УДК 02:37
И. И. Гранкина
Подготовка программ повышения квалификации
персонала модельных библиотек
как перспективное направление
в деятельности средней библиотечной школы
«Модельный стандарт
деятельности публичной библиотеки» предусматривает непрерывное профессиональное
образование библиотечного персонала.
Рассмотрен опыт Обоянского библиотечного
колледжа по подготовке программ повышения квалификации специалистов модельных
библиотек.
В последние годы в библиотечной
практике появилось новое понятие – модельная
библиотека, под которым понимается библиотека, отвечающая нормам и
требованиям «Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки» [1, 2]. Открытию модельных библиотек
посвящены публикации в журналах «Научные и технические библиотеки» [3], «Библиотека» [4–7], «Библиополе» [8, 9].
Опыт создания и работы модельных библиотек широко освещает региональная пресса.
В центре внимания авторов публикаций – в основном модернизация библиотек и
расширение спектра информационных услуг. Проблемы подготовки кадров для
модельных библиотек, учебно-методического и программного обеспечения
библиотекарей на страницах профессиональной периодической печати не
обсуждаются.
В этой статье основное внимание уделено деятельности средней библиотечной
школы в сфере подготовки и повышения квалификации специалистов для модельных
библиотек.
Современная средняя библиотечная школа как часть системы библиотечно-информационного
образования готовит кадры для публичных (общедоступных) библиотек муниципальных
образований. В своей деятельности она руководствуется федеральными законами «Об
образовании», «О библиотечном деле»; Типовым положением об образовательном
учреждении среднего профессионального образования [10]; Федеральным государственным стандартом среднего
профессионального образования по специальности
071202 «Библиотековедение»; Концепцией развития образования в сфере культуры и
искусства в Российской Федерации на 2008–2015 гг. [11]; Концепцией развития библиотечного дела в Российской Федерации
до 2015 г.
Присоединение России к Болонскому процессу существенно повлияло на
всю систему библиотечного образования в стране. Среднее звено также приступило
к решению проблем содержательного и организационного характера, к поиску путей
повышения качества подготовки специалистов. Особую значимость приобрело изучение
трудов отечественных библиотековедов – К. И. Абрамова,
О. П. Коршунова, Ю. Н. Столярова, В. И. Терёшина,
А. Н. Ванеева, А. И. Каптерева и других, заложивших основы
и сформировавших принципы организации библиотек, разработавших их классификацию
и типологизацию, а также исследовавших особенности формирования
профессионального сознания библиотекарей.
Важное направление деятельности средней школы – изучение рынка
труда, потребностей и запросов работодателей, состояния муниципальных
библиотек, а также прогнозирование их деятельности [12].
Роль муниципальных библиотек, большинство из которых сельские, в
условиях децентрализации и регионализации всех сфер жизни резко возрастает.
Выполняя информационную, культурно-просветительскую, образовательную,
историко-краеведческую, мемориальную, досуговую и другие функции, муниципальные
библиотеки обеспечивают формирование единого информационного и культурного
пространства России.
Модернизация муниципальных
сельских библиотек предусматривает усиление их материально-технической базы;
компьютеризацию и техническое оснащение; обновление и пополнение фондов
документами различных видов, в том числе на нетрадиционных носителях; повышение
информационной культуры пользователей; специальную подготовку библиотечного персонала.
Основополагающий документ, регламентирующий процесс модернизации
библиотек, – «Модельный стандарт публичной библиотеки» разработан группой
специалистов под руководством Л. В. Куликовой (Российская
национальная библиотека) и принят на VI Ежегодной сессии Конференции Российской библиотечной
ассоциации 24 мая 2001 г. в Саратове [1].
В нем нашли отражение богатый опыт российских библиотек и основные принципы
деятельности зарубежных, учтены основные тенденции развития публичных библиотек
в мире; сформулированы требования к размещению библиотек, библиотечным фондам,
организации внутрибиблиотечного пространства, уровню подготовки библиотекаря.
Реальное воплощение модельный стандарт получил в федеральном
проекте «Создание модельных публичных библиотек на селе» в 2002 г. Организаторами
проекта выступили Министерство культуры Российской Федерации, Межрегиональная
ассоциация деловых библиотек и Региональная общественная организация «Открытая
Россия». Цель проекта – обеспечение распространения и популяризация знаний в области
гуманитарных, социально-экономических, естественных и технических наук, а также
культуры и искусства среди сельских жителей путем предоставления в их свободное
пользование новейших изданийна
традиционных и электронных носителях. В проекте участвовали пять сельских
библиотек Белгородской [3, 13, 14],
Рязанской [9], Самарской и Тверской
областей. Финансировали проект Региональная
общественная организация «Открытая Россия», Министерство культуры Российской
Федерации и другие, а также муниципальные образования, на территории которых
располагались библиотеки – участницы проекта.
