И. В. Юрик
Президентская библиотека Республики Беларусь, Минск
Проблемы
профессиональной адаптации
библиотекарей научных библиотек Беларуси
Представлены
результаты исследования проблем профессиональной адаптации библиотекарей.
Рассмотрены факторы, влияющие на адаптационные процессы; особенности первичной
и вторичной адаптации; аспекты профессиональной адаптации библиотечных
работников и причины адаптационных затруднений.
В современный период особое значение приобретают проблемы профессиональной
адаптации белорусских библиотекарей в условиях научной библиотеки. Их
профессиональная деятельность осуществляется в сложных условиях, в значительной
степени обусловленных социально-экономическими трансформациями в республике,
информатизацией, внедрением инноваций во все сферы деятельности,
духовно-нравственным состоянием общества, которое характеризуется
неопределенностью и нестабильностью жизненных приоритетов, заниженным чувством
коллективизма и общественной активности. Усугубляет ситуацию разразившийся экономический
кризис: все отрицательные проявления приобретают более глубокую окраску,
усиливают социальную напряженность.
Следует признать, что осложнение проблем, связанных с профессиональной
адаптацией библиотекарей научных библиотек, вызвано информатизацией,
формированием национальной инфраструктуры. За последние два десятилетия
произошли серьезные изменения в характере библиотечного труда, изменилась и
роль библиотечной профессии, о чем свидетельствует ряд объективных внутренних
факторов: активное внедрение автоматизации и повсеместное распространение
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), инновационность библиотечной
деятельности, изменения информационных потребностей пользователей библиотек.
Перед современными научными библиотеками, с одной стороны, стоит
задача сохранить себя как социальный институт, выполняющий традиционные функции
сохранения документального богатства и организации библиотечного обслуживания.
С другой стороны, занимаясь аккумуляцией и распространением научно-технической
информации наравне со специализированными центрами НТИ, предприятиями
Министерства связи и информатизации, отдельными организациями Национальной
академии наук Беларуси, другими предприятиями сектора ИКТ, научные библиотеки являются
полноценными участниками процесса производства ИКТ, а следовательно, их можно
рассматривать как неотъемлемую часть и одновременно необходимое условие
развития инновационной деятельности в Беларуси.
Информатизация, с одной стороны, явилась мощным импульсом
трансформации библиотечной профессии, обусловила повышение актуальности
информационно-библиотечной деятельности, усилила информационную,
культурно-просветительскую, образовательную и социализирующую роль библиотек. С
другой стороны, в условиях информатизации существенно усложнилась
профессиональная деятельность библиотекарей научных библиотек, повысились
требования к уровню их профессиональной компетенции, интеллектуальным и волевым
возможностям. Происходит модификация смысла профессиональной деятельности
библиотекаря, современная специфика которой состоит в необходимости постоянно
обновлять знания и умения для поддержания высокого уровня профессионального
мастерства, повышения социальной активности и профессиональной мобильности, способности
быстро и эффективно принимать решения в условиях неопределенности. Однако социальный
статус профессии по-прежнему остается невысоким, о чем свидетельствуют низкая
заработная плата и социальная незащищенность библиотечных специалистов, что,
безусловно, влияет на процесс адаптации их к профессиональной деятельности.
Эти обстоятельства обостряют проблему совершенствования кадровой
работы в научных библиотеках, одним из приоритетных направлений которой, на наш
взгляд, должно стать совершенствование сопровождения профессиональной
адаптации.
Основным содержанием мер, направленных на оптимизацию адаптации
библиотечных работников к современным реалиям, должно стать: содействие
становлению, развитию и саморазвитию в профессиональной деятельности, оказание
помощи сотрудникам в овладении знаниями, умениями и навыками, соответствующими
специфике работы современной научной библиотеки, создание условий и мотивации
роста профессионализма, сочетание профессиональной и морально-психологической
подготовки, осознание социальной значимости работы в библиотеке.
