Научные и технические библиотеки №7 2009 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Коряковцева Н. А. Роль библиотеки в формировании корпоративной идентичности вуза

Скарук Г. А. «Неподготовленный пользователь» электронного каталога: кто он?

Рахимова Н. М. Технические библиотеки в контексте формирования единого корпоративного информационно-библиотечного пространства региона

Румянцева С. Н. Направления педагогической деятельности современной школьной библиотеки

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП И ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ ИНФОРМАЦИИ

Линден И. Л., Линден Ф. Ч. Открытый доступ: «зеленый путь» и «золотой путь»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

Гончаров М. В., Колосов К. А. Развитие Интернет-комплекса ГПНТБ России в меняющихся условиях

НАША ИСТОРИЯ

Столяров Ю. Н., Клапиюк В. Т. Е. И. Шамурин и Ю. В. Григорьев – заложники «борьбы с космополитизмом» в библиотековедении

Артемьева Е. Б. Становление и развитие системы взаимодействия библиотек Новосибирска. Исторический очерк

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Сукиасян Э. Р. 100 книг серии «Библиотекарь и время. ХХI век»

ЮБИЛЕИ

Клюев В. К. Консолидируя профессиональное сообщество. (К 15-летию отделения «Библиотековедение» Международной академии информатизации)

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ


УДК 026:62

Н. М. Рахимова

Технические библиотеки в контексте формирования
единого корпоративного информационно-библиотечного
пространства региона

На основе результатов анкетирования, проведенного среди технических библиотек ОАО «Татнефть», обозначены проблемы библиотек и сделаны выводы по совершенствованию коммуникативной корпоративной культуры, формированию единого информационного пространства региона.

Деятельность научно-технических библиотек была всегда нацелена на информационное обеспечение предприятий, организаций. Существовала ли НТБ как самостоятельное структурное подразделение или входила в состав отделов либо служб НТИ – в любом случае ее деятельность отражала особенности организационной структуры и функциональное назначение: разделение фондов научно-технической литературы и нормативных документов, преимущественную ориентацию на входящий информационный поток.

В советское время методическое руководство библиотеками нефтегазового комплекса Республики Татарстан осуществляла ЦНТБ нефтяной и газовой промышленности СССР. С распадом Советского Союза централизованная система методического руководства рухнула и библиотеки остались наедине со своими проблемами. В аналогичном положении оказались НТБ нефтедобывающего комплекса юго-востока Республики Татарстан, сосредоточенного в пяти городах: Альметьевске, Азнакаеве, Бугульме, Бавлах, Лениногорске.

Сегодня существенно возросла роль библиотек и значение труда библиотечно-информационных специалистов, что обусловлено выполнением ими новых функций, связанных с интеллектуальным преобразованием исходной информации.

Актуальной стала проблема организации на предприятиях библиотечно-информационных центров с учетом их нового назначения и повышения роли в качестве важнейшего координирующего исполнительного звена в системе информационного менеджмента.

Анализ профессиональных периодических изданий («Научные и технические библиотеки», «НТИ». Сер. 1, 2, «Библиотека») за последние пять лет показал, что число публикаций о технических библиотеках предприятий и организаций сократилось до минимума.

Для рассмотрения возможности создания на предприятиях библиотечно-информационных центров проведено исследование, направленное на изучение ситуации в технических библиотеках региона, определение насущных потребностей библиотечных работников и библиотек в целях улучшения обслуживания читателей, расширения номенклатуры предоставляемых услуг, повышения уровня квалификации библиотечных работников, создания единого корпоративного информационно-библиотечного пространства региона, условий формирования корпоративной культуры специалистов.

Изучалась работа технических библиотек ОАО «Татнефть» им. В. Д. Шашина: НГДУ (нефтегазодобывающее управление) «Ямашнефть», г. Альметьевск; НГДУ «Бавлынефть», г. Бавлы; НГДУ «Лениногорскнефть», г. Лениногорск; НОУ «ЦПК – Татнефть» (негосударственное образовательное учреждение «Центр подготовки кадров – Татнефть»), г. Альметьевск; Альметьевского УПНП и КРС; ТатНИПИнефти (Татарский научно-исследовательский и проектный институт нефти), г. Бугульма.

Исследование проводилось методом анкетирования библиотечных работников (анкеты рассылались по почте в два этапа: первый (сентябрь 2007 г.) – среди руководителей библиотек (Анкета 1); второй (апрель–май 2008 г.) – сплошное анкетирование всех сотрудников библиотек (Анкета 2).

