Научные и технические библиотеки №6 2009 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Скарук Г. А., Жарикова Л. А., Бусыгина Т. В. Пользователь у каталога: результаты социологического исследования

Красильникова И. Ю. Развитие автоматизации межбиблиотечного абонемента и доставки документов в крупных научных библиотеках

Редькина Н. С. Библиотечная технология: история и современность

КАЧЕСТВО РАБОТЫ: ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА

Романов П. С. Учет фондов и оценка эффективности в зарубежном библиотековедении

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

Робертс Р. Л. Подкастинг для информационной грамотности

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Кильпякова И. С. Теория и практика библиотечного кадрового менеджмента

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Сукиасян Э. Р. Журнал «Университетская книга» – профессиональное издание для библиотек

Шапошников А. Е. Библиотечное общение как учебный предмет

Петровский В. Б. Метод «меченых атомов» – инструмент исследования, или В поисках своей «ниши». (К 15-летию указателя «Проблемы рыночной экономики»)

ЮБИЛЕИ

Гедримович Г. В. Жизнь продолжается… К столетию со дня рождения Людмилы Вениаминовны Зильберминц (1909–1972)

Семенова Л. А. «Главная лаборатория университета». (К 100-летию библиотеки Башкирского государственного университета)

Ткаченко Г. Б. Российской научно-технической промышленной библиотеке – 70 лет


УДК 02:37+028

А. Е. Шапошников

Библиотечное общение как учебный предмет

Рец. на кн.: Езова С. А. Библиотечное общение : учеб.-метод. пособие. – Улан-Удэ : Изд.-полиграф. комплекс ВСГАКИ, 2008. – 124 с.

В новом учебно-методическом пособии Светланы Александровны Езовой дано целостное освещение феномена библиотечное общение. Налицо оригинальное построение этого учебного предмета, новые подходы к теоретическим основам и методике его изучения студентами. В концентрированном виде представлены материалы и выводы из предыдущих работ автора: Библиотечное общение как феномен исследования. – Москва, 2007; Культура общения библиотекарей. – Москва, 2004; Грани библиотечного общения. – Москва, 2002, и др.

Пособие рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов для студентов высших учебных заведений, получающих степень бакалавра по направлению «Библиотечно-информационные ресурсы».

Структура пособия имеет следующие элементы. Первый – предисловие и введение, в которых определены цель и задачи учебной дисциплины, требования к уровню освоения содержания, ведущие научные идеи; второй – тематический план, содержание тем (теория); третий – дидактические материалы, среди них вопросы к изучению курса и экзамену, тесты, темы курсовых и дипломных работ, пояснительная записка к выполнению контрольной работы и рекомендации педагогам по методике преподавания; в заключение – рекомендации студентам по самосовершенствованию культуры общения и коммуникативной компетенции.

В разделе «Учебно-методическое обеспечение дисциплины» приведены списки основной и дополнительной литературы (43 названия). Библиографическое оснащение курса включает также списки литературы по отдельным темам (всего 104 названия). Таким образом, в учебно-методическом пособии представлен широкий круг публикаций, относящихся к проблемам библиотечного общения. Большая их часть издана за последние 10–15 лет.

Пособие снабжено схемами, таблицами, графиками, позволяющими проиллюстрировать, уточнить, дополнить сообщаемые сведения. Эти внетекстовые вспомогательные компоненты органично связаны с основным учебным материалом, помогают его усвоению.

Сердцевину пособия составляют авторские материалы (примерно 80% объема книги) к изучению узловых вопросов по каждой теме. Эти материалы дополняют краткую расшифровку содержания изучаемых тем лекций. Курс рассчитан на 36 часов (24 часа – лекции и 12 часов – практикумы).

В теме 1 «Теоретическая база библиотечного общения» С. А. Езова предлагает свой вариант определения термина: «библиотечное общение – взаимодействие людей, обусловленное их потребностями в решении проблем жизнедеятельности, реализуемое как в процессе (библиотечно-информационной) деятельности, так и в межличностных контактах посредством библиотечных ресурсов» (с. 15). При этом автор исходит из того, что библиотека призвана удовлетворять не только информационные потребности, но и многие другие.

