Научные и технические библиотеки №6 2009 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Скарук Г. А., Жарикова Л. А., Бусыгина Т. В. Пользователь у каталога: результаты социологического исследования

Красильникова И. Ю. Развитие автоматизации межбиблиотечного абонемента и доставки документов в крупных научных библиотеках

Редькина Н. С. Библиотечная технология: история и современность

КАЧЕСТВО РАБОТЫ: ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА

Романов П. С. Учет фондов и оценка эффективности в зарубежном библиотековедении

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

Робертс Р. Л. Подкастинг для информационной грамотности

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Кильпякова И. С. Теория и практика библиотечного кадрового менеджмента

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Сукиасян Э. Р. Журнал «Университетская книга» – профессиональное издание для библиотек

Шапошников А. Е. Библиотечное общение как учебный предмет

Петровский В. Б. Метод «меченых атомов» – инструмент исследования, или В поисках своей «ниши». (К 15-летию указателя «Проблемы рыночной экономики»)

ЮБИЛЕИ

Гедримович Г. В. Жизнь продолжается… К столетию со дня рождения Людмилы Вениаминовны Зильберминц (1909–1972)

Семенова Л. А. «Главная лаборатория университета». (К 100-летию библиотеки Башкирского государственного университета)

Ткаченко Г. Б. Российской научно-технической промышленной библиотеке – 70 лет


Информационные технологии в библиотеках

С разрешения автора – Регины Ли Робертс (ReginaLeeRoberts), сотрудницы Библиотеки Стэнфордского университета (GreenLibraryStanfordUniversity, USA), публикуем перевод ее выступления на совместном заседании Секции национальных библиотек, Альянса библиографических стандартов (IFLA-CDNL Alliance for Bibliographic Standards, ICABS) и Секции информационных технологий на 73-й Генеральной конференции ИФЛА (19–23 авг. 2007 г., Дурбан, ЮАР).

Этот материал можно рассматривать и использовать в качестве руководства по созданию службы подкастинга даже в относительно небольшой и небогатой библиотеке. Материал очень аккуратный и подробный, и с его помощью даже начинающие смогут сделать все своими силами.

Дело в том, что, помимо очевидной новизны и привлекательности для молодежи, эта технология может оказаться полезной во многих случаях. Кроме приведенного в тексте примера использования подкастинга для более глубокого освоения университетского курса по информационной грамотности, можно рекомендовать этот метод и для системы дистанционного обучения, и для обслуживания удаленных пользователей, не имеющих возможности часто посещать библиотеку (и не подключенных пока к Интернету), и применять подкасты в работе со слабовидящими.

В двух приложениях к публикации – перечни дополнительной информации, предлагаемого оборудования и его стоимости (в наше время через Интернет можно купить все, что угодно, а стоимость подкастинга отнюдь не заоблачная).

УДК 02:37.018

А. И. Земсков

Регина Ли Робертс

Подкастинг для информационной грамотности

Подкастинг (podcasting) – это относительно новая область библиотечного сервиса – способ доставки документов через Интернет с использованием звуковых файлов. При этом не обязательно иметь такие устройства, как ipod или mp3-плеер, – прослушивать файлы можно и на настольных компьютерах, и ноутбуках. В большинстве случаев используется формат mp3 – наиболее распространенный; чтобы просматривать видеодокументы, можно пользоваться форматом m4a.

Важно отметить: подкасты – это синдицированное вещание, т.е. файлы сгруппированы (синдицированы) так, что они являются частью канала информации, которую можно выгружать в mp3-плеер, – в противном случае это были бы просто звуковые файлы. Синдицирование осуществляется посредством нанесения меток RSS (ReallySimpleSyndication), что означает действительно простое синдицирование.

Имеются сетевые агрегаторы, которые собирают вновь появившиеся размеченные подкасты и направляют их подписчикам. По сути, использование RSS-тэгов (знаков разметки) делает документы доступными для всех желающих (пользователи могут слушать файлы и без подписки). Это замечательно гибкая технология, включающая множество способов записи, редактирования и архивации документов.

