Научные и технические библиотеки №6 2009 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Скарук Г. А., Жарикова Л. А., Бусыгина Т. В. Пользователь у каталога: результаты социологического исследования

Красильникова И. Ю. Развитие автоматизации межбиблиотечного абонемента и доставки документов в крупных научных библиотеках

Редькина Н. С. Библиотечная технология: история и современность

КАЧЕСТВО РАБОТЫ: ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА

Романов П. С. Учет фондов и оценка эффективности в зарубежном библиотековедении

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

Робертс Р. Л. Подкастинг для информационной грамотности

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Кильпякова И. С. Теория и практика библиотечного кадрового менеджмента

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Сукиасян Э. Р. Журнал «Университетская книга» – профессиональное издание для библиотек

Шапошников А. Е. Библиотечное общение как учебный предмет

Петровский В. Б. Метод «меченых атомов» – инструмент исследования, или В поисках своей «ниши». (К 15-летию указателя «Проблемы рыночной экономики»)

ЮБИЛЕИ

Гедримович Г. В. Жизнь продолжается… К столетию со дня рождения Людмилы Вениаминовны Зильберминц (1909–1972)

Семенова Л. А. «Главная лаборатория университета». (К 100-летию библиотеки Башкирского государственного университета)

Ткаченко Г. Б. Российской научно-технической промышленной библиотеке – 70 лет


ЮБИЛЕИ

УДК 02(470)(092)

Г. В. Гедримович

Жизнь продолжается…
К столетию со дня рождения
Людмилы Вениаминовны Зильберминц (1909–1972)

Многие коллеги, ученые, специалисты, студенты в нашей стране и за рубежом имя Людмилы Вениаминовны Зильберминц знают, помнят, почитают, используют ее творческое наследие библиографа, библиографоведа и специалиста в области изучения документальных потоков. Иначе как бы оказались ссылки на её работы в отечественных и зарубежных трудах по библиографии? И это в наше время, когда многие довольствуются электронной средой и к бумажным средствам информирования обращаются не всегда.

Долгие годы прошли без Людмилы Вениаминовны. Боль и горечь утраты стали иными, мало значимое в памяти стирается, исчезает, но каждое воспоминание о ней вызывает настойчивое желание оценить то, что прежде невозможно было предвидеть, а существенное понять не сразу удалось…

Любимый многими Наставник – Л. В. Зильберминц не торопилась сразу всё объяснять, стремилась к поступательному самоосознанию, непременному анализу, пониманию значимости проблем самими коллегами и учениками с учетом их ситуаций. Пожалуй, и время ещё не способствовало поставить все точки над «i».

Сохранившиеся архивы, справочники, труды и библиографические издания помогли восстановить и оценить сведения не только о Людмиле Вениаминовне, но и о её родителях.

Отец – Вениамин Аркадьевич Зильберминц (1887–1939) – любимый ученик и коллега В. И. Вернадского – прошел сложнейший путь ученого-геолога и минералога. Его первая работа «Поездка в Питкаранту» написана в студенческие годы и вышла в 1910 г. Основательная публикация 1936 г., вошедшая в юбилейное издание к 50-летию научной и педагогической деятельности В. И. Вернадского, стала последней…

В 1937 г. В. А. Зильберминц был арестован, посмертно реабилитирован и покоится на Донском кладбище в Москве (о месте захоронения отца дочь так и не узнала).

Мать – Софья Николаевна Сажина (1889–1961), племянница О. Ю. Вит­те, следовала по стопам своего отца – известного земского врача Полтавской губернии, народовольца. Окончив Бестужевские курсы и 1-й Женский медицинский институт (теперь Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И. П. Павлова), Софья Николаевна начала там же работать и стала известным бактериологом. Именно она значительно повлияла на учебу и постоянное совершенствование знаний не только дочери, но и внучки, ставшей практикующим пульманологом.

В 15 лет Людмила окончила знаменитую гимназию – Петербургскую школу К. И. Мая, известную своими передовыми педагогическими взглядами. Но для поступления в высшее учебное заведение тогда требовался пролетарский трудовой стаж. Чтобы получить возможность учиться в Ленинградском государственном университете, Людмила работала на Табачной фабрике им. Урицкого.

