ЮБИЛЕИ
УДК 02(470)(092)
Г. В. Гедримович
Жизнь продолжается…
К столетию со дня рождения
Людмилы Вениаминовны Зильберминц (1909–1972)
Многие коллеги, ученые, специалисты, студенты в нашей стране и за
рубежом имя Людмилы Вениаминовны Зильберминц
знают, помнят, почитают, используют ее творческое наследие библиографа,
библиографоведа и специалиста в области изучения документальных потоков. Иначе
как бы оказались ссылки на её работы в отечественных и зарубежных трудах по
библиографии? И это в наше время, когда многие довольствуются электронной
средой и к бумажным средствам информирования обращаются не всегда.
Долгие годы прошли без Людмилы Вениаминовны. Боль и горечь утраты
стали иными, мало значимое в памяти стирается, исчезает, но каждое воспоминание
о ней вызывает настойчивое желание оценить то, что прежде невозможно было
предвидеть, а существенное понять не сразу удалось…
Любимый многими Наставник – Л. В. Зильберминц не
торопилась сразу всё объяснять, стремилась к поступательному самоосознанию,
непременному анализу, пониманию значимости проблем самими коллегами и учениками
с учетом их ситуаций. Пожалуй, и время ещё не способствовало поставить все
точки над «i».
Сохранившиеся архивы, справочники, труды и библиографические издания
помогли восстановить и оценить сведения не только о Людмиле Вениаминовне,
но и о её родителях.
Отец – Вениамин Аркадьевич Зильберминц (1887–1939) –
любимый ученик и коллега В. И. Вернадского – прошел сложнейший путь
ученого-геолога и минералога. Его первая работа «Поездка в Питкаранту» написана
в студенческие годы и вышла в 1910 г. Основательная публикация
1936 г.,
вошедшая в юбилейное издание к 50-летию научной и педагогической деятельности
В. И. Вернадского, стала последней…
В 1937 г. В. А. Зильберминц был арестован,
посмертно реабилитирован и покоится на Донском кладбище в Москве (о месте захоронения
отца дочь так и не узнала).
Мать –
Софья Николаевна Сажина (1889–1961), племянница О. Ю. Витте,
следовала по стопам своего отца – известного земского врача Полтавской
губернии, народовольца. Окончив Бестужевские курсы и 1-й Женский медицинский
институт (теперь Санкт-Петербургский государственный медицинский университет
им. академика И. П. Павлова), Софья Николаевна начала там же
работать и стала известным бактериологом. Именно она значительно повлияла на
учебу и постоянное совершенствование знаний не только дочери, но и внучки,
ставшей практикующим пульманологом.
В 15 лет Людмила окончила знаменитую гимназию – Петербургскую
школу К. И. Мая, известную своими передовыми педагогическими взглядами.
Но для поступления в высшее учебное заведение тогда требовался пролетарский
трудовой стаж. Чтобы получить возможность учиться в Ленинградском
государственном университете, Людмила работала на Табачной фабрике им.
Урицкого.
Семейные традиции воспитания, романо-германское отделение историко-лингвистического
факультета, отличная защита диплома по роману нобелевского лауреата
Д. Голсуорси «Сага о Форсайтах» в значительной степени определили
дальнейшее формирование универсального фундамента для поиска своего
профессионального места в труднейшие для нашей страны 1930–1940-е гг.
Необычайное трудолюбие, глубокие универсальные знания, наследственная
мудрость, организованность, истинные интеллигентность, тактичность,
деликатность, внимательность к окружающим и особенно к коллегам и студентам –
все эти качества способствовали достижению Людмилой Вениаминовной высочайшего
профессионализма. Она всегда искренне радовалась, когда удавалось помочь делу и
тем, кто обеспечивал интеллектуальный (информационный) рост знаний специалистов
и обучал этому студентов. Так было везде: на Кировском заводе, в эвакуации в
Челябинске, Доме техники в послевоенном Ленинграде, Государственной публичной
библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина и, наконец, в ЛГБИ – ЛГИК им.
Н. К. Крупской (ныне – СПбГУКИ).