Почему подкастинг?

Подкастинг – это вполне отработанная, информационно-насыщенная технология, которая дает возможность библиотекарям по-новому доставлять библиотечные документы. Это могут быть материалы по основам курса информационной грамотности либо по продвижению библиотечных услуг и изучению сотрудничества библиотечного сообщества и пользователей.

Результаты недавних исследований, выполненных американской группой EDUCASE, выявили позитивное отношение к включению подкастов в учебный план по информационной грамотности.

В 2006 г. Центр прикладных исследований EDUCAR провел изучение работы 96 американских вузов (с двух- и четырехлетним сроками обучения). Оказалось, что более 61% респондентов уже имеют электронные устройства для воспроизведения музыки или видео, например mp3-плееры. Выяснилось также, что 71% студентов умеют выгружать звуковые и видеофайлы, а 28% могут создавать и редактировать такого рода файлы [9]. Это значит, что многие студенты уже знакомы с подкастами.

Включение подкастов в структуру учебно-курсовых материалов не ляжет тяжким грузом на клиентов библиотеки. Можно даже ожидать, что библиотека воспользуется этой технологией. Многие институты уже используют подкастинг в курсовых материалах, а также в других областях обучения и образования, например в работе языковых и искусствоведческих курсов. Почему бы не использовать этот дополнительный метод работы со студентами?

Некоторые примеры использования подкастов в программе изучения информационной грамотности:

  • описание баз данных;
  • методика поиска;
  • интервью библиотекарей с профессорско-преподавательским составом;
  • руководство по проведению научных исследований, относящихся к конкретным курсам;
  • специальные гостевые лекции;
  • обзоры новых книг;
  • вводные лекции специалистов по той или иной тематике, включая описания соответствующих библиотечных фондов.

Мой интерес к подкастингу, как компоненте программы обучения информационной грамотности, сосредоточен на работе с профессорско-преподавательским составом и их интервьюировании относительно методики проведения исследований. Такой подход исходит из интересов студентов и стимулирует самоанализ библиотекаря и преподавателя. А это, в соответствии со взглядами философа и теоретика библиотечного дела и образования Дональда Шона (DonaldSchon), повышает усвоение материала за счет так называемой рефлективной практики [15].

Эти подкасты, как правило, относятся к конкретным курсовым работам, в которые студенты активно вовлечены. Например, если профессор истории имеет веб-страницу или план курса (syllabus), который можно разместить в сети, содержание подкастов может совпадать с рекомендованной литературой или списком ресурсов. В этом случае студенты смогут прослушивать короткие записи, которые укрепляют концепцию информационной грамотности за счет активного отношения к работе, выполняемой ими по ходу курса. Эта связь исходит от студента и является достаточно гибкой.

Ценность подкастинга

Изначальная ценность подкастинга заключается в том, что он использует разнообразные форматы и вызывает интерес студентов, поскольку представляет собой новые способы доставки документов клиентам библиотеки. Подкаст содействует укреплению сотрудничества между библиотекарями и преподавателями. И еще один повод для использования подкастинга: пользователь может прослушивать документ тогда, когда это ему удобно, повторно прокрутить подкаст и посмотреть, что упущено или забыто.

Подкастинг обеспечивает асинхронный доступ для вечно занятого студента, что особенно важно для системы дистанционного образования; студент может сам выбирать, когда и где ему знакомиться с документом. Это отличный способ выйти на студентов в самых удаленных местах или на тех, у кого почему-либо нет возможности посещать занятия по информационной грамотности в библиотеке.

Подкастинг отлично дополняет библиотечные сетевые страницы, делает их более современными и может быть использован для презентации услуг, мероприятий и материалов, помогающих поднять значение библиотеки в вышестоящих организациях.