В теме 2 «Методологические подходы к библиотечному общению» охарактеризованы следующие подходы: психологический, психотерапевтический, гуманистический, технологический, культурологический, педагогический, информационный, деятельностный, гендерный, межкультурной коммуникации, этический, исторический. В материалах к теме также раскрывается изучение личностных и ситуационных факторов, детерминирующих поведение библиотекарей и читателей. Гипотетически выстраиваются различные варианты их поведения.

В теме 4 «Трансакционный анализ библиотечного общения. Структурный анализ как основа межличностного взаимодействия» С. А. Езова демонстрирует свою приверженность методике диагностирования, разработанной американским психологом и психиатром Э. Берном – основоположником трансакционного анализа. Хотя эта методика создана им еще в 1950-е гг., трансакционный анализ завоевал популярность в мире только в последние десятилетия.

Постулаты учения Э. Берна выглядят непривычно. Основной постулат заключается в том, что в каждой личности сочетаются три Эго-состояния: Я – Родитель (Р), Я – Взрослый (В) и Я – Ребенок (Ре). Эти состояния подробно раскрываются С. А. Езовой на основе трудов самого Э. Берна и его последователей. Появляются фигуры Естественного и Приспособившегося (адаптированного) Ребенка и Маленького Профессора. Все же остается неясным, для чего библиотекарю нужно распознавать эти состояния, какое практическое значение это имеет.

Некоторые аргументы в пользу проведения трансакционного анализа можно найти в разделе «Библиотечный диалог и виды трансакций» (с. 59–71). С. А. Езова считает, что распознавание библиотекарем  видов трансакций может послужить мотивацией выбора эффективных видов взаимодействия с читателем. Она приводит результаты исследований библиотечных диалогов в вузовских и публичных библиотеках Сибири, проведенных студентами ВСГАКИ под ее руководством (проанализировано несколько тысяч диалогов).

В теме 5 «Я-концепция личности библиотекаря. Вы-концепция» также используются труды Э. Берна, рассматривающего Я-концепцию как термин собирательный, обозначающий всю совокупность представлений индивида о себе. Примечателен акцент, сделанный на умении библиотекаря подать себя, направить восприятие партнера в определенное русло. Рассматривая поведение библиотекаря под этим углом зрения, С. А. Езова основывается на личных наблюдениях за деятельностью библиотекаря в отделах обслуживания (в частности в библиотеке ВСГАКИ), на наблюдениях студентов, проходивших практику в других вузовских библиотеках  Улан-Удэ.

Раскрытие темы 6 «Типы библиотекарей и читателей в ракурсе библиотечного общения» и темы 7 «Типы поведения библиотекарей и читателей в библиотечно-информационном обслуживании. Этико-психологи­ческие аспекты» ограничено ссылками на труды С. А. Езовой, в которых эти аспекты подробно освещены.

В материалах к теме 8 «Формы речевого общения. О библиотечном монологе» анализируются различные формы речевого общения, к которым автор относит монолог, диалог и полилог (для последнего характерно возникновение вопросов у слушателей, обсуждение выступлений). Для организации материала С. А. Езова использует систему координат, позволяющих схематично представить влияние библиотекаря на мышление и эмоции читателей. Отдельно рассматривается проблема диалога как актуализированной формы межкультурной коммуникации (с. 84–87).

В теме 9 «Механизмы психологического воздействия на читателей (внушение, убеждение)» С. А. Езова сопоставляет внушение и убеждение, основываясь на анализе работ из области философии и социальной психологии. Ею выявлено обращение библиотекарей ЦБС Улан-Удэ и Читы к внушению и убеждению в индивидуальной работе с читателями (проанализированы около 500 диалогов на абонементе). Оказалось, что библиотекари почти не воздействуют на читателей методом убеждения. Выявлен ряд причин, по которым применяемые механизмы воздействия не всегда достигали цели.

