Научные и технические библиотеки №6 2009 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Скарук Г. А., Жарикова Л. А., Бусыгина Т. В. Пользователь у каталога: результаты социологического исследования

Красильникова И. Ю. Развитие автоматизации межбиблиотечного абонемента и доставки документов в крупных научных библиотеках

Редькина Н. С. Библиотечная технология: история и современность

КАЧЕСТВО РАБОТЫ: ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА

Романов П. С. Учет фондов и оценка эффективности в зарубежном библиотековедении

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

Робертс Р. Л. Подкастинг для информационной грамотности

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Кильпякова И. С. Теория и практика библиотечного кадрового менеджмента

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Сукиасян Э. Р. Журнал «Университетская книга» – профессиональное издание для библиотек

Шапошников А. Е. Библиотечное общение как учебный предмет

Петровский В. Б. Метод «меченых атомов» – инструмент исследования, или В поисках своей «ниши». (К 15-летию указателя «Проблемы рыночной экономики»)

ЮБИЛЕИ

Гедримович Г. В. Жизнь продолжается… К столетию со дня рождения Людмилы Вениаминовны Зильберминц (1909–1972)

Семенова Л. А. «Главная лаборатория университета». (К 100-летию библиотеки Башкирского государственного университета)

Ткаченко Г. Б. Российской научно-технической промышленной библиотеке – 70 лет


УДК 02(09)

Н. С. Редькина

Библиотечная технология: история и современность

Краткий обзор публикаций по истории развития библиотечной технологии.

Научные достижения в области информационно-коммуникационных технологий, новая техника и средства автоматизации оказывают существенное влияние на традиционные библиотечные процессы (операции) комплектования, каталогизации, хранения фондов, справочно-библиографи­ческого и информационно-библиографического обслуживания, обеспечения сохранности фондов, маркетинг и рекламу.

Становление эффективных систем управления технологическим развитием библиотек происходило  в течение всего периода их функционирования.

Впервые дефинициятехнология (от греч. techno — искусство, мастерство и logos – слово, учение) появилась в Европе в 1780-е гг. В отечественную научную литературу этот термин вошел лишь в 1807 г. с выходом первой части учебника по химической технологии И. А. Двигубского «Начальные основания технологии, или Краткое показание работ, на заводах и фабриках производимых». В последующие годы – с публикацией первого тома книги В. И. Севергина «Начертание технологии минерального царства» (1821), выпуска первого номера сборника «Технологический журнал» (1840) и учебника П. А. Ильенкова «Курс химической технологии» (1851) – он утверждается как специальный термин.

В XVIII в. Россия еще не располагала промышленностью как таковой, и процесс получения товарной продукции называли ремеслами. С зарождением в конце XVIII — начале XIX вв. инженерной деятельности понятие ремесло заменяют сначала делом, затем искусством и только в химии – технологией. Кроме того, ранее понятие технология часто замещалось термином техника. Подобные суждения  можно найти у С. Масловского, который указывал, что «прикладная часть библиотековедения – так называемая библиотечная техника – сообщает практические приемы осуществления той или иной системы. Она ведает материальной частью, пользуясь готовыми выводами науки библиотековедения, и работает не над системами и принципами, как первая, а только над усовершенствованием способов воплощения их... Библиотековедение есть наука, библиотечная техника есть подчиненное ей техническое знание» [15. C. 550–561].

Несмотря на свое сравнительно недавнее происхождение, определение технология прочно вошло в терминосистему различных областей знания и направлений человеческой деятельности.

В современном понимании технология – это совокупность средств, процессов, операций, методов, приемов, режимов работы, с помощью которых входящие в производство элементы преобразуются в выходящие; она охватывает машины, механизмы и инструменты, навыки и знания. Кроме того, в менеджменте широко распространены следующие толкования технологии:

  • «процесс применения техник, направленных на достижение конкретной цели, и результат этой деятельности» [12. C. 316];
  • «способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества управления» [13. C. 58];
  • «способ организации взаимодействия элементов деятельности, которая приводит к последовательному (пошаговому) изменению состояния, свойств, формы, размеров, качества и других характеристик предмета труда» [18. C. 251];
  • «последовательность выполняемых работниками трудовых операций, или “кто и что делает, за кем, когда, где и как часто”» [22. C. 131].

