Научные и технические библиотеки №7 2009 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Коряковцева Н. А. Роль библиотеки в формировании корпоративной идентичности вуза

Скарук Г. А. «Неподготовленный пользователь» электронного каталога: кто он?

Рахимова Н. М. Технические библиотеки в контексте формирования единого корпоративного информационно-библиотечного пространства региона

Румянцева С. Н. Направления педагогической деятельности современной школьной библиотеки

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП И ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ ИНФОРМАЦИИ

Линден И. Л., Линден Ф. Ч. Открытый доступ: «зеленый путь» и «золотой путь»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

Гончаров М. В., Колосов К. А. Развитие Интернет-комплекса ГПНТБ России в меняющихся условиях

НАША ИСТОРИЯ

Столяров Ю. Н., Клапиюк В. Т. Е. И. Шамурин и Ю. В. Григорьев – заложники «борьбы с космополитизмом» в библиотековедении

Артемьева Е. Б. Становление и развитие системы взаимодействия библиотек Новосибирска. Исторический очерк

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Сукиасян Э. Р. 100 книг серии «Библиотекарь и время. ХХI век»

ЮБИЛЕИ

Клюев В. К. Консолидируя профессиональное сообщество. (К 15-летию отделения «Библиотековедение» Международной академии информатизации)

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

УДК 655.552

Э. Р. Сукиасян

100 книг серии «Библиотекарь и время. XXI век»

Пять лет назад, в 2004 г., издательство «Либерея» объявило подписку и начало издание серии книг «Библиотекарь и время. XXI век» в 100 выпусках. В отличие от многих других книжных серий, она имела не только однородное серийное оформление, но и указанный на обложке номер. Книги выходили в свет регулярно тиражом 3–4 тыс. экземпляров и быстро расходились по стране. Их можно было приобрести как по подписке (по каталогам Роспечати), так и обратившись непосредственно в издательство. В конце 2008 г. вышла сотая книжка серии.

В этой статье сделана попытка оценить итоги реализации проекта.

В истории профессиональной библиотечной печати нашей страны подобного опыта не было. Если серии и начинали выходить, они довольно быстро завершались. Очень редко выпуски серии нумеровались. Тщательно просматривая ретроспективные библиографические пособия, я не обнаружил номеров выпусков «дальше» 15–19-го. Пожалуй, больше всего книг вышло в двух сериях, издаваемых ГПНТБ России в 1960-х гг., – «Методические материалы по Универсальной десятичной классификации. Естественные и технические науки» и «В помощь работникам технических библиотек», но выпуски не нумеровались. Между тем номер выпуска важен: он дает возможность библиотекарю проследить за полнотой серии.

Все 100 выпусков серии «Библиотекарь и время. XXI век» занимают в моей библиотеке стандартную полку стеллажа – 90 см. Авторы серии – 83 специалиста (19 из них указаны в двух выпусках, два – в трех, два – в четырех). Среди них 19 докторов наук: 13 – педагогических, 2 – технических и 2 – исторических, 1 – социологических и 1 – филологических; 49 кандидатов наук: 43 – педагогических, 3 – технических, 1 – экономических, 1 – исторических, 1 – физико-математических. Полагаю, что такая «характеристика» условна: некоторые из 8 «неостепененных» авторов сегодня уже стали кандидатами наук, некоторые из кандидатов – докторами. Но принципиально важно отметить: научная квалификация авторского состава безусловно высока. В эту статистику я не включил один выпуск – сборник [47. – См. перечень всех выпусков в Приложении], где 57 авторов (только 7 из них были авторами отдельных выпусков).

О печальном: трех авторов серии уже нет с нами – А. С. Арзуханова (Москва), Н. В. Збаровской (Санкт-Петербург), С. Е. Демидовой (Тюмень). У каждого остались нереализованные замыслы, планы докторских диссертаций.

Чрезвычайно интересна «авторская география». Конечно, больше всего авторов из Москвы – 26 (в том числе 12 из МГУКИ, 6 из РГБ). На втором месте – Краснодар (13 авторов из КГУКИ). 9 авторов из Санкт-Петербурга (в том числе 7 из СПбГУКИ), 8 – из Самары (все из Самарской академии культуры и искусств), по 3 автора из Улан-Удэ и Челябинска, по 2 – из Белгорода, Воронежа, Казани, Орла, Тамбова. Печатались также специалисты из Барнаула, Белгорода, Йошкар-Олы, Казани, Калуги, Кемерова, Новосибирска, Ставрополья, Тамбова, Тольятти, Тюмени.