Профессиональная деятельность Л. В. Зильберминц началась
на заводе «Красный путиловец» («Кировский завод») – с переводов технических
текстов (английских, французских и немецких). Позже она стала заведовать
технической библиотекой и выполнять все ответственные информационно-библиотечные
функции. В совершенстве овладев иностранными языками и изучив важнейшие
организационные проблемы заводской библиотеки, Л. В. Зильберминц для
устранения пробелов в технических знаниях поступила в Механический институт
(Военмех), где перед Великой Отечественной войной успела закончить три самых
трудных курса.
После возвращения из эвакуации в Ленинград, работая уже в Доме
техники, Людмила Вениаминовна поступила в аспирантуру ГПБ им.
М. Е. Салтыкова-Щедрина (ныне – РНБ), где в 1948 г. успешно
защитила (под руководством В. В. Данилевского) диссертацию,
посвященную возникновению технических журналов в России [1].
С 1950-х гг.
Л. В. Зильберминц постепенно становится главным консультантом по
основным формам информационной работы с организациями и предприятиями
Ленинграда, определяет особенности и принципы повышения квалификации рабочих [3–6, 8, 11, 12] и
специалистов служб НТИ [17–19].
С 1953 г. Людмила Вениаминовна – главный библиограф
ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина; в сотрудничестве с Домом техники
впервые обосновывает методику подготовки рекомендательных указателей литературы
для повышения квалификации рабочих разных технических специальностей и
параллельно разрабатывает планы чтения производственно-технической литературы.
Во второй половине 1950-х гг. Л. В. Зильберминц с
успехом изучает особенности целей, задач, структуры, содержания и составляет
рекомендательные списки для производственных профессий высококвалифицированных
рабочих и ИТР по актуальным отраслям производства: «Телевидение», «Вибрация
машин и меры борьбы с ней», «Синтетические материалы и их использование» [7, 9, 15].
Повышение значимости и расцвет рекомендательной библиографии
непосредственно связаны с деятельностью Л. В. Зильберминц. Именно она
определяет приоритетные направления и критерии оценки библиографических пособий
благодаря разработке принципов отбора литературы в соответствии с
тарифно-квалификационными требованиями, необходимость детальной систематизации,
расположение литературы внутри разделов в порядке возрастающей трудности
источников и составление подробных предметных указателей к пособиям.
С конца XX в.
в подготовке рекомендательных пособий постепенно начинается спад, но сегодня
наступает время возрождения именно рекомендательных указателей, поскольку
заметен значительный дефицит квалифицированных производственных кадров, а
потребности в них сильно возрастают. По-видимому, накопленный теоретический и
методологический опыт разработки и составления рекомендательных пособий (в ГПБ
им. М. Е. Салтыкова-Щедрина и ГПНТБ России) сегодня не только может,
но и обязательно должен использоваться. Это продиктовано насущными потребностями
восстановления качества трудовых ресурсов современных производственников.
Известно, что с конца 1950-х гг. практика библиографической
деятельности настоятельно требовала решения многих задач. Это и улучшение
комплектования и организации фондов специальных библиотек, совершенствование
обеспечения и обслуживания специалистов в условиях стремительного роста потока
информации, исследование многообразия информационных потребностей специалистов
и квалифицированных рабочих, усложнение и дифференциация системы
библиографических пособий, использование зарубежных указателей в помощь науке и
производству. Поэтому возникла необходимость выяснения библиографической обеспеченности
отдельных отраслей науки, техники и производства.
Активную подготовительную работу выполнили сотрудники ГПБ им.
М. Е. Салтыкова-Щедрина и уделили особое внимание составлению путеводителей
по отечественной и зарубежной библиографии.
Л. В. Зильберминц стояла во главе разработки теории и
методологии подготовки изданий по технике и явилась составителем опубликованных
во второй половине 1950-х гг. «Путеводителя по иностранной библиографии
технической литературы (1945–1956)» и «Библиографии советской технической
библиографии (1917–1959)» [14, 16].
Отмечу, что
Елена Владимировна Иениш (первая аспирантка Л. В. Зильберминц)
составила продолжение «Путеводителя по иностранной библиографии технической
литературы» – «Библиографию иностранных библиографий по технике» (1956–1966),
где сохранены основные научные, методологические и практические принципы
составления.
