Научные и технические библиотеки №1 2010 год
Содержание:

16-я МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «БИБЛИОТЕЧНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА» – «КРЫМ-2009»

Шрайберг Я. Л. Библиотеки в электронной среде и вызовы современного общества. Ежегодный доклад Международной конференции «Крым». Год 2009

Секция «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Столяров Ю. Н. Седьмая встреча библиотековедов, библиографоведов и книговедов на Крымском форуме

Матлина С. Г. Приближение к истине. Библиотечная деятельность в контексте социо-гуманитарной экспертизы

Пушкарев С. Н. Василий Степанович Попов и становление библиотечного дела в России. Новые архивные материалы

Секция «Библиотечные кадры, профессия и образование»

Сукиасян Э. Р. Профессиональное самообразование

Стрелкова И. Б. Профессиографический анализ деятельности библиотечного специалиста как основа эффективного управления

Юрик И. В. Проблемы профессиональной адаптации библиотекарей научных библиотек Беларуси

БИБЛИОТЕКА В ТОЛЕРАНТНОМ МИРЕ

Якубов Э. Н. Развитие межрегионального библиотечного сотрудничества в процессе информационно-образовательной деятельности по формированию толерантных отношений в полиэтнических сообществах

ФОНДЫ БИБЛИОТЕК: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Здравковска Невенка, Кэкли Боб. Будущее научных и инженерных баз данных: проблемы формирования и развития фондов в Университете штата Мэриленд

НАША ПРОФЕССИЯ

Бородина С. Д. Инновационная личность как субъект и объект дополнительного образования библиотекарей

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Соколов А. В. Документный ресурс ноосферы

Павлова Н. П. И физикам, и лирикам


И. В. Юрик

Президентская библиотека Республики Беларусь, Минск

Проблемы профессиональной адаптации
библиотекарей научных библиотек Беларуси

Представлены результаты исследования проблем профессиональной адаптации библиотекарей. Рассмотрены факторы, влияющие на адаптационные процессы; особенности первичной и вторичной адаптации; аспекты профессиональной адаптации библиотечных работников и причины адаптационных затруднений.

В современный период особое значение приобретают проблемы профессиональной адаптации белорусских библиотекарей в условиях научной библиотеки. Их профессиональная деятельность осуществляется в сложных условиях, в значительной степени обусловленных социально-экономическими трансформациями в республике, информатизацией, внедрением инноваций во все сферы деятельности, духовно-нравственным состоянием общества, которое характеризуется неопределенностью и нестабильностью жизненных приоритетов, заниженным чувством коллективизма и общественной активности. Усугубляет ситуацию разразившийся экономический кризис: все отрицательные проявления приобретают более глубокую окраску, усиливают социальную напряженность.

Следует признать, что осложнение проблем, связанных с профессиональной адаптацией библиотекарей научных библиотек, вызвано информатизацией, формированием национальной инфраструктуры. За последние два десятилетия произошли серьезные изменения в характере библиотечного труда, изменилась и роль библиотечной профессии, о чем свидетельствует ряд объективных внутренних факторов: активное внедрение автоматизации и повсеместное распространение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), инновационность библиотечной деятельности, изменения информационных потребностей пользователей библиотек.

Перед современными научными библиотеками, с одной стороны, стоит задача сохранить себя как социальный институт, выполняющий традиционные функции сохранения документального богатства и организации библиотечного обслуживания. С другой стороны, занимаясь аккумуляцией и распространением научно-технической информации наравне со специализированными центрами НТИ, предприятиями Министерства связи и информатизации, отдельными организациями Национальной академии наук Беларуси, другими предприятиями сектора ИКТ, научные библиотеки являются полноценными участниками процесса производства ИКТ, а следовательно, их можно рассматривать как неотъемлемую часть и одновременно необходимое условие развития инновационной деятельности в Беларуси.

