Библиотечно-информационная
деятельность: правовое поле
УДК 02(470)
Г. П. Ивлиев
Библиотечная система
как информационно-культурная основа
для инновационного развития России
Рассмотрены меры по оптимизации библиотечной деятельности,
предусмотренные новым законодательством.
Основа инновационной экономики и информационного общества –
высокий уровень развития массовой культуры, обеспечить который призвано новое
законодательство о культуре и его важнейшая часть – обновленный библиотечный
закон.
Библиотеки России являются ключевым звеном в создании единого
информационного и культурного пространства страны, осуществлении конституционных
прав граждан на доступ к информации и культурным ценностям. В этом смысле роль
библиотек как информационных центров и центров культурной жизни приобретает
особую актуальность и значимость.
Одна из важнейших задач в этой связи – возрождение библиотечного
дела на основе современных технологий. Сегодня эта задача последовательно
реализуется. Началось формирование современного электронного библиотечного
фонда.
Учреждена Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина, которая должна органично вписаться в существующую
библиотечную сеть страны и дать ощутимый импульс к обновлению и дальнейшему
развитию общедоступной библиотечно-информационной системы России. В процессе
создания филиальной сети Президентской библиотеки развивается и
укрепляется материально-техническая база региональных библиотек. На этом основании Россия является полноправным
участником Европейской цифровой библиотеки. Активное
участие ведущих библиотек страны в разработке концепции, положений и других
базовых нормативных документов для Президентской библиотеки позволяет
сформировать модель общественного информационно-библиотечного центра, максимально
доступного жителям страны благодаря инновациям, технологиям и коммуникациям.
Очевидно, что становление и формирование культуры в информационном обществе с инновационной экономикой
должно быть обеспечено необходимой законодательной базой, и это постепенно
происходит. Уже осуществлены или находятся в процессе реализации давно
высказываемые профессиональным библиотечным сообществом предложения и
требования по оптимизации федерального законодательства в сфере библиотечного
дела и смежных областей.
В 2008 г. внесены изменения в
Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов», направленные на
совершенствование системы обязательного экземпляра. Дано общее понятие
документа как материального носителя с зафиксированной на нем в любой форме
информацией. Приняты поправки к ст. 18 Федерального закона «О библиотечном
деле», благодаря чему Президентская библиотека получила статус национальной
библиотеки Российской Федерации; для национальных библиотек обеспечена возможность
создавать электронные копии фондов.
Важной законодательной инициативой депутатов Государственной Думы
следует назвать принятие Федеральным Собранием РФ при рассмотрении федерального
бюджета на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг. положения о
ежегодном выделении субсидий из федерального бюджета на комплектование фондов муниципальных библиотек: 2008 г.
– 300 млн р., 2009 г. – 450 млн р., 2010 г. – 1 151 млн р.
Отказ от остаточного принципа финансирования культуры, увеличение
темпов роста расходов на культуру – важные факторыэффективного социально-экономического развития страны.
В рамках Федеральной целевой программы «Культура России», которая
продлена до 2011 г. и дополнена постановлением Правительства Российской
Федерации от 14 января 2009 г., реализуется крупный проект «Модельные сельские
библиотеки». В целях повышения уровня информационной обеспеченности,
предоставления свободного доступа граждан к всемирным информационным ресурсам,
совершенствования системы библиотечных услуг населению в сельской местности на
базе стационарных библиотек создаются модельные сельские библиотеки, оснащенные
современной компьютерной техникой, выходом в Интернет, источниками информации
на различных видах носителей. Предусмотрено увеличение финансирования этого
раздела Программы на 110 млн р., в том числе из федерального бюджета – на 88
млн, из прочих источников – на 22 млн, что позволит обеспечить дополнительно не
менее 220 сельских библиотек информационными ресурсами.
В рамках мероприятия «Формирование Национальной электронной
библиотеки» осуществляется финансирование оцифровки различных изданий, на что
действующей Программой предусмотрено 43,5 млн р., в том числе из федерального
бюджета – 33,5 млн. Это позволит увеличить фонд электронной библиотеки на 310
тыс. полнотекстовых записей. Дополнительное финансирование в размере 42 млн р.