Семейные традиции воспитания, романо-германское отделение историко-лингвистического факультета, отличная защита диплома по роману нобелевского лауреата Д. Голсуорси «Сага о Форсайтах» в значительной степени определили дальнейшее формирование универсального фундамента для поиска своего профессионального места в труднейшие для нашей страны 1930–1940-е гг.

Необычайное трудолюбие, глубокие универсальные знания, наследственная мудрость, организованность, истинные интеллигентность, тактичность, деликатность, внимательность к окружающим и особенно к коллегам и студентам – все эти качества способствовали достижению Людмилой Вениаминовной высочайшего профессионализма. Она всегда искренне радовалась, когда удавалось помочь делу и тем, кто обеспечивал интеллектуальный (информационный) рост знаний специалистов и обучал этому студентов. Так было везде: на Кировском заводе, в эвакуации в Челябинске, Доме техники в послевоенном Ленинграде, Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина и, наконец, в ЛГБИ – ЛГИК им. Н. К. Крупской (ныне – СПбГУКИ).

Профессиональная деятельность Л. В. Зильберминц началась на заводе «Красный путиловец» («Кировский завод») – с переводов технических текстов (английских, французских и немецких). Позже она стала заведовать технической библиотекой и выполнять все ответственные информационно-библиотечные функции. В совершенстве овладев иностранными языками и изучив важнейшие организационные проблемы заводской библиотеки, Л. В. Зильберминц для устранения пробелов в технических знаниях поступила в Механический институт (Военмех), где перед Великой Отечественной войной успела закончить три самых трудных курса.

После возвращения из эвакуации в Ленинград, работая уже в Доме техники, Людмила Вениаминовна поступила в аспирантуру ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (ныне – РНБ), где в 1948 г. успешно защитила (под руководством В. В. Данилевского) диссертацию, посвященную возникновению технических журналов в России [1].

С 1950-х гг. Л. В. Зильберминц постепенно становится главным консультантом по основным формам информационной работы с организациями и предприятиями Ленинграда, определяет особенности и принципы повышения квалификации рабочих [3681112] и специалистов служб НТИ [17–19].

С 1953 г. Людмила Вениаминовна – главный библиограф ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина; в сотрудничестве с Домом техники впервые обосновывает методику подготовки рекомендательных указателей литературы для повышения квалификации рабочих разных технических специальностей и параллельно разрабатывает планы чтения производственно-технической литературы.

Во второй половине 1950-х гг. Л. В. Зильберминц с успехом изучает особенности целей, задач, структуры, содержания и составляет рекомендательные списки для производственных профессий высококвалифицированных рабочих и ИТР по актуальным отраслям производства: «Телевидение», «Вибрация машин и меры борьбы с ней», «Синтетические материалы и их использование» [7915].

Повышение значимости и расцвет рекомендательной библиографии непосредственно связаны с деятельностью Л. В. Зильберминц. Именно она определяет приоритетные направления и критерии оценки библиографических пособий благодаря разработке принципов отбора литературы в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями, необходимость детальной систематизации, расположение литературы внутри разделов в порядке возрастающей трудности источников и составление подробных предметных указателей к пособиям.

С конца XX в. в подготовке рекомендательных пособий постепенно начинается спад, но сегодня наступает время возрождения именно рекомендательных указателей, поскольку заметен значительный дефицит квалифицированных производственных кадров, а потребности в них сильно возрастают. По-видимому, накопленный теоретический и методологический опыт разработки и составления рекомендательных пособий (в ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина и ГПНТБ России) сегодня не только может, но и обязательно должен использоваться. Это продиктовано насущными потребностями восстановления качества трудовых ресурсов современных производственников.

Известно, что с конца 1950-х гг. практика библиографической деятельности настоятельно требовала решения многих задач. Это и улучшение комплектования и организации фондов специальных библиотек, совершенствование обеспечения и обслуживания специалистов в условиях стремительного роста потока информации, исследование многообразия информационных потребностей специалистов и квалифицированных рабочих, усложнение и дифференциация системы библиографических пособий, использование зарубежных указателей в помощь науке и производству. Поэтому возникла необходимость выяснения библиографической обеспеченности отдельных отраслей науки, техники и производства.

