Научные и технические библиотеки №8 2009 год
Содержание:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

Бродовский А. И. Создание имидж-каталогов в ГПНТБ России средствами ИРБИС

Левченко О. В. Выполнение тематических письменных справок в Научной библиотеке МИФИ

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП И ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ ИНФОРМАЦИИ

Хагерлид Ян. Программа «OpenAccess.se» – шведский опыт координации поддержки программ Открытого доступа

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Трачук Л. Ф., Швецова-Водка Г. Н. Классификация электронной библиографической продукции

Лаврик О. Л., Калюжная Т. А. Электронная библиотека ГПНТБ СО РАН в системе научных коммуникаций

НАША ПРОФЕССИЯ

Сукиасян Э. Р. Мы – библиотекари! Размышления о нашей профессии, а также о специальностях, должностях и функциях

Гранкина И. И. Подготовка программ повышения квалификации персонала модельных библиотек как перспективное направление в деятельности средней библиотечной школы

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Шапошников А. Е. Теоретический аспект библиотечно-информационной деятельности

Столяров Ю. Н. Крупный вклад в представление об эволюции документа

Плешкевич Е. А. «Документоведение» – новый учебник для высшей школы

ЮБИЛЕИ

Р. С. Гиляревскому посвящается


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

УДК 02

А. Е. Шапошников

Теоретический аспект библиотечно-информационной
деятельности

Рец. на кн.: Дворкина М. Я. Библиотечно-информационная деятельность: теоретические основы и особенности развития в традиционной и электронной среде. – Москва : Изд-во ФАИР, 2009. – 256 с. – (Специальный издательский проект для библиотек).

В монографии Маргариты Яковлевны Дворкиной «Библиотечно-информационная деятельность: теоретические основы и особенности развития в традиционной и электронной среде» (Москва : ФАИР, 2009. – 256 с.) впервые комплексно исследуется библиотечно-информационная деятельность, представлена её эволюция в традиционной и электронной среде. По трактовке, предложенной автором, эта деятельность является совокупностью «трудовых процессов, технологических и творческих, обеспечивающих выполнение библиотекой основных функций по организации сбора, обработки, сохранности и доступности документов, других информационных объектов и миссии перед обществом» (с. 21).

Библиотечная деятельность рассматривается М. Я. Дворкиной как разновидность информационной, а потому и названа «библиотечно-информационной деятельностью», причем какого-либо разграничения между библиотечной и библиотечно-информационной деятельностью не проводится. Эти понятия выступают как синонимы.

Широкий подход к определению предмета исследования позволил М. Я. Дворкиной представить в монографии в синтезированном виде новейшие взгляды и достижения в библиотечной технологии, отразить проблемы, возникающие при формировании библиотечных информационных массивов, информационно-поисковых систем, в процессе библиотечного обслуживания и при управлении библиотекой.

В монографии продемонстрировано целостное видение библиотечно-информационной деятельности, включающее не только библиотековедческие, но и библиографоведческие аспекты.

Примечательно продуктивное использование автором большого круга литературных источников. При их осмыслении применены различные методы исследования: положения синергетики, системно-деятельностный подход, эволюционный подход, методы терминологического анализа и др. Налицо свертывание знаний, их кумуляция с целью создания метаинформации по рассматриваемым проблемам.

В монографии два раздела: 1. Основы теории, технологии и организации библиотечно-информационной деятельности. 2. Эволюция библиотечно-информационной деятельности. Об их информационной насыщенности можно судить по предметному указателю. Многие из включенных в него терминов сравнительно недавно вошли в научный оборот (аттрактор, бифуркация, координатор электронных ресурсов, метаинформация, постнеклассическая наука, репозитарий, синергетика, эргономичность и др.).

Содержание первого раздела сконцентрировано вокруг таких проблем, как сущность и структура библиотечно-информационной деятельности, ее виды, технологические процессы, организация. Раскрывая содержание второго раздела, М. Я. Дворкина освещает основные этапы, тенденции и механизмы развития библиотечно-информационной деятельности, ее особенности в электронной среде, управление знаниями.