Важно отметить, что до настоящего времени проблема профессиональной
адаптации библиотекарей научных библиотек Беларуси как на этапе вхождения в
профессиональную деятельность, так и к изменяющимся условиям профессиональной
среды остается слабоизученной. Поэтому в 2006–2008 гг. провели исследование,
задачами которого были: изучение условий и среды профессиональной адаптации
современных библиотечных специалистов, факторов, способствующих эффективному
протеканию и, наоборот, препятствующих оптимальному режиму профессионально-адаптационных
процессов, причин затруднений, возникающих в период первичной и вторичной
профессиональной адаптации. Цели исследования: определение путей воздействия на
адаптационные процессы в условиях научной библиотеки и разработка научно
обоснованной модели совершенствования процесса профессиональной адаптации
библиотекарей научных библиотек Беларуси.
На разных этапах исследования в опросах принял участие 241 сотрудник
научных библиотек (руководители, специалисты разного возрастного уровня и
должностного положения).
Профессиональная адаптация трактуется как процесс активного приспособления
личности к новым или изменяющимся условиям трудовой деятельности и представляет
собой сложное и многогранное явление, раскрывающее разнообразные аспекты
взаимного приспособления адаптанта (личности) и профессиональной (адаптирующей)
среды.
Традиционно выделяется два направления профессиональной адаптации:
первичная и вторичная. В качестве критерия для классификации служит наличие или
отсутствие у адаптируемого опыта профессиональной деятельности. Фактически
адаптационные процессы разворачиваются на разных этапах профессионального
развития личности. Анализ проведенных исследований и наши материалы
подтверждают это положение и свидетельствуют: трудности адаптации к
профессиональной среде испытывают как начинающие библиотечные работники, так и
сотрудники со стажем.
В ходе исследования выяснилось, что с адаптационными процессами
столкнулись: на этапе вхождения в профессиональную деятельность – 43,2%
опрошенных; в процессе продвижения по карьерной лестнице – 51,9%; как новые
работники, но имеющие профессиональный опыт, – 26,3%. 23,7% респондентов
отметили, что в своей работе постоянно сталкиваются с необходимостью
адаптироваться к различным изменениям профессиональной
среды: совершенствование и инновации в технологиях, изменение руководящего
состава, организационной структуры библиотеки и т.д.
Как показывает практика, самые сложные в период адаптации – первые
3–6 месяцев. Результаты опроса подтвердили это. Так, самым сложным периодом
адаптации для 75,2% опрошенных были первые три месяца, для 9,5% – от 4 до 7
месяцев, для 4,4% – от 8 месяцев до года, для 2,2% – свыше года. На овладение
профессиональными навыками 31,7% респондентам понадобилось менее месяца, 46,8%
– от 2 до 6 месяцев, 12,9% – год, 4,3% – до 2 лет, 2,2% – до 3 лет.
Данные нашего исследования говорят о том, что первичная адаптация
относительно однородна, тогда как вторичная подразделяется на несколько
направлений: адаптация новых сотрудников, имеющих опыт работы; адаптация
сотрудников к глобальным переменам внешней и внутренней среды библиотеки;
адаптация при горизонтальных и вертикальных перемещениях; реадаптация
(адаптация работников, вновь приступивших к выполнению своих обязанностей);
адаптация при высвобождении работников в связи с уходом на пенсию.
Результаты проведенного исследования указывают на неотработанность
в белорусских библиотеках механизма управления процессом как первичной, так и
вторичной адаптации. Анализ отечественного опыта показал, что мероприятия по
адаптации в большинстве библиотек формализованы, практически не функционирует
институт наставничества, не существует определенных
сроков на адаптационное включение, информационного обеспечения процесса
адаптации (сбор и оценка показателей уровня адаптации и её длительности), отсутствует
отработанная система внедрения новшеств.
Важность разработки механизма управления процессом первичной
адаптации молодых работников не вызывает сомнения. После завершения обучения в
библиотечном образовательном учреждении происходит резкий переход от
преимущественно теоретической подготовки к исполнению трудовых функций до их
фактической реализации.
Учитывая вклад белорусских библиотечных образовательных учреждений
в дело подготовки библиотечно-информационных работников, тем не менее
необходимо констатировать, что они не дают достаточных знаний, умений и
навыков, соответствующих специфике работы современной научной библиотеки, нужны
значительные усилия, чтобы адаптировать специалиста ко всем аспектам ее
проявления в производственном процессе.