Активную подготовительную работу выполнили сотрудники ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина и уделили особое внимание составлению путеводителей по отечественной и зарубежной библиографии.

Л. В. Зильберминц стояла во главе разработки теории и методологии подготовки изданий по технике и явилась составителем опубликованных во второй половине 1950-х гг. «Путеводителя по иностранной библиографии технической литературы (1945–1956)» и «Библиографии советской технической библиографии (1917–1959)» [1416].

Отмечу, что Елена Владимировна Иениш (первая аспирантка Л. В. Зиль­берминц) составила продолжение «Путеводителя по иностранной библиографии технической литературы» – «Библиографию иностранных библиографий по технике» (1956–1966), где сохранены основные научные, методологические и практические принципы составления.

Может, именно тогда началась информационная эпоха, а ведущим и общепризнанным лидером оптимального информирования стала Л. В. Зиль­берминц? Уверена, эти труды и в наши дни обеспечивают полную концентрацию ценных отечественных и иностранных библиографических пособий, рассредоточенных по многим отраслям и тематике в области науки, техники, промышленности, по странам и регионам, способствуют комфортному информированию специалистов, отражая детальные характеристики текущих, ретроспективных указателей и библиографических разделов основных технических журналов мира. Многие из них выходят и сегодня (на электронных и бумажных носителях), не теряя актуальности и возможностей доступа.

Л. В. Зильберминц учла и обосновала практически все: значимость принципов отбора и расположения изданий, особенности тематики и содержания, типы библиографической характеристики, наличие вспомогательных ключей, местонахождение изданий в библиотеках и организациях страны. Самостоятельное значение имеет и разработанный ею справочно-поисковый аппарат к изданиям: предметные указатели (рубрики, подрубрики, ключевые слова даны не только на название, но и на содержание пособий), алфавитные указатели авторов и заглавий, указатели стран, указатели организаций, таблицы основных сведений о текущих библиографических изданиях. По существу комплекс таких вспомогательных ключей обеспечивает комфортный поиск изданий и содействует максимальной полноте и последовательности поиска.

Пожалуй, правомерно утверждение: таких профессиональных библиографических трудов больше нет! Их научное, методологическое обоснование, содержание, применимость свидетельствуют о создании энциклопедии технической библиографии.

Возрастающая роль информирования и наращивания знаний в стране нуждалась в профессиональном таланте и глубоких познаниях Людмилы Вениаминовны. Тем более что тогда многие представители научно-информационных служб и научно-технических библиотек Ленинграда ещё не имели возможностей и не умели полно и оперативно удовлетворять собственные информационные потребности.

Людмила Вениаминовна понимала всю сложность проблем и необходимость их решения. В творческом и организационном порыве она не только успешно сотрудничала с ЛГБИ им Н. К. Крупской, но и приняла предложение Дома техники и ЛенЦНТИ осуществить теоретическое, методическое, практическое руководство оптимальным обеспечением информационно-библиогра­фического обучения специалистов служб НТИ и НТБ. (Не понаслышке знаю об очереди желающих стать слушателями курсов повышения квалификации, идеологом и преподавателем которых стала Людмила Вениаминовна.)

Одновременно возникла идея создания нового отделения и кафедры технической литературы на библиотечном факультете ЛГБИ.

Не переставала прежде и продолжаю утверждать, что не только идеи, но и вся нагрузка по разработке теории, методики и организации принципов качественного обеспечения кадрами и обучения студентов технического отделения принадлежала целиком Людмиле Вениаминовне. Никто кроме неё тогда не знал, не умел решать и предвидеть насущные потребности информационных и библиотечных работников Ленинграда и страны в целом! Поэтому верные коллеги и ученики, признавая педагогический, научный и организационный талант Л. В. Зильберминц, всегда считали и считают ее истинным основателем ленинградской школы библиографов в области науки, техники и производства. А если и возникают иные имена «создателей школы» системы подготовки профессионально обученных кадров для НТБ и служб НТИ, то требуются очень обоснованные доказательства и дискуссия.

Важнейшим результатом комплексной и скрупулезной библиографической работы Л. В. Зильберминц стало осознание необходимости детализации критериев качественной оценки уровня подготовки высококвалифицированных кадров. Возможно, в этом и состоит главная национальная идея – обучать, ценить, беречь талант и труд людей, понимающих приоритетную значимость и пути реализации высокой степени информированности специалистов.

