Библиотечно-информационная
деятельность: теория и практика
УДК 027.7
Н. А. Коряковцева
Роль библиотеки
в формировании корпоративной идентичности вуза
Актуальность корпоративного фактора в современных рыночных
условиях. Понятия корпоративной идентичности, корпоративной
информационно-образовательной среды (КИОС). Библиотека как компонент КИОС и
инструмент ее формирования.
В настоящее время при изучении проблематики корпоративности вуза
особое внимание обращается на такие категории, как корпоративная культура,корпоративный
имидж, корпоративное поведение и т.д.Данные категории все чаще используются
педагогическим и библиотечным сообществом.
Специалисты отмечают, что
корпоративность – один из факторов успешного позиционирования вузов на рынке
образовательных услуг. «Невозможно представить себе ситуацию, отмечают
специалисты, когда общество строит свои структуры по принципу корпоративных
интересов, а образовательные учреждения остаются вне поля гражданских отношений»
[8. С. 11].
В условиях рынка появилось новое требование к системе образования
– «она обязана формировать у будущих специалистов-профессионалов готовность к
деятельности, направленной на достижение корпоративных целей, корпоративных
интересов» [1. С. 62].
В вузах среди дисциплин учебного плана появились такие, как «Корпоративный
менеджмент», «Корпоративная культура», «Корпоративное право», «Основы
корпоративного социального партнерства», «Организационное поведение»,
формирующие у будущих специалистов-профессионалов готовность к деятельности,
направленной на достижение корпоративных целей, корпоративных интересов.
Выполняя социальный заказ на формирование корпоративных качеств
будущих специалистов, вузы в то же время позиционируют себя на рынке образовательных
услуг через собственную корпоративную идентичность.
Большую роль в формировании корпоративной идентичности (корпоративности)
вуза играют библиотеки. Следует отметить, что в исследованиях по корпоративной
проблематике вуза библиотека не рассматривалась, что указывает на недооценку ее
роли в формировании уникальности вуза, его конкурентоспособности.
Что же такое корпоративная идентичность? У этого понятия две составляющие.
Согласно словарю иностранных слов, корпорация
(от лат. corporation) – это объединение,
союз, создаваемые на основе профессиональных или сословных интересов [9. С. 312]. Из определения видно, что
«корпорация» охватывает не все общество, а его часть со своей целевой ориентацией,
установками и ценностями. При этом корпорация как субъект права не исключает
целесообразности понятия коллектив –
«социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей,
общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения» [7. C. 450].
Идентификация (от позднелат. identifiko
– отождествляю) означает признание тождественности, отождествление
объектов, опознание. Идентификация вуза – это его опознание по целому ряду
признаков, которые, на наш взгляд, свидетельствуют об уникальности вуза,
эффективности его образовательной системы.
В рыночных условиях корпоративная идентичность, по мнению специалистов,
является современным инструментом повышения конкурентоспособности организации и
означает «отождествление сотрудниками или отдельными организационными структурами
себя как части организации, выражающееся: в признании миссии организации,
основных принципов деятельности, выбранной стратегии развития и реализованных
на практике организационных нормах и правилах поведения» [5]. Сказанное в полной мере применимо и к определению корпоративной
идентичности вуза, поскольку современные вузы обладают видением перспектив
своей деятельности – миссией, разрабатывают стратегии для достижения целей,
реализуют на практике нормы организационного поведения, закрепленные в различных
документах (кодексах, положениях).
Корпоративность вуза можно рассматривать двояко: через взаимодействие
с внешним миром и через создание внутренней корпоративной среды. Поскольку
преобладающие цели вузовской организации – образовательные, то и определение
корпоративной среды вуза должно содержать образовательные характеристики.
Корпоративную
информационно-образовательную среду мы определяем как поликультурную среду,
формирование которой осуществляется
совместной деятельностью субъектов (подразделений) организации, направленной на
достижение образовательных целей организации.
Создание внутренней корпоративной среды вуза и ее функционирование
зависит от многих факторов. В первую очередь, корпоративная деятельность обусловлена
информационно-коммуникативными средствами, которые обеспечивают взаимодействие
субъектов образовательного процесса и реализуются через корпоративную
информационную систему (КИС).
Термин корпоративная
информационная система, который раньше использовался в основном
применительно к крупномасштабным компаниям и организациям, теперь внедряется и
в вузовскую практику. В настоящее время почти все вузы располагают
высокоразвитой КИС. Информационные системы, внедряемые в вузах, позволяют
оперативно получить информацию об учебном процессе, материальных и кадровых
ресурсах вуза, обмениваться информацией, осуществлять учет и контроль за
успеваемостью и т.д. Техническое назначение КИС – управление учебным процессом.C позиций технического подхода КИС является программным комплексом.