Может, именно тогда началась информационная
эпоха, а ведущим и общепризнанным лидером оптимального информирования стала
Л. В. Зильберминц? Уверена, эти труды и в наши дни обеспечивают полную
концентрацию ценных отечественных и иностранных библиографических пособий, рассредоточенных
по многим отраслям и тематике в области науки, техники, промышленности, по
странам и регионам, способствуют комфортному информированию специалистов,
отражая детальные характеристики текущих, ретроспективных указателей и
библиографических разделов основных технических журналов мира. Многие из них
выходят и сегодня (на электронных и бумажных носителях), не теряя актуальности
и возможностей доступа.
Л. В. Зильберминц учла и обосновала практически все:
значимость принципов отбора и расположения изданий, особенности тематики и содержания,
типы библиографической характеристики, наличие вспомогательных ключей,
местонахождение изданий в библиотеках и организациях страны. Самостоятельное
значение имеет и разработанный ею справочно-поисковый аппарат к изданиям:
предметные указатели (рубрики, подрубрики, ключевые слова даны не только на
название, но и на содержание пособий), алфавитные указатели авторов и заглавий,
указатели стран, указатели организаций, таблицы основных сведений о текущих
библиографических изданиях. По существу комплекс таких вспомогательных ключей
обеспечивает комфортный поиск изданий и содействует максимальной полноте и
последовательности поиска.
Пожалуй, правомерно утверждение: таких профессиональных библиографических
трудов больше нет! Их научное, методологическое обоснование, содержание,
применимость свидетельствуют о создании энциклопедии
технической библиографии.
Возрастающая роль информирования и наращивания знаний в стране
нуждалась в профессиональном таланте и глубоких познаниях Людмилы Вениаминовны.
Тем более что тогда многие представители научно-информационных служб и
научно-технических библиотек Ленинграда ещё не имели возможностей и не умели
полно и оперативно удовлетворять собственные информационные потребности.
Людмила Вениаминовна
понимала всю сложность проблем и необходимость их решения. В творческом и
организационном порыве она не только успешно сотрудничала с ЛГБИ им
Н. К. Крупской, но и приняла предложение Дома техники и ЛенЦНТИ осуществить
теоретическое, методическое, практическое руководство оптимальным обеспечением
информационно-библиографического
обучения специалистов служб НТИ и НТБ. (Не понаслышке знаю об очереди желающих
стать слушателями курсов повышения квалификации, идеологом и преподавателем
которых стала Людмила Вениаминовна.)
Одновременно возникла идея создания нового отделения и кафедры
технической литературы на библиотечном факультете ЛГБИ.
Не переставала прежде и продолжаю утверждать, что не только идеи,
но и вся нагрузка по разработке теории, методики и организации принципов
качественного обеспечения кадрами и обучения студентов технического отделения
принадлежала целиком Людмиле Вениаминовне. Никто кроме неё тогда не знал,
не умел решать и предвидеть насущные потребности информационных и библиотечных
работников Ленинграда и страны в целом! Поэтому верные коллеги и ученики,
признавая педагогический, научный и организационный талант
Л. В. Зильберминц, всегда считали и считают ее истинным основателем ленинградской школы библиографов в области науки,
техники и производства. А если и возникают иные имена «создателей школы»
системы подготовки профессионально обученных кадров для НТБ и служб НТИ, то
требуются очень обоснованные доказательства и дискуссия.
Важнейшим результатом комплексной и скрупулезной библиографической
работы Л. В. Зильберминц стало осознание необходимости детализации
критериев качественной оценки уровня подготовки высококвалифицированных кадров.
Возможно, в этом и состоит главная национальная идея – обучать, ценить, беречь
талант и труд людей, понимающих приоритетную значимость и пути реализации
высокой степени информированности специалистов.
Именно комплекс качественных критериев оценки, которыми руководствовались
коллеги кафедры технической литературы, позволил продолжить исследования по дальнейшей детализации и углублению изучения особенностей
библиографических пособий по технике для подготовки теоретико-методологических
работ [13, 17, 20–24, 27, 30–33], учебных пособий [10, 21, 25, 26, 29] и учебников [28, 34, 35], характеризующих историю и современное состояние отечественной
и зарубежной литературы, библиографических пособий по технике в целом и по
отдельным отраслевым направлениям.
Л. В. Зильберминц всесторонне, многоаспектно и с
необходимой полнотой изучила самые значимые проблемы и полученные научные результаты.