Именно комплекс качественных критериев оценки, которыми руководствовались коллеги кафедры технической литературы, позволил продолжить исследования по дальнейшей детализации и углублению изучения особенностей библиографических пособий по технике для подготовки теоретико-методологических работ [13172024273033], учебных пособий [1021,  252629] и учебников [283435], характеризующих историю и современное состояние отечественной и зарубежной литературы, библиографических пособий по технике в целом и по отдельным отраслевым направлениям.

Л. В. Зильберминц всесторонне, многоаспектно и с необходимой полнотой изучила самые значимые проблемы и полученные научные результаты. Благодаря этому и были определены прогнозные исследования коллег на кафедре технической литературы и в научно-исследовательском секторе (НИС) ЛГИК им. Н. К. Крупской с учетом специфики разных отраслей, ситуаций, целей, задач, степени разработанности проблем для крупнейших информационных центров страны.

Мне запомнилось радостное сообщение Людмилы Вениаминовны ещё весной 1963 г., о том, что ректор ЛГБИ Н. П. Скрыпнев полностью принял и утвердил все предложенные концепции и принципы создания отделения специальных библиотек; перечислю в последовательности их реализации:

  • содержание и организация проведения производственной практики (в том числе выездной);
  • обеспечение распределения выпускников в Ленинграде и по стране (с обязательством необходимых сроков отработки молодыми специалистами;
  • увеличение приема числа студентов;
  • увеличение состава кафедры технической литературы;
  • расширение специализации за счет приема студентов по специальностям «Медицинская литература и библиография», «Сельскохозяйственная литература и библиография», «Естественнонаучная литература и библиография»;
  • создание факультета специальных библиотек;
  • планирование подготовки диссертационных исследований (аспирантов и соискателей) с учетом потребностей кафедры, вуза и страны;
  • обеспечение учебными пособиями, учебниками, программными и методическими материалами по всем курсам специальных дисциплин обучения.

И сразу же началась упорная, сложная, но такая радостная работа – реализация предложений Людмилы Вениаминовны!

Помогали делу ведущие и талантливые специалисты страны (Э. С. Берн­штейн, Р. П. Вчерашний, Г. М. Добров и другие), проводились обязательные чтения лекций на английском и немецком языках (Л. В. Зильберминц и К. Л. Вайс), а также обучение студентов технического отделения японскому языку (подготовку бессменно осуществлял И. И. Басс).

Всю свою жизнь Людмила Вениаминовна беззаветно служила нашей стране, всячески способствовала успехам информационно-библиографи­ческих служб, ученым, коллегам и выпускникам.

Всегда вспоминаются ее обращения к слушателям на конференциях, семинарах, обсуждениях. Все и всегда ждали ее выступлений… Вначале она как бы суммировала всё сказанное, но затем наступало самое главное – предложения: четко обоснованные, безошибочные, наполненные аналитикой, примерами из мировой практики, возможностью исполнения, применения и прогнозирования. Известные ученые и практики-библиографы – М. А. Брискман, М. П. Бронштейн, И. А. Мохов, М. П. Гастфер, И. В. Гудо­вщикова, М. К. Архипова – неизменно признавали достоинства выступлений Людмилы Вениаминовны и считали их «глобальной помощью общему делу». Ее замечания, которых могло быть и очень много, всегда были методически образцовыми, неординарными, доказательными, доброжелательными, приносили слушателям радость понимания и вселяли уверенность в возможность реализации подчас очень трудных проблем.

Учиться у Людмилы Вениаминовны было счастьем. Но всегда с волнением ожидались беседы: страшила возможность что-то не понять, забыть главное или слова-подсказки, полисемию терминов, переходы-«связки» текста от одних проблем к другим... Знаю, что не всегда все и всё понимали, но при этом признавали, что методы её обучения, необыкновенный жанр неотвратимо служат цели накопления знаний, а не боязни.