обеспечит увеличение цифрового фонда ещё на 300 тыс. ед. хранения.
Запланировано также увеличение финансирования по разделам:
«Создание и ведение Сводного
каталога библиотек России» (на 34 млн р.);
«Организация мобильной системы обслуживания населенных пунктов, не
имеющих библиотек» (что позволит обеспечить не менее 100 муниципальных районов
библиобусами – передвижными библиотеками для обслуживания населения отдаленных
местностей, не имеющих стационарных библиотек);
«Обеспечение сохранности библиотечных фондов» и «Страховое копирование
библиотечных фондов, фильмофонда» (что дает возможность модернизировать
материально-техническую базу сохранения библиотечных фондов).
Отдельно предусматриваются мероприятия по укреплению материально-технической
базы библиотек, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, что
позволит провести серьезные работы в 15 региональных библиотеках. Это
дополнение введено в Программу решением Председателя Правительства РФ
В. В. Путина и служит задачам формирования единой библиотечной сети в
стране.
Наряду с этим следует отметить, что материально-техническое обеспечение
и сохранность библиотечных фондов в региональных библиотеках далеко не
соответствует всем современным требованиям. Значительное число зданий и
помещений библиотек не отвечает задачам комфортного обслуживания читателей и хранения фондов. Многие из хранилищ
библиотек расположены в малопригодных помещениях, нередко находящихся в
аварийном состоянии.
Необходимо продолжить также работу по созданию современной материально-технической
базы муниципальных библиотек. ПринятиеФедерального
закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» создало новые условия для осуществления и развития библиотечной
деятельности. Все три муниципальных уровня (поселение, городской округ и район)
получили полномочия по организации библиотечного обслуживания населения. В ходе
реформы местного самоуправления – при разграничении полномочий и собственности
между государством и муниципальными образованиями – усилия библиотечного
сообщества направлены на сохранение целостной системы библиотечного
обслуживания.
Многие муниципальные библиотеки обретают статус юридического лица,
что способствует расширению их функций, повышает производственную и
хозяйственную самостоятельность. В регионах и на местах создается
нормативно-правовая база, определяющая и регламентирующая деятельность библиотек
в новых условиях.
Реорганизация библиотечного обслуживания привлекла внимание региональных
и местных властей, депутатского корпуса к проблемам публичных библиотек, что в
ряде регионов привело к положительным сдвигам в их деятельности: увеличилось
финансирование, позволившее начать модернизацию материально-технической базы
библиотек, в том числе компьютеризацию и подключение к сети Интернет. Например,
в Белгородской области в рамках программы «Информатизация учреждений культуры
на 2008–2010 годы» создаются центры по оцифровке книжных памятников для обеспечения
к ним широкого доступа читателей. С 2003 по 2008 г. в регионе создано
около 100 модельных библиотек. Во всех центральных и ряде сельских библиотек
открыты общедоступные центры правовой информации, компьютеризирована почти
треть сельских библиотек, каждая шестая имеет доступ к Интернету.
Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в
Российской Федерации» установил полную организационную и финансовую
самостоятельность муниципальных образований, которые обязаны обеспечивать
население библиотечным обслуживанием.
Теперь исполнительные органы местного самоуправления могут самостоятельно
решать многие вопросы управления муниципальными библиотечными учреждениями,
такие как создание, ликвидация и реорганизация библиотек; принятие и
утверждение их уставов, определяющих цели и задачи, направления, порядок и
условия деятельности; обеспечение библиотек муниципальным имуществом;
назначение и увольнение руководителей библиотек; финансирование библиотек,
регулирование тарифов на их услуги и контроль за их деятельностью; формирование
и размещение муниципального заказа; а также принятие планов и программ комплексного
социально-экономического развития муниципального образования и обеспечение их
выполнения. Важно, чтобы органы местного самоуправления знали о новых
полномочиях в области управления муниципальными учреждениями и реализовывали
их.
В соответствии с Федеральным законом муниципальное образование
должно самостоятельно осуществлять финансирование и материально-техническое
обеспечение библиотеки как муниципального учреждения на основе сбалансированности
местных бюджетов и утвержденной сметы. Органы местного самоуправления могут
выступать заказчиками при выполнении работ и оказании услуг, связанных с
решением вопросов библиотечного обслуживания, на конкурсной основе.