После того как установлено оборудование, налажено программное обеспечение и проведено первое испытание записей и редактирования, процесс становится достаточно простым.

Как создать подкаст

Основные шаги по созданию подкаста:

  • составить программу действий;
  • организовать и подготовить содержание;
  • записать звуковые файлы;
  • отредактировать звуковые файлы;
  • создать пространство в сети для размещения файлов;
  • разместить файлы в сетевом пространстве с разметками RSS;
  • присоединить метаданные, описывающие содержание документа;
  • объявить читателям о готовности сервиса.

После того как документы и аудитория определены, программа действий по подкастам включает решение следующих вопросов:

Где демонстрировать подкаст?

Сколько эпизодов должно быть в серии?

Какое оборудование используется?

Каков начальный бюджет?

Какие стандарты качества необходимы?

Сколько времени можно выделить на редактирование?

Будут ли представлены подробные метаданные файлов и кто это сделает?

Будут ли использоваться переводы или транскрипции?

Защищены ли документы авторским правом?

Будет ли документ, созданный библиотекарем, защищен авторским правом?

Будут ли документы архивироваться и каким образом?

Будут ли подкасты состоять только из звуковых файлов или включать также слайды и видео?

Если будет показано видео, потребуется ли дополнительное пространство на сервере?

Будут ли предоставлены наушники или проигрыватели для предполагаемой аудитории?

Кто будет участвовать в производстве подкаста?

Потребуется ли помощь технического специалиста?

Кто будет определять документы и работать с преподавателями по их созданию?

Поддерживают ли вышестоящие организации (университет) эту деятельность?

Размещение подкаста

Подкаст может быть размещен в блоге, на веб-сайте или в системе электронного управления курсом (coursemanagementsystem). В последнем случае можно будет отмечать тех, кто воспользовался документом. Это может оказаться необходимым, в особенности если материалы находятся под защитой авторского права или относятся к конкретному курсу и преподаватель хочет, чтобы доступ к материалу имели только его студенты.

Размещение групп (серий) подкастов может зависеть от количества эпизодов в каждой группе и от того, придется ли их архивировать в будущем.

Оборудование

Существует много опций для записи и редактирования. Я, например, пользуюсь компьютером «Macintosh» и программным обеспечением BiasPeak, Audacity, Garageband и работаю с двумя микрофонами.

Программы Audacity и Podcast Factory могут также использоваться с компьютерами PC и программным обеспечением Windows.

Микрофон Podcast Factory портативен и удобен в работе – его можно установить для проведения сессии в офисе, если это удобно, или в кабинете звукозаписи (необходимое оборудование перечислено в Приложении 2).

Перед записью следует побеспокоиться о снижении фонового шума (от вентилятора, открытых окон или от разговоров других людей) и сделать несколько тестов. Говоря в микрофон, люди должны постараться контролировать дыхание и не касаться микрофона или микрофонной стойки. Если оратор окажется слишком близко к микрофону, звуки буду излишне громкими и неразборчивыми. Поскольку это не обычное «живое» радиовещание, редактор может исправить ошибки, снять нежелательные паузы и другие огрехи. Тем не менее для сокращения времени редактирования разумно следовать данным советам. Это особенно важно в том случае, если планируется выпустить большое количество подкастов.

Если библиотека располагает специалистами по информационной технологии, сотрудничество с ними будет очень полезным – они окажут помощь в установке оборудования, записи, редактировании и размещении подкастов. Такое сотрудничество также увеличивает значимость проекта для библиотечного персонала в целом.

После завершения редактирования файлы можно выгружать на сервер, размещать в сети и делать RSS-разметку для синдицирования. (Я разместила файлы в блоге по адресу http://2thestacks.blogspot.com.)

Для синдицирования подкастов я использую программу открытого доступа Feedburner(http://www.feedburner.com/fb/a/home), которая автоматически генерирует метки RSS и посылает эпизоды моих подкастов в систему iTunes. Программа также предоставляет статистическую информацию о количестве людей, подписавшихся на подкаст, – это полезно для отслеживания хода реализации проекта.