Общение с Людмилой Вениаминовной было для нас истинным праздником. До сих пор постоянно ощущается её помощь по жизни и в профессии… Это правда. Её последнюю дарственную надпись считаю напутствием: «…на память о вместе пройденном пути. Ваша Л. Зильберминц, май 1972». В ноябре ее не стало…

В свои последние дни Людмила Вениаминовна очень беспокоилась о коллегах-учениках, делах кафедры, сохранении качества преподавания, подготовке учебников, учебных пособий, о том, что еще хотелось бы успеть сделать и как это лучше выполнить… Ничего о себе, всё только о деле, которому служила всю свою нелегкую, но счастливую профессиональную жизнь.

И после ухода она продолжает быть нашим идеологом, вдохновителем, соавтором, и сегодня в основе наших подходов – её исследования, прогнозы и заветы.

Под руководством Л. В. Зильберминц написаны основные учебные пособия и учебники (в их подготовке участвовал практически весь коллектив кафедры), организована библиографическая группа в НИСе, все стали соискателями, а избранные объекты и предметы диссертационных разработок были непременно актуальными, новыми или малоразработанными и очень долгожданными в научно-практической среде.

Все помнят умного, тонкого педагога, обаятельную даже в недовольстве, её замечательные шутки – без тени улыбки, тонкий юмор.

Людмила Вениаминовна очень бережно относилась к коллегам и студентам, верила и надеялась на их позитивное будущее. В основном была права…

Ни одна из встреч с выпускниками ЛГИК им. Н. К. Крупской не проходит без замечательных воспоминаний об Учителе и о том, как много души, знаний, радости, веры в профессию она передала им, а через них и следующим поколениям.

Хочется надеяться, что современные специалисты информационно-библиотечных центров и подразделений захотят понять и принять волшебство информационного (полного, оперативного, комфортного электронного и традиционного) обеспечения, способствующего рождению новых собственных идей и путей их реализации. Этому учила Людмила  Вениаминовна Зильберминц – Личность, а личности бесследно для потомков не исчезают – остаются их идеи…

Основные труды Л. В. Зильберминц
(в хронологии создания)

1. Возникновение технического журнала в России (1825–1830) : дис. … канд. пед. наук (по библиографии) / ЛГБИ им. Н. К. Крупской. – Ленинград, 1948. – 240 с. : ил.

2. Виктор Васильевич Данилевский: библиографический указатель трудов к 50-летию со дня рождения и 25-летию научной, педагогической и общественной деятельности / совм. с О. Н. Флоринской. – Ленинград, 1948. – 32 с. (ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина).

3. Что читать слесарю-инструментальщику для повышения квалификации : рек. указ. лит-ры. – Ленинград, 1951. (ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина).

4. Что читать слесарю-сборщику для повышения квалификации : рек. указ. лит-ры. – Ленинград, 1952. (ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина).

5. Что читать крановщику электрического мостового крана для повышения квалификации : рек. указ. лит-ры. – Ленинград, 1953. (ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина).

6. Что читать лесорубу для повышения квалификации : рек. указ. лит-ры. – Ленинград, 1953. (ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина).

7. Телевидение. Краткий рекомендательный список литературы. – Ленинград, 1953. (ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина).

8. Что читать трактористу для повышения квалификации : рек. указ. лит-ры. – Ленинград, 1954. (ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина).

9. Вибрация машин и меры борьбы с ней : библиогр. указ. – Ленинград, 1955. (ГПБ им. М. Е Салтыкова-Щедрина).

10. Библиография технической литературы : метод. указания для студентов заоч. отд-ния библ. ин-тов / ЛГБИ им. Н. К. Крупской. – Ленинград, 1955. – 31 с.

11. Что читать шофёру при подготовке к сдаче экзамена с III на II класс. – Ленинград, 1956. (ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина).

12. Что читать рабочим кузнечно-штамповочного производства : рек. указ. лит-ры.  – Ленинград, 1957. (ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина).

13. Некоторые вопросы развития и современного состояния рекомендательной библиографии технической литературы / ЛГБИ им. Н. К. Крупской. – Ленинград, 1957. – 30 с.

14. Путеводитель по иностранной библиографии технической литературы. 1945–1956 / ГПБ им. Н. Е. Салтыкова-Щедрина. – Ленинград, 1957. – 300 с.

15. Синтетические материалы и их использование : рек. указ. – Ленинград, 1958. (ГПБ им М. Е. Салтыкова-Щедрина).

