УДК 026:62
Н. М. Рахимова
Технические библиотеки в контексте формирования
единого корпоративного информационно-библиотечного
пространства региона
На основе результатов анкетирования, проведенного среди технических
библиотек ОАО «Татнефть», обозначены проблемы библиотек и сделаны выводы по
совершенствованию коммуникативной корпоративной культуры, формированию единого
информационного пространства региона.
Деятельность научно-технических библиотек была всегда нацелена на
информационное обеспечение предприятий, организаций. Существовала ли НТБ как
самостоятельное структурное подразделение или входила в состав отделов либо
служб НТИ – в любом случае ее деятельность отражала особенности организационной
структуры и функциональное назначение: разделение фондов научно-технической
литературы и нормативных документов, преимущественную ориентацию на входящий
информационный поток.
В советское время методическое руководство библиотеками нефтегазового
комплекса Республики Татарстан осуществляла ЦНТБ нефтяной и газовой
промышленности СССР. С распадом Советского Союза централизованная система
методического руководства рухнула и библиотеки остались наедине со своими
проблемами. В аналогичном положении оказались НТБ нефтедобывающего комплекса
юго-востока Республики Татарстан, сосредоточенного в пяти городах:
Альметьевске, Азнакаеве, Бугульме, Бавлах, Лениногорске.
Сегодня существенно возросла роль библиотек и значение труда библиотечно-информационных
специалистов, что обусловлено выполнением ими новых функций, связанных с
интеллектуальным преобразованием исходной информации.
Актуальной стала проблема организации на предприятиях библиотечно-информационных
центров с учетом их нового назначения и повышения роли в качестве важнейшего
координирующего исполнительного звена в системе информационного менеджмента.
Анализ профессиональных периодических изданий («Научные и технические
библиотеки», «НТИ». Сер. 1, 2, «Библиотека») за последние пять лет показал, что
число публикаций о технических библиотеках предприятий и организаций
сократилось до минимума.
Для рассмотрения возможности
создания на предприятиях библиотечно-информационных центров проведено исследование,
направленное на изучение ситуации в технических библиотеках региона,
определение насущных потребностей библиотечных работников и библиотек в целях
улучшения обслуживания читателей, расширения номенклатуры предоставляемых
услуг, повышения уровня квалификации библиотечных работников, создания единого
корпоративного информационно-библиотечного пространства региона, условий
формирования корпоративной культуры специалистов.
Изучалась работа технических библиотек ОАО «Татнефть» им.
В. Д. Шашина: НГДУ (нефтегазодобывающее управление) «Ямашнефть»,
г. Альметьевск; НГДУ «Бавлынефть», г. Бавлы; НГДУ «Лениногорскнефть»,
г. Лениногорск; НОУ «ЦПК – Татнефть» (негосударственное образовательное
учреждение «Центр подготовки кадров – Татнефть»), г. Альметьевск;
Альметьевского УПНП и КРС; ТатНИПИнефти (Татарский научно-исследовательский и
проектный институт нефти), г. Бугульма.
Исследование проводилось методом анкетирования библиотечных работников
(анкеты рассылались по почте в два этапа: первый (сентябрь 2007 г.) –
среди руководителей библиотек (Анкета 1); второй (апрель–май 2008 г.) –
сплошное анкетирование всех сотрудников библиотек (Анкета 2).
Анкета 1 содержала 16 вопросов. Первый блок вопросов посвящен
общей характеристике библиотеки. Основные показатели деятельности библиотек
приведены в табл. 1.
Таблица 1
Статистические показатели деятельности библиотек
Организация
|
Книжный фонд, экз.
|
Количество читателей
|
Книгообеспеченность
|
ТатНИПИнефть
|
94 295
|
635
|
148,50
|
НГДУ «Лениногорскнефть»
|
22 490
|
1 987
|
11,32
|
НОУ «ЦПК – Татнефть»
|
19 000
|
200
|
95,00
|
НГДУ «Бавлынефть»
|
11 507
|
929
|
12,39
|
Альметьевское УПНП и КРС
|
3 000
|
90
|
33,33
|
НДГУ «Ямашнефть»
|
849
|
247
|
3,43
|
Из табл. 1 видно, что фонды библиотек в основном небольшие, за исключением
одной – НТБ ТатНИПИнефть. Однако читателей в библиотеках не убывает, что
свидетельствует о реальном спросе на знания и информацию, особенно со стороны
интеллектуально активной молодежи. Сегодня специальную отраслевую книгу сложно
купить в провинциальных книжных магазинах, а заказывать ее в столичных (с учетом
доставки) – дорого.