Вообще говоря, пользователи могут раскрывать файлы непосредственно из блога либо из iTunesили из других агрегаторов подкаста. (Список этих агрегаторов и других ресурсов приведен в приложении 1.)

Дополнительные замечания

Следует учесть, что необходимо проставить заголовки и подписи к рисункам, сформировать метаданные и следить за соблюдением авторского права. Еще одной опцией является формирование ссылок к тексту, размещенному на веб-сайте, и формирование текста в блоге сразу вслед за звуковым файлом; можно также составлять примечания или реферат документа. При отправке подкастов в систему iTunesописательные метаданные также могут быть включены, чтобы пользователям было удобнее прочитать их в примечаниях.

Другие руководства по метаданным и по архивированию – на сайте W3C http://www.w3.org.

В зависимости от потребностей клиентов может понадобиться перевод письменной записи на другой язык (информация о таких инструментах – в приложении 1).

Выполнение требований авторского права важно, соответствующие ссылки могут быть сделаны на основе руководства CreativeCommonsPodcastingLegalGuide (подробную информацию см.: http://wiki.creativecommons. org/Podcasting_Legal_Guide/).

Примеры

Рассмотрим две библиотеки, которые уже включили подкастинг в состав своих веб-сайтов.

Первый пример: библиотека Университета штата Аризона (ArizonastateUniversityLibrary) использует подкасты в организации экскурсий по университету, предметных лекций, новостей, документов, касающихся миссии библиотеки и стратегического планирования.

Второй пример: научно-техническая библиотека Университета штата Калифорния в Санта-Крус (ScienceandEngineeringLibraryatUniversity, UniversityofCaliforniaatSantaCruz) использует звуковой и видеоподкастинг для записи курса лекций; архивирует лекции, что помогает организации постоянного обучения и продвижения библиотеки как центра научного обмена. Таким образом библиотека становится активным участником процесса научных коммуникаций.

Представленные примеры показывают, что эти библиотеки нацелены на обучение основам информационной грамотности в целом.

Лекции в Университете Санта-Крус имеют общее название синергия(Synergy) и они общедоступны. Архивирование этих лекций дает возможность широкому кругу ознакомиться с их содержанием. Все это демонстрирует работу факультета, библиотеки и университета в целом.

Использование подкастинга в качестве одного из способов пополнения тематического плана по информационной грамотности информативно насыщенными документами помогает пользователям библиотеки в их персональном развитии и в процессе формирования нового знания.

Список источников

1. Abram S. "Podcasting: The Short Course", Information Outlook, vol. 10, no. 3, pp. 34–35.

2. Balas J. L. "Blogging Is So Last Year--Now Podcasting Is Hot", Computers in Libraries, vol. 25, no. 10, pp. 29–32.

3. Crofts, S., Dilley, J. & Fox, M. "Podcasting: A new technology in search of viable business models (computer file)", First Monday vol. 10 no. 9 (September 5, 2005).

4. Doyle B. "The First Podcast", EContent, vol. 28, no. 9, pp. 33.

5. Fichter D. "Creating Engaging Audio Content: Intranet Podcasting", Online (Weston, Conn.), vol. 30, no. 6, pp. 46–48.

6. Gordon R. S. & Stephens M. "Keeping Up with Keeping Up", Computers in Libraries, vol. 26, no. 9, pp. 52–53.

7. Guenther K. "Socializing Your Web Site with Wikis, Twikis, and Blogs", Online (Weston, Conn.), vol. 29, no. 6, pp. 51–53.

8. Ishizuka K. "History Teacher 2.0", School Library Journal, vol. 52, no. 4, pp. 26–27.

9. Katz Richard N. (2006, December) Key Findings: The ECAR study of undergraduate students and information technology, 2006.

