Научные и технические библиотеки №8 2009 год
Содержание:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

Бродовский А. И. Создание имидж-каталогов в ГПНТБ России средствами ИРБИС

Левченко О. В. Выполнение тематических письменных справок в Научной библиотеке МИФИ

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП И ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ ИНФОРМАЦИИ

Хагерлид Ян. Программа «OpenAccess.se» – шведский опыт координации поддержки программ Открытого доступа

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Трачук Л. Ф., Швецова-Водка Г. Н. Классификация электронной библиографической продукции

Лаврик О. Л., Калюжная Т. А. Электронная библиотека ГПНТБ СО РАН в системе научных коммуникаций

НАША ПРОФЕССИЯ

Сукиасян Э. Р. Мы – библиотекари! Размышления о нашей профессии, а также о специальностях, должностях и функциях

Гранкина И. И. Подготовка программ повышения квалификации персонала модельных библиотек как перспективное направление в деятельности средней библиотечной школы

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Шапошников А. Е. Теоретический аспект библиотечно-информационной деятельности

Столяров Ю. Н. Крупный вклад в представление об эволюции документа

Плешкевич Е. А. «Документоведение» – новый учебник для высшей школы

ЮБИЛЕИ

Р. С. Гиляревскому посвящается


УДК 02:37

И. И. Гранкина

Подготовка программ повышения квалификации
персонала модельных библиотек
как перспективное направление
в деятельности средней библиотечной школы

«Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки» предусматривает непрерывное профессиональное образование библиотечного персонала.

Рассмотрен опыт Обоянского библиотечного колледжа по подготовке программ повышения квалификации специалистов модельных библиотек.

В последние годы в библиотечной практике появилось новое понятие – модельная библиотека, под которым понимается библиотека, отвечающая нормам и требованиям «Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки» [1, 2]. Открытию модельных библиотек посвящены публикации в журналах «Научные и технические библиотеки» [3], «Библиотека» [4–7], «Библиополе» [8, 9]. Опыт создания и работы модельных библиотек широко освещает региональная пресса. В центре внимания авторов публикаций – в основном модернизация библиотек и расширение спектра информационных услуг. Проблемы подготовки кадров для модельных библиотек, учебно-методического и программного обеспечения библиотекарей на страницах профессиональной периодической печати не обсуждаются.

В этой статье основное внимание уделено деятельности средней библиотечной школы в сфере подготовки и повышения квалификации специалистов для модельных библиотек.

Современная средняя библиотечная школа как часть системы библиотечно-информационного образования готовит кадры для публичных (общедоступных) библиотек муниципальных образований. В своей деятельности она руководствуется федеральными законами «Об образовании», «О библиотечном деле»; Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования [10]; Федеральным государственным стандартом среднего профессионального образования по специальности 071202 «Библиотековедение»; Концепцией развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008–2015 гг. [11]; Концепцией развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2015 г.

Присоединение России к Болонскому процессу существенно повлияло на всю систему библиотечного образования в стране. Среднее звено также приступило к решению проблем содержательного и организационного характера, к поиску путей повышения качества подготовки специалистов. Особую значимость приобрело изучение трудов отечественных библиотековедов – К. И. Абрамова, О. П. Коршунова, Ю. Н. Столярова, В. И. Терё­шина, А. Н. Ванеева, А. И. Каптерева и других, заложивших основы и сформировавших принципы организации библиотек, разработавших их классификацию и типологизацию, а также исследовавших особенности формирования профессионального сознания библиотекарей.

Важное направление деятельности средней школы – изучение рынка труда, потребностей и запросов работодателей, состояния муниципальных библиотек, а также прогнозирование их деятельности [12].

Роль муниципальных библиотек, большинство из которых сельские, в условиях децентрализации и регионализации всех сфер жизни резко возрастает. Выполняя информационную, культурно-просветительскую, образовательную, историко-краеведческую, мемориальную, досуговую и другие функции, муниципальные библиотеки обеспечивают формирование единого информационного и культурного пространства России.

Модернизация муниципальных сельских библиотек предусматривает усиление их материально-технической базы; компьютеризацию и техническое оснащение; обновление и пополнение фондов документами различных видов, в том числе на нетрадиционных носителях; повышение информационной культуры пользователей; специальную подготовку библиотечного персонала.