16. Библиография советской технической библиографии. 1917–1959. / ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. – Ленинград, 1959. – 506 с.

17. Основные направления в развитии советской технической библиографии в свете Постановления ЦК КПСС «О состоянии и мерах улучшения библиотечного дела в стране // Обмен опытом работы техн. б-к. – 1960. – Вып. 1. – С. 17–28. (ЦНТБ Ленсовнархоза).

18. Библиографические источники и работа с ними в службах информации / ЛДНТП. – Ленинград, 1961. – 20 с.

19. Библиографические источники и их использование / ЛДНТП. – Ленинград, 1961. – 30 с

20. Современное состояние библиографии технической литературы за рубежом // Сов. библиография. – 1961. – № 6. – С. 96–102.

21. Организация технической библиографии в СССР и за рубежом : материаны лекций для студ. заоч. отд. техн. б-к /ЛГИК им. Н. К. Крупской. – Ленинград, 1963. – 31 с.

22. Предметные указатели к реферативным журналам и их роль в связи с развитием информационно-поисковых систем. – Тр. – Т. 15 / ЛГИК им. Н. К. Крупской. – Ленинград, 1964. – С. 195–208.

23. Некоторые вопросы рекомендательности в технической информации. – Тр. – Т. 19 / ЛГИК им. Н. К. Крупской. – Ленинград, 1968. – С. 253–264.

24. К вопросу о критериях оценки текущей вторичной информации // НТИ. Сер. 1. – 1969. – № 2. – С. 3–7.

25. Литература и библиография по машиностроению : лекция для студ. заоч. отд. / ЛГИК им. Н. К. Крупской. – Ленинград, 1971. – 42 с.

26. Общетехническая литература : лекция по курсу «Библиография технической литературы» / ЛГИК им. Н. К. Крупской. – Ленинград, 1971. – 39 с.

27. Современные проблемы сигнальной библиографической информации // Науч. и техн. б-ки СССР. – 1971. – № 10. – С. 12-16.

28. Литература и библиография литературы по машиностроению; литература и библиография литературы по энергетике; литература и библиография литературы по радиоэлектронике // Библиография естественнонаучной, технической и сельскохозяйственной литературы. – 2-е изд., перераб. – Москва : Книга, 1971. – С. 100–115, 128–153.

29. Организация технической библиографии в СССР и за рубежом : учеб. пособие по курсу. «Библиография технической литературы» / ЛГИК им. Н. К. Крупской. – Ленинград, 1972. – 48 с.

30. Полнота отражения и критерии отбора мировой литературы для текущих библиографических изданий / совм. с Г. В. Гедримович // НТИ. Сер. 1. – 1972. – № 3. – С. 29–35.

31. Сигнальные указатели научной и технической литературы различных министерств и ведомств / совм. с Г. В. Гедримович, В. А. Минкиной // НТИ. Сер. 1. – 1973. – № 1. – С. 32–36.

32. Отражение ведомственной литературы в текущих библиографических изданиях министерств и ведомств / совм. с Г. В. Гедримович, В. А. Минкиной // Науч. и техн. б-ки СССР. – 1973. – № 2. – С. 3–12.

33. Современное состояние сигнальной информации ВИНИТИ (на примере СИ по автоматике и радиоэлектронике) / совм. с Г. В. Гедримович, В. А. Минкиной // НТИ. Сер. 1. – 1973. – № 6. – С. 29–35.

34. Современное состояние и организация библиографии техники в СССР; Cовременное состояние и организация текущей библиографии техники в Европейских социалистических странах; Cовременное состояние и организация текущей библиографии в высокоразвитых капиталистических странах; Общетехническая литература и общетехническая библиография; Библиографический анализ и синтез документов; Библиографическая работа с технической литературой в НТБ // Библиография техники : учебник для библ. фак-тов ин-тов культуры. Ч. I / под ред. М. П. Бронштейн, Г. Г. Фирсова. – Москва : Книга, 1975. – С. 105–110, 123–153, 203–235, 247–258.

35. Литература и библиография машиностроения // Библиография технической литературы. – Ч. 2 / под ред. М. П. Гастфера, Г. В. Гедримович. – Москва : Книга, 1978. – С. 84–104.

  
На главную