В библиотечной сфере деятельности технология определяется как «совокупность библиотечных процессов и операций, а также приемов, методов и средств их осуществления, направленных на создание и сохранение библиотечной продукции и выполнение библиотечных услуг» [7. C. 21]. И. С. Пилко предлагает рассматривать библиотечную технологию с двух позиций: 1) как практическую деятельность по производству и предоставлению пользователям библиотеки информационной продукции и услуг; 2) научную дисциплину о технологических принципах, нормах и правилах библиотечной деятельности [16].

Обратимся к истории вопроса. Как справедливо отмечает И. С. Пилко: «Наиболее пытливые исследователи находят крупицы технологического знания о библиотеке в глубокой древности» [17. C. 40]. Действительно, исходя из сегодняшнего осмысления библиотечной технологии, можно констатировать, что первые шаги по организации и управлению технологией библиотеки были предприняты в одной из известнейших библиотек древности – Александрийской. В этой крупнейшей библиотеке античного мира, где хранились предположительно от 400 тыс. до 700 тыс. пергаментных свитков, впервые была реализована система каталогизации и расстановки книг, созданная выдающимся ученым и поэтом Каллимахом (310–240 гг. до н. э.).

Особое значение в Александрийской библиотеке придавалось инвентаризации, которая производилась в специально отведенных для этой работы помещениях. Книги разделялись на основной и запасной фонды. Дубликаты хранились не в центре города, а в другом здании, расположенном на юго-западе Александрии в квартале Серапиум.

В соответствии с системой классификации Каллимаха художественная литература подразделялась на шесть разделов – эпосы, элегии, ямбы, мелика, трагедии, комедии; а научная литература – на пять: история, риторика, философия, медицина, законодательство. Был также выделен раздел – разное. Внутри каждого раздела книги располагались по именам авторов, прилагалась краткая биография автора и список его трудов. Рядом с названием каждой работы указывались первые несколько слов текста, количество свитков и число строк в каждом свитке [9. C. 30].

Этот пример свидетельствует, что в работе библиотекарей была четкая специализация – учет новых поступлений, работа с фондом, обеспечение сохранности книг, т.е. уже в то время были заложены основы современных технологических процессов и операций, направленных на рациональную организацию работы с использованием различных средств (учетных форм, систем расстановки и сохранности фонда) для достижения целей качественного обслуживания читателей.

В последующие века библиотечная технология развивалась и совершенствовалась. В средние века появление университетских библиотек дало импульс совершенствованию организации, хранения фондов, введению новшеств в технологию обслуживания. Например, в библиотеке Сорбонны имелось 26 пультов с прикованными к ним цепями книгами [9. C. 67]. Структура библиотеки состояла из двух частей – так называемых большой и малой библиотек. Первая представляла собой читальню, книгами из которой можно было пользоваться только на месте. Вторая библиотека предназначалась для хранения дублетов, которые можно было брать под залог на дом (система рационального распределения фондов, выделение в структуре абонемента и читального зала).

В эпоху Арабского халифата книги расставлялись в шкафах в соответствии с тем, как они были представлены в каталоге, который имел форму свитка или велся в специальных тетрадях. Наряду с каталогом имелись инвентарная опись и топографический каталог. Можно обнаружить элементы технической обработки изданий – на книги наклеивались ярлычки с указанием сигнатуры.

Новый и принципиально важный шаг в развитии библиотечного дела и технологии связан с изобретением книгопечатания. «Появление печатного документа повлияло на внутреннюю организацию библиотеки. Наряду с уже известной системой инвентарного хранения принципиально иное значение приобретают каталог и шифр книги на книжной полке. Последний рассматривается как инструмент отыскания книги на книжной полке и начинает получать распространение в Западной Европе в XIV в., но нормой становится в XV в.» [5. C. 66].

В XV–XVII вв. в связи с увеличением числа библиотек, ростом их книжных фондов и расширением круга читателей формирование библиотечной технологической мысли ускорилось. В библиотеках составляются описи книжного фонда, а иногда наставления и «памятки» книгохранителям [16. C. 30]. Эти документы (прообразы современных организационно-технологических документов, инструкций, памяток) позволяли установить источники комплектования и способы расстановки библиотечных фондов, порядок их хранения и использования читателями, обязанности книгохранителей и их помощников.