Анкета 1 содержала 16 вопросов. Первый блок вопросов посвящен общей характеристике библиотеки. Основные показатели деятельности библиотек приведены в табл. 1.

Таблица 1

Статистические показатели деятельности библиотек

Организация

Книжный фонд, экз.

Количество читателей

Книгообеспеченность

ТатНИПИнефть

94 295

635

148,50

НГДУ «Лениногорскнефть»

22 490

1 987

11,32

НОУ «ЦПК – Татнефть»

19 000

200

95,00

НГДУ «Бавлынефть»

11 507

929

12,39

Альметьевское УПНП и КРС

3 000

90

33,33

НДГУ «Ямашнефть»

849

247

3,43

Из табл. 1 видно, что фонды библиотек в основном небольшие, за исключением одной – НТБ ТатНИПИнефть. Однако читателей в библиотеках не убывает, что свидетельствует о реальном спросе на знания и информацию, особенно со стороны интеллектуально активной молодежи. Сегодня специальную отраслевую книгу сложно купить в провинциальных книжных магазинах, а заказывать ее в столичных (с учетом доставки) – дорого.

Кадровый состав библиотек

Количество сотрудников в технических библиотеках невелико – 12 человек; штатных сотрудников – 9 (75%); в трех библиотеках работают по совместительству (25%).

Кадровый состав по образованию представлен в табл. 2.

Таблица 2

Кадровый состав сотрудников библиотек по уровню образования

 

Организация

Образование

высшее
библиотечное

высшее

среднее
специальное

ТатНИПИнефть
(5 сотр.)


3



2

НГДУ «Лениногорскнефть»
(2 сотр.)



1 (педагогическое)


1

НОУ «ЦПК – Татнефть»
(2 сотр.)


1



1

НГДУ «Бавлынефть»
(1 сотр. – совмещение)

 

 

1 (нефтяное)

 

Альметьевское
УПНП и КРС
(1 сотр. – совмещение)



1


НГДУ «Ямашнефть»
(1 сотр. – совмещение)




1

Стаж работы в библиотеке: 5–10 лет (5 чел.) – 42%; 10–15 лет (2 чел.) – 17%; 20–25 лет (2 чел.) – 17%; 25 лет и более (2 чел.) – 17%; 15–20 лет и 1–5 лет – 8%.

Возраст сотрудников: старше 50 лет – 42% (5 чел.), 40–50 лет – 33% (4 чел.), 30–40 лет – 17% (2 чел.), 20–30 лет – 8% (1 чел.). Как видно, молодых кадров совсем мало, в основном возраст работников – больше 40 лет.

Направления повышения квалификации кадров

Ответы на вопросы анкеты, связанные с повышением квалификации кадров в регионе, показали остроту этой проблемы. Среди направлений повышения квалификации названы: «Автоматизация библиотек», «Информационные технологии в библиотеках», «Конверсия каталогов в машиночитаемую форму», «Работа АБИС “Руслан”», «УДК», «Электронные ресурсы в библиотеках и для библиотек», «Сохранность фондов, проблемы формирования и использования фондов».

Естественно, обучение персонала в библиотеках в настоящее время приобретает особое значение. Работа в автоматизированной среде, доступ в Интернет, использование электронных ресурсов – это уже не новые проекты, а реалии, без чего невозможно ни существование, ни развитие. А значит, требуется и соответствующая квалификация. Следовательно, нужны новые подходы к планированию деятельности библиотек по повышению квалификации и переподготовке кадров.

Пути повышения мотивации труда кадров

Важнейший компонент системы управления персоналом библиотеки – функциональная мотивация трудовой деятельности работников. Результаты анкетирования показали, что библиотекари не получают удовлетворения от своей работы, и в числе основных причин названы отсутствие системы повышения квалификации, гарантированной зарплаты, социальных льгот, перспектив карьерного роста и самореализации. И тем не менее менять место работы 80% библиотечных работников не собираются, что обусловлено региональными особенностями – в небольших городах работу найти очень трудно.

Очевидно, мотивационные проблемы работников библиотек следует решать комплексно, учитывая такие составляющие, как система оплаты труда и материального стимулирования, социальная защита и материальная поддержка, повышение квалификации, планирование карьеры, моральное стимулирование, поддержка инноваций, участие в принятии решений.