Каждая из библиотек была модернизирована: оснащена компьютерной и
оргтехникой, средствами связи. Фонды обновлены и увеличены благодаря
приобретению новых книжных и мультимедийных изданий, а также электронных книг.
Библиотеки получили возможность выходить в Интернет. Здания и помещения
отремонтированы в соответствии с современными требованиями к интерьеру,
оснащены пожарной и охранной сигнализациями; прилегающие к библиотеке территории
благоустроены. Библиотекари повысили квалификацию на специальных курсах.
Опыт создания модельных библиотек в вышеназванных областях получил
распространение в других регионах. При этом в каждом из них деятельность
модельных библиотек была сориентирована на интересы местного сообщества.
Модельный стандарт носил рекомендательный характер, и органы региональной
власти и местного самоуправления были вправе разрабатывать и принимать
собственные нормативы.
В Пермской области в 2003 г. утвержден «Модельный стандарт деятельности
муниципальной публичной библиотеки Пермской области» [15]. В 2003–2008 гг. при поддержке некоммерческого фонда
«Пушкинская библиотека» в рамках программы «Сельская библиотека» открыты
модельные библиотеки в республиках Марий Эл, Башкортостан [6], Коми, Чувашия [4, 16, 17],
в Алтайском крае и Ростовской области [18].
В Калужской [19, 20] и Ульяновской
областях модельные сельские библиотеки начали работать в 2007 г. в рамках
Федеральной целевой программы «Культура России» (2006–2010 гг.). В Свердловской
области в 2006 г. стартовал областной проект создания модельных библиотек
на селе [7]. В Курской области к
началу 2009 г. открыты 36 модельных библиотек [21–27].
Серьезные
социально-экономические и демографические изменения в стране, широкое внедрение
информационно-коммуникативных технологий потребовали переоценки роли публичной
библиотеки в обеспечении и защите прав граждан на доступ к информации и
культуре. В декабре 2007 г. на Всероссийском форуме публичных библиотек в
Санкт-Петербурге состоялось представление и обсуждение «Модельного стандарта
деятельности публичной библиотеки» в редакции 2007 г. В мае 2008 г.
«Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки» принят на XIII Ежегодной сессии Конференции РБА в Ульяновске [2]. Стандарт определяет роль публичной
библиотеки в жизни местного сообщества, основные направления ее деятельности,
особенности обслуживания пользователей; содержит подробное описание библиотечно-информационных
ресурсов библиотеки, в том числе электронных, требования к размещению
библиотеки и организации ее пространства; основные требования к персоналу
библиотеки: штатная численность в зависимости от нормативной потребности,
повышение квалификации работников.
В соответствии с модельным стандартом руководство библиотеки и ее
учредитель обязаны обеспечивать реализацию программ непрерывного образования
библиотечного персонала. Базовое образование библиотекарей осуществляется на
основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего и
среднего профессионального образования. Дополнительное обучение должно быть
организовано в соответствии со специальными программами, содержащими вопросы по
различным направлениям библиотечной деятельности. Повышение квалификации
персонала предусмотрено с периодичностью один раз в три года.
К разработке образовательных программ для специалистов модельных
библиотек приступил коллектив Обоянского библиотечного колледжа, одного из
старейших библиотечных средних специальных учебных заведений, осуществляющий
реализацию программ базового и повышенного уровней по специальности 071202
«Библиотековедение». Мотивацией для подготовки программ послужило открытие
модельной библиотеки на базе Обоянской городской библиотеки № 1.
Сотрудничество Обоянского библиотечного колледжа с Курской областной
научной библиотекой им. Н. Н. Асеева позволяет специалистам колледжа
ежегодно проводить анализ кадровой ситуации в регионе. На основе анализа
образовательного уровня библиотекарей области сделан вывод о целесообразности
выделить два направления в подготовке специалистов для модельных библиотек:
- основное – для студентов,
обучающихся в колледже по основной профессиональной образовательной программе
базового и повышенного уровней;
- дополнительное – для специалистов, работающих в модельных библиотеках
и обучающихся по программам дополнительного профессионального образования.