Кадровый состав библиотек
Количество сотрудников в технических библиотеках невелико – 12 человек;
штатных сотрудников – 9 (75%); в трех библиотеках работают по совместительству
(25%).
Кадровый состав по образованию представлен в табл. 2.
Таблица 2
Кадровый состав сотрудников библиотек по уровню
образования
Организация
|
Образование
|
высшее
библиотечное
|
высшее
|
среднее
специальное
|
ТатНИПИнефть
(5 сотр.)
|
3
|
–
|
2
|
НГДУ «Лениногорскнефть»
(2 сотр.)
|
–
|
1 (педагогическое)
|
1
|
НОУ «ЦПК – Татнефть»
(2 сотр.)
|
1
|
–
|
1
|
НГДУ «Бавлынефть»
(1 сотр. – совмещение)
|
–
|
1 (нефтяное)
|
–
|
Альметьевское
УПНП и КРС
(1 сотр. – совмещение)
|
–
|
1
|
–
|
НГДУ «Ямашнефть»
(1 сотр. – совмещение)
|
–
|
–
|
1
|
Стаж работы в библиотеке: 5–10
лет (5 чел.) – 42%; 10–15 лет (2 чел.) – 17%; 20–25 лет (2 чел.) – 17%;
25 лет и более (2 чел.) – 17%; 15–20 лет и 1–5 лет – 8%.
Возраст сотрудников: старше 50 лет – 42% (5 чел.), 40–50 лет – 33%
(4 чел.), 30–40 лет – 17% (2 чел.), 20–30 лет – 8% (1 чел.). Как видно, молодых
кадров совсем мало, в основном возраст работников – больше 40 лет.
Направления повышения квалификации кадров
Ответы на вопросы анкеты, связанные с повышением квалификации
кадров в регионе, показали остроту этой проблемы. Среди направлений повышения
квалификации названы: «Автоматизация библиотек», «Информационные технологии в
библиотеках», «Конверсия каталогов в машиночитаемую форму», «Работа АБИС “Руслан”»,
«УДК», «Электронные ресурсы в библиотеках и для библиотек», «Сохранность
фондов, проблемы формирования и использования фондов».
Естественно, обучение персонала в библиотеках в настоящее время
приобретает особое значение. Работа в автоматизированной среде, доступ в
Интернет, использование электронных ресурсов – это уже не новые проекты, а
реалии, без чего невозможно ни существование, ни развитие. А значит, требуется
и соответствующая квалификация. Следовательно, нужны новые подходы к планированию
деятельности библиотек по повышению квалификации и переподготовке кадров.
Пути повышения мотивации труда кадров
Важнейший компонент системы управления персоналом библиотеки –
функциональная мотивация трудовой деятельности работников. Результаты
анкетирования показали, что библиотекари не получают удовлетворения от своей
работы, и в числе основных причин названы отсутствие системы повышения
квалификации, гарантированной зарплаты, социальных льгот, перспектив карьерного
роста и самореализации. И тем не менее менять место работы 80% библиотечных
работников не собираются, что обусловлено региональными особенностями – в
небольших городах работу найти очень трудно.
Очевидно, мотивационные проблемы работников библиотек следует
решать комплексно, учитывая такие составляющие, как система оплаты труда и
материального стимулирования, социальная защита и материальная поддержка,
повышение квалификации, планирование карьеры, моральное стимулирование,
поддержка инноваций, участие в принятии решений.
Информационные технологии в библиотеках
Сегодня и в правительстве, и в СМИ, и в общественных и благотворительных
фондах стали четко осознавать важную и во многом неизбежную роль библиотек и
библиотекарей в век информации, образования, интенсивного развития
коммуникаций, электронных ресурсов и в целом развития новейших информационных
технологий.
