Научные и технические библиотеки №7 2009 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Коряковцева Н. А. Роль библиотеки в формировании корпоративной идентичности вуза

Скарук Г. А. «Неподготовленный пользователь» электронного каталога: кто он?

Рахимова Н. М. Технические библиотеки в контексте формирования единого корпоративного информационно-библиотечного пространства региона

Румянцева С. Н. Направления педагогической деятельности современной школьной библиотеки

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП И ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ ИНФОРМАЦИИ

Линден И. Л., Линден Ф. Ч. Открытый доступ: «зеленый путь» и «золотой путь»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

Гончаров М. В., Колосов К. А. Развитие Интернет-комплекса ГПНТБ России в меняющихся условиях

НАША ИСТОРИЯ

Столяров Ю. Н., Клапиюк В. Т. Е. И. Шамурин и Ю. В. Григорьев – заложники «борьбы с космополитизмом» в библиотековедении

Артемьева Е. Б. Становление и развитие системы взаимодействия библиотек Новосибирска. Исторический очерк

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Сукиасян Э. Р. 100 книг серии «Библиотекарь и время. ХХI век»

ЮБИЛЕИ

Клюев В. К. Консолидируя профессиональное сообщество. (К 15-летию отделения «Библиотековедение» Международной академии информатизации)

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ


Библиотечно-информационная деятельность: теория и практика

УДК 027.7

Н. А. Коряковцева

Роль библиотеки
в формировании корпоративной идентичности вуза

Актуальность корпоративного фактора в современных рыночных условиях. Понятия корпоративной идентичности, корпоративной информационно-образовательной среды (КИОС). Библиотека как компонент КИОС и инструмент ее формирования.

В настоящее время при изучении проблематики корпоративности вуза особое внимание обращается на такие категории, как корпоративная культура,корпоративный имидж, корпоративное поведение и т.д.Данные категории все чаще используются педагогическим и библиотечным сообществом.

Специалисты отмечают, что корпоративность – один из факторов успешного позиционирования вузов на рынке образовательных услуг. «Невозможно представить себе ситуацию, отмечают специалисты, когда общество строит свои структуры по принципу корпоративных интересов, а образовательные учреждения остаются вне поля гражданских отношений» [8. С. 11].

В условиях рынка появилось новое требование к системе образования – «она обязана формировать у будущих специалистов-профессионалов готовность к деятельности, направленной на достижение корпоративных целей, корпоративных интересов» [1. С. 62].

В вузах среди дисциплин учебного плана появились такие, как «Корпоративный менеджмент», «Корпоративная культура», «Корпоративное право», «Основы корпоративного социального партнерства», «Организационное поведение», формирующие у будущих специалистов-профессионалов готовность к деятельности, направленной на достижение корпоративных целей, корпоративных интересов.

Выполняя социальный заказ на формирование корпоративных качеств будущих специалистов, вузы в то же время позиционируют себя на рынке образовательных услуг через собственную корпоративную идентичность.

Большую роль в формировании корпоративной идентичности (корпоративности) вуза играют библиотеки. Следует отметить, что в исследованиях по корпоративной проблематике вуза библиотека не рассматривалась, что указывает на недооценку ее роли в формировании уникальности вуза, его конкурентоспособности.

Что же такое корпоративная идентичность? У этого понятия две составляющие. Согласно словарю иностранных слов, корпорация (от лат. corporation) – это объединение, союз, создаваемые на основе профессиональных или сословных интересов [9. С. 312]. Из определения видно, что «корпорация» охватывает не все общество, а его часть со своей целевой ориентацией, установками и ценностями. При этом корпорация как субъект права не исключает целесообразности понятия коллектив – «социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения» [7. C. 450].

Идентификация (от позднелат. identifiko – отождествляю) означает признание тождественности, отождествление объектов, опознание. Идентификация вуза – это его опознание по целому ряду признаков, которые, на наш взгляд, свидетельствуют об уникальности вуза, эффективности его образовательной системы.

В рыночных условиях корпоративная идентичность, по мнению специалистов, является современным инструментом повышения конкурентоспособности организации и означает «отождествление сотрудниками или отдельными организационными структурами себя как части организации, выражающееся: в признании миссии организации, основных принципов деятельности, выбранной стратегии развития и реализованных на практике организационных нормах и правилах поведения» [5]. Сказанное в полной мере применимо и к определению корпоративной идентичности вуза, поскольку современные вузы обладают видением перспектив своей деятельности – миссией, разрабатывают стратегии для достижения целей, реализуют на практике нормы организационного поведения, закрепленные в различных документах (кодексах, положениях).

Корпоративность вуза можно рассматривать двояко: через взаимодействие с внешним миром и через создание внутренней корпоративной среды. Поскольку преобладающие цели вузовской организации – образовательные, то и определение корпоративной среды вуза должно содержать образовательные характеристики.

Корпоративную информационно-образовательную среду мы определяем как поликультурную среду, формирование которой осуществляется совместной деятельностью субъектов (подразделений) организации, направленной на достижение образовательных целей организации.