В XVII в. известный французский книговед и библиотекарь, профессор медицины Габриэль Нодэ (1600–1653) написал книгу «Советы для устройства библиотек» (1627), содержащую рекомендации по формированию фонда. Это был первый труд в истории библиотековедения с изложением требований к составлению каталогов и библиотечной классификации. В своих «Советах...» Г. Нодэ рекомендовал внимательно относиться к «маленьким книгам, часто не менее ценным, чем большие», оценивать книги «по выгоде и пользе, которые из них можно извлечь»; применять целесообразную расстановку фонда (форматную и систематическую), выделять новые поступления; не только хранить книги, но и создавать условия для пользования ими («не быть похожим на надоедливую змею, препятствующую тому, чтобы кто-нибудь сорвал яблоки в саду Гесперид», «каждый должен найти в библиотеке то, что ищет»). Писал он и о том, как хранить книги, чтобы уберечь их от сырости [21. C. 42]. «Он был убежден в том, что неупорядоченное собрание книг нельзя назвать библиотекой, как нельзя вооруженную толпу считать регулярной армией или груду строительных материалов – домом» [9. C. 105].

Идеи знаменитого немецкого философа, математика, богослова, юриста и историка Готфрид-Вильгельма Лейбница (1646–1716), уделявшего особое внимание вопросам организации внутренней работы библиотеки, были воплощены в жизнь в Придворной библиотеке в Вольфенбюттелле. По существу, он сформулировал идею создания сводного каталога библиотек страны, получившую широкое развитие в наши дни.

В XVIII в. одной из лучших научных библиотек Европы была библиотека Гёттингенского университета, где придавали большое значение искусству раскрытия фонда, доступ к которому был организован через алфавитный и систематический каталоги. Кроме того, в библиотеке были заложены научно обоснованные принципы комплектования. «Гёттингенская библиотека стала своего рода эталоном, на который ориентировались многие библиотеки Европы, и её опыт оказывался особенно полезен там, где предпринимались попытки привести в соответствие деятельность той или иной научной библиотеки, уже сложившейся, сориентированной на идеалы и требования другой эпохи, с новыми идеалами и требованиями» [9. C. 116].

Особое внимание вопросам обеспечения сохранности фондов и организации полноценного обслуживания читателей Веймарской библиотеки – уделял Иоганн Вольфганг фон Гёте(1749–1832). Имея опыт управленческой деятельности, он точно определил круг сведений, необходимых для составления мнения о реальном положении дел в библиотеке:

  • состояние фонда (число непереплетенных, непригодных к использованию и утраченных книг, количество дублетов);
  • состояние каталогов библиотеки (степень полноты отражения фонда и степень его доступности читателям);
  • состояние обслуживания читателей (число выданных книг и динамика выдачи, часы обслуживания);
  • организация работы библиотеки (характер распределения текущей работы среди персонала, финансовые расходы).

В начале 1798 г. Гёте подготовил документ, в котором изложил требования к организации работы библиотеки. Основной акцент сделан на обеспечении контроля за сохранностью фонда и за тем, как им пользуются. Особо важной признана необходимость ведения учета новых поступлений и книговыдачи. Приняты меры и для очистки фонда библиотеки от лишних дублетов, которые были распроданы на аукционах. На вырученные средства приобретались новые издания [1. C. 10–11].

Принципиальные изменения произошли в организации обслуживания читателей – введены постоянное расписание, определявшее часы обслуживания посетителей, новые правила пользования библиотекой, порядок выдачи книг с обязательным выписыванием квитанции на каждую книгу и распиской при ее возврате, максимальный срок пользования книгами.

Одним из источников получения информации, необходимой для управления библиотекой, стали рабочие дневники. Согласно распоряжению Гёте (от 18 апреля 1798 г.) в обязанности каждого сотрудника стало входить ведение дневника, в котором предписывалось конкретно указывать, что сделано за прошедший день. Ответственным за выполнение этой работы Гёте назначил Кристиана Августа Вульпиуса (1761–1827), ставшего его главным помощником в библиотечных делах. Они оба рассматривали рабочие дневники как средство самодисциплины служащих*. Кроме ежедневных наблюдений Гёте требовал предоставлять ему месячные, квартальные и годовые отчеты со сведениями об увеличении фондов, читателях, состоянии каталогов, персонале библиотеки. Если этих сведений было недостаточно, он требовал добавлений и конкретизации [9. С. 122–123]. Гёте ввел четкую систему учета и отчетности работы библиотеки; собирая и анализируя управленческую информацию, принимал решения и вносил изменения, в том числе и в библиотечную технологию.

Проецируя данную систему на современный этап развития библиотек, можно сказать, что Гёте был одним из родоначальников, заложивших подходы к отчетности и мониторингу основных производственных показателей: комплектования, обработки, расстановки изданий и пр.