Закон предусмотрел также возможность передачи полномочий на иные
муниципальные уровни в зависимости от местных условий – территориальных,
имущественных, финансовых, кадровых и др. Сегодня уже есть отдельные
положительные результаты подобной практики. Так, после реализации соглашений о
передаче органам местного самоуправления района отдельных полномочий по
организации библиотечного обслуживания поселений уже практикуются:
- составление перечня услуг библиотек и порядка их оказания, в том
числе по платным услугам; формирование муниципальных заданий по оказанию
библиотечных услуг, финансируемых за счет бюджета;
- разработка показателей по отнесению к группам по оплате труда,
формирование штатного расписания, разработка документов по материальному
стимулированию работников;
- выработка системы показателей качества и результативности услуг,
оказываемых библиотеками, и соответствующего мониторинга;
- сбор статистических данных; оценка эффективности предоставления
библиотечных услуг, обеспеченности библиотечными услугами и книжными фондами;
анализ структуры библиотечного фонда;
- расчет объемов комплектования библиотек в соответствии с нормативами,
разработка тематико-типологических планов и технических заданий для организации
закупок;
- материально-техническое обеспечение библиотек, участие в проведении
конкурсов; разработка программ развития библиотек и мониторинг их реализации;
- информатизация и методическое обеспечение библиотечных процессов;
организация перевода редкого и особо востребованного фонда на электронные
носители;
- организация условий сохранности библиотечных фондов, оснащение
библиотек необходимым противопожарным оборудованием, соблюдение
соответствующего температурно-влажностного режима и т.п.
Однако нормы Закона применяются не всегда корректно в деятельности
муниципальных образований. Так, передача управленческих, имущественных и
финансовых обязательств поселениям, муниципальным районам или городским округам
порой приводит к тому, что из-за дефицита местных бюджетов во многих
муниципальных образованиях происходит не только сокращение численности
муниципальных библиотек, но и изменение структуры и содержания их деятельности.
Не во всех муниципальных образованиях сеть библиотек оптимизирована с точки
зрения доступности их фондов для населения.
Передача отдельных полномочий поселениям, муниципальным районам
или городским округам не должна приводить к устранению органов власти
муниципальных образований от решения вопросов в области библиотечного дела и
ущемлять интересы учреждений культуры.
Поставленная в Послании Президента РФ Д. А. Медведева
Федеральному Собранию задача «достигнуть оптимального баланса разграничения
полномочий между Федерацией и регионами и ежегодно уточнять параметры этого
разграничения» требует вполне конкретного эффективного решения и в библиотечном
деле.
Здесь необходима активная позиция и
федеральных властей, и, прежде всего, региональных. Более половины субъектов
Российской Федерации имеют законодательную базу для организации и развития
библиотечного дела. Специальные региональные законы о библиотечном деле
действуют более чем в трети субъектов
Федерации. В ряде регионов приняты законы об обязательном экземпляре
документов, распространена практика применения комплексных законов о
библиотечном деле и обязательном экземпляре.
Большое значение для развития деятельности библиотек имеют региональные
законы о реализации комплексных целевых программ в сфере культуры. Участие
библиотек в выполнении вышеназванных программ позволяет получить дополнительное
финансирование на комплектование библиотечных фондов, укрепление материально-технической
базы библиотек, в том числе муниципальных. В качестве примера успешной
реализации можно привести Закон Оренбургской области «О программе поддержки
учреждений культуры районов и городов области на 2006–2008 годы».
В ряде регионов страны (Республика Марий Эл, Ленинградская, Омская,
Ульяновская, Белгородская, Орловская, Смоленская, Тульская, Магаданская области
и др.) реализуются региональные целевые программы, направленные на развитие
публичных библиотек. Источником финансирования этих программ и текущей
деятельности библиотек выступают местные и областные бюджеты, а также
региональные фонды совместного финансирования социальных расходов, создаваемые
на основе договоров, заключаемых между региональными властями и администрациями
муниципальных районов и городских округов. В рамках партнерских проектов на
базе библиотек открываются новые центры, в том числе так называемые интеллект-центры,
центры по работе с молодежью. В сельских поселениях формируются
социально-библиотечные комплексы.