Основополагающий документ, регламентирующий процесс модернизации библиотек, – «Модельный стандарт публичной библиотеки» разработан группой специалистов под руководством Л. В. Куликовой (Российская национальная библиотека) и принят на VI Ежегодной сессии Конференции Российской библиотечной ассоциации 24 мая 2001 г. в Саратове [1]. В нем нашли отражение богатый опыт российских библиотек и основные принципы деятельности зарубежных, учтены основные тенденции развития публичных библиотек в мире; сформулированы требования к размещению библиотек, библиотечным фондам, организации внутрибиблиотечного пространства, уровню подготовки библиотекаря.

Реальное воплощение модельный стандарт получил в федеральном проекте «Создание модельных публичных библиотек на селе» в 2002 г. Организаторами проекта выступили Министерство культуры Российской Федерации, Межрегиональная ассоциация деловых библиотек и Региональная общественная организация «Открытая Россия». Цель проекта – обеспечение распространения и популяризация знаний в области гуманитарных, социально-экономических, естественных и технических наук, а также культуры и искусства среди сельских жителей путем предоставления в их свободное пользование новейших изданийна традиционных и электронных носителях. В проекте участвовали пять сельских библиотек Белгородской [3, 13, 14], Рязанской [9], Самарской и Тверской областей. Финансировали проект Региональная общественная организация «Открытая Россия», Министерство культуры Российской Федерации и другие, а также муниципальные образования, на территории которых располагались библиотеки – участницы проекта.

Каждая из библиотек была модернизирована: оснащена компьютерной и оргтехникой, средствами связи. Фонды обновлены и увеличены благодаря приобретению новых книжных и мультимедийных изданий, а также электронных книг. Библиотеки получили возможность выходить в Интернет. Здания и помещения отремонтированы в соответствии с современными требованиями к интерьеру, оснащены пожарной и охранной сигнализациями; прилегающие к библиотеке территории благоустроены. Библиотекари повысили квалификацию на специальных курсах.

Опыт создания модельных библиотек в вышеназванных областях получил распространение в других регионах. При этом в каждом из них деятельность модельных библиотек была сориентирована на интересы местного сообщества. Модельный стандарт носил рекомендательный характер, и органы региональной власти и местного самоуправления были вправе разрабатывать и принимать собственные нормативы.

В Пермской области в 2003 г. утвержден «Модельный стандарт деятельности муниципальной публичной библиотеки Пермской области» [15]. В 2003–2008 гг. при поддержке некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека» в рамках программы «Сельская библиотека» открыты модельные библиотеки в республиках Марий Эл, Башкортостан [6], Коми, Чувашия [4, 16, 17], в Алтайском крае и Ростовской области [18]. В Калужской [19, 20] и Ульяновской областях модельные сельские библиотеки начали работать в 2007 г. в рамках Федеральной целевой программы «Культура России» (2006–2010 гг.). В Свердловской области в 2006 г. стартовал областной проект создания модельных библиотек на селе [7]. В Курской области к началу 2009 г. открыты 36 модельных библиотек [21–27].

Серьезные социально-экономические и демографические изменения в стране, широкое внедрение информационно-коммуникативных технологий потребовали переоценки роли публичной библиотеки в обеспечении и защите прав граждан на доступ к информации и культуре. В декабре 2007 г. на Всероссийском форуме публичных библиотек в Санкт-Петербурге состоялось представление и обсуждение «Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки» в редакции 2007 г. В мае 2008 г. «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки» принят на XIII Ежегодной сессии Конференции РБА в Ульяновске [2]. Стандарт определяет роль публичной библиотеки в жизни местного сообщества, основные направления ее деятельности, особенности обслуживания пользователей; содержит подробное описание библиотечно-информационных ресурсов библиотеки, в том числе электронных, требования к размещению библиотеки и организации ее пространства; основные требования к персоналу библиотеки: штатная численность в зависимости от нормативной потребности, повышение квалификации работников.

В соответствии с модельным стандартом руководство библиотеки и ее учредитель обязаны обеспечивать реализацию программ непрерывного образования библиотечного персонала. Базовое образование библиотекарей осуществляется на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования. Дополнительное обучение должно быть организовано в соответствии со специальными программами, содержащими вопросы по различным направлениям библиотечной деятельности. Повышение квалификации персонала предусмотрено с периодичностью один раз в три года.

К разработке образовательных программ для специалистов модельных библиотек приступил коллектив Обоянского библиотечного колледжа, одного из старейших библиотечных средних специальных учебных заведений, осуществляющий реализацию программ базового и повышенного уровней по специальности 071202 «Библиотековедение». Мотивацией для подготовки программ послужило открытие модельной библиотеки на базе Обоянской городской библиотеки № 1.