Важнейшая подсистема КИС – автоматизированная
информационно-библиотечная система (АИБС), взаимодействующая с другими подсистемами.
В АИБС используется информация целого ряда подсистем, доступная в КИС,
например: информация отдела кадров о студентах (для создания базы данных
«Читатели»); информация учебного отдела – административный учебный план; рабочие
программы преподавателей, хранящиеся в сетевых кафедральных папках.
Рабочие программы необходимы библиотеке для создания в АИБС модуля
по книгообеспеченности, в основе которого – перечень дисциплин и «привязанные»
к ним библиографические списки основной и дополнительной литературы,
рекомендуемые в рабочих программах. Цель этого модуля – проведение сотрудниками
библиотеки и организаторами учебного процесса мониторинга книгообеспеченности
учебного процесса, а также предоставление пользователям целостной картины
обеспеченности учебного процесса учебной литературой и ее распределения по
направлениям, формам обучения и семестрам.
В свою очередь, АИБС открыта для пользователей и обеспечивает
доступ к электронным каталогам, информации по книгообеспеченности дисциплин, БД
корпоративного характера (например БД «Труды сотрудников вуза»).
С развитием КИС меняется традиционная работа с задолжниками библиотеки.
Например, в НОУ «Тольяттинская академия управления» система позволяет отправить
смс-сообщения пользователю с напоминанием о его задолженности.
Несмотря на то, что бытует взгляд на КИС как техническую систему,
ей присущ и культурологический аспект: она включает в себя не только некий
специализированный программный комплекс, но и создает условия для
совместной деятельности членов организации, формируя нормы корпоративного поведения,
основанные на корпоративной этике и закрепленные в соответствующих документах.
Для образовательных организаций актуальна теория Б. Гейтса об
«электронной нервной системе высшего класса – той, что обеспечивает
бесперебойное движение информации ради интенсивного постоянного развития
интеллекта компании» [2.
С. 23]. В формировании корпоративного интеллекта "электронная
нервная система" выполняет две основные функции:
расширяет аналитические способности людей, подобно тому, как механические
устройства расширяют их физические возможности, и объединяет способности
множества отдельных людей, формируя совокупный интеллект всей организации и
коллективную готовность к действию [Там же. С. 43].
Рассмотрим корпоративные компоненты информационно-образовательной
среды (ИОС) и роль библиотеки в их формировании. Структура ИОС имеет
многоуровневый иерархический характер: «являясь компонентом единой образовательной информационной среды высшего профессионального
образования, ИОС вуза включает ИОС факультетов, которые в свою очередь содержат
ИОС кафедр и т.д. На низшем уровне иерархии расположены ИОС дисциплин, или, как
их можно иначе назвать, предметные среды» [3].
К данным уровням, по нашему мнению, необходимо также добавить учебный отдел и
вузовскую библиотеку, без которых ИОС будет неполной.
Фонд вузовской библиотеки, как правило, отражает корпоративную
образовательную специфику вуза. Формирование фонда должно соответствовать
решению задач управленческих, организационных, учебных и задач обслуживающих
подразделений. В то же время фонд отражает организационные изменения в вузе
(появление новых кафедр и, соответственно, новых курсов), т.е. является
«носителем» истории вуза.
Полнотекстовые электронные ресурсы – важная составляющая фонда
библиотеки. Это прежде всего учебно-методические комплексы (УМК), созданные
преподавателями вуза. УМК поддерживают корпоративный образовательный стандарт
вуза и являются, с одной стороны, важным корпоративным компонентом ИОС вуза, а
с другой – важной составляющей учебного фонда библиотеки. УМК представлены в
библиотеке как в цифровом виде (электронные тексты, мультимедиа), так и на
бумажных носителях (печатные материалы – модульные учебные программы дисциплин,
рабочие учебники в объеме каждого модуля, тестовые материалы).
Задача библиотеки – упорядочение массива УМК путем систематизации
и каталогизации, а также содействие его оптимальному использованию студентами,
что предполагает организацию доступа к УМК как на библиографическом уровне, так
и непосредственно к электронным текстам. Этому способствуют такие инструменты
библиотеки, как электронный каталог, электронное групповое информирование,
традиционные книжные выставки и презентации
на сайте библиотеки. «В образовательной среде и в обществе в целом УМК
выступает как «товар» вуза, способный заинтересовать потребителей предлагаемыми
образовательными программами, образовательным стандартом, отличными от
предлагаемых на рынке образовательных услуг другими высшими учебными заведениями»
[6].
Таким образом, фонд библиотеки является «носителем» корпоративности
вуза: отражает его корпоративную образовательную специфику на уровне
корпоративного образовательного стандарта и в то же время – организационные
изменения, т.е. является «носителем» истории вуза.
