Научные и технические библиотеки №9 2009 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПРАВОВОЕ ПОЛЕ

Ивлиев Г. П. Библиотечная система как информационно-культурная основа для инновационного развития России

Чувильская О. А. Законодательство о библиотечном деле: эволюция и современное состояние

КАЧЕСТВО РАБОТЫ: ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА

Кипа И. Н. Квалиметрия качества библиотечного обслуживания

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

Степанова Л. О., Сергачева М. Л. Virtua как информационно-технологическая среда библиотеки университета

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. Классификационный (систематический) поиск в эпоху электронных каталогов (статья первая)

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Брюханов А. Г. Шаги по росе. Опыт экологического просвещения Приморской государственной публичной библиотеки им. А. М. Горького

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Соколов А. В. Аннигиляция библиотечной школы

Мокшанова Е. В. Культурная среда библиотеки: интерпретация понятия

Доронина И. Н. Формирование информационной культуры профессионала библиотечно-информационной деятельности

ЮБИЛЕИ

Филимонова Т. В.95 лет ВНИИ табака

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Шрайберг Я. Л., Колосов К. А., Гончаров М. В., Каширина Н. А. «Библиотечное дело, информационные системы и образование в США» – одиннадцатое профессиональное библиотечно-информационное мероприятие

База данных «Стандарты СИБИД» – на портале www.library.ru


УДК 02:37

И. Н. Доронина

Формирование информационной культуры
профессионала библиотечно-информационной деятельности

Преподавание дисциплины «Информациология» студентам-выпускникам на библиотечно-информационном факультете Белгородского государственного института культуры и искусств.

Информационная наука и практика, согласно стандарту, является одной из областей профессиональной деятельности дипломированного специалиста высшей квалификации – технолога автоматизированных информационных ресурсов. Основное качество профессионала этой квалификации – высокий уровень информационной культуры. Соответствующий уровень формируется у студентов библиотечных факультетов на протяжении всего периода обучения и вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют его развитию и применению к конкретному виду деятельности.

Понятие информация является базовым и определяющим в содержании изучаемых дисциплин. Раскрытие многогранности этого понятия – одно из условий успешного формирования уровня информационной культуры. «В социальной сфере и в гуманитарно-культурологической деятельности, а также в процессе преподавания практически всех дисциплин информация играет главенствующую роль. В обществе информация является объединяющим, организующим ресурсом, способствующим сохранности собственности и воспитанию людей, повышению уровня знаний, культуры, материального благосостояния и развития. Чем больше используется научной, исторической, оперативно-текущей и перспективной (первично-достоверной) информации в процессе преподавания, особенно социально-гуманитарных предметов, тем интереснее, доступнее и качественнее учебный процесс» [1. С. 15].

Необходимо отметить, что в 1970-е гг. был поставлен вопрос о присвоении информации статуса философской категории, однако и сегодня изучение феномена информации – одна из интереснейших и сложных проблем. В современном научном мире существуют различные мнения, касающиеся этого понятия. Одни исследователи считают, что надо отказаться от попыток дать строгое определение информации и рассматривать это понятие как первичное, неопределяемое (подобно понятию множества в математике). Другие пытаются найти общие свойства и закономерности, присущие многоаспектному понятию информация. Однако каждая дисциплина наполняет его своим смысловым содержанием. Появляются новые научные направления, которые по-своему интерпретируют информацию. Необходимо отметить следующие, на наш взгляд, самые крупные направления.

Информодинамика (впервые официально прозвучала в 1998 г.) декларирует себя как «наука о феномене информации и феномене ее самоорганизации, о законах, которым подчиняются явления информационные и их связи с явлениями энергетическими, включая в совокупность информационных явлений и интеллект, разум, вообще все негэнтропийные информационные процессы» [2].