Сотрудничество Обоянского библиотечного колледжа с Курской областной научной библиотекой им. Н. Н. Асеева позволяет специалистам колледжа ежегодно проводить анализ кадровой ситуации в регионе. На основе анализа образовательного уровня библиотекарей области сделан вывод о целесообразности выделить два направления в подготовке специалистов для модельных библиотек:

  • основное – для студентов, обучающихся в колледже по основной профессиональной образовательной программе базового и повышенного уровней;
  • дополнительное – для специалистов, работающих в модельных библиотеках и обучающихся по программам дополнительного профессионального образования.

На первом направлении возможна корректировка основной профессиональной образовательной программы: учебных планов базового и повышенного уровней; рабочих программ по учебным дисциплинам; программ по практике с учетом ее прохождения в модельных библиотеках.

Сравнительный анализ учебных планов с модельным стандартом показал, что большинство видов деятельности модельной библиотеки отражается в учебных планах и рабочих программах, особенно повышенного уровня, предусматривающих изучение таких дисциплин, как «Базы данных», «Компьютерное делопроизводство», «Интернет-технологии», «Защита информации», «Управление персоналом», «Библиотечный маркетинг» и др.

На базовом уровне целесообразно выделить дисциплины по выбору в соответствии с обозначенными в модельном стандарте функциональными обязанностями библиотечных специалистов. Например, обслуживание особых групп пользователей – детей, юношества, этнических групп, пожилых людей, инвалидов и других – предусматривает формирование у студентов такой профессиональной компетенции, как способность создавать комфортную информационную среду, обеспечивающую дифференцированный подход к различным категориям пользователей. Особенности различных социальных групп пользователей могут быть изучены в рамках дисциплин по выбору: «Социальная педагогика», «Социальная психология», «Организация досуговой деятельности», «Организация работы детских и юношеских библиотек».

В проекте Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения по специальности 071202 «Библиотековедение» обозначены учебные дисциплины, направленные на формирование профессиональных компетенций в соответствии с требованиями модельного стандарта: «Психология общения»; «Социология и психология чтения»; ««Информационно-коммуникационные технологии в библиотечной деятельности»; «Организация досуговых мероприятий» и др.

В настоящее время в Обоянском библиотечном колледже дисциплина базового уровня «Библиотечный фонд» преподается в свете положений модельного стандарта. Предварительно проведена его разбивка по всем пунктам для соответствия темам курса. Например, содержание пункта 4.7 «Размеры площадей библиотечных помещений» включено в изучение темы «Размещение и расстановка библиотечного фонда». При выполнении домашнего задания по теме «Комплектование библиотечного фонда» студенты составляли список периодических изданий для Обоянской городской библиотеки № 1 исходя из нормативов модельного стандарта; началась работа по изучению состава фонда библиотеки.

При изучении дисциплин повышенного уровня – «Основы исследовательской деятельности», «Информационные системы в профессиональной деятельности» – внимание студентов обращается на положения модельного стандарта при освещении вопросов по темам «Авторское право», «Методы и средства мультимедиа», «Библиотечное обслуживание в режиме онлайн» и др.

Корректировка ныне действующих рабочих программ включает в себя не только введение новых тем, но и изменение количества часов, предусмотренных на их изучение (в пределах общего количества часов). Например, по дисциплине «Русский язык и культура речи» может быть увеличено количество часов для изучения темы «Лексика и фразеология современного русского языка», что позволит расширить лексический запас будущего библиотекаря; по библиографоведению – для изучения тем «Справочно-библиографический аппарат», «Справочно-библиографическое обслуживание», «Библиографическое информирование» и других, что повысит способность ориентироваться в справочно-библиографическом аппарате, обеспечит освоение инновационных технологий библиографического информирования. Таким образом, внесение коррективов в основную профессиональную образовательную программу позволитосуществить подготовку библиотечных специалистов для модельных библиотек.

Оптимальный вариант организации подготовки библиотекарей – обучение на основе целевой контрактной подготовки, когда студент получает библиотечное образование с гарантией трудоустройства в модельной библиотеке. В период обучения на ее базе могут быть написаны дипломная и курсовые работы, нацеленные на дальнейшую модернизацию библиотеки.

