Научные и технические библиотеки №1 2010 год
Содержание:

16-я МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «БИБЛИОТЕЧНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА» – «КРЫМ-2009»

Шрайберг Я. Л. Библиотеки в электронной среде и вызовы современного общества. Ежегодный доклад Международной конференции «Крым». Год 2009

Секция «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Столяров Ю. Н. Седьмая встреча библиотековедов, библиографоведов и книговедов на Крымском форуме

Матлина С. Г. Приближение к истине. Библиотечная деятельность в контексте социо-гуманитарной экспертизы

Пушкарев С. Н. Василий Степанович Попов и становление библиотечного дела в России. Новые архивные материалы

Секция «Библиотечные кадры, профессия и образование»

Сукиасян Э. Р. Профессиональное самообразование

Стрелкова И. Б. Профессиографический анализ деятельности библиотечного специалиста как основа эффективного управления

Юрик И. В. Проблемы профессиональной адаптации библиотекарей научных библиотек Беларуси

БИБЛИОТЕКА В ТОЛЕРАНТНОМ МИРЕ

Якубов Э. Н. Развитие межрегионального библиотечного сотрудничества в процессе информационно-образовательной деятельности по формированию толерантных отношений в полиэтнических сообществах

ФОНДЫ БИБЛИОТЕК: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Здравковска Невенка, Кэкли Боб. Будущее научных и инженерных баз данных: проблемы формирования и развития фондов в Университете штата Мэриленд

НАША ПРОФЕССИЯ

Бородина С. Д. Инновационная личность как субъект и объект дополнительного образования библиотекарей

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Соколов А. В. Документный ресурс ноосферы

Павлова Н. П. И физикам, и лирикам


УДК 655.552

И физикам, и лирикам

Представлена новая книга: Наука и культура: избранные лекции. – С.-Петербург : БАН, 2009. – 208 с. ; 64 ил. – ISBN 978–5–336–00105–1

В конце прошлого года мне подарили редкостную книгу, о которой очень хочется сказать хотя бы несколько слов, чтобы библиотекари-профессионалы не обошли ее своим вниманием, не упустили из виду, так как тираж, увы, слишком мал – всего 1 500 экз.

Эта книга – «Наука и культура: избранные лекции» (С.-Петербург, 2009).

Избранные лекции – не подзалоговок, а суть книги. И эту избранность следует подчеркнуть: в сборник вошли всего 8 лекций из 127, прочитанных за 10 лет работы лектория Научно-образовательного центра нанотехнологий РАН. (К 10-летию лектория и приурочено это издание.)

Сборник предваряет обращение к читателям основателя лектория – академика Жореса Ивановича Алферова, ректора С.-Петербургского академического университета – Научно-образовательного центра нанотехнологий РАН, вице-президента РАН, лауреата Нобелевской премии по физике. (Забегая вперед: Ж. И. Алферов не только основатель и организатор лектория, но и самый активный его лектор – за 10 лет он прочитал слушателям 15 лекций.)

Ж. И. Алферов в своем обращении кратко рассказывает о возникновении лектория, становлении его просветительской деятельности, а начинается вступление словами: «Уважаемые коллеги! Перед вами сборник избранных лекций выдающихся ученых нашей страны, и я надеюсь, что он будет первым в череде последующих изданий материалов лекций, прочитанных в лектории Научно-образовательного центра».

Среди авторов лекций – действительно самые известные, авторитетные ученые и деятели культуры – «физики и лирики», причем не только из России: один из авторов – Дэвид Холловэй (DevidHolloway), американский историк и политолог, профессор политических наук в Стэнфордском университете (США); ряд его работ переведены на русский язык и широко известны отечественным ученым.

Назову хотя бы несколько других имен и темы лекций, прочитанных с момента основания лектория, т.е. с 1999 г.:

Ж. И. Алферов – «Прощание с ХХ веком»,

В. С. Степин (академик, директор Института философии РАН) – «Культура и ее образовательные ценности»,

К. Г. Скрябин (академик, директор центра «Биоинженерия» РАН) – «Генная инженерия»,

Б. А. Бабаян (член-корр. РАН, директор Института микропроцессорных вычислительных систем) – «Компьютеры – история и перспектива»,

В. П. Старк (доктор филол. наук, ст. науч. сотр. Института русской литературы – Пушкинский дом) – «К истории дуэли Пушкина»,

И. И. Карлов (главный хранитель Государственного Русского музея) – «Русский музей – вчера, сегодня, завтра»,

А. П. Петров (композитор, народный артист СССР) – «Музыка, рожденная в Петербурге»,

В. А. Черешнев (академик, председатель Уральского отделения РАН) – «Иммунитет человека и общества»,

Э. А. Тропп (доктор физ.-мат. наук, академик РАЕН, главный ученый секретарь СПбНЦ РАН) – «Наука и религия, наука и церковь»,

Ю. В. Наточин (академик, председатель Национального комитета физиологов России) – «Глоток воды и щепотка соли в физиологии человека».

Особенно значимо и ценно для нашего профессионального сообщества, что среди избранных, среди тех, кого Ж. И. Алферов назвал выдающимися учеными нашей страны – крупнейшие библиотековеды: В. П. Леонов, Р. С. Мотульский, А. В. Соколов! Причем В. П. Леонов одним из первых был приглашен выступить в лектории – в 1999 г. он прочитал лекцию «Первая научная библиотека России», а всего за годы работы лектория представил слушателям 4 лекции (это один из наибольших «показателей активности» вовлечения в работу лектория ученых – из числа приглашенных Ж. И. Алферовым).