От эффективности адаптации молодых специалистов к условиям деятельности
в конкретной библиотеке зависит быстрота включения вчерашних выпускников в
производственную деятельность, продуктивность и качество труда,
профессиональная мобильность [4].
Однако нередко случается, что, окунувшись в библиотечное производство, молодой
специалист начинает терять уверенность в своих силах и знаниях. У него
появляются мысли о смене библиотеки или профессии, единственным сдерживающим
фактором в этом случае остаются обязательства по отработке не менее двух лет у
нанимателя. Следует отметить, что экономические потери государства в результате
смены профессий и длительного периода адаптации составляют ежегодно около 50
млрд белорусских рублей [2]. В этой
связи необходимо уделять повышенное внимание первичной адаптации молодых библиотечных
работников.
Непросто приходится и новичкам, имеющим опыт работы. Попадая в
новый трудовой коллектив, человек практически всегда испытывает сильный стресс,
негативно влияющий на его здоровье, а также на производственные показатели.
Психологические исследования показывают, что в соответствии со шкалой
стрессогенных факторов Холмса-Рея смена работы находится на третьем месте по
силе воздействия после смерти близкого родственника и развода.
В условиях активного внедрения современных ИКТ в деятельность
библиотек, инновационной деятельности возрастает роль вторичной адаптации.
Внедрение нового требует проведения в библиотеке организационно-подготовительной
работы, поскольку необходимо подготовить персонал к новым условиям и
мотивировать его. Адаптация к внедрению новшеств проходит успешнее, если четко
спланирована работа по обучению персонала. При этом обучение не должно
ограничиваться лишь передачей тех или иных знаний и развитием необходимых
навыков. В идеале оно призвано способствовать лучшему пониманию перспектив
библиотеки в результате внедрения новшеств, повышать степень заинтересованности
в процессе труда, участия в общем деле [8].
Наличие в библиотеке отработанной системы внедрения новшеств позволяет
руководству сохранить персонал работоспособным и лояльным к себе, удержать
старые и завоевать новые позиции на информационном рынке; а сотрудникам
удержать или улучшить свои позиции в библиотеке, сохранить образ профессионала,
т.е. выжить в условиях перемен.
Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает управленческая адаптация,
так как управленческая деятельность имеет ряд особенностей: в ее основе лежит
постоянное воздействие на своих подчиненных для побуждения их к действиям,
приводящим библиотеку к успеху. Важная особенность управленческой деятельности
– работа в условиях постоянно меняющейся внешней среды. Современный
руководитель сталкивается с массой барьеров на пути более эффектного развития
библиотеки. К их числу можно отнести: несоответствие законодательной базы
современным реалиям деятельности библиотек (например, работа в электронной
среде), непредсказуемое поведение поставщиков, новые запросы потребителей,
несоответствие квалификации персонала библиотеки запросам новой ситуации. Это и
многое другое заставляет современного руководителя библиотеки работать, во-первых, приспосабливаясь к наметившимся
тенденциям, а во-вторых, находиться в постоянной готовности к возможным
изменениям в будущем [3].
К особенностям управленческой деятельности также можно отнести:
многоплановость, многоаспектность, насыщенность разнообразными действиями;
необходимость постоянно взаимодействовать с людьми (подчиненными, другими
руководителями); реализацию задач в условиях выраженного дефицита временных
ресурсов.
Специалисты по изучению особенностей управленческого труда отмечают,
что для успешной управленческой деятельности наличие базового образования не
является определяющим. Современный руководитель должен обладать
узкоспециализированными знаниями и навыками эффективного менеджмента, постоянно
развивать собственную коммуникативную компетентность, умение быстро получать
необходимую информацию, своевременно реагировать на изменения внешней среды и
быть восприимчивым к новшествам. Результаты исследований, проводимых в
Республике Беларусь, показали, что для полной адаптации руководителя высшего
звена требуется от одного года до двух лет, для успешной адаптации следует разрабатывать
адаптационные программы, сложность составления и реализации которых
увеличивается вместе с рангом руководителя [6].