Профессиональная подготовка библиотекарей на дополнительном направлении предусматривает дифференцированный подход в зависимости от различных признаков, например:

  • квалификация библиотекаря 51 Библиотекарь (базовый уровень); 52 Библиотекарь, специалист по информационным ресурсам (повышенный уровень);
  • время окончания колледжа (техникума) вторая половина XX в.; начало XXI в.;
  • форма обучения – очная; заочная; очно-заочная; экстернат;
  • степень модернизации библиотеки;
  • региональные особенности;
  • категории пользователей.

В основе разрабатываемых программ – структурно-функциональная модель библиотеки [29]. При этом учитывается, что все элементы библиотеки как системы – материально-техническая база, документный фонд, пользователь, библиотекарь – сбалансированно проходят основные этапы ее модернизации, совершенствуясь и взаимодействуя между собой.

Образовательное учреждение, осуществляющее обучение библиотечного персонала для модельных библиотек, несет ответственность за качество подготовки, поэтому создание профессиональных образовательных программ предусматривает решение ряда задач:

  • разработку учебно-методической документации;
  • внедрение инновационных педагогических и информационно-коммуникативных технологий;
  • развитие системы непрерывного образования педагогов, включающей стажировку в модельных библиотеках;
  • формирование воспитывающей среды, способствующей повышению информационной культуры и развитию профессионального сознания студентов;
  • совершенствование материально-технической базы колледжа, модернизацию библиотеки;
  • установление взаимодействия с учредителями модельных библиотек и их руководителями в целях оптимизации структуры и содержания подготовки;
  • развитие многоуровневой системы подготовки кадров «колледж – вуз»;
  • участие в деятельности профессиональных библиотечных сообществ;
  • совершенствование профориентационной деятельности в регионе.

Модернизация библиотечного дела проходит одновременно с модернизацией образования, включающей в себя внедрение новых подходов к содержанию и структуре образовательной деятельности. Один из таких подходов – компетентностный – состоит в формировании у обучаемых способности применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной профессиональной деятельности.

Эффективность библиотечно-информационного обслуживания всегда зависела от личного участия и уровня профессионального сознания библиотекаря. Персонал модельной библиотеки должен в совершенстве владеть всеми профессиональными и общими компетенциями и высокоразвитым профессиональным сознанием, его должно отличать стремление к непрерывному обновлению знаний, самообразованию, духовному развитию.

Реализация компетентностного подхода предусматривает:

  • сопоставление дополнительной профессиональной образовательной программы (для библиотекарей модельных библиотек) с основной профессиональной образовательной программой по специальности «Библиотековедение» базового и повышенного уровней, с Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения по данной специальности, «Модельным стандартом деятельности публичной библиотеки»;
  • изучение опыта работы модельных библиотек;
  • обсуждение профессиональных компетенций с работодателями, учет их мнений и требований.

В процессе подготовки программ повышения квалификации персонала модельных библиотек укрепляются связи средней библиотечной школы с работодателем и усиливается ее влияние на информационную и культурную среду региона. Реализация программ может стать ключевым фактором для успешного решения кадровых проблем: развития системы непрерывного библиотечно-информационного образования в регионе, увеличения оплаты труда библиотекарей, повышения престижа библиотечной профессии, привлечения и закрепления в библиотеках молодых специалистов.

Список источников

1. Модельный стандарт деятельности публичных библиотек [Электронный ресурс] : [действующая версия] : принят на 6-й Ежегод. сессии Конф. РБА 24 мая 2001 г. (г. Саратов) по рекомендации Секции по библиотечной политике и законодательству и Секции публичных библиотек / РНБ // www.rba.ru

2. Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки [Электронный ресурс] : принят на 13-й Ежегод. сессии Конф. Российской библиотечной ассоциации 22 мая 2008 г., г. Ульяновск // www.rba.ru

3. Карнаухова В. П. Модельные сельские библиотеки Яковлевского района – образовательному процессу: опыт реализации целевых программ модельных библиотек Яковлевского района Белгородской области / В. П. Карнаухова // Науч. и техн. б-ки. – 2007. – № 3. – С. 77–81.

4. Селиванова Т. Ф. Модельные библиотеки: два года спустя : [Профессиональный тур «Модельные библиотеки Чувашской Республики»] / Т. Ф. Селиванова // Библиотека. – 2005. – № 8. – С. 35.

5. Сойникова М. Н. На пути к стабилизации : [Компьютеризация библиотек Курской области и создание модельных библиотек] / М. Н. Сойникова // Там же. – 2007. – № 6. – С. 32–34.