Компьютер утвердился во всех сферах деятельности библиотеки. К
сожалению, анкетирование показало, что большинство библиотек не имеет
компьютеров, автоматизированных библиотечно-информационных программ, выхода в
Интернет (70% библиотек). Только две библиотеки региона (в НОУ «ЦПК – Татнефть»
и ТатНИПИнефти) располагают автоматизированными библиотечно-информационными
системами – «Руслан» и «МАРК» и в двух имеется выход в Интернет (в ТатНИПИнефти
и НГДУ «Бавлынефть»).
Перспективы развития НТБ
В России в последние два десятилетия начала формироваться новая
система управления библиотеками. На смену старым административным методам
управления с жесткой привязкой к общесоюзным центрам пришли новые –
корпоративные и партнерские – отношения между библиотеками. Свидетельство тому
– результаты опроса руководителей библиотек относительно перспектив развития
технических библиотек. Их они видят: в централизованном комплектовании
традиционными и электронными информационными ресурсами (7 ответов – 100%), электронной доставке документов (5 ответов –
70%), создании и развитии электронного ресурса, обеспечении его общедоступности
с помощью Интернета (4 ответа – 57%).
В итоге руководители были едины в предложении создать региональный
отраслевой информационно-библиотечный центр как условие формирования нового
типа межбиблиотечных отношений с учетом современных требований общества и
реальных перспектив для каждой отдельно взятой библиотеки в регионе.
Стремление к координации и кооперации деятельности библиотек
проявилось в результате второго этапа сплошного анкетирования библиотечных
работников, цель которого состояла в определении отношения сотрудников
библиотек к вопросам корпоративной культуры: корпоративный дух предприятия;
миссия предприятия и библиотеки; имидж библиотеки в условиях предприятия; традиции
и обычаи на предприятии и роль библиотеки; комфортность обслуживания и его
эффективность.
Выводы
1. Повышение значимости информации и усложнение процессов ее
использования существенно отразились на задачах научно-технических библиотек,
вследствие чего необходимо пересмотреть их функции и место в структуре
предприятия в целях создания библиотечно-информационных центров.
2. Пересмотр основ и стратегий формирования фондов библиотек с
учетом возрастания роли полнотекстового документного ресурса, электронных книг,
мультимедийных средств требует реализации новых схем стратегического и текущего
планирования деятельности библиотек.
3. Процесс оснащения и переоснащения библиотек компьютерной техникой
– обязательное условие их эффективного функционирования. Этот процесс должен быть
непрерывным: компьютерная техника совершенствуется очень быстро, и библиотекам
необходимо регулярно отслеживать новости IT-среды для ориентации в достижениях мировой IT-индустрии.
4. Уровень мотивации труда у работников библиотек взаимосвязан с
такими факторами, как стаж профессиональной деятельности, образование,
обусловлен их возрастом, статусом, а также региональными особенностями среды
библиотеки (ресурсным обеспечением, приоритетными задачами, системой
менеджмента), что требует формирования функциональной подсистемы мотивации
трудовой деятельности работников.
5. Перспективным направлением
формирования единого библиотечно-информационного пространства в регионе может
стать корпоративность как форма сотрудничества коллективных членов,
объединяющая их интеллектуальные и информационные ресурсы для решения
профессиональных задач.
Список источников
Справочник информационного работника / под общ. ред.
Р. С. Гиляревского, В. А. Минкиной.
– 2-е изд., перераб. и доп. – С.-Петербург : Изд-во «Профессия», 2007. – 584 с.
– (Серия «Библиотека»).
Шрайберг Я. Л.
Библиотеки и информационные технологии: десять лет спустя : ежегодн. докл.
Конф. «Крым», год 2003-й / Я. Л. Шрайберг. – Москва : [ГПНТБ России],
2003. – 39 с.
Шрайберг Я. Л. Мировые тенденции развития
библиотечно-информационной среды и их отражение на пространстве СНГ : ежегодн.
докл. Конф. «Крым», год 2004-й / Я. Л. Шрайберг. – Москва : [ГПНТБ России],
2004. – 28 с.
Шрайберг Я. Л. Роль библиотек в обеспечении
доступа к информации и знаниям в информационном веке : ежегодн. докл. Конф.
«Крым», год 2007-й / Я. Л. Шрайберг. – Москва : [ГПНТБ России], 2007.
– 45 с.
|