешает процессу обмена информацией.

Обратная связь – реакция на сообщение.

Кодирование – процесс трансформации идей, чувств в сообщения.

Декодирование – процесс трансформации сообщения в идеи и чувства.

Значение – осознание мыслей и чувств для передачи сообщения. Человек формирует сообщения, которые состоят из вербальных и невербальных символов.

Контекст – это физическое, социальное, историческое, психологическое окружение, в котором происходит процесс коммуникации.

Интерес представляет рассмотрение коммуникации как взаимосвязи ключевых элементов, которые служат для передачи смысла и обмена понятиями (табл.) [1. С. 6].

Ключевой элемент

Описание

Социальный контакт

Люди, участвующие в коммуникации, должны находиться в контакте друг с другом.

Общее средство

Обе стороны в процессе должны пользоваться общим языком или средствами коммуникации.

Передача

Сообщение должно быть четко передано.

Понимание

Сообщение должно быть получено, правильно понято и интерпретировано.

В библиотековедении имеется опыт создания моделей библиотеки, библиотечного фонда, научно-технических библиотек, типового каталога и др. [5. С. 650–651]. Создан Модельный библиотечный кодекс для государств – участников СНГ [Там же. С. 651–652]. Разрабатываются и внедряются модельные библиотеки. Так, модельная сельская библиотека, по мнению С. Г. Матлиной, отвечает по своим функциям, содержанию и оснащению международным и отечественным стандартам, ставшим своеобразным образцом, эталоном для других [6. С. 19].

М. И. Акилина считает, что пользователей и библиотекарей можно представить как сложные интеллектуальные системы, их взаимодействие в качестве комплексов можно исследовать как сложную модель [7. С. 44].

Моделирование библиотечного общения (БО) будет способствовать: 1) диагностике этого феномена, 2) расширению знаниевой основы о нем, 3) управлению БО, 4) выходу на определение составных компонентов, качественных характеристик производных от него понятий, таких как культура общения, качество общения и др.

БО реализуется как деятельность-общение и как атрибут библиотечной деятельности (к примеру, библиотечно-информационного обслуживания) [8].

К характеристике общения как деятельности следует подходить, опираясь на всеобщую структуру деятельности, включающую компоненты: цель, средства, процесс и результат. Главнейшим условием и основанием деятельности является сознание, под которым в широком смысле понимаются его внутренние регулятивы: потребности, мотивы, установки, ценности и т.д. [2. С. 136–137].

Любая деятельность происходит в конкретной ситуации (рис. 2).

Существуют и персонализированные подходы к общению как деятельности, так, Ж. М. Глозман выделяет в нем три взаимосвязанных звена: 1) звено мотивации (побуждение к деятельности), 2) звено операциональных возможностей (средств общения), 3) звено контроля за протеканием (адекватностью) деятельности [9. С. 24].

Являясь атрибутом библиотечно-информационного обслуживания, БО обеспечивает его реализацию, влияет на его эффективность и качество (рис. 3).

Рис. 2. Модель библиотечного общения как деятельности

Рис. 3. Взаимосвязь БО и библиотечно-информационного обслуживания

Между моделированием и операционализацией понятий, на мой взгляд, есть нечто общее. Операционализация – это расчленение понятия на составляющие его существенные индикаторы. При разработке модели, упрощая представление об объекте, акцентируя внимание на его значимых характеристиках, в зависимости от цели исследования между ними можно условно поставить знак равенства.

Основываясь на критериях общения, разработанных В. Н. Мясище­вым, внеся некоторые дополнения, можно операционализировать БО как процесс [8. С. 42]. Как модель он интерпретирован на рис. 4.

Рис. 4. Модель процесса общения

Под социальной ситуацией понимаются различные контексты: социальный, культурный, психологический, физический, исторический и др.

Общение начинается с восприятия внешнего облика партнера, содержания его сообщения, его отношений, поведения, формы обращения к партнеру и т.д. Восприятие, познание обусловливают понимание партнера (его намерений, того, что он сказал, как отнесся и т.п.).

Качество передачи и восприятия содержания сообщения зависят от того, насколько они активизированы, какой тип общения превалирует.

Исследования отношений между библиотекарем и читателем показали, что наибольший процент занимают отношения, обозначенные как нормативные (соблюдение этикетных норм) [8]. Имеют место и отношения, регламентированные в психологии как диалогические и монологические (императивные и манипулятивные) и нормативные.

Рассматривая библиотекаря и читателя как линейную саморазвивающуюся систему, можно выделить различные варианты ее функционирования, например с устойчивыми отношениями между ними на протяжении ряда лет (десятилетий).

В данном случае аттрактором (устойчивым состоянием) выступают отношения (диалогические, нормативные) и другие факторы, объективные, субъективные.

