УДК 02:37
И. Н. Доронина
Формирование информационной культуры
профессионала библиотечно-информационной деятельности
Преподавание дисциплины «Информациология» студентам-выпускникам на
библиотечно-информационном факультете Белгородского государственного института
культуры и искусств.
Информационная наука и практика, согласно стандарту, является одной
из областей профессиональной деятельности дипломированного специалиста высшей
квалификации – технолога автоматизированных информационных ресурсов. Основное
качество профессионала этой квалификации – высокий уровень информационной
культуры. Соответствующий уровень формируется у студентов библиотечных
факультетов на протяжении всего периода обучения и вбирает в себя знания из тех
наук, которые способствуют его развитию и применению к конкретному виду
деятельности.
Понятие информация
является базовым и определяющим в содержании изучаемых дисциплин. Раскрытие
многогранности этого понятия – одно из условий успешного формирования уровня
информационной культуры. «В социальной сфере и в гуманитарно-культурологической
деятельности, а также в процессе преподавания практически всех дисциплин информация
играет главенствующую роль. В обществе информация является объединяющим,
организующим ресурсом, способствующим сохранности собственности и воспитанию
людей, повышению уровня знаний, культуры, материального благосостояния и
развития. Чем больше используется научной, исторической, оперативно-текущей и
перспективной (первично-достоверной) информации в процессе преподавания, особенно
социально-гуманитарных предметов, тем интереснее, доступнее и качественнее учебный
процесс» [1. С. 15].
Необходимо отметить, что в 1970-е гг. был поставлен вопрос о
присвоении информации статуса философской категории, однако и сегодня изучение
феномена информации – одна из интереснейших и сложных проблем. В современном
научном мире существуют различные мнения, касающиеся этого понятия. Одни
исследователи считают, что надо отказаться от попыток дать строгое определение
информации и рассматривать это понятие как первичное, неопределяемое (подобно
понятию множества в математике). Другие пытаются найти общие свойства и
закономерности, присущие многоаспектному понятию информация. Однако каждая дисциплина наполняет его своим смысловым
содержанием. Появляются новые научные направления, которые по-своему интерпретируют
информацию. Необходимо отметить следующие, на наш взгляд, самые крупные
направления.
Информодинамика (впервые
официально прозвучала в 1998 г.) декларирует себя как «наука о феномене
информации и феномене ее самоорганизации, о законах, которым подчиняются
явления информационные и их связи с явлениями энергетическими, включая в
совокупность информационных явлений и интеллект, разум, вообще все
негэнтропийные информационные процессы» [2].
Информология – наука об
информации как фундаментальном факторе бытия, закономерностях создания,
производства, передачи, получения, хранения и использования информации.
Основной постулат информологии заключается в том, что все природные явления,
объекты и процессы можно рассматривать в образе некоего условно замкнутого
пространства. Это дает возможность выделить показатель, который принадлежит
каждому пространству. Таким показателем является состояние пространства или
иначе – информация. Предмет изучения информологии – пространственная организация
информации, а также закономерности пространственного построения информационных
систем.
Синергетическая теория
информации (СТИ) изучает информационно-количественные аспекты отражения
системных образований, представленных конечным множеством элементов. Ключевое
положение в СТИ занимает информационный закон отражения, а информация
трактуется как форма отражения.
Информациология
претендует на звание «единая теория на единой фундаментальной основе, всеобщая
методология и всеобщий информационный метаязык» [1. С. 21] и определяет информацию как «генерализационно-единые
самоотношения, конформные самоотображения и соотношения всех вакуумных,
материзованных и дематеризованных точек пространства» [Там же.С. 91].
Из перечисленных (далеко не всех) научных направлений наибольшее
развитие получила информациология.
Зародившись на стыке естественных, гуманитарных, технических и социальных наук,
а также на основе фундаментальных явлений и процессов, происходящих в обществе
и Вселенной, информациология стала генерализационной и таким образом фундаментальной
наукой. «В настоящее время все страны мира идут по информациологическому пути
развития. Информация, как всеобщая генеративная основа природы и общества,
является безальтернативным ресурсом прогресса и благосостояния многих народов;
информациологические ресурсы и технологии, средства массовой информации,
компьютеры, локальные, глобальные и космические информационные сети подняли
науку и технический прогресс на беспрецедентный уровень по сравнению с тем, что
обеспечили в прошлом физика, механика, химия и электродинамика, вместе взятые»
[Там же. С. 17].
Термин информациология
появился в 1989 г., а первое издание по этому научному направлению вышло в
1993 г. Основоположником информациологии признан И. И. Юзвишин –
автор единственного на сегодняшний день учебного пособия «Основы информациологии».
Ему удалось установить и формализовать закономерности информационных отношений
в микро- и макроструктурах природы, общества и Вселенной, которые отражают
информационные процессы, происходящие между элементарными частицами, атомами и
молекулами в материальной среде и между нульматериальными точками в
информациогенно-вакуумном пространстве Вселенной.
Законы информациологии и фундаментальный принцип информациологического
подхода позволяют корректнее и точнее анализировать, синтезировать и
прогнозировать различного рода процессы и явления природы и общества. Важно
также и то, что автор учебного пособия предложил и обосновал картину
мироздания, основой которой является информациогенный вакуум, заполняющий все
пространство Вселенной и рождающий материальные частицы.