Информатизация, с одной стороны, явилась мощным импульсом трансформации библиотечной профессии, обусловила повышение актуальности информационно-библиотечной деятельности, усилила информационную, культурно-просветительскую, образовательную и социализирующую роль библиотек. С другой стороны, в условиях информатизации существенно усложнилась профессиональная деятельность библиотекарей научных библиотек, повысились требования к уровню их профессиональной компетенции, интеллектуальным и волевым возможностям. Происходит модификация смысла профессиональной деятельности библиотекаря, современная специфика которой состоит в необходимости постоянно обновлять знания и умения для поддержания высокого уровня профессионального мастерства, повышения социальной активности и профессиональной мобильности, способности быстро и эффективно принимать решения в условиях неопределенности. Однако социальный статус профессии по-прежнему остается невысоким, о чем свидетельствуют низкая заработная плата и социальная незащищенность библиотечных специалистов, что, безусловно, влияет на процесс адаптации их к профессиональной деятельности.

Эти обстоятельства обостряют проблему совершенствования кадровой работы в научных библиотеках, одним из приоритетных направлений которой, на наш взгляд, должно стать совершенствование сопровождения профессиональной адаптации.

Основным содержанием мер, направленных на оптимизацию адаптации библиотечных работников к современным реалиям, должно стать: содействие становлению, развитию и саморазвитию в профессиональной деятельности, оказание помощи сотрудникам в овладении знаниями, умениями и навыками, соответствующими специфике работы современной научной библиотеки, создание условий и мотивации роста профессионализма, сочетание профессиональной и морально-психологической подготовки, осознание социальной значимости работы в библиотеке.

Важно отметить, что до настоящего времени проблема профессиональной адаптации библиотекарей научных библиотек Беларуси как на этапе вхождения в профессиональную деятельность, так и к изменяющимся условиям профессиональной среды остается слабоизученной. Поэтому в 2006–2008 гг. провели исследование, задачами которого были: изучение условий и среды профессиональной адаптации современных библиотечных специалистов, факторов, способствующих эффективному протеканию и, наоборот, препятствующих оптимальному режиму профессионально-адаптационных процессов, причин затруднений, возникающих в период первичной и вторичной профессиональной адаптации. Цели исследования: определение путей воздействия на адаптационные процессы в условиях научной библиотеки и разработка научно обоснованной модели совершенствования процесса профессиональной адаптации библиотекарей научных библиотек Беларуси.

На разных этапах исследования в опросах принял участие 241 сотрудник научных библиотек (руководители, специалисты разного возрастного уровня и должностного положения).

Профессиональная адаптация трактуется как процесс активного приспособления личности к новым или изменяющимся условиям трудовой деятельности и представляет собой сложное и многогранное явление, раскрывающее разнообразные аспекты взаимного приспособления адаптанта (личности) и профессиональной (адаптирующей) среды.

Традиционно выделяется два направления профессиональной адаптации: первичная и вторичная. В качестве критерия для классификации служит наличие или отсутствие у адаптируемого опыта профессиональной деятельности. Фактически адаптационные процессы разворачиваются на разных этапах профессионального развития личности. Анализ проведенных исследований и наши материалы подтверждают это положение и свидетельствуют: трудности адаптации к профессиональной среде испытывают как начинающие библиотечные работники, так и сотрудники со стажем.

В ходе исследования выяснилось, что с адаптационными процессами столкнулись: на этапе вхождения в профессиональную деятельность – 43,2% опрошенных; в процессе продвижения по карьерной лестнице – 51,9%; как новые работники, но имеющие профессиональный опыт, – 26,3%. 23,7% респондентов отметили, что в своей работе постоянно сталкиваются с необходимостью адаптироваться к различным изменениям профессиональной среды: совершенствование и инновации в технологиях, изменение руководящего состава, организационной структуры библиотеки и т.д.

Как показывает практика, самые сложные в период адаптации – первые 3–6 месяцев. Результаты опроса подтвердили это. Так, самым сложным периодом адаптации для 75,2% опрошенных были первые три месяца, для 9,5% – от 4 до 7 месяцев, для 4,4% – от 8 месяцев до года, для 2,2% – свыше года. На овладение профессиональными навыками 31,7% респондентам понадобилось менее месяца, 46,8% – от 2 до 6 месяцев, 12,9% – год, 4,3% – до 2 лет, 2,2% – до 3 лет.

Данные нашего исследования говорят о том, что первичная адаптация относительно однородна, тогда как вторичная подразделяется на несколько направлений: адаптация новых сотрудников, имеющих опыт работы; адаптация сотрудников к глобальным переменам внешней и внутренней среды библиотеки; адаптация при горизонтальных и вертикальных перемещениях; реадаптация (адаптация работников, вновь приступивших к выполнению своих обязанностей); адаптация при высвобождении работников в связи с уходом на пенсию.