XIX век был периодом дальнейшего развития библиотечной теории, совершенствования библиотечной техники и технологии в научных и публичных библиотеках, разработки проблем организации библиотечных фондов и каталогов, а также методов общественного пользования книгами. Ведущая роль в исследовании этих проблем принадлежала работникам крупных научных и государственных публичных библиотек. Среди ярких представителей этого периода можно назвать В. И. Собольщикова, В. В. Стасова, И. А. Крылова и других.

Великий русский баснописец И. А. Крылов, служивший с 1812 по 1841 г. в Публичной библиотеке (Петербург), вел активную работу по организации фонда и каталогизации. Он считал, что библиотечные каталоги должны составляться таким образом, чтобы «требующему книгу легко было приискать ее в каталоге» и библиотекарь «в самой скорости» мог найти книгу по требованию читателей [6. C. 53].

В 1813–1814 гг. Крылов первым связал расстановку книг с библиотечным каталогом при помощи простановки шифра на книгах и в каталоге. Это нововведение позднее применено в других отделениях библиотеки. В 1818–1819 гг. Крылов впервые ввел описание книг под коллективным автором. (В зарубежных библиотеках такое описание введено в Британском музее в конце 1830-х – начале 1840-х гг.)

Деятельность И. А. Крылова в области библиотечного дела способствовала становлению Публичной библиотеки как национального книгохранилища. Ведя активную работу по обслуживанию читателей, он в немалой степени содействовал росту популярности библиотеки. Труды И. А. Крылова в области каталогизации и классификации библиотечных фондов способствовали развитию русского библиотековедения, укреплению его международного авторитета.

Русский математик Н. И. Лобачевский, профессор Казанского университета, в 1825 г. по рекомендации Совета университета был назначен директором университетской библиотеки. Н. И. Лобачевский создал комитет профессоров для совершенствования работы по комплектованию библиотечных фондов, занимался проблемами каталогизации и классификации фондов, расширил круг пользующихся университетской библиотекой. В 1826 г. по его предложению в библиотеке открылась специальная комната для обслуживания посторонних читателей. Кроме того, под поручительство профессоров им разрешалось получать книги на дом. Деятельность Н. И. Лобачевского носила прогрессивный характер и способствовала повышению общественной роли библиотеки, ее превращению в общедоступное учреждение, распространению науки и просвещения.

Большой интерес представляет труд Ф. Ф. Рейсса «Расположение библиотеки императорского Московского университета», в котором изложены его взгляды на роль и назначение библиотеки, принципы организации фондов и каталогов крупной научной библиотеки. «Расположение же книг и каталогов оных должны быть таковы, чтобы 1) имеющему нужду в какой-либо известной книге можно было весьма скоро и удобно отыскать ее; 2) обозревающему какую-либо известную науку или известную часть какой-либо науки недолго бы и утомительно приискивать книги онаго содержания, но чтобы он мог одним взглядом усмотреть как из каталогов, так и из самых книг, какими авторами может он руководствоваться по предмету его занятий; 3) чтобы можно было легко и не нарушая расположения книг присоединять все поступающее в Библиотеку; также чтобы расположение книг и каталоги, однажды составленные, могли навсегда оставаться непременными и в целости» [18. С. V–VI].

В. И. Собольщиков (1813–1872) – автор двух известных работ: первого пособия для русских библиотекарей «Об устройстве общественных библиотек и составлении их каталогов» (1858), где изложена и обоснована система организации, раскрытия и использования фондов, проверенная на практике в Императорской Публичной библиотеке – крупнейшей в то время библиотеке России, и «Обзора больших библиотек Европы в начале 1859 года» (1859), в котором отмечено, что «право входа в читальную залу, процесс требования и получения книг, упрощены у нас до возможности...» [20].

В. И. Собольщиков пришел к выводу, что в крупной научной библиотеке алфавитная или систематическая расстановки книжного фонда применяться не должны, и предложил расставлять книги независимо от содержания или алфавита, учитывая только формат издания. Каждая книга получала раз и навсегда установленное место, как бы закреплялась на полке – отсюда и название крепостная, которое такая расстановка получила в дальнейшем [16. С. 111]. Книги, расставляемые на полках, связывались шифром с каталогом. Введение нового порядка хранения и полное отражение состава фонда в каталогах позволили оптимизировать технологию поиска изданий, при которой  библиотекарю «не нужно уже искать книгу и остается только достать ее с указанного места».. Таким образом В. И. Собольщиков добился сокращения времени на их разыскание, т.е. обеспечил точное и быстрое выполнение читательских требований (наладил межотдельский цикл «Путь требования»).

