Научные и технические библиотеки №1 2010 год
Содержание:

16-я МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «БИБЛИОТЕЧНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА» – «КРЫМ-2009»

Шрайберг Я. Л. Библиотеки в электронной среде и вызовы современного общества. Ежегодный доклад Международной конференции «Крым». Год 2009

Секция «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Столяров Ю. Н. Седьмая встреча библиотековедов, библиографоведов и книговедов на Крымском форуме

Матлина С. Г. Приближение к истине. Библиотечная деятельность в контексте социо-гуманитарной экспертизы

Пушкарев С. Н. Василий Степанович Попов и становление библиотечного дела в России. Новые архивные материалы

Секция «Библиотечные кадры, профессия и образование»

Сукиасян Э. Р. Профессиональное самообразование

Стрелкова И. Б. Профессиографический анализ деятельности библиотечного специалиста как основа эффективного управления

Юрик И. В. Проблемы профессиональной адаптации библиотекарей научных библиотек Беларуси

БИБЛИОТЕКА В ТОЛЕРАНТНОМ МИРЕ

Якубов Э. Н. Развитие межрегионального библиотечного сотрудничества в процессе информационно-образовательной деятельности по формированию толерантных отношений в полиэтнических сообществах

ФОНДЫ БИБЛИОТЕК: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Здравковска Невенка, Кэкли Боб. Будущее научных и инженерных баз данных: проблемы формирования и развития фондов в Университете штата Мэриленд

НАША ПРОФЕССИЯ

Бородина С. Д. Инновационная личность как субъект и объект дополнительного образования библиотекарей

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Соколов А. В. Документный ресурс ноосферы

Павлова Н. П. И физикам, и лирикам


И. Б. Стрелкова

Библиотека Белорусского государственного университета
культуры и искусств, Минск

Профессиографический анализ деятельности
библиотечного специалиста
как основа эффективного управления

История и современное состояние профессиографической деятельности. Характеристика особенностей профессиографических методов, использованных автором при разработке профессиограмм руководителей и специалистов вузовских библиотек Республики Беларусь. Результаты анализа использования различных нормативно-регламентирующих документов, в том числе профессиограмм, в практической деятельности библиотек вузов Беларуси. Возможности использования разработанных профессиограмм на всех этапах управления развитием персонала вузовских библиотек.

Термин профессиография происходит от лат. профессио – постоянная специальность, служащая источником существования, и греч. графо – пишу. Профессиография является разделом двух наук – профессиологии и психологии труда. Предмет профессиографии – научное исследование, описание и проектирование профессий. Результат профессиографического исследования оформляется документом – профессиограммой. В зависимости от целей исследования профессиография (и профессиограмма) содержит данные о проектируемой или о существующей профессии. Применительно к исследуемой нами теме – о существующей профессии с проектируемыми изменениями и усовершенствованиями в профессиональной библиотечной деятельности.

Еще Платон в своем знаменитом труде «Государство» давал практические рекомендации: каких людей, с какими качествами необходимо подбирать для определенных работ, профессий; он делил всех людей по основным качествам, характеристикам, необходимым для того, чтобы занять то или иное место в государственной иерархии. Кроме того, он говорил, что для работы на руководящих должностях необходимо соответствие наиболее строгим требованиям.

В 1575 г. в Испании вышла книга Хуана Уарте «Исследование способностей к наукам», которая может считаться первым исследовательским трудом по изучению индивидуальных различий в способностях с целью профессионального отбора.

Научный подход к изучению и описанию профессий стал возможен в начале XX в., одновременно с зарождением психологии труда, в рамках тейлоризма и психотехники (Г. Мюнстерберг и Ф. У. Тейлор), а также психофизиологии труда (И. М. Сеченов). В 1920-е гг. основной вклад в профессиографию внесли ученые-психологи. В это время вышла книга Ф. Парсона «Выбор профессии». Он организовал в Бостоне специальное бюро, в задачи которого входило: а) используя психологические тесты, помочь личности получить информацию о своих психологических свойствах и способностях; б) ознакомиться с требованиями, которые предъявляются к психофизиологическим качествам человека различными профессиями; в) сопоставить эти две группы сведений, дать рациональную рекомендацию.

Современные профессиографические исследования достаточно разнообразны; для них характерен дифференцированный подход в зависимости от целого ряда факторов, например, в рамках какой науки они проводятся, каковы цели исследования и т. д. Расширяется и круг их использования, при этом они обогащаются как новыми теоретическими, так и практическими положениями. Теоретическими основами современной профессиографии являются системный, деятельностный, личностный и другие подходы.