52 автора – представители вузов культуры и искусств. Несколько авторов преподают библиотечные дисциплины в других учебных заведениях.

Сегодня далеко не все непрофессионалы, работающие в библиотеках (их число динамически увеличивается от двух третей до трех четвертей), могут получить второе библиотечное образование – финансовый кризис фактически «срезал» последние гроши, которые библиотеки могли направить на обучение своих сотрудников. Остается повышение квалификации, для многих – в форме профессионального самообразования. Нужны соответствующие учебные пособия, и часть книг серии эту задачу выполняют. В серии издано немало учебных пособий, которые их авторам не удалось опубликовать в своем вузе.

Каждый выпуск серии имеет «сведения, относящиеся к заглавию»: указание на вид, жанр книги, определяющий, по сути, её аудиторию и целевое назначение. В серии вышло 81 пособие: 30 учебно-методических, 17 научно-методических (одно из них – для вузов), 15 научно-практических, 12 учебно-практических, 3 учебных, 2 практических, 2 методических; 5 хрестоматий, 4 монографии, 2 исторических очерка; а также по одному выпуску: практические рекомендации, сборник методических материалов, документальные портреты-очерки, терминологический путеводитель, справочное пособие и отдельно – справочник «Актуальные уроки для детей и родителей». Одна книга имеет подзаголовок «Размышления руководителя».

Разобраться в этом «многообразии» изданий не удалась. Не думаю, что смог бы что-то здесь прояснить ответственный редактор серии (с 15-го выпуска – Б. Р. Бородин). Конечно, хрестоматия отличается от практического пособия, но обнаружить различие в структуре и изложении материала между некоторыми учебно-методическими и  учебно-практическими, равно как и научно-методическими и научно-практическими пособиями, а также монографиями невозможно. Многие авторы воспользовались для публикации имеющимися у них материалами, чаще всего диссертациями.

Не располагаю информацией о том, часто ли авторы, которые передавали свои рукописи в издательство, получали отказы. Полагаю, что таких случаев не было. Иначе как могло получиться, что среди опубликованных книг оказалось несколько настолько «чужих», что даже слово «библиотека» в них обнаружить невозможно? Принес, предположим, автор «со стороны» (чтобы не быть голословным, «спишу слова» о нем с четвертой страницы обложки: профессор Московского областного филиала Академии Госстроя, ректор Института подготовки кадров для нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности) рукопись «Формула управления». Книжка интересная, выходят подобные в великом множестве, поступают в библиотеки. Однако никакого отношения к нашей серии она не имеет. Достаточно было бы предложить автору переработать книгу, заменив примеры из нефтехимической сферы (а они есть!) на библиотечные – он ушел бы сразу, забрав рукопись. Но этого ему никто не сказал, книжка вышла в свет [22]. Пример, к сожалению, не единичный – то же самое можно сказать о книге «Психологические основы менеджмента» [24]: очевидно, что в управлении библиотечным персоналом есть свои особенности, но автор об этом не знает.

Невообразимо сложной оказалась задача охарактеризовать содержание 100 выпусков. Поскольку, как уже говорилось, многим авторам хотелось представить результаты своих личных исследований, они называли книги, часто не задумываясь, о чем пойдет в них речь. Рассмотрим книгу «Библиотечный сервис» [38]. Больше половины текста – это глава «Библиотека и помощник депутата». Однако в этой главе немало страниц посвящено контактам со средствами массовой информации. Другая глава – «Библиотека и референт» – тоже интересна, но у нас нет штатных референтов – эту работу ведут библиографические службы.

С интересом открываем книгу «Безопасность в библиотеке» [18], ожидая получить максимум информации по этой теме. Увы, большая часть книги посвящена защите информации. (С точки зрения классификации, это, как говорится, «совсем из другой оперы».) Вторая книга на эту тему [99] именно так и названа. В ней нет списка, и поэтому связь утрачена, даже индексы УДК и ББК разные.