Создание внутренней корпоративной среды вуза и ее функционирование зависит от многих факторов. В первую очередь, корпоративная деятельность обусловлена информационно-коммуникативными средствами, которые обеспечивают взаимодействие субъектов образовательного процесса и реализуются через корпоративную информационную систему (КИС).

Термин корпоративная информационная система, который раньше использовался в основном применительно к крупномасштабным компаниям и организациям, теперь внедряется и в вузовскую практику. В настоящее время почти все вузы располагают высокоразвитой КИС. Информационные системы, внедряемые в вузах, позволяют оперативно получить информацию об учебном процессе, материальных и кадровых ресурсах вуза, обмениваться информацией, осуществлять учет и контроль за успеваемостью и т.д. Техническое назначение КИС – управление учебным процессом.C позиций технического подхода КИС является программным комплексом.

Важнейшая подсистема КИС – автоматизированная информационно-библиотечная система (АИБС), взаимодействующая с другими подсистемами. В АИБС используется информация целого ряда подсистем, доступная в КИС, например: информация отдела кадров о студентах (для создания базы данных «Читатели»); информация учебного отдела – административный учебный план; рабочие программы преподавателей, хранящиеся в сетевых кафедральных папках.

Рабочие программы необходимы библиотеке для создания в АИБС модуля по книгообеспеченности, в основе которого – перечень дисциплин и «привязанные» к ним библиографические списки основной и дополнительной литературы, рекомендуемые в рабочих программах. Цель этого модуля – проведение сотрудниками библиотеки и организаторами учебного процесса мониторинга книгообеспеченности учебного процесса, а также предоставление пользователям целостной картины обеспеченности учебного процесса учебной литературой и ее распределения по направлениям, формам обучения и семестрам.

В свою очередь, АИБС открыта для пользователей и обеспечивает доступ к электронным каталогам, информации по книгообеспеченности дисциплин, БД корпоративного характера (например БД «Труды сотрудников вуза»).

С развитием КИС меняется традиционная работа с задолжниками библиотеки. Например, в НОУ «Тольяттинская академия управления» система позволяет отправить смс-сообщения пользователю с напоминанием о его задолженности.

Несмотря на то, что бытует взгляд на КИС как техническую систему, ей присущ и культурологический аспект: она включает в себя не только некий специализированный программный комплекс, но и создает условия  для совместной деятельности членов организации, формируя нормы корпоративного поведения, основанные на корпоративной этике и закрепленные в соответствующих документах.

Для образовательных организаций актуальна теория Б. Гейтса об «электронной нервной системе высшего класса – той, что обеспечивает бесперебойное движение информации ради интенсивного постоянного развития интеллекта компании» [2. С. 23]. В формировании корпоративного интеллекта "электронная нервная система" выполняет две основные функции: расширяет аналитические способности людей, подобно тому, как механические устройства расширяют их физические возможности, и объединяет способности множества отдельных людей, формируя совокупный интеллект всей организации и коллективную готовность к действию [Там же. С. 43].

Рассмотрим корпоративные компоненты информационно-образо­вательной среды (ИОС) и роль библиотеки в их формировании. Структура ИОС имеет многоуровневый иерархический характер: «являясь компонентом единой образовательной информационной среды высшего профессионального образования, ИОС вуза включает ИОС факультетов, которые в свою очередь содержат ИОС кафедр и т.д. На низшем уровне иерархии расположены ИОС дисциплин, или, как их можно иначе назвать, предметные среды» [3]. К данным уровням, по нашему мнению, необходимо также добавить учебный отдел и вузовскую библиотеку, без которых ИОС будет неполной.

Фонд вузовской библиотеки, как правило, отражает корпоративную образовательную специфику вуза. Формирование фонда должно соответствовать решению задач управленческих, организационных, учебных и задач обслуживающих подразделений. В то же время фонд отражает организационные изменения в вузе (появление новых кафедр и, соответственно, новых курсов), т.е. является «носителем» истории вуза.

Полнотекстовые электронные ресурсы – важная составляющая фонда библиотеки. Это прежде всего учебно-методические комплексы (УМК), созданные преподавателями вуза. УМК поддерживают корпоративный образовательный стандарт вуза и являются, с одной стороны, важным корпоративным компонентом ИОС вуза, а с другой – важной составляющей учебного фонда библиотеки. УМК представлены в библиотеке как в цифровом виде (электронные тексты, мультимедиа), так и на бумажных носителях (печатные материалы – модульные учебные программы дисциплин, рабочие учебники в объеме каждого модуля, тестовые материалы).

Задача библиотеки – упорядочение массива УМК путем систематизации и каталогизации, а также содействие его оптимальному использованию студентами, что предполагает организацию доступа к УМК как на библиографическом уровне, так и непосредственно к электронным текстам. Этому способствуют такие инструменты библиотеки, как электронный каталог, электронное групповое информирование, традиционные книжные выставки и презентации на сайте библиотеки. «В образовательной среде и в обществе в целом УМК выступает как «товар» вуза, способный заинтересовать потребителей предлагаемыми образовательными программами, образовательным стандартом, отличными от предлагаемых на рынке образовательных услуг другими высшими учебными заведениями» [6].