Однако в самоорганизующейся системе «библиотекарь–читатель» можно наблюдать нарушение устойчивости отношений, т.е. бифуркацию (к этому приводят противоречия между интересами, мотивами, компетенцией и другими характеристиками общающихся сторон (конфликты, конфликтные ситуации).

На мой взгляд, важным аттрактором, оптимизирующим развитие системы «библиотекарь–читатель», являются позитивные отношения между ними, которые определяют все компоненты системы.

Классический образец типов поведения дан Э. Берном, им выделено три вида трансакций: взаимодополняющие (стимул и реакция общающихся ожидаемы), перекрестные (стимул и реакция неожиданны), скрытые (сокрытие подлинных намерений).

Е. Н. Ратникова полагает, что в связи с утверждением в обществе гуманистической парадигмы действия и поступки читателей, их общение с библиотекарями и между собой утрачивают черты стереотипных актов, вследствие чего «внимание методологии должно быть направлено на изучение потребностей и схем поведения читателей» [10. С. 155].

Поведение, отношения библиотекаря обусловлены этическими нормами, которыми человек владеет и проявляет посредством форм обращения друг к другу.

Терминологический анализ понятия БО также можно трансформировать в модель (рис. 5). БО трактуется как взаимодействие людей (библиотекарей, читателей, пользователей, социальных партнеров и др.), обусловленное удовлетворением их потребностей в решении проблем жизнедеятельности посредством библиотечных ресурсов в процессе библиотечно-информационного обслуживания, межличностных контактов, в общении как деятельности.

Рис. 5. Модель библиотечного общения

Специфической характеристикой БО в этой модели являются не только субъекты, но и библиотечные ресурсы. В последнее десятилетие расширяется представление о них; в библиотечной практике в тесной взаимосвязи используются ресурсы музейных экспозиций и различные виды искусств: музыки, театра, хореографии, изобразительного искусства и др.

Формы реализации БО:

  • письменная – письма-напоминания о возврате книг, приглашения на мероприятие и т.д.;
  • устная – межличностные, межгрупповые контакты;
  • наглядная – использование смысловых знаков (надписи, изображения общепринятых знаков – «буфет», «туалет» и др.), выставок-диалогов, плакатов-диалогов и т.д.;
  • печатная – общение читателя, библиотекаря с печатными текстами: книгой, газетой, журналом и др.

Попытка абстрагировать феномен БО, т.е. исключить, упростить некоторые свойства системы «библиотекарь–читатель», схематично преобразовать ее характеристики – это путь для дальнейшего осознания, осмысления его сущности.

В заключение отмечу: социальная система «библиотекарь–читатель» является открытой, сложной, нелинейной, с обратной связью с внешней средой, поэтому она имеет право стать объектом изучения синергетики, важный инструмент которой – моделирование. Следовательно, в перспективе нужно выходить на новый уровень моделирования БО.

Список источников

1. Бессонов А. Б. Коммуникативные процессы: роль, место, сущность / А. Б. Бессонов // НТИ. – Сер. 1. – Орг. и методика информ. работы. – 2008. – № 7. – С. 1–13.

2. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – С.-Петербург : прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с.

3. Швецова-Водка Г. Н. Общая теория документа и книги : учеб. пособие / Г. Н. Швецова-Водка. – Москва : Рыбари; Киев : Знания, 2008. – 487 с.

4. Вердербер Р. Психология общения / Р. Вердербер, К. Вердербер. – С.-Петербург. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 320 с. (Серия «Главный учебник»).

5. Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. б-ка. – Москва : Пашков дом, 2007. – 1300 с.

6. Матлина С. Г. «Модельная» – значит образцовая… Проект «Модельные сельские библиотеки» / С. Матлина // Библиотечное дело. – 2008. – № 18. – С. 19.

7. Акилина М. И. Классическая, неклассическая и постнеклассическая формы рациональности в библиотечных исследованиях / М. И. Акилина // Библиотечные исследования в системе постнеклассической науки. Проблемно-ориентированный сборник / сост. : Е. В. Никонорова, М. И. Акилина ; Рос. гос. б-ка. – Москва : Пашков дом, 2008. – С. 32–52.

8. Езова С. А. Библиотечное общение как феномен исследования : монография / С. А. Езова. – Москва : Либерея-Бибинформ. – 2007. – 160 с.

9. Глозман Ж. М. Общение и здоровье личности : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – Москва : Издат. центр «Академия», 2002. – 208 с.

10. Ратникова Е. Н. Социосинергетическая парадигма как направление развития современного библиотековедения / Е. Н. Ратникова // Библиотечные исследования в системе постнеклассической науки. Проблемно-ориентированный сборник / Рос. гос. б-ка ; сост. : Е. В. Никонорова, М. И. Акилина. – Москва : Пашков дом, 2008. – С. 147–172.

  
На главную