Результаты проведенного исследования указывают на неотработанность в белорусских библиотеках механизма управления процессом как первичной, так и вторичной адаптации. Анализ отечественного опыта показал, что мероприятия по адаптации в большинстве библиотек формализованы, практически не функционирует институт наставничества, не существует определенных сроков на адаптационное включение, информационного обеспечения процесса адаптации (сбор и оценка показателей уровня адаптации и её длительности), отсутствует отработанная система внедрения новшеств.

Важность разработки механизма управления процессом первичной адаптации молодых работников не вызывает сомнения. После завершения обучения в библиотечном образовательном учреждении происходит резкий переход от преимущественно теоретической подготовки к исполнению трудовых функций до их фактической реализации.

Учитывая вклад белорусских библиотечных образовательных учреждений в дело подготовки библиотечно-информационных работников, тем не менее необходимо констатировать, что они не дают достаточных знаний, умений и навыков, соответствующих специфике работы современной научной библиотеки, нужны значительные усилия, чтобы адаптировать специалиста ко всем аспектам ее проявления в производственном процессе.

От эффективности адаптации молодых специалистов к условиям деятельности в конкретной библиотеке зависит быстрота включения вчерашних выпускников в производственную деятельность, продуктивность и качество труда, профессиональная мобильность [4]. Однако нередко случается, что, окунувшись в библиотечное производство, молодой специалист начинает терять уверенность в своих силах и знаниях. У него появляются мысли о смене библиотеки или профессии, единственным сдерживающим фактором в этом случае остаются обязательства по отработке не менее двух лет у нанимателя. Следует отметить, что экономические потери государства в результате смены профессий и длительного периода адаптации составляют ежегодно около 50 млрд белорусских рублей [2]. В этой связи необходимо уделять повышенное внимание первичной адаптации молодых библиотечных работников.

Непросто приходится и новичкам, имеющим опыт работы. Попадая в новый трудовой коллектив, человек практически всегда испытывает сильный стресс, негативно влияющий на его здоровье, а также на производственные показатели. Психологические исследования показывают, что в соответствии со шкалой стрессогенных факторов Холмса-Рея смена работы находится на третьем месте по силе воздействия после смерти близкого родственника и развода.

В условиях активного внедрения современных ИКТ в деятельность библиотек, инновационной деятельности возрастает роль вторичной адаптации. Внедрение нового требует проведения в библиотеке организационно-подготовительной работы, поскольку необходимо подготовить персонал к новым условиям и мотивировать его. Адаптация к внедрению новшеств проходит успешнее, если четко спланирована работа по обучению персонала. При этом обучение не должно ограничиваться лишь передачей тех или иных знаний и развитием необходимых навыков. В идеале оно призвано способствовать лучшему пониманию перспектив библиотеки в результате внедрения новшеств, повышать степень заинтересованности в процессе труда, участия в общем деле [8].

Наличие в библиотеке отработанной системы внедрения новшеств позволяет руководству сохранить персонал работоспособным и лояльным к себе, удержать старые и завоевать новые позиции на информационном рынке; а сотрудникам удержать или улучшить свои позиции в библиотеке, сохранить образ профессионала, т.е. выжить в условиях перемен.

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает управленческая адаптация, так как управленческая деятельность имеет ряд особенностей: в ее основе лежит постоянное воздействие на своих подчиненных для побуждения их к действиям, приводящим библиотеку к успеху. Важная особенность управленческой деятельности – работа в условиях постоянно меняющейся внешней среды. Современный руководитель сталкивается с массой барьеров на пути более эффектного развития библиотеки. К их числу можно отнести: несоответствие законодательной базы современным реалиям деятельности библиотек (например, работа в электронной среде), непредсказуемое поведение поставщиков, новые запросы потребителей, несоответствие квалификации персонала библиотеки запросам новой ситуации. Это и многое другое заставляет современного руководителя библиотеки работать, во-первых, приспосабливаясь к наметившимся тенденциям, а во-вторых, находиться в постоянной готовности к возможным изменениям в будущем [3].

К особенностям управленческой деятельности также можно отнести: многоплановость, многоаспектность, насыщенность разнообразными действиями; необходимость постоянно взаимодействовать с людьми (подчиненными, другими руководителями); реализацию задач в условиях выраженного дефицита временных ресурсов.