На первом направлении возможна корректировка основной профессиональной
образовательной программы: учебных планов базового и повышенного уровней;
рабочих программ по учебным дисциплинам; программ по практике с учетом ее
прохождения в модельных библиотеках.
Сравнительный анализ учебных планов с модельным стандартом показал,
что большинство видов деятельности модельной библиотеки отражается в учебных
планах и рабочих программах, особенно повышенного уровня, предусматривающих
изучение таких дисциплин, как «Базы данных», «Компьютерное делопроизводство»,
«Интернет-технологии», «Защита информации»,
«Управление персоналом», «Библиотечный маркетинг» и др.
На базовом уровне целесообразно
выделить дисциплины по выбору в соответствии с обозначенными в модельном
стандарте функциональными обязанностями библиотечных специалистов. Например,
обслуживание особых групп пользователей – детей, юношества, этнических групп,
пожилых людей, инвалидов и других – предусматривает формирование у студентов
такой профессиональной компетенции, как способность создавать комфортную
информационную среду, обеспечивающую дифференцированный подход к различным
категориям пользователей. Особенности различных социальных групп пользователей
могут быть изучены в рамках дисциплин по выбору: «Социальная педагогика»,
«Социальная психология», «Организация досуговой деятельности», «Организация
работы детских и юношеских библиотек».
В проекте Федерального государственного образовательного стандарта
нового поколения по специальности 071202 «Библиотековедение» обозначены учебные
дисциплины, направленные на формирование профессиональных компетенций в
соответствии с требованиями модельного стандарта: «Психология общения»;
«Социология и психология чтения»; ««Информационно-коммуникационные технологии в
библиотечной деятельности»; «Организация досуговых мероприятий» и др.
В настоящее время в Обоянском библиотечном колледже дисциплина
базового уровня «Библиотечный фонд» преподается в свете положений модельного
стандарта. Предварительно проведена его разбивка по всем пунктам для
соответствия темам курса. Например, содержание пункта 4.7 «Размеры площадей
библиотечных помещений» включено в изучение темы «Размещение и расстановка
библиотечного фонда». При выполнении домашнего задания по теме «Комплектование
библиотечного фонда» студенты составляли список периодических изданий для
Обоянской городской библиотеки № 1 исходя из нормативов модельного стандарта;
началась работа по изучению состава фонда библиотеки.
При изучении дисциплин
повышенного уровня – «Основы исследовательской деятельности», «Информационные
системы в профессиональной деятельности» – внимание студентов обращается на
положения модельного стандарта при освещении вопросов по темам «Авторское
право», «Методы и средства мультимедиа», «Библиотечное обслуживание в режиме
онлайн» и др.
Корректировка ныне действующих рабочих программ включает в себя не
только введение новых тем, но и изменение количества часов, предусмотренных на
их изучение (в пределах общего количества часов). Например, по дисциплине
«Русский язык и культура речи» может быть увеличено количество часов для
изучения темы «Лексика и фразеология современного русского языка», что позволит
расширить лексический запас будущего библиотекаря; по библиографоведению – для
изучения тем «Справочно-библиографический аппарат»,
«Справочно-библиографическое обслуживание», «Библиографическое информирование»
и других, что повысит способность ориентироваться в справочно-библиографическом
аппарате, обеспечит освоение инновационных технологий библиографического информирования.
Таким образом, внесение коррективов в основную профессиональную образовательную
программу позволитосуществить подготовку
библиотечных специалистов для модельных библиотек.
Оптимальный вариант организации
подготовки библиотекарей – обучение на основе целевой контрактной подготовки,
когда студент получает библиотечное образование с гарантией трудоустройства в
модельной библиотеке. В период обучения на ее базе могут быть написаны
дипломная и курсовые работы, нацеленные на дальнейшую модернизацию библиотеки.
Профессиональная подготовка библиотекарей на дополнительном направлении
предусматривает дифференцированный подход в зависимости от различных признаков,
например:
- квалификация библиотекаря –
51 Библиотекарь (базовый уровень); 52 Библиотекарь, специалист по
информационным ресурсам (повышенный уровень);
- время окончания колледжа (техникума) – вторая половина XX в.;
начало XXI в.;
- форма обучения – очная; заочная; очно-заочная; экстернат;
- степень модернизации библиотеки;
- региональные особенности;
- категории пользователей.
В основе разрабатываемых программ – структурно-функциональная
модель библиотеки [29]. При этом
учитывается, что все элементы библиотеки как системы – материально-техническая база, документный фонд, пользователь,
библиотекарь – сбалансированно проходят основные этапы ее модернизации,
совершенствуясь и взаимодействуя между собой.
