ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ
УДК 02
А. Е. Шапошников
Теоретический аспект библиотечно-информационной
деятельности
Рец. на кн.: Дворкина М. Я. Библиотечно-информационная
деятельность: теоретические основы и особенности развития в традиционной и
электронной среде. – Москва : Изд-во ФАИР, 2009. – 256 с. – (Специальный издательский
проект для библиотек).
В монографии Маргариты Яковлевны Дворкиной «Библиотечно-информационная
деятельность: теоретические основы и особенности развития в традиционной и
электронной среде» (Москва : ФАИР, 2009. – 256 с.) впервые комплексно
исследуется библиотечно-информационная деятельность, представлена её эволюция в
традиционной и электронной среде. По трактовке, предложенной автором, эта
деятельность является совокупностью «трудовых процессов, технологических и
творческих, обеспечивающих выполнение библиотекой основных функций по
организации сбора, обработки, сохранности и доступности документов, других
информационных объектов и миссии перед обществом» (с. 21).
Библиотечная деятельность рассматривается
М. Я. Дворкиной как разновидность информационной, а потому и названа
«библиотечно-информационной деятельностью», причем какого-либо разграничения между
библиотечной и библиотечно-информационной деятельностью не проводится. Эти
понятия выступают как синонимы.
Широкий подход к определению предмета исследования позволил
М. Я. Дворкиной представить в монографии в синтезированном виде новейшие
взгляды и достижения в библиотечной технологии, отразить проблемы, возникающие
при формировании библиотечных информационных массивов, информационно-поисковых
систем, в процессе библиотечного обслуживания и при управлении библиотекой.
В монографии продемонстрировано целостное видение
библиотечно-информационной деятельности, включающее не только библиотековедческие,
но и библиографоведческие аспекты.
Примечательно продуктивное использование автором большого круга
литературных источников. При их осмыслении применены различные методы
исследования: положения синергетики, системно-деятельностный подход,
эволюционный подход, методы терминологического анализа и др. Налицо свертывание
знаний, их кумуляция с целью создания метаинформации по рассматриваемым
проблемам.
В монографии два раздела: 1.
Основы теории, технологии и организации библиотечно-информационной
деятельности. 2. Эволюция библиотечно-информационной деятельности. Об их
информационной насыщенности можно судить по предметному указателю. Многие из
включенных в него терминов сравнительно недавно вошли в научный оборот (аттрактор, бифуркация, координатор
электронных ресурсов, метаинформация, постнеклассическая наука, репозитарий,
синергетика, эргономичность и др.).
Содержание первого раздела сконцентрировано вокруг таких проблем,
как сущность и структура библиотечно-информационной деятельности, ее виды,
технологические процессы, организация. Раскрывая содержание второго раздела,
М. Я. Дворкина освещает основные этапы, тенденции и механизмы развития
библиотечно-информационной деятельности, ее особенности в электронной среде,
управление знаниями.
Индикатором перемен в библиотечно-информационной деятельности
выступает трансформация ее системных компонентов в электронной среде.
Воздействие электронной среды прослеживается в четкой логической последовательности,
включающей цель, объект, предмет, средства, технологические условия и результат
библиотечно-информационной деятельности.
Рассматривая различные аспекты электронной
библиотечно-информационной деятельности, М. Я. Дворкина приходит к
аргументированным выводам. Можно полностью согласиться с тем, что «в
современной библиотечной деятельности осуществляется не революционный, а эволюционный
этап развития, вектором которого является корпоративность и новые
информационные технологии» (с. 206). Автор – сторонник идеи распределенного
библиотечно-информационного фонда (с. 135–138). Заметим, что реализация этой
идеи возможна лишь при условии технической готовности библиотек.
М. Я. Дворкина считает небезосновательными опасения,
связанные с управлением знаниями (с. 216 – 218). Присоединяюсь к тем
специалистам, у которых сам термин управление
знаниями вызывает внутреннее отторжение как ограничивающий свободу личности.
Обосновывая необходимость целостного видения библиотечной деятельности,
М. Я. Дворкина указывает на то, что «оно позволяет получить общее
представление о библиотечной деятельности, дает возможность идентифицировать ее и отличить то, что является
другим видом деятельности» (с. 5). Реализуя целостный взгляд на библиотечную
деятельность, автор абстрагируется от типов и видов библиотек, особенностей
обслуживания отдельных групп читателей, тематики проводимых в библиотеках мероприятий.
Все же в монографии есть
страницы, на которых представление о библиотеках становится более конкретным.
Так, на примере развития социально-культурной и просветительской библиотечной
деятельности продемонстрировано, как библиотека адаптируется к потребностям
общества, расширяя для читателей возможности доступа к культурным ценностям. В
книге содержатся ссылки на опыт работы отдельных библиотек, отмечается организация
при библиотеках центров правовой и экологической информации, музеев (с.
145–147), обращается внимание на реабилитационное направление деятельности
библиотек, библиотечное обслуживание инвалидов (с. 143–144).
«Грядущие годы таятся во мгле» (А. С. Пушкин)… Трудно
сказать, сбудутся ли содержащиеся в «Заключении» неутешительные прогнозы относительно
небольших библиотек: «…число библиотек сократится, оставшиеся диверсифицируют
свою деятельность» (с. 231), «при отсутствии финансирования некоторые филиалы ЦБС (если они сохранятся) могут из библиотек,
собирающих, хранящих фонды и обслуживающих читателей, превратиться в
своеобразных информационных брокеров, практически не имеющих своих фондов и
получающих документы из библиотек-фондодержателей по мере необходимости в
режиме реального времени» (с. 230).
Думается, что даже в условиях финансового кризиса не следует ни закрывать
библиотеки, ни превращать их «в своеобразные клубы по интересам, в которых
проводятся мероприятия, открываются картинные галереи, осуществляется
коммуникативная и досуговая деятельность, но не на базе документального фонда».
Как там в известной басне? Одна мышь (по другой версии – лягушка), попав в
горшок со сметаной, утонула, а другая барахталась до тех пор, пока не сбила
кусок масла и, забравшись на него, спаслась. Не так ли и библиотеки? Их
активное противодействие закрытию и произвольным реорганизациям может
увенчаться успехом.
Для научного стиля монографии
М. Я. Дворкиной характерны обоснованный терминологический аппарат,
целенаправленность, логичность и четко выраженная адресность, рассчитанная на
достаточно подготовленного читателя. В монографии отсутствуют художественные
литературные реминисценции, цитаты, рисунки, облегчающие восприятие текста.
Автор предлагает свое видение библиотечно-информационной деятельности в
максимально концентрированной, освобожденной от привходящих элементов форме.
Следует отметить удачное полиграфическое оформление книги, рассчитанный
на долговременное использование переплет, продуманно составленный список
использованной литературы (92 названия) и предлагаемых автором определений
некоторых терминов (9), научно-вспомогательный аппарат (предметный указатель),
облегчающий поиск необходимых сведений. Книга издана значительным тиражом (1500
экз.).
Несмотря на отдельные спорные моменты, монография является крупным
вкладом в разработку общетеоретических основ библиотековедения. Она вызовет
интерес библиотековедов, специалистов библиотечного дела и может быть
использована в качестве учебного пособия при изучении библиотековедческих
дисциплин.
|