По-видимому, авторам хотелось ввести в названия книг как можно больше современных модных понятий и слов. Именно поэтому так часто встречаются маркетинг и менеджмент (кроме того, менеджмент качества и менеджмент знаний). Тщательно проработав пособия, я так и не понял, зачем нужно было брать из производственной сферы понятие маркетинг, если автору [9] так хорошо удается объяснить всё в тексте, не прибегая к этому термину. То же самое скажу в отношении термина менеджмент, который легко заменяется русским словом управление. Сложнее понять, что такое информационное пространство [19] и куда это пространство может относиться, например в ББК, куда поставить книгу на полке?

Публикуется диссертационное исследование. Но зачем читателю десятки таблиц, содержательных, но совершенно бесполезных, в которых, к примеру, абсолютные показатели по регионам страны. «Почувствовать разницу» можно лишь после собственных изысканий, получив средние: из одной таблицы берем население, из другой – фонды, делим одну цифру на другую… Тираж этой монографии [37] – 3 000 экз. Сравните: такой же тираж у книги «Семейное чтение» [32], а у «Материнского чтения» [54] – на тысячу меньше. А ведь должно было быть наоборот.

В прекрасной, очень полезной книге «Технологические процессы в библиотечной работе» [26] автору потребовалось на конкретном примере показать, как составляется калькуляция услуги, «сопутствующей основной деятельности библиотеки». Идея хорошая, но почему выбрана услуга «ночной абонемент»? Ведь выдача книги не может быть «сопутствующей услугой». Разве мы выдаем книги из фонда абонемента? Нет, из фонда читального зала, состав которого определяем сами. Что же, все ценные, нужные читателям книги оставим в этом фонде и будем выдавать читателям за деньги? Почему нельзя выдать книгу на ночь, на один-два дня, оговорив это в правилах (соответственно, лишая читателей права брать книги в случае нарушения установленного срока)? Но пожалуйста, сделайте это бесплатно! Не надо лишний раз пачкать свои руки деньгами: библиотека должна остаться бесплатным, общедоступным учреждением. Услуг, за которые мы имеем право брать с читателя деньги, много.

Есть в серии книги авторские, представляющие собой весьма полезные сборники документов, часто необходимых в работе. Однако книга «Правовое регулирование библиотечно-информационной деятельности» [30] издана как авторское научно-практическое пособие. Автору принадлежит лишь вступительная статья (в книге 480 страниц). В сборнике статей и докладов уважаемого автора [52] сказано, что все документы ранее публиковались, но никаких ссылок на источники не дается, нет даже ни одной даты первой публикации.

Библиографическое оснащение в выпусках, судя по всему, отдавалось на откуп авторам. Некоторые публиковали здесь полные списки к своим диссертациям: например – 783 [36], 765 [20] и чуть меньше – 462 названия [42]. Но ведь и список в две сотни названий, перед которым написано: «Список рекомендуемой литературы» [13], заставляет подумать…

Не менее интересно познакомиться с терминологическими словарями, глоссариями, помещенными авторами в свои пособия. В [15] «Краткий терминологический справочник» занимает более двух десятков страниц; со 149-й по 204-ю страницу – термины и их определения в [10]. В одном из пособий – хороший словарь по библиотечной рекламе [34].

Во многих случаях приходится сдерживать себя, чтобы не  взять с соседней полки книгу того же автора, изданную в последние годы в «ФАИР» или «Профессии». Некоторые успели опубликовать свои произведения во многих  издательствах. Понятно (и это легко проверить), что в каждом из них есть список литературы, словарь понятий. Сегодня библиотекам так трудно приобрести профессиональную литературу, что на этот факт надо смотреть спокойно: где смогли – там и купили. Но если автор издает одну за другой несколько одинаковых книг, он должен подумать об авторской этике.

Особая ответственность требуется в тех случаях, когда речь идет о стандартизованной терминологии. Бывает, что автору хочется показать свою оригинальность, он отказывается от принятого в стандарте определения и предлагает своё, – это допустимо. Однако нельзя изменять значение термина! Как можно было написать: «Библиографическое описание используется зачастую в двух значениях…» [4], нарушив, тем самым все нормы стандартизации? Трудно поверить, что эту грубую ошибку не заметили ни коллеги автора, ни студенты – ведь они должны знать стандарты. Во второй своей книге (спустя три года) тот же автор идет дальше: «Библиографическое описание документа – это процесс…» [63]. Неужели автор не знает, что в стране всю работу в этой области координирует Межрегиональный комитет по каталогизации (МКК), его деятельность постоянно освещается в печати, на сайте РБА (www.rba.ru).

