Научные и технические библиотеки №1 2010 год
Содержание:

16-я МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «БИБЛИОТЕЧНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА» – «КРЫМ-2009»

Шрайберг Я. Л. Библиотеки в электронной среде и вызовы современного общества. Ежегодный доклад Международной конференции «Крым». Год 2009

Секция «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Столяров Ю. Н. Седьмая встреча библиотековедов, библиографоведов и книговедов на Крымском форуме

Матлина С. Г. Приближение к истине. Библиотечная деятельность в контексте социо-гуманитарной экспертизы

Пушкарев С. Н. Василий Степанович Попов и становление библиотечного дела в России. Новые архивные материалы

Секция «Библиотечные кадры, профессия и образование»

Сукиасян Э. Р. Профессиональное самообразование

Стрелкова И. Б. Профессиографический анализ деятельности библиотечного специалиста как основа эффективного управления

Юрик И. В. Проблемы профессиональной адаптации библиотекарей научных библиотек Беларуси

БИБЛИОТЕКА В ТОЛЕРАНТНОМ МИРЕ

Якубов Э. Н. Развитие межрегионального библиотечного сотрудничества в процессе информационно-образовательной деятельности по формированию толерантных отношений в полиэтнических сообществах

ФОНДЫ БИБЛИОТЕК: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Здравковска Невенка, Кэкли Боб. Будущее научных и инженерных баз данных: проблемы формирования и развития фондов в Университете штата Мэриленд

НАША ПРОФЕССИЯ

Бородина С. Д. Инновационная личность как субъект и объект дополнительного образования библиотекарей

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Соколов А. В. Документный ресурс ноосферы

Павлова Н. П. И физикам, и лирикам


Э. Р. Сукиасян

Академия переподготовки работников искусства,
культуры и туризма

Профессиональное самообразование

В докладе предлагается решение проблемы роста профессионализма библиотечных кадров с помощью программно-ориентированного профессионального самообразования, которое должно проводиться на основе централизованно подготовленных лицензированных программ.

Что такое профессиональное самообразование? Сущность понятия настолько очевидна, что не требует трактовки. Тем не менее приведу определение из статьи вьетнамской коллеги Нгуен Тхи Донг, опубликованной в журнале «Научные и технические библиотеки» (2007. – № 10. – С. 15–22): «Профессиональное самообразование является одним из важных элементов непрерывного профессионального образования. Оно определяется как обучение вне учебных заведений, путем самостоятельной работы. Профессиональное самообразование обычно обусловлено производственной потребностью. Его формы сугубо индивидуальны. Важные условия успешного профессионального самообразования: наличие средств обучения, умение организовывать самостоятельную работу, возможность квалифицированной помощи и пр. Обучение может быть полностью самостоятельным, если учебная деятельность не предполагает контакта с учителем, или частично самостоятельным, если обучающийся консультируется с наставником, т.е. устанавливается постоянная связь с преподавателем, консультантом через какое-либо коммуникационное средство, в настоящее время чаще всего через Интернет» (с. 20).

Профессиональное самообразование (ПС) признано одной из форм повышения квалификации (ПК). По данным исследования, проведенного нашими хабаровскими коллегами, ПС среди других форм ПК стоит на шестом месте (из 13) (http://www.fessl.ru/nmc/publ/what_kind.html).

ПС как форма ПК распространено в библиотеках. В обзоре форм и методов ПК работников юношеских библиотек, составленном Л. М. Инь­ковой и Э. Б. Макаровой, представлены примеры ПС в юношеских библиотеках в самых разных регионах страны (http://vmo.rgub.ru/editions/issue3/chap17.php). Лишь в некоторых библиотеках ПС ведется по программам и завершается отчетом сотрудника о проделанной работе.

Одной из форм ПС считается профессиональное общение. Например, учителям советуют: встречайтесь и обменивайтесь опытом, расскажите о себе, послушайте других. Для этого учителей-предметников собирают достаточно часто. В отличие от учителей библиотекари общаются, как правило, на уровне первых лиц и главных специалистов. Нас если и собирают, то это бывает общение «в одном направлении» с заранее подготовленными выступлениями. Зачастую никакого отношения к тому, чем конкретно занимается библиотекарь, тема встречи не имеет. Кто-нибудь слышал о встречах каталогизаторов или библиографов города?

Принято считать, что готовить специалистов к ПС надо в вузе. Написаны диссертации, где эта проблема всесторонне рассматривается. Читаем, например: «…Для осуществления самообразования студенту необходима специальная подготовка, без которой невозможно добиться каких-либо положительных результатов. Эта подготовка складывается из создания психологической готовности к выполнению самообразования, возбуждения потребности в приобретении знаний… и овладения рациональными приемами самостоятельной работы» (Тучкина Л. К. Формирование готовности студента технического вуза к самообразованию средствами информационных технологий : автореф. …канд. дис. – Москва, 2008. – http://www.mgopu.ru/DOWNLOAD/TuchkinaLK.doc).

