УДК 027.8
С. Н. Румянцева
Направления педагогической деятельности
современной школьной библиотеки
Формирование у подрастающего поколения активной жизненной позиции,
основанной на серьёзном нравственно-эстетическом фундаменте – важнейший
приоритет государственной политики в сфере культуры, искусства и образования. В
связи с этим очевидна необходимость повышения эффективности воспитательного
воздействия на подрастающее поколение.
Одна из актуальных задач культурной и образовательной политики
современного этапа – воспитание у подрастающего поколения интереса к культуре и
искусству, формирование нравственных основ и художественного вкуса. Решение
этой задачи будет способствовать развитию духовного потенциала детей и
юношества, формированию ценностных мировоззренческих
основ, к которым в первую очередь относятся нравственные и правовые нормы,
гражданственность, патриотизм, установка на саморазвитие, толерантность,
экологическое сознание, установка на здоровый образ жизни.
Гуманистическая система воспитания подразумевает переход с авторитарной
педагогики на гуманистическую, где на первом месте – признание ценности
человека.
Для школьной библиотеки преимущественным становится:
- сосредоточивать все внимание на дарованиях, склонностях, потребностях
ребенка;
- изучать личность ребёнка-читателя;
- защищать ребёнка, не давать оценку его читательскому поведению, а
видеть человека, осваивающего информационный мир;
- помогать адаптации ребёнка к современной жизни в информационном
обществе.
Экономические и социальные преобразования последнего десятилетия
полностью изменили подходы к образованию в стране. Для школьной библиотеки на
первый план выступили те проблемы, помощи в решении которых требует современная
школа. В числе важнейших проблем – формирование у детей и подростков установок
на здоровый образ жизни.
Судя по публикациям в
педагогической печати, педагоги ищут пути развития информационных функций
школьной библиотеки в этом направлении.
Известный отечественный психиатр М. Е. Бурно в своих
трудах обосновывает возможность широкого использования творческого потенциала
пациентов для повышения эффективности лечебного процесса. В коррекционной
педагогике также общепризнанным является привлечение детей к творчеству. Чем
это вызвано? Процесс библиотерапии не ограничивается только общением читателя с книгой, диалогом с автором. Неоценимую роль
играет театральное творчество самого ребёнка, т.е. освоение им позиции автора
на практике. Именно такая позиция даёт возможность человеку посмотреть на
обстоятельства, события и отношения объективно, всесторонне.
Терапия творчеством и педагогика творчества неслучайно признаны
ныне уникальными средствами, факторами личностного роста – особенно если речь
идёт о ребёнке, подростке. Занятия в творческом объединении «Театр здоровья» –
не только эмоциональная разрядка, но и последовательное осмысление влияния
вредных привычек на здоровье человека. Объективированный в авторском тексте
жизненный материал рассматривается маленьким актёром с собственной позиции, он
выступает в роли судьи. Происходит переосмысление его жизненного опыта,
изменение, личностный рост «актёра».
Искусство приводит человека к лицезрению и сущностному переживанию
общечеловеческих ценностей. Взаимодействие детской души с нравственным зарядом
авторского текста потрясает её, порождает катарсис – благотворный эмоциональный
взрыв, способствующий реинтеграции личности, обретению ею связей с миром,
открытию своей подлинной природы. Это помогает ребёнку, подростку обрести смысл
своей жизни, подняться над ложными стереотипами, увидеть в обыденном – вечное.
В библиотерапевтической работе важно не упустить глубинный смысл
художественного произведения, открыть его вместе с читателем-актёром и
читателем-зрителем. Библиотекарь (библиотерапевт) должен каждый раз заново
определять, какой элемент произведения нужно затронуть, чтобы включился
эмоционально насыщенный процесс лечения театральным творчеством.
Тесное взаимодействие культуры
и образования в процессе развития подростка способствует противостоянию
негативным воздействиям среды. Слово – уникальный инструмент воздействия на
психику человека, уровень его развития, культуру поведения. Усвоенные человеком
правила культуры поведения превращаются в ценное качество личности –
воспитанность. Основа культуры общения – гуманное отношение человека к
человеку, к себе самому.
Важным направлением педагогической деятельности школьных библиотек
является работа с одарёнными детьми.
Проблема одарённости волновала людей всегда. Учителя стремятся как
можно раньше выявить способности у детей. И задача школьных библиотекарей –
помочь, поддержать ту искорку интереса, которую зажёг учитель на уроке. А если
учесть, что задатки таланта есть в любом ребёнке, то очень важно относиться к
каждому ребёнку, как к будущему гению!
Несомненно, работа с одарёнными детьми требует высокого качества
комплектования фонда библиотеки, его полного и многоаспектного раскрытия
средствами справочно-библиографического аппарата. Самый нужный и самый
востребованный в школьной библиотеке источник информации – тематическая
картотека по педагогике, где среди
других хочется выделить особую рубрику – «Одарённые дети».
|