Во многих субъектах Российской
Федерации (например в Республике Коми, Иркутской, Калужской, Курганской,
Магаданской, Томской областях) приняты также законы о социальной поддержке
работников культуры, в том числе и библиотечных работников. Эти законы
предусматривают льготы по оплате жилых помещений и коммунальных услуг для
отдельных категорий специалистов, в том числе библиотекарей, работающих или проживающих
в сельской местности и рабочих поселках; компенсационные выплаты, предусматривающие
надбавки за стаж работы; выплату лечебных пособий.
В регионах получает развитие система предоставления грантов на
конкурсной основе для осуществления проектов развития библиотек, проводятся
конкурсы, например «Библиотекарь года», «Молодые в культуре», «Лучшее в
библиотеках России», а также конкурс «Библиотеки России» в рамках партийного
проекта «Единой России».
В законодательстве по-прежнему остаются
нерешенные вопросы гармоничного включения библиотечной системы в новые условия
инновационного развития. С момента принятия в 1994 г. Федерального
закона «О библиотечном деле» произошли значительные изменения, связанные как с
расширением сферы деятельности библиотек, так и с принятием ряда федеральных
законов.
В связи с этим в 2009 г. Государственная Дума приняла
внесенный группой депутатов законопроект, предусматривающий необходимые изменения
в Федеральный закон «О библиотечном деле», а также обеспечивающий защиту
библиотечных фондов как части культурного достояния народов Российской
Федерации.
В проекте можно выделить следующие концептуальные положения:
1. Определение библиотечного фонда как совокупности
«документов различного назначения и статуса, организационно и функционально связанных
между собой, подлежащих учету, комплектованию, хранению и использованию в целях
библиотечного обслуживания населения». Понятие библиотечного фонда является
основным для большинства норм Закона, однако до настоящего времени в
законодательстве оно не было раскрыто и в различных документах определялось
неоднозначно.
Раскрывается понятие национальный
библиотечный фонд, рассматриваемое как часть библиотечного фонда, имеющая
особое историческое, научное, культурное значение, предназначенная для
постоянного хранения и общественного использования и являющаяся культурным
достоянием народов Российской Федерации. В проекте Федерального закона «О библиотечном
деле» конкретно определены состав, учет, условия хранения и использования
библиотечного фонда.
2. Предлагается ввести понятие книжные
памятники, к которым относятся рукописные или печатные книги, обладающие высочайшей
духовной, материальной ценностью, имеющие особое историческое, научное,
культурное значение, и в отношении которых установлен особый режим учета,
хранения и использования. Используемый в Законе термин памятник истории и культуры
предлагается заменить на термин книжный памятник.
В первую очередь это связано с необходимостью приведения норм Федерального
закона «О библиотечном деле» в соответствие с нормами Федерального закона «Об
объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской
Федерации», определяющего памятники истории и культуры как объекты недвижимого
имущества. Вместе с тем предлагается дополнить Закон статьей 161,
нормы которой обеспечивают сохранность книжных памятников.
Введение понятия книжные
памятники потребует также внесения изменений в ряд других законов, в том
числе в федеральные законы «Основы законодательства о культуре», «О Музейном
фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».
3. Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления
в Российской Федерации» конкретизированы полномочия органов местного
самоуправления в сфере библиотечного дела. В частности, органы местного
самоуправления муниципального района в целях обеспечения библиотечного
обслуживания населения получили полномочие создавать межпоселенческие
библиотеки. Однако практика библиотечного дела требует возложения на ведущие
библиотеки расширенных функций по комплектованию
наиболее полного универсального собрания документов в пределах обслуживаемой
территории, обеспечению взаимоиспользования библиотечных ресурсов,
осуществлению методической работы. Такие функции в соответствии со ст. 20
Закона будут возложены на центральные библиотеки.
Законопроект был направлен в субъекты Российской Федерации, получено
45 отзывов от органов региональной исполнительной власти и 30 – от органов
региональной законодательной власти. Во всех отзывах законопроект поддержан.