В книге с непонятным названием «Техники информационно-библиотечной работы» автор публикует в приложении [6] мой доклад на Совещании по ББК в 1998 г. (без указания на источник). Книга вышла в 2004 г. Материал существенно устарел. Надо было, наверное, спросить или хотя бы поставить в известность автора публикуемого доклада?

Когда перед глазами 100 книг, нетрудно найти, о чем поговорить, что покритиковать. Приходится ограничивать себя. Вспоминаю: когда моя коллега С. Е. Демидова (кандидат наук, доцент) публиковала в Тюмени свою книгу, ей пришлось представить две рецензии, я подготовил заключение научного редактора, затем было принято решение кафедры, а точку поставила рекомендация ученого совета. Здесь же ничего этого нет. Книги выходят одна за другой, по два десятка в год. Хорошо еще, что ответственный редактор серии успевает прочитать рукописи.

В заключение мне хотелось бы сказать ту самую типовую фразу, которую говорят, «закрывая» отзыв, на защитах диссертационных работ: отмеченные недостатки ни в коей мере не умаляют значения грандиозного проекта, осуществленного издательством «Либерея-Бибинформ» и ответственным редактором серии Олегом Робертовичем Бородиным. В серии вышли книги ценные, полезные для библиотекарей.

До сих пор я не назвал в статье ни одной фамилии, а сейчас хочу назвать авторов нескольких по-своему уникальных книг.

Самым полезным считаю пособие А. Б. Антопольского «Информационные ресурсы России» [14]. Я показывал эту книгу многим квалифицированным библиотекарям, директорам библиотек. И мнение всегда было единым: да, мы этого не знаем, но нам сегодня это очень надо знать. Книга вышла пять лет назад. Инфраструктура изменилась, стоило бы попросить автора подготовить второе, переработанное издание.

Лучший автор, полагаю, это В. Г. Дригайло (Киев). В серии опубликованы две книги его многотомного руководства: «Основы научной организации труда в библиотеке» [20] и «Основы организации работы библиотеки вуза» [64]. Это настольные книги каждого руководителя.

Наиболее информативно пособие В. А. Фокеева «Отечественное библиографоведение» [36]. Первая часть книги – конспективное изложение основ библиографоведения, которыми должен владеть каждый библиотекарь; вторая – «массив научно-значимой литературы» (783 назв.).

Профессионально значимым и удивительно познавательным является труд А. В. Соколова «Библиотечная интеллигенция в России». В серии вышли обе его части [72. Ч. I. XI–XIX века.] [87. Ч. II. XX – нач. XXI века.]

Об истории, особенностях, повседневных проблемах двух сетей особых библиотек рассказывают книги: М. В. Корякин «Массовая военная библиотека» [42] и С. Н. Ивашкин «Библиотеки пенитенциарных учреждений» [98.]

Назову двух авторов, которые не пошли по легкому пути публикации своих диссертаций (мне довелось их читать), а написали на их основе интересные книги. Это А. В. Царева (Самара) – «Библиотечно-информационное образование во Франции» [62] и Е. Н. Гусева (Москва) – «Типология библиотек» [65].

Серия продолжает жить. Идет подписка на первые выпуски «второй сотни». Многие книги есть в продаже и сегодня. Электронный адрес издательства – liber@liber.ru.

Приложение

Перечень книг серии «Библиотекарь и время. XXI век»

1. Библиотечная практика и авторское право : науч.-практ. пособие / О. Ф. Бойкова. – 2004. – 115 с.

2. Развивающаяся библиотека в информационном обществе : науч.-метод. пособие / А. С. Чачко. – 2004. – 87 с.

3. Современные методики делопроизводства в библиотеке : учеб.-метод. пособие / Т. А. Зайцева. –2006. – 126 с.

4. Библиографическое описание документа: семиотический подход : учеб.-метод. пособие / И. А. Савина. – 2004. – 85 с.

5. Аннотирование детской художественной литературы : учеб.-метод. пособие / А. Н. Дулатова. – 2004. – 77 с.

6. Техники информационно-библиотечной работы : учеб.-практ. пособие / Н. А. Коряковцева. – 135 с.

7. Библиотечное обслуживание : учеб.-метод. пособие / В. А. Бородина. – 2004. – 166 с.