Образовательное учреждение, осуществляющее обучение библиотечного
персонала для модельных библиотек, несет ответственность за качество
подготовки, поэтому создание профессиональных образовательных программ предусматривает
решение ряда задач:
- разработку учебно-методической документации;
- внедрение инновационных педагогических и
информационно-коммуникативных технологий;
- развитие системы непрерывного образования педагогов, включающей
стажировку в модельных библиотеках;
- формирование воспитывающей
среды, способствующей повышению информационной культуры и развитию профессионального
сознания студентов;
- совершенствование материально-технической базы колледжа, модернизацию
библиотеки;
- установление взаимодействия с
учредителями модельных библиотек и их руководителями в целях оптимизации
структуры и содержания подготовки;
- развитие многоуровневой системы
подготовки кадров «колледж – вуз»;
- участие в деятельности профессиональных библиотечных сообществ;
- совершенствование профориентационной деятельности в регионе.
Модернизация библиотечного дела проходит одновременно с модернизацией
образования, включающей в себя внедрение новых подходов к содержанию и
структуре образовательной деятельности. Один из таких подходов – компетентностный – состоит в формировании у обучаемых способности применять
знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной профессиональной
деятельности.
Эффективность библиотечно-информационного обслуживания всегда
зависела от личного участия и уровня профессионального сознания библиотекаря.
Персонал модельной библиотеки должен в совершенстве владеть всеми
профессиональными и общими компетенциями и высокоразвитым профессиональным
сознанием, его должно отличать стремление к непрерывному обновлению знаний,
самообразованию, духовному развитию.
Реализация компетентностного подхода предусматривает:
- сопоставление дополнительной профессиональной образовательной
программы (для библиотекарей модельных библиотек) с основной профессиональной
образовательной программой по специальности «Библиотековедение» базового и
повышенного уровней, с Федеральным государственным образовательным стандартом
нового поколения по данной специальности, «Модельным стандартом деятельности
публичной библиотеки»;
- изучение опыта работы модельных библиотек;
- обсуждение профессиональных компетенций с работодателями, учет их
мнений и требований.
В процессе подготовки программ повышения квалификации персонала
модельных библиотек укрепляются связи средней библиотечной школы с
работодателем и усиливается ее влияние на информационную и культурную среду
региона. Реализация программ может стать ключевым фактором для успешного
решения кадровых проблем: развития системы непрерывного
библиотечно-информационного образования в регионе, увеличения оплаты труда
библиотекарей, повышения престижа библиотечной профессии, привлечения и
закрепления в библиотеках молодых специалистов.
Список источников
1. Модельный стандарт деятельности
публичных библиотек [Электронный ресурс] : [действующая версия] : принят на 6-й
Ежегод. сессии Конф. РБА 24 мая 2001 г. (г. Саратов) по рекомендации
Секции по библиотечной политике и законодательству и Секции публичных библиотек
/ РНБ // www.rba.ru
2. Модельный стандарт деятельности
публичной библиотеки [Электронный ресурс] : принят на 13-й Ежегод. сессии Конф.
Российской библиотечной ассоциации 22 мая 2008 г., г. Ульяновск //
www.rba.ru
3. Карнаухова В. П. Модельные
сельские библиотеки Яковлевского района – образовательному процессу: опыт
реализации целевых программ модельных библиотек Яковлевского района Белгородской
области / В. П. Карнаухова // Науч. и техн. б-ки. – 2007. – № 3. – С.
77–81.
4. Селиванова Т. Ф. Модельные библиотеки:
два года спустя : [Профессиональный тур «Модельные библиотеки Чувашской
Республики»] / Т. Ф. Селиванова // Библиотека. – 2005. – № 8. – С.
35.
5. Сойникова М. Н. На пути к
стабилизации : [Компьютеризация библиотек Курской области и создание модельных
библиотек] / М. Н. Сойникова // Там же. – 2007. – № 6. – С. 32–34.
6. Ишмуратова Ф. В поиске своего места:
[Место и роль сельских муниципальных библиотек Башкортостана в обществе] /
Ф. Ишмуратова // Там же. – 2007. – № 11. – С. 5–15.
7. Зуева Л. Модельная в Тугулыме: ступени
восхождения / Л. Зуева // Там же. – 2008. – № 3. – С. 33–36.