В работе В. И. Собольщикова нашли отражение желаемый порядок и способы его достижения. Основные условия, необходимые для каждой «хорошо устроенной» библиотеки, он определил следующим образом:

1. Каждое хранящееся в библиотеке издание должно быть точно известно библиотекарю, отвечающему за состояние фонда.

2. Фонды должны быть организованы так, чтобы в любую минуту библиотекарь смог проверить наличие доверенных ему книг.

3. Библиотекарь должен в кратчайший срок выдавать каждую затребованную книгу и выполнять тематические запросы читателей.

4. Библиотекари должны вести учет выданным книгам и не допускать их пропажи.

5. Организация фондов должна обеспечивать соблюдение приданного им порядка при любом перемещении из залы в залу.

6. Наконец, устройство библиотеки должно быть при необходимости легко усвоено преемниками работающих в ней лиц [11. C. 46].

В своих трудах В. И. Собольщиков подробно рассказал о библиотечном производственном процессе, начиная от поступления книги в фонд и установки ее на полке до выдачи читателю и возвращения на отведенное ей место в хранилище. При этом он не ограничился описанием отдельных библиотечных операций, а показал их взаимосвязь, обеспечивающую должное устройство библиотеки, т.е. представил библиотеку как технологическую систему.

С именем выдающегося английского библиотекаряАнтонио Паницци(1797–1879), который с 1856 по 1866 г. был директором Библиотеки Британского музея, связано строительство и открытие знаменитого круглого читального зала и окружающего его основного книгохранилища, которое отделялось от читального зала специальными железными противопожарными конструкциями. Для крепления библиотечных полок использовался специальный металлический штифт, получивший в дальнейшем мировое признание под названием штифт Паницци. Паницци ввел обязательную регистрацию новых поступлений. В 1841 г. он опубликовал «Правила составления каталога печатных книг Британского музея» [9, 21].

Разработка системы научно обоснованного комплектования, совершенствование систематической расстановки фондов и исчерпывающее их раскрытие нашли продолжение в работе М. А. Корфа (1800–1876) – директора Публичной библиотеки (Петербург), вошедшего в ее историю как реформатор, сделавший эту библиотеку одной из лучших в мире. При нём окончательно сложилась и утвердилась структура Библиотеки на основе отделений, которые стали её самостоятельными административными единицами. Каждый заведующий отделением отвечал за комплектование, каталогизацию, обслуживание читателей, сохранность фонда отделения [9. C. 177]. Говоря современным языком, произошли изменения в организационной структуре в целях совершенствования отдельных технологических процессов: комплектования, сохранности фонда и обслуживания читателей.

Один из активных помощников М. А. Корфа – В. Ф. Одоевский (1804–1869) – общественный деятель, литератор, энциклопедист, музыкальный критик, просветитель и гуманист, известный своей благотворительной деятельностью – многое сделал и в библиотечной сфере. Он стремился к улучшению обслуживания, составил нормативы доставки книги к читателю; заботясь о большей сохранности фондов, считал самой лучшей для Публичной библиотеки крепостную расстановку. Одоевский предложил: составить единый алфавитный каталог на весь фонд библиотеки; выделить все дублеты; проставить валовой номер на книге и на карточке – чтобы узнать общее количество книг в библиотеке; вести карточные каталоги (а не книжные), а вместо ревизий в конце года собирать отчеты о проделанной работе [11].

В. Ф. Одоевский постоянно предлагал нововведения, которые, по его мнению, должны способствовать улучшению положения и деятельности Публичной библиотеки, внимательно следил за состоянием дел в зарубежных библиотеках, выписывал использовавшиеся там бланки. Из Гамбурга он получил бланки, употреблявшиеся в местной библиотеке, которые «давно хотелось иметь». Он предложил целую систему организации фондов в Библиотеке. «По моему, может быть, ошибочному, глубокому убеждению, идеал такого учреждения, как Публичная Библиотека должен быть следующий:

1. Книги, вставленные на полки по величине переплетов вплоть без всяких пробелов сверху и без пустых мест на полке.

2. На каждом сочинении особый нумер... если под одним переплетом несколько сочинений, то означение: “от такого-то № и до такого-то”, если несколько томов одного и того же сочинения в разных переплетах, то один и тот же № на каждом из томов с показателем числа томов, находящихся под каждым переплетом, например: XI 42 (1, 2)            XI 42 (3, 4)             XI  42 (5, 6)(случай, когда под переплетом два тома)...».