8. Библиография литературы для детей и юношества : учеб. пособие / Е. Ф. Рыбина. – 2004. – 216 с.

9. Практический маркетинг в библиотеках : учеб.-метод. пособие /  И. М. Суслова. – 2005. – 143 с.

10. Использование аудиовидеотехнических средств в библиотеке : учеб.-практ. пособие / Л. И. Алешин. – 2004. – 208 с.

11. Культура общения библиотекарей : учеб.-метод. пособие / С. А. Езова. – 2004. – 143 с.

12. Региональное библиотековедение : науч.-практ. пособие / Н. С. Карташов. – 2004. –224 с.

13. Универсальная библиотека: инновационная деятельность в профессиональной практике : науч.-практ. пособие / Н. Т. Чуприна. – 2004. – 116 с.

14. Информационные ресурсы России : науч.-метод. пособие / А. Б. Анто­польский. – 2004. – 423 с.

15. Менеджмент знаний: от теории к технологиям : науч.-метод. пособие / А. И. Каптерев. – 2005. – 296 с.

16. Управление конфликтами в учреждениях культуры: методика обучения : науч.-метод. пособие / К. О. Староверова. – 2005. – 175 с.

17. Медиатехнологии – путь в будущее современных библиотек : учеб.-практ. пособие / Е. В. Вохрышева, В. Н. Стрельников. – 2005. – 144 с.

18. Безопасность в библиотеке : учеб.-метод. пособие / Л. И. Алешин. – 2005. – 247 с.

19. Общедоступная муниципальная библиотека в едином информационном пространстве : науч.-метод. пособие / Т. Ф. Берестова. – 2005. – 287 с.

20. Основы научной организации труда в библиотеке : учеб.-метод. пособие / В. Г. Дригайло. – 2005. – 421 с.

21. Специалист: образование, компетентность, новаторство : науч.-практ. пособие / С. И. Головко. – 2005. – 143 с.

22. Формула управления : практ. рекомендации / Ю. В. Жолобов. – 2005. – 167 с.

23. Литературная библиография : учеб.-практ. пособие / М. И. Давыдова. – 2005. – 95 с.

24. Психологические основы менеджмента : учеб.-метод. пособие / Т. П. Ав­дулова. – 2005. – 152 с.

25. Библиотека как социально-культурная система: вопросы управления : учеб.-метод. пособие / А. И. Пашин. – 2005. – 95 с.

26. Технологические процессы в библиотечной работе : учеб.-метод. пособие / И. С. Пилко. – 2005. – 175 с.

27. Деловые игры для занятий библиотечных специалистов : сб. метод. материалов / Н. В. Збаровская. – 2005. – 119 с.

28. Краеведческая деятельность библиотек : учеб.-метод. пособие / Т. А. Не­верова. – 2005. – 136 с.

29. Муниципальная библиотека: справочно-библиографический аппарат : учеб.-метод. пособие / Ю. В. Климаков. – 2005. – 88 с.

30. Правовое регулирование библиотечно-информационной деятельности : науч.-практ. пособие / О. Ф. Бойкова. – 2006. – 480 с.

31. Краеведческий фонд библиотек : учеб. пособие / С. Н. Криворотенко. – 2005. – 64 с.

32. Семейное чтение в детской библиотеке : учеб.-метод. пособие / Н. Л. Го­лубева. – 2006. – 87 с.

33. Персональные электронные издания : науч.-метод. пособие / Е. А. Ди­ковская. – 2006. – 252 с.

34. Реклама в библиотеке : учеб.-практ. пособие / О. О. Борисова. – 2005. – 214 с.

35. Краеведческая деятельность детской библиотеки : учеб.-практ. пособие / Т. Н. Сомова. – 2006. – 88 с.

36. Отечественное библиографоведение : науч.-практ. пособие / В. А. Фокеев. – 2006. – 183 с.

37. Экономические ресурсы научных библиотек : моногр. / Л. А. Кожев­никова. – 2006. – 191 с.

38. Библиотечный сервис : учеб-метод. пособие / Е. Я. Галимова. – 2006. – 143 с.

39. Школа индексирования : практ. пособие / Э. Р. Сукиасян. – 2005. – 143 с.

40. Информация: ценность и оценка : науч.-практ. пособие / З. А. Сафиул­лина. – 2006. – 224 с.