10. EDUCAUSE. Available online at http://www.educause.edu

11. Lamb A. & Johnson L. "Podcasting in the School Library, Part 1: Integrating Podcasts and Vodcasts into Teaching and Learning", Teacher Librarian, vol. 34, no. 3, pp. 54–57.

12. Lee D. "IPod, You-pod, We-pod: Podcasting and Marketing Library Services", Library Administration & Management, vol. 20, no. 4, pp. 206-208.

13. Notess G. R. "Casting the Net: Podcasting and Screencasting", Online (Weston, Conn.), vol. 29, no. 6, pp. 43–45.

14. Richardson W. "Making Waves", School Library Journal, vol. 52, no. 10, pp. 54–56.

15. Schön D. (1983) The Reflective Practitioner. How professionals think in action, London: Temple Smith. – 374 p.

16. Troutner J. "Best Sites for Educational Podcasts", Teacher Librarian, vol. 34, no. 3, pp. 43–44.

17. Worcester L. & Barker E. "Podcasting: Exploring the Possibilities for Academic Libraries", College & Undergraduate Libraries, vol. 13, no. 3, pp. 87–91.

Приложение 1

Аннотированные ресурсы по теме «Подкастинг»

Juice(прежнее название: Ipodder) http://juicereceiver.sourceforge.net/index.php – приемник подкастов для mp3-плееров. Вам не обязательно пользоваться службой iTunes. Juice – это технический медиа-агрегатор (MediaAggregator), программа, дающая возможность выбирать и выгружать аудиофайлы с любого сайта в Интернете на персональный компьютер.

ITunes http://www.apple.com/itunes/download/ – медиа-агрегатор и приемник подкастов. На его услуги можно подписаться. Для пользования iTunes необходима предварительная выгрузка на ваш компьютер. Для подписки на подкаст нужно перейти на iTunes, выбрать режим "Advanced", затем подписаться на подкаст и ввести эту гиперсвязь на адрес канала: pcast://feeds.feedburner.com/NTheStacks

Odeo http://www.odeo.com/ – бесплатная служба, способствующая творческому процессу записи и распространения файлов через электронную почту или по каналам синдицирования. Выгрузка возможна на компьютер, на iPod, mp3-плееры. Для записи файлов можно пользоваться личным телефоном.

Podscope http://www.podscope.com/ – поисковая машина, которая осуществляет поиск слов внутри подкастов (планируется организация поиска внутри видеофайлов). Можете разместить поисковое окно podscope на своем сайте для поиска внутри вашего подкаста – достаточная причина для формирования информативных метаданных.

Creative Commons http://creativecommons.org/
http://wiki.creativecommons.org/Podcasting_Legal_Guide

Educause http://www.educause.edu/content.asp?PAGE_ID=720&bhcp=1 – на сайте масса материалов об использовании  подкастинга в образовании, ссылки на сайты с программным обеспечением и опциям.

Edupodder http://www.edupodder.com/ – сайт создал Стив Слоан (SteveSloan) из Уиверситета Сан-Хозе с целью помочь людям, работающим в сфере образования.

Mr. NiceGuyShow http://mrniceguy.org/ – подкастовое шоу с новостями и информацией о библиотеках (построено как интересное ток-шоу).

NetSquared http://www.netsquared.org/about – использование подкастов, блогов и других интернет-технологий для поддержки некоммерческого применения Интернета. Их девиз – «Помочь сотням тысяч некоммерческих и неправительственных организаций использовать возможности сообществ для увеличения результативности работы и достижения социальных целей». Это отчасти объясняет использование на сайте продуктов открытого доступа, например Odeo.

PodcastingNews http://www.podcastingnews.com/ – сетевой бюллетень по проблемам подкастинга; много ссылок на ресурсы.
http://podcasts.yahoo.com/start?i=1 – сайт, созданный компанией Yahoo.com; простые в исполнении инструкции и подробное описание каждого этапа процесса создания подкаста.