Далее Одоевский предлагал, чтобы на каждой полке была своя нумерация книг, а не общий валовой номер, как он полагал ранее. Такая, более четкая, организация фонда поможет избежать ошибок при подсчете.

До сих пор в практике Публичной библиотеки используется рекомендация Одоевского о месте шифра на книге: «Внутри каждого тома и наклеенные или оттиснутые снаружи». После расстановки книг и написания на них «нумеров» – шифров – составляется «инвентарный каталог с сокращенными библиографическими заглавиями, в точности представляющий все последование книг в натуре», что дает возможность проверить наличие книг и узнать их общую численность. Одоевский по-прежнему считал, что во главу угла такой библиотеки, как Публичная, должен быть поставлен учет фондов, обеспечивающий и сохранность их, и правильное комплектование, и обслуживание. После завершения работы над инвентарным каталогом Библиотека может создавать различные каталоги, в которых будет применена «вся библиографическая роскошь»: систематический, хронологический, по местам напечатания, по типографщикам и т.д.

Ему принадлежит идея тесной зависимости внутреннего распорядка Библиотеки (системы каталогов, расстановки фондов, организации обслуживания) от назначения самой библиотеки. Благодаря настойчивости и требовательности Одоевского в Библиотеке много было сделано по созданию системы каталогов, разумной и экономичной расстановке фондов, более правильной организации труда библиотекарей. Впервые в русской библиотечной практике Одоевский ввел нормы на некоторые библиотечные процессы [11].

Как отмечает К. И. Абрамов, в начале XX в. значительно расширяется репертуар литературы, посвященной вопросам теории и практики библиотечного дела, появляются новые пособия и руководства по библиотечной технике, на страницах журналов обсуждаются проблемы организации деятельности публичных и научных библиотек. Интенсивно разрабатываются вопросы каталогизации и классификации книг, организации и расстановки библиотечных фондов, больше внимания уделяется методике работы с читателями, изучению их интересов [6. C. 111].

В тот период выдвинулся ряд прогрессивных библиотечных деятелей, внесших большой вклад в разработку теоретических и практических вопросов развития библиотек. Среди них Л. Б. Хавкина (1871–1949) – автор более 500 книг и статей, составитель первого университетского пособия по проблемам библиотечного дела в России и за рубежом («Библиотеки, их организация и техника», 1904 г.; «Руководство для небольших библиотек», 1911 г.); А. А. Покровский (1879–1942), написавший книги по вопросам комплектования народных библиотек; К. Н. Дерунов (1866–1929), составивший «Примерный библиотечный каталог» в помощь комплектованию общественных библиотек; П. М. Богданов — председатель Общества библиотековедения и редактор журнала «Библиотекарь», автор работ по организации библиотечных фондов.

Значительным событием в развитии библиотечного дела того времени стал I Всероссийский библиотечный съезд (1–7 июля 1924 г.). В Резолюции съезда нашли отражение рекомендации по усилению справочно-библиографической работы в помощь массовому читателю, развитию межбиблиотечного абонемента, разработке вопросов научной организации труда, рационализации библиотечной техники и повышению качества обслуживания читателей.

Функциональный подход к планировке библиотеки и организации фонда предложил финский архитектор, представитель функционализма, близкого органической архитектуре, Алвар Аалто (1898–1976). Свою концепцию «галерейной библиотеки» он реализовал в Выборге в проекте здания Городской библиотеки, где почти не было помещений для хранения книг, так как практически вся литература должна была находиться в открытом доступе. При этом расположение стеллажей и расстановкакниг позволяли читателю среднего роста достать их без усилий.

Публичная библиотека, в понимании А. Аалто, глубоко биологична. Он свел к минимуму возникающее в процессе чтения в библиотеке воздействие инфракрасных лучей. В зале, предназначенном для публичных мероприятий, все было устроено так, что там не требовались микрофоны [9. C. 268].

К концу 1930-х гг. в советском библиотековедении активно разрабатывались проблемы комплектования и организации библиотечных фондов, результатом чего явилась публикация трудов и пособий А. Н. Барабанова, В. Н. Денисьева, О. С. Чубарьяна о принципах и методике комплектования библиотек различных типов и видов. Ю. В. Григорьев активно исследовал вопросы расстановки, организации и учета библиотечных фондов.