41. Инвалид – общество – библиотека : учеб.-метод. пособие / М. П. Коно­валова. – 2006. – 136 с.

42. Массовая военная библиотека : учеб.-практ. пособие / М. В. Корякин. – 2006. – 144 с.

43. Массовая работа библиотек : учеб.-метод. пособие / Г. К. Олзоева. – 2006. – 120 с.

44. Культурно-досуговая деятельность библиотеки : науч.-практ. пособие / Е. В. Домаренко. – 2006. – 80 с.

45. Библиотечный диалог: аспекты речевого общения : учеб.-метод. пособие / И. А. Богданова. – 2006. – 120 с.

46. Краеведческий документ: библиотечная обработка : учеб.-практ. пособие / С. Е. Демидова. – 2006. – 104 с.

47. Библиотека в контексте административных реформ: опыт реформирования : Проблемы, поиск, решения : метод. пособие / [Собрали, отредактировали и подготовили С. И. Самсонов и О. Р. Бородин ; 57 авторов]. – 2006. – 519 с.

48. Психология и библиотекарь : учеб-практ. пособие / Л. Ф. Дыченко. – 2006. – 143 с.

49. Электронные источники правовой информации : учеб.-метод. пособие / Н. И. Васькова, М. В. Салменкова. – 2006. – 120 с.

50. Книговедение: опыт региональных изысканий : учеб.-метод. пособие / М. В. Ша­балина. – 2006. – 160 с.

51. Микроэкономика библиотечного дела : науч.-практ. пособие / И. Н. Ба­самыгина. – 2006. – 160 с.

52. Библиотечная сфера в период преобразований: 1985–2005 гг. : факты, события, люди : Размышления руководителя / В. Н. Зайцев. – 2006. – 199 с.

53. Информационная культура личности : учеб.-метод.пособие / А. Н. Дула­това. Н. Б. Зиновьева. – 2007. – 171 с.

54. Материнское чтение : науч.-практ. пособие / Л. В. Сокольская. – 2007. – 79 с.

55. Менеджмент качества и библиотека : учеб.-практ. пособие / Ю. А. Ах­мадова, Е. Я. Галимова. – 2007. – 87 с.

56. Электронные библиотеки: принципы создания : науч.-метод. пособие / А. Б. Антопольский, Т. В. Майстрович. – 2007. – 283 с.

57. Общее библиотековедение. Ч. I. Теоретические основы : хрестоматия / сост. Р. А. Трофимова, А. А. Фомина, М. Н. Тищенко; науч. ред. А. Н. Ванеев. – 2007. – 532 с.

58. Библиотечный фонд : учеб.-метод. пособие / Т. А. Петрова. – 2007. – 192 с.

59. Хрестоматия по информационной культуре / Н. А. Коряковцева. – 2007. – 144 с.

60. Информационные технологии в библиотечном деле : учеб.-метод. пособие / В. В. Васильев, Н. В. Сорокалетова, Л. В. Хливненко. – 2007. – 368 с.

61. Библиотековедение, Библиографоведение и информатика : терминологический путеводитель / науч. ред. М. Г. Вохрышева. – 2007. – 101 с.

62. Библиотечно-информационное образование во Франции: науч.-метод. по­собие / А. В. Царева. – 2007. – 181 с.

63. Методика библиографического описания: практ. пособие / И. А. Савина. – 2007. – 143 с.

64. Основы организации работы библиотеки вуза: науч.-практ. пособие / В. Г. Дригайло. – 2007. – 620 с.

65. Типология библиотек : науч.-метод. пособие / Е. Н. Гусева. – 2007. – 152 с.

66. Документоснабжение библиотечных фондов: учеб.-метод. пособие / А. А. Соляник. – 2007. – 128 с.

67. Литературные игры в детской библиотеке: учеб.-метод. пособие / Н. П. Опа­рина. – 2007. – 96 с.

68. Кооперация библиотек : науч.-метод. пособие / И. Н. Басамыгина, А. А. Тро­фименко. – 2007. – 96 с.

69. Основы современной библиографии: учеб. пособие / Н. Б. Зиновьева. – 2007. – 104 с.

70. Ребенок и взрослый: педагогика взаимопонимания: актуальные уроки для детей и родителей / Г. Г. Ищенко. – 2007. – 119 с.

71. Электронный документ в библиотеке: науч.-метод. пособие / Т. В. Майс­трович. – 2007. – 144 с.