ПС рассматривается как необходимый обязательный элемент системы непрерывного образования, обеспечивающий саморазвитие личности.

 Наши коллеги – педагоги определили ряд условий, при которых субъект сможет самостоятельно осуществлять ПС. К сожалению, в педагогике «субъектом» слишком часто оказывается учащийся, студент. Об условиях, определяющих качество и эффективность ПС взрослых (в нашем случае – библиотекарей) речь идет гораздо реже. Поэтому мне показалось целесообразным дополнить и немного пересмотреть этот перечень.

На мой взгляд, надо начинать с диагностики собственных знаний, с ясного представления о том, каковы границы профессионального незнания. Предположим, вы профессиональный библиотекарь, получили образование 5 лет назад. Из этого следует, что вы нуждаетесь в актуализации знаний. За год в стране публикуется пять сотен книжных изданий по нашей специальности, прибавим сюда еще примерно одну, две тысячи статей… А если у вас нет специального образования, вам надо становиться настоящим профессионалом, овладевать знаниями. Опыт и стаж работы не всегда ведут к профессионализму. В нашей стране считается героизмом, если библиотекарь 50 лет проработал в одной библиотеке, в одной должности и на одном процессе. В Скандинавских странах или в США, например, такого сотрудника держать 50 лет не будут.

Не надо обижаться на то, что сейчас будет сказано. Как каталогизатор я убежден, что тысячи библиотекарей не знают каталогов, часто не умеют ими пользоваться. Более того: существует боязнь каталогов. Считается, что можно работать библиотекарем с тем уровнем примитивных представлений, которые получены случайно. Об этом свидетельствуют вопросы, которые мне задают. А ведь библиотека – система, в ней всё взаимосвязано. Управленческие решения должны приниматься с учетом системности. Качество каталогов естественно связано с качеством обслуживания читателей.

Отсюда вытекает тезис, без понимания которого нет смысла в ПС. Сначала должна сформироваться потребность в ПС – не просто желание, а понимание необходимости, неизбежности ПС. Это должна быть потребность, идущая «от себя», из внутренних побуждений. ПС, генерированное начальством, никакого успеха иметь не может.

Остальному можно научиться. Ведь придется грамотно решать учебные задачи (формировать систему знаний и умений их применения); эффективно использовать методы обучения (ставить перед собой познавательные задачи, планировать процесс ПС, определять цели, содержание, умело применять технологию и соответствующие задачам формы ПС, адекватно оценивать свои результаты). Есть монографии, предметом которых является готовность к ПС (Калугин Ю. Е. Самообразование, готовность к профессиональному самообразованию. – Москва, 1988).

Надо, наверное, сказать, почему проблемы ПС представляются сегодня первостепенными. Все знают: динамика развития кадров в библиотеках России вызывает опасения. Количество профессионалов с каждым годом уменьшается. В большинстве библиотек можно было заработать авторитет, опубликовав лишь одну-две статьи. В процессе смены поколений к руководству подразделениями и даже библиотеками всё чаще стали приходить практики без библиотечного образования.

Проблемная ситуация понятна: профессиональное обучение и повышение профессионального сознания библиотечных кадров невозможно обеспечить силами сложившейся в стране системы учебных заведений.

Надо учиться. Если раньше у нас не было учебной литературы, то теперь она есть. Мы никогда не имели столько издательств и издающих организаций, профессиональных периодических изданий. У нас появились новые авторы – стали публиковаться преподаватели вузов, которые годами писали «в стол» или не писали вовсе. Стали писать (и хорошо писать) библиотекари-практики.

Но всё это проблемы ПС не решает. Читали книги и журналы – и будут читать. Выступали по написанному (часто переписанному слово в слово) тексту – и будут выступать. Это не ПС, а легкая карикатура на него.

Что же, на мой взгляд, нужно сделать?

Эффективность ПС следует обеспечить с помощью программно-ориентированных методов. Предлагаемый механизм прост и не требует серьезных материальных ресурсов. Нужно перестроить наше отношение к профессиональному самообразованию. Оно должно проводиться на основе централизованно подготовленных лицензированных программ и пособий. Любой библиотечный работник будет иметь возможность получить соответствующее пособие с программой, небольшим по объему текстом, списком основной и дополнительной литературы, методическими указаниями и начать изучение материала по собственному плану.