Специалисты по изучению особенностей управленческого труда отмечают, что для успешной управленческой деятельности наличие базового образования не является определяющим. Современный руководитель должен обладать узкоспециализированными знаниями и навыками эффективного менеджмента, постоянно развивать собственную коммуникативную компетентность, умение быстро получать необходимую информацию, своевременно реагировать на изменения внешней среды и быть восприимчивым к новшествам. Результаты исследований, проводимых в Республике Беларусь, показали, что для полной адаптации руководителя высшего звена требуется от одного года до двух лет, для успешной адаптации следует разрабатывать адаптационные программы, сложность составления и реализации которых увеличивается вместе с рангом руководителя [6].

Актуальность проблемы управленческой адаптации подтверждают результаты опроса вновь назначенных руководителей библиотек. Выяснилось, что практически все испытали определенный стресс на этапе вхождения на руководящую должность и охарактеризовали свою ситуацию в тот момент как очень трудную. Как показывают исследования, чаще всего это происходит из-за недостатка управленческих навыков. Данные опроса позволили выявить трудности, возникающие у руководителей в процессе адаптации: незнание, с чего начать работу, непонимание задач, стоящих перед ними, неумение разделить личные и деловые коммуникации с бывшими коллегами – нынешними подчиненными, дефицит времени. Таким образом, четко выделились две группы трудностей: 1) трудности целеусвоения и целеобразования; 2) трудности, связанные со взаимодействием с подчиненными [3]. Преодоление их требует от вновь назначенного руководителя выработки новых целей профессиональной деятельности, которые становятся более широкими и качественно более сложными, а также установления новой системы взаимоотношений с социальным и профессиональным окружением.

Результаты опроса свидетельствуют, что управленческие навыки наши респонденты вырабатывали исключительно методом проб и ошибок. Очевидно, что процесс управленческой адаптации для них прошел бы менее болезненно, если бы в их библиотеках существовала четкая программа обучения при выдвижении на руководящую должность. Основной способ, позволяющий повысить успешность профессиональной адаптации руководителя, – его предварительное обучение (или стажировка), которое должно быть направлено как на получение необходимых профессиональных знаний, так и на выработку навыков эффективного управления.

Процесс первичной и вторичной адаптации предполагает взаимное приспособление работника и библиотеки, основу которого составляет постепенное вхождение работника в новые или изменившиеся профессиональные и социально-экономические условия. Исходя из этого, выделяются различные аспекты адаптации. Исследование позволило выделить приоритетные слагаемые адаптации, которые являются, по мнению респондентов, определяющими в условиях научной библиотеки.

Участникам опроса было предложено оценить (по 5-балльной шкале) аспекты адаптации по степени сложности. Основным и наиболее сложным аспектом респонденты считают профессиональный, который заключается в дополнительном освоении профессиональных возможностей (знаний и навыков), формировании профессионально необходимых качеств личности, положительного отношения к своей работе. Далее следует организационно-административный аспект. Его суть состоит в освоении организационного, экономического механизмов управления, системы мотивации, ознакомлении с местом, которое занимает подразделение и должность в общей системе целей и в организационной структуре. Считаем, что сложность этого аспекта адаптации отмечена не случайно, так как его важнейшая специфическая сторона – подготовленность к восприятию и реализации нововведений (технического или организационного характера).

На третье место по степени сложности участники опроса поставили социально-психологический аспект, связанный с включением библиотечного работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. На четвертое – психофизиологический аспект. Он связан с освоением всей совокупности условий, оказывающих психофизиологическое воздействие на работника во время труда: физические и психические нагрузки, уровень монотонности труда, санитарно-гигиенические нормы производственной обстановки, ритм труда, удобство рабочего места, внешние факторы воздействия (шум, освещенность, вибрация).

Следует заметить, что все аспекты адаптации, несмотря на различия, находятся в постоянном взаимодействии, поэтому процесс управления адаптацией в библиотеке требует единой системы инструментов воздействия.

Исследование позволило выявить затруднения, возникающие в период профессиональной адаптации, которые были сгруппированы по сходству семантических признаков в несколько групп, связанных с определенными аспектами адаптации. Это подтверждает значимость аспектов, составляющих процесс адаптации, и показывает необходимость рассматривать их в комплексе и во взаимодействии.