72. Библиотечная интеллигенция в России. Ч. I. XI-XIX века: ист. очерки / А. В. Соколов. – 2007. – 192 с.

73. Жизнь для книги: документ. портреты-очерки / Е. Л. Немировский. – 2007. – 288 с.

74. Эффективность обслуживания в научно-технической библиотеке: метод. пособие / А. С. Арзуханов. – 2007. – 143 с.

75. Экологические афоризмы, пословицы, поговорки : справ. пособие / сост. Н. Ф. Церцек ; науч. ред. В. М. Константинов. – 2007. – 80 с.

76. Информационное пространство библиотеки: науч.-метод. пособие / Т. Ф. Берестова. – 2007. – 240 с.

77. Юношеская библиотека: инновационно-библиографический аспект : науч.-практ. пособие /  Ю. Матвеева. – 2007. – 224 с.

78. Библиотечное общение как феномен исследования: моногр. / С. А. Езо­
ва. – 2007. – 160 с.

79. Библиографическое обеспечение досуговой деятельности: науч.-практ. пособие / Г. В. Головина. – 2008. – 128 с.

80. Материально-техническая база библиотек : учеб.-практ. пособие / Л. И. Але­шин. – 2008. – 175 с.

81. Проектирование зданий библиотек : учеб.-практ. пособие / Л. И. Алешин. – 2008. – 239 с.

82. Технология культурно-досуговой деятельности библиотеки: учеб.- метод. пособие / А. Д. Жарков. – 2008. – 239 c.

83. Библиотечная деятельность: принципы обновления: науч.-метод. пособие / С. И. Головко. – 2008. – 127 с.

84. Общее библиотековедение. Ч. II. Учение о библиотеке: хрестоматия / сост. А. А. Фомина, М. В. Шабалина, М. Н. Колесникова; науч. ред. А. Н. Ванеев. –  Т. 1. – 2008. – 310 с.

85. Общее библиотековедение. Ч. II. Учение о библиотеке: хрестоматия / сост. А. А. Фомина, М. В. Шабалина, М. Н. Колесникова; науч. ред. А. Н. Ванеев. – Т. 2. – 2008. – 541 с.

86. Общее библиотековедение. Ч. III. Учение о библиотечном деле: хрестоматия / сост. М. Н. Колесникова, Е. В. Мокшанова; науч. ред. А. Н. Ванеев. – 2008. – 366 с.

87. Библиотечная интеллигенция в России. Ч. II. XX – нач. XXI века: ист. очерки / А. В. Соколов. – 2008. – 301 с.

88. Коммуникационная культура библиотек: науч.-практ. пособие / С. Д. Бо­родина, Г. М. Кормишина. – 2008. – 127 с.

89. Краеведческая библиография: науч.-метод. пособие / И. И. Михлина. – 2008. – 174 с.

90. Квалификационные характеристики должностей работников библиотек: справочник / сост. О. Р. Бородин, О. Ф. Бойкова. – 2008. – 224 с.

91. Правовое регулирование деятельности муниципальных библиотек: науч.-практ. пособие / О. Ф. Бойкова. – 2008. – 287 с.

92. Технолог информационных систем: учеб.-метод. пособие для вузов / А. С. Ар­зуханов. – 2008. – 109 с.

93. Организационная культура Национальной библиотеки: региональный опыт : Чеченская Республика : монография / Ю. А. Ахмадова. – 2008. – 134 с.

94. Рынок документной продукции: учеб.-метод. пособие / А. А. Фомина. – 2008. – 71 с.

95. Управление библиотечным делом: системный подход : учеб.-метод. пособие / А. А. Пашин. – 2008. – 168 с.

96. Библиотечно-информационное производство: науч.-метод. пособие / И. А. Да­выдова. – 2008. – 166 с.

97. Проектирование библиотечных АИС: учеб.-метод. пособие / Л. И. Але­шин. – 2008. – 352 с.

98. Библиотеки пенитенциарных учреждений: моногр. / С. Н. Ивашкин. – 2008. – 93 с.

99. Защита информации : учеб.-метод. пособие / В. В. Арутюнов. – 2008. – 55 с.

100. Методист библиотеки: формула успеха : науч.-метод. пособие / Ю. Б. Ав­раева, Э. С. Очирова. – 2008. – 96 с.

  
На главную