Актуальность проблемы управленческой адаптации подтверждают результаты
опроса вновь назначенных руководителей библиотек. Выяснилось, что практически
все испытали определенный стресс на этапе вхождения на руководящую должность и
охарактеризовали свою ситуацию в тот момент как очень трудную. Как показывают
исследования, чаще всего это происходит из-за недостатка управленческих
навыков. Данные опроса позволили выявить трудности, возникающие у руководителей
в процессе адаптации: незнание, с чего начать работу, непонимание задач,
стоящих перед ними, неумение разделить личные и деловые коммуникации с бывшими
коллегами – нынешними подчиненными, дефицит времени. Таким образом, четко
выделились две группы трудностей: 1) трудности целеусвоения и целеобразования;
2) трудности, связанные со взаимодействием с подчиненными [3]. Преодоление их требует от вновь назначенного руководителя
выработки новых целей профессиональной деятельности, которые становятся более широкими и качественно более сложными, а также установления
новой системы взаимоотношений с социальным и профессиональным окружением.
Результаты опроса свидетельствуют, что управленческие навыки наши
респонденты вырабатывали исключительно методом проб и ошибок. Очевидно, что
процесс управленческой адаптации для них прошел бы менее болезненно, если бы в
их библиотеках существовала четкая программа обучения при выдвижении на
руководящую должность. Основной способ, позволяющий повысить успешность
профессиональной адаптации руководителя, – его предварительное обучение (или
стажировка), которое должно быть направлено как на получение необходимых
профессиональных знаний, так и на выработку навыков эффективного управления.
Процесс первичной и вторичной адаптации предполагает взаимное
приспособление работника и библиотеки, основу которого составляет постепенное
вхождение работника в новые или изменившиеся профессиональные и
социально-экономические условия. Исходя из этого, выделяются различные аспекты
адаптации. Исследование позволило выделить приоритетные слагаемые адаптации,
которые являются, по мнению респондентов, определяющими в условиях научной
библиотеки.
Участникам опроса было предложено оценить (по 5-балльной шкале)
аспекты адаптации по степени сложности. Основным и наиболее сложным аспектом
респонденты считают профессиональный, который заключается в дополнительном
освоении профессиональных возможностей (знаний и навыков), формировании
профессионально необходимых качеств личности, положительного отношения к своей
работе. Далее следует организационно-административный аспект. Его суть состоит
в освоении организационного, экономического механизмов управления, системы
мотивации, ознакомлении с местом, которое занимает подразделение и должность в
общей системе целей и в организационной структуре. Считаем, что сложность этого
аспекта адаптации отмечена не случайно, так как его важнейшая специфическая
сторона – подготовленность к восприятию и реализации нововведений (технического
или организационного характера).
На третье место по степени сложности участники опроса поставили
социально-психологический аспект, связанный с включением библиотечного
работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни,
ценностными ориентациями. На четвертое – психофизиологический аспект. Он связан
с освоением всей совокупности условий, оказывающих психофизиологическое
воздействие на работника во время труда: физические и психические нагрузки,
уровень монотонности труда, санитарно-гигиенические нормы производственной
обстановки, ритм труда, удобство рабочего места, внешние факторы воздействия
(шум, освещенность, вибрация).
Следует заметить, что все
аспекты адаптации, несмотря на различия, находятся в постоянном взаимодействии,
поэтому процесс управления адаптацией в библиотеке требует единой системы
инструментов воздействия.
Исследование позволило выявить затруднения, возникающие в период
профессиональной адаптации, которые были сгруппированы по сходству
семантических признаков в несколько групп, связанных с определенными аспектами
адаптации. Это подтверждает значимость аспектов, составляющих процесс
адаптации, и показывает необходимость рассматривать их в комплексе и во
взаимодействии.
1. Затруднения, связанные с
освоением профессиональной деятельности: недостаток профессиональных знаний и
опыта, отсутствие особых навыков работы, необходимых по причине специфики
технологических процессов конкретной библиотеки, незнание алгоритмов работы,
принятых в библиотеке; неумение пользоваться специальным программным обеспечением.