Информационные технологии в библиотеках

Сегодня и в правительстве, и в СМИ, и в общественных и благотворительных фондах стали четко осознавать важную и во многом неизбежную роль библиотек и библиотекарей в век информации, образования, интенсивного развития коммуникаций, электронных ресурсов и в целом развития новейших информационных технологий.

Компьютер утвердился во всех сферах деятельности библиотеки. К сожалению, анкетирование показало, что большинство библиотек не имеет компьютеров, автоматизированных библиотечно-информационных программ, выхода в Интернет (70% библиотек). Только две библиотеки региона (в НОУ «ЦПК – Татнефть» и ТатНИПИнефти) располагают автоматизированными библиотечно-информационными системами – «Руслан» и «МАРК» и в двух имеется выход в Интернет (в ТатНИПИнефти и НГДУ «Бавлынефть»).

Перспективы развития НТБ

В России в последние два десятилетия начала формироваться новая система управления библиотеками. На смену старым административным методам управления с жесткой привязкой к общесоюзным центрам пришли новые – корпоративные и партнерские – отношения между библиотеками. Свидетельство тому – результаты опроса руководителей библиотек относительно перспектив развития технических библиотек. Их они видят: в централизованном комплектовании традиционными и электронными информационными ресурсами (7 ответов – 100%),  электронной доставке документов (5 ответов – 70%), создании и развитии электронного ресурса, обеспечении его общедоступности с помощью Интернета (4 ответа – 57%).

В итоге руководители были едины в предложении создать региональный отраслевой информационно-библиотечный центр как условие формирования нового типа межбиблиотечных отношений с учетом современных требований общества и реальных перспектив для каждой отдельно взятой библиотеки в регионе.

Стремление к координации и кооперации деятельности библиотек проявилось в результате второго этапа сплошного анкетирования библиотечных работников, цель которого состояла в определении отношения сотрудников библиотек к вопросам корпоративной культуры: корпоративный дух предприятия; миссия предприятия и библиотеки; имидж библиотеки в условиях предприятия; традиции и обычаи на предприятии и роль библиотеки; комфортность обслуживания и его эффективность.

Выводы

1. Повышение значимости информации и усложнение процессов ее использования существенно отразились на задачах научно-технических библиотек, вследствие чего необходимо пересмотреть их функции и место в структуре предприятия в целях создания библиотечно-информационных центров.

2. Пересмотр основ и стратегий формирования фондов библиотек с учетом возрастания роли полнотекстового документного ресурса, электронных книг, мультимедийных средств требует реализации новых схем стратегического и текущего планирования деятельности библиотек.

3. Процесс оснащения и переоснащения библиотек компьютерной техникой – обязательное условие их эффективного функционирования. Этот процесс должен быть непрерывным: компьютерная техника совершенствуется очень быстро, и библиотекам необходимо регулярно отслеживать новости IT-среды для ориентации в достижениях мировой IT-индустрии.

4. Уровень мотивации труда у работников библиотек взаимосвязан с такими факторами, как стаж профессиональной деятельности, образование, обусловлен их возрастом, статусом, а также региональными особенностями среды библиотеки (ресурсным обеспечением, приоритетными задачами, системой менеджмента), что требует формирования функциональной подсистемы мотивации трудовой деятельности работников.

5. Перспективным направлением формирования единого библиотечно-информационного пространства в регионе может стать корпоративность как форма сотрудничества коллективных членов, объединяющая их интеллектуальные и информационные ресурсы для решения профессиональных задач.

Список источников

Справочник информационного работника / под общ. ред. Р. С. Гиляревского, В. А. Минкиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – С.-Петербург : Изд-во «Профессия», 2007. – 584 с. – (Серия «Библиотека»).

Шрайберг Я. Л. Библиотеки и информационные технологии: десять лет спустя : ежегодн. докл. Конф. «Крым», год 2003-й / Я. Л. Шрайберг. – Москва : [ГПНТБ России], 2003. – 39 с.

Шрайберг Я. Л. Мировые тенденции развития библиотечно-информационной среды и их отражение на пространстве СНГ : ежегодн. докл. Конф. «Крым», год 2004-й / Я. Л. Шрайберг. – Москва : [ГПНТБ России], 2004. – 28 с.

Шрайберг Я. Л. Роль библиотек в обеспечении доступа к информации и знаниям в информационном веке : ежегодн. докл. Конф. «Крым», год 2007-й / Я. Л. Шрайберг. – Москва : [ГПНТБ России], 2007. – 45 с.

  
На главную