Благодаря этому и были определены прогнозные исследования коллег на кафедре
технической литературы и в научно-исследовательском секторе (НИС) ЛГИК им.
Н. К. Крупской с учетом специфики разных отраслей, ситуаций, целей,
задач, степени разработанности проблем для крупнейших информационных центров
страны.
Мне запомнилось радостное сообщение Людмилы Вениаминовны ещё
весной 1963 г., о том, что ректор ЛГБИ Н. П. Скрыпнев полностью
принял и утвердил все предложенные концепции и принципы создания отделения
специальных библиотек; перечислю в последовательности их реализации:
- содержание и организация проведения производственной практики (в
том числе выездной);
- обеспечение распределения выпускников в Ленинграде и по стране (с
обязательством необходимых сроков отработки молодыми специалистами;
- увеличение приема числа студентов;
- увеличение состава кафедры технической литературы;
- расширение специализации за
счет приема студентов по специальностям «Медицинская литература и
библиография», «Сельскохозяйственная литература и библиография»,
«Естественнонаучная литература и библиография»;
- создание факультета специальных библиотек;
- планирование подготовки диссертационных исследований (аспирантов и
соискателей) с учетом потребностей кафедры, вуза и страны;
- обеспечение учебными пособиями,
учебниками, программными и методическими материалами по всем курсам специальных
дисциплин обучения.
И сразу же началась упорная, сложная, но такая радостная работа –
реализация предложений Людмилы Вениаминовны!
Помогали делу ведущие и талантливые
специалисты страны (Э. С. Бернштейн,
Р. П. Вчерашний, Г. М. Добров и другие), проводились
обязательные чтения лекций на английском и немецком языках
(Л. В. Зильберминц и К. Л. Вайс), а также обучение
студентов технического отделения японскому языку (подготовку бессменно
осуществлял И. И. Басс).
Всю свою жизнь Людмила Вениаминовна беззаветно служила нашей
стране, всячески способствовала успехам информационно-библиографических служб,
ученым, коллегам и выпускникам.
Всегда вспоминаются ее обращения к слушателям на конференциях,
семинарах, обсуждениях. Все и всегда ждали ее выступлений… Вначале она как бы
суммировала всё сказанное, но затем наступало самое главное – предложения:
четко обоснованные, безошибочные, наполненные аналитикой, примерами из мировой
практики, возможностью исполнения, применения и прогнозирования. Известные
ученые и практики-библиографы – М. А. Брискман,
М. П. Бронштейн, И. А. Мохов, М. П. Гастфер,
И. В. Гудовщикова, М. К. Архипова – неизменно признавали
достоинства выступлений Людмилы Вениаминовны и считали их «глобальной
помощью общему делу». Ее замечания, которых могло быть и очень много, всегда
были методически образцовыми, неординарными, доказательными, доброжелательными,
приносили слушателям радость понимания и вселяли уверенность в возможность реализации
подчас очень трудных проблем.
Учиться у Людмилы Вениаминовны было счастьем. Но всегда с волнением
ожидались беседы: страшила возможность что-то не понять, забыть главное или
слова-подсказки, полисемию терминов, переходы-«связки» текста от одних проблем
к другим... Знаю, что не всегда все и всё понимали, но при этом признавали, что
методы её обучения, необыкновенный жанр неотвратимо служат цели накопления
знаний, а не боязни.
Общение с Людмилой Вениаминовной было для нас истинным праздником.
До сих пор постоянно ощущается её помощь по жизни и в профессии… Это правда. Её
последнюю дарственную надпись считаю напутствием: «…на память о вместе
пройденном пути. Ваша Л. Зильберминц, май 1972». В ноябре ее не стало…
В свои последние дни Людмила Вениаминовна очень беспокоилась
о коллегах-учениках, делах кафедры, сохранении качества преподавания,
подготовке учебников, учебных пособий, о том, что еще хотелось бы успеть сделать и как это лучше выполнить… Ничего о себе,
всё только о деле, которому служила всю свою нелегкую, но счастливую
профессиональную жизнь.
И после ухода она продолжает быть нашим идеологом, вдохновителем,
соавтором, и сегодня в основе наших подходов – её исследования, прогнозы и
заветы.