Некоторые регионы (республики Чувашия и Карелия, Красноярский и
Камчатский края, Челябинская область) предлагают ввести развернутое определение
библиотечного обслуживания и межпоселенческой библиотеки как районной
библиотеки, организующей библиотечное обслуживание населения поселений,
входящих в состав района, и выполняющей функции центра комплектования и
каталогизации книжного фонда, центра книгообмена и межбиблиотечного абонемента.
Однако в связи с тем, что в Законе не раскрываются понятия поселенческая или городская библиотека, а приводятся общий термин библиотека (ст. 1) и перечень основных
видов библиотек (ст. 4), давать детальное определение межпоселенческих
библиотек нецелесообразно – они являются одним из видов муниципальных
библиотек. Другое дело, что, вместо существовавшей ранее центральной районной
библиотеки, одна из межпоселенческих библиотек может получить статус центральной
районной библиотеки. Это предложение реализовано в изменении в ст. 20, где
указывается: «органы местного самоуправления муниципального района могут присваивать
ведущей межпоселенческой библиотеке статус центральной районной библиотеки».
В совокупности с нормой п. 2 ст. 20 о том, что «центральная библиотека обязана формировать,
хранить и предоставлять пользователям библиотеки наиболее полное универсальное
собрание документов в пределах обслуживаемой территории, организовывать
взаимоиспользование библиотечных ресурсов и оказывать методическую помощь
библиотекам» проблема правового обеспечения централизованного ведения
библиотечного дела на уровне района будет решена.
На муниципальный район возложена ответственность за обеспечение
базовых библиотечных функций – комплектования и сохранности библиотечных
фондов. Реализация этих функций возможна при условии сохранения
централизованной библиотечной системы (ЦБС) на уровне района. ЦБС как
отраслевая структура предусматривает цикл неразрывных операций, в основе
которых – комплекс мероприятий по комплектованию, библиографической обработке
книг, работа с каталогами для организации доступа населения, формирование баз
данных, электронных каталогов, межбиблиотечный абонемент и, наконец,
книговыдача.
Следовательно, в рамках ЦБС существует разграничение функций: на
комплексную, реализуемую центральной библиотекой, и функцию книговыдачи,
реализуемую остальными библиотеками. ЦБС – наиболее удобная и экономичная
система организации библиотечного дела на муниципальном уровне. Таким образом,
в интересах жителей поселений, для создания качественной библиотечной услуги,
необходимо закрепить за одной из библиотек, обладающей наиболее мощными
кадровыми и информационными ресурсами, статус центральной, в то время как
другие библиотеки поселений или их филиалы будут обладать менее значимыми
функциями.
Требует дополнительного обсуждения предложение отдельных регионов
об определении в Законе термина библиотечное
обслуживание и его расшифровки. У специалистов библиотечного дела нет единого
мнения: приравнять библиотечное обслуживание к библиотечным услугам или сохранить
только основную функцию библиотек – хранение фондов и обслуживание читателей.
Этот вопрос нуждается в дополнительной проработке.
При рассмотрении законодательной и нормативно-правовой базы библиотечного
дела следует отметить отдельные предложения, которые высказываются в этой
связи.
Так, неоднократно поднималась проблема реализации Федерального
закона № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которым
библиотеки должны комплектовать свои фонды на основе конкурсов. По мнению
специалистов, на практике это нередко приводит к потере оперативности в
комплектовании фондов, утрате их полноты и разнообразия, исключает возможность долговременного
сотрудничества с фирмами-поставщиками. Ставка на обязательное понижение
начальной стоимости государственного контракта, необходимость обеспечения
заявки на участие в конкурсе и исполнения госконтракта делает порой невозможным
участие в конкурсах государственных учреждений, а также предприятий малого и
среднего бизнеса, что ведет к монополизации рынка.
Проведение конкурсной процедуры требует
большого времени, в течение которого нужная литература раскупается. Кроме того,
не всегда понятен критерий отбора книг, закупаемых библиотеками. В достаточном
ли объеме приобретается классическая литература, книги, способствующие духовно-нравственному
воспитанию граждан, отражающие наши традиции, духовно-культурные ценности?
Вместе с тем необходимо упростить
процедуру конкурсов или отказаться от них вовсе, особенно для периодических
печатных изданий, так как многие библиотеки выписывают эти издания с перерывом
в полугодие. А периодика пользуется у читателей большим спросом.