Значительное место в пособии занимают материалы к теме 10 «Коммуникативные технологии библиотечного образования. О коммуникативной компетенции библиотечного специалиста» (с. 91–107). Рассмотрев различные подходы к уточнению понятия компетенции, С. А. Езова предлагает собственную трактовку коммуникативной компетенции (с. 95), сопровождая ее анализом гипотетических ситуаций взаимодействия библиографа с читателем (взят именно библиограф, а не библиотечный специалист вообще). При этом автор опирается на критерии определения компетенции, данные Б. Спицбергом (соответствие коммуникативного поведения данной ситуации и его эффективности), которые, по ее мнению, имеют универсальное значение и могут быть положены в логическое обоснование любой концепции. Система координат, при всей своей условности и умозрительности, все же оказалась пригодной для выявления различных вариантов поведения библиотекарей (с. 96–98).

В числе результативных методов обучения будущих библиотекарей С. А. Езова называет метод кейсов (кейс-стади), метод социального научения, социально-психологический тренинг. В качестве примера приводится кейс «Книга. Ау!», который содержит информацию о конфликтной ситуации, возникшей в одной из вузовских библиотек. Кейс читается как художественное произведение – настолько образно, эмоционально он написан.

Оригинально представлен в пособии метод наблюдения – не как общенаучный метод исследования и не как метод изучения читателей, а как способ социального научения  библиотекарей, эффективное средство совершенствования библиотекарем своего профессионального поведения. В связи с этим С. А. Езова обращается к теории социального научения американского психолога А. Бандуры. Опираясь на собственный опыт работы со студентами, С. А. Езова выступает как убежденный сторонник этого метода, заявляя, что «метод социального научения благодаря своим неумалимым достоинствам должен иметь место в системе подготовки и повышения квалификации библиотечных кадров» (с. 105).

В основу учебно-методического пособия положена дедуктивно-синтетическая логика. При этом внимание сосредоточивается на самых общих проблемах, относящихся к библиотекам всех типов и видов. Это отвечает задачам подготовки библиотекарей широкого профиля, делает пособие одинаково интересным для работников и научных, и технических, и массовых библиотек. В то же время автор сознает, что возможны и другие трактовки учебной дисциплины «Библиотечное общение» и ее учебно-методического обеспечения.

Действительно, рассмотрение проблем библиотечного общения, предпринятое С. А. Езовой, может быть продолжено по нескольким направлениям. Отмечу некоторые из них.

В пособии почти не освещаются проблемы библиотечного общения, обусловленные такими социально-демографическими характеристиками, как пол, возраст, образование, социальное положение, профессия и характер трудовой деятельности. Между тем эти характеристики невозможно не принимать во внимание при непосредственном общении с читателями, каждый из которых выступает представителем той или иной социальной страты.

Собственно говоря, библиотечное общение является ничем иным, как биокоммуникацией, предполагающей принятие сигналов органами чувств (зрения, слуха и др.). Особенно это становится заметным в процессе библиотечного общения с людьми с ограниченными возможностями (слепыми, глухими, слепоглухими и др.).

При переиздании пособия желательно рассмотреть правомерность выделения следующих категорий читателей и библиотекарей: «Полезные библиотекари. Полезные читатели. Вредные библиотекари. Вредные читатели» (с. 9). Так ли необходима подобная стратификация? Библиотекарям приходится сталкиваться с различными читателями (в том числе и с девиантным поведением), но зачислять кого-либо из них в разряд «вредных» вряд ли уместно. Настораживает также диагностика коммуникативных привычек студента, предусматривающая указание им как положительных, так и отрицательных привычек (с. 116). С какой стати признаваться ему в существовании последних?

Вопросы, возникающие при заинтересованном прочтении пособия С. А. Езовой, вовсе не исключают его положительной оценки. В целом оно соответствует провозглашенному автором намерению «дать не только знаниевую основу по проблемам библиотечного общения, но и способствовать формированию, развитию культуры общения и коммуникативной компетенции студентов средней и высшей библиотечной школы» (с. 3).

По своему оформлению и теоретико-прикладному содержанию пособие может служить удачным примером разработки учебно-методических материалов, предназначенных студентам библиотечно-информационных факультетов.

  
На главную