По каждому из направлений библиотечной и библиографической теории и практики надо разработать и разместить в интернете (может быть, и издать, но спустя некоторое время, когда будут получены и обобщены первые отзывы) «методическое пособие по профессиональному образованию». Поставленные в кавычки слова будут подзаголовком, иначе говоря, «сведениями, относящимися к заглавию». Каким может быть содержание пособия? Оно должно давать содержательную информацию в объеме, необходимом каждому библиотечному работнику, без конкретики, без тех специальных знаний, которыми владеют библиотекари-практики, имеющие опыт в указанной области. Поясню на примере пособия, которое очень хочу подготовить лично: «Библиотечные каталоги. Введение в каталогизацию : методическое пособие по профессиональному образованию». В тексте, написанном исключительно доступно, без теоретических изысков, должны быть освещены, в частности, такие темы:

Введение в каталогизацию. Основные понятия и термины. О развитии теории и практики библиотечных каталогов. Типология библиотечных каталогов.

Библиографическая запись. Библиографическое описание как основа библиографической записи. Международное стандартное библиографическое описание. Отечественные стандарты и правила составления.

Классификационные системы. Теоретические основы библиотечно-библиографической классификации. Типология классификационных систем. Классификационные системы в отечественной и зарубежной практике.

Индексирование документов. Введение в индексирование документов. Предметизация, систематизация документов. Координатное индексирование.

Обработка документов и каталогизация. Общая технология обработки документов и работы с каталогами. Особенности технологии в условиях перехода к автоматизированной обработке. Централизованная, кооперированная и координированная каталогизация.

Система каталогов и картотек. Основные понятия, требования, функции. Электронный каталог в системе каталогов. Отражение библиотечного фонда в системе каталогов. Особенности организации и ведения читательских каталогов, краеведческих каталогов и картотек, сводных каталогов, указателей к каталогам и картотекам.

Библиотечные каталоги и обслуживание читателей. Информация о каталогах в наглядной и печатной форме. Пропаганда библиотечных каталогов. Обучение пользователей. Консультирование читателей у каталогов.

Управление системой каталогов и технологическими процессами каталогизации. Сущность, функции, технология управления. Документационное обеспечение. Паспортизация системы каталогов. Текущее и долгосрочное планирование. Нормирование. Учет и отчетность. Кадровое обеспечение. Повышение квалификации каталогизаторов.

Текст должен сопровождаться обзором литературы. Желающие углубить свои знания по любому из затронутых вопросов должны знать, к какому источнику обратиться. Такое пособие в объеме 2-3 печатных листов, как мне кажется, сможет помочь каждому сотруднику библиотеки.

Мне хотелось бы сказать добрые слова в адрес одного из бывших директоров РГБ – Владимира Константиновича Егорова. Идея пособия родилась в результате общения с ним в первые месяцы после его назначения. Директор задавал вопросы и просил меня подготовить для него письменные справки. Когда число таких справок превысило два десятка, Владимир Константинович сказал: «Я ведь не первый директор библиотеки, являющийся дилетантом в библиотечном деле в момент назначения. Всё время хочется обратиться к книге, в которой можно было бы найти самые общие сведения о библиотеке, её структуре, технологии деятельности… Книг написано много, но на работу с ними времени, конечно, не остается. Нужна литература для самообразования, но немного другая – по манере подачи материала, объему, содержанию. Такой литературы у нас ведь нет?». Пришлось согласиться. А раньше была: я показал неоднократно переиздававшееся пособие В. Н. Де­нисьева «Работа массовой библиотеки», несколько зарубежных изданий.

Идея осталась нереализованной. Стоит подумать, как её можно воплотить. Первый вопрос: кто может выступить в роли автора (ведь пособий может быть много, возможны десятки книг). Как мне кажется, в качестве автора подойдет специалист с опытом преподавания, хорошо знающий практику (иначе мы получим не столько пособия для ПС, сколько сокращенные версии вузовских учебников). Целесообразно предварительно, до размещения такого рода пособия на веб-сайте, провести его рецензирование силами потенциальных потребителей. Например, среди директоров УНБ у нас есть кандидаты наук, ученые, но по образованию не библиотекари. Им и стоило бы показать рукопись, спросить у них, будет ли такое пособие полезно для работы. Впрочем, это не отменяет и традиций: можно создать Редакционный совет.

Какое учреждение может и, на мой взгляд, должно стать координатором этого дела? Я думаю, – АПРИКТ, его кафедра библиотековедения и информатики, которой руководит Т. Я. Кузнецова.

В какой последовательности можно развивать идею? Сначала следовало бы подготовить положение, провести обсуждение, утвердить Редакционный совет, подобрать рецензентов (получить их согласие), определить веб-сайт, на котором будут публиковаться пособия. Мы получим очень важную информацию: именно те источники, которые укажут авторы-составители, должны оцифровываться в первую очередь. Без профессиональной электронной библиотеки нам жить никак нельзя – рано или поздно мы придем к дистанционному образованию.

На возникающий вопрос «Что делать дальше?» ответим: если нужен документ, подтверждающий знания или права, придется подготовить, как это делается за рубежом, письменные квалификационные работы. Говорить об этом пока рано.

  
На главную