Audacity http://audacity.sourceforge.net/ – программа открытого доступа для записи и редактирования аудиофайлов; позволяет проводить конверсию ваших записей из других аудиоформатов в формат CD.

Feedburner http://www.feedburner.com/fb/a/home – с помощью этой программы можно загрузить аудиофайлы в блог, проставить необходимые тэги разметки для обеспечения сетевой доступности и регистрации их в службах iTunes или  juice. Реализует синдицирование каналов. Руководство по использованию “Making a podcast with Blogger and Feedburner” см. поадресу http://www.podcastingnews.com/articles/Make_Podcast_Blogger.html

Feedforall http://www.feedforall.com/ – с помощью этой платной программы (около  $40) можно легко создавать, редактировать и публиковать каналы  RSSfeeds. Адрес для создателей подкастов – http://www.podcasting-tools.com/; руководство по адресу http://www.podcastingtools.com/how-to-podcast.htm

Media Access Generator (MAGpie) http://ncam.wgbh.org/webaccess/magpie/;
См.: сайт W3C (World Wide Web Consortium) http://www.w3.org/;
http://ncam.wgbh.org/richmedia/

Серия вузовских подкастов по компьютерным технологиям http://academiccomputing. stanford.edu/cams/2006/03/academictechnology-podcast-series.html

Библиотечный канал штата Аризона http://www.asu.edu/lib/librarychannel/

Мой блог «NtheStacks» с материалами по информацонной грамотности – http://2thestacks.blogspot.com/

Сайт лекций по синергии Университета Санта-Крус SynergyLectureSeries@ UCSC http://library.ucsc.edu/science/synergy/index.html

Подкаст со слайдами Лауры Коэн (Laura Cohen, 2006) YouTube creation – A Librarian's 2.0 Manifesto, http://www.youtube.com/watch?v= ZblrRs3fkSU.

Приложение 2

Оборудование для звукозаписи (список не исчерпывающий)
(примерные цены американского рынка приведены по состоянию на 2006 г.)

Программы редактирования звука

• Peak – платная программа, имеет много опций

• GarageBand – бесплатная программа только для новых компьютеров Mac

• Audacity – бесплатная программа, работает с компьютерами Mac и Windows (рекомендуем)

Оборудование промежуточного уровня (не профессиональное, но выше среднего). Конфигурация программно-аппаратных средств

·             Компьютер MacintoshG5  ($3 634)

          Dual 2GHz PowerPC G5

          1GB DDR400 SDRAM (PC3200) – 2x512

          2x250GB Serial ATA – 7200 rpm

          ATI Radeon 9600 Pro

          Apple Studio Display (17" flat panel)

·             Программа Bias Peak 4.1 DV (Audio Editing Software) ($149) http://creationengine.com/html/pr_search.html

·             Микрофони XLR кабель Audio Technica 3035 Microphone ($199)

·             Предусилитель Omni I/O Preamp ($228) http://shop.synthplanet.com/product.lasso?c=US&pr=16059&newlang=en

Оборудование (для уровня обычного покупателя)

·             Программа  GarageBand 3 (бесплатная – для новых компьютеров Mac) ($59)

·             Микрофон Logitech USB mic ($50) http://www.logitech.com/index.cfm/products/details/US/EN,CRID=103,CONTENTID=10013

·             Программа Audacity (бесплатная, совместима со всеми платформами) http://audacity.sourceforge.net

·             Микрофон и программа M-AudioPodcastFactory ($179.95) http://www.m-audio.com/products/en_us/PodcastFactory-main.html

Портативные варианты звукозаписи (звук невысокого качества, но оборудование удобно для проведения внестудийных интервью)

·             Цифровой магнитофон OlympusDS 330 DigitalVoiceRecorderCrownSoundGrabberII (с пьезоэлектрическим микрофоном) ($65) http://www.crownaudio. com/mic_web/soundgrabber.htm

  
На главную