Библиотечное обслуживание учебного процесса в вузе – это прежде
всего обслуживание в соответствии с административным учебным планом (АУП) и
шаблонами расписания учебного процесса. Использование информационных технологий
в библиотечном и библиографическом обслуживании изменило роль библиотек –
пассивных распределителей учебной литературы. Управление знаниями стало важным
направлением в деятельности библиотек. Модуль «книгообеспеченность» не только
предоставляет сведения об обеспеченности учебного процесса, но и указывает на
междисциплинарные связи АУП.
Отметим, что под управлением знаниями как функцией и видом
управленческой деятельности подразумевается «практика придания дополнительной
ценности имеющейся информации путем выявления, отбора, синтеза, обобщения,
хранения и распространения знаний; придание знаниям потребительского характера
таким образом, чтобы они представляли собой необходимую и доступную для
пользователя информацию; создание интерактивного обучающего окружения, где люди
постоянно обмениваются информацией и используют все условия для усвоения новых
знаний» [4.
С. 349]. Все перечисленные виды деятельности являются основными в библиотечном
и библиографическом обслуживании.
Говоря о «практике придания дополнительной ценности имеющейся
информации», в качестве примера, общего для всех вузовских библиотек, можно
привести тот факт, что каждая библиотека – хранитель истории вуза. Это не
только хранение самих публикаций о вузе и публикаций сотрудников вуза, но и
корпоративные библиографические БД, включающие соответствующую информацию и
организованные для удобства пользователей в алфавитном или хронологическом
порядке. Для сбора корпоративной информации библиотека взаимодействует с
кафедрами. Размещение подобной информации на сайте библиотеки безусловно укрепляет
имидж вуза, позиционирует его во внешней среде.
Расширение профилей и открытие новых специальностей в вузе требуют
оперативного реагирования библиотеки на организационные изменения, четкой
координации работы с учебным отделом, кафедрами и внутри самой библиотеки.
Например, в библиотечно-информационном комплексе НОУ «Тольяттинская академия
управления» это сетевое взаимодействие, предусматривающее получение библиотекой
внутренних распорядительных документов, электронных шаблонов расписания,
подготавливаемых еженедельно учебным отделом. Шаблоны расписания предоставляют
сотрудникам библиотеки информацию об изменениях в учебном процессе, предполагаемых
потоках пользователей в определенный отрезок времени и их запросах в
соответствии с указанными курсами. Роль библиотеки в организации сетевого
взаимодействия пользователей вуза проявляется в создании библиотечного сайта, в
рассылке электронной групповой и индивидуальной информации, организации доступа
к электронному каталогу и БД.
Таким образом, КИОС вуза – это высокотехнологичная корпоративная
среда со сложной многоуровневой структурой, в которой библиотека выполняет
информационно-культурологическую роль. Являясь компонентом данной среды,
библиотека обеспечивает корпоративное взаимодействие пользователей, а также
содержательное наполнение среды. В конечном итоге это способствует успешному
позиционированию вуза на рынке образовательных услуг, восприятию внешним
окружением его корпоративной идентичности.
Список источников
1. Беляев А. Корпоративная культура
университета: от теории к практике / А. Беляев [Текст] // Высшее
образование в России. – 2007. – № 11. – С. 62–65.
2. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли
[Текст] / Б. Гейтс. – изд. 2-е, исправл. – Москва : Изд-во ЭКСМО-Пресс,
2001. – 480 с.
3. Лобанова Е. В. Формирование новой
информационно-образовательной среды вуза [Электронный ресурс] /
Е. В. Лобанова // Психологическая наука и образование : электронный
журнал. – Режим доступа: http://www.psyedu.ru/npview.php?id=33
4. Мильнер Б. З. Теория организации
[Текст] : учеб. / Б. З. Мильнер. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва
: ИНФРА-М, 2008. – 797 с.
5. Пименова Н. Ю. Особенности
формирования корпоративной идентичности в системе дистанционного обучения :
опыт Владивостокского государственного университета экономики и сервиса
[Электронный ресурс] // Университетское управление: теория и практика. – 2004. – № 5–6. – Режим доступа: http://www.umj.ru/index.php/pub/inside/473
6. Растопшина И. А. Развитие негосударственного
высшего образования в России в конце XX – начале XXI вв. [Текст] : дис.
... канд. ист. наук: 07.00.02 / И. А. Растопшина. – Москва, 2006. –
287 с.
7. Российская педагогическая энциклопедия
в 2 т. Т. 1 [Текст] / гл. ред. В. В. Давыдов. – Москва : Большая
Российская энциклопедия, 1993. – 608 с.
8. Сергеева Т. Б. Особенности
корпоративной культуры образовательного учреждения [Текст] // Педагогика. –
2006. – № 10. – С. 11–21.
9. Современный словарь иностранных слов [Текст]
: Ок. 20 000 слов. – Москва : Рус. яз., 1992. – 740 с.
|