2. Затруднения, связанные с
освоением особенностей организационного механизма управления и организации
технологических процессов конкретной библиотеки: отсутствие представлений о
структуре библиотеки и взаимосвязи с другими подразделениями, сведений о
стратегии развития библиотеки и концепции работы отдела, незнание особенностей
организации труда, неофициально принятого режима работы; авторитарный стиль
руководства; низкий уровень профессионализма линейных руководителей.
3. Затруднения, связанные с социально-психологическими проблемами:
незнание корпоративной культуры, традиций отдела; диссонанс личностных
особенностей и корпоративных ценностей; отсутствие нормального
морально-психологического климата, проблемы во взаимоотношениях с сотрудниками
и руководством; отсутствие у сотрудников благожелательного настроя и готовности
оказать помощь; неуверенность в себе, боязнь допустить ошибку, стресс,
нервозность, подавленность, страх перед возможными проблемами.
4. Затруднения, связанные с освоением условий, оказывающих различное
психофизическое воздействие на работника: высокая интенсивность труда;
невозможность приспособиться (на физиологическом уровне) к условиям труда,
режиму; монотонность, повышенная напряженность.
Исследование показало, что успешность адаптации как процесса зависит
от целого ряда факторов, которые как на прямую, так и косвенно влияют на ее
реализацию. Проведен анализ объективных внешних и внутренних факторов, для
определения эффективности процесса адаптации в библиотеках разработана система
объективных и субъективных показателей, характеризующих каждый из перечисленных
выше аспектов адаптации и субъективных факторов. Объективные показатели
характеризуют эффективность трудовой деятельности, активность сотрудников в
различных сферах, субъективные – удовлетворенность сотрудника работой в целом
или отдельными ее проявлениями. В качестве инструментов исследования
показателей использовались интервью, анкетирование выбранных групп сотрудников,
проведение бесед с непосредственными руководителями, обработка различной
документации библиотек. Оценка показателей позволила сделать вывод о полноте
адаптации работников, конкретизировать проблемы.
Исследование позволило выполнить ряд задач для разработки научно
обоснованной модели совершенствования процесса профессиональной адаптации
библиотекарей научных библиотек Беларуси, а именно: выявить факторы,
способствующие эффективному протеканию и, наоборот, препятствующие оптимальному
режиму профессионально-адаптационных процессов; разработать систему показателей
эффективности процесса адаптации; определить его этапы и круг адаптационных
мероприятий. Модель управления адаптацией основывается на направлениях и
аспектах этого процесса, а также на таких организационных особенностях, как
категория библиотечного персонала, размер библиотеки, интенсивность набора
персонала и т.д.
Разработанная нами модель управления процессом профессиональной
адаптации библиотекарей может быть включена в систему управления персоналом
библиотек как еще один инструмент, использование которого приведет к повышению
эффективности работы библиотеки в целом.
Список источников
1. Здравомыслов А. Г. Человек и его работа
/ А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов. – Москва, 2003. – С. 42.
2. Косинец А. Н. Инновационное образование
– главный ресурс конкурентоспособной экономики государства [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.sb.by/post/61782/. – 23.03.2009.
3. Реан А. А. Психология адаптации
личности. Анализ, теория, практика. – Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2006. –
С. 267–271.
4. Ростунов А. Т. Формирование
профессиональной пригодности. – Минск, 1998. – С. 140.
5. Социально-экономические проблемы труда
на промышленном предприятии / под ред. Е. Г. Антосанкова,
Л. А. Шишкиной. – Новосибирск : Наука, 1979. – 213 с.
6. Тышкевич П. Г. Стена, или ошибки,
которые может допустить руководитель во время адаптации /
П. Г. Тышкевич // Кадровая служба. – 2005. – № 1. – С. 83.
7. Управление организацией :
энциклопедический словарь. – Москва : Инфра-М, 2001. – С. 744–745.
8. Фокина О. В. Стратегия обучения в
период реорганизации компании / О. В. Фокина // Справочник по
управлению персоналом. – 2003. – № 1. – С. 84–91.
|