Таким образом, фонд библиотеки является «носителем» корпоративности вуза: отражает его корпоративную образовательную специфику на уровне корпоративного образовательного стандарта и в то же время – организационные изменения, т.е. является «носителем» истории вуза.

Библиотечное обслуживание учебного процесса в вузе – это прежде всего обслуживание в соответствии с административным учебным планом (АУП) и шаблонами расписания учебного процесса. Использование информационных технологий в библиотечном и библиографическом обслуживании изменило роль библиотек – пассивных распределителей учебной литературы. Управление знаниями стало важным направлением в деятельности библиотек. Модуль «книгообеспеченность» не только предоставляет сведения об обеспеченности учебного процесса, но и указывает на междисциплинарные связи АУП.

Отметим, что под управлением знаниями как функцией и видом управленческой деятельности подразумевается «практика придания дополнительной ценности имеющейся информации путем выявления, отбора, синтеза, обобщения, хранения и распространения знаний; придание знаниям потребительского характера таким образом, чтобы они представляли собой необходимую и доступную для пользователя информацию; создание интерактивного обучающего окружения, где люди постоянно обмениваются информацией и используют все условия для усвоения новых знаний» [4. С. 349]. Все перечисленные виды деятельности являются основными в библиотечном и библиографическом обслуживании.

Говоря о «практике придания дополнительной ценности имеющейся информации», в качестве примера, общего для всех вузовских библиотек, можно привести тот факт, что каждая библиотека – хранитель истории вуза. Это не только хранение самих публикаций о вузе и публикаций сотрудников вуза, но и корпоративные библиографические БД, включающие соответствующую информацию и организованные для удобства пользователей в алфавитном или хронологическом порядке. Для сбора корпоративной информации библиотека взаимодействует с кафедрами. Размещение подобной информации на сайте библиотеки безусловно укрепляет имидж вуза, позиционирует его во внешней среде.

Расширение профилей и открытие новых специальностей в вузе требуют оперативного реагирования библиотеки на организационные изменения, четкой координации работы с учебным отделом, кафедрами и внутри самой библиотеки. Например, в библиотечно-информационном комплексе НОУ «Тольяттинская академия управления» это сетевое взаимодействие, предусматривающее получение библиотекой внутренних распорядительных документов, электронных шаблонов расписания, подготавливаемых еженедельно учебным отделом. Шаблоны расписания предоставляют сотрудникам библиотеки информацию об изменениях в учебном процессе, предполагаемых потоках пользователей в определенный отрезок времени и их запросах в соответствии с указанными курсами. Роль библиотеки в организации сетевого взаимодействия пользователей вуза проявляется в создании библиотечного сайта, в рассылке электронной групповой и индивидуальной информации, организации доступа к электронному каталогу и БД.

Таким образом, КИОС вуза – это высокотехнологичная корпоративная среда со сложной многоуровневой структурой, в которой библиотека выполняет информационно-культурологическую роль. Являясь компонентом данной среды, библиотека обеспечивает корпоративное взаимодействие пользователей, а также содержательное наполнение среды. В конечном итоге это способствует успешному позиционированию вуза на рынке образовательных услуг, восприятию внешним окружением его корпоративной идентичности.

Список источников

1. Беляев А. Корпоративная культура университета: от теории к практике / А. Беляев [Текст] // Высшее образование в России. – 2007. – № 11. – С. 62–65.

2. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли [Текст] / Б. Гейтс. – изд. 2-е, исправл. – Москва : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 480 с.

3. Лобанова Е. В. Формирование новой информационно-образовательной среды вуза [Электронный ресурс] / Е. В. Лобанова // Психологическая наука и образование : электронный журнал. – Режим доступа: http://www.psyedu.ru/npview.php?id=33

4. Мильнер Б. З. Теория организации [Текст] : учеб. / Б. З. Мильнер. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2008. – 797 с.

5. Пименова Н. Ю. Особенности формирования корпоративной идентичности в системе дистанционного обучения : опыт Владивостокского государственного университета экономики и сервиса [Электронный ресурс] // Университетское управление: теория и практика. – 2004. – № 5–6. – Режим доступа: http://www.umj.ru/index.php/pub/inside/473

6. Растопшина И. А. Развитие негосударственного высшего образования в России в конце XX – начале XXI вв. [Текст] : дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / И. А. Растопшина. – Москва, 2006. – 287 с.

7. Российская педагогическая энциклопедия в 2 т. Т. 1 [Текст] / гл. ред. В. В. Давыдов. – Москва : Большая Российская энциклопедия, 1993. – 608 с.

8. Сергеева Т. Б. Особенности корпоративной культуры образовательного учреждения [Текст] // Педагогика. – 2006. – № 10. – С. 11–21.

9. Современный словарь иностранных слов [Текст] : Ок. 20 000 слов. – Москва : Рус. яз., 1992. – 740 с.

  
На главную