Библиотекам следует более активно
использовать возможности Федерального закона № 94, например нормы о закупках у
единственного поставщика: закупать произведения определенных авторов у
издателей, которым принадлежат исключительные права; процедуры запроса котировок и аукционов. Ведь ст. 34 Закона
предусматривает при проведении аукционов установление широкого перечня
требований при заключении контракта: качество, технические характеристики,
функциональные и иные характеристики, детально конкретизирующие потребности
заказчика, что облегчает процедуру закупок и позволяет тщательно определить
необходимый товар.
Для функционирования муниципальных
библиотек на местах и успешной реализации положений Закона № 131 «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» большое
значение имеет принятие нормативов библиотечного обслуживания населения. Приказ
Минкультуры России от 20 февраля 2008 г. «Об утверждении нормативов
минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры
(общедоступных библиотек и культурно-досуговых учреждений)» устанавливает
основные требования к качеству и обеспечению доступности библиотечного
обслуживания для населения. Очевидно, целесообразно также разработать и принять
нормативы минимального ресурсного обеспечения для общедоступных библиотек муниципальных
районов, межмуниципальных объединений библиотек и городских библиотек.
Разрыв в обеспеченности библиотек ресурсами показывает реальное
неравенство граждан нашей страны с точки зрения обеспечения их конституционных
прав на доступ к информации. Нормативы бюджетного
финансирования, в том числе базовые нормы и расчетные методики для определения необходимого объема средств на текущее
комплектование, не утверждены. Это приводит к сложностям при формировании
местных бюджетов и сокращению объемов финансирования комплектования библиотек
на местах.
Для оценки возможностей библиотечной сети требуется сопоставление ее состояния с неким эталоном – единым для
страны набором норм и требований по организации оптимальной библиотечной
инфраструктуры, учитывающим к тому же различия регионов. Существующие нормативы
не могут в полной мере служить выполнению этой задачи. Между тем сегодня в
регионах недопустимо большой разрыв по книгообеспеченности. В большинстве из
них диапазон среднего суммарного размера фонда публичной библиотеки – 14–21
тыс. документов. Однако если отдельные регионы явно лидируют по среднему
показателю документов на одну библиотеку (Магаданская область – 47 630,
Мурманская область – 47 179, Ивановская область – 44 925), то в
других регионах положение близко к критическому (Республика Дагестан – 753,
Пермский край – 165).
Важный показатель развития библиотечного обслуживания – количество
поступлений в расчете на 1 000 человек. Согласно рекомендациям ИФЛА и
ЮНЕСКО, расчетный норматив – 250 экз. в год. Здесь ситуация в целом по стране
весьма тревожная: только в 11 регионах объем поступлений на 1 000 жителей
соответствует международному нормативу или даже превышает его (Чукотский
автономный округ, Сахалинская, Мурманская, Владимирская области), но в
некоторых регионах – значительно ниже (Республика Дагестан – 21% от норматива,
Приморский край – 25%).
Ускорился процесс старения фондов из-за недостаточного их обновления.
Сокращение фондов муниципальных библиотек происходит вследствие удорожания
издательской продукции, списания большого объема устаревшей литературы.
Сложная ситуация складывается с внутригосударственным книгообменом,
который практикуется в России с начала образования библиотечных фондов. Порядок
перераспределения документов значительно усложнился с принятием Федерального
закона № 131, который требует согласования передачи каждого издания с органами
Росимущества, территориальными органами управления имуществом и учредителями
библиотек, так как фонды отнесены к имуществу. Процедура передачи стала
занимать 4–8 месяцев. В связи со сложностями перераспределения изданий
библиотеки все чаще отказываются от ведения книгообмена, предпочитая списывать
издания в макулатуру. Если не изменить правила перераспределения литературы между
библиотеками, эта практика может стать повсеместной. В итоге библиотечная
система страны потеряет канал безвозмездного комплектования фондов объемом
примерно 1 млн изданий в год.
Таким образом, учитывая названные тенденции и возрастающую роль
библиотек в развитии информационного общества, необходимо продолжать работу по
совершенствованию норм, направленных на развитие правовых основ деятельности
библиотек.
|