Информология – наука об информации как фундаментальном факторе бытия, закономерностях создания, производства, передачи, получения, хранения и использования информации. Основной постулат информологии заключается в том, что все природные явления, объекты и процессы можно рассматривать в образе некоего условно замкнутого пространства. Это дает возможность выделить показатель, который принадлежит каждому пространству. Таким показателем является состояние пространства или иначе – информация. Предмет изучения информологии – пространственная организация информации, а также закономерности пространственного построения информационных систем.

Синергетическая теория информации (СТИ) изучает информационно-количественные аспекты отражения системных образований, представленных конечным множеством элементов. Ключевое положение в СТИ занимает информационный закон отражения, а информация трактуется как форма отражения.

Информациология претендует на звание «единая теория на единой фундаментальной основе, всеобщая методология и всеобщий информационный метаязык» [1. С. 21] и определяет информацию как «генерализационно-единые самоотношения, конформные самоотображения и соотношения всех вакуумных, материзованных и дематеризованных точек пространства» [Там же.С. 91].

Из перечисленных (далеко не всех) научных направлений наибольшее развитие получила информациология. Зародившись на стыке естественных, гуманитарных, технических и социальных наук, а также на основе фундаментальных явлений и процессов, происходящих в обществе и Вселенной, информациология стала генерализационной и таким образом фундаментальной наукой. «В настоящее время все страны мира идут по информациологическому пути развития. Информация, как всеобщая генеративная основа природы и общества, является безальтернативным ресурсом прогресса и благосостояния многих народов; информациологические ресурсы и технологии, средства массовой информации, компьютеры, локальные, глобальные и космические информационные сети подняли науку и технический прогресс на беспрецедентный уровень по сравнению с тем, что обеспечили в прошлом физика, механика, химия и электродинамика, вместе взятые» [Там же. С. 17].

Термин информациология появился в 1989 г., а первое издание по этому научному направлению вышло в 1993 г. Основоположником информациологии признан И. И. Юзвишин – автор единственного на сегодняшний день учебного пособия «Основы информациологии». Ему удалось установить и формализовать закономерности информационных отношений в микро- и макроструктурах природы, общества и Вселенной, которые отражают информационные процессы, происходящие между элементарными частицами, атомами и молекулами в материальной среде и между нульматериальными точками в информациогенно-вакуумном пространстве Вселенной.

Законы информациологии и фундаментальный принцип информациологического подхода позволяют корректнее и точнее анализировать, синтезировать и прогнозировать различного рода процессы и явления природы и общества. Важно также и то, что автор учебного пособия предложил и обосновал картину мироздания, основой которой является информациогенный вакуум, заполняющий все пространство Вселенной и рождающий материальные частицы.

В 1992 г. по инициативе И. И. Юзвишина создана Международная академия информатизации; проводится Всемирный информациологический форум.

Все сказанное приводит к мысли о целесообразности и пользе преподавания дисциплины «Информациология» и послужило основанием для включения ее в перечень дисциплин специализации федерального компонента специальности «Библиотечно-информационная деятельность», квалификация «Технолог автоматизированных информационных ресурсов».

В Белгородском государственном институте культуры и искусств «Информациология» преподается с начала 2007/2008 учебного года на пятом курсе.

Цель курса – обучение студентов основам информациологии как научной основы построения информационной модели мира; развитие мировоззрения; формирование информационной культуры; изучение практической стороны функционирования информации – процессов ее возникновения, передачи, хранения, обработки; исследование информационных микро- и макродинамических процессов и явлений, происходящих во Вселенной.

Изучение этой теоретической дисциплины поможет студентам-выпускникам обобщить, систематизировать и расширить многогранное понятие информации. Главная задача при этом – раскрыть фундаментальную сущность информации, ее беспрецедентную актуальность и ценность на современном этапе развития, безальтернативность информациологических ресурсов и технологий, что и будет способствовать формированию высокого уровня информационной культуры. А это, в свою очередь, станет залогом успешной профессиональной деятельности.