8. Шакина О. Достойный шанс войти в
будущее / О. Шакина // Библиополе. – 2006. – № 2. – С. 12–15.
9. Антоненко С. Всем миром создавались
модельные библиотеки в Рязанской области / С. Антоненко // Библиополе. –
2006. – № 2. – С. 16–20.
10. Типовое положение об образовательном
учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном
заведении) [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Рос. Федерации от
18 июля 2008 г. № 543. – www.consultant.ru
11. Концепция развития образования в сфере
культуры и искусства в Российской Федерации на 2008–2015 годы [Электронный
ресурс] : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 25 авг. 2008 г. №
1244-р. – // www.somc.ru
12. Рекомендации парламентских слушаний на
тему: «Начальное и среднее профессиональное образование в России:
законодательное регулирование и перспективы» [Электронный ресурс] : 5 июня
2008 г. / Гос. Дума Федерал. Собр. Рос. Федерации, Комитет по образованию.
– www.smolin.ru
13. Реализация федерального проекта
«Создание модельных публичных библиотек на селе» [Электронный ресурс] : [Из
опыта работы б-к Белгород. обл.] – www.bgunb.ru
14. Кононова Е. Модельные библиотеки:
концепция, сущность деятельности / Е. Кононова // Библ. жизнь
Белгородчины. – 2006. – Вып. 3. – С. 6–16.
15. Модельный стандарт деятельности
муниципальной публичной библиотеки Пермской области : утв. Коллегией
Департамента культуры и искусства 26 марта 2003 г. // Библиотека и закон :
справ. – Москва, 2006. – Вып. 20. – С. 6–20.
16. Денисова О. Новые возможности сельских
библиотек / О. Денисова // Сельская б-ка : альманах / Нац. б-ка Чуваш.
Республики. – Чебоксары, 2004. – Вып. 5. – С. 29–32.
17. Создание модельных и компьютерных
библиотек в Чувашской Республике [Электронный ресурс]. – //
www.lib.cap.ru
18. Примерное положение о порядке создания
модельной публичной библиотеки на базе общедоступной муниципальной библиотеки.
– Ростов, 2006. – 5 с.
19. Модельные библиотеки на селе : Новая
жизнь усадьбы Гончаровых [Открыта первая в Калужс. обл. модел. б-ка] // Библ.
дело. – 2005. – № 1. – С. 19.
20. Калуга. Модельные сельские библиотеки
// Там же. – 2007. – № 9. – С. 4.
21. Модельный стандарт деятельности
публичной библиотеки Курской области : [Проект] / Комитет по культуре Курс.
обл., Курс. обл. науч. б-ка им. Н. Н. Асеева. – Курск, 2005. – 5 с.
22. Модернизация сельских библиотек –
разумная неизбежность времени : метод. рекомендации по орг. мод. публ. б-к /
Комитет по культуре Курс. обл., Курс. обл. науч. б-ка им.
Н. Н. Асеева, НМО ; сост. Е. О. Хмелевская. – Курск, 2007.
– 19 с.
23. Антипенко Т. Модельные
библиотеки как центр сельской культуры [В окт. 2007 г. открылась
Клюквинская мод. б-ка в Курс. р-не] / Т. Антипенко // Курс. правда. –
2007. – 19 окт.
24. Поднять культуру села : [Развитие сел.
культуры] // Там же. – 31 окт.
25. Курская область. Книга не закрыта : [В
2007 г. открыты 14 мод. б-к в обл.] // Библ. дело. – 2007. – № 17. – С. 4.
26. Белунова А. Званновский
приоритет : [В селе Званном в сент. 2007 г. открыта первая мод. б-ка в
Курс. обл.] / А. Белунова ; фото С. Герасименко // Курс. правда. –
2008. – 15 февр.
27. Бессарабов В. Еще одна модельная : [В
г. Железногорске состоялось открытие б-ки] / В. Бессарабов // Там же.
– 10 июля.
28. Кузнецова Т. Я. Дополнительное
профессиональное образование как инструмент кадровой библиотечной политики / Т. Я. Кузнецова
// Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы
сотрудничества: Тема 2003 г.: Библиотека и доступность информации в
современном мире: электронные ресурсы науке, культуре и образованию : тр. конф. / 10-я Юбил. Междунар. конф. «Крым 2003». –
Москва : ГПНТБ России, 2003. – С. 408–413.
29. Столяров Ю. Н. Библиотека:
структурно-функциональный подход / Ю. Н. Столяров. – Москва : Книга,
1981. – 255 с.
|