С начала 1970-х гг. начинается новый этап в развитии взаимодействия научных библиотек: создание в 1971 г. Европейской лиги научных (исследовательских) библиотек, целью которой стало  достижение максимального доступа к документам, т.е. к фондам библиотек Европы путем использования как традиционных форм и методов работы, так и новейших технологий.

В ХХ в. вопросам управления библиотечной технологией всегда уделялось достаточно большое внимание. Научные изыскания проводились в рамках совершенствования библиотечных процессов, рационализации библиотечных циклов, управления потоками цикла и качеством технологических процессов, научной организации труда (Е. Геориева, В. Г. Дригайло, Н. С. Карташов, А. В. Кокорев, М. С. Слободяник, И. М. Фрумин). Изучению и организации библиотечной технологии, установлению норм труда на библиотечные процессы и операции посвящены в разные годы публикации А. Л. Киселевой, Л. П. Павловой, И. С. Пилко, И. Перцева, В. Г. Поп­роцкой, Л. Р. Постниковой, Н. Смирновой, А. С. Чачко, Li Zhizhong, Ja­na Luxova, Jugelt Karl-Heinz.

В 1980-х гг. в различных библиотеках нашей страны и за рубежом велась активная работа по оптимизации основных межотдельских циклов «Путь книги» и «Путь требования» (С. И. Гаврилко, Т. В. Гребенюк,
А.-М. А. Кирсел, Л. Г. Назарова, А. В. Нестеров, Л. П. Павлова, Р. Пейчева-Господинова, Е. П. Самсонова, Н. И. Сизинева).

Значительный вклад в осмысление вопросов управления библиотекой как технологической системой, важные практические выводы о естественном или наиболее рациональном организационно-технологическом её устройстве сделали ведущие ученые и специалисты: Е. Г. Астапович, П. М. Богданов, Н. И. Гендина, А. Л. Киселева, Е. М. Крючкова, И. С. Пил­ко, Л. Б. Хавкина, Я. Л. Шрайберг.

Конец 1980-х – начало 1990-х гг. ознаменовались появлением проблем управления в связи с применением новых технологий. Так, C. Griffith отмечает, что управление технологией является краеугольным камнем периода 1990-х гг., чрезвычайно важны знания библиотекарем технологических процессов передачи информации, адекватная оценка и использование электронно-вычислительной техники [2].

М. Б. Лайн в 1991 г. обозначил проблему следующим образом: в эпоху информационной революции и перехода на новые информационные технологии вузовские и научные библиотеки во всем мире сталкиваются с целым комплексом неизвестных им до сего времени проблем. Им приходится радикально перестраивать всю свою деятельность, формировать новые структуры, что требует ломки традиций, изменения технологий комплектования и хранения фондов, закладывавшихся многими поколениями библиотекарей, эффективного внедрения автоматизации [14].

Одними из первых к комплексному рассмотрению вопросов технологического менеджмента в библиотеках подошли авторы вышедшей в 1998 г. книги «Технология и менеджмент в библиотеках и информационных центрах» [4]. Они исследовали проблемы влияния новых технологий на формы управления и изменение организационной структуры библиотеки, управление автоматизированными и экспертными системами, коллекциями электронных ресурсов, технологиями доставки документов, эффективное использование Интернета в библиотечном и информационном обслуживании.

Изучение воздействия новых технологий на организацию и управление библиотекой отражено в публикациях отечественных и зарубежных специалистов: Н. С. Карташова, О. Н. Кулиша, Н. Ройтберг, A. de Klerk и J. R. Euster, H. Ulrich, M. A. Drake, T. D. Webb, E. A. Jensen и других. Авторы приходят к выводу о необходимости освоения современных принципов организации технологических процессов, подготовки сотрудников к внедрению и использованию технологических нововведений, разработки эффективных инструментов управления технологиями.

В целом произошедшие во второй половине XX в. изменения в библиотечном деле привели к модернизации средств для выполнения библиотекой основополагающих функций, трансформации отношений с читателями/пользователями. Следствием информатизации и автоматизации стал принципиально иной доступ к фондам библиотек; наряду с традиционными технологиями применяются новые, изменяются структура и направления работы; повышается производительность труда за счет корпоративного сотрудничества, рационализации процессов, внедрения новой техники и программного обеспечения. Однако основные технологические процессы/операции и циклы в библиотеке остаются, что обусловливает обращение к истокам становления и развития библиотечной технологии, опыту, накопленному предыдущими поколениями в области оптимизации и совершенствования деятельности.