В отличие от квалификационного справочника [1], «профессиограммы содержат более конкретные характеристики должностных обязанностей и выполняемых функций и отражают необходимые требования для их выполнения в конкретной должности, тем самым облегчается процесс оценки качеств и их соответствия требованиям, исходящим от должности» [2].

Профессиограмма – это документ, содержащий основные профессиональные требования (функции, обязанности, задачи, ответственность, уровень образования, квалификация, профессиональные компетенции, личностные качества и т. д.), на которые должно быть ориентировано развитие персонала с целью достижения высокого уровня профессионализма в процессе профессиональной деятельности.

Следовательно, профессиограммы могут служить вполне приемлемым способом получения интегральной оценки качеств специалистов и руководителей библиотеки вуза. Такой точки зрения придерживаются многие специалисты в области управления персоналом, а также ведущие специалисты библиотечного дела (Е. К. Высоцкая, Т. А. Жданова, Н. И. Мошкина, Э. Р. Сукиасян, И. М. Суслова и другие). Ими разработаны и предложены профессиограммы руководящего состава ЦБС (составитель Н. И. Мошкина [3. С. 222–224]), методиста (автор Е. К. Высоцкая [4]), комплектатора (автор Г. В. Тараченко [4]) и каталогизатора (авторы Т. О. Серебрянникова, Р. Ф. Гринина, В. А. Сватикова [4]).

В основу разработанных нами с позиции деятельностно-компетент­ностного подхода профессиограмм руководителей (директора, его заместителей и заведующих структурными подразделениями) и специалистов библиотеки вуза Республики Беларусь [5. С. 122–172] легли результаты, полученные с помощью следующих профессиографических методов:

анализ документации (монографий, статей из периодических изданий, квалификационных характеристик, должностных инструкций и др.);

устный опрос (директоров, заместителей, линейных руководителей и специалистов различных структурных подразделений вузовской библиотеки);

наблюдение (за ходом рабочего процесса и поведением руководителей и специалистов);

системный анализ деятельности руководителей и специалистов на нескольких уровнях – личностно-мотивационном, компонентно-целевом, структурно-функциональном, информационном.

Уровень личностно-мотивационного анализа предполагает изучение системы потребностей личности, с одной стороны, и возможностей удовлетворения этих потребностей, заложенных в особенностях профессии, – с другой. Степенью взаимосоответствия этих двух аспектов определяется уровень мотивации трудового поведения.

На уровне компонентно-целевого анализа вскрываются цель и значение каждого действия и каждой операции в общей структуре трудовой деятельности. На уровне структурно-функционального анализа изучаются принципы организации и механизмов взаимодействия отдельных действий в целостной структуре деятельности.

В процессе информационного анализа деятельности выявляются те признаки, ориентируясь на которые работник выполняет трудовые действия; дается характеристика этих признаков со стороны прагматической значимости и динамики проявления, устанавливаются способы получения работником информации, необходимой для его деятельности; изучается организация информационного потока во времени и т. д.

В результате сочетания всех перечисленных уровней описания деятельность предстает как многоуровневое полиструктурное образование. При этом системный анализ требует рассматривать любое явление в развитии, что по отношению к профессиональной деятельности выступает, в частности, как требование изучения процесса овладения деятельностью, становления профессионального мастерства.

Разработанные нами профессиограммы содержат: 1) модель должности (функции, обязанности, задачи, ответственность и т. д.); 2) модель сотрудника (основные требования к уровню образования, квалификации, профессиональных компетенций (производственно-технологических, социокультурных, научно-методических, научно-исследовательских, организационно-управленческих, педагогических, инновационных), профессионально-личностных качеств).

Новый Образовательный стандарт Республики Беларусь по специальности 1-23 01 11 «Библиотековедение и библиография (по направлениям)» [6] использовался для уточнения модели сотрудника библиотеки вуза.

Дифференцированный и деятельностно-компетентностный подходы, предполагающие сравнение специфики различных видов деятельности, профессиональных компетенций, требований к профессиональным и личным качествам, предъявляемых к руководителям и специалистам различных уровней библиотеки вуза, дают возможность соотнести требования к должности и личности с существующими уровнями профессионализма (исполнительско-адаптационным, критично-аналитическим, конструктивно-созидательным [7]), определить уровень профессионализма кандидата на вакантную должность и принять правильное управленческое решение.

Таким образом, на наш взгляд, данные профессиограммы могут служить одним из средств формирования кадровых ресурсов вузовских библиотек Беларуси при подборе, расстановке и оценке кадров в библиотеке вуза на этапе первичной и последующей адаптации сотрудников, при планировании повышения квалификации или переподготовки персонала.