А. В. Соколов выступил с лекцией «Формула интеллигентности» (2006 г.), Р. С. Мотульский – «Национальная библиотека Беларуси – центр информации и досуга» (2008 г.).

Составитель этого сборника – ученый секретарь программного комитета лектория Ю. В. Трушин, доктор физ.-мат. наук, академик РАЕН, заслуженный деятель науки РФ. В своем предисловии к книге он более подробно акцентировал внимание на предназначении лектория, который создан и работает «для повышения уровня знаний нашей молодежи как в областях естественных, так и гуманитарных наук. …. во время лекций будущие молодые исследователи имеют возможность не только прослушать выступление крупного ученого или общественного деятеля, задать вопросы по заинтересовавшим их направлениям, но и просто пообщаться после лекции. Работа лектория в течение 10 лет позволяет надеяться, что это делается не напрасно» (с. 5). (Как видим, и лекторий предназначен также для «физиков и лириков».)

Принципы отбора лекций в эту книгу Ю. В. Трушин обозначил просто: «лекции, вызвавшие за 10 лет наибольший интерес слушателей».

И здесь вновь хочется подчеркнуть, что такая высокая оценка особенно важна для нас, поскольку в число избранных вошла и лекция одного из самых ярких представителей нашего сообщества – доктора пед. наук, профессора, академика РАЕН В. П. Леонова – «Первая государственная научная библиотека России». Коротко характеризуя эту лекцию, Ю. В. Трушин отметил, что она «посвящена научным библиотечным раритетам и сопровождалась демонстрацией редких изданий, в том числе инкунабул, впервые вывезенных за пределы библиотеки с 1714 г.».

Итак, кроме названной лекции В. П. Леонова, в сборник вошли:

«Живой мозг человека, и как его изучают» – Н. П. Бехтерева,

«Россия и современный мир» – Е. М. Примаков,

«Спин и свет» – Б. П. Захарченя,

«Ядерное оружие: прошлое и будущее» – Дэвид Холловэй,

«Системная биология XXI века» – К. Г. Скрябин,

«Папа Иоффе и его «детский сад» – Ж. И. Алферов,

«Физические поля и изучения человека: новые методы медицинской диагностики» – Ю. В. Гуляев.

Следует отметить одну очень показательную деталь, характеризующую сам сборник: некоторые из включенных в него лекций предваряет вступительное слово Ж. И. Алферова, в котором он тепло, неформально представляет лектора, обозначает его вклад в современную науку, в развитие общества. Так, о Наталье Петровне Бехтеревой говорит: «…она замечательный человек, и я горжусь, что многие годы это мой товарищ и друг».

Особенно нам должно быть приятно, что наиболее полно Ж. И. Алферов представил лекцию В. П. Леонова: показав неповерхностную осведомленность в делах БАН (согласно распределению обязанностей в Президиуме РАН, Ж. И. Алферов курирует БАН. – Ред.), он напомнил и о трагическом пожаре в Библиотеке Академии наук, и о, казалось бы, непреодолимых трудностях ее восстановления, дал очень высокую оценку деятельности и всей библиотеки, и ее директора, и всего коллектива: «Мне пришлось иметь много дел с Валерием Павловичем, с сотрудниками. И я могу сказать, что, несмотря на все большие трудности, это сотрудничество всегда приносило мне большое удовлетворение. Потому что всегда приятно и радостно работать с людьми, увлеченными своим делом» (с. 91).

Свою лекцию В. П. Леонов посвятил интереснейшей, насыщенной яркими событиями истории становления Библиотеки Российской академии наук и ее создателям. Говоря, например, об уникальных для XVIII века нововведениях, он рассказал, как И. Д. Шумахер (библиотекарь в Библиотеке Его Величества) предпринял то, чего до него никто не делал – «выставил книги не в систематическом порядке, как это было принято в Европе, а показал их красоту, их внешний вид. … раскрыл книги на самых интересных местах с тем, чтобы показать через них творение человеческого разума, насколько оно уникально, насколько оно красиво и как его нужно беречь и сохранять» (с. 100). Исходя, вероятно, из таких же соображений, В. П. Лео­нов в ходе лекции «в живую» демонстрировал принесенные им из фондов БАН ценнейшие издания, раритеты: знаменитый учебник Леонтия Магницкого «Арифметика, сиречь наука вычислительная» (1703 г.); «Книга Марсова или воинских дел от войск Царского Величества российских» (1714 г.) с пометами Петра Первого; первый европейский научный журнал «Журнал Ученых» (1682 г.); первый печатный каталог БАН (1742 г.) и др.

Судя по приведенным в сборнике вопросам слушателей к В. П. Лео­нову, библиотечная лекция вызвала неподдельный интерес и по праву вошла в число избранных лекций.

В заключение: книга иллюстрирована интересными, редкими фотографиями, снабжена достаточно развернутыми сведениями об авторах и их портретами (причем хорошими, неформальными); в приложении – перечень всех лекций, прочитанных с 15 октября 1999 г. по 15 мая 2009 г.; указан и адрес интернет-страницы лектория – http://edu.ioffe.ru//lectures.html

Н. П. Павлова

ГПНТБ России

  
На главную