В 1992 г. по инициативе И. И. Юзвишина создана
Международная академия информатизации; проводится Всемирный информациологический
форум.
Все сказанное приводит к мысли о целесообразности и пользе преподавания
дисциплины «Информациология» и послужило основанием для включения ее в перечень
дисциплин специализации федерального компонента специальности
«Библиотечно-информационная деятельность», квалификация «Технолог автоматизированных
информационных ресурсов».
В Белгородском государственном
институте культуры и искусств «Информациология» преподается с начала 2007/2008
учебного года на пятом курсе.
Цель курса – обучение студентов основам информациологии как научной
основы построения информационной модели мира; развитие мировоззрения;
формирование информационной культуры; изучение практической стороны
функционирования информации – процессов ее возникновения, передачи, хранения,
обработки; исследование информационных микро- и макродинамических процессов и
явлений, происходящих во Вселенной.
Изучение этой теоретической дисциплины поможет
студентам-выпускникам обобщить, систематизировать и расширить многогранное понятие
информации. Главная задача при этом – раскрыть фундаментальную сущность
информации, ее беспрецедентную актуальность и ценность на современном этапе
развития, безальтернативность информациологических ресурсов и технологий, что и
будет способствовать формированию высокого уровня информационной культуры. А это,
в свою очередь, станет залогом успешной профессиональной деятельности.
Разрабатывая программу новой дисциплины, мы посчитали целесообразным
включить в нее следующие разделы:
1. Универсальная концепция информации.
Общенаучный характер понятия информации. Информационное отражение.
Современные определения информации. Виды информации. Основные концепции
информации. Триединство информации. Фундаментальная сущность информации.
Фундаментальный принцип информациологического подхода в исследованиях.
2. Законы информациологии.
Всемирный информациогенно-вакуумный закон. Закон сохранения
информации и информационного равновесия Вселенной. Закон постоянного изменения
информации. Всемирный закон генерализационно-единого информационного
взаимодействия. Законы симметризации, ритмичности, периодичности и цикличности.
3. Информационный подход как новая парадигма в изучении эволюционных
процессов.
Становление понятия информация. Понятие информации в
различных философских учениях. Сущность и методология информационного подхода.
4. Информационная деятельность человека.
Информациология биосферы. Информациология человека. Информациология
гуманитарно-культурологической сферы мирового сообщества.
Естественно, что при изучении и преподавании новой, развивающейся
науки, к которой неоднозначно относятся в научном мире, возникает множество
вопросов, которые хотелось бы обозначить и обсудить. Главный вопрос –
содержание и структура дисциплины. На наш взгляд, она претендует на изменение
статуса: из дисциплины специализации может превратиться в общепрофессиональную.
Следующий вопрос – отсутствие адаптированного для гуманитариев
учебника. Единственное учебное пособие – «Основы информациологии»
И. И. Юзвишина – не переиздавалось с 2001 г. Кроме того, в нем
преобладает физическая и математическая терминология: физические величины,
доказательства, требующие для понимания достаточно серьезной математической
подготовки. В работе со студентами гуманитарного вуза использовать это пособие
можно только в том случае, если глубоко перерабатывать целые разделы, что мы и
делаем. Например, при изучении раздела «Законы информациологии» подбираем
примеры применения законов в библиотечно-информационной деятельности.
Психолог И. Огнев делает попытку создать свой учебник «Основы
информациологиии» с акцентом на психологический и философский подходы к понятию
информации. Однако пока этот учебник существует только в электронном виде.
Большой интерес при подборе материалов представляют работы доктора
философских наук В. Б. Гухмана (Тверской ГТУ), который освещает
философскую сущность информационного подхода, и доцента кафедры философии
Белгородского ГУ В. Е. Пенькова, рассматривающего информационный
подход как новую методологическую парадигму и ее применение в изучении
эволюционных процессов.
Полагаем, что в Белгородском государственном институте культуры и
искусств готовы к работе по созданию учебного пособия «Информациология» для
вузов культуры и искусства. Наши специалисты ищут соавторов для этой работы.
Анализируя еще совсем небольшой опыт преподавания дисциплины
«Информациология», можно утверждать, что огромное познавательное значение и
фундаментальная научно-исследовательская роль информациологии в науке, в
социальном развитии и во всех областях знаний свидетельствуют о том, что она
дополняет, уточняет, обобщает и развивает любую науку, как и любую сферу
человеческой деятельности. А формированию уровня информационной культуры в
значительной мере способствует расширение и дополнение научных сведений о
сущности фундаментального понятия информации.
Список источников
1. Юзвишин И. И. Основы
информациологии : учеб. для высш. и средних учеб. заведений, курсов повышения
квалификации и самообразования / И. И. Юзвишин. – Москва : «Высшая школа»,
2001. – 517 с.
2. Лачинов В. М. Информодинамика
или Путь к Миру открытых систем / В. М. Лачинов,
О. А. Поляков. – С.-Петербург : изд-во СПбГТУ, 1999. – 431 с.
3. Мокий В. С. Краткое введение
в информологию / В. С. Мокий, О. Е. Шегай,
А. О. Жамборова. – Москва : Новый Центр, 1999. – 150 с.
4. Чернавский Д. С. Синергетика
и информация (динамическая теория информации) / Д. С. Чернавский. –
Москва : Едиториал УРСС, 2004. – 288 с.
|