Под руководством Л. В. Зильберминц написаны основные учебные пособия и учебники (в
их подготовке участвовал практически весь коллектив кафедры), организована
библиографическая группа в НИСе, все стали соискателями, а избранные объекты и
предметы диссертационных разработок были непременно актуальными, новыми или
малоразработанными и очень долгожданными в научно-практической среде.
Все помнят умного, тонкого педагога, обаятельную даже в недовольстве,
её замечательные шутки – без тени улыбки, тонкий юмор.
Людмила Вениаминовна очень
бережно относилась к коллегам и студентам, верила и надеялась на их позитивное
будущее. В основном была права…
Ни одна из встреч с выпускниками ЛГИК им. Н. К. Крупской
не проходит без замечательных воспоминаний об Учителе и о том, как много души,
знаний, радости, веры в профессию она передала им, а через них и следующим
поколениям.
Хочется надеяться, что современные специалисты
информационно-библиотечных центров и подразделений захотят понять и принять
волшебство информационного (полного, оперативного, комфортного электронного и
традиционного) обеспечения, способствующего рождению новых собственных идей и
путей их реализации. Этому учила Людмила Вениаминовна Зильберминц –
Личность, а личности бесследно для потомков не исчезают – остаются их идеи…
Основные труды Л. В. Зильберминц
(в хронологии создания)
1. Возникновение технического журнала в
России (1825–1830) : дис. … канд. пед. наук (по библиографии) / ЛГБИ им.
Н. К. Крупской. – Ленинград, 1948. – 240 с. : ил.
2. Виктор Васильевич Данилевский:
библиографический указатель трудов к 50-летию со дня рождения и 25-летию
научной, педагогической и общественной деятельности / совм. с
О. Н. Флоринской. – Ленинград, 1948. – 32 с. (ГПБ им.
М. Е. Салтыкова-Щедрина).
3. Что читать слесарю-инструментальщику
для повышения квалификации : рек. указ. лит-ры. – Ленинград, 1951. (ГПБ им.
М. Е. Салтыкова-Щедрина).
4. Что читать слесарю-сборщику для
повышения квалификации : рек. указ. лит-ры. – Ленинград, 1952. (ГПБ им.
М. Е. Салтыкова-Щедрина).
5. Что читать крановщику электрического мостового
крана для повышения квалификации : рек. указ. лит-ры. – Ленинград, 1953. (ГПБ
им. М. Е. Салтыкова-Щедрина).
6. Что читать лесорубу для повышения
квалификации : рек. указ. лит-ры. – Ленинград, 1953. (ГПБ им.
М. Е. Салтыкова-Щедрина).
7. Телевидение. Краткий рекомендательный
список литературы. – Ленинград, 1953. (ГПБ им.
М. Е. Салтыкова-Щедрина).
8. Что читать трактористу для повышения
квалификации : рек. указ. лит-ры. – Ленинград, 1954. (ГПБ им.
М. Е. Салтыкова-Щедрина).
9. Вибрация машин и меры борьбы с ней :
библиогр. указ. – Ленинград, 1955. (ГПБ им. М. Е Салтыкова-Щедрина).
10. Библиография технической литературы :
метод. указания для студентов заоч. отд-ния библ. ин-тов / ЛГБИ им.
Н. К. Крупской. – Ленинград, 1955. – 31 с.
11. Что читать шофёру при подготовке к
сдаче экзамена с III на II класс. – Ленинград, 1956.
(ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина).
12. Что читать рабочим
кузнечно-штамповочного производства : рек. указ. лит-ры. – Ленинград, 1957. (ГПБ им.
М. Е. Салтыкова-Щедрина).
13. Некоторые вопросы развития и
современного состояния рекомендательной библиографии технической литературы /
ЛГБИ им. Н. К. Крупской. – Ленинград, 1957. – 30 с.
14. Путеводитель по иностранной
библиографии технической литературы. 1945–1956 / ГПБ им.
Н. Е. Салтыкова-Щедрина. – Ленинград, 1957. – 300 с.
15. Синтетические материалы и их
использование : рек. указ. – Ленинград, 1958. (ГПБ им
М. Е. Салтыкова-Щедрина).
16. Библиография советской технической
библиографии. 1917–1959. / ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. –
Ленинград, 1959. – 506 с.