По результатам опроса директоров библиотек государственных вузов Республики Беларусь (общее количество респондентов – 58% библиотек государственных вузов), проведённого нами в марте 2007 г., важнейшими нормативными документами, используемыми директорами библиотек на всех этапах формирования кадровых ресурсов, являются прежде всего (по совокупности ответов респондентов) квалификационные характеристики должностей, должностные инструкции сотрудников, штатное расписание и структура библиотеки [8]. Вместе с тем в перечне наиболее приоритетных документов практически отсутствуют профессиограммы и характеристики рабочих мест, что может свидетельствовать, на наш взгляд, во-первых, о недостаточной информированности директоров о специфике каждого из этих документов и возможностях их применения на всех этапах формирования кадровых ресурсов библиотек вузов, во-вторых, об отсутствии данных документов в библиотеках страны.

Смеем предположить, что публикация разработанных нами профессиограмм руководителей и специалистов библиотеки вуза Республики Беларусь [5. С. 128–179], организация семинаров-консультаций для директоров с целью ознакомления с подобными документами, существующими и используемыми частью вузовских библиотек на всех этапах управления персоналом, разработка методических рекомендаций по составлению и использованию данных документов смогут улучшить существующую ситуацию, предоставив руководителям вузовских библиотек новый инструмент формирования кадровых ресурсов.

Первые результаты проведённого нами исследования и использования разработанных профессиограмм уже имеются: они внедрены в научно-практическую деятельность ГПНТБ СО РАН и в систему дополнительного профессионального образования библиотечных работников в рамках Сибирского регионального центра непрерывного образования, в деятельность по управлению и развитию персонала НТБ Белгородского государственного технического университета им. В. Г. Шухова, в учебный процесс факультета информационно-документных коммуникаций БГУКИ в рамках лекционных курсов «Библиотечный менеджмент» и «Управление персоналом библиотеки».

Разработанные профессиограммы руководителей и специалистов библиотеки вуза [5. С. 122–172] могут служить основой актуализации нормативных документов, пересмотра квалификационных характеристик сотрудников библиотек вузов, приведения их в соответствие с современными требованиями библиотечной науки и практики.

Заложенный в профессиограммах деятельностно-компетентностный подход даёт возможность определять категории персонала и необходимый перечень их профессиональных компетенций, планировать повышение квалификации, переподготовку и т. п., исходя из имеющегося уровня профессионализма (исполнительско-адаптационный, критично-аналитический, конструктивно-созидательный [7]) и профессионального «качественного» состояния сотрудника (специалист, профессионал, мастер [Там же]) и др.

Таким образом, профессиографический анализ деятельности библиотечного специалиста, результатом которого становится разработка детальных профессиограмм, может служить основой эффективного управления развитием персонала и библиотеки в целом.

Список источников

1. Единый квалификационный справочник должностей служащих : в 4-х т. / НИИ труда Минтруда и соцзащиты Респ. Беларусь. – Т. 4 : выпуски 23–25, 35, 26–34. – Минск : НИИ труда, 2005. – Вып. 30 : Должности служащих, занятых в культуре и искусстве / под ред. М. С. Дадашко. – С. 347–498.

2. Жданова Т. А. Составление и использование должностных инструкций в библиотеках // Науч. и техн. б-ки СССР. – 1990. – № 11. – С. 32–36.

3. Управление библиотекой : учеб.-практич. пособие / А. С. Аверьянов [и др. ] ; под науч. ред. А. Н. Ванеева, Ж. С. Шадриной. – С.-Петербург : Профессия, 2002. – 302 с. – (Библиотека).

4. Социодинамика и социоструктура библиотечной профессии : сб. науч. тр. / СПбГУК. – С.-Петербург, 1993. – Т. 142. – 143 с.

5. Стрелкова И. Б. Формирование кадровых ресурсов библиотек в новой информационной среде : науч.-практ. пособие / И. Б. Стрелкова. – Минск : Новое знание, 2008. – 230 с. – (Профессионалам библиотечного дела).

6. Вышэйшая адукацыя. Першая ступень: ОСРБ 1-23 01 11-2008: спецыяльнасць 1-23 01 11 Бібліятэказнаўства і бібліяграфія (па напрамках): кваліфікацыя – Бібліятэкар-бібліёграф. – Мінск, 2008. – 38 с. – (Адукацыйны стандарт Рэспублікі Беларусь).

7. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер ; гл. ред. Д. И. Фельдштейн. – 2-е изд., перераб. – Москва – Воронеж, 2003. – 480 с. – (Библиотека психолога).

8. Стрелкова И. Б. Нормативно-регламентирующая документация как средство формирования кадровых ресурсов / И. Б. Стрелкова // Науч. и техн. б-ки. – 2008. – № 12. – С. 38–43.

  
На главную