Разрабатывая программу новой дисциплины, мы посчитали целесообразным включить в нее следующие разделы:

1. Универсальная концепция информации.

Общенаучный характер понятия информации. Информационное отражение. Современные определения информации. Виды информации. Основные концепции информации. Триединство информации. Фундаментальная сущность информации. Фундаментальный принцип информациологического подхода в исследованиях.

2. Законы информациологии.

Всемирный информациогенно-вакуумный закон. Закон сохранения информации и информационного равновесия Вселенной. Закон постоянного изменения информации. Всемирный закон генерализационно-единого информационного взаимодействия. Законы симметризации, ритмичности, периодичности и цикличности.

3. Информационный подход как новая парадигма в изучении эволюционных процессов.

Становление понятия информация. Понятие информации в различных философских учениях. Сущность и методология информационного подхода.

4. Информационная деятельность человека.

Информациология биосферы. Информациология человека. Информациология гуманитарно-культурологической сферы мирового сообщества.

Естественно, что при изучении и преподавании новой, развивающейся науки, к которой неоднозначно относятся в научном мире, возникает множество вопросов, которые хотелось бы обозначить и обсудить. Главный вопрос – содержание и структура дисциплины. На наш взгляд, она претендует на изменение статуса: из дисциплины специализации может превратиться в общепрофессиональную.

Следующий вопрос – отсутствие адаптированного для гуманитариев учебника. Единственное учебное пособие – «Основы информациологии» И. И. Юзвишина – не переиздавалось с 2001 г. Кроме того, в нем преобладает физическая и математическая терминология: физические величины, доказательства, требующие для понимания достаточно серьезной математической подготовки. В работе со студентами гуманитарного вуза использовать это пособие можно только в том случае, если глубоко перерабатывать целые разделы, что мы и делаем. Например, при изучении раздела «Законы информациологии» подбираем примеры применения законов в библиотечно-информационной деятельности.

Психолог И. Огнев делает попытку создать свой учебник «Основы информациологиии» с акцентом на психологический и философский подходы к понятию информации. Однако пока этот учебник существует только в электронном виде.

Большой интерес при подборе материалов представляют работы доктора философских наук В. Б. Гухмана (Тверской ГТУ), который освещает философскую сущность информационного подхода, и доцента кафедры философии Белгородского ГУ В. Е. Пенькова, рассматривающего информационный подход как новую методологическую парадигму и ее применение в изучении эволюционных процессов.

Полагаем, что в Белгородском государственном институте культуры и искусств готовы к работе по созданию учебного пособия «Информациология» для вузов культуры и искусства. Наши специалисты ищут соавторов для этой работы.

Анализируя еще совсем небольшой опыт преподавания дисциплины «Информациология», можно утверждать, что огромное познавательное значение и фундаментальная научно-исследовательская роль информациологии в науке, в социальном развитии и во всех областях знаний свидетельствуют о том, что она дополняет, уточняет, обобщает и развивает любую науку, как и любую сферу человеческой деятельности. А формированию уровня информационной культуры в значительной мере способствует расширение и дополнение научных сведений о сущности фундаментального понятия информации.

Список источников

1. Юзвишин И. И. Основы информациологии : учеб. для высш. и средних учеб. заведений, курсов повышения квалификации и самообразования / И. И. Юзвишин. – Москва : «Высшая школа», 2001. – 517 с.

2. Лачинов В. М. Информодинамика или Путь к Миру открытых систем / В. М. Лачинов, О. А. Поляков. – С.-Петербург : изд-во СПбГТУ, 1999. – 431 с.

3. Мокий В. С. Краткое введение в информологию / В. С. Мокий, О. Е. Шегай, А. О. Жамборова. – Москва : Новый Центр, 1999. – 150 с.

4. Чернавский Д. С. Синергетика и информация (динамическая теория информации) / Д. С. Чернавский. – Москва : Едиториал УРСС, 2004. – 288 с.

  
На главную