17. Основные направления в развитии
советской технической библиографии в свете Постановления ЦК КПСС «О состоянии и
мерах улучшения библиотечного дела в стране // Обмен опытом работы техн. б-к. –
1960. – Вып. 1. – С. 17–28. (ЦНТБ Ленсовнархоза).
18. Библиографические
источники и работа с ними в службах информации / ЛДНТП. – Ленинград, 1961. – 20 с.
19. Библиографические
источники и их использование / ЛДНТП. – Ленинград, 1961. – 30 с
20. Современное состояние библиографии
технической литературы за рубежом // Сов. библиография. – 1961. – № 6. –
С. 96–102.
21. Организация технической библиографии в
СССР и за рубежом : материаны лекций для студ. заоч. отд. техн. б-к /ЛГИК им.
Н. К. Крупской. – Ленинград, 1963. – 31 с.
22. Предметные указатели к реферативным
журналам и их роль в связи с развитием информационно-поисковых систем. – Тр. –
Т. 15 / ЛГИК им. Н. К. Крупской. – Ленинград, 1964. –
С. 195–208.
23. Некоторые вопросы рекомендательности в
технической информации. – Тр. – Т. 19 / ЛГИК им. Н. К. Крупской.
– Ленинград, 1968. – С. 253–264.
24. К вопросу о критериях оценки текущей
вторичной информации // НТИ. Сер. 1. – 1969. – № 2. – С. 3–7.
25. Литература и библиография по
машиностроению : лекция для студ. заоч. отд. / ЛГИК им.
Н. К. Крупской. – Ленинград, 1971. – 42 с.
26. Общетехническая литература : лекция по
курсу «Библиография технической литературы» / ЛГИК им.
Н. К. Крупской. – Ленинград, 1971. – 39 с.
27. Современные проблемы сигнальной
библиографической информации // Науч. и техн. б-ки СССР. – 1971. – № 10. –
С. 12-16.
28. Литература и библиография литературы по
машиностроению; литература и библиография литературы по энергетике; литература
и библиография литературы по радиоэлектронике // Библиография
естественнонаучной, технической и сельскохозяйственной литературы. – 2-е изд.,
перераб. – Москва : Книга, 1971. – С. 100–115, 128–153.
29. Организация технической библиографии в
СССР и за рубежом : учеб. пособие по курсу. «Библиография технической
литературы» / ЛГИК им. Н. К. Крупской. – Ленинград, 1972. –
48 с.
30. Полнота отражения и критерии отбора
мировой литературы для текущих библиографических изданий / совм. с
Г. В. Гедримович // НТИ. Сер. 1. – 1972. – № 3. – С. 29–35.
31. Сигнальные указатели
научной и технической литературы различных министерств и ведомств / совм. с
Г. В. Гедримович, В. А. Минкиной // НТИ. Сер. 1. – 1973. –
№ 1. – С. 32–36.
32. Отражение ведомственной литературы в
текущих библиографических изданиях министерств и ведомств / совм. с
Г. В. Гедримович, В. А. Минкиной // Науч. и техн. б-ки
СССР. – 1973. – № 2. – С. 3–12.
33. Современное состояние сигнальной
информации ВИНИТИ (на примере СИ по автоматике и радиоэлектронике) / совм. с
Г. В. Гедримович, В. А. Минкиной // НТИ. Сер. 1. – 1973. –
№ 6. – С. 29–35.
34. Современное состояние и организация
библиографии техники в СССР; Cовременное состояние и организация текущей библиографии техники в Европейских
социалистических странах; Cовременное состояние и организация
текущей библиографии в высокоразвитых капиталистических странах; Общетехническая литература и
общетехническая библиография; Библиографический
анализ и синтез документов; Библиографическая
работа с технической литературой в НТБ // Библиография техники : учебник
для библ. фак-тов ин-тов культуры. Ч. I / под ред.
М. П. Бронштейн, Г. Г. Фирсова. – Москва : Книга, 1975. –
С. 105–110, 123–153, 203–235, 247–258.
35. Литература и библиография
машиностроения // Библиография технической литературы. – Ч. 2 / под ред.
М. П. Гастфера, Г. В. Гедримович. – Москва : Книга, 1978. –
С. 84–104.
|