Список источников

1. Die Benutzungsordnung der Weimarer Bibliothek von 1798 / Mit einer Einfuhrung von K. Kratzsch. – Weimar, 1990. – S. 10–11. – (Цит. по: [9.– С. 120–121]).

2. Griffith Cary. Whither law librarians? The profession toward the year 2000 [Профессиябиблиотекаряв 2000 г.] / Griffith Cary // Inf. Today – 1992. – Vol. 9. – N 5. – P. 9–11.

3. Kratzsch К. Staatsbeauftrager für die Weimarer Bibliothek // Goethe in Weimar. Ein Kapitel deutscher Kulturgeschichte. – Leipzig, 1986. – S. 106.

4. Lancaster F. Technology and Management in Library and Information Services / F. W. Lancaster, Beth Sandore. – NY., 1998. – 322 p.

5. Schimitz W. Deutsche Bibliotheksgeschichte. – Bern u.a., 1984 . – S. 66 (Цитпо: [9. – С. 84].).

6. Абрамов К. И. История библиотечного дела в СССР / К. И. Абрамов. – Москва : Книга, 1980. – 351 с.

7. Библиотечное дело: терминол. словарь / Рос. гос. б-ка ; [сост.: Бахтурина Т. А. и др. – 3-е изд., значит. перераб. и доп.]. – Москва, 1997. – С. 21.

8. Веснин В. Р. Стратегическое управление : учебник / В. Р. Веснин. – Москва : ТК "Велби", Проспект, 2004. – С. 251.

9. Володин Б. Ф. Всемирная история библиотек / Б. Ф. Володин. – С.-Петербург : Профессия, 2002. – 352 с., [16] л. ил. : ил. – (Библиотека).

10. Глухов А. Г. Судьбы древних библиотек / А. Г. Глухов. — Москва : Либерея, 1992. – С. 96–97.

11. Голубева О. Д. В. И. Собольщиков, В. Ф. Одоевский / О. Д. Голубева, А. Л. Гольд­берг. – Москва : Книга, 1983. – 231 с.

12. Иванов В. Н. Социальные технологии : учеб. пособие / В. Н. Иванов, В. И. Пат­рушев ; Акад. наук социал. технологий и мест. самоуправления. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Муниципальный мир, 2004. – С. 316.

13. Иванов В. Н. Технологии муниципального управления : учеб. пособие / В. Н. Иванов, Ю. Н. Гузов, Т. И. Безденежных. – Москва : Финансы и статистика, 2003. – С. 58.

14. Лайн Морис Б. Управлението на академични и изследователски библиотеки в изменящото се общество [Управление вузовскими и научными библиотеками в изменяющемся обществе : [докл.] Нац. конф. "Библ. и инф. център в променящото се о-во", София, 30–31 май, 1991 // Библиотекар – 1991. – Vol. 38. – № 7–8. – P. 43–50.

15. Новый энциклопедический словарь. – Т. 6. – С.-Петербург : изд. Брокгауз Ф. А. и Ефрон И. А., 1912. – С. 550–561.

16. Пилко И. С. Библиотечная технология. Общий курс : учеб. пособие. – Кемерово, 2000. – 178 с.

17. Пилко И. С. Технологическое библиотековедческое знание: содержание и структура / И. С. Пилко // Науч. и техн. б-ки. – 2003. – № 3. – С. 40–46.

18. Рейс Ф. Ф. Расположение библиотеки императорского Московского университета. – Москва : 1826. – С. V–VI. (Цит. по : Ванеев А. Н. Развитие библиотековедческой мысли в России (XI – начало XX в.). – Москва : Пашков дом, 2003. – 303 с. (Приложение № 20).

19. Рыбина С. Габриэль Нодэ и кардинал Мазарини: книжник на службе у политика / С. Рыбина // Библиотека. — 1998. — № 4. — С. 94—96.

20. Собольщиков В. И. Обзор больших библиотек Европы в начале 1859 года / В. И. Собольщиков. – С.-Петербург, 1860. – С. 59–86.

21. Талалакина О. И. История библиотечного дела за рубежом / О. И. Талалакина. — Москва : Книга, 1982. – С. 71–73.

22. Тронин Ю. Н. Менеджмент и проектирование фирмы : учеб. пособие для вузов / Ю. Н. Тронин, Ю. С. Масленченков. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – С. 131.

23. Шамурин Е. И. Очерки по истории библиотечно-библиографической классификации. Т. 1. / Е. И. Шамурин. – Москва : Изд-во «Книжная палата», 1955. – С. 151–154.

  
На главную