6. Ишмуратова Ф. В поиске своего места: [Место и роль сельских муниципальных библиотек Башкортостана в обществе] / Ф. Ишмуратова // Там же. – 2007. – № 11. – С. 5–15.

7. Зуева Л. Модельная в Тугулыме: ступени восхождения / Л. Зуева // Там же. – 2008. – № 3. – С. 33–36.

8. Шакина О. Достойный шанс войти в будущее / О. Шакина // Библиополе. – 2006. – № 2. – С. 12–15.

9. Антоненко С. Всем миром создавались модельные библиотеки в Рязанской области / С. Антоненко // Библиополе. – 2006. – № 2. – С. 16–20.

10. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Рос. Федерации от 18 июля 2008 г. № 543. – www.consultant.ru

11. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008–2015 годы [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 25 авг. 2008 г. № 1244-р. – // www.somc.ru

12. Рекомендации парламентских слушаний на тему: «Начальное и среднее профессиональное образование в России: законодательное регулирование и перспективы» [Электронный ресурс] : 5 июня 2008 г. / Гос. Дума Федерал. Собр. Рос. Федерации, Комитет по образованию. – www.smolin.ru

13. Реализация федерального проекта «Создание модельных публичных библиотек на селе» [Электронный ресурс] : [Из опыта работы б-к Белгород. обл.] – www.bgunb.ru

14. Кононова Е. Модельные библиотеки: концепция, сущность деятельности / Е. Кононова // Библ. жизнь Белгородчины. – 2006. – Вып. 3. – С. 6–16.

15. Модельный стандарт деятельности муниципальной публичной библиотеки Пермской области : утв. Коллегией Департамента культуры и искусства 26 марта 2003 г. // Библиотека и закон : справ. – Москва, 2006. – Вып. 20. – С. 6–20.

16. Денисова О. Новые возможности сельских библиотек / О. Денисова // Сельская б-ка : альманах / Нац. б-ка Чуваш. Республики. – Чебоксары, 2004. – Вып. 5. – С. 29–32.

17. Создание модельных и компьютерных библиотек в Чувашской Республике [Электронный ресурс]. – // www.lib.cap.ru

18. Примерное положение о порядке создания модельной публичной библиотеки на базе общедоступной муниципальной библиотеки. – Ростов, 2006. – 5 с.

19. Модельные библиотеки на селе : Новая жизнь усадьбы Гончаровых [Открыта первая в Калужс. обл. модел. б-ка] // Библ. дело. – 2005. – № 1. – С. 19.

20. Калуга. Модельные сельские библиотеки // Там же. – 2007. – № 9. – С. 4.

21. Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки Курской области : [Проект] / Комитет по культуре Курс. обл., Курс. обл. науч. б-ка им. Н. Н. Асеева. – Курск, 2005. – 5 с.

22. Модернизация сельских библиотек – разумная неизбежность времени : метод. рекомендации по орг. мод. публ. б-к / Комитет по культуре Курс. обл., Курс. обл. науч. б-ка им. Н. Н. Асеева, НМО ; сост. Е. О. Хмелевская. – Курск, 2007. – 19 с.

23. Антипенко Т. Модельные библиотеки как центр сельской культуры [В окт. 2007 г. открылась Клюквинская мод. б-ка в Курс. р-не] / Т. Антипенко // Курс. правда. – 2007. – 19 окт.

24. Поднять культуру села : [Развитие сел. культуры] // Там же. – 31 окт.

25. Курская область. Книга не закрыта : [В 2007 г. открыты 14 мод. б-к в обл.] // Библ. дело. – 2007. – № 17. – С. 4.

26. Белунова А. Званновский приоритет : [В селе Званном в сент. 2007 г. открыта первая мод. б-ка в Курс. обл.] / А. Белунова ; фото С. Герасименко // Курс. правда. – 2008. – 15 февр.

27. Бессарабов В. Еще одна модельная : [В г. Железногорске состоялось открытие б-ки] / В. Бессарабов // Там же. – 10 июля.

28. Кузнецова Т. Я. Дополнительное профессиональное образование как инструмент кадровой библиотечной политики / Т. Я. Кузнецова // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Тема 2003 г.: Библиотека и доступность информации в современном мире: электронные ресурсы науке, культуре и образованию : тр. конф. / 10-я Юбил. Междунар. конф. «Крым 2003». – Москва : ГПНТБ России, 2003. – С. 408–413.

29. Столяров Ю. Н. Библиотека: структурно-функциональный подход / Ю. Н. Столяров. – Москва : Книга, 1981. – 255 с.

  
На главную