Индикатором перемен в библиотечно-информационной деятельности выступает трансформация ее системных компонентов в электронной среде. Воздействие электронной среды прослеживается в четкой логической последовательности, включающей цель, объект, предмет, средства, технологические условия и результат библиотечно-информационной деятельности.

Рассматривая различные аспекты электронной библиотечно-информационной деятельности, М. Я. Дворкина приходит к аргументированным выводам. Можно полностью согласиться с тем, что «в современной библиотечной деятельности осуществляется не революционный, а эволюционный этап развития, вектором которого является корпоративность и новые информационные технологии» (с. 206). Автор – сторонник идеи распределенного библиотечно-информационного фонда (с. 135–138). Заметим, что реализация этой идеи возможна лишь при условии технической готовности библиотек.

М. Я. Дворкина считает небезосновательными опасения, связанные с управлением знаниями (с. 216 – 218). Присоединяюсь к тем специалистам, у которых сам термин управление знаниями вызывает внутреннее отторжение как ограничивающий свободу личности.

Обосновывая необходимость целостного видения библиотечной деятельности, М. Я. Дворкина указывает на то, что «оно позволяет получить общее представление о библиотечной деятельности, дает возможность идентифицировать ее и отличить то, что является другим видом деятельности» (с. 5). Реализуя целостный взгляд на библиотечную деятельность, автор абстрагируется от типов и видов библиотек, особенностей обслуживания отдельных групп читателей, тематики проводимых в библиотеках мероприятий.

Все же в монографии есть страницы, на которых представление о библиотеках становится более конкретным. Так, на примере развития социально-культурной и просветительской библиотечной деятельности продемонстрировано, как библиотека адаптируется к потребностям общества, расширяя для читателей возможности доступа к культурным ценностям. В книге содержатся ссылки на опыт работы отдельных библиотек, отмечается организация при библиотеках центров правовой и экологической информации, музеев (с. 145–147), обращается внимание на реабилитационное направление деятельности библиотек, библиотечное обслуживание инвалидов (с. 143–144).

«Грядущие годы таятся во мгле» (А. С. Пушкин)… Трудно сказать, сбудутся ли содержащиеся в «Заключении» неутешительные прогнозы относительно небольших библиотек: «…число библиотек сократится, оставшиеся диверсифицируют свою деятельность» (с. 231), «при отсутствии финансирования некоторые филиалы ЦБС (если они сохранятся) могут из библиотек, собирающих, хранящих фонды и обслуживающих читателей, превратиться в своеобразных информационных брокеров, практически не имеющих своих фондов и получающих документы из библиотек-фондодержателей по мере необходимости в режиме реального времени» (с. 230).

Думается, что даже в условиях финансового кризиса не следует ни закрывать библиотеки, ни превращать их «в своеобразные клубы по интересам, в которых проводятся мероприятия, открываются картинные галереи, осуществляется коммуникативная и досуговая деятельность, но не на базе документального фонда». Как там в известной басне? Одна мышь (по другой версии – лягушка), попав в горшок со сметаной, утонула, а другая барахталась до тех пор, пока не сбила кусок масла и, забравшись на него, спаслась. Не так ли и библиотеки? Их активное противодействие закрытию и произвольным реорганизациям может увенчаться успехом.

Для научного стиля монографии М. Я. Дворкиной характерны обоснованный терминологический аппарат, целенаправленность, логичность и четко выраженная адресность, рассчитанная на достаточно подготовленного читателя. В монографии отсутствуют художественные литературные реминисценции, цитаты, рисунки, облегчающие восприятие текста. Автор предлагает свое видение библиотечно-информационной деятельности в максимально концентрированной, освобожденной от привходящих элементов форме.

Следует отметить удачное полиграфическое оформление книги, рассчитанный на долговременное использование переплет, продуманно составленный список использованной литературы (92 названия) и предлагаемых автором определений некоторых терминов (9), научно-вспо­могательный аппарат (предметный указатель), облегчающий поиск необходимых сведений. Книга издана значительным тиражом (1500 экз.).

Несмотря на отдельные спорные моменты, монография является крупным вкладом в разработку общетеоретических основ библиотековедения. Она вызовет интерес библиотековедов, специалистов библиотечного дела и может быть использована в качестве учебного пособия при изучении библиотековедческих дисциплин.

  
На главную