1. Затруднения, связанные с освоением профессиональной деятельности: недостаток профессиональных знаний и опыта, отсутствие особых навыков работы, необходимых по причине специфики технологических процессов конкретной библиотеки, незнание алгоритмов работы, принятых в библиотеке; неумение пользоваться специальным программным обеспечением.

2. Затруднения, связанные с освоением особенностей организационного механизма управления и организации технологических процессов конкретной библиотеки: отсутствие представлений о структуре библиотеки и взаимосвязи с другими подразделениями, сведений о стратегии развития библиотеки и концепции работы отдела, незнание особенностей организации труда, неофициально принятого режима работы; авторитарный стиль руководства; низкий уровень профессионализма линейных руководителей.

3. Затруднения, связанные с социально-психологическими проблемами: незнание корпоративной культуры, традиций отдела; диссонанс личностных особенностей и корпоративных ценностей; отсутствие нормального морально-психологического климата, проблемы во взаимоотношениях с сотрудниками и руководством; отсутствие у сотрудников благожелательного настроя и готовности оказать помощь; неуверенность в себе, боязнь допустить ошибку, стресс, нервозность, подавленность, страх перед возможными проблемами.

4. Затруднения, связанные с освоением условий, оказывающих различное психофизическое воздействие на работника: высокая интенсивность труда; невозможность приспособиться (на физиологическом уровне) к условиям труда, режиму; монотонность, повышенная напряженность.

Исследование показало, что успешность адаптации как процесса зависит от целого ряда факторов, которые как на прямую, так и косвенно влияют на ее реализацию. Проведен анализ объективных внешних и внутренних факторов, для определения эффективности процесса адаптации в библиотеках разработана система объективных и субъективных показателей, характеризующих каждый из перечисленных выше аспектов адаптации и субъективных факторов. Объективные показатели характеризуют эффективность трудовой деятельности, активность сотрудников в различных сферах, субъективные – удовлетворенность сотрудника работой в целом или отдельными ее проявлениями. В качестве инструментов исследования показателей использовались интервью, анкетирование выбранных групп сотрудников, проведение бесед с непосредственными руководителями, обработка различной документации библиотек. Оценка показателей позволила сделать вывод о полноте адаптации работников, конкретизировать проблемы.

Исследование позволило выполнить ряд задач для разработки научно обоснованной модели совершенствования процесса профессиональной адаптации библиотекарей научных библиотек Беларуси, а именно: выявить факторы, способствующие эффективному протеканию и, наоборот, препятствующие оптимальному режиму профессионально-адаптационных процессов; разработать систему показателей эффективности процесса адаптации; определить его этапы и круг адаптационных мероприятий. Модель управления адаптацией основывается на направлениях и аспектах этого процесса, а также на таких организационных особенностях, как категория библиотечного персонала, размер библиотеки, интенсивность набора персонала и т.д.

Разработанная нами модель управления процессом профессиональной адаптации библиотекарей может быть включена в систему управления персоналом библиотек как еще один инструмент, использование которого приведет к повышению эффективности работы библиотеки в целом.

Список источников

1. Здравомыслов А. Г. Человек и его работа / А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов. – Москва, 2003. – С. 42.

2. Косинец А. Н. Инновационное образование – главный ресурс конкурентоспособной экономики государства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sb.by/post/61782/. – 23.03.2009.

3. Реан А. А. Психология адаптации личности. Анализ, теория, практика. – Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2006. – С. 267–271.

4. Ростунов А. Т. Формирование профессиональной пригодности. – Минск, 1998. – С. 140.

5. Социально-экономические проблемы труда на промышленном предприятии / под ред. Е. Г. Антосанкова, Л. А. Шишкиной. – Новосибирск : Наука, 1979. – 213 с.

6. Тышкевич П. Г. Стена, или ошибки, которые может допустить руководитель во время адаптации / П. Г. Тышкевич // Кадровая служба. – 2005. – № 1. – С. 83.

7. Управление организацией : энциклопедический словарь. – Москва : Инфра-М, 2001. – С. 744–745.

8. Фокина О. В. Стратегия обучения в период реорганизации компании / О. В. Фокина // Справочник по управлению персоналом. – 